Кто назначает судей конституционного суда рф по новой конституции

Обновлено: 15.05.2024

1. Судей в Конституционном Суде становится 11 вместо 19 (ч. 1 ст. 125 Конституции в проектируемой редакции).

К сожалению, в пояснительной записке к законопроекту этот важный вопрос вообще никак не комментируется. Видимо, члены комиссии по разработке поправок в Конституцию не знают, почему в выработанном ими текста оказалось соответствующее предписание.

Мне не очень понятно, зачем это нововведение. Возможно, чем идея такова: чем меньше судей КС, тем меньше вероятности появления "непослушного меньшинства", которое может разрастись во что-то бОльшее. Современная история КС знает появление "судей-бунтарей". Видимо, это превентивная мера от этого: в малом сообществе такая вероятность будет существенно ниже.

2. Конституционный Суд приобретает функции предварительного конституционного надзора (п. "а" ч. 5.1 ст. 125): "по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность законов, принятых в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации".

Также (п. "в" ч. 5.1 ст. 125): "по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их подписания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)."

Мне не очень нравится идея предварительного конституционного контроля, особенно с учетом того, что право на обращение в КС имеет только президент. В случае необходимости проведения сомнительных законодательных инициатив президентом, возможно предварительное положительное решение вопроса о конституционности, что потом будет препятствовать заявителям обращаться с запросом об осуществлении последующего конституционного контроля. У юристов-схемотехников это называется "просудить тему". Плохо, что эти технологии попадают в Основной закон.

3. Судей (апелляционных, кассационных судов, Верховного и Конституционного судов) будет лишать полномочий Совет Федерации (п. е.4 ст. 83, подп. М ч. 1 ст. 102) по представлению Президента.

Это очень плохая идея. Основа статуса судьи - это его независимость от других властей. В частности, это проявляется в том, что ставить вопрос о лишении статуса и разрешать вопрос о лишении статуса судьи могут только представители судейского сообщества (с привлечением общественности в состав соответствующих органов). Этой же поправкой этот принцип ниспровергается: решать о вопрос о прекращении статуса судьи будут законодатели по представлению президента. Очевидно, что судейская независимость просто исчезает - судьям проверяющих и высших инстанций просто опасно решать что-то против законодательной и исполнительной власти. Иначе по высосанным из пальца основаниям их просто будут лишать статуса, а судейское сообщество их защитить не сможет.

Понятное дело, что судейское сообщество современной России - это вряд ли образец подлинного независимого и профессионального судейского корпуса, осознающего себя именно как третья власть. Но эти поправки делают всё, чтобы такое сообщество в стране и никогда не сложилось. Я думаю, что проектируемые законоположения противоречат базовым положениям ст. 10 Конституции о разделении властей и самостоятельности судебной власти.

4. Основания для лишения статуса судьи разсплывчаты (там же). В проекте написано так: СФ лишает судей полномочий ". в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий."

Это фактически продолжение п. 3 - умаление независимости судебной власти и создание непроницаемой препоны для потенциального формирования сильного, профессионального и независимого судейского корпуса в России. Если под "иными случаями" будут пониматься какие-то факты в деятельности судьи, которые не представляют собой нарушение судейской этики или неправомерного поведения, а что-то связанное с предельно абстрактными формулировками, обозначающими "неугодность" судьи исполнительной власти, то соответствующие предписания закона будут неконституционными. Если же под "иными случаями" будут пониматься случаи прекращения полномочий судей, которые перечислены в Законе о статусе судей (вроде длительной болезни судьи либо отказа от перевода в другой суд в связи с ликвидацией суда), то очень странно, что такой мелочью будут загружены новоиспеченные "сенаторы Российской Федерации". Это вполне себе технические казусы, которые могут решать органы судейского сообщества.

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Комментарий к Ст. 128 Конституции Российской Федерации

Конституция определяет общий порядок наделения полномочиями судей высших федеральных судов Российской Федерации – Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Новым здесь является сам принцип формирования судейского состава этих судов и круг субъектов государственной власти, участвующих в этой процедуре.

Согласно Конституции формирование судейского корпуса осуществляется на основе взаимодействия трех ветвей государственной власти. Соответствующие полномочия Президента РФ, органов представительной власти, руководителей высших судов и органов судейского сообщества определяются Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами (см. ст. 125 Конституции).

Конституция устанавливает единый порядок назначения судей всех высших судов. Высшие федеральные суды образуются высшими органами государственной власти: Президентом Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания.

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. В частности, в ст. 128 обновленной Конституции РФ были внесены изменения о формировании судов, о судьях КС и федеральных.

В измененной ст. 128 описывается порядок назначения судей. Здесь же указано, что председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются президентом в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Теперь не только судьи КС, ВС и федеральных судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, но также Председатель Конституционного Суда РФ и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда, Верховного суда и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Возрастание роли Президента и Совета Федерации в наделении полномочиями носителей высшей судебной власти в лице судей указанных судов выражается в том, что только Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

Особенностью образования высших судебных органов Российской Федерации является также то обстоятельство, что назначение судей этих судов из числа представленных Президентом кандидатов Конституция относит к исключительной компетенции лишь одной палаты Федерального Собрания Российской Федерации - Совета Федерации.

Характерно соотношение правомочий этих органов государственной власти при формировании высших органов судебной власти: Совет Федерации может отклонить представленные Президентом кандидатуры, но без представления Президента назначение судьи высшего суда состояться не может.

При наделении полномочиями судей ВАС и ВС учитывается мнение представителей судейского сообщества и руководителей высших органов судебной власти. Квалификационные коллегии судей Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ представляют заключения председателям этих судов о возможности: назначения судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, назначения на должность заместителей председателей этих судов.

Каждый кандидат в судьи названных судов обсуждается персонально не только в квалификационных коллегиях судей, но и на заседаниях комиссии Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации, а при необходимости и вызывается на такое заседание.

С учетом требований ст. 72 Конституции при рассмотрении кандидатур наряду с их профессиональными качествами учитывается и мнение руководителей субъектов Российской Федерации.

В ч. 3 данной статьи содержится указание на форму правового регулирования полномочий, порядок организации и деятельности высших судебных органов Российской Федерации, а именно на федеральный конституционный закон.

Так, назначения на все судейские должности в федеральных судах производятся президентом США с согласия Сената, который вправе отвергнуть предложенную президентом кандидатуру.

К американским кандидатам на должности федеральных судей предъявляются высокие требования, как в профессиональном, так и в этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского профессора, безукоризненная репутация и др.).

Федеральные судьи назначаются на свои должности пожизненно и могут быть смещены лишь в результате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при окружных федеральных судах, назначаются на свои должности судами на восьмилетний срок либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству.

Назначение на судейские должности в судах штатов производится по весьма различным правилам. Судьи верховных судов и апелляционных инстанций в большинстве штатов назначаются губернаторами с согласия Сената либо иного законодательного органа штата на срок 6-15 лет чаще всего с правом повторного назначения.

В таком же порядке в некоторых американских штатах занимают свои должности и судьи нижестоящих судебных инстанций. Однако большинство судей в штатах выбираются населением в ходе избирательных кампаний.

Такая система при всей ее внешней демократичности давно уже стала в США предметом критики, ибо на первый план здесь нередко выступают интересы противоборствующих политических партий, стоящих за кандидатами, а непрофессиональные и личные качества. В результате во многих штатах за последние десятилетия все чаще разрабатываются новые варианты системы занятия должностей.

В основе этих вариантов обычно лежит так называемый миссурийский план (впервые введен в 1940 г. в штате Миссури): губернатор штата назначает на должность судьи одного из трех кандидатов, предложенных ему специальной квалификационной комиссией экспертов, а после года его пребывания в должности проводятся выборы, в ходе которых население может либо одобрить, либо отменить это назначение.

Важная роль в системе назначения судей, как и в решении многих других вопросов, в большинстве штатов принадлежит различным органам судебного самоуправления. Соответствующие органы, наделенные большими полномочиями, созданы и судьями федеральной системы.

Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин (слева) поздравляет с очередным вступлением в должность президента России Владимира Путина. 7 мая 2018 года. Фото: ТАСС

Настоящее Время продолжает рассказывать, о чем именно говорится в законе о поправках к Конституции России. Его уже приняла Госдума и подписал президент, а теперь россиянам предлагается "одобрить" документ на "всенародном голосовании" 1 июля. Всего в законе более двухсот исправлений, дополнений и уточнений. Для проекта "Один день – одна поправка" мы выбрали 15 самых существенных и заметных .

Сегодня разбираемся в том, почему судей в Конституционном суде станет 11 вместо 19, сможет ли президент России их увольнять и как это сочетается с принципом разделения властей.

Что изменится

В исправленной Владимиром Путиным Конституции есть сразу несколько изменений, которые касаются работы судов: и федеральных, и Верховного, и Конституционного. Среди самых заметных – не только назначение (это было и раньше), но и прекращение полномочий судьи Советом Федерации "по представлению президента".

Так – фактически по инициативе главы государства – можно будет прекратить полномочия "судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях" (пункт “ж” статьи 83).

Статья 125 Основного закона посвящена исключительно Конституционному суду, и она существенно изменится. Именно в ней будет записано сокращение штата судей – их станет 11 вместо 19. Кроме того, судьи КС должны будут проверять законопроекты на конституционность до их подписания президентом (об этом идет речь в пункте "а" части 5 прим 1 статьи 125).

Судебная власть в Конституции сегодня

Сейчас работа Конституционного суда, согласно 125-й статье Конституции, заключается несколько в другом: он не представляет из себя конвейер по оценке законопроектов, а проверяет на соответствие Основному закону отдельные акты, международные договоры, конституции республик – то есть в первую очередь разрешает споры, разбирает сложные случаи.

Назначение судей Совфедом "по представлению президента" прописано в статье 128 Конституции. А что касается председателей судов (в том числе Конституционного и Верховного), то возможность президента "представить" их к назначению предусмотрена ФКЗ № 2, который принят еще в июне 2009 года, то есть в этом смысле ничего не меняется. Но права снимать судей по дисциплинарным основаниям у президента сейчас нет – этим занимается Высшая квалификационная коллегия судей. Ее работа и полномочия описаны в законе "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Достаточно ли России 11 судей КС и что произойдет с разделением властей

"Одно дело – назначать судей. Во всех странах судей назначают не судьи, а кто-то. Например, в США их назначает президент с ведома и согласия Сената. То есть существуют процедуры, которые позволяют другим ветвям власти формировать судейский корпус. Но после этого судьи оказываются независимы: они получают должность и никак не зависят от того, кто их назначил, – отмечает судья в отставке и автор закона о Конституционном суде Сергей Пашин. – Это самое важное. Назначение – это одно, а смещение – другое. Судья не должен жить под дамокловым мечом и рисковать должностью потому, что он отменил или признал недействующим указ своего благодетеля".

Юристы всерьез обеспокоены нарушением принципа разделения властей, об этом говорилось и в так называемом письме "друзей суда", опубликованном в марте 2020 года (КС на него не отреагировал и одобрил поправки). Профессор ВШЭ Елена Лукьянова говорит об этом так: "Президент получит чрезмерный контроль над органами, которые должны проверять конституционность и правомерность его же указов. То есть судьи, по сути, теряют независимость, и их несменяемость находится под угрозой".

Лукьянова ранее обращала внимание на то, что в КС и сейчас нет необходимых 19 членов (решения принимают 15 судей). Дальнейшее снижение этого количества – помимо самого того факта, что часть судей уволят до истечения их полномочий, – отразится на эффективности работы суда, к которой и так есть вопросы. "Сокращение численности Конституционного суда ничем не обосновано и крайне вредно, учитывая количество обращений в суд и правило, в соответствии с которым КС не может рассматривать два дела одновременно. Это нарушает право граждан на судебную защиту", – заключает юрист.

О прочих нарушениях принципа разделения властей читайте в наших следующих материалах, посвященных поправкам к Конституции. А из предыдущей публикации можно узнать о том, насколько эффективен и законен запрет для депутатов и министров иметь иностранное гражданство.

Судьи Конституционного Суда РФ, как и Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются в одном порядке – Советом Федерации по представлению Президента РФ. Вместе с тем председатели и заместители председателей Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на должность данной палатой Федерального Собрания сроком на шесть лет по представлению Президента РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Председатель же и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ избираются на пленарном заседании Суда из состава судей сроком на три года.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, безупречную репутацию, признанную высокую квалификацию в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.




Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

прекращения полномочий судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в случаях, если:

1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин (слева) поздравляет с очередным вступлением в должность президента России Владимира Путина. 7 мая 2018 года. Фото: ТАСС

Настоящее Время продолжает рассказывать, о чем именно говорится в законе о поправках к Конституции России. Его уже приняла Госдума и подписал президент, а теперь россиянам предлагается "одобрить" документ на "всенародном голосовании" 1 июля. Всего в законе более двухсот исправлений, дополнений и уточнений. Для проекта "Один день – одна поправка" мы выбрали 15 самых существенных и заметных .

Сегодня разбираемся в том, почему судей в Конституционном суде станет 11 вместо 19, сможет ли президент России их увольнять и как это сочетается с принципом разделения властей.

Что изменится

В исправленной Владимиром Путиным Конституции есть сразу несколько изменений, которые касаются работы судов: и федеральных, и Верховного, и Конституционного. Среди самых заметных – не только назначение (это было и раньше), но и прекращение полномочий судьи Советом Федерации "по представлению президента".

Так – фактически по инициативе главы государства – можно будет прекратить полномочия "судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях" (пункт “ж” статьи 83).

Статья 125 Основного закона посвящена исключительно Конституционному суду, и она существенно изменится. Именно в ней будет записано сокращение штата судей – их станет 11 вместо 19. Кроме того, судьи КС должны будут проверять законопроекты на конституционность до их подписания президентом (об этом идет речь в пункте "а" части 5 прим 1 статьи 125).

Судебная власть в Конституции сегодня

Сейчас работа Конституционного суда, согласно 125-й статье Конституции, заключается несколько в другом: он не представляет из себя конвейер по оценке законопроектов, а проверяет на соответствие Основному закону отдельные акты, международные договоры, конституции республик – то есть в первую очередь разрешает споры, разбирает сложные случаи.

Назначение судей Совфедом "по представлению президента" прописано в статье 128 Конституции. А что касается председателей судов (в том числе Конституционного и Верховного), то возможность президента "представить" их к назначению предусмотрена ФКЗ № 2, который принят еще в июне 2009 года, то есть в этом смысле ничего не меняется. Но права снимать судей по дисциплинарным основаниям у президента сейчас нет – этим занимается Высшая квалификационная коллегия судей. Ее работа и полномочия описаны в законе "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Достаточно ли России 11 судей КС и что произойдет с разделением властей

"Одно дело – назначать судей. Во всех странах судей назначают не судьи, а кто-то. Например, в США их назначает президент с ведома и согласия Сената. То есть существуют процедуры, которые позволяют другим ветвям власти формировать судейский корпус. Но после этого судьи оказываются независимы: они получают должность и никак не зависят от того, кто их назначил, – отмечает судья в отставке и автор закона о Конституционном суде Сергей Пашин. – Это самое важное. Назначение – это одно, а смещение – другое. Судья не должен жить под дамокловым мечом и рисковать должностью потому, что он отменил или признал недействующим указ своего благодетеля".

Юристы всерьез обеспокоены нарушением принципа разделения властей, об этом говорилось и в так называемом письме "друзей суда", опубликованном в марте 2020 года (КС на него не отреагировал и одобрил поправки). Профессор ВШЭ Елена Лукьянова говорит об этом так: "Президент получит чрезмерный контроль над органами, которые должны проверять конституционность и правомерность его же указов. То есть судьи, по сути, теряют независимость, и их несменяемость находится под угрозой".

Лукьянова ранее обращала внимание на то, что в КС и сейчас нет необходимых 19 членов (решения принимают 15 судей). Дальнейшее снижение этого количества – помимо самого того факта, что часть судей уволят до истечения их полномочий, – отразится на эффективности работы суда, к которой и так есть вопросы. "Сокращение численности Конституционного суда ничем не обосновано и крайне вредно, учитывая количество обращений в суд и правило, в соответствии с которым КС не может рассматривать два дела одновременно. Это нарушает право граждан на судебную защиту", – заключает юрист.

О прочих нарушениях принципа разделения властей читайте в наших следующих материалах, посвященных поправкам к Конституции. А из предыдущей публикации можно узнать о том, насколько эффективен и законен запрет для депутатов и министров иметь иностранное гражданство.

Читайте также: