Корпоративный справочник судебного департамента это
Обновлено: 19.05.2024
На этот департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства судов общей юрисдикции и соответствующих органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с ст. 30 Закона о судебной системе (текст приведён выше) сам обеспечивает свои организационные потребности. Из сферы его деятельности почти полностью выведены и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей юрисдикции (ч. 1 ст. 1 Закона о мировых судьях). Местные органы Судебного департамента должны лишь обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям (ч. 1 ст. 10 Закона о мировых судьях). Остальное же материально-техническое обеспечение этих судов — дело местных органов юстиции или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона о мировых судьях).
Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему. Основными органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функций по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы) Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах Федерации.
На центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента возложены практически все функции, из которых слагается организационное руководство судами. В соответствии со ст. 6 и 14 Закона о Судебном департаменте они обязаны осуществлять, в частности:
разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложений о финансировании судов и квалификационных коллегий судей;
изучение организации деятельности судов и разработку предложений о ее совершенствовании;
внесение в Верховный Суд РФ предложений о создании либо об упразднении судов;
определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
организация строительства зданий, а также ремонта и технического оснащения зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;
принятие во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
организация материального и социального обеспечения, медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принятие мер по обеспечению их благоустроенным жильем;
взаимодействие с адвокатурой и государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
организация и обеспечение работы экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
возбуждение по согласованию с председателями соответствующих судов ходатайств о награждении работников аппаратов судов государственными наградами и присвоении им почетных званий.
Для реального выполнения этих и многих других полномочий Судебный департамент и его местные органы наделены правами:
запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
вносить в Верховный Суд РФ и Правительства РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального, обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.
Центральный аппарат Судебного Департамента состоит из ряда структурных подразделений, призванных обеспечивать выполнение всех его функций: главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов; главного управления обеспечения деятельности военных судов; главного финансово-экономического управления; управления государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионного управления; управления делами; управления капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; отдела учебных и образовательных учреждений; отдела международно-правового сотрудничества. Допускается образование, и других, подразделений.
Как и во многих иных государственных органах, в аппарате Судебного департамента должен функционировать совещательный орган при Генеральном директоре — коллегия, члены которой назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.
Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.
На него возложена ответственность за надлежащую организацию выполнения возложенных на Судебный департамент и его органы функций по организационному обеспечению деятельности судов. Издаваемые им приказы, распоряжения и инструкции обязательны и для судов в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ и Всероссийскому съезду судей.
Местные органы Судебного департамента — управления (отделы) — обеспечивают выполнение соответствующих задач на территории субъекта Федерации. Возглавляют их начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъектов Федерации.
Закон о Судебном департаменте (ст. 17—19) предусматривает введение в штаты всех гражданских судов общей юрисдикции должностных лиц, именуемых администраторами судов.
Администраторы верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов должны назначаться начальником входящего в центральный аппарат Судебного департамента главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, а администраторы районных судов — начальниками местных управлений (отделов) Судебного департамента по представлению председателей соответствующих судов. В принципе в таком же порядке должны назначаться администраторы военных судов (ч. 3 ст. 34 Закона о военных судах).
Администраторы подчинены председателям "своих" судов и выполняют их распоряжения. Однако их деятельность должна протекать под контролем органов Судебного департамента и во взаимодействии с ними.
Основная задача — освобождение председателей судов; их заместителей и судей от необходимости выполнений организационной работы. К их обязанностям отнесены, к примеру, следующие:
принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
обеспечение надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания санаторно-курортного лечения;
осуществление информационно-правового обеспечения деятельности суда;
организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;
организация охраны здания, помещений, имущества суда в нерабочее время; обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы;
организация строительства зданий, а также ремонта и тех-нического оснащения зданий и помещений суда;
разработка проекта сметы расходов суда, утверждаемой председателем суда, и представление его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента.
Учреждение Судебного департамента и его местных органов, введение должностей, администраторов судов, естественно, не должно повлечь за собой полное освобождение от выполнения функции организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции их руководителей, функционирующих в этих судах президиумов и вспомогательных аппаратов. Председателям судов, их заместителям, судьям придется и впредь тратить какую-то часть своего рабочего времени на эту работу, опираясь на помощь государственных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Без содействия этих органов невозможно решать многие вопросы обеспечения нормальной деятельности не только арбитражных судов, но судов общей юрисдикции.
Реформа не должна, по крайней мере в ближайшие годы, привести и к полному отстранению Министерства юстиции РФ и его органов от участия в выполнении рассматриваемой правоохранительной функции в отношении судов общей юрисдикции. Невозможно будет обойтись, к примеру, без опоры на давно и хорошо налаженную в Министерстве юстиции РФ работу по учету и кодификации законодательства, поддержанию его в рабочем состоянии и своевременному информированию о нем судов и других государственных органов. Не обойтись также без его учебных заведений, занимающихся повышением квалификации как нотариусов, других представителей юридической профессии, так и судей. Не удастся в ближайшие годы полностью изолировать суды от органов юстиции также в связи с коренной реорганизацией структур, призванных исполнять приговоры и иные судебные решения, в частности, в связи с созданием службы судебных приставов и передачей ее в подчинение Министерства юстиции РФ. На его местные органы, как отмечено выше, возложена значительная часть "забот" по организационному обеспечению деятельности мировых судей.
С учетом сказанного, а также в связи с тем, что Министерство юстиции РФ, как будет показано ниже, играет важную роль в обеспечении других правоохранительных функций, необходимо иметь о нем и его основных задачах более полное представление.
Информатизация нормотворческого процесса в Думе включает следующие этапы:
-информационное обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов и необходимыми к ним приложениями;
-автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых для прохождения документа условий;
-информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании;
-распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов;
-информационное обеспечение работы пленарного заседания Думы, в том числе компьютерно-техническое;
-электронно-техническое и технологическое обеспечение пленарных заседаний и голосования;
-подготовка текста принятого закона для передачи его в Совет Федерации.
Для обеспечения работы ГД служат информационные системы:
- Для лингвистической работы с текстами законопроектов служат различныетезаурусы (вспомогательные лингвистические системы), различные словари терминов и определений, алфавитные указатели к важнейшим законам и др.
- С целью получить оперативную информацию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выполнения тех или иных действий применяется компютерный мониторинг;
- Электронная система информационного обеспечения заседаний Государственной Думы служит для:
а) регистрации депутатов Государственной Думы;
б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;
в) подсчета голосов и определения результатов голосования. - Автоматизированную обработку всех документов Госдумы обеспечивает электронная система документооборота (система управления электронным документооборотом), которая представляет собой совокупность программных устройств, с помощью которых организована процедура оборота документов в электронном виде.
Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов.Основными объектами АС СД являются:
- - центральный аппарат Судебного Департамента;
- территориальные управления (отделы) Судебного департамента;
- верховные суды республик, краевые и областные суды;
- суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
- районные суды;
- военные суды;
- мировые судьи.
В соответствии с Концепцией информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента комплексы средств автоматизации и их прикладное программное и информационное обеспечение создаются в рамках следующих функциональных подсистем АС СД:
1. Подсистема информационной поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы - "Управление").Подсистема включает в свой состав программно-информационный комплекс "Корпоративный справочник Судебного департамента", обеспечивающий хранение и отображение справочных сведений по запросам руководства судов и органов Судебного департамента.
2. Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы - "Организационное обеспечение").В подсистеме организуется обобщение данных территориально-объектового контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживается в актуальном состоянии справочная информация о пользователях корпоративной сети Судебного департамента, такая, как наименование судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, e-mail, факс суда или органа Судебного департамента, каталог доступных информационных ресурсов и другая служебная информация.
3. Подсистема финансового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Финансы").
Подсистема включает в свой состав:
- средства программного и информационного обеспечения бухгалтерского учета и отчетности, средства обработки оборотных балансов и формирования сводной отчетности судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента;
- комплекс программ и баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций;
- комплекс средств, обеспечивающих решение задач финансирования судов и органов Судебного департамента, учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.
15. Подсистема технологического и методического обеспечения работы судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Техпомощь");
16. Подсистема ведения программно-информационных и телекоммуникационных стандартов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Стандарт СД").
17. Подсистема отображения картографической информации и формирования отчетных документов для анализа деятельности судов с использованием средств географической информационной системы - ГИС (шифр подсистемы - "ГИС СД"). Подсистема включает в себя программное обеспечение ГИС с интерфейсом, ориентированным на использование в деятельности СД, набор электронных карт, а также комплект технических средств, необходимый для выпуска графических документов (территориально-распределенные статистические данные, административно-территориальные границы для районных судов и участков мировых судей).
Главная Справочники Управления судебного департамента субъектов РФ Управления судебного департамента субъектов РФ
Типовые бланки
Полезности
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
Управленческий учет
Классификаторы
Разработка сайта:
Главный редактор:
1. Управления судебного департамента Самарской области
2. Управления судебного департамента Ярославской области
Почтовый адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Чайковского, 42а - 1-е здание, ул. Ушинского, 4 - 2-е здание
приемная: (4852) 255888
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
3. Управления судебного департамента Пензенской области
Адрес управления Судебного департамента в Пензенской области: г. Пенза, Ул. Толстого, 8а, 440061.т/ф (8412) 49-32-30, email: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
4.Управление Судебного департамента Липецкой области
5. Управления судебного департамента Ульяновской области
432063, г. Ульяновск
ул. К.Маркса, д. 3
тел(8422) 416211
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
6.Управление Судебного департамента Саратовской области
410056, г.Саратов, ул.Советская, 44 (Схема проезда)
Начальник управления (приёмная)
тел. (8452)73-44-67
7.Управление Судебного департамента Воронежской области
8. Управление Судебного департамента Хабаровского края
9. Управление Судебного департамента Архангельской области
163061, г.Архангельск, наб. Северной Двины, 112
тел.: (8182) 65-12-50, факс: (8182) 66-91-61, эл. почта: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
10. Управление Судебного департамента Республики Татарстан
Адрес:
420021, Казань, ул. Парижской Коммуны, д. 24
Телефон:
(843) 292-27-05
11. Управление Судебного департамента Челябинской области
454006, г. Челябинск,
ул. Труда, 34,
(351) 239-26-20
12. Управление Судебного департамента Иркутскойобласти
664003, г. Иркутск,
ул. Сухэ-Батора, 17а
тел. (3952) 201-138
факс (3952) 201-461
13. Управление Судебного департамента Тульской области
300600, Россия, Тула, ул. Менделеевская, д. 3.
тел./факс. (4872) 36-26-61, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
14. Управление Судебного департамента Тульской области
15. Управление Судебного департамента Мурманской области
Мурманск, пр. Ленина, 54.
Телефон приемной – 47-29-47.
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
16.Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Свердловской области
620075, Екатеринбург, ул. Кузнечная, 72 карта
Центр (г-ца Исеть, ст. Первомайская, ОДО)
Телефоны:
(343) 3715321
Факс:
(343) 3715321
17. Управление Судебного департамента Ивановской области
18.Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Санкт-Петербурге
Телефон: 314-0571
Адрес: 190000 ул. Б. Морская, 35
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
19. Управление Судебного департамента Республики Алтай
20.Управление Судебного департамента в Томской области
634050 Томск, пр. Ленина, 55
21.Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Астраханской области
22.Управление Судебного департамента Кабардино-Балкарской Республики
360004, г. Нальчик ул. Ногмова, 72
тел.(8662)42-04-11
23.Управление Судебного департамента Курской области
24.Управление Судебного департамента Новгородской области
25.Управление Судебного департамента Новосибирской области
Адрес: Новосибирская обл., 630132, г. Новосибирск, Железнодорожный р-н, ул. Железнодорожная, д. 4/1, Управление судебного департамента в Новосибирской Области.
Телефон: (383) 223-52-35 приемная
(383) 210-04-81
26.Управление судебного Департамента в Республике Башкортостан
27.Управление судебного Департамента Красноярский край
660049, г. Красноярск
пр. Мира, д. 86
тел (391) 2278669
28.Управление судебного Департамента Белгородской области
308000
г. Белгород
ул. Н. Чумичова, 31
тел.: (4722) 27-42-93
факс: (4722) 33-96-04
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
29.Управление судебного Департамента Брянской области
30.Управление судебного Департамента Калининградской области
236010, г.Калининград
пр-кт Победы, 44
тел: (4012) 92-99-01
факс: (4012) 92-99-05
31.Управление судебного Департамента Краснодарский край
350063, г. Краснодар
ул. Мира, д. 34/1
тел (861) 267-10-55
ф.(861) 267-10-54
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
32.Управление судебного Департамента Приморский край
690091, г. Владивосток
Океанский проспект, д. 30
тел.(423-2) 40-2957
33.Управление судебного Департамента при Верховном Суде РФ в Ставропольском крае.
Адрес: 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 4-А
Тел./факс:(8652) 35-00-96, (8652) 35-00-94
34.Управление судебного Департамента Амурская область
675000, г. Благовещенск
ул. Зейская д. 148
тел (4162)446830
факc(4162)444927
e-mail Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
35.Управление судебного Департамента Владимирская область
36. Управление судебного Департамента Калужская область
248000, г. Калуга
ул.Луначарского, д.42/19
тел. (4842) 59-06-44
37.Управление Судебного департамента в Камчатской области
Адрес: 683009,
Камчатская обл., г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, 4
Контактное лицо: Ряховский Александр Николаевич
Телефоны: 4152)22-03-62, 22-03-69
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
38.Управление судебного Департамента Кемеровской области
39. Управление судебного Департамента Костромская область
156000, г. Кострома, ул. Шагова, д. 1
Телефон 4942558900
Факс 4942310971
40. Управление судебного Департамента Курганская область
640018, г.Курган,
ул.М.Горького,156,
тел./факс (3522)
57-02-63
41.Управление Судебного департамента в Волгоградской области
42.Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ленинградской области
43.Управление Судебного департамента в Магаданской области
44.Управление Судебного департамента Нижегородской области
603005, Нижний Новгород, ул. Минина, 13/а
Телефоны:
(8312) 4198474
45. Управление Судебного департамента Омской области
46. Управление Судебного департамента Оренбургской области
460027, г. Оренбург
ул.Меновинская, д. 11
тел (353-2) 76-2308
47. Управление Судебного департамента Орловской области
302040, г. Орел
ул. Андрианова, д. 10а
тел(4862) 43-60-39
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
48.Управление Судебного департамента в Пермском крае
Адрес: 614016, г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 47
Контактное лицо: Бочкарева Ольга Владимировна
Телефоны: 342) 212-15-56, факс: 212-15-56
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
49. Управление Судебного департамента Псковской области
180007, г. Псков
ул Розы Люксембург, д. 19
тел. (811-2) 72-3585
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
50.Управление судебного департамента в Сахалинской области
Южно-Сахалинск, просп. Коммунистический, 24/а
Телефоны:
(84242) 499161
(84242) 727407
51. Управление Судебного департамента Смоленской области
214014, г.Смоленск
пер.Запольный, д.5А
т.(4812) 64-73-94
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
52. Управление Судебного департамента Тамбовской области
Тамбовская обл.
393920, г. Моршанск
ул.Ленина, д. 44
тел (47533)4-89-15
email: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
53.Управление Судебного департамента Тюменской области
625000, Тюмень, ул. 8 МАРТА, 1 карта
Телефоны:
(3452) 231737
(3452) 231398
(3452) 231746
54. Управление Судебного департамента в забайкальском крае
672002, Чита
ул. Профсоюзная, д. 20
тел (302-2) 32-53-06
190000 ул. Большая Морская, д.35
тел.(812) 312-8787
факс (812) 314-2744
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
55. Управление Судебного департамента Республика Адыгея
56. Управление Судебного департамента Республика Бурятия
670000, г.Улан-Удэ
ул.Коммунистическая, д. 51
тел:(301-2) 21-95-33 (факс)
57. Управление Судебного департамента Республика Дагестан
367029, г. Махачкала
ул. Энгельса, 47 "Е"
тел.(8722) 64-31-72
факс (8722) 64-31-70
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
58. Управление Судебного департамента Республика Ингушетия
386100 г. Назрань
ул. Солнечная, д. 20
тел(8732) 22-87-37
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
59. Управление Судебного департамента Республика Калмыкия
г.Элиста
ул.Герасименко, д.59
тел (84722)-2-75-92
60. Управление Судебного департамента Республика Карелия
ул. Красная, 33
г. Петрозаводск, 185910
тел /8142/76 6075
61. Управление Судебного департамента Республика Коми
167983, г. Сыктывкар
ул.Интернациональная, д.131
Тел.:(8212) 24-37-28
Факс: (8212) 24-90-04
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
62.Управление Судебного департамента в Республике Марий Эл
Адрес:424036, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Л. Толстого, д. 45
Контактное лицо: Емельянов Игорь Владимирович
Телефоны: 8362) 45-80-01, факс: 45-79-61
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
63. Управление Судебного департамента Республика Мордовия
64. Управление Судебного департамента Республика Саха
65. Управление Судебного департамента Республика Тыва
667010, г. Кызыл
ул. Московская, д. 2
тел (394-22) 5-17-01
66. Управление Судебного департамента Республика Удмуртия
Управление судебного департамента , ГУ
Ижевск, пл. Красная, 6
Телефоны:
41943
67.Управление Судебного департамента в Республике Хакасия
68. Управление Судебного департамента Республика Чувашия
428003,
г. Чебоксары,
ул. Байдукова, 23
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
тел(8352) 625110
69.Отдел Судебного департамента в Еврейской автономной области
Субъект Российской Федерации: Еврейская автономная область
Город (населенный пункт): г. Биробиджан
Индекс: 679016
Адрес: пер. Театральный, 10
Телефон:(42622) 6-22-36, 4-04-78
70. Управление Судебного департамента в Чеченской Республике
364016, г. Грозный
ул. Алексеева, д. 160
тел(871-2) 22-2301
71.Управление Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
ул. Чехова, 1а
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
5 декабря Совет судей РФ опубликовал одобренную им Концепцию информационной политики судебной системы на 2020–2030 гг. Как указано в документе, он, в частности, направлен на объективное освещение деятельности судов в СМИ, формирование благоприятного имиджа органов судебной власти и повышение уровня доверия к судебной системе.
От освещения деятельности судов, по мнению составителей Концепции, зависят предупреждение коррупционных проявлений, формирование доверия к российской судебной системе, прозрачность, публичность и гласность правосудия.
Отдельного внимания, по мнению Совета судей, заслуживает вопрос об урегулировании спорных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия судебной системы со СМИ.
Подчеркивается, что необходимо выработать приемлемые с точки зрения действующего законодательства алгоритмы действий судебной системы по защите судей от тенденциозных публикаций, имеющих цель сформировать негативный образ судьи и оказать давление на суд.
Он отметил, что Совет судей РФ готов обсуждать этот вопрос в рамках законодательных инициатив, связанных с установлением административной ответственности за неуважение к институтам власти
В связи с этим предложено предусмотреть возможность проведения региональных мероприятий для СМИ с участием представителей судебной системы с целью обсуждения актуальных вопросов правоприменения, выработки подходов эффективного взаимодействия судов и СМИ, а также нивелирования возможных конфликтных ситуаций.
Совет судей предлагает развивать такие формы взаимодействия со СМИ, как создание и сопровождение гильдии судебных репортеров, работа с региональными союзами журналистов. Также указывается на целесообразность формирования при региональных советах судей постоянно действующих комиссий по мониторингу открытости и доступности правосудия на территории субъектов РФ.
Совет судей обратил внимание на необходимость разработки стандартов информирования общественности через СМИ как о процессуальной, так и о внепроцессуальной деятельности судов. Он также отметил, что важно разъяснять позицию судебной системы об аккредитации СМИ, в том числе в отношении электронных СМИ, доступ к которым заблокирован на территории России по решению суда, и ограничений размещения информации.
Мониторинг региональных информационных ресурсов, как указано в документе, позволит судебным органам анализировать динамику общественного мнения по ключевым вопросам их деятельности, выявлять наиболее интересные с общественной точки зрения аспекты такой деятельности и оперативно реагировать на размещение не соответствующей действительности информации.
В документе указано, что при возникновении споров, связанных с освещением деятельности судов и конкретных судей в СМИ, такие разногласия могут разрешаться во внесудебном порядке. Соответственно, не исключается возможность обращения за их разрешением в Общественную коллегию по жалобам на прессу, которая рассматривает информационные споры, прежде всего нравственно-этического характера, возникающие в сфере массовой информации, в том числе дела о нарушении принципов и норм профессиональной журналистской этики. На это, по мнению Совета судей, ориентированы судьи и органы судейского сообщества и в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда от 15 июня 2010 г. № 16 о практике применения судами Закона о СМИ.
Кроме того, Совет судей полагает, что в базовую подготовку юридических вузов должны быть включены образовательные курсы, посвященные принципам и проблемам взаимодействия судебной системы и СМИ, изучению вопросов организации электронного правосудия и применения федерального законодательства в сфере информатизации судов.
Дополнительно указано, что в целях недопущения направления в суды обращений, содержащих нецензурную брань, оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу судей и сотрудников судов, необходимо при подаче электронных обращений введение обязательной аутентификации гражданина с подтверждением личности – по аналогии с Порталом государственных услуг.
Советник ФПА РФ, член Совета АП г. Москвы Евгений Рубинштейн обратил внимание на указание о необходимости создания алгоритма действий судебной системы по защите судей от тенденциозных публикаций, направленных на формирование негативного образа судьи и оказание давления на суд.
Реформа пресс-служб судов
Подчеркивается, что в целях формирования единого информационного пространства на уровне субъектов РФ следует создать объединенные пресс-службы (координационные советы) судебной системы региона, отвечающие за проведение семинаров и вебинаров для судей и пресс-секретарей судов и повышение квалификации пресс-секретарей.
Совет судей также обратил внимание на необходимость разработки стандартов подачи материалов пресс-службами судов и стандартов контроля за их работой. Отмечается, что в рекомендательном формате суды могут составлять программы проведения любого медиа-мероприятия в суде.
Согласно Концепции к 2030 г. во всех судах регионального уровня, а также в кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции появятся как минимум две должности для лиц, ответственных за взаимодействие с общественностью и СМИ. В районных и городских судах, а также в управлениях Судебного департамента предполагается одна такая ставка.
Одним из итогов реализации Концепции должно стать внедрение рейтинга работы пресс-служб и государственных гражданских служащих, ответственных за взаимодействие с общественностью и СМИ.
Новые каналы взаимодействия
Отмечена необходимость создания на официальных сайтах судов дополнительных страниц, касающихся информационно-образовательной деятельности судов, а также интернет-страниц, разъясняющих алгоритм действий граждан по вопросам правового характера, связанным с обращением в суд.
Предложено создать на федеральном и региональном уровнях официальное сетевое интернет-издание судебной системы Российской Федерации, использовать для освещения деятельности судов не только специализированные сайты, но и региональные информационные ресурсы.
Создание единого информационного пространства судебной системы
В Концепции последовательно проводится идея открытости и гласности судопроизводства. Совет судей отметил, что политика информационной открытости влечет необходимость обеспечения информационной безопасности, предполагающей введение определенных запретов и ограничений. Именно поэтому особую актуальность приобрела проблема поиска баланса между реализацией принципа информационной открытости деятельности судов и применением мер защиты в информационной сфере.
В связи с этим Концепция затрагивает вопрос организации хранения накопившегося большого объема информации. По мнению Совета судей, оптимальным на сегодняшний день вариантом решения является облачное хранение. Указывается, что использование таких сервисов, – если они отвечают требованиям законодательства по защите информации, – предоставляет ряд преимуществ по сравнению с традиционным хранением данных на материальных носителях или внутренних серверах.
При этом отмечается, что низкий уровень навыков работы с персональными компьютерами, информационными ресурсами, государственными автоматизированными судебными системами среди судей и персонала судов обусловливает задержку информационного прогресса. Указанное, по мнению Совета судей, предполагает необходимость развития у этих лиц необходимых навыков, в том числе в ходе дополнительного обучения.
Вместе с тем важна и материально-техническая оснащенность судов, а также наличие в штате специалистов по информационным технологиям, обеспечивающих бесперебойную работу техники.
Защита информации и персональных данных и принцип открытости
Отмечается, что необходимо обеспечить баланс между своевременным внедрением современных технологий обработки данных и защитой прав граждан, включая право на личную и семейную тайну. Особую важность, как указано в документе, приобретает проведение мероприятий по противодействию незаконной обработке и сбору сведений о гражданах, в том числе их персональных данных.
Совет судей также отметил, что остро стоит проблема персонификации и безопасности доступа к информационным ресурсам судов – обладание каждым судьей и работником аппарата индивидуальным логином и паролем и недопустимость передачи таких данных третьим лицам.
Концепция исходит из того, что информационная безопасность судебной системы и формы ее реализации должны сопровождаться принятием адекватных мер, направленных на обеспечение компьютерной безопасности судов всех уровней, на защиту информации, используемой в сфере судопроизводства, от кибератак. Для этого в системе судов, по мнению Совета судей, необходимо создание служб обеспечения электронной безопасности, способных эффективно предотвращать попытки несанкционированного доступа к электронной информации и ее сбору.
Отмечается, что защита информации может быть обеспечена криптографическими методами, упорядочиванием алгоритмов обработки данных и доступа к таким данным, а также дальнейшим развитием электронной идентификации и других средств обеспечения безопасности и достоверности электронных судебных процедур.
Интересы информационной безопасности, по мнению Совета судей, также диктуют необходимость обработки данных на российских серверах при электронном взаимодействии лиц, находящихся на территории России, а также передачу таких данных на территории РФ с использованием сетей связи российских операторов.
Выводы экспертов
Эксперт полагает, что ключевым положением Концепции является постепенный переход российской судебной системы к электронному правосудию.
Константин Кузьминых согласился с тем, что Концепция содержит много позитивных положений, направленных на реализацию судебной системой конституционного принципа открытости судебного разбирательства. В частности, эксперт положительно оценил указание на необходимость разработки мер, направленных на гармонизацию отношений судебной власти и общества.
Однако, по его мнению, тезис Концепции о том, что на сегодняшний день реализация положений об открытости судебной системы привела к необходимости принятия мер к обеспечению ее информационной безопасности, не понятен.
Если речь идет о запрете или о существенных ограничениях публичной критики вступивших в законную силу судебных решений либо о запрете какой-либо критики конкретных судей, то это прямой путь к закрытости судебной системы, подчеркнул адвокат.
По словам эксперта, реализация Концепции может привести к тому, что адвокаты и юристы, обоснованно не согласные с теми или иными действиями и решениями суда, будут лишены возможности публично выразить и объяснить свою позицию.
Читайте также:
- Еремин предъявил кравченко иск об исполнении в натуре обязанности по передаче ему
- Почему на сайте суда скрыта информация по уголовному делу
- Суд между троекуровым и дубровским пересказ
- Список управлений судебного департамента
- Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда