Кто может лишить звания сотрудника полиции суд

Обновлено: 24.04.2024

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г.Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.А. Ефимова,

1. Гражданин В.А.Ефимов, в 1988 году уволенный с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и получавший на основании законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсию за выслугу лет, в 1998 году был осужден к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления и приговором суда лишен воинского звания "майор запаса". С этого времени Псковским областным военным комиссариатом выплата ему указанной пенсии прекращена со ссылкой на часть третью статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями), поскольку он, как лишенный воинского звания, утратил право на получение пенсии за выслугу лет и его пенсионное обеспечение должно осуществляться на общих основаниях, установленных для назначения гражданам трудовых пенсий.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.А.Ефимов оспаривает конституционность примененной в его деле нормы, согласно которой пенсии бывшим военнослужащим и другим перечисленным в данной норме лицам, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, а также их семьям назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с названным Федеральным законом.

По мнению заявителя, данная норма, позволяющая органам Минобороны России и судам общей юрисдикции истолковывать ее как предусматривающую прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы, ранее назначенных им пенсий за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания, противоречит статьям 19 (часть 1), 39 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. К таким условиям относится, кроме того, наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах.

2.1. Как следует из части третьей статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ею решаются лишь вопросы, связанные с назначением лицам, на которых распространяется действие данного Закона и которые в установленном законодательством порядке лишены воинских или специальных званий, а также их семьям тех или иных видов трудовых пенсий. Она не содержит каких-либо предписаний относительно прекращения выплаты соответствующим лицам ранее назначенных пенсий, в том числе пенсий за выслугу лет.

То обстоятельство, что эта норма истолковывается как предусматривающая прекращение выплаты ранее назначенных пенсий за выслугу лет гражданам, лишенным приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы, свидетельствует лишь о ее неправильном применении и не указывает на наличие в ней неконституционных по своей сути положений.

2.2. Наказание в виде лишения воинского, почетного или специального звания либо классного чина закреплено нормами Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации. Суд при его назначении применяет непосредственно статьи 44, 45 и 48 УК Российской Федерации, в соответствии с которыми это наказание может назначаться дополнительно к основному виду уголовного наказания лицу, имеющему такое звание и совершившему особо тяжкое или тяжкое преступление. Согласно части второй статьи 71 УК Российской Федерации и части третьей статьи 16 УИК Российской Федерации данное наказание исполняется самостоятельно судом, вынесшим приговор, а требования приговора - должностным лицом, присвоившим звание.

Какие-либо иные, помимо самого факта лишения воинского (специального, почетного) звания, уголовно-правовые последствия, в том числе прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, уголовный закон в содержание данного наказания не включает. Прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского или специального звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что в силу части первой статьи 3 УК Российской Федерации, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом Российской Федерации, недопустимо.

2.3. В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и от 15 июня 1998 года по делу о проверке конституционности положений статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" выражена правовая позиция, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности; пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают ли они по приговору суда наказание в виде лишения свободы, проживают на территории России либо выезжают на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, - право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, лишение граждан трудовой пенсии в период нахождения их в местах лишения свободы, в том числе путем приостановления выплаты пенсии на период отбывания этого наказания, а равно прекращение начисления или выплаты трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, представляет собой ограничение их права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Такие ограничения в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть установлены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку же закреплявшие их положения пенсионных законов этим требованиям не отвечали, они были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации не может расцениваться как соответствующее статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение права граждан на получение заработанной, заслуженной пенсии за выслугу лет путем прекращения ее выплаты только на том основании, что они лишены приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы.

2.4. Таким образом, часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", не предусматривая возможность ограничения права на трудовую пенсию в качестве последствия лишения воинского звания по приговору суда, не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и статьей 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не может рассматриваться как устанавливающая или допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения такой пенсии.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный в настоящем Определении на основании правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу постановлениях, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

2. Признать жалобу гражданина Ефимова Владимира Алексеевича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленных заявителем вопросов не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

3. Правоприменительные решения по делу гражданина Ефимова Владимира Алексеевича, основанные на части третьей статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в истолковании, расходящемся с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В. Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю. Данилов


За особо тяжкие преступления, кроме наказания, предусмотренного уголовным законодательством РФ, возможно, лишить лицо, совершившее противоправные деяния против прав и свобод людей и общества в целом:

  • специального (присвоенного в соответствии с отдельными видами профессий или занимаемых должностей);
  • воинского (полученного при прохождении воинской службы);
  • или почетного звания (которое назначается за выдающиеся заслуги в какой-либо сфере деятельности);
  • а также классного чина и наград государственного уровня (медали, ордена, получаемые за выдающиеся заслуги перед Родиной).

Прибегают к данной мере наказания крайне редко, в случаях, когда человек, имеющий звания или награды дискредитировал себя полностью совершением преступления и причинением вреда в крупных размерах.

Применяется эта мера наказания, на основании сорок восьмой статьи УК РФ в качестве дополнительной, учитывая в каждом конкретном случае личность виновного в совершении преступления.

Лишение всех званий и наград имеет для человека, который смог их когда-то получить, вполне возможно, что заслуженно имеет довольно значимое психологическое значение, поскольку бьет по самолюбию и задевает честь.

Но, кроме моральной стороны, лишение государственных званий и наград имеет и материальный урон для виновного в совершении преступных деяний, поскольку наличие всех этих государственных званий и наград дает их обладателю определенные льготы и преимущества.

Государственные награды

Положением о государственных наградах РФ, которое утверждено Указом Президента за № 1099 от девятого сентября 2010 года, дано определение государственным наградам как поощрению высшей степени россиян (граждан РФ) за выдающиеся заслуги:

в науке, культуре, строительстве и других областях деятельности, а также способствующих укреплению законности, повышению охраны здоровья и многих других отраслях, за внесение значимого вклада в дело защиты Родины и обеспечению госбезопасности и другие заслуги.

К видам государственных наград относят:

  • звание Героя России;
  • орден Российской Федерации;
  • различны знаки отличия РФ;
  • медали России;
  • почетные звания России.

Почетное звание - поощрение граждан России за высокое мастерство и долголетний добросовестный труд. К ним относят звание Народного артиста РФ, заслуженно юриста Российской Федерации и другие.

Специальное звание и классный чин могли быть присвоены лицу, которое совершило преступные деяния, если человек до совершения преступления служил в государственных органах РФ (МВД, прокуратура и другие).

Воинские звания

Воинские звания получают во время прохождения воинской службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Несение службы во всех войсках – пограничных, железнодорожных, МВД России, ФСБ и других также дает право на получение воинского звания, которое присваивается внутри министерств и ведомств. Высшие воинские и специальные звания могут быть присвоены Президентом РФ.

Специальные звания присваивают лицам, которые проходят службу в специальных правоохранительных органах.

Классный чин

Под понятием классности чина понимается определенный разряд, отражающий квалификацию, соответствующую должностного положения определенной категории государственных служащих. Класс чина определяет права и обязанности, согласно занимаемому положения по службе.

В тех случаях, когда суд, признав лицо, имеющее государственные награды или звания, виновным в совершении преступления, имеющего тяжкие последствия для людей и общества:

решает, что это лицо не достойно носить присвоенное ранее звание или недостойно удостоенной награды, после того, как приговор вступит в законную силу, то есть не будет обжалован и отменен, может вынести решение, чтобы лишить уже осужденного от имеющихся наград и званий. Ранее представление о лишении наград и званий направлялось в государственный аппарат Президента России.

На сегодняшний день, по приговору, вступившему в силу, суд может самостоятельно, без подачи представлений госаппарату, лишать званий и чинов, вне зависимости каким органом они присваивались и выдавались.
Единственным исключением остаются ученые степени и звания. Каким бы тяжким преступлением с точки зрения закона не было содеянное преступление лицами, имеющими ученые степени и звания, суд не имеет полномочий их лишать.

В тех случаях, когда осужденный лишается воинского, почетного звания или государственных рангов, чинов, наград, суд обязан уведомить органы, которые присваивали звания или вручали награды, направив копию вступившего в законную силу приговора.

Получив такое уведомление, орган, который в свое время присваивал звание, должен внести изменения, соответствующие действительному положению дел в документацию и принимает меры для лишения всех льгот и привилегий, какие были предусмотрены этими званиями. Обо всех проведенных в документах изменениях этот орган направляет обратное извещение в суд, вынесший приговор.

В тех случаях, когда суд лишает государственных наград и почетных званий, присвоенных Президентом России (сюда относятся и награды, полученные при Советском Союзе), направляется копия приговора с соответствующим уведомлением в Комиссию, занимающуюся высшими воинскими должностями и званиями, созданную при госаппарате Президента Российской Федерации.

В течение месяца проводятся все изменения в соответствующей документации, издается Указ об изъятии наград у осужденного лица. Изъятие происходит правоохранительными органами на основании Указа соответствующего.

После изъятия они возвращаются Службе наград Российской Федерации, созданной при Президенте.

В случаях реабилитации осужденного, лишенного государственных званий и наград, чинов, рангов, прочего, Указ, имевший место, утрачивает свою юридическую силу,

Издается новый Указ Президента Российской федерации о восстановлении прав.

В тех ситуациях, когда последствия содеянного преступления лицом, лишенным званий и наград утратило общественную опасность, Президентом Российской Федерации могут быть восстановлены все звания государственные и награды по ходатайству этого лица, когда оно поддержано органами местного самоуправления.

После тог, как изданный Президентом Указ вступит в юридически законную силу, награды и звания, соответственно и все льготы возвращаются ранее награжденному и получившему эти звания лицу.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Здравствуйте. Я проходил службу в органах внутренних дел (в полиции) на должности младшего начальствующего состава, специальное звание - сержант полиции, в июне 2021 года уволился со службы. В июле месяце поступил на службу в Росгвардию опять же на должность младшего начальствующего состава (сотрудник. ) . В сентябре этого года мне должны были присвоить очередное специальное звание - старший сержант полиции, так как срок выслуги в специальном звании сержант полиции составляет 2 года (в сентябре как раз ровно 2 года с учётом службы в полиции). В отделе кадров мне пояснили, что оснований для присвоения очередного специального звания нет, так как на службу в Росгвардию я пришёл через увольнение, поэтому срок выслуги в специальном звании в полиции не учитывается. Скажите насколько это правомерно?

Добрый вечер, Павел.

Поэтому, в соответствии со ст. 48 Уголовного кодекса Российской Федерации Вы можете быть лишены специального звания только судом.

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Таким образом, Вам может быть не засчитан срок выслуги, за то время, когда Вы устраивались в Росгвардию. Для более точного ответа необходимо знать даты приказов.

Наверное я не совсем четко сформулировал свой вопрос. При поступлении на службу в Росгвардию мне присвоили специальное звание сержант полиции, но при присвоении очередного специального звания — старший сержант полиции мне не зачли службу в полиции

Выслуга в силовых структурах и армии должна быть засчитана, при присвоении очередного специального звания.

2. В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются:

1) период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел;

2) период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации;

При прохождении военной службы выслужил срок нахождения в воинском звании "майор", после увольнения из ВС, при поступлении на службу в УИС присвоено соответствующее специальное звание. Учитывается ли срок нахождения в воинском звании или по совокупности службы в воинском и специальном звании для присвоения специального звания "подполковник вн. сл." при назначении на соответствующую должность?

Я военнослужащий, из числа летного состава, воинское звание старший лейтенант,решил уволиться по окончании контракта (26.10.2017 заканчивается срок контракта) из рядов ВС РФ с зачислением в запас. Согласно штата воинской части стою на капитанской должности, очередное воинское звание (капитан) выходит 27.10.2017, старший лейтенант был присвоен 27.10.2014. Срок исключения из списков воинской части в связи с увольнением в запас 27.10.2017, командир воинской части своевременно отработал и отправил документы на присвоение очередного воинского звания (капитан), но вышестоящее командование звание капитана решило не присваивать, так у них якобы приказ прошел по личному составу о увольнении 19.10.2017, Вопрос: -положено ли мне воинское звание капитан -законны ли действия вышестоящего командования

Добрый день! Я закончил военный институт, отслужил 3 года и уволился по собственному желанию (пункт 6 ст.51 Федерального закона). В июле 2011 года было присвоено воинское звание "старший лейтенант" (перед увольнением). Сейчас хочу восстановиться в войсках. Согласно положения о порядке прохождения службы 1. Гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга. 2. Гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке. 3. Для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки: з) старший лейтенант - три года; и) капитан или капитан-лейтенант - четыре года; На основании вышесказанного, подскажите, пожалуйста: 1. Мне должно было быть присвоено очередное воинское звание "капитан" в 2014 году? Может ли оно мне быть присвоено задним числом (июль 2014 года)? Может ли оно быть присвоено в порядке прохождения аттестации без прохождения сборов? В положении написано, что сборы и сдача зачетов ЛИБО аттестация. Также написано, что б) от капитана или капитан-лейтенанта до полковника или капитана 1 ранга включительно - при прохождении им военных сборов по должности, соответствующей очередному воинскому званию, и сдаче соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной (военной службы на соответствующих офицерских должностях). После увольнения, я работал в различных должностях на оборонных предприятиях. Относится ли это к "специальностям, родственным военно-учетной"? Может служить основанием для присвоения очередного воинского звания? 2. В случае восстановления в ВС РФ, годы которые я был в запасе, будут включены в общую выслугу лет или срок службы будет отсчитываться от даты увольнения? 3. В случае, если я буду восстанавливаться на капитанскую должность, а сейчас я "старший лейтенант запаса", мне могут присвоить очередное воинское звание "капитан"? СПАСИБО!

Здравствуйте, в 2015 году было присвоено звание лейтенанта запаса после окончания военной кафедры в гражданском вузе "Июнь 2015".С 2015 года по ноябрь 2016 года пребывал в запасе.С ноября 2016 года призвался в ВС РФ. Могу ли я рассчитывать на присвоение очередного воинского звания "старший лейтенант" в 2017 году т.к с момента присвоения первичного звания пройдет 2 года или же в соответствии изменениями в ФЗ и Указе президента только через 3 года?

добрый день, помогите пожалуйста решить сложившуюся ситуацию. я 2007 году поступил на внебюджетный факультет (очной формы обучения) военного университета Минобороны России. в 2008 году перевелся на 2 курс военно-юридического факультета военного университета Минобороны России. в 2012 году окончил военный университет и мне присвоено воинское звание лейтенант юстиции. в настоящий момент (2015 г.) прохожу военную службу по специальности, в воинском звании лейтенант юстиции, не смотря на то, что согласно положения о порядке прохождения в/с. время нахождения в воинсом звании лейтенант, составляет 2 года (в случае продолжительности обучения в высшем военном образовательнов заведении сроком 5 лет и более). я обучался все 5 лет в военном университете Минобороны России. на юридическом внебюджетном факультете 1 год с последующим переводом, без потери курса, на военно-юридический факультет этого же университета. в настоящий момент мне отказывают в присвоении очередного воинского звания, объясняя это тем, что курсантом я проходил обучение всего 4 года, не смотря на то, что обучение в высшем военном учебном заведении составило 5 лет. законно ли мне отказывают в присвоении очередного воинского звания


Помимо основных видов наказаний (вроде ареста или пожизненного заключения) к осужденным также могут применяться дополнительные наказания.

Они не наносят особого ущерба их физическому или материальному состоянию, а воздействуют, прежде всего, на психологическом уровне.

Считается, что совершение ряда преступлений лишает человека права обладать многими преимуществами, в том числе и некоторыми званиями. Какие же именно преступления входят в этот список, согласно ст. 48 УК РФ и как происходит процедура лишения каждого из званий?

Статья 48 УК РФ. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Специальные звания


Они присваиваются людям, работающим в определенных структурах – государственных, специальных или правоохранительных.

Эти органы, чаще всего, занимаются осуществлением властных функций, и к ним относятся:

  • органы железнодорожного транспорта;
  • налоговая и дипломатическая службы;
  • органы наркоконтроля и внутренних дел и т.д.

После поступления на службу в одну из данных структур лицу присваивается первое специальное звание, которое должно подходить его должности. Далее, по истечении определенного времени (выслуги лет) ему будут присваиваться очередные специальные звания. После выхода в отставку к специальному званию добавляется соответствующая пометка (например, майор полиции в отставке).

Лишение этого звания связано и с материальной стороной, ведь работники данных органов после увольнения из них получают более высокую пенсию.

Такое наказание может применяться к обвиняемым, преступление которых трактуется как тяжкое (то есть со сроком не более 10 лет) и особо тяжкое (больше 10 лет). При этом учитывается личность виновного, его правовой и социальный статус, а также использование для совершения преступления его служебного положения или привилегий.

Процедура лишения специального звания схожа с лишением всех остальных, поэтому она будет рассмотрена более подробно. В остальных случаях останется лишь обозначить присущие только им особенности.


Решение о применении такого дополнительного наказании в отношении виновного лица выносится в судебном порядке.

В основном суд применяет эту меру, когда наличие звания способствовало преступлению или в дальнейшем может использоваться обвиняемым в корыстных целях.

После этого копия приговора отправляется тому должностному лицу, которое и присвоило ранее обвиняемому это звание. В его обязанности войдет внесение пометки о лишении звания во все необходимые документы.

Далее распоряжение о введении приговора в силу отправляется в органы внутренних дел, расположенные по месту прописки осужденного. Сотрудники этих органов должны изъять у него или членов его семьи удостоверения и документы, которые подтверждают наличие специального звания. Все это, вместе с копией приговора, передается в Службу государственных наград Президента РФ.

Если обвиняемый, имея специальное звание, пользовался какими-то льготами или привилегиями, то вместе со званием он лишается и их. Поэтому органы, применяющие эти льготы, тоже должны быть осведомлены о решении суда.

На выполнение приговора обычно дается один месяц, в течение которого суд нужно известить о его исполнении.

Лишение звания может применяться как к работающим сотрудникам органов, так и к тем, которые уже в отставке или находятся в запасе.

Воинские звания


Присвоение воинских званий происходит во всех войсках Российской Федерации.

  • пограничные и внутренние войска;
  • Вооруженные Силы;
  • ФСБ;
  • войска ФАПСИ;
  • Служба внешней разведки и т.д.

Представителям этих служб присваиваются звания от рядового состава (сержанты, матросы) до офицеров (младшие, старшие и высшие).

Считается, что наиболее целесообразным и логичным является лишение званий у офицеров высокого уровня, поскольку им есть что терять. Эти звания считаются почетными и престижными, и их обладатели пользуются многими преимуществами и льготами. Чаще всего преступления, в которых они обвиняются, происходит с использованием воинского звания, что является решающим основанием для решения суда о таком дополнительном наказании.

Процедура лишения воинского звания схожа с предыдущим случаем. После суда копия приговора отправляется должностному лицу, присвоившему ранее звание, для внесения изменений в документы. Также о решении извещается и командование воинской части, являющееся местом службы подсудимого. Удостоверения и документы о воинском звании также конфискуются и отправляются в Службу госнаград.

После этого подсудимый лишается всех имевшихся у него льгот и привилегий, например, военной пенсии по выслуге лет и т.п.

Суд может лишить лицо любого воинского звания, даже самого высокого, например, адмирала, либо генерала.

Классный чин


Сюда относятся разряды, которые присваиваются отдельным категориям служащих, на основании государственно принятого ранжирования.

Их наличие – это подтверждение того, что человек обладает необходимыми знаниями и навыками для выполнения определенной работы.

Они применяются в некоторых госструктурах и определяют, какое положение занимает в ней тот или иной человек.

Примеры данных структур:

  • Муниципальная или гражданская служба;
  • Министерство юстиций;
  • Генеральная прокуратура и т.п.

Процедура лишения чина такая же, только копия решения отправляется в ту структуру, которая ранее присвоила подсудимому соответствующий чин.

Государственные награды РФ


К государственным наградам относятся почетные звания, а также некоторые другие знаки отличия, ордена или медали.

Они выдаются за особые заслуги перед страной, в том числе и в сфере ее защиты, например, Герой РФ или СССР.

Отличительной особенностью процедуры лишения в этом случае является то, что решение об этом может быть принято только Президентом РФ, о чем после издается соответствующий указ.

После решения о лишении наград они должны быть конфискованы у подсудимого или его семьи представителями местных правоохранительных органов и отправлены в Службу госнаград.

Также в соответствующую службу Президента РФ отправляется копия судебного решения.

Почетные звания


Почетное звание является видом государственных наград. Оно присваивается за особые заслуги в одной из областей общественных знаний.

  1. медицина;
  2. образование;
  3. юриспруденция;
  4. искусство;
  5. экономика;
  6. культура;
  7. промышленность (пищевая, нефтяная, строительная) и т.д.

После вынесения обвинительного приговора у обвиняемого забирают документы и нагрудный знак, подтверждающие обладание этим званием.

Сведения об этом заносятся в учетную документацию, а также отправляются в президентскую службу.

Какие звания не подлежат лишению?


Существуют определенные звания, которые не относятся к специальным, поэтому их не могут забрать у обвиняемого.

К перечню специальных званий не относятся:

  • научные звания (такие как профессор или доцент);
  • научные степени (кандидат или доктор наук);
  • звания, связанные с квалификацией или профессиональными качествами (например, рабочие разряды токаря или слесаря);
  • спортивные звания (кандидат или мастер спорта).

По закону обвиняемого нельзя лишить ни одного из этих званий, поскольку они не входят в систему государственных. Считается, что их получение оправдано интеллектуальными, научными, трудовыми или спортивными достижениями человека, поэтому их лишение будет незаслуженным и несправедливым.

Единственная мера, которая в этих случаях применяется – это извещение места, где ранее работал подсудимый.

Туда отправляется информация о предъявлении ему обвинений и вынесении судебного приговора.

Также российские государственные органы не могут лишить человека некоторых наград или орденов, если они были выданы отдельными республиками Советского Союза (которые на данный момент не входят в состав России) или же иностранными государствами.

Поскольку эти государства являются самостоятельными, то принимать решение об изъятии награды могут только представители этих стран.

Возвращение чина и награды


Решение о лишении званий не имеет срока и может действовать до конца жизни подсудимого. Однако в некоторых случаях человек может вернуть обратно звания, награды или чин, которых его лишили.

К этим случаям относятся:

  1. Отмена обвинительного приговора, по которому произошло лишение, или закрытие дела.
  2. При решении Президента о помиловании и восстановлении в звании (чине) или о возвращении награды. Данное решение может быть принято после обращения гражданина, и в том случае, если его преступление перестало считаться общественно опасным. Возвращение всех наград вводится в действие указом Президента.

Применение такого наказания является лишь дополнительной мерой, целесообразность применения которой определяется судом в каждом конкретном случае, с учетом всех особенностей дела.

Такая мера направлена воздействовать на человека морально, лишить его преимуществ и льгот, которые он после совершения преступления не заслуживает.

Обязательность ее применения нигде не прописана, и применяется она только в отдельных случаях.

Читайте также: