Кто написал суд соломона
Обновлено: 20.05.2024
16 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;
18 на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;
19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;
20 и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;
21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
23 И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать.
28 И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.
Все время испытываю некоторую неловкость, когда показываю детям картины на этот сюжет и напоминаю историю. И дело, конечно, не в том, что женщины - блудницы, а в жестокости: ну как так, отдать при матери приказ об убийстве ее ребенка? (О том, что невинный младенец имеет право на жизнь, как то задумываешься уже во вторую очередь). Ну и, кстати, ничего не говорится о том, что женщина, подменившая ребенка, получила какое-то наказание ничего не говорится.
Суд Соломона - не самый популярный из ветхозаветных сюжетов, но возможно, древнейшее живописное произведение на ветхозаветную тему иллюстрирует как раз его. Речь об этой помпейской фреске:
Суд Соломона, фреска "Дома врача", Помпеи, 1 в. н.э. (до 79 г.)
О ней
Две фигуры на последнем фрагменте - предположительно Сократ и Аристотель, завидующие мудрости Соломона. Возможно, новохронологи увидят в этом дополнительное свидетельство в пользу того, что Помпеи погибли в эпоху Возрождения. Но у меня нет полной уверенности, что здесь изображен именно суд Соломона. Младенец почему-то почти такого же роста, как и взрослые, все персонажи - карлики. Хотя, конечно, выглядит очень убедительно.
Другие изображения на этот сюжет относятся уже к христианской эпохе
Библия Сан Пауло фуори ла Мура, ок. 880 г.
Иконографически в чем-то близко к помпейской фреске. Младенец лежит на подобии алтаря, в руке у воина, собирающегося его разрубить - топор, а не меч
По Библии, суд состоялся в начале правления соломона, когда он был еще молодым человеком. В картинах и скульптурах он чаще всего и показывается молодым, иногда совсем юным, но иногда - человеком средных лет и даже стариком.
Пластинка из словой кости, Византия, 10-11 вв.
И в этом случае и в предыдущем еще очень сильно влияние античной стилистики.
Дальше - уже чисто средневековая, готическая стилистика:
Мастер Жана де Мандевиля (раб. 1350-1370). Суд Соломона здесь - на изображениях с красным фоном
Миниатюры "Всемирной хроники" Фульдского аббатства, ок. 1350-1375
Здесь младенца уже успели порядком истерзать
"Библия Венцеслава", ок. 1389-1400
Младенцы лежат в колыбелях, а одна из блудниц - очень страшная. Как она могла прокормить себя, не говоря уже о чужом младенце?
Мастер Бусико, ок. 1412-1415.
Младенец снова лежит на столике для разрубания, уже никоим образом не напоминающем алтарь
Стефано д'Антонио Ванни, фреска трапезной Сант-Андреа, в Черчина, ок. 1440-1450
Младенец снова истерзанный
Пьетро Ламберти или Нанни ди Бартоло, капитель колонны во Дворце дожей, Венеция, 1420-е
То же, в другом ракурсе
Нюрнбергская хроника Хартмана Шеделя, 1493
Лукас Кранах Старший, ок. 1537
Лукас Кранах - еще средневековый, готический художник. А вот другой Лукас - ван Лейден - гораздо более ренессансный
Лукас ван Лейден, 1515 Это акватинта с рисунка, но высокого качества, потому и помещаю сюда
Джаммария Моска (между 1493 и 1507-1574)
Здесь еще тоже много средневекового, несмотря на претензии на классичность
Дальше уже чистый ренессанс
Джироламо Паккьяротто (1474-1540), нач. 16 в.
Джорджоне, ок. 1505
Эта работа также приписывается Джорджоне
Себатьяно дель Пьомбо, 1510-е(?)
Как по мне, так сильно лучше Рафаэля
Джироламо Бертойя, фреска виллы Фарнезе (Капрарола), 1569-1571
(Почти такая же композиция в часослове Анны де Монморанси, созданном на 20 лет раньше)
Переносимся на север, куда ренессанс приходит сразу в маньеристическом варианте
Франс Флорис, ок. 1545-1550
Соломон - в облике римского императора
Антон Клейссенс, между 1605-1613
Явно вдохновлялся работой Флориса.
Далее - "Суд Соломона" в искусстве 17-19 вв.
Читайте также: