Кому принадлежит законодательная исполнительная и судебная власть во франции

Обновлено: 18.04.2024

Во Франции конституционно закреплён и реализован принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.

Взаимоотношения исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти не отличаются полной раздельностью. Президент Франции не несёт политической, то есть парламентарной ответственности. Специфика положения президента во Франции состоит в том, что в силу своих полномочий он участвует в функционировании каждой из ветвей власти. Таким образом, исполнительная власть во Франции носит двойственный характер: она поделена между президентом и правительством как коллегиальным органом.

Судебная власть во Франции должна оставаться независимой с тем, чтобы обеспечивать соблюдение прав и свобод, содержащихся в преамбуле конституции 1946 года и в Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Контроль над деятельностью президента и правительства с 1899 года осуществляет высший орган административной юстиции — Государственный совет, рассматривающий в первой инстанции дела, связанные с актами президента, премьер-министра и министров.

Что касается парламента, то создатели конституции 1958 года сделали всё возможное для того, чтобы, не посягая на основные функции парламента, исключить его преобладание в системе государственных органов, как это было при Третьей и Четвёртой республиках. Это достаточно чётко прослеживается и в организации работы, и в порядке осуществления законодательным органом его полномочий. Проверку на соответствие конституции законопроектов, вотированных парламентом, осуществляет Конституционный совет Французской Республики.

Смешанная форма правления появилась во Франции с утверждением Пятой республики и стала действенным ответом на политический кризис, порождённый, наряду с прочим, нарушением баланса властей, вызванным чрезмерным усилением власти парламентских ассамблей.

Своеобразие правового статуса президента вызвано не просто стремлением укрепить президентскую власть. Она была признана необходимой для того, чтобы преодолеть слабость исполнительной власти, порождавшую политическую нестабильность и угрожавшую национальной безопасности.

Конституционно-правовая система Пятой республики предусматривает сравнительно широкое использование референдума на общенациональном и местном уровнях. Основания и условия проведения общенационального референдума определяются в основном законе страны. Так, необходимость проведения референдума вытекает из содержания ст. 53, устанавливающей, что любое изменение статуса той или иной территории — обмен, присоединение — не может быть действительным без согласия заинтересованного населения. Практически во всех случаях решение о проведении референдума принимается главой государства. Референдум проводится на основе текста, предлагаемого правительством. Конституционная реформа, осуществлённая в 1995 года, предусмотрела возможность предварительного обсуждения проекта, выносимого на референдум, парламентом. Тем не менее окончательное решение остаётся за главой государства.

В соответствии с новой редакцией ст. И конституции президент может передать на референдум законодательные акты: 1) относящиеся к организации государственной власти; 2) разрешающие ратификацию международного договора, который, не противореча конституции, мог бы отразиться на функционировании государственных институтов; 3) санкционирующие изменения в области экономической и социальной политики государства. Контроль над правильностью проведения референдума отнесён к ведению Конституционного совета. Однако, когда в 1962 году были опротестованы итоги референдума об изменении порядка избрания президента, Конституционный совет признал себя некомпетентным выносить решение по итогам референдума, посчитав, что он не может своим решением ревизовать общенародное волеизъявление.

Принцип разделения властей в условиях смешанной формы правления, обеспечивая в первую очередь самостоятельность и эффективность исполнительной власти, нацеливает одновременно все ветви власти на сотрудничество и взаимодействие. Опыт Пятой республики подтвердил, что данная форма правления в состоянии эволюционировать и остаётся весьма эффективной даже при радикальной смене политической конъюнктуры. Мнение ряда экспертов о том, что французская модель организации власти недееспособна и не может эффективно способствовать преодолению кризисных явлений, опровергает сам опыт конструирования и функционирования французского государственного механизма.

Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики, разд. 2). Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием. Конституция Французской республики несколько раз пересматривалась по следующим статьям:

  • выборы Президента на основе всеобщего прямого голосования (1962 г.),
  • введение нового раздела Конституции об уголовной ответственности членов правительства (1993 г.),
  • введение единой сессии парламента и расширение компетенций референдума (1995 г.),
  • принятие временных мер в отношении статуса Новой Каледонии (1998 г.),
  • создание Экономического и Валютного Союза, равноправный доступ мужчин и женщин к выборным мандатам и выборным функциям, признание юридического права Международного Уголовного Суда (1999 г.),
  • уменьшение срока президентского мандата (2000 г.),
  • реформа об уголовной ответственности главы государства, закрепление Конституцией отмены смертной казни, реформа об автономии Новой Каледонии (2007 г.),
  • реформа об обновлении государственного устройства и установления равновесия распределения властей (2008 г.).

Существует во Франции и Конституционный совет, который состоит из 9 членов и осуществляет контроль за правильностью проведения выборов и конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение.

Законодательная власть

Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 — заморские территории, 5 — территории Французского сообщества и 12 — французских граждан, проживающих за границей. Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года — на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется на половину [9] . Последние выборы в Сенат состоялись в сентябре 2008 года. По итогам выборов, состоявшихся в сентябре 2008 года, 343 члена Сената распределяются следующим образом:

По итогам выборов 10 и 17 июня 2007 года, Национальное собрание насчитывает 577 депутатов, распределяющихся таким образом:

Национальное собрание, депутаты которой избираются на основе прямого всеобщего голосования сроком на 5 лет, состоит из 577 депутатов, 555 из которых представляют метрополию, а 22 — заморские территории. Депутаты Национального собрания избираются прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок. Последние выборы депутатов Национальной Ассамблеи состоялись в июне 2007 года. Помимо своей функции — контроля за деятельностью правительства, обе палаты разрабатывают и принимают законы. В случае разногласий окончательное решение остается за Национальной Ассамблеей.

Исполнительная власть

Премьер-министр назначается президентом республики. Утверждения его кандидатуры Национальным собранием не требуется, так как Национальное собрание имеет право в любой момент объявить правительству вотум недоверия . Обычно премьер-министр представляет ту партию, которая имеет большинство мест в Национальном собрании. Премьер-министр составляет список министров своего кабинета и представляет его на утверждение президенту.

Премьер-министр инициирует принятие законов в Национальном Собрании и обеспечивает их выполнение, он же отвечает за национальную оборону. Премьер-министр контрассигнует акты президента, замещает его в качестве председателя в советах и комитетах, определённых статьей 15 Конституции. [10]

С 17 мая 2007 года правительство возглавляет Франсуа Фийон (член партии Союз за народное движение).

Судебная власть

Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которые обеспечиваются рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важным принципом является равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования. [11]

Судебная система Франции многоступенчатая, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т. д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды. Наверху системы находится кассационный суд . Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает в себя генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, которые подчинены министру юстиции. [12]

Местное самоуправление

Система местных органов самоуправления во Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Оно представлено коммунами, департаментами и регионами, где существуют выборные органы.

Коммуна насчитывает около 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет же управляет делами коммуны, принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы её граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые социальные службы.

Департамент является основной единицей административно-территориального деления Франции. Департаменты делятся на внутренние (96) и заморские департаменты. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета.

Самой крупной единицей в административном делении страны является регион. В каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты, и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счётная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.

Читайте также: