Кого помиловал суд мастер и маргарита

Обновлено: 18.05.2024

Микропересказ: Красавица, влюблённая в бедного полусумасшедшего писателя, согласилась стать королевой на балу у сатаны. Наградой ей стало исполнение заветного желания – спокойная жизнь рядом с любимым.

Содержание

Глава 19. Маргарита [ ред. ]

В то утро Маргарита проснулась с предчувствием, что наконец что-то изменится в её жизни, а днём её нашёл Азазелло. Он пригласил её в гости к какому-то иностранцу, намекнув, что у него можно узнать о Мастере, вручил женщине баночку с кремом, велел намазаться им с ног до головы ровно в полдесятого вечера и исчез.

Глава 20. Крем Азазелло [ ред. ]

Вечером Маргарита намазалась волшебным кремом. Все морщинки, оставшиеся на её лице после тревог за мастера, разгладились, химическая завивка развилась, Маргарита помолодела лет на пять. Намазав кремом тело, она поняла, что может летать, и вылетела в окно верхом на половой щётке, покинув дом и мужа навсегда.

Глава 21. Полёт [ ред. ]

Успокоив его, Маргарита полетела дальше, затем пересела в летающий кабриолет с чёрным грачом вместо шофёра, который привёз её к Воланду.

Глава 22. При свечах [ ред. ]

Глава 23. Великий бал у сатаны [ ред. ]

В полночь на балу появился Воланд, выпил крови из чаши, в которую превратилась голова Берлиоза, и велел Маргарите тоже отпить из неё. В этот момент все гости рассыпались прахом — бал кончился.

Глава 24. Извлечение мастера [ ред. ]

После бала Маргарита ужинала с Воландом и его свитой, но просить у него ничего не стала. Воланд, которому понравилась её гордость, сам предложил ей выбрать награду. Маргарита вспомнила о женщине, убившей новорождённого, и попросила помиловать её. Исполнив желание Маргариты, Воланд дал ей второй шанс, она потребовала вернуть ей мастера, и её желание тут же исполнилось.

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Воланд вернул мастеру его рукопись и квартирку, где он был счастлив. Попутно сатана помиловал Варенуху, который не хотел быть вампиром. Вскоре Маргарита уже сидела в квартире мастера, её любимый спал, а она листала роман о Пилате.

Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду [ ред. ]

Глава 26. Погребение [ ред. ]

Той же ночью предчувствие прокуратора сбылось, а Пилату приснилось, что они с Иешуа идут по лунной дороге и спорят о чём-то важном.

— Мы теперь будем всегда вместе, — говорил ему во сне оборванный философ-бродяга…. — Раз один — то, значит, тут же и другой! Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя!

Пилата разбудил начальник тайной службы и сообщил, что Иуду выманили из города и убили. Вдвоём они решили, что предателя зарезали из-за денег. Затем Пилат узнал, что нашли Левия Матвея и тело Иешуа.

Левию Матвею разрешили присутствовать при похоронах философа, а потом привели к прокуратору. Понтий Пилат попросил показать свиток, куда тот записывал слова своего учителя, долго его изучал, а потом предложил Левию Матвею должность заведующего своей библиотекой, но он отказался. Левий Матвей хотел одного — убить Иуду, и Пилат признался, что сам убил предателя.

Глава 27. Конец квартиры N 50 [ ред. ]

Глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота [ ред. ]

Перед тем как покинуть Москву, Бегемот и Коровьев прогулялись по городу, вдоволь пошутили над москвичами и сожгли дом МАССОЛИТа.

Глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена [ ред. ]

Тем временем на Воробьёвых горах Воланд встретился с Левием Матвеем, который передал ему просьбу Иешуа подарить мастеру и Маргарите вечный покой.

Глава 30. Пора! Пора! [ ред. ]

Глава 31. На Воробьёвых горах [ ред. ]

Вскоре мастер и Маргарита встретились с Воландом. Сатана велел им навсегда попрощаться с Москвой, и вся компания покинула город верхом на чёрных конях.

Глава 32. Прощение и вечный приют [ ред. ]

На скаку Маргарита оглянулась и увидела, как лунный свет сорвал маски со слуг сатаны. Коровьев превратился в мрачного рыцаря, который когда-то неудачно пошутил и был вынужден шутить гораздо дольше, чем предполагал. Теперь долг его был прощён. Бегемот стал хрупким демоном-пажом, идеальным шутом Воланда. Азазелло оказался демоном-убийцей. Сам Воланд тоже принял свой истинный облик.

Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что… это лунные цепочки и самый конь — только глыба мрака, и грива этого коня — туча, а шпоры всадника — белые пятна звёзд.

Остановившись на безводной вершине Лысой горы, Воланд освободил Понтия Пилата, который сотни лет провёл здесь, дожидаясь позволения прогуляться с Иешуа по лунной дороге. Распрощался Воланд и с влюблёнными, которые обрели, наконец, покой в уютном доме с садом.

К Понтию Пилату, страдающему от приступа гемикрании, приводят человека по имени Иешуа Га-Ноцри. Он приговорён Синедрионом к смертной казни.

Слушая его объяснения, прокуратор проникается к нему симпатией. К тому же Иешуа помогает ему избавиться от жестокой головной боли. Однако поскольку тот ранее высказывался против всякой власти, Пилат Понтийский, боясь гнева кесаря, не решился отменить приговор. Но тайно надеется, что доброго философа в честь Пасхи помилуют. Он даже пытается склонить первосвященника Каифу к такому решению. Его старания напрасны.

Смысл Ершалаимских глав

Московская жизнь в романе Булгакова и Ершалаимские главы объединены важной идеей. Она заключается в поиске истины. Ершалаимские главы имеют глубокий философский смысл. Иешуа пропагандирует отсутствие власти, он не боится противопоставлять свои идеи человеку, который занимает гораздо более высокий статус и имеет власть над ним самим. В процессе поиска истины проходит значительная часть диалога героев. Понтий Пилат мог спасти Иешуа, он понимал, что так будет правильно. Но выбор, сделанный человеком власти, только доказывает правоту проповедника. Ограниченный властью и должностными обязанностями, Пилат не может помиловать ни в чем не повинного человека. Этот выбор стоит ему многого: сохранив земную власть Пилат теряет вечный покой. Истина оказывается на стороне совести, и проповедник даже погибая на кресте оказывается прав.

Глава 16

Чтобы избавить Га-Ноцри от мучений, Левий Матвей хочет заколоть его ножом, но опаздывает. Злясь, проклинает и себя, и Бога.

Казнь троих приговорённых происходит на Лысой Горе. Их распинают на крестах, а через несколько часов закалывают копьём. Любопытные, наблюдавшие за процессом казни, расходятся по домам, не выдержав палящих лучей солнца. Когда чёрная туча, заволокла всё небо, ушли и солдаты.

Левий, не обращая внимания на хлынувший ливень, похищает мёртвое тело Иешуа и скрывается с ним.

Булгаковский Иешуа, тем не менее, сохраняет черты, характерные для Мессии. Он, в частности, разгадывает и останавливает приступы головной боли у Понтия Пилата. Однако, проповедническая миссия, дар ясновидения и целительства, уступают место в его образе, человеческим идеям и гуманизму.

Судьба Пилата, после казни Иешуа, является образцом катастрофических последствий морального конформизма.

По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич

Достоевский. Все произведения

  • Бедные люди
  • Белые ночи
  • Бесы
  • Братья Карамазовы
  • Вечный муж
  • Двойник
  • Дядюшкин сон
  • Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита
  • Записки из Мёртвого дома
  • Записки из подполья
  • Игрок
  • Идиот
  • Крокодил
  • Кроткая
  • Легенда о Великом Инквизиторе
  • Мальчик у Христа на ёлке
  • Мальчики
  • Неточка Незванова
  • Подросток
  • Преступление и наказание
  • Село Степанчиково и его обитатели
  • Скверный анекдот
  • Сон Раскольникова о лошади
  • Сон смешного человека
  • Униженные и оскорблённые
  • Хозяйка
  • Эпилог романа Преступление и наказание

Сюжет: два романа в романе

Иешуа — символ нравственной стойкости и человечности, его судьба в античном мире трагична. Трагическим героем современных московских глав является Мастер, и он во многом повторяет крестный путь Иешуа;

Иуда — символ черного предательства. Иуда есть и в современной части романа — это Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера с целью завладеть его квартиркой в подвальчике.

Два романа в романе объединены не только на уровне сюжетном, образном, но и на уровне символики. Особенно показателен мотив грозы, завершающий древнюю и современную сюжетные линии.

Гроза начнется, — арестант повернулся, прищурился на солнце, — позже, к вечеру.

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… Опустилась с неба бездна. Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете… Все пожрала тьма… Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.

Смерть Иешуа и эта странная туча, пришедшая со стороны моря, с запада, несомненно связаны: Иешуа везут из Ершалаима к месту казни на запад. В момент же смерти Иешуа обращен лицом к Ершалаиму, то есть на восток. Эта символика традиционна для многих мифологических систем, в том числе и для христианства: запад — сторона захода солнца — связывался со смертью, потусторонним миром, адом; восток сторона восхода солнца — связывался с жизнью1, в данном случае с воскресением Иешуа, хотя само воскресение в романе и отсутствует. Противостояние добра и зла воплощается в романе и на уровне символики.

В финале романа в свите Воланда оказывается шестеро всадников. Двое из них Мастер и Маргарита. Четыре же всадника, обретшие теперь свой обычный облик, могут быть сопоставимы с четырьмя апокалиптическими всадниками, о которых говорится в Откровении Иоанна Богослова (см. Апокалипсис 6:2-8). Их появления христианский мир ожидает со страхом и надеждой вот уже двадцать столетий.

Свист Бегемота и Коровьева на Воробьевых горах воспринимается в этом контексте как аналог трубного гласа, который должен возвещать о конце света — Страшном Суде (в таком случае понятно, почему в свите Воланда отсутствует Гелла — она нарушала бы традиционный семиотический евангельский код). Однако необходимо помнить, что Страшный Суд в романе вершит Воланд и его свита, что не может не восприниматься как травестирование сакрального мотива, пародирован ие священного ожидаемого события.

Вариант 2

Мыслитель Иешуа становится героем произведения Мастера, как и представитель иудейской власти Понтий Пилат. Те события, которые описаны в романе с чем-то схожи с теми, которые описываются в святой Евангелие.

Иешуа выступает в книге в роли Иисуса, но он более приземленный и очеловеченный. Перед смертью мужчина борется за высшую правду. Мыслитель уверяет, что в мире нет безнадежных и злых людей и отстаивает христианские заповеди.

В книге Мастера представителем власти Иудеи является Понтий Пилат. Он просто обязан допросить Иешуа. В ходе беседы, его изначальное пренебрежительное отношение претерпевает изменение, так как прокуратор видит правду в словах героя. Понтий Пилат стоит на распутье: ему требуется сделать выбор в пользу своей совести или карьеры. Побеждает в итоге желание власти и прокуратор выносит приговор о смерти героя. За свою ошибку ему приходится испытывать мучения совестью и не знать покоя нескончаемые века.

Жизнь в Москве в романе Михаила Афанасьевича Булгакова и Ершалаиимские главы объединяет одна перво идея – это нахождение истины. Эта часть книги наполнена глубоким смыслом. Мыслитель ратует за борьбу против какой-либо власти, он не страшится высказывать собственные мысли и идеи, личности, которая наделена большой властью. В разговоре между мужчинами идет поиск правды. Прокуратор, страшась, потерять свое земное могущество отправляет на казнь безвинного человека, за что и оказывается наказан вечными муками. Всегда истина будет выступать в защиту совести.

Мир Мастера разнится с Москвой автора того времени. В действительности важна финансовая авторитетность и властвует суета, в то время как в мире Мастера жизнь течет медленно и спокойно, принимаются решения о жизни и смерти не спеша в диалоге. Но и в столице каждый день совершаются решение о чей-то жизни и дальнейшей судьбе. Миры такие разные и одновременно очень похожие. Дилемма человека между обязанностью и совестью, нахождением правды бесконечен. Каждый самостоятельно делает свой выбор и берет за него ответ.

Ершалаимские главы несут не типичное решение в композиции романа и являются его важной частью, что существенно оказывает влияние на книгу в целом.

(Д/з было, перечитав гл.2, 16, 25, 26, ответить каждому на 1 из 13-ти вопросов по сравнительному анализу текста.)

Библейская энциклопедия 1990г.:

Тема предательства:

Евангелие от Матфея: судьба Иуды (раскаяние)

Первосвященники: Что нам до того?

— Что доказали мы данным сопоставлением?

(переосмысление библейского текста, ибо в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата).

Читайте также: