Кораблестроение и техническая эксплуатация судов кем работать зарплата

Обновлено: 25.06.2024

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 октября. /ТАСС/. Российские судостроительные вузы готовят для отрасли специалистов, которые востребованы на рынке труда, но их квалификация не всегда соответствует запросам предприятий. Решить эту проблему, усовершенствовать подготовку кадров и дать развитие отрасли в целом помогут совместные образовательные программы вузов и самих судостроительных компаний, считают эксперты, однако таким проектам нужна государственная поддержка.

В октябре на встрече с вице-премьером РФ Юрием Трутневым представители судостроительных предприятий рассказали, что сталкиваются с кадровой проблемой в своей отрасли, в частности часто готовят кадры сами. Они попросили государство профинансировать эту подготовку, Трутнев пообещал предприятиям поддержку.

Специалистов в области судостроения в России готовят вузы на Дальнем Востоке, на юге страны, в регионах Поволжья и Северо-Западного округа. Выпускники востребованы не только в своих регионах, но и за их пределами.

"Выпускники с высшим морским образованием по направлению "Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта" - это профессионалы, которые востребованы по всей стране и гарантированно могут найти себе хорошую работу. Если выпускник-кораблестроитель готов создавать корабли, проектировать, строить, а при необходимости и ремонтировать их, давая судам вторую жизнь, такой специалист судостроения с различными специализациями легко найдет работу", - сказали ТАСС в пресс-службе Минобрнауки Астраханской области, где судостроение является одним из стратегических направлений развития региона.

Однако сами вузы отмечают, что сталкиваются с некоторыми проблемами в обучении будущих кадров для отрасли. В пресс-службе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, известного как "Корабелка", пояснили, что речь идет о "низкой активности предприятий в организации и обеспечении образовательной деятельности". "Не так много возможностей привлечь практиков даже на государственную итоговую аттестацию. Остаются и с каждым годом возрастают проблемы с проведением производственных практик", - сказали в университете, который считается кузницей морских инженерных кадров России.

В пресс-службе акционерного общества "Южный центр судостроения и судоремонта" рассказали ТАСС о другой стороне существующей проблемы: уровень подготовки молодых специалистов, которые приходят на производство после обучения, недостаточно высок. "Их приходится доучивать на рабочих местах с помощью наставников. Учебные программы не всегда отвечают требованиям потенциальных работодателей", - пояснили в компании. "Есть специфика применяемых технологий, которым невозможно обучить, пока человек не участвует в решении производственных задач", - добавляет заместитель генерального директора по персоналу и общим вопросам АО "Адмиралтейские верфи" Игорь Савельев.

Проблему можно решить вместе

Решить проблему подготовки должны помочь совместные программы вузов и самих судостроительных заводов. Такую практику реализуют уже многие предприятия. "Мы пытаемся решать эту проблему при помощи системы "завод - вуз", когда обучающийся тесно связывается с конкретным производством, непосредственно участвует в нем", - рассказал ТАСС заместитель гендиректора Центра судоремонта "Звездочка" в Архангельской области Михаил Голышев.

Предприятие из Мурманской области - судоремонтный завод "Нерпа" - для притока специалистов на производство еще в 2012 году инициировало создание в местном государственном техническом университете факультета кораблестроения и океанотехники, выпускники первого набора уже пришли на предприятие, а студенты проходят практику на заводе. На производственную практику приглашают и петербургские судостроительные заводы "Адмиралтейские верфи", "Северная верфь", где также к молодым выпускникам прикрепляют наставников. Компания "Южный центр судостроения и судоремонта" непосредственно участвует в разработке образовательных программ, стажировок мастеров производственного обучения колледжей. Судостроительный комплекс "Звезда" в Приморском крае решает задачу более глобально и строит собственный учебный центр.

В Калининградской области, где специалистов для отрасли готовят в государственном техническом университете (КГТУ) и Прибалтийском судостроительном техникуме, предприятия также взаимодействуют со своими будущими специалистами еще на этапе их обучения. "Уже после первого-второго курса обучения представители судостроительных и судоремонтных предприятий заключают с успешными студентами отложенные контракты на работу и могут даже выплачивать им стипендию", - сказали ТАСС в региональном министерстве образования.

Судостроительная корпорация "Ак Барс" в Татарстане создала для себя специальный кадровый кластер, чтобы решать проблему со специалистами, сообщил ТАСС гендиректор предприятия Ренат Мистахов. Там также работают с образовательными учреждениями, при корпорации открыт учебный центр. "После окончания учебных заведений молодые сотрудники нормально вникают и работают, в зависимости от изменения технологических процессов при производстве новых кораблей мы проводим переобучение своих специалистов. Мы обучаем двум-трем профессиям, что позволяет людей использовать в зависимости от загрузки на разных участках", - рассказал Мистахов.

Отдельные работодатели начинают готовить кадры уже со школьной скамьи. Так, с 2017 года ГК "Каспийская Энергия" запустила проект "Я б в судостроители пошел… Пусть меня научат!". Он информирует молодежь о деятельности и перспективах развития компании, популяризирует рабочие профессии, знакомит школьников с востребованными на предприятии квалификациями и с образовательными организациями, где эти специальности можно получить.

Говоря о стимулировании развития судостроительной отрасли, и предприятия, и вузы отмечают, что несмотря на их готовность вкладывать свои ресурсы, стороны все же нуждаются в государственной поддержке. При этом поддерживать нужно не только совместные образовательные программы, но и в целом привлекать кадры в отрасль при помощи мер социальной поддержки.

Директор Онежского судостроительно-судоремонтного завода (ОССЗ) в Петрозаводске Владимир Майзус считает, что наиболее полезной формой социальной поддержки стало бы решение квартирного вопроса для молодых специалистов. "Самостоятельно предприятие пока не в силах решить вопрос с предоставлением жилья, как это было в советское время, но возможность получить свое жилье привлекло бы больше молодых кадров на предприятие", - сказал он ТАСС.

Такого же мнения придерживаются и на архангельской "Звездочке", где решение жилищных проблем, поддержку корпоративных программ жилищного строительства, участие федерации и регионов в развитии социальной инфраструктуры муниципалитетов промышленных городов, назвали в числе мер, которые могли бы "существенно повысить привлекательность отрасли".

В дирекции Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" обратили внимание на необходимость повышения престижа профессии судостроителя и увеличения бюджетных мест в вузах для специалистов отрасли. "По нашему мнению, со стороны государства необходимо поднимать престиж судостроительных профессий и специальностей, увеличивать количество бюджетных мест в профильных вузах, техникумах и училищах. Если мы говорим о возрождении кораблестроения в России, то естественно, что для этого стране нужно как можно больше молодых корабелов", - сказал ТАСС представитель дирекции завода.


Работа на кораблях дальнего плавания привлекает очень большое количество людей, которые готовы проводить в море большую часть своего времени. Многие думают, что работать на кораблях дальнего плавания или на круизном судне можно только на должности моряка.

Круизные лайнеры

Самые большие круизные лайнеры

Но на самом деле, количество востребованных вакансий гораздо больше. Связано это с активным и динамичным развитием флота РФ, как военного, так и гражданского. Вакансии существуют и для мужчин, и для женщин как для опытных моряков, так и для людей без опыта.

Специфика работы на корабле

Работа на море имеет множеством нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать, прежде чем соглашаться на подобные предложения. Для каждой должности существует свой набор минимальных требований, которым должен соответствовать сотрудник гражданского или военного флота России.

Диплом об окончании ВАГШ

Образец диплома об окончании ВАГШ. Специальность – командно-штабная, оперативно-стратегическая.

Обычные матросы для того, чтобы найти работу, должны закончить специальные мореходные училища. Командный состав, особенно старший, должен получить высшее образование в академии или университете.

Обязательным является изучение и знание иностранных языков, в частности, английского, который считается языком международного общения.

Для работы на круизных судах иностранные языки просто необходимы, поскольку на кораблях путешествуют в основном иностранцы. Также важно, чтобы работник судна имел диплом в конкретной сфере. Например, механик знал инженерное дело, а кок обладал знаниями в кулинарии.

Круизный ланер

Одной из главных особенностей является то, что сотрудники судов и кораблей должны быть готовыми к длительным поездкам. К таким странствиям должны быть готова не только команда, но и члены семьи.

Положительные и отрицательные стороны

Работа на корабле – это сложный, увлекательный и занимательный процесс, что позволяет морякам продвигаться по карьерной лестнице, достаточно неплохо зарабатывать, найти подходящую должность на суше.

Моряки зарабатывают значительно больше, чем специалисты в различных сферах на суше.

Именно это привлекает человека в морской карьере, поскольку за несколько лет можно накопить достаточно средств для покупки квартиры, машины, переезда в другую страну. Особенно это касается заработков на круизном судне или в морской промышленности по добыче газа и нефти. Не менее важным аспектом является то, что человек уже в 30 лет может стать капитаном. Подобная карьера очень немногим удается в таком возрасте.

Работа моряка

К другим положительным сторонам относятся следующие факторы:

  • Не нужно тратиться на ежедневные расходы, поскольку владелец судна или морской компании обеспечивает питание, форму, проживание, перелеты, трансферы.
  • Путешествие по разным странам.
  • Длительный отпуск, который составляет от 4 до 6 месяцев.
  • Изучение иностранных языков, культур, налаживание контактов.
  • Возможность в дальнейшем неплохо трудоустроиться.
  • Востребованность специалистов морского дела, независимо от политической и экономической ситуации в стране.
  • Нехватка офицерских кадров.
  • Развитие профессиональных качеств и навыков.
  • Приобретение значительного опыта.


Работа на круизных судах и кораблях дальнего плавания имеет и отрицательные стороны, связанные с рядом факторов. Во-первых, стоит учитывать необходимость работать в команде, где существует очень жесткая дисциплина. Во-вторых, сосуществование с членами команды на ограниченном пространстве, налаживание связей, контактов, способность к общению. В-третьих, тяжелая физическая работа, длящаяся иногда больше 12 часов. График работы обычно вахтовый, который усложняется постоянной сменой часовых поясов. В-четвертых, существует высокая степень травмоопасности и риска для общего состояния здоровья. В-пятых, наличие угрозы со стороны пиратов, которые захватывают торговые суда. По правилам, хранить и использовать на корабле любое огнестрельное оружие нельзя. Поэтому моряки во время захвата судна становятся беззащитными жертвами пиратов.

Танкер

Задержание танкера “Механик Чеботарев” в Ливии похоже на захват

Кроме того, к недостаткам относится длительное пребывание в замкнутом пространстве. Это связано не только с нахождением в море, а и с габаритами корабля, размерами помещений для отдыха, каютами, душевыми, саунами. На многих судах такие комнаты делаются более просторными, комфортными, чтобы психика человека оставалась стабильной. Работа моряка требует прохождения переквалификации, чтобы подтверждать дипломы и нужные сертификаты. Стоит такой процесс обучения не дешево, и занимает много времени. Моряки часто лишены государственной пенсии, поэтому, при списании на берег, нужно думать об источниках дохода.

Доступные вакансии

Трудоустройство на вакансии по морским специальностям предлагают многие компании, офисы которых находятся в Мурманске, во Владивостоке, Курске, Архангельске и других городах. Наиболее востребованными являются следующие профессии для младшего и старшего состава:

  • Матросы;
  • Механики-инженеры;
  • Лоцманы;
  • Штурманы;
  • Мотористы;
  • Электромеханики;
  • Помощники капитанов;
  • Капитаны.

Таким специальностям обучают в морских училищах и академиях, где готовят работников на торговые, круизные, военные суда. Кроме того, довольно востребованной являются профессии кока и повара, переводчика, связиста, врача.


В частности, в Мурманске судоходные кампании проводят набор по таким вакансиям, как старший помощник капитана, групповой капитан, третий и четвертый помощники капитана, сменный помощник капитана, капитан. Работу предлагают на танкерах, речных, морских судах, кораблях, занимающихся ловлей рыбы, военных и торговых судах.

старпом на корабле

Претенденты на такие вакансии должны уметь разбираться в судовождении, электронном навигационном оборудовании, механике и инженерном деле, исполнение обязательств, возлагающихся на капитана. В частности, отвечать за безопасность судна и экипажа, груза, пассажиров,

Во Владивостоке востребованы аналогичные специалисты, но там люди имеют больше возможностей для выбора места работы. Связано это с тем, что здесь требуются также работники на подводные лодки и суда. На подлодки нужны мотористы, матросы, электромеханики.

На торговые, военные, гражданские суда берут, в основном, мужчин. Хотя на круизные суда и гражданские охотно берут и женщин. На круизных судах женщин принимают на должность бармена, администратора, официантки, горничной, переводчицы, фотографа, кондитера, врача, аниматора, музыканта, массажистки, косметолога, на ресепшен.

Вакансии на круизном лайнере

Вакансии на круизном лайнере

В целом, для круизных судов сформировался такой стандартный список вакансий, как:

  • Переводчики;
  • Стюарды;
  • Бармены;
  • Работники рецепций;
  • Подсобные рабочие;
  • Видео и фотооператоры;
  • Официанты;
  • Помощники по всем названным профессиям.

Необходимо владеть английским языком, быть моложе 35 лет, готовым развлекать разные группы пассажиров, работать около 10 часов в день, быть готовым к длительным прибываниям в море.


Для женщин профессии на море сформировались и в других сферах. Например, в торговом флоте это могут быть вакансии капитана, штурмана, механика, электрика, радистки, кока. На рыболовных судах постоянно требуются врачи, повара, пекари, буфетчицы, официантки, прачки.

Уровень заработной платы

зарплата

Одним из преимуществ пребывания на флоте является высокий уровень заработка, который оговаривается во время собеседования, а потом указывается в договоре. Размер оплаты зависит от того, кто представляет морских работников, где находится компания-крюинг (т. е. фирма, которая выполняет посредническую миссию), а также должность, квалификация, стаж, опыт работы. При составлении контракта ключевыми факторами считаются дальность и срок рейса, они отличаются для разных типов судов.

Моряки из РФ могут получать следующую зарплату:

  • Капитаны – от 5 до 20 тысяч долларов;
  • Старший командный состав около 5 тысяч;
  • Повара и коки – почти 2,5 тысячи;
  • Рядовые матросы – 2 тысячи долларов.

В Мурманске и во Владивостоке капитан получает обычно от 50 до 95 тысяч рублей, зарплата старшего помощника капитана составляет от 30 до 60 тысяч рублей, лоцманы – около 45 тысяч, мотористы 25-30 тысяч, электромеханики – от 60 до 80 тысяч. Все зависит от компании, места службы, населенного пункта, но в целом, уровень оплаты труда везде одинаков.

На круизных судах заработок в месяц начинается от 1000 долларов в месяц, и может достигать 3-5 тысяч.

Работа на круизном лайнере

Отдельно работники круизных кораблей получают чаевые.

Таким образом, капитаны получают больше всего, хотя разница между окладами с другими должностями может быть и небольшой. Особенно, если это некрупные суда или компании. Но иногда разница в оплате составляет почти 15 долларов в месяц.

Общие сведения

Судно – наиболее сложное инженерное сооружение, поэтому кораблестроитель должен иметь глубокую и универсальную подготовку в различных областях науки и техники. Наши выпускники готовятся к проектной, производственно-технологической и сервисно-эскплуатационной деятельности.

39568203

508original_75fca0

53796

87593

14179049

9f15dd1b0e9fffe6f5d0ef770fbad91a

508original_75fca0

9579_900

53796

87593

14179049

39568203

1317249972

comet-2020

dok

DSC_0303-768x511

e2dd13e1e703ea0aec003a50e3580be4

ELIWu_5XUAAKoyo

hovercraft-6

HOVERWORK_8000TD_01

i

image_Fotor

Postcard-2-image-ship-building-2-2795111001437x1020

ship_dok

sudno-Meteor.width-1200

Sudostroenie-Rossii

xmeyer-werfts-visitor-centre.jpg.pagespeed.ic.n3yAATM3Qf

0

1a84d86e044ef036f70f24cf610188fd

SONY DSC

Особенности подготовки

Подготовка обучающихся включает изучение конструкции и методов проектирования, постройки и ремонта судов, принципов технической эксплуатации и обслуживания морских и речных судов.

Будущие кораблестроители учатся:

  • придавать судну элегантную архитектурную форму;
  • обеспечивать остойчивость, непотопляемость, ходкость и управляемость;
  • оснащать суда разнообразным оборудованием и системами;
  • обеспечивать контроль технического состояния судов и судового оборудования, подготовку судов для выполнения перевозок различных грузов;
  • организовывать ремонт судов и осуществлять их снабжение.

Наши преподаватели


Амелин Василий Степанович

Заведующий кафедрой Судостроения и судоремонта, кандидат технических наук, профессор


Сысоев Леонид Владимирович


Татаренков Анатолий Корнеевич

unnamed

Хайтин Анатолий Яковлевич


Ремизов Станислав Сергеевич

19228

Учебные классы и лаборатории

Выпускающая кафедра оснащена рядом специализированных классов и лабораторий, обеспечивающих профессиональную подготовку обучающихся с использованием лабораторного и экспериментального оборудования.


Лаборатория Систем Автоматизированного проектирования (САПР)

Краткое описание лаборатории


Лаборатория Теория и Устройства Судна (ТУС)

Краткое описание лаборатории


Лаборатория Технологии судоремонта

Краткое описание лаборатории


Лаборатория Сварки

Краткое описание лаборатории

Практика, выполнение выпускных квалификационных работ и места работы выпускников

Теоретические знания, полученные на лекциях и семинарских занятиях, закрепляются на практиках.

Обучающиеся проходят практику:

в мастерских учебно-производственного центра Академии;

на судоремонтных и судостроительных предприятиях отрасли;

в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях.

В ходе практик закрепляются знания особенностей конструкции, систем и устройств судов; изучаются, применяемые в судостроении, судоремонте и судовом машиностроении станочное оборудование, приборы, инструменты и оснастка.

Темы выпускных работ связаны с разработкой морских и речных судов различного класса и назначения: транспортных, пассажирских, промысловых, прогулочных и вспомогательных. При разработке проектов большое внимание уделяется вопросам дизайна судна и обеспечения его мореходных и эксплуатационных качеств.

судовой электромеханик работа фото

На каждом судне должны быть специалисты, которые смогут выполнить квалифицированный ремонт. Из этой статьи вы подробнее узнаете о профессии электрика судового.

Обязанности судовых электриков на корабле

В современных судах часто используются дизельные генераторы и другие электронные устройства, которые должен поддерживать в рабочем состоянии судовой электромеханик и электрик.

На судах должно быть не меньше двух судовых электриков. Обычно столько и работают на небольших судах. Для работы крупных кораблей требуется небольшая команда, в которую входит главный мастер-электрик и его подчиненные.

Главные обязанности судового электрика:

  1. Сдача/прием вахты на корабле.
  2. Обеспечение работы электрических агрегатов.
  3. Обслуживание электрического оборудования (чаще всего это дизельный генератор).
  4. Поддержание порядка в технических помещениях, ведение журнала по ремонту оборудования.
  5. Умение корректно вести себя в случае чрезвычайной ситуации.

Работа у судового электрика довольно объемная и сложная. Необходимо досконально разбираться в электросхемах, узлах и агрегатах корабля, изучить устройство всех электрических систем.

Судовому электрику нужно знать устройство внутренней связи на корабле, морские сигналы, а также правила спасения на воде.

Условия работы судовых электриков

Режим работы судовых электриков сложный. Они работают вахтовым методом, подолгу находясь в море. Если же судно речное, то объем работы уменьшается, но затяжные командировки остаются.

Так как в работе всего судна участвует множество систем, то судовой электрик должен постоянно совершать обходы, чтобы проверять работоспособность всех систем.

Еще одна важная часть работы специалиста — ремонт сломавшегося оборудования. Нужно поддерживать работу всех электронных систем — от генераторов до ламп. И чем больше судно, тем больше работы у специалиста.

Где выучиться на судового электрика

Работа судовым электриком

Источник фото pvproductions/freepik

В России осталось немного профессиональных учебных заведений, где целенаправленно готовят судовых электриков. Если такие учреждения остались, то находятся они, как правило, в приморских городах, либо на базе крупных речных портов.

На базе 9 класса получение профессии занимает 2 года и 5 месяцев при очном обучении, 3 года и 11 месяцев при вечернем.

После 11 класса при очной форме обучения можно получить профессию за 10 месяцев. За 1 год и 10 месяцев при вечерней.

Программы обучения можно изучить в следующих учебных учреждениях:

Соискателями при этом могут быть люди как с высшим, так и средним специальным образованием. Главное, чтобы на руках было свидетельство судового электрика. Условий для работы судовым электриком несколько:

  • Допуск для работы с электрооборудованием (4 или 5 класс).
  • Медицинская книжка и пройденная медкомиссия.
  • Для работы на международных судах может понадобиться знание иностранного языка (предпочтительнее всего английского), загранпаспорт.
  • Морские документы.

Зарплата судовых электриков

Практически все вакансии предлагаются в приморских портах: Дальний Восток и Сахалин, Севастополь, Мурманск, Архангельск, Санкт-Петербург и т. д.

Самый лучший вариант для судового электрика — попасть на международный маршрут — это обеспечит его работой и доходом надолго.

Минус международных маршрутов в том, что они часто набираются разово, то есть после окончания контракта специалист может больше не получить предложения по работе на этом судне.

По информации сервисов по поиску сотрудников, специалист может рассчитывать на следующую зарплату:

Читайте также: