Кого казнили на 4 суде

Обновлено: 23.04.2024

Знакомство с текстом этого жития это верный способ оттолкнуть студентов от православия.

Почитайте текст Жития и подсчитайте, сколько десятков людей авторы Жития умертвили во славу святой девы.

Когда святая Татьяна достигла совершеннолетнего возраста, она восхотела проводить жизнь свою в девстве и целомудрии; невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она ему единому служила День и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою и порабощая ее духу… Тогда и в Риме и во всех областях римского государства, полилась кровь христиан подобно воде. Их не щадили, но подвергали мучениям и предавали смерти. В то время и святая дева Татьяна была схвачена язычниками и приведена в храм Аполлона. Она же помолилась истинному Богу, и вдруг произошло землетрясение: идол Аполлона упал и разбился на части,обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов. Дьявол,обитавший в идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.

Тогда нечестивые повлекли святую деву на суди мучения. Сначала они стали бить ее по лицу и терзать очи ей железными крючьями. По долгом мучении, сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших ей раны было твердо, как бы наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая мученица. И ангелы невидимо стояли около святой и наносили удары тем, кто мучил святую Татьяну, так что мучители взывали к беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить мучения; они говорили, что сами они больше страдают, чем сия святая и невинная дева. Татьяна же, мужественно претерпевая страдания, молилась за своих мучителей и просила Господа, чтобы Он отверз им свет истины. И молитва ее бела услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех ангелов окружающих святую, услышали глас с небес бывший к святой деве, и пали пред нею на землю и стали молить ее:

- Прости нас служительница истинного Бога,прости, ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучения.

Все они (их было числом восемь человек)уверовали во Христа и восприяли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и, наконец, усекли им главы.

На другой день неправедный судья, воссев на судилище, опять приказал привести на мучение святую Татьяну. Она же предстала пред своим мучителем совершенно здравой. Лицо ее было спокойно и радостно. Он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело,как снег и когда стали резать его, то из ран вместо крови, истекало молоко,причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами.Святая же, воззрев на небо, молилась среди сих мучений. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись. Ибо, как и прежде, ангелы Божьи невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносить удары железными палками. Наконец девять из них умерло, пораженные десницею ангельской, а остальные упали на землюеле живыми. . Утром ее снова привели на суде. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены и удивлены. Сначала стали ласково и льстиво уговаривать, чтобы она принесла жертву великой богине их - Диане. Бес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал приближение святой девы и стал громогласно взывать:

- Горе мне, горе мне! Куда бежать мне отТвоего Духа, Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма, гонит меня?

Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением и, возведя свои очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался страшный удар грома, и заблистала молния: огонь, упавший с неба, попалил храм с идолом жертвы, жрецов; множество из неверующих опаленные молнией, замертво упали на землю. Тогда повели святую Татьяну в претор,подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. После сего, святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее от ран и восхваляли ее мужественное страдание. На утро святую Татьяну привели в цирк и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал святую. Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ее ноги. Когда же льва хотели было увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника, по имени Евмения, и растерзал его. Святую Татьяну снова повесили и снова начали строгать ее тело, но снова Ангелы невидимо наносили удары ее мучителям и те падали мертвыми. Тогда святую ввергли в огонь, но и огонь не вредил ей: сила огненного пламени стихала, как бы почитая рабу Христову.Нечестивцы же все сии дивные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию; они остригли святой волосы, надеясь, что ее чары будут более недействительны. Они думали, что в волосах своих святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя повредить ей. Посему они остригли ейволосы и заключили ее в храм Зевса. Безбожные думали, что святая никак не может более повредить их божеству, потому что с потерей волос она лишилась и силы волхвования. Два дня провела святая заключенной в том храме, Небесный свет,который всегда ее осиявал разливался и в храме, и Ангелы ободряли и утешали ее.На третий День пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву своему богу Зевсу.Отворив храм они увидели, что идол их упал и разбился, а святая Татьяна пребывала в радости о имени Господа Бога. Тогда ее привели в судилище. Судья,не зная, что еще сделать с ней, изрек ей смертный приговор и святая Татьяна была усечена мечем.
***

Сергей Фудель писал, что именно такие чудообильные жития создавали условия для легкого отречения от веры в годы репрессий. Вот арестовали меня, на допросе избили. А к утру новые зубы не выросли, даже еще и раны загноили. Как то, что я вижу, соотнести с умильной картинкой из Миней? Тут одно из двух: или Бога нет и попы мне все наврали. Или в житиях написана правда благодатного исповедничества, но Бог не со мною. А один я выстоять уж точно не смогу. В любом случае - гражданин следователь, где подписаться.

Ученая "Православная энциклопедия" пишет о наиболее исторической части церковных мартирологов - "Мученических актах":

Житие же Татианы трудно отнести к иному жанру как "благочестивый роман" (то есть как минимум 4-я категория). Скажем, житие утверждает, что после ареста Татьяны дело дошло до ее отца-консула.
"Святая мученица Татьяна родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом. ".
Консулы Рима известны по именам и по датам их консульства. Ульпиан был главой римской администрации (эпархом, по житию) лишь один год. Никто из консулов не пострадал…

Мне трудно понять кадровую политику патриархии, в результате которой в храме при МГУ нет ни одного священника -выпускника МГУ. Но все же само место их служения обязывает их провести серьезную научную работу с текстом Жития Татьяны и не просто прятать это житие от студентов, а хоть как-то объяснить его.

В качестве первого шага - опубликовать архивную рукопись
Бенешевич В. Н. Ульпиан и гонения на христиан при Александре Севере // СПбФ РАН. Ф. 192. Оп. 1. Д. 61. Л. 347-848.

Выдержка из С. Фуделя:

Когда читаешь эти акты, хочется целовать черные строчки букв, запечатлевших подлинное чудо веры.

Я прошу прочитать монографию "Евангелие от мента" на моей страничке. "Евангелие" - это более позднее и более полное расследование жизни Иисуса.
Автор.


Однажды, в ходе теологического спора с одним протестантским проповедником возник вопрос о том, что учение Иисуса Христа основывалось на еврейских законах. Я не согласился с этим, так как в казни Иисуса еврейское духовенство играло свою роль. Но вопрос этот не давал мне покоя и я решил с этим разобраться. Действительно, за что был казнен Иисус Христос с юридической точки зрения? Каковы были предъявлены ему обвинения?

Надо помнить, что Израильское царство того времени входило в состав Римской империи, а Римское право уже было проработанным и действительным инструментом государства. Настолько проработанным, что Римское право и сегодня изучается в российских юридических ВУЗах. Сам я, к сожалению, юридического образования не имею, но пятнадцатилетний стаж работы в правоохранительных органах дает некоторую юридическую практику. Проснувшийся азарт старого мента не давал мне покоя и я решил взяться за дело.

Итак представив себе, что


передо мною не Новый Завет, а материалы уголовного дела, не Евангелия, а протоколы допроса свидетелей, вооружившись цинизмом (без цинизма в следственном деле никуда, иначе предвзятость одолеет объективность) я приступил к изучению.

После прочтения Евангелий, по интересующему вопросу кратко можно сказать, что Иисус Иосифович Давидов родился в городе Вифлееме. Известный в обществе по прозвищам Христос и Назорей. Без определенного места жительства. Происходит из семьи знатной, царского рода, но обедневшей, отец Иисуса простой плотник. Род занятий — учитель, врач, религиозный деятель.

Иисус Иосифович Давидов прибыл со своими учениками в город Иерусалим перед праздником Пасхи. Был арестован стражей первосвященников . После ареста Иисус Иосифович был осужден верховным судом — синедрионом и для исполнения приговора отправлен к представителю римской администрации Понтию Пилату. Понтий Пилат не усмотрел в действиях Иисуса Иосифовича Давидова состава преступления и отправил оного по территориальности к действующему царю Ироду. Царь Ирод тоже не поддержал сторону обвинения, подарил Иисусу Иосифовичу новую одежду и отправил последнего назад к Пилату.

Понтий Пилат, сочувствуя обвиняемому, предлагает амнистировать Иисуса Иосифовича Давидова по случаю праздника Пасхи, но уступает настойчивым требованиям синедриона и гражданских лиц и приказывает казнить преступника.

Копии акта обвинительного заключения нет. Поэтому разбираемся подробнее.

Итак, после ареста Иисусу были предъявлены два обвинения в богохульстве (Матф. Гл. 26 61—63). Первое о призыве разрушить храм и в три дня построить новый. Слабенькое обвинение, надо сказать (Марк. гл. 14 59). Иисус не предпринимал реальных действий по разрушению храма, а кроме того, предлагал построить новый. Деловое предложение строительного подрядчика, не более того. Отец Иисуса плотник, а значит, его семья имела непосредственное отношение к строительству.

Второе обвинение состояло в том, что Иисус называл себя сыном Божьим. Возможно, что по тогдашним еврейским законам это и было серьезным обвинением. Но, Израиль был частью Римской Империи, а значит, что Иисус был гражданином Рима и пользовался всеми правами. Рим отличался веротерпимостью, или, по нашему— свободой совести. Центральные законы всегда выше местных. То, что человек называет себя сыном Божьим, будет маловато для смертного приговора. Если римские императоры называли себя богами, то почему бы человеку, царского рода (родословная Иисуса восходит первому царю Израиля Давиду и даже к Аврааму) не назвать себя сыном Божьим? Раз смертный приговор утверждала имперская администрация (Иоанн. Гл 17 31), то значит приговор должен быть вынесен по законам Рима. Нет, для смертного приговора второго обвинения недостаточно.

Итак, вывод — Иисус Христос был обвинен в попытке захвата власти и казнен. Обвинение чисто политическое, а не религиозное. Обвинения в богохульстве в суде не прошли.

Ответив на поставленный вопрос, у меня возникли другие. Какое странное и противоречивое поведение участников процесса! Понтий Пилат, будучи начальником римской администрации, поддерживает Иисуса и просит о помиловании. Если Иисус действительно намеревался занять трон царя Израиля, то поддержка римской администрации только спровоцировала бы его на немедленные действия. А это означало бы мятеж, жертвы, кровавые столкновения. И тогда Понтий Пилат был бы обязан принять меры к восстановлению порядка. Нужны ли Пилату такие проблемы? Нет, не нужны. Кроме того, царя Израиля Ирода и Римского императора связывали вассальные отношения. А значит, власти Рима должны были поддержать в этой ситуации действующего Израильского царя. А поддержка Понтием Пилатом действий Иисуса явится нарушением обязанностей римского чиновника. Не может римский чиновник поддержать переворот в вверенной ему провинции. При самых для Пилата благоприятных обстоятельствах — то есть Иисус не делает попыток захвата власти и отправляется дальше проповедовать, информация о поддержке Пилатом подозрительного субъекта моментально станет темой политических спекуляций. Заместители, мечтающие о карьерном росте, тут же донесут куда надо. Нет, не мог Понтий Пилат поддерживать Иисуса.

Странные действия царя Ирода. Невозможно предположить о покушении Иисуса на власть и трон Римского императора, а значит объектом притязаний Иисуса мог быть только трон Израильского царя Ирода. Иисус представлял собой непосредственную опасность именно для самого Ирода. Но Ирод признал Иисуса невиновным. Откуда такая доброта? Ранее Ирод запросто приказал отрубить голову Иоанну Крестителю. И если Понтий Пилат отправил Иисуса для принятия решения, то почему Ирод не освободил Иисуса, а отправил его назад к Понтию Пилату? Непонятно.

И наконец, непонятные действия основной стороны обвинения, первосвященников, книжников, старейшин и активной части населения, в Евангелиях упоминаемая как народ или толпа. Куда делись обвинения в богохульстве? Первоначально синедрион выдвигал религиозные обвинения, а затем и политические. И несмотря на то, что царь Ирод принял решение о невиновности Иисуса, синедрион продолжает требовать казни. Почему защитником трона выступает синедрион? Разве синедрион мог решать вопросы о престолонаследии? Нет, конечно. Мнение синедриона могло учитываться в сложных политических вопросах, но в данном случае судьбу неудавшегося заговора должен был решать действующий царь. Так было всегда и везде. И царь Ирод принял свое решение, отпустив Иисуса. Почему синедрион выступает против воли своего царя и пренебрегает его мнением? Тут нарушается принцип субординации, вертикали власти. Не отменяют сержанты приказы полковников. Всегда так было, во все времена.

Странно и непонятно описана толпа, присутствующая на суде. До того жители Иерусалима радостно приветствовали прибытие в город Иисуса, а потом вдруг озверели и стали требовать его казни. Конечно, Иисус разогнал в храме торговцев, что не добавило ему симпатий с их стороны. Но торговцы не все население страны. А Иисус, как врач и проповедник, собирал тысячные толпы. Он пользовался огромной популярностью в народе. И вдруг крики толпы являются решающими при вынесении смертного приговора, несмотря на решение царя Ирода и ходатайство о помиловании римской администрации? И вообще, как объяснить присутствие посторонних во время судебного заседания? Это давление на суд, нарушение основ судопроизводства. Понтий Пилат был обязан приказать вывести самых шумных и привлечь их к административной ответственности. Плетьми, например. Слишком большая толпа? Охраны было мало? Глупости, за Понтием Пилатом стояла вся военная мощь Римской империи. Указывается, что толпу подговорил синедрион. Но скольких он мог подговорить? Десять, пятьдесят, сто человек? Они разбежались бы от одного вида римской центурии. А центурия (сто солдат, рота) в распоряжении Понтия Пилата была, можно не сомневаться. Однако Понтий Пилат не принимает никаких мер к восстановлению порядка в суде. И где тут Римское право, которое изучают наши студенты? Решение о казни было принято при явном давлении на суд. Бардак и только.

Наиболее вменяемыми выглядят действия самого Иисуса. На предъявленные ему обвинения он отвечает отговорками, уклончиво или просто молчит. Оно и понятно, смирился человек со своей судьбой, принял ее. Делает, как сам учил — ударили по одной щеке, подставь другую.

Странные и противоречивые действия царя Ирода, Понтия Пилата, синедриона, толпы. Непонятно, ничего непонятно. Что это было? Массовое сумасшествие? Но ни Понтия Пилата, ни членов синедриона нельзя обвинить в скудоумии. На троне психи сиживали, это бывало, но начальник римской администрации и члены верховного суда должны быть людьми вменяемыми. Идиотов на такие должности не назначают и долго они там не задерживаются.

Будь это настоящее уголовное дела, всех свидетелей следовало бы передопросить. И еще найти новых.

1. По приказу правителя солдаты схватили Иссу и двух воров и отвели к месту казни, где пригвоздили их ко врытым в землю крестам.
2. Целый день тела Иссы и двух воров оставались распятыми под охраной солдат, являя собой ужасное зрелище; народ стоял вокруг, родственники страдальцев молились и рыдали.
3. К заходу солнца страдания Иссы кончились. Он потерял сознание и душа праведника покинула тело и была принята Богом.
4. Так окончилось земное существование отблеска Вечного Духа в образе человека, спасшего закоренелых грешников и вынесшего множество страданий.
5. Между тем Пилат убоялся содеянного им и отдал тело святого его родителям, которые похоронили его близ места казни. Толпы народа приходили молиться к гробнице Иссы и воздух был наполнен рыданиями и стонами.
6. Три дня спустя правитель, опасаясь народного возмущения, послал своих солдат вынести тело Иссы и похоронить его в другом месте.
7. На следующий день толпа нашла гробницу открытой и пустой. Тотчас же разнеслась молва, что Высший Судия послал Своих ангелов унести смертные останки святого, в коем на земле обитала частица Божественного Духа.
8. Когда слухи дошли до Пилата, он разгневался и запретил под страхом рабства и смерти произносить имя Иссы или молиться за него Господу.
9. Но люди продолжали оплакивать и громко прославлять своего Учителя, поэтому многие были уведены в рабство, подверглись истязаниям и были преданы смерти.
10. А ученики святого Иссы покинули землю Израилеву и рассеялись среди других народов, проповедуя о том, что следует отказаться от своих заблуждений, думать о спасении души и о высшем блаженстве, которое ожидает человечество в нематериальном мире света, где в покое и во всей Своей чистоте Великий Творец пребывает в совершенном величии.
11. Язычники, цари и воины, слушавшие проповедников, оставляли свои нелепые верования, покидали своих жрецов и их идолов, чтобы прославлять премудрого Творца вселенной, Царя царей, Чье сердце исполнено бесконечного милосердия.

Кажется, что все встало на свои места. Нет ни сумасшедших, ни нелепых действий. Обвинителем Иисуса был сам Понтий Пилат. Синедрион не выносил смертного приговора Иисусу. Напротив, еврейский суд оправдывал его. Стройная и логичная версия.

Но тогда в Новом Завете ложь?! Зачем!? Когда и кто включил неверные сведения, по которым обвинителем Иисуса был синедрион? А вот с этим просто, надо искать, кому это выгодно. Третий век. Император Римской империи Константин принимает христианство как государственную религию. А тот факт, что Иисус Христос, Сын Божий, был безвинно казнен по приказу римской администрации, был скрыт. И четыре Евангелия чуточку скорректировали, остальные запретили и уничтожили. И получилось, что Иисуса казнил Понтий Пилат, но исключительно по причине давления еврейской общественности, а сам Пилат искренне жалел и сочувствовал Иисусу. Израильского царства к тому времени уже не существовало, евреи разбежались кто куда, жили общинами кто в Азии, кто в Африке. А религиозные контры между христианами и евреями, наверное, уже были. Никто евреев во внимание не принимал. Посчитали, что их уже нет. И только рукописи в маленьком тибетском монастыре, куда не смогли дотянуться ни римляне, ни церковники, сохранили правду.

Но может я ошибаюсь? И в смерти Иисуса виноват не Понтий Пилат? Тогда кто, синедрион? Но в таком случае не было бы в Евангелиях такого количества несостыковок. Описали бы все просто и понятно, и ни к чему огород городить. Это тот случай, когда ложь открывает истину. Царь Ирод? Но тогда его роль была бы более раскрыта. Информации о Ироде почти нет. Виноват Понтий Пилат.

Но чего—то не хватает, мое ментовское чутье было беспокойным. Что—то есть еще. Ирод.. Ирод! Так Ирод же у нас не кухаркин сын! Мы знаем о родословной Иисуса, но родословная царя Ирода должна быть не менее древней и иметь одни корни! Давидов Ирод Батькович!? А значит Иисус и Ирод должны были быть родственниками! А мог ли Понтий Пилат казнить родственника царя без его ведома? Конечно нет. Не рискнул бы. А значит действовал Пилат с ведома и одобрения царя Ирода. Точно. И Иисуса предоставил Ироду не на суд, а просто показал неудачливого заговорщика. И Ирод отправил Иисуса обратно к Пилату. На казнь.

И вот теперь картина прояснилась. Поставим себя на место Ирода. Внезапно в царстве появляется неизвестное лицо. Людей лечит, умно говорить умеет, даже мертвых воскрешает. Заинтересуется этим лицом царь Ирод? Конечно. Прикажет узнать, кто таков? Обязательно. И вот тут царю Ироду расскажут биографию Иисуса. А возраст Иисуса и тот факт, что он детство провел в Египте, напомнит историю тридцатилетней давности об избиении младенцев. И поймет Ирод, что Иисус — единственный уцелевший из того поколения. Младенец, Который Выжил. И причину вспомнит, почему младенцев истребили. И пророчество о великом царе. И так как выживший и повзрослевший младенец царского рода (возможно родственник), то сообразит царь Ирод, что пророчество волхвов с востока стало сбываться. И страшно станет царю Ироду потерять трон свой и ответить за поскудства свои. И не знал тогда Ирод что делать, потому что память об избиении в народе была свежа, такие вещи долго помнят. А довериться евреям Ирод не мог, потому что если бы он приказал своим людям убить Иисуса, то народу бы стало известно, что Иисус — единственный, кто выжил в избиении младенцев, и каждая еврейская мать увидела бы в Иисусе своего погибшего сына. И тогда еврейский народ растоптал бы Ирода.

А если я ошибаюсь, и Ирод ничего не знал об Иисусе? Нет, знал, не мог не знать. Иисус разогнал торговцев в храме, об этом должен был говорить весь город.

Да, вот оно, недостающее звено. Казнью Иисуса Ирод завершил избиение младенцев.

В деталях моего исследования я, конечно, могу ошибаться, но в целом можно сформулировать

1. Иисус Иосифович Давидов (Христос) был казнен по обвинению в попытке государственного переворота главой римской администрации Понтием Пилатом.
2. Действия Понтия Пилата были согласованы и одобрены царем Иродом.
3. Еврейский народ невиновен.

Каждая статья Уголовного кодекса, предусматривающая наказание за конкретное преступление, может быть классифицирована по степени общественной опасности: чем больше наказание, тем более опасно преступление. В российском законодательстве самым страшным наказанием является смертная казнь.

Конечно, в соответствии с Протоколом № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Россия не применяет смертную казнь. Тем не менее этот документ до сих пор не был ратифицирован, а в законодательстве РФ остались нормы, касающиеся применения этого вида наказания. Конкретно указывается, кто её осуществляет, как и, главное, за что. Статей, за которые можно отхватить расстрел, не так много, но при этом каждая из них по-своему уникальна, ведь по ним можно определить, что наше государство считает самым страшным преступлением.

1. Убийство

Одно из самых древних изобретений человечества — это лишение жизни другого человека ради наживы, власти, денег, религии или удовольствия. Конечно, не за каждое убийство можно получить смертельный приговор или пожизненное заключение. У статьи есть две части: первая — о простом убийстве (умышленном причинение смерти другому человеку), а вот вторая часть уже является квалифицированным убийством.

За первую часть человеку может грозить лишение свободы сроком до 15 лет. Это достаточно суровое наказание, но оно не идёт в сравнение с квалифицированным убийством. Если преступник не просто кого-то убил, а сделал это в сговоре, особо жестоким образом, за деньги или из-за кровной мести, то его ожидает наказание в размере лет двадцати, ну а если всё совсем плохо, то это может быть и пожизненное заключение или смертная казнь.

Общественная опасность такого деяния, как убийство, достаточно очевидна. В нашей судебной практике подобные случаи рассматриваются часто. Интересно, что оправдательных приговоров ничтожное количество, и если человек попадает под следствие, то спастись ему вряд ли удастся. При этом буквально следующая статья, 106-я, которая предусматривает наказание за убийство матерью ребёнка, не содержит в санкции смертную казнь, как и пожизненное заключение.

2. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Следующая статья, в санкции которой присутствует смертная казнь, — 277-я. Она наказывает всех, кто посмел покуситься на жизнь любого государственного служащего, который своей деятельностью обеспечивал охрану конституционных основ государства и его политической системы. К ним относятся: Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека и многие другие. Также, помимо чиновников, к особо охраняемым людям относятся и кандидаты в президенты.

Важным является то, что убийца должен совершить деяние из-за политической или государственной деятельности жертвы. Только тогда судья будет выносить приговор по 277-й статье. Такая особенность связана с тем, что общественная и государственная деятельность, по идее, должна касаться большого количества людей, среди которых всегда будут находиться недовольные и несогласные. И так как смерть такого деятеля будет негативно отражаться на жизнях других, ей и придаётся такая значимость.

3. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование

Разница с предыдущей статьёй в том, что здесь государственные служащие, а именно судьи, должны быть убиты в процессе осуществления своих полномочий. Также под статью попадают и сотрудники органов дознания, эксперты, приставы, специалисты и прочие участники судебного процесса. Наказание за это сурово: 20 лет тюрьмы, пожизненное заключение или смертная казнь. К этим лицам прибавляются еще и их близкие родственники.

Это вызвано необходимостью обезопасить слуг правосудия как можно сильнее. Законодатель принял решение, что субъектом преступления может стать человек 16 лет и старше. Жизнь судей ценится очень высоко, так как они считаются людьми, которые вершат судьбы других, и поэтому их убийство столь опасно для общества. Смерть какой-нибудь старушки или случайного ребёнка тоже ужасны, но за них дадут значительно меньше, чем за того же следователя.

4. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов

Статья 317 защищает жизни сотрудников не только МВД, но и ФСБ, таможенных органов, военнослужащих и так далее. Здесь также важны намерения убийцы. Если он пытается своими действиями навредить человеку из-за его профессиональных обязанностей, то он попадает под 317-ю, а если его цель в другом, то судить будут по статье за убийство.

Деятельность сотрудников связана с поддержанием общественного порядка, а в этой норме под ним понимается противодействие совершению преступлений, участие в их раскрытии или предотвращении. Охраняются не только жизни ментов и военных, но и их родственников, через которых преступник может пытаться воздействовать на сотрудников.

Действия, которым препятствует убийца, должны быть заведомо законными. Если человек противостоит произволу органов власти и пытается защитить свои конституционные права, то под статью 317 он не пойдёт.

5. Геноцид

Любимое занятие фашистов из сороковых годов тоже нашло свое отражение в законодательстве РФ. 357-я статья наказывает всех, кто пытается уничтожить любую группу людей, которые объединены по национальному, территориальному или религиозному принципам. Законодатель даёт чёткое определение геноциду, так как человечество научено горьким опытом. Осуждённых по данной статье очень мало, но они всё же встречаются.

Должна ли в современном обществе быть введена смертная казнь или нет? Этот вопрос очень часто задают в контексте не только права, но и политики. И можно заметить закономерность, что чем больше политик озабочен собственной властью, тем положительнее он относится к введению смертной казни. В этой статье мы рассмотрим, действительно ли она нужна.

Если рассуждать поверхностно, делая выводы под воздействием сиюминутных эмоций и гнева, смертная казнь должна служить устрашением для преступников. Однако мир устроен сложнее – наверняка очень многие из читателей могут вспомнить примеры из личных наблюдений, когда строгие запреты под страхом суровых наказаний не помогали отвадить школьника от сигареты или алкоголя; кроме того, многих верующих убийц не останавливала даже угроза вечность гореть в огне, а в Средние века угроза страшнейших пыток не устраняла преступность. В этой статье мы выскажем своё мнение, почему для современного общества неприемлемо введение смертной казни.

Смерти невиновных

Самый первый и важный аргумент против смертной казни – это невозвратность такого наказания. Сейчас в мире не существует суда, не делающего ошибок, потому что нет людей, которые не ошибаются. Поэтому, если будет введена смертная казнь, среди осуждённых и казнённых с практически стопроцентной вероятностью будут попадаться люди, которые ни в чём не виноваты. Любой сторонник смертной казни выступает, таким образом, за убийство невиновных людей. Выступающим за это нужно хорошо представить, сможет ли он посмотреть в глаза близких и родных, матери и детей того, кого казнили по ошибке, и чего не случилось бы, если бы смертную казнь не ввели? Сможет ли он привести им те аргументы, которые он обычно приводит, и убедят ли они их?

История знает большое количество смертей невиновных людей – это, например, громкие дела Тимоти Эванса и Махмуда Хуссейна Маттана. В 1987 году среди смертных приговоров, вынесенных в США, было 349 ошибочных 1 . Спросите себя – настолько ли вы доверяете государству, судам и полиции, чтобы вверить им свою жизнь?

Почему смертная казнь должна быть под запретом

Того, кто вводит смертную казнь или голосует за её введение, логично считать убийцей всех, кого лишит жизни введение смертной казни. В том числе и убийцей невиновных, и именно ему будет адресован гнев родных и близких тех людей, кого лишили жизни по ошибке.

Смертная казнь не решает проблему

Смертная казнь зачастую не только не помогает снизить преступность, но и приводит к ещё большей жестокости в преступлениях 2 . К примеру, указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1954 года была введена смертная казнь за умышленное убийство. Результатом стал рост числа совершаемых убийств за счёт того, что преступники, чтобы уменьшить вероятность привлечения к ответственности, стали убивать не только потерпевших, но и свидетелей 3 . Введение в 1961 году в СССР смертной казни за изнасилование с отягчающими обстоятельствами не привело к снижению числа изнасилований. В то же время возросло число убийств, сопряжённых с изнасилованиями, так как преступники стремились лишать жизни своих жертв, чтобы те не могли дать против них показания 4 .

Страх смертной казни не действует потому, что преступники при нарушении закона обычно уверены в том, что смогут избежать наказания. Поэтому для создания цивилизованного общества и борьбы с преступностью подходит не ужесточение наказаний, а организация максимально возможной неотвратимости и справедливости наказания.

При этом человек, совершивший преступление, наказываемое смертной казнью, и преследуемый правосудием, может посчитать, что находится в ситуации, когда ему нечего терять, в результате чего будет совершать новые преступления, в том числе с целью избежать ответственности.

Почему смертная казнь должна быть под запретом

Для многих террористов смертная казнь гораздо лучше пожизненного заключения, так как позволяет уйти мучеником

В исследовании связи между смертной казнью и количеством убийств, которое проводилось ООН в 1988 году и было дополнено в 2002, был сделан вывод:

Было бы неверным принять гипотезу о том, что смертная казнь влияет на снижение числа убийств в существенно большей мере, чем угроза и применение менее сурового, на первый взгляд, наказания — пожизненного заключения 5 .

Истинные причины преступлений – это бедность, неравенство, необразованность, психические отклонения конкретного преступника. Чтобы снизить преступность, нужно работать в сторону исправления этих причин, а не в сторону ужесточения наказаний.

Кстати, многие считают, что смертная казнь помогает устранить коррупцию, однако в списке 10 стран с самыми низкими показателями коррупции за 2018 год только в одной (Сингапур) действует смертная казнь 6 . Китай, несмотря на наличие смертной казни, находится только на 87 месте. Есть также миф о том, что при Иосифе Сталине не было коррупции, мы его разбирали в этой статье.

Снижает ценность человеческой жизни

Наличие института смертной казни дегуманизирует общество. Я выступал и выступаю против смертной казни (и не только в СССР) ещё и потому, что эта мера наказания предусматривает наличие постоянного страшного аппарата исполнителей, целого института смертной казни 8 .

Андрей Сахаров

Недостойный метод

Если вне гражданского общества какой-нибудь враг покушается на мою жизнь или если, неоднократно прогнанный, он приходит опять опустошать поле, которое я обработал, то мне остается погибнуть или убить его, так как его силам я могу противопоставить тогда лишь свои личные силы, и закон естественного правосудия оправдывает и одобряет меня. Но в гражданском обществе, когда сила всех ополчается против одного, какой принцип правосудия может разрешить ему предать его смерти? И обратите внимание на одно обстоятельство, которое решает вопрос: когда общество наказывает виновного, то он не в состоянии ему повредить: оно держит его в оковах, оно судит его спокойно, оно может наказать его, лишить его возможности внушать страх на будущее время. Победитель, убивающий своих пленных врагов, называется варваром, человек зрелых лет, убивающий испорченного ребенка, которого он может укротить и наказать, кажется чудовищем.

Он [закон о смертной казни] необходим, говорят сторонники старого обычая. Кто это вам сказал? Испытали ли вы все средства, при помощи которых законы могут действовать на человеческую чувствительность? Скольких только страданий, физических и нравственных, не переносит человек до смертной казни! Является ли человек простым животным, на которого можно произвести впечатление лишь страхом смерти и телесных мучений? Нет. Источником его приятных или горестных ощущений является главным образом нравственная сторона его существа. Больше всего пищи для строгости законов предлагается ею. Помимо тех благ и зол, которыми человека наградила природа, общество создаёт для него бесчисленное множество других. Посмотрите, при помощи скольких новых страстей сажает оно его под ярмо законов, посмотрите, как оно связывает его счастье с его собственностью, семьёй, друзьями, отечеством; как, в особенности, создаёт оно для него потребность в благосклонности тех, кто его окружает. Нет, смерть не всегда является для человека наибольшим из зол. Он её часто предпочитает утрате драгоценных преимуществ, без которых жизнь становится ему невыносимой. Он в тысячу раз скорее захочет погибнуть, чем жить, являясь предметом презрения своих сограждан.

Коль скоро законодатель может поразить граждан в столь многих чувствительных местах и столь многими способами, то почему должен он считать себя вынужденным прибегать к смертной казни? Наказания существуют не для того, чтобы мучить виновных, а для того, чтобы предупреждать преступления боязнью навлечь их на себя.

К тому же, господа, если вы придумаете наиболее совершенный судебный порядок, если вы найдёте самых неподкупных и самых просвещённых судей, всегда останется некоторое место для ошибки и предубеждения. Зачем же лишать вас возможности протянуть руку угнетённой невинности? Те бесплодные сожаления, то обманчивое восстановление чести, которое вы предлагаете пустой тени, бесчувственному праху, являются лишь слабым удовлетворением, лишь печальным доказательством варварского безрассудства уголовных законов. Лишь тому, чьё вечное око видит в глубине сердец, надлежит назначать неотменимые наказания. Вы, законодатели, не можете возложить на себя эту ужасную задачу, не сделавшись ответственными за всю невинную кровь, которая прольётся под мечом законов.

Остерегитесь же спутать действительность наказания с избытком строгости: первая совершенно противоположна второму. Всё способствует справедливым и умеренным законам, всё сговаривается против жестоких законов. Негодование, которое возбуждает преступление, уравновешивается состраданием, которое внушает крайняя строгость наказаний. Непреодолимый голос природы подымается против закона, в пользу виновного. Каждый поспешил бы выдать виновного, если бы наказание было мягким, но он чувствует, как природа содрогается в нём при одной мысли послать на смерть. Да, я не боюсь это сказать, тот закон, которым вы обязали всех граждан доносить на виновных, будет лишь несправедливым, нелепым и неисполнимым законом, если вы сохраните смертную казнь. Это первое положение доказывает необходимость согласования всех законов; оно доказывает, что изолированный закон может сделаться нелепым при сопоставлении с другими законами.

Сила законов зависит от любви и уважения, которые они внушают, а эта любовь, это уважение зависят от внутреннего ощущения, что они справедливы и разумны 9 .

Максимилиан Робеспьер

В самом деле, взрослый человек, наказывающий ребёнка с особой жестокостью, лишь вырастит из него жестокого человека. А если жестокость в наказаниях проявляет государство, какой народ оно воспитает? Тот, кто наказывает, должен сам быть лучше виновного; если же он убийством опустится до уровня преступника – это обесценит авторитет наказывающего, обесценит его как пример для подражания. А смертная казнь – это именно узаконенное убийство, а не наказание (потому что наказание направлено на попытку исправления).

Социал-демократы уже дважды наступили на грабли смертной казни – в ходе якобинской диктатуры и в ходе большевистской диктатуры. Крайне важно не наступать на них в третий раз, чтобы новое поколение социал-демократов-победителей не было уничтожено консервативными силами, позволив им одержать реванш.

Аргументы против

Прогрессивные социал-демократы должны бороться прежде всего с причинами преступлений. Пожизненное заключение – это тоже суровое наказание, но по сравнению со смертной казнью у него множество практических плюсов.

Источники

Главный редактор и создатель "Логики прогресса". Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Редакция онлайн-журнала "Логика прогресса" разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.

1. Но ведь преступления могут совершаться и в публичной форме, либо попадать на камеры.
2. Насчёт рациональности. Перед казнью какого-нибудь насильника или исламского боевика можно было бы ставить на нём ценные для науки эксперименты, пересаживать от него органы, спасая жизни других людей. Да, я такой вот конченый практик.
3. А теперь давайте подумаем об ошибках. Можно ли обрекать невиновного человека на ужасную жизнь в тюрьме в течении даже 20 лет? Значит, тюрьмы надо сделать хорошими? А что тогда вообще будет удерживать от преступлений? Стыд?
4. Насчёт размывания границ. Скажите, а можно ли убивать шимпанзе? Их интеллект соответствует такоговому у детей трёх лет. Получается нельзя? А как насчёт других приматов? А свиньи тоже интеллектуальны. Мы должны их жизни тоже беречь? А коров? Как не пытайся, хорошие границы установить вряд ли возможно. И так абсолютно везде. Приходится устанавливать некие субъективные рамки. Я не говорю, что этот аргумент абсолютно бессмысленный, но он тоже не безупречен.

2. Подождите, но ведь органы одного казнённого преступника могут спасти несколько ни в чём неповинных больных людей. Так что мы должны ставить выше: жизнь педофила или жизни двух-трёх детей? Дилемма вагонетки.
И есть ли в людях уважение к жизни боевика, который терроризировал невиновных людей, воевал за зверскую идеологию? Не думаю.
3. Ну а морально ли годами держать невинных людей в четырёх стенах без общения с близкими, друзьями, без книг и Интернета, в камере с уголовниками и т.д.? Да, это не казнь, но довольно гадко. И кому-то так до самой смерти мыкаться.
Преступность ниже из-за просвещения, сильных этических установок и развитой системы определения виновности.
4. Вы тоже поддерживаете права шимпанзе? А макак можно убивать?
И аргумент с рационом так себе. Тараканы-прусаки не входят в человеческий рацион, а человечье мясо у горных папуасов было в ходу из-за дефицита белковой пищи. Вы фактически аппелируете к традициям.
P.S.
А как вы считаете, не стоит ли разделить суд, выясняющий виновность, который будет основан на науке и вестись будет только профессионалами, и суд, определяющий меру наказания, где будут участвовать присяжные?

2. А если это невиновный человек окажется? Получится, что невинного пустили на органы, что скомпрометирует благотворительность в принципе. Речь не об уважении к преступникам, а о человеческом факторе, который не позволяет определять виновных со стопроцентной точностью. И о некоторых других моментах. Собственно, всё это в статье уже написано.
3. Да, более чем морально.
4. Не к традициям, а к физическим свойствам человека. И речь идёт про людей, а не про животных, животные — это уже отдельная тема.

Читайте также: