Конкурс в суде это

Обновлено: 15.05.2024

Рассмотрение дела в суде — это четко регламентированная законом процедура, поэтому практически все судебные заседания проходят по схожему сценарию. Однако, если вы оказываетесь в суде впервые, многое из того, что происходит в зале судебных заседаний, может вызвать удивление или непонимание. Из нашего материала вы узнаете, как проходит суд и из каких этапов состоит рассмотрение дела.

При этом, если вы не имеете юридического образования и опыта участия в судебных разбирательствах, мы рекомендуем обязательно обращаться за помощью к юристу. Рассмотрение дела в суде — очень ответственный процесс. Поэтому любая — даже на первый взгляд, незначительная — ошибка может привести к крайне негативным последствиям (особенно в делах, которые касаются имущества).

Из чего состоят судебные разбирательства?

В первую очередь разберемся, как проходит рассмотрение дел. Чаще всего обычным людям приходится сталкиваться с делами, которые рассматривают по правилам гражданского судопроизводства. Так, например, если вы судитесь с магазином, работодателем, управляющей компанией, соседями, автосервисом и т.д. – все это гражданские дела.

Разбирательство дела происходит в устной форме, причем обязательной составляющей работы суда является непосредственное исследование доказательств. Именно для этого заслушивают показания свидетелей, заключения экспертов и объяснения третьих лиц. Также в процессе разбирательств могут проводить осмотр вещественных доказательств, просматривать видеозаписи и изучать различные письменные доказательства.

Судебные разбирательства принято делить на следующие части:

  • подготовительную;
  • рассмотрение по существу;
  • прения;
  • постановление решения и его оглашение.

Нужно обратить внимание, что очень редко все эти этапы выполняются в одном заседании суда. Как правило, рассмотрение обычного дела занимает до 3–4 заседаний. Если же возникли какие-либо непредвиденные обстоятельства или дело является очень сложным, разбирательства могут растянуться на довольно длительное время.

Что представляет собой подготовительная часть заседания?

Подготовительная часть необходима для того, чтобы суд мог выяснить, существует ли возможность рассматривать дело в данном заседании. С этой целью выясняют, является ли приемлемым состав суда, возможно ли разбирать дело с учетом тех лиц, которые пришли на заседания, и допустимо ли начинать рассмотрение при имеющихся доказательствах. Начало этого этапа — открытие заседания.

После того как заседание открыто, секретарь должен сообщить о том, кто из вызванных лиц явился в суд. Кроме того, устанавливают личности присутствующих, а также происходит разъяснение прав и обязанностей. Также в этой части решают, какие последствия будет иметь неявка кого-либо из лиц, которые были вызваны на заседание. Если сторона не пришла в суд по уважительной причине, заседание может быть отложено. Если же причины неуважительные, суд проходит без отсутствующих лиц.

Как происходит рассмотрение дела по существу?

После того как все организационные вопросы решены, судья приступает к докладу о существе требований, обстоятельствах и имеющихся возражениях. Далее обязательно выясняют, поддерживает ли истец (т.е. тот, кто подал иск) свои требования и признает ли их ответчик по делу. Также на этом этапе судья должен уточнить, не возникло ли у сторон желание закончить дело мировым соглашением. Если мириться стороны не хотят, то начинаются выступления сторон. Заседание проходит таким образом, что сначала слово предоставляется истцу, а затем ответчику.

После выступления истца и ответчика слово может быть предоставлено другим сторонам (например, свидетелям). На этом же этапе анализируют доказательства и заслушивают результаты экспертизы. Если суд проходит с участием прокурора или другого должностного лица, представляющего госорган, ему также должно быть предоставлено слово.

Важно! Лица, которые участвуют в деле, могут задавать вопросы выступающим для уточнения обстоятельств. Также задавать уточняющие вопросы выступающим может судья (причем судья может сделать это в любой момент выступления).

Что такое судебные прения?

Завершение рассмотрение дела по существу означает переход к судебным прениям. Как проходит эта часть разбирательств? Сами прения — это поочередные выступления участников дела, по результатам которых делают выводы по представленным доказательствам. То есть судебные прения позволяют подвести итог и, соответственно, выяснить, какие факты можно считать установленными. Последовательность выступлений на этом этапе:

  1. Истец и его представитель.
  2. Ответчик и его представитель.
  3. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования.

Если заседание проходит с участием прокурора, то в прениях он должен выступать первым. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, выступают или после истца, или после ответчика (порядок выступления определяется тем, на чьей стороне они находятся). Нужно отметить, что в своих выступлениях нельзя ссылаться на доказательства, не исследованные в деле, которое проходит в суде. Но, конечно, иногда бывает так, что в прениях становится очевидной необходимость исследовать новые доказательства. В такой ситуации должно снова проходить разбирательство по существу.

Важно! Каждый из тех, кто участвует в прениях, может выступить повторно (если ему есть что сказать по поводу услышанного от других лиц). При этом право последней реплики предоставлено ответчику.

Как принимается решение?

Главным итогом разбирательств является принятие решения. Этот этап — заключительный, и наступает он сразу после того, как проходят прения. Для того чтобы принять решение, суд объявляет перерыв (иногда он занимает несколько дней). Нужно отметить, что в принятии решения могут участвовать только те судьи, которые принимали участие в рассмотрении дела.

Если при принятии решения судья поймет, что есть необходимость в выяснении новых обстоятельств, разбирательства в суде возобновятся. Если же потребности в этом нет, то после того как решение будет принято, судья (или судьи) возвращается в зал, в котором проходит суд, и объявляет решение. Это делается публично. Исключение составляют те случаи, когда заседания проходят в закрытом режиме (так, например, публично не объявляются результаты по делам об усыновлении).

Как правило, после того как решение принято, присутствующим объявляют только резолютивную часть. В ней содержится информация о том, удовлетворены ли требования лица, или же ему отказано в удовлетворении иска. При этом суд вправе удовлетворять требования и полностью, и частично. Для того чтобы подготовить полный текст решения, у суда будет 5 дней.

Как вести себя в суде?

Представление о том, как проходят заседания, будет неполным, если не разобраться, как вести себя в судебном органе. После того как вы пришли в суд, следует подойти к секретарю судьи и зафиксировать свое прибытие. После того как вас пригласили в зал, нужно передать паспорт секретарю (он проверит личные данные). Затем остается ждать, когда вам дадут слово. Свидетели на время рассмотрения дела (до дачи ими показаний) удаляются.

Итак, теперь вы знаете, как проходит суд. Но это, конечно, только общий порядок проведения заседаний, так как на практике каждое из них уникально. Если вам предстоит принять участие в суде, нужно не только разобраться в том, как он проходит, но и тщательно к нему подготовиться.

Именно поэтому следует обязательно обращаться к специалисту для получения профессиональной юридической поддержки. Юрист разработает правильный порядок действий в зависимости от вашего статуса в деле, подготовит нужные документы и обеспечит защиту прав и интересов в ходе разбирательств.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.


Кого берут и кого не берут в судьи, закрыт ли туда вход адвокатам, на что обращает внимание квалифколлегия? Кто и как жалуется на судей? На эти и другие вопросы отвечает Председатель Высшей квалификационной коллегия судей РФ (ВККС), судья, председатель судебного состава первой инстанции Судебной коллегии по уголовным делам, член Президиума Верховного Суда РФ Николай Тимошин. Председателем ВККС он был избран в декабре по итогам VIII Всероссийского съезда судей, когда был существенно обновлен весь состав Коллегии. В первом полугодии ВККС провела вместо трех по регламенту уже пять заседаний, рассмотрела большое число кандидатур на руководящие должности в судах и много других вопросов. В канун 20-летия ВККС, отмечаемого в конце июня, Николай Тимошин дал интервью Закон.ру.

– Каковы Ваши первые впечатления от работы Коллегии, что показывает свежий взгляд?

– Он не столько свежий, сколько опытный: я больше десяти лет был председателем квалификационной коллегии одного из субъектов, участвовал и в заседаниях Высшей квалификационной коллегии. Но все равно впечатлений много. Объемы работы очень большие, уровень доверия обязывает подходить к любому вопросу с тщательным анализом, находить обоснованное решение. Тем более наша деятельность не замыкается в рамках судейского корпуса – граждане нередко обращаются с жалобами в Высшую квалификационную коллегию. Причем обращаются иногда как в последнюю инстанцию, которая может разрешить их больные вопросы, хотя в компетенцию Коллегии некоторые вопросы зачастую даже не входят…

– Какое впечатление на Вас производят претенденты на судейские должности?

– Конкуренция на судейские и даже руководящие должности в последнее время незначительна. Какая ситуация предпочтительнее – безальтернативный или конкурентный подбор кадров?

– Никакой предпочтительности быть не может, поскольку Закон о статусе судей в статье 5 прямо устанавливает, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Отсутствие альтернативы на самом заседании Коллегии еще не говорит об отсутствии конкурса: заседание Коллегии – лишь один, пусть и важнейший, из этапов конкурса. На всем его протяжении идет незаметная, непубличная работа по проверке данных о претендентах, изучению их личности, выявлению потенциала.

Хотя вы правильно отметили тенденцию последних лет – уровень конкуренции снизился. Это объясняется строгостью отбора. Частично, видимо, сказывается и такой фактор, как более высокий, чем у начинающих трудовую деятельность судей, уровень зарплат в правоохранительных органах. Также нужно учитывать ответственность и нагрузку на судей.

– Региональная специфика есть?

– Ярко выраженной нет. Традиционно по несколько человек на одно место претендуют в суды республик Северного Кавказа. Но недавно, например, в Брянский областной суд было шесть кандидатов на пост председателя и три – на пост заместителя председателя. Конечно, когда есть выбор между двумя-тремя кандидатами, то выбираешь лучшего.

– Трудный выбор?

– Конечно, всегда трудный. Несмотря на то, что у Коллегии есть право давать рекомендации нескольким кандидатам на одну должность, оставляя выбор за Президентом России.

– Бурные обсуждения по альтернативам идут за закрытыми дверями?

– Иногда бывают бурные, а иногда решение можно принять за пять минут, поскольку о человеке создается устойчивое хорошее впечатление. Тем более у каждого члена Коллегии есть материалы о претендентах, мы готовимся к рассмотрению каждой кандидатуры. Если что-то непонятно – задаем вопросы, потом совещаемся.

– Конкурс в Брянске оказался нетипичным для Центральной России. Почему вдруг такой наплыв желающих?

– Да, этот случай нетипичный. Мне сложно ответить, почему там оказалось столько желающих, – это нужно работать в том суде и знать обстановку. Возможно, мог сработать психологический фактор – судьи просто захотели попробовать выдвинуть свою кандидатуру.

– На заседании Коллегии некоторые претенденты, судя по ответам на вопросы членов ВККС, не очень хорошо представляли себе сложность работы председателя…

– Они действительно не вполне предметно знали, чем конкретно будут заниматься, в частности организацию работу президиума суда, другие вопросы. А это важные моменты.

– Как Вы относитесь к тому, что сейчас немало претендентов вообще не имеют судейского опыта? При этом они могут претендовать не только на судейские должности, но и на посты руководителей судов.

– Нужно относиться с осторожностью. При этом для выдвижения на руководящую должность необходимо учитывать, имеет ли человек опыт такой работы. Например, если работал прокурором области, то у него есть опыт руководства коллективом, он знает законодательство, участвовал в заседаниях президиума суда. О таком кандидате нельзя сказать, что он идет без опыта работы.

– Но иногда идут совсем молодые люди, которые на руководящих должностях не работали…

– Да. Поэтому я говорю, что с осторожностью нужно подходить к тем, кто не знает работу изнутри. Особенно в случаях с судами высокого звена – теми же областными. В районных судах несколько иначе: там многие идут почти со стороны. Опыт у них может быть в качестве мирового судьи, помощника судьи, специалиста или консультанта в суде.

– То есть можно сделать вывод, что рекомендацию на должность судьи получат, скорее, сотрудники аппарата суда, чем те, кто уже поработал в этой системе?

– Откуда приходят такие кандидаты?

– В основном из прокуратуры. Есть кадры из науки, из преподавателей. В Верховный Суд России были назначены несколько человек из науки. Они прекрасно себя зарекомендовали, нормально работают. Но руководители судов, естественно, отдают предпочтение кадрам, подготовленным в своей среде.

– Сейчас звучат пожелания, чтобы адвокаты становились судьями, например как в Англии. В то же время и желающих не очень много, и тех, кому дают рекомендации, тоже немного…

– Обратите внимание: чтобы стать судьей, нужно отработать пять лет после окончания вуза. За пять лет адвокат становится или успешным, или посредственным, или полным неудачником, у которого нет ни клиентов, ни денег. И он куда идет? Он идет претендентом в судьи. Успешный адвокат вряд ли пойдет – разница в уровне дохода успешного адвоката и денежного содержания начинающего судьи существенная.

– В той же Англии работу судьи считают венцом юридической карьеры, и успешные адвокаты, сколотившие состояние, идут в королевские судьи ради статуса, почета. У нас что-то подобное может быть?

– В судьи могут идти те успешные адвокаты, которые, как говорится, с детства мечтали стать судьей. Но такие встречаются редко. У нас вообще мало претендентов из адвокатов – за все заседания Высшей коллегии в нынешнем году ни одного заявления от адвокатов не было.

– Я не слышал. Я могу назвать десяток адвокатов в одной только Орловской области, которых можно было бы сразу взять в областной суд. Но не идут – с заявлениями не обращаются, экзамен не хотят сдавать. Это притом, что Председатель Верховного Суда России Вячеслав Михайлович Лебедев на совещании по итогам года прямо предложил адвокатам участвовать в конкурсах на судейские должности. Так что пусть приходят.

– А вообще случайные претенденты на судейские должности часто появляются?

– По самому заявлению не определишь, случайный претендент или нет. Уверен, таких стало за последние годы меньше. Это видно из того, что отсев претендентов уменьшается, причем как в ВККС, так и в коллегиях субъектов РФ.

Хотя, конечно же, некоторые идут за льготами, денежным или пожизненным содержанием. Кто-то считает, что в должности судьи он будет царь и бог – не будет зависеть ни от закона, ни от общества. И, бывает, встречаются такие, которые с людьми разговаривать не могут и считают себя недосягаемой личностью. Это видно по материалам дисциплинарных дел, когда с такими прощаешься, как говорится.

– Что-то подобное я наблюдала при недавнем рассмотрении дела краснодарского судьи, которого заподозрили в получении взятки. Судья заявлял, что его подставили, и производил впечатление недосягаемой личности…

– И не только краснодарский судья, были и другие дела. Естественно, к таким людям негативное отношение, поскольку, я еще раз повторяю, вне общества и вне закона жить нельзя, особенно судье. Судья должен четко понимать, что для него существует Кодекс судейской этики и Закон о статусе судей, которые, как икона, должны быть у каждого. Судья должен к ним обращаться, их почитывать – можно перед сном.

– Задача квалифколлегии – не пропустить случайных людей, тем более тех, кто хочет себя поставить вне всех и вся. При этом вы вынуждены уже постфактум реагировать на недостойное поведение судей…

– Мы изучаем сухие документы и не можем, как говорится, посмотреть человеку в душу и безошибочно определить, зачем он идет в систему. С председателями экзаменационных комиссий мы говорим о том, чтобы находили возможности изучать личности тех, кто сдает экзамены. Это нужно, поскольку знания человек может показать, а кто он есть – нас интересует не меньше.

– Допустим, экзаменационная комиссия пришла к мнению о том, что человек идет в судебную систему не за тем, за чем следовало бы. Но человек показывает блестящие знания, и ему никак нельзя поставить низкий балл. Что делать?

– Экзаменационная комиссия, естественно, поставит отличную оценку. Сейчас кроме оценки по нашему законодательству она не может ничего. А как быть в этой ситуации – вот мы и будем думать в дальнейшем.

– Для Коллегии результат сдачи квалификационного экзамена имеет ведь существенное значение?

– Троечники в принципе не требуются?

– Нельзя сказать, что не требуются… Тройка – это тоже проходной балл для квалификационной коллегии. Но, естественно, с посредственными знаниями тяжело будет и кандидату, получившему статус судьи, и тем людям, которые будут к нему обращаться. В общем, посредственность есть посредственность.

– Предположим, есть дилемма: у членов квалифколлегии есть сведения, что отличник вызывает определенные сомнения в моральной чистоплотности, а троечник – человек добросовестный, готовый к упорной работе. Кого выбрать?

– Могут быть случаи, когда рекомендуют троечника, опасаясь, не придется ли потом рассматривать кандидатуру отличника уже в ином аспекте. Но, как я уже говорил, оценка имеет значение, а в экзаменационном процессе нет сейчас таких элементов, которые позволили бы проводить психодиагностическое обследование личности. Только личные впечатления экзаменаторов! Их можно отразить в каком-нибудь документе, в приложении, но они не предусмотрены законом.

В ряде субъектов РФ психодиагностические исследования проводятся – как правило, после сдачи квалификационного экзамена и подачи заявления в квалифколлегию. Это тесты по разным аспектам, которые кандидату предлагают пройти добровольно. Они выявляют черты характера человека, делают более ясной его мотивацию, цели, жизненные задачи. Но результаты тестирования нельзя использовать как официальный документ, а добровольно пройти тестирование соглашается только примерно пятая часть кандидатов. Сейчас обсуждается возможность внедрения элементов такого тестирования в экзаменационные процессы – например, сделать тестирование строго рекомендуемым элементом подготовки к рассмотрению вопроса на Коллегии. Разумно поставить научно-организационную задачу – вписать квалификационный экзамен в систему анализа личности, выявления приоритетных ее качеств и черт.

– Но тогда надо будет очень тщательно формализовывать критерии.

– Разумеется. В квалификационном экзамене большим плюсом стало введение письменных заданий – теперь и мы можем, если потребуется, посмотреть ответы кандидата.

– Насколько ценно и эффективно повышение квалификации, которое обязаны проходить судьи и которое также учитывает Коллегия? Или это формальность?

– Возьмем уровень областных судов – судьи, заместители председателя могут проходить стажировку в Верховном Суде России. Стажировка здесь, как правило, две недели: изучается и личность, и умение применять закон на практике. Это серьезнее, чем сдача квалификационного экзамена – тут человека проверяют со всех сторон. Оценивают судьи Верховного Суда, готовится отзыв, который находится в управлении кадров. Это, естественно, очень ценный материал, если претендент идет на руководящую должность в своем суде или желает участвовать в конкурсе на должность судьи Верховного Суда.

В основном квалификацию судьи повышают в Российской академии правосудия, отметившей свое 15-летие. В академии создана научная база, преподают ученые – сотрудники академии, а также практики – судьи Верховного Суда, Московского городского суда.

– Многие председатели судов сами стараются подбирать для себя кадры. И прежде, чем пойти с заявлением в квалифколлегию, претендент общается с председателем суда, куда он хочет прийти на работу, и уже председатель определяет, поддержит он этого кандидата или нет. Такая поддержка существенна для Коллегии?

– Поддержка председателя суда является значимой, но не решающей. Не учитывать ее нельзя, поскольку председателю суда работать с новым судьей. Но если бы мнение председателя было решающим, то тогда не нужны были бы квалификационные коллегии судей. Мнение председателя не может заменить, весить больше, чем мнения 29 членов ВККС или 21 члена коллегии субъекта РФ. Но если эти мнения совпадают, то тем больше уверенности в правильности выбора.

– То есть Коллегия исходит из презумпции добросовестности председателей судов?

– Именно так – из презумпции добросовестности. Когда рекомендуем председателей, мы уверены, что они будут работать добросовестно.

– В начале беседы Вы упомянули о жалобах граждан – в среднем до 10 тысяч в год. Какого рода эти жалобы, на кого и на что чаще жалуются, где основные проблемные зоны?

– Жалобы в отношении судей и судов общей юрисдикции составляют до 90%, остальные – в отношении судей арбитражных судов.

– Почему такой большой разрыв?

– И судей на порядок больше, и специфика имеет значение. В судах общей юрисдикции спорят граждане, а в арбитражных судах – в основном юридические лица.

– А жалоб больше связано с гражданскими или уголовными делами?

– Я назову структуру. Жалобы граждан на действия квалификационных коллегий составляют 6% от общего числа, на несогласие с ответом на ранее поданные жалобы – 10%, на длительное неполучение ответа – 3, на несогласие с судебными актами – 20, на процессуальные нарушения судей – 44%. Эти жалобы, однако, направляются нам по ошибке: судебные акты мы не проверяем и процессуальные действия судьи не оцениваем – для этого есть специальный порядок обжалования судебных актов, установленный процессуальным законом. Поступают к нам и жалобы на длительное нерассмотрение дела – 5%. Всего 1%, но мы считаем, что это много, – жалобы на грубость по отношению к участникам процесса. Вот что я вообще не приемлю – это грубость по отношению к участникам процесса. В процессе людей прежде всего нужно уважать. Никакой грубости, никакого повышения голоса. Даже когда некоторые элементы грубости в отношении судьи есть, все равно судья должен вести себя подобающим образом.

– Представлений Следственного комитета по поводу уголовного преследования судей много?

– Единичные случаи. К примеру, в 2012 году в ВККС поступило три представления и еще восемь – во все коллегии субъектов. Раньше были представления по статье 305 УК о вынесении заведомо неправосудных решений – иногда даже в случаях, когда это неправосудное решение не отменялось. Ясность внесло постановление Конституционного Суда: если решение не отменено вышестоящим судом, то его нельзя считать неправосудным, оно законно.

– Меня немного удивило, что в Коллегию жалуются в основном граждане. В арбитражных судах, где судятся компании, у адвокатов распространенный прием – жалоба на судью. Насколько я знаю, жалуются и председателям судов, и непосредственно в квалифколлегии, причем не так уж редко. А по статистике получается немного.

– Существует идея выборности председателей судов. Какой может быть в связи с этим стратегия Коллегии?

– Я думаю, что о выборности председателей судов пока еще рано говорить.

– 20-летие Коллегии требует подводить итоги и определять дальнейшую стратегию. Как вы считаете, квалифколлегия должна существовать в той же форме, как сейчас, или требуются какие-то реформы?

– За 20 лет Коллегия подтвердила свою состоятельность. В 1991–1993 годах политическое руководство, руководство судов искали компромиссный вариант назначения судей. До этого хоть и декларировалось, что судей избирал народ, но все решали партийные и исполнительные органы. А в 1990-е годы зародилась правильная, на мой взгляд, идея, чтобы сами судьи участвовали в формировании судейского сообщества. В 1993 году 32 человека были избраны в Высшую квалификационную коллегию. Тогда были секции – судов общей юрисдикции, арбитражных судов. И каждый подбирал себе кадры.

В 2002 году появился Закон об органах судейского сообщества. Он готовился небыстро, основательно. Тогда придумали нынешнюю формулу: в Коллегии участвуют судьи различных ветвей судебной власти, общественность, представитель Президента России. Это было мудрое решение, принятое с учетом зарубежного опыта.

В дальнейшем нужно будет смотреть, но за 20 лет коллегии, безусловно, оправдали свое предназначение. Существенной реформы не требуется, механизм отлажен. Внутри Коллегии все время рождаются какие-то инициативы, которые позволяют развиваться. Мы же сами понимаем, что мы орган самоуправления. ВККС, например, с 2008 года предлагала увеличить число видов дисциплинарных взысканий для судей с целью большего соответствия взыскания тяжести проступка и ввести сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Сейчас эта идея востребована, предложены изменения в закон.

Нам есть над чем работать – например, совершенствовать процедуры рассмотрения Коллегией отдельных материалов, а также рассмотрения вопросов о присвоении квалификационных классов, в особенности после внесенных законодательных изменений. Здесь, как говорят, непочатый край работы. 20 лет – это самый расцвет сил. За 20 лет человек только становится зрелым, разумным, обучаемым и самообучающимся. Наверное, то же можно сказать и об организации. Остается только развиваться дальше.

В России не так много профессий на службе у государства, где можно получать приличные деньги и при этом иметь неплохие льготы. При чем, независимо от региона. Обычно это все, что связано с силовыми ведомствами. Особняком стоят судейская система, которая для простого человека и даже юриста таит в себе множество загадок.

Многие знают, что у судей очень высокий заработок (мировые около 70-80 тысяч, районные – 100-120 тысяч, областные и арбитражные – за 150 и выше. Плюс премии и надбавки). Особые льготы: на жилье, охрану, неприкосновенность, лечение и т.п. Мощный стимул для людей в возрасте – пожизненное содержание. Отработав судьей 15 лет можно уйти в отставку и получать фактически свою прежнюю зарплату.

Если говорить формально, судьей стать может любой гражданин России, имеющий высшее юридическое образование (специалитет или магистратуру), стаж работы по юридической специальности более 5 лет, без судимости и проблем с законом и без серьезных заболеваний.

Кандидат подает заявление и документы в Квалификационную коллегию судей. Назначается экзамен, и при его успешном прохождении будущий судья получает рекомендацию от коллегии. Дальше его дело уходит в Москву на подпись Президенту РФ.

Фактически все понятно и просто. На экзамене, кстати, можно пользоваться литературой и источниками. Но как обстоит все на самом деле? Не секрет, что количество желающих намного больше, чем вакансий.

Начнем с того, кто обычно пополняет ряды служителей Фемиды. Львиная доля – выходцы из аппарата суда (обычно помощники судей) – около 70%. Затем идут люди из государственных структур (прокуратура, полиция, разные администрации) – около 25%. Совсем маленькая часть – около 5% из адвокатуры, корпоративных и частных юристов.

Поэтому, первый шаг – отработать в суде несколько лет. Автору данной статьи так и предлагали сделать. Не каждый на это согласится, учитывая небольшие зарплаты в аппарате суда.

Далее, проверка кандидата фактически не ограничивается наличием судимостей. Проверяются все ближайшие родственники на нарушение закона (учитываются даже штрафы в ГИБДД). Анализируют связи с бизнесом и государственными структурами. Смотрят на круг общения (для этого кандидат дает согласие на использование негласных методов наблюдения), нет ли в его окружении сомнительных личностей. Особо проверяют супруга: где и кем работает, чем занимался раньше и т.п.

В моей практике был случай когда один реально достойный кандидат не получил рекомендацию Президента. Как неофициально сообщили у него близкий родственник работал в Прокуратуре в том же регионе, где жил кандидат.

Второй вариант – заказ на отельного кандидата. Это когда вы вызываете такси и хотите, чтобы к вам приехал определенный водитель. Так и тут: председатель суда ждет и сразу ставит на должность человека.

Многие думают, что у судей есть определенная карьерная лестница. Например, сначала ставят мировым судьей. Работает хорошо – поднимается выше в районный суд, а потом в областной (краевой). Но в реальности все не совсем так. Много примеров, когда кандидаты сразу идут работать в районный, а иногда весьма молодых людей назначают сразу судьями арбитражных судов. А это, между прочим, очень высокий статус.

При всех плюсах не надо думать, что главное только туда попасть. Придётся работать и работать много. На каждого судью очень большая нагрузка, особенно в городах. Не редко они рассматривают по 20 дел в день! Плюс постоянный страх отмены решения, что может негативно сказаться на карьере и репутации.

В любом случаи идти работать судьей или нет – выбор каждого. Надеюсь, мне удалось немного открыть завесу над этой темой.

Искренне надеюсь, что информация понадобится Вам только для общего развития, а не для конкретного применения! Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал ! Будет очень много интересного и полезного!

1.2. Целями конкурса являются:

-повышение качества работы районных (городских) судов Красноярского края по осуществлению правосудия,

-поощрение коллективов судов за достижение высоких показателей работы,

-повышение трудовой и исполнительской дисциплины,

1.3. Конкурс среди районных (городских) судов проводится по следующим группам:

1) районные (городские) суды, имеющие до 3 составов судов;

2) районные (городские) суды, имеющие от 4 до 6 составов судов;

3) районные (городские) суды, имеющие от 7 до 15 составов судом;

4) районные (городские) суды, имеющие от 16 и больше составов судов;

Победитель конкурса объявляется по каждой из четырех групп.

2. Критерии оценки деятельности судов

2.1. При оценке деятельности участвующих в конкурсе судов используются следующие критерии:

1) нагрузка по судебным делам – количество дел, оконченных производством, из расчета на одного судью в месяц по штатной численности судей на 31 декабря отчетного года - рассчитывается отдельно по следующим категориям судебных дел (в единицах):

  • уголовные дела по 1 инстанции;
  • уголовные дела в апелляционном порядке;
  • гражданские дела по 1 инстанции;
  • гражданские дела в апелляционном порядке;
  • административные дела по 1 инстанции;
  • дела об административных правонарушениях (по первой и по второй инстанции в совокупности);
  • материалы по жалобам, заявлениям, ходатайствам и представлениям, рассмотренным в порядке уголовного судопроизводства, в том числе материалы, рассмотренные судом в ходе досудебного производства по уголовным делами, и в порядке исполнения приговоров.
  • иные материалы по жалобам, заявлениям, ходатайствам и представлениям, рассмотренным в порядке гражданского судопроизводства;

2) сроки рассмотрения судебных дел – удельный вес судебных дел, рассмотренных с нарушением процессуальных сроков, в общем количестве рассмотренных за отчетный период дел - рассчитывается отдельно по следующим категориям судебных дел (в процентах):

  • уголовные дела по 1 инстанции;
  • уголовные дела в апелляционном порядке;
  • гражданские дела по 1 инстанции;
  • гражданские дела в апелляционном порядке;
  • административные дела по первой инстанции
  • дела об административных правонарушениях (по первой и по второй инстанции в совокупности);
  • иные материалы по жалобам, заявлениям, ходатайствам и представлениям, рассмотренным в порядке уголовного и гражданского судопроизводства; материалы, рассмотренные судом в ходе досудебного производства и в порядке исполнения приговоров.

3) качество рассмотрения судебных дел – процент оставленных без изменения судебных решений в судах второй инстанции – рассчитывается отдельно по следующим категориям дел (в процентах):

  • качество приговоров по уголовным делам, из расчета количества отмененных и измененных приговоров в апелляционной и кассационной инстанциях от числа обжалованных уголовных дел;
  • качество постановлений (определений) по уголовным делам и иным материалам в порядке уголовного судопроизводства, из расчета количества отмененных и измененных постановлений (определений) от числа обжалованных в апелляционном и кассационном порядке;
  • качество решений по гражданским и административным делам, из расчета количества отмененных и измененных решений в апелляционной и кассационной инстанциях от числа обжалованных гражданских дел;
  • качество определений по гражданским делам и иным материалам в порядке гражданского судопроизводства, рассмотренных по 1 инстанции, из расчета количества отмененных и измененных определений от числа обжалованных в апелляционном порядке;
  • качество постановлений (определений) и решений по делам об административных правонарушениях, рассмотренным по первой и по второй инстанции, из расчета количества судебных актов, отмененных и измененных Красноярским краевым судом от числа обжалованных;

4) нарушения и недостатки в деятельности суда (в единицах):

  • количество частных определений (постановлений) по всем категориям судебных дел, вынесенных в адрес суда вышестоящими судебными инстанциями;
  • общее количество случаев снятия дел с апелляционного рассмотрения и случаев прекращения апелляционного производства ввиду допущенных судом процессуальных нарушений;
  • количество обоснованных жалоб не процессуального характера в адрес суда (судей);

5) организация делопроизводства в судах

6) по решению Конкурсный комиссии, при наличии сведений, при подведении итогов, могут приняты во внимание и иные дополнительные сведения о работе судов: активное участие работников суда и судей в общественной деятельности судейского сообщества, в конкурсах, спортивных состязаниях, организуемых судейским сообществом Красноярского края и Российской федерации.

3. Конкурсная комиссия

3.1. Для проведения конкурса и подведения его итогов Совет судей Красноярского края создает Конкурсную комиссию в составе:

- 3 представителя от Совета судей Красноярского края (за исключением председателей районных, городских судов Красноярского края);

- 2 представителя от Красноярского краевого суда;

- 2 представителя от управления Судебного департамента в Красноярском крае;

- представитель от руководителей Красноярского краевого суда.

3.2 Персональный состав Конкурсной комиссии от Совета судей Красноярского края и от Красноярского краевого суда, избирается и утверждается Советом судей Красноярского края. Представители от управления Судебного департамента в Красноярском крае и руководства Красноярского краевого суда, определяются руководителями данных организаций.

3.3.Конкурсная комиссия выбирает председателя, секретарем комиссии является секретарь Совета судей края.

4. Порядок проведения конкурса

4.1. Решения Конкурсной комиссии принимаются простым большинством голосов. В ходе заседания Конкурсной комиссии ведется протокол.

4.2. В конкурсе участвуют все районные (городские) суды края.

Решением Конкурсной комиссии от участия в конкурсе может быть отстранен суд, в котором в течение отчетного периода кто-либо из судей привлекался к дисциплинарной ответственности либо имели место иные чрезвычайные происшествия в работе суда.

Указанное решение принимается простым большинством голосов на заседании Конкурсной комиссии.

4.3. Управление Судебного департамента на основе официальных статистических данных формирует таблицы показателей работы районных (городских) судов за год по каждой из групп и рассылает эти сведения в суды для ознакомления.

Получение иной информации относительно деятельности судом обеспечивается Судебным департаментом на основании запроса Конкурсной комиссии.

Окончательные (уточненные) сведения о работе судов предоставляются Конкурсной комиссии в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным периодом.

4.5. Конкурсная комиссия на своем заседании рассматривает представленные управлением Судебного департамента сведения, при необходимости проверяет их.

4.6. Итоги конкурса подводятся ежегодно.

5. Подведение итогов конкурса

5.1. Результаты конкурса докладываются председателем Конкурсной комиссии на заседании Совета судей Красноярского края и утверждаются постановлением Совета судей.

5.2. На совещании судей Красноярского края председатель Совета судей от имени судейского сообщества Красноярского края сообщает об итогах конкурса и вручает председателю лучшего районного (городского) суда в каждой из четырех групп диплом победителя.

5.3. При наличии соответствующих финансовых средств коллективам районных (городских) судов, победивших в конкурсе, управлением Судебного департамента в Красноярском крае выделяются дополнительные денежные средства для приобретения материальных ценностей для деятельности судов.

Читайте также: