Корабли и суда вмф порядок проведения испытаний

Обновлено: 14.05.2024

В развитие темы в настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с применением в составе кораблей и судов на стадии их проектирования комплектующих изделий иностранного производства.

Решения государства по структурным изменениям в области судостроения призваны, в первую очередь, гарантировать стабильное развитие отечественной промышленности.

Однако за достаточно длительный период экономической нестабильности многие предприятия изменили профиль, номенклатуру производимой продукции или прекратили производственно-хозяйственную деятельность.

Потребность в создании современных кораблей и судов в России приводит к необходимости использования комплектующих изделий импортного производства. Необходимо признать, что номенклатура этих изделий по объективным причинам растет.

Среди мер системного характера, направленных на развитие промышленности, звучат предложения принять нулевые ставки НДС на импортируемое оборудование, аналоги которого в России пока не производятся. Почему тогда такие образцы вообще будут выпускаться?

Все доводы в пользу выбора импортных изделий по сравнению с отечественными являются объективными:

– более высокая надежность в работе;

– более эргономичный и современный дизайн;

– меньшие массогабаритные характеристики;

– отсутствие необходимости выдачи в отечест-венную промышленность заказов на ОКР для проектирования и изготовления новых изделий с расчетными параметрами проектанта корабля (при отсутствии отечественных аналогов);

– более низкая первоначальная стоимость импортных изделий по сравнению с отечественными.

Выгодное и удачное, казалось бы, со всех сторон техническое решение требует оценки его в сопоставлении с полным сроком службы и циклом эксплуатации проектируемого корабля.

Согласно проектным данным, в течение полного срока службы (25-30 лет) корабль должен проходить 1-2 средних и 3-4 текущих ремонта.

Таким образом, импортное оборудование, установленное на корабле, должно безотказно служить до нормативных сроков поступления кораблей в заводской ремонт. Кстати, это требование должно подтверждаться документацией, разрабатываемой на стадии технического проекта.

Представление в документах технических проектов данных по ресурсам до заводских ремонтов, полному сроку службы, гарантийным срокам импортного оборудования, как правило, не производится.

Отдельных документов на импортное оборудование, позволяющих оценить правомерность применения этих изделий путем сравнения с задаваемым эксплуатационным циклом, заказчику также не предоставляется. Рабочие и ремонтные документы на импортные изделия ни на русском языке, ни на языке производителя не заказываются.

Совершенно очевидно, что при этих условиях полноценное обслуживание и ремонт сложного импортного оборудования для дальнейшей безопасной эксплуатации практически невозможны ни на режимных отечественных предприятиях, ни в местах базирования флота.

Сервисное (фирменное) обслуживание импортного оборудования, проводимое (поставщиком) изготовителем с ежегодной периодичностью, весьма дорого, ограничено причинами режима в местах базирования флота, а в особый период исключено. В случае необходимости ремонта импортного оборудования, установленного на кораблях, будет возникать вопрос о его замене на новое либо на отечественные аналоги, близкие по техническим параметрам к импортным изделиям.

Следует вспомнить, что именно таким образом в период 1970-1990 годов на судоремонтных заводах ВМФ приходилось ремонтировать корабли и суда импортной постройки, эксплуатирующиеся в составе флота (десантные корабли, кабельные суда, плавмастерские, буксиры и т.п.). В этих случаях заводские инженерно-технические службы или ОКТБ ВМФ в срочном порядке вынуждены были разрабатывать ведомости возможной замены импортного оборудования на отечественные аналоги с поиском их по всей стране, перерабатывать установочные чертежи, принципиально-монтажные схемы трубопроводов, электросетей и т.п.

Нужно ли сегодня и в обозримом будущем ВМФ России подобное повторение пройденного?

Данный стандарт предусматривает установление гарантийных сроков эксплуатации изделий исходя из сроков гарантийных обязательств, установленных в ТТЗ на корабль в целом.

Исходя из данных требований импорт-ные изделия, устанавливаемые на новые корабли, должны иметь гарантийные сроки эксплуатации не менее 5 лет.

Вместе с тем в случае применения импортных изделий еще на этапе технического проектирования разработчики должны решать с изготовителями-поставщиками дополнительный круг вопросов, связанных с обеспечением гарантийных обязательств и возможностью проведения ремонта в послегарантийный период, если в этом возникает необходимость, а именно:

• выполнения ремонта в период гарантийных обязательств силами предприятий изготовителей-поставщиков;

• обеспечения в период технического проектирования разработки следующих документов:

• ведомости заказа импортного оборудования с указанием сроков гарантийных обязательств и сроков службы до заводского ремонта по каждому изделию;

• ведомости комплектующих изделий, гарантийные сроки которых меньше гарантийного срока эксплуатации корабля в целом (с учетом изделий, поставляемых из-за границы);

• ведомости возможной замены импортного оборудования на отечественные аналоги с указанием их технических характеристик и поставщиков;

• обеспечения к моменту разработки рабочей документации на корабль поставки для ВМФ рабочей документации на импортные комплектующие (на русском языке);

• обеспечения в эти же сроки поставки для ВМФ ремонтной документации на импортные изделия (на русском языке).

Вопросы применения импортного оборудования и изделий на новых военных кораблях осложняются тем, что ни одно из этих обязательных требований не исполняется ни проектантами, ни заказчиком. Существенным затруднением при эксплуатации импортных комплектующих изделий является практически случайный способ обеспечения их запасными частями.

В заключение следует отметить, что иностранные заказчики, покупая в России военные корабли, одним из обязательных условий контрактов ставят поставку вместе с кораблем полного комплекта ремонтной документации.

Сопровождение освидетельствования судна

Освидетельствование судна является обязательной процедурой для любого судна, эксплуатирующегося в Российской Федерации. Классификационное свидетельство с отметками о проверках является документом, подтверждающим безопасность судна и его соответствие техническим стандартам, принятым на территории России. Регулярные и детальные проверки позволяют значительно сократить количество аварийных ситуаций на воде, обеспечивают безопасность судоходства и надежность транспортировки грузов.

Все суда в Российской Федерации находятся под надзором трех контролирующих организаций:

ГИМС – Государственная Инспекция по Маломерным Судам. Инспекция занимается надзором за соблюдением требований безопасности, классификацией и учетом маломерных судов, контролем над соблюдением правовых актов регулирующих порядок эксплуатации маломерных судов, проведением регулярных проверок и освидетельствований маломерных судов.

Маломерным судном признается судно, длина которого не превышает 12 м, а численность людей на борту не превышает 12 человек. Также под юрисдикцию ГИМС подпадают прогулочные суда (до 18 человек на борту, в том числе 12 пассажиров), спортивные суда, использующие силу ветра в качестве движителя. Причем все вышеперечисленные суда не должны применяться в коммерческих целях.

РМРС – Российский Морской Регистр Судоходства. В сферу деятельности Морского Регистра входит классификация и освидетельствование морских судов различного типа мощностью более 55 кВт и т.п.

РРР – Российский Речной Регистр. Речной Регистр - это орган, осуществляющий классификацию, учет и проведение освидетельствования судов внутреннего и смешанного плавания мощностью не менее 55 кВт: пассажирских, грузовых, а также прогулочных и спортивных судов, не подпадающих под юрисдикцию ГИМС.

В зависимости от типа судна судовладельцу следует обратиться в одну из вышеупомянутых организаций для прохождения освидетельствования плавательного средства. Эта процедура проводится для обеспечения безопасности судоходства и недопущения выхода аварийных судов во внешние или внутренние воды.

Виды освидетельствования:

    Первоначальное освидетельствование производится, чтобы присвоить судну определенный класс. Постановка на классификационный учет проводится соответствующим Регистром или ГИМС после строительства судна, изменения пункта приписки, при переходе из одного регистра в другой, при изменении владельца. По итогам прохождения освидетельствования судну присваивается индивидуальный регистровый номер и надлежащие документы. Судно, не удовлетворяющее требованиям контролирующей организации, не может эксплуатироваться до проведения необходимых работ по устранению выявленных проблем. Если судовладелец не проходит очередное освидетельствование, то оно снимается с классификационного учета и требует постановки, если планируется его дальнейшая эксплуатация.

IMG_4732-760x507.jpg

Ежегодное освидетельствование необходимо для подтверждения класса судна и устанавливает, соответствует ли оно техническим регламентам и требованиям к безопасности. В ходе ежегодной проверки эксперты проверяют изменение состава, комплектности, конструкции и расположение объектов на судне, а также их техническое состояние. В основном проводится визуальная оценка состояния судна и оборудования на нем, а также проверка их работоспособности. Дата ежегодного освидетельствования указывается в Классификационном свидетельстве, исходя из нее, назначается срок следующей проверки.

Судовладельцу необходимо предоставить техническую и судовую документацию, предусмотренную Правилами прохождения освидетельствования. По возможности, стоит совмещать ежегодную проверку судна с освидетельствованием его подводной части, контроль за состоянием которой также отслеживается специалистами одного из Регистров или ГИМС.

img9.jpg

Очередное освидетельствование проходит с периодичностью раз в 5 лет и представляет собой расширенное техническое обследование судна, который при благоприятном исходе доказывает, что судно в достаточной степени соответствует требованиям для сохранения класса. В ходе такого освидетельствования эксперт из контролирующей организации тщательно проверяет работу всех механизмов, устройств и установок, проводит наружный осмотр судна и проверяет его в действии. Во время экспертизы проводится детальный контроль работоспособности рулевого, якорного, буксирного устройств, кабельных трасс, электрооборудования и оборудования автоматизации, противопожарной системы, дизель-генератора, компрессоров, вентиляторов, сигнально-отличительного оборудования, компьютерных систем и т.д. Особняком стоит тестирование систем связи ГМССБ и проверка соответствия требованиям конвенции СОЛАС. Очередное освидетельствование подразумевает обязательную проверку подводной части судна в доке.

Сокращенный период между очередными освидетельствованиями устанавливается для судов с длительным сроком эксплуатации и по решению экспертной комиссии Регистра/ГИМС. Изменение периодичности проведения проверки всегда является предметом специального рассмотрения.

Судовладелец перед проведением такой масштабной проверки должен предоставить не только само судно к осмотру, но и всю необходимую документацию, о которой будет рассказано в одном из разделов далее.

Внеочередное освидетельствование – это тип проверки эксплуатационной пригодности и безопасности судна после аварий, существенных замен оборудования, перепланировки и реконструкции. Кроме этого, внеочередное освидетельствование производится в тех случаях, когда имела место отсрочка проверки или необходимо восстановить утраченный класс. Суда с наличием иностранного освидетельствования обязаны пройти внеочередную проверку с выдачей классификационного свидетельства российского образца.

Объем внеочередного освидетельствования зависит от возраста, периода после первоначального освидетельствования, проведенных ремонтов и замен судового оснащения.

Подготовка к освидетельствованию

Освидетельствование осуществляется по предварительно подготовленной программе, разработанной совместно с Регистром/ГИМС, причем без ее согласования начало проверки является невозможным. В программу включается основная информация о судне, статус освидетельствований и акты предыдущих проверок, набор судовой документации, конструктивные чертежи, отчеты о повреждениях и ремонтах, техническая информация о состоянии ключевых отсеков судна и т.д. Программа освидетельствования находится в свободном доступе в Правилах классификационных освидетельствований.

Судовладелец также должен обеспечить безопасный доступ представителю Регистра/ГИМС во все проверяемые места судна, позаботиться об освещении, подъемных платформах или лесах, дополнительных лестницах. Во время проведения освидетельствования эксперт сопровождается, по крайней мере, одним ответственным лицом и страхующей командой, с которой должна быть налажена бесперебойная связь. В ходе проверки необходимо присутствие всех лиц командного состава, ответственных за состояние и эксплуатацию принимаемого оборудования.

Документы для проведения освидетельствования

Перед проведением освидетельствования любого типа судовладельцу необходимо собрать пакет документов для передачи в Регистр/ГИМС. Этот пакет содержит следующий перечень бумаг:

  • Формуляр судна с актами освидетельствования Регистра/ГИМС, а также информацией о проверках корпуса с отчетами о его состояниях и отчетами о замерах толщин.
  • Согласованная программа освидетельствования для предыдущего завершенного освидетельствования.
  • Конструктивные чертежи с допусками для каждого элемента.
  • Судовая техническая документация (чертежи, схемы, описания, инструкции по эксплуатации, формуляры, паспорта устройств).
  • Акты о проведенных ремонтных работах.
  • Сведения о перевозимых грузах и балласте.
  • Акты проверок выполненных судовым персоналом.
  • Судовой журнал и другие документы об эксплуатации судна.
  • Другая информация для выявления зон, требующих детального осмотра.

До начала освидетельствования эксперт проверяет полноту судовой документации и ее содержание, беря ее за основу будущей проверки. На эксплуатируемое судно распространяются предписания редакции правил, при которых оно было построено. В случае проведения первоначального освидетельствования эксплуатируемого судна во внимание принимаются правила периода постройки судна, а также требования последующих редакций.

Определение технического состояния судна

zot4.jpg

Документы приняты Регистром/ГИМС, план освидетельствования согласован, время и дата приезда эксперта оговорены – осталось определить техническое состояние судна очно.

Освидетельствование может проводиться как в море/бассейне реки, так и на якорной стоянке. По прибытии эксперт осуществляет необходимые замеры и тестирования оборудования, объем которых назначается согласно действующей редакцией правил, где также прописаны нормы допускаемых дефектов. Основными дефектами признаются износ, повреждение и неисправность. Если они не угрожают безопасной эксплуатации судна, то на судно накладываются эксплуатационные ограничения до проведения ремонта. Однако в случае обнаружения серьезных дефектов и несоответствия правилам судно признается негодным к эксплуатации, документы, подтверждающие класс, не выдаются.

По завершении проведения процедуры освидетельствования результаты аттестации технического состояния судна передаются эксперту Регистра/ГИМС, заверяется и согласовывается отчетная документация. Если судно покинуло порт, не завершив освидетельствование, то класс судна автоматически останавливается.

Случаи аннуляции классификационного свидетельства

Классификационное свидетельство прекращает свое действие в первую очередь при пропуске очередного освидетельствования в назначенный срок. В таких случаях необходимо будет восстанавливать класс, проводя расширенную проверку перед повторным присвоением.

После аварии судно также теряет класс в связи с ухудшением условий безопасности и непригодности поврежденного оборудования к эксплуатации после возникновения внештатной ситуации. Такая же ситуация возникает при выполнении ремонта без надзора и одобрения Регистра/ГИМС или введения неодобренных конструктивных изменений.

При прекращении эксплуатации судна на срок более 3 месяцев его класс аннулируется, однако это не касается судов, находящихся в ремонте. Кроме того, судовладелец может сам подать заявление о снятии с учета судна в письменном виде, тогда действие класса судна прекратится.

Нормативные акты

Классификационное освидетельствование это не очередная бюрократическая прихоть государства, а инструмент контроля технического состояния судна для обеспечения безопасности экипажа и пассажиров, а также защиты окружающей среды от загрязнений. Классификационное освидетельствование регламентируется правовыми актами организаций, под юрисдикцию которых подпадает судно.

Компания Маринэк имеет достаточный опыт проведения проверок и испытаний судового оборудования, имеет признание Российского Морского Регистра Судоходства и Российского Речного Регистра. Специалисты Маринэк осуществляют проверку оборудования ГМССБ: радиоустановок, портативных радиостанций, СЗС, источников электроэнергии, РЛО и АРБ. Кроме того, инженеры компании проводят диагностические работы по проверке эксплуатационных качеств кабельных трасс, автоматики, противопожарных систем, радионавигационного оборудования и т.п. По результатам проверок выдаются соответствующие акты испытаний и тестирований.

- Виноват, - ответил я ему по его настроению. – Со временем исправлюсь.

Практически на готовый к заселению корабль вызывается экипаж, который до этого формируется на берегу и большую часть времени занимается освоением новой техники и нового корабля. Только после подписания приёмного акта швартовных испытаний председателем заводской приёмо-сдаточной комиссии производится подъем Военно-морского флага, корабль вступает в строй ВМФ.

Третий этап – непосредственно государственные испытания боевого корабля в определённых условиях морского похода с учебно-боевым применением корабельных средств и вооружения, после чего производится окончательная приёмка корабля в боевой состав. Окончательную подпись (точку) на акте госприёмки ставит ответственный представитель Постоянной комиссии госприёмки.

Срок государственных испытаний зависит от качества проведённых швартовных и ходовых испытаний, но по положению должен составлять 20-45 суток. Во время государственных испытаний проверяется не только техника и вооружение, но и опыт командования корабля, умение чётко организовать работу госкомиссии, готовность экипажа корабля, а также сил и средств обеспечения государственных испытаний со стороны командования соединения флота.

Итак, порядок государственной приёмки (госприёмки) кораблей ВМФ таков: назначается специальная комиссия госприёмки; определяются обязанности и права участников комиссии госприёмки; предъявляется корабль к госприёмке; осуществляется работа комиссии госприёмки в период государственных испытаний корабля; окончание государственных испытаний оформляется приёмо-сдаточной документацией; празднуется окончание государственных испытаний и приём корабля в боевой состав флота.

Председатель комиссии госприёмки непосредственно руководил работой комиссии, подготовкой корабля к испытаниям и ходом испытаний, то есть определял сроки, даты и ставил боевые задачи. При этом он подчинялся только командующему Балтийским флотом и получал разрешение на выход корабля в море от штаба Балтийского флота (по согласованию со штабом соединения флота в ВМБ Балтийск). План работы комиссии госприёмки (план испытаний) утверждал непосредственно адмирал В.В. Михайлин по форме: проводимые мероприятия по порядку следования, дата, исполнитель (участник комиссии госприёмки) и отметка о выполнении. Неисполнение мероприятия этого плана государственных испытаний – несоответствие занимаемой должности, в зависимости от последствий (вреда) и соответствующее наказание…

К началу работы комиссии госприёмки я участвовал в оформлении следующего комплекта документации комиссии: акт приёмки работ на швартовных испытаниях; акт проверки средств борьбы за живучесть; акт о комплектности и готовности спасательного имущества; акт о допуске корабля к плаванию; комплект приказов и директив главнокомандующего ВМФ, командующего Балтийским флотом, командира соединения ДКБФ и командира ВМБ Балтийск, регламентирующих плавание в районах ходовых испытаний; журнал боевой подготовки корабля; акт готовности экипажа корабля к сдаче курсовых задач; акт готовности экипажа корабля к борьбе за живучесть; приказ командира корабля о допуске личного состава к самостоятельному исполнению своих обязанностей по занимаемой должности.

План государственных испытаний (план работы комиссии госприёмки) подписывается командиром корабля, ответственным сдатчиком, участниками комиссии, председателем комиссии и начальником штаба флота. По этому плану на каждый выход в море корабля составляется план-почасовик, в котором указываются конкретные испытания конкретного оборудования и вооружения, условия испытаний (боевые задания) и лица, ответственные за их исполнение. К плану-почасовику прилагаются задания всем силам и средствам обеспечения испытаний (стрельб). Невыполненные задания переносятся в план испытаний на следующий выход в море (как правило, на следующие сутки – автор).

Почасовой план государственных испытаний был очень секретным документом. Строго-настрого было приказано не разглашать ни одного слова, ни одного пункта, ни одного факта из этого плана, потому что информация о выполнении или невыполнении боевых заданий свидетельствовали об уровне боеготовности корабля (его материальной части) и экипажа.

План-часовик государственных испытаний ещё лучше уточнял и конкретизировал виды и параметры государственных испытаний, в нём указывались: время начала испытания по датам; виды испытаний по каждой боевой части корабля: основной вариант испытаний и запасной вариант испытаний; средства обеспечения; ФИО представителя сил и средств обеспечения (от завода, от контрагентов, от флота, от соединения флота и ВМБ, от комиссии); отметка о выполнении или причины срыва испытания.

Председатель комиссии госприёмки (контр-адмирал – автор) лично внутри и снаружи осматривал весь корабль на предмет готовности его к выходу в море и к выполнению задания плана-почасовика. При этом за ним шла его свита из участников комиссии, которые докладывали ему о готовности своих заведований (ответственности). Во время этих смотров-осмотров горе было тому, кто попадался на пути председателя комиссии – обязательно к чему-то, но придирался.

Председатель комиссии госприёмки пользовался своим правом назначать даты и время испытаний, прерывать их, возвращаться в базу или продолжать испытания после устранения причин, вызвавших их прерывание, предъявлял претензии представителям завода и контрагентов, принимал решение о признании конкретных элементов испытаний успешными. Все участники комиссии госприёмки делали то же самое, но по своим конкретным заведованиям (ответственности). Вот они-то и были самыми дотошными и привередливыми…

Через несколько секунд сидящего над дучкой офицера приподняло в воздух мощной струёй холодной балтийской забортной воды со всем тем, что по пути она собрала в трубах фановой системы…

Злее всех был настроен наш корабельный медик, старший лейтенант медицинской службы Л.Н. Кукуруза, в каюте которого обитал этот нечастный флагманский офицер-специалист. До возвращения в ВМБ Балтийск он просидел в каюте медика, а потом один, незаметно сошёл с корабля. Больше мы его не видели.

- Я подал в комиссию госприёмки рапорт о состоянии и готовности материальной части корабля к государственным испытаниям, - сказал Е.П. Назаров, - данные об укомплектованности экипажа корабля личным составом, приказ о допуске личного состава к самостоятельному исполнению своих обязанностей по занимаемым должностям, результаты внутрикорабельных испытаний, отработки и сдачи задач боевой подготовки по боевым частям, приказ о допуске личного состава боевых частей, команд и групп к ракетным, артиллерийским, торпедным стрельбам, бомбометанию и постановке мин.

- В комплекте документов на государственные испытания акт водолазного осмотра корпуса, успокоителей качки, руля, винтов, обтекателей ГАС. Я подписал акт о проверке средств борьбы за живучесть, спасательного имущества и о допуске корабля к плаванию в море, данные о наличии запасов, ЗИП, средств индивидуальной защиты на весь экипаж корабля и комиссию госприёмки.

- Мы имеем комплект документов по результатам анализа топлива, смазочных масел и рабочей жидкости в системах гидравлики, результатам радиохимического и бактериологического анализа пресной воды в цистернах, ремонтные ведомости, технические формуляры на всё оборудование, машины, механизмы и вооружение, паспорта и другие эксплуатационные документы, технические и должностные инструкции, боевые книжки для личного состава и боевое расписание корабля.

- Мы имеем всё необходимое для успешного прохождения государственных испытаний. Теперь всё зависит от нас, от всех и от каждого из нас. Теперь всё зависит оттого, как мы сумеем распорядиться и использовать всё то, что нам дали, чему научили и чего от нас ждут, а ждут от нас честного, прямого и быстрого ответа на вопрос: Можем ли мы быть военными моряками? Сможем ли мы так использовать вверенным нам корабль и оружие, чтобы гарантированно победить наших противников? Вот об этом я вас и спрашиваю…

- Добро, - коротко резюмировал командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров. – Всем спать и завтра быть готовыми образцово исполнять всё, что нам приготовлено по пану государственных испытаний. Я вам верю, как самому себе. Отбой!

Теперь все ждали приказа о поощрении личного состава по итогам государственных испытаний и дождались…

В развитие темы в настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с применением в составе кораблей и судов на стадии их проектирования комплектующих изделий иностранного производства.

Решения государства по структурным изменениям в области судостроения призваны, в первую очередь, гарантировать стабильное развитие отечественной промышленности.

Однако за достаточно длительный период экономической нестабильности многие предприятия изменили профиль, номенклатуру производимой продукции или прекратили производственно-хозяйственную деятельность.

Потребность в создании современных кораблей и судов в России приводит к необходимости использования комплектующих изделий импортного производства. Необходимо признать, что номенклатура этих изделий по объективным причинам растет.

Среди мер системного характера, направленных на развитие промышленности, звучат предложения принять нулевые ставки НДС на импортируемое оборудование, аналоги которого в России пока не производятся. Почему тогда такие образцы вообще будут выпускаться?

Все доводы в пользу выбора импортных изделий по сравнению с отечественными являются объективными:

– более высокая надежность в работе;

– более эргономичный и современный дизайн;

– меньшие массогабаритные характеристики;

– отсутствие необходимости выдачи в отечест-венную промышленность заказов на ОКР для проектирования и изготовления новых изделий с расчетными параметрами проектанта корабля (при отсутствии отечественных аналогов);

– более низкая первоначальная стоимость импортных изделий по сравнению с отечественными.

Выгодное и удачное, казалось бы, со всех сторон техническое решение требует оценки его в сопоставлении с полным сроком службы и циклом эксплуатации проектируемого корабля.

Согласно проектным данным, в течение полного срока службы (25-30 лет) корабль должен проходить 1-2 средних и 3-4 текущих ремонта.

Таким образом, импортное оборудование, установленное на корабле, должно безотказно служить до нормативных сроков поступления кораблей в заводской ремонт. Кстати, это требование должно подтверждаться документацией, разрабатываемой на стадии технического проекта.

Представление в документах технических проектов данных по ресурсам до заводских ремонтов, полному сроку службы, гарантийным срокам импортного оборудования, как правило, не производится.

Отдельных документов на импортное оборудование, позволяющих оценить правомерность применения этих изделий путем сравнения с задаваемым эксплуатационным циклом, заказчику также не предоставляется. Рабочие и ремонтные документы на импортные изделия ни на русском языке, ни на языке производителя не заказываются.

Совершенно очевидно, что при этих условиях полноценное обслуживание и ремонт сложного импортного оборудования для дальнейшей безопасной эксплуатации практически невозможны ни на режимных отечественных предприятиях, ни в местах базирования флота.

Сервисное (фирменное) обслуживание импортного оборудования, проводимое (поставщиком) изготовителем с ежегодной периодичностью, весьма дорого, ограничено причинами режима в местах базирования флота, а в особый период исключено. В случае необходимости ремонта импортного оборудования, установленного на кораблях, будет возникать вопрос о его замене на новое либо на отечественные аналоги, близкие по техническим параметрам к импортным изделиям.

Следует вспомнить, что именно таким образом в период 1970-1990 годов на судоремонтных заводах ВМФ приходилось ремонтировать корабли и суда импортной постройки, эксплуатирующиеся в составе флота (десантные корабли, кабельные суда, плавмастерские, буксиры и т.п.). В этих случаях заводские инженерно-технические службы или ОКТБ ВМФ в срочном порядке вынуждены были разрабатывать ведомости возможной замены импортного оборудования на отечественные аналоги с поиском их по всей стране, перерабатывать установочные чертежи, принципиально-монтажные схемы трубопроводов, электросетей и т.п.

Нужно ли сегодня и в обозримом будущем ВМФ России подобное повторение пройденного?

Данный стандарт предусматривает установление гарантийных сроков эксплуатации изделий исходя из сроков гарантийных обязательств, установленных в ТТЗ на корабль в целом.

Исходя из данных требований импорт-ные изделия, устанавливаемые на новые корабли, должны иметь гарантийные сроки эксплуатации не менее 5 лет.

Вместе с тем в случае применения импортных изделий еще на этапе технического проектирования разработчики должны решать с изготовителями-поставщиками дополнительный круг вопросов, связанных с обеспечением гарантийных обязательств и возможностью проведения ремонта в послегарантийный период, если в этом возникает необходимость, а именно:

• выполнения ремонта в период гарантийных обязательств силами предприятий изготовителей-поставщиков;

• обеспечения в период технического проектирования разработки следующих документов:

• ведомости заказа импортного оборудования с указанием сроков гарантийных обязательств и сроков службы до заводского ремонта по каждому изделию;

• ведомости комплектующих изделий, гарантийные сроки которых меньше гарантийного срока эксплуатации корабля в целом (с учетом изделий, поставляемых из-за границы);

• ведомости возможной замены импортного оборудования на отечественные аналоги с указанием их технических характеристик и поставщиков;

• обеспечения к моменту разработки рабочей документации на корабль поставки для ВМФ рабочей документации на импортные комплектующие (на русском языке);

• обеспечения в эти же сроки поставки для ВМФ ремонтной документации на импортные изделия (на русском языке).

Вопросы применения импортного оборудования и изделий на новых военных кораблях осложняются тем, что ни одно из этих обязательных требований не исполняется ни проектантами, ни заказчиком. Существенным затруднением при эксплуатации импортных комплектующих изделий является практически случайный способ обеспечения их запасными частями.

В заключение следует отметить, что иностранные заказчики, покупая в России военные корабли, одним из обязательных условий контрактов ставят поставку вместе с кораблем полного комплекта ремонтной документации.

Сопровождение освидетельствования судна

Освидетельствование судна является обязательной процедурой для любого судна, эксплуатирующегося в Российской Федерации. Классификационное свидетельство с отметками о проверках является документом, подтверждающим безопасность судна и его соответствие техническим стандартам, принятым на территории России. Регулярные и детальные проверки позволяют значительно сократить количество аварийных ситуаций на воде, обеспечивают безопасность судоходства и надежность транспортировки грузов.

Все суда в Российской Федерации находятся под надзором трех контролирующих организаций:

ГИМС – Государственная Инспекция по Маломерным Судам. Инспекция занимается надзором за соблюдением требований безопасности, классификацией и учетом маломерных судов, контролем над соблюдением правовых актов регулирующих порядок эксплуатации маломерных судов, проведением регулярных проверок и освидетельствований маломерных судов.

Маломерным судном признается судно, длина которого не превышает 12 м, а численность людей на борту не превышает 12 человек. Также под юрисдикцию ГИМС подпадают прогулочные суда (до 18 человек на борту, в том числе 12 пассажиров), спортивные суда, использующие силу ветра в качестве движителя. Причем все вышеперечисленные суда не должны применяться в коммерческих целях.

РМРС – Российский Морской Регистр Судоходства. В сферу деятельности Морского Регистра входит классификация и освидетельствование морских судов различного типа мощностью более 55 кВт и т.п.

РРР – Российский Речной Регистр. Речной Регистр - это орган, осуществляющий классификацию, учет и проведение освидетельствования судов внутреннего и смешанного плавания мощностью не менее 55 кВт: пассажирских, грузовых, а также прогулочных и спортивных судов, не подпадающих под юрисдикцию ГИМС.

В зависимости от типа судна судовладельцу следует обратиться в одну из вышеупомянутых организаций для прохождения освидетельствования плавательного средства. Эта процедура проводится для обеспечения безопасности судоходства и недопущения выхода аварийных судов во внешние или внутренние воды.

Виды освидетельствования:

    Первоначальное освидетельствование производится, чтобы присвоить судну определенный класс. Постановка на классификационный учет проводится соответствующим Регистром или ГИМС после строительства судна, изменения пункта приписки, при переходе из одного регистра в другой, при изменении владельца. По итогам прохождения освидетельствования судну присваивается индивидуальный регистровый номер и надлежащие документы. Судно, не удовлетворяющее требованиям контролирующей организации, не может эксплуатироваться до проведения необходимых работ по устранению выявленных проблем. Если судовладелец не проходит очередное освидетельствование, то оно снимается с классификационного учета и требует постановки, если планируется его дальнейшая эксплуатация.

IMG_4732-760x507.jpg

Ежегодное освидетельствование необходимо для подтверждения класса судна и устанавливает, соответствует ли оно техническим регламентам и требованиям к безопасности. В ходе ежегодной проверки эксперты проверяют изменение состава, комплектности, конструкции и расположение объектов на судне, а также их техническое состояние. В основном проводится визуальная оценка состояния судна и оборудования на нем, а также проверка их работоспособности. Дата ежегодного освидетельствования указывается в Классификационном свидетельстве, исходя из нее, назначается срок следующей проверки.

Судовладельцу необходимо предоставить техническую и судовую документацию, предусмотренную Правилами прохождения освидетельствования. По возможности, стоит совмещать ежегодную проверку судна с освидетельствованием его подводной части, контроль за состоянием которой также отслеживается специалистами одного из Регистров или ГИМС.

img9.jpg

Очередное освидетельствование проходит с периодичностью раз в 5 лет и представляет собой расширенное техническое обследование судна, который при благоприятном исходе доказывает, что судно в достаточной степени соответствует требованиям для сохранения класса. В ходе такого освидетельствования эксперт из контролирующей организации тщательно проверяет работу всех механизмов, устройств и установок, проводит наружный осмотр судна и проверяет его в действии. Во время экспертизы проводится детальный контроль работоспособности рулевого, якорного, буксирного устройств, кабельных трасс, электрооборудования и оборудования автоматизации, противопожарной системы, дизель-генератора, компрессоров, вентиляторов, сигнально-отличительного оборудования, компьютерных систем и т.д. Особняком стоит тестирование систем связи ГМССБ и проверка соответствия требованиям конвенции СОЛАС. Очередное освидетельствование подразумевает обязательную проверку подводной части судна в доке.

Сокращенный период между очередными освидетельствованиями устанавливается для судов с длительным сроком эксплуатации и по решению экспертной комиссии Регистра/ГИМС. Изменение периодичности проведения проверки всегда является предметом специального рассмотрения.

Судовладелец перед проведением такой масштабной проверки должен предоставить не только само судно к осмотру, но и всю необходимую документацию, о которой будет рассказано в одном из разделов далее.

Внеочередное освидетельствование – это тип проверки эксплуатационной пригодности и безопасности судна после аварий, существенных замен оборудования, перепланировки и реконструкции. Кроме этого, внеочередное освидетельствование производится в тех случаях, когда имела место отсрочка проверки или необходимо восстановить утраченный класс. Суда с наличием иностранного освидетельствования обязаны пройти внеочередную проверку с выдачей классификационного свидетельства российского образца.

Объем внеочередного освидетельствования зависит от возраста, периода после первоначального освидетельствования, проведенных ремонтов и замен судового оснащения.

Подготовка к освидетельствованию

Освидетельствование осуществляется по предварительно подготовленной программе, разработанной совместно с Регистром/ГИМС, причем без ее согласования начало проверки является невозможным. В программу включается основная информация о судне, статус освидетельствований и акты предыдущих проверок, набор судовой документации, конструктивные чертежи, отчеты о повреждениях и ремонтах, техническая информация о состоянии ключевых отсеков судна и т.д. Программа освидетельствования находится в свободном доступе в Правилах классификационных освидетельствований.

Судовладелец также должен обеспечить безопасный доступ представителю Регистра/ГИМС во все проверяемые места судна, позаботиться об освещении, подъемных платформах или лесах, дополнительных лестницах. Во время проведения освидетельствования эксперт сопровождается, по крайней мере, одним ответственным лицом и страхующей командой, с которой должна быть налажена бесперебойная связь. В ходе проверки необходимо присутствие всех лиц командного состава, ответственных за состояние и эксплуатацию принимаемого оборудования.

Документы для проведения освидетельствования

Перед проведением освидетельствования любого типа судовладельцу необходимо собрать пакет документов для передачи в Регистр/ГИМС. Этот пакет содержит следующий перечень бумаг:

  • Формуляр судна с актами освидетельствования Регистра/ГИМС, а также информацией о проверках корпуса с отчетами о его состояниях и отчетами о замерах толщин.
  • Согласованная программа освидетельствования для предыдущего завершенного освидетельствования.
  • Конструктивные чертежи с допусками для каждого элемента.
  • Судовая техническая документация (чертежи, схемы, описания, инструкции по эксплуатации, формуляры, паспорта устройств).
  • Акты о проведенных ремонтных работах.
  • Сведения о перевозимых грузах и балласте.
  • Акты проверок выполненных судовым персоналом.
  • Судовой журнал и другие документы об эксплуатации судна.
  • Другая информация для выявления зон, требующих детального осмотра.

До начала освидетельствования эксперт проверяет полноту судовой документации и ее содержание, беря ее за основу будущей проверки. На эксплуатируемое судно распространяются предписания редакции правил, при которых оно было построено. В случае проведения первоначального освидетельствования эксплуатируемого судна во внимание принимаются правила периода постройки судна, а также требования последующих редакций.

Определение технического состояния судна

zot4.jpg

Документы приняты Регистром/ГИМС, план освидетельствования согласован, время и дата приезда эксперта оговорены – осталось определить техническое состояние судна очно.

Освидетельствование может проводиться как в море/бассейне реки, так и на якорной стоянке. По прибытии эксперт осуществляет необходимые замеры и тестирования оборудования, объем которых назначается согласно действующей редакцией правил, где также прописаны нормы допускаемых дефектов. Основными дефектами признаются износ, повреждение и неисправность. Если они не угрожают безопасной эксплуатации судна, то на судно накладываются эксплуатационные ограничения до проведения ремонта. Однако в случае обнаружения серьезных дефектов и несоответствия правилам судно признается негодным к эксплуатации, документы, подтверждающие класс, не выдаются.

По завершении проведения процедуры освидетельствования результаты аттестации технического состояния судна передаются эксперту Регистра/ГИМС, заверяется и согласовывается отчетная документация. Если судно покинуло порт, не завершив освидетельствование, то класс судна автоматически останавливается.

Случаи аннуляции классификационного свидетельства

Классификационное свидетельство прекращает свое действие в первую очередь при пропуске очередного освидетельствования в назначенный срок. В таких случаях необходимо будет восстанавливать класс, проводя расширенную проверку перед повторным присвоением.

После аварии судно также теряет класс в связи с ухудшением условий безопасности и непригодности поврежденного оборудования к эксплуатации после возникновения внештатной ситуации. Такая же ситуация возникает при выполнении ремонта без надзора и одобрения Регистра/ГИМС или введения неодобренных конструктивных изменений.

При прекращении эксплуатации судна на срок более 3 месяцев его класс аннулируется, однако это не касается судов, находящихся в ремонте. Кроме того, судовладелец может сам подать заявление о снятии с учета судна в письменном виде, тогда действие класса судна прекратится.

Нормативные акты

Классификационное освидетельствование это не очередная бюрократическая прихоть государства, а инструмент контроля технического состояния судна для обеспечения безопасности экипажа и пассажиров, а также защиты окружающей среды от загрязнений. Классификационное освидетельствование регламентируется правовыми актами организаций, под юрисдикцию которых подпадает судно.

Компания Маринэк имеет достаточный опыт проведения проверок и испытаний судового оборудования, имеет признание Российского Морского Регистра Судоходства и Российского Речного Регистра. Специалисты Маринэк осуществляют проверку оборудования ГМССБ: радиоустановок, портативных радиостанций, СЗС, источников электроэнергии, РЛО и АРБ. Кроме того, инженеры компании проводят диагностические работы по проверке эксплуатационных качеств кабельных трасс, автоматики, противопожарных систем, радионавигационного оборудования и т.п. По результатам проверок выдаются соответствующие акты испытаний и тестирований.

Читайте также: