Когда проводится закрытое судебное заседание рб

Обновлено: 25.06.2024

Назначение экспертизы и подготовка документальных данных

В случае необходимости проведения экспертизы в экспертном учреждении в соответствующем постановлении (определении) должно быть указано наименование данной организации, а не ее структурного подразделения и не фамилия конкретного эксперта. При этом постановление (определение) и необходимые материалы должны направляться руководителю экспертного учреждения, поскольку только к его компетенции относятся вопросы организации проведения экспертизы.

Экспертными учреждениями являются центральный аппарат Государственного комитета и его территориальные органы: управления Государственного комитета по областям и г. Минску, районные (межрайонные) отделы Государственного комитета.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы необходимо указать о разрешении либо запрете проводить исследования, которые могут повлечь полное или частичное уничтожение объектов экспертизы либо изменение их внешнего вида или основных свойств.

Вопросы эксперту формулируются четко, исключая возможность различного их толкования.

Необходимо стремиться минимизировать сроки с момента изъятия объектов до представления их на экспертизу.

Назначение дополнительных или повторных экспертиз

Дополнительная экспертиза может назначаться при недостаточной ясности или неполноте заключения, а также в случаях возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств.

Дополнительная экспертиза назначается после дачи экспертом заключения, в случае если внести ясность или восполнить неполноту заключения не представилось возможным путем допроса эксперта.

Повторная экспертиза может назначаться в случае необоснованности заключения, наличия сомнений в его правильности, при противоречивости заключений разных экспертов, если представленные эксперту материалы признаны недостоверными или нарушены правила проведения экспертизы, и при невозможности допросом эксперта разрешить возникшие по заключению вопросы в совокупности с исследованием иных фактических обстоятельств дела.

При этом повторная экспертиза по указанным вопросам должна проводиться на основе тех же исходных данных и объектов, которые были представлены на первичную экспертизу. В рамках повторной экспертизы могут дополнительно разрешаться и иные вопросы по исследованию первичных материалов.

Необходимо иметь в виду, что несогласие с выводами эксперта не может быть единственным основанием для назначения повторной экспертизы. При решении этого вопроса следует учитывать наличие в деле иных доказательств по обстоятельствам, являющимся предметом экспертизы, а также практическую возможность проведения повторной экспертизы, например, при утрате или изменении исследуемых объектов.

Назначение комплексных экспертиз

В случаях, когда установление того или иного обстоятельства невозможно путем проведения отдельных экспертиз либо это выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, может быть назначено проведение ряда исследований, осуществляемых несколькими экспертами на основе использования разных специальных знаний (комплексная экспертиза).

Таким образом, постановка в постановлении (определении) о назначении экспертизы вопросов, которые решаются экспертами различных специальностей независимо друг от друга (например, наличие следов рук и биологического материала на объекте исследования), не означает, что экспертиза является комплексной.

Наиболее часто проводятся комплексные медико-криминалистические экспертизы, в частности медико-баллистические по установлению механизма выстрела (направление и дальность выстрела, взаимное расположение стрелявшего и потерпевшего и др.), медико-трасологические по установлению механизма причинения телесных повреждений (например, ножевого ранения).

Назначение комиссионных экспертиз

Порядок возмещения расходов, связанных с проведением экспертиз

При поступлении определения (постановления) суда о назначении экспертизы экспертное подразделение органа Государственного комитета судебных экспертиз по результатам изучения материалов в течение 5 календарных дней с даты регистрации определения (постановления) суда либо 5 календарных дней с даты удовлетворения всех заявленных судебным экспертом ходатайств в случае необходимости информирует суд, назначивший экспертизу, о предварительной стоимости ее проведения. Судебные экспертизы по гражданским и экономическим делам проводятся без заключения гражданско-правовых договоров.

Ориентировочная стоимость экспертизы до ее проведения определяется экспертом на основании предварительного рассмотрения имеющихся материалов и анализа поставленных вопросов.

После определения фактической стоимости проведения экспертизы, но не позднее трех дней с даты подписания заключения эксперта, экспертное подразделение представляет подразделению финансов и тыла органа Государственного комитета судебных экспертиз копию определения (постановления) суда и справку о стоимости экспертизы.

При непоступлении денежных средств (частичной оплате) органу Государственного комитета судебных экспертиз за проведенную экспертизу подразделением финансов и тыла оформляется счет-фактура в двух экземплярах.

В счете-фактуре указываются:

  • номер и дата счета-фактуры;
  • наименование органа Государственного комитета судебных экспертиз, проводившего экспертизу, его учетный номер плательщика, адрес, реквизиты текущего счета;
  • наименование суда, назначившего экспертизу, дата определения (постановления) суда;
  • вид проведенной экспертизы;
  • данные о лице (лицах), на которого (которых) возложены расходы по оплате экспертизы (при наличии такой информации);
  • стоимость проведения экспертизы (в случае предварительной частичной оплаты – неоплаченная часть).

Счет-фактура подписывается должностным лицом подразделения финансов и тыла, ее оформившим, и должностным лицом органа Государственного комитета судебных экспертиз, имеющим право второй подписи банковских документов, и удостоверяется оттиском печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь.

Если расходы за проведение экспертизы определением (постановлением) суда возложены на нескольких плательщиков, счет-фактура оформляется на каждого из них с указанием соответствующей суммы.

Первый экземпляр (экземпляры) счета-фактуры (счетов-фактур) направляется в адрес суда, назначившего экспертизу, второй остается в подразделении финансов и тыла.

Проведение генотипоскопических экспертиз осуществляется на условиях предварительной оплаты. Счет-фактура для оплаты выдается лицу (лицам), на которого (которых) возложены расходы на производство экспертизы, в день, установленный судебно-экспертным учреждением для отбора образцов.

Если фактическая стоимость проведения экспертизы менее суммы, поступившей в счет ее оплаты, подразделение финансов и тыла письменно уведомляет об этом плательщика (плательщиков) и осуществляет возврат излишне перечисленных денежных средств:

  • на депозитный (соответствующий) счет суда – в случае поступления денежных средств с такого счета;
  • юридическому (физическому) лицу (лицам) на основании письменного заявления – в случае внесения им (ими) денежных средств непосредственно на расчетный счет органа Государственного комитета судебных экспертиз.

За разъяснениями по вопросам, связанным с перечислением и возвратом средств, следует обращаться в подразделение финансов и тыла органа Государственного комитета судебных экспертиз, которому было назначено проведение экспертизы.

Файлы для скачивания

Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

При использовании материалов Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
© Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь

Предварительное слушание проводится судьей единолично с участием сторон в закрытом судебном заседании. При этом стороны должны быть уведомлены о дате, времени и месте предварительного слушания не менее чем за 3 суток.

предварительное слушание

Назначение судебного заседания

После поступления в суд уголовного дела с обвинительным заключением оно подлежит единоличному изучению судьей. В ходе изучения дела судья проверяет достаточность фактических и юридических оснований для судебного разбирательства, осуществляет подготовительные и организационные действия, направленные на устранение препятствий и создание нормальных условий для его проведения.

В соответствии со ст. 227 УПК РФ по поступившему в суд уголовному делу судья должен принять одно из следующих решений:

  • направляет уголовное дело по подсудности, если в ходе его изучения выяснится, что уголовное дело подсудно другому суду;
  • назначает предварительное слушание (основания для принятия данного решения и его порядок будут рассмотрены ниже);
  • назначает судебное заседание без предварительного слушания.

Решение должно быть принято судьей в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. Однако если обвиняемый по данному уголовному делу содержится под стражей, решение принимается в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд.

О принятом решении судья выносит постановление, копии которого направляются обвиняемому, потерпевшему и прокурору.

Вопрос об избрании или продлении меры пресечения судьей рассматривается в судебном заседании по ходатайству прокурора или по собственной инициативе с участием обвиняемого, его защитника, законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого и прокурора либо на предварительном слушании.

О месте, дате и времени судебного заседания участники уголовного дела должны быть уведомлены не менее чем за 3 суток до его начала.

Предварительное слушание

Как отмечалось выше, подготовка к судебному разбирательству может быть связана с одним из решений, на основании которого суд проводит предварительное слушание.

Данное решение может быть принято судом по ходатайству стороны или по собственной инициативе при наличии следующих оснований:

  • ходатайства стороны об исключении доказательства
  • основания для возвращения уголовного дела прокурору;
  • основания для приостановления или прекращения уголовного дела;
  • ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в отсутствие подсудимого, который находится за пределами территории Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд. Однако данное основание возникает лишь по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в случае, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу (ч. 5 ст. 247 УПК РФ);
  • наличия ходатайства обвиняемого о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей;
  • если имеется не вступивший в законную силу приговор, который предусматривает условное осуждение лица, когда в отношении этого лица в суд поступило уголовное дело, за ранее совершенное им преступление;
  • имеются основания для выделения уголовного дела.

Как отмечалось выше проведение предварительного слушания возможно по инициативе суда, а также по инициативе сторон.

По ходатайству сторон предварительное слушание проводится в двух случаях:

  • ходатайство о его проведении заявлено стороной после ознакомления с материалами уголовного дела;
  • ходатайство заявлено после направления уголовного дела в суд в течение 3 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения (обвинительного акта).

Проведение предварительного слушания

Предварительное слушание проводится судьей единолично с участием сторон в закрытом судебном заседании. При этом стороны должны быть уведомлены о дате, времени и месте предварительного слушания не менее чем за 3 суток.

Предварительное слушание проводится в отсутствие обвиняемого по его ходатайству либо ходатайству одной из сторон по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, когда обвиняемый не был привлечен к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу (ч.5 ст. 247 УПК РФ).

Неявка других участников производства по уголовному делу, если они были своевременно извещены о нем, не препятствует проведению предварительного слушания.

Ходатайство об исключении доказательств

В ходе предварительного слушания любая из сторон вправе заявить ходатайство об исключении доказательств, полученных, по мнению стороны с нарушениями федерального закона.

При этом в таком ходатайстве должно быть указано доказательство, об исключении которого ходатайствует сторона, основания для исключения доказательства, а также обстоятельства, обосновывающие данное ходатайство. Копия ходатайства об исключении доказательств должна быть передана другой стороне в день представления ходатайства в суд (как представляется, поскольку время передачи такой копии в законе точно не указано, копию можно передать непосредственно перед началом предварительного слушания).

Если в ходатайстве содержится просьба с целью обоснования требования об исключении доказательства, допросить свидетеля или приобщить к материалам уголовного дела какой-либо документ, судья вправе (но не обязан) допросить такого свидетеля или приобщить указанный документ. Кроме того, в случае возражения другой стороны против исключения доказательства, суд может огласить протоколы следственных действий и иные документы, имеющиеся в уголовном деле либо представленные сторонами в ходе предварительного слушания.

Необходимо иметь в виду, что бремя (обязанность) опровержения доводов, представленных стороной защиты в ходатайстве об исключении доказательств, законодателем возложено на прокурора. Во всех остальных случаях бремя доказывания лежит на стороне, заявившей ходатайство.

В случае принятия судом решения об исключении доказательства, оно теряет юридическую силу и не может быть положено в основу приговора или иного судебного решения, а также исследоваться и использоваться в ходе судебного разбирательства. При этом если уголовное дело рассматривается судом присяжных, то никто не вправе сообщать присяжным заседателям о наличии в уголовном деле доказательства, которое было исключено судом в ходе предварительного слушания.

Вместе с тем, законодатель установил правило, согласно которому при рассмотрении уголовного дела по существу суд по ходатайству той или иной стороны может рассмотреть вопрос о признании исключенного доказательства допустимым.

При заявлении ходатайства об исключении доказательства судья обязан выяснить у другой стороны, имеются ли у нее возражения против данного ходатайства. Если возражений нет, судья удовлетворяет ходатайство и выносит постановление о назначении судебного заседания.

Как видно, в законе достаточно подробно регламентирован порядок рассмотрения ходатайства об исключении доказательств на предварительном слушании. Однако, моя практика участия в предварительных случаях по уголовным делам свидетельствует, что судьи, как правило, отказывают в удовлетворении таких ходатайств на данном этапе подготовки к судебному разбирательству, ссылаясь на то, что стороны могут заявить его повторно при рассмотрении дела по существу. Но затем в ходе судебного разбирательства снова отказывают, уверяя, что они дадут оценку данному доказательству при вынесении приговора или иного судебного решения в совещательной комнате. Налицо – существенное нарушение уголовно-процессуального закона со стороны судьи.

Кроме того, мой опыт свидетельствует о том, что ходатайство об исключении доказательств необходимо подавать вместе с ходатайством проведении предварительного слушания либо в ходатайстве о проведении предварительного слушания указывать, что оно связано с необходимостью рассмотреть вопрос о недопустимости доказательств. Иначе суд просто откажет в рассмотрении ходатайства об исключении доказательств.

Приобщение к уголовному делу новых доказательств

По смыслу ч.7 ст.234 УПК РФ на предварительном слушании сторона защиты также может заявить ходатайство об истребовании дополнительных доказательств или предметов. Если судья посчитает, что данные доказательства и предметы имеют значение для уголовного дела, он удовлетворяет ходатайство.

Кроме того, по ходатайству сторон на предварительном слушании могут быть допрошены свидетели из числа лиц, которым может быть что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу документов. Исключение в данном случае составляют лица, обладающие свидетельским иммунитетом.

Ход и результаты предварительного слушания отражаются в протоколе.

Виды решений по результатам предварительного слушания

По окончании предварительного слушания судья должен принять одно из следующих решений:

  • о направлении уголовного дела по подсудности;
  • о возвращении уголовного дела прокурору;
  • о приостановлении производства по уголовному делу;
  • о прекращении уголовного дела;
  • о назначении судебного заседания;
  • об отложении судебного заседания в связи, если будет установлено, что в отношении обвиняемого имеется не вступивший в законную силу приговор, который предусматривает условное осуждение этого лица за ранее совершенное им преступление;
  • о выделении или невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство и о назначении судебного заседания.

Любое решение судьи оформляется постановлением, в котором должны быть отражены результаты рассмотрения заявленных ходатайств и поданных жалоб, какое доказательство исключается и какие материалы уголовного дела в связи с этим не могут исследоваться и оглашаться в судебном заседании, а также использоваться в доказывании по уголовному делу.

Может случиться так, что в ходе предварительного слушания прокурор изменяет обвинение. В этом случае судья также должен отразить этот факт в постановлении и в случаях возникших изменений в подсудности уголовного дела, направляет его в соответствующий суд. Например, дело поступило в районный суд, а после изменения обвинения прокурором, оно становится подсудно мировому судье.

Возвращение судом уголовного дела прокурору

Как отмечалось выше, по результатам изучения поступившего в суд уголовного дела судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе может возвратить уголовное дело прокурору. Данное решение принимается с целью для устранения препятствий его рассмотрения судом в следующих случаях:

  • обвинительное заключение (обвинительный акт или обвинительное постановление) составлены с нарушением требований ст. 220, 225 и 226.7 УПК РФ, что, в свою очередь, исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения;
  • копия указанных документов не была вручена обвиняемому (за исключением случаев, когда обвиняемый отказался от их получения);
  • возникла необходимость составления обвинительного заключения (обвинительного акта) по уголовному делу, которое было направленно в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера;
  • имеются основания для соединения уголовных дел;
  • обвиняемому при ознакомлении с материалами уголовного дела не были разъяснены права, предусмотренные ч.5 ст.217 УПК РФ;
  • фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении (акте, постановлении), либо установленные в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства, свидетельствуют о наличии оснований для переквалификации действий обвиняемого или лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, на более тяжкое преступления;
  • установлены обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме. В этом случае судья возвращает уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке;
  • после направления уголовного дела в суд наступили новые общественно опасные последствия преступления, совершенного обвиняемым, в связи с чем имеются основания для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления;
  • приговор, определение или постановление суда, ранее вынесенные по уголовному делу, отменены, а послужившие основанием для их отмены новые или вновь открывшиеся обстоятельства являются основанием для предъявления обвинения в совершении более тяжкого преступления.

При возвращении уголовного дела прокурору судья одновременно должен решить вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого.

Приостановление судом производства по уголовному делу

Статья 238 УПК РФ предусматривает случаи, когда судья должен вынести постановление о приостановлении производства по уголовному делу. К таки случаям относятся:

  • обвиняемый скрылся и место его пребывания неизвестно;
  • обвиняемый тяжело заболел, и этот факт подтверждается медицинским заключением;
  • суд направил запрос в Конституционный Суд РФ или Конституционным Суд РФ принял к рассмотрению жалобы о соответствии закона, примененного или подлежащего применению в данном уголовном деле, Конституции Российской Федерации;
  • место нахождения обвиняемого известно, но обеспечить реальную возможность его участия в судебном разбирательстве по делу не представляется возможным;
  • обвиняемый скрылся от суда (например, обвиняемый, содержащийся под стражей, совершил побег). В этом случае судья возвращает уголовное дело прокурору и поручает обеспечить его розыск.

Прекращение уголовного дела или уголовного преследования

Кроме того, судья прекращает уголовное дело в случае отказа прокурора от обвинения.

Копия постановления о прекращении уголовного дела должна быть направлена прокурору, вручена лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, а также потерпевшему в течение 5 суток со дня его вынесения.

Выделение уголовного дела

При наличии оснований, предусмотренных ст. 154 УПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд может принять решение о выделении уголовного дела в отдельное производство и направлении его по подсудности. Однако выделение уголовного дела возможно только в том случае, когда раздельное рассмотрение судами уголовных дел не повлияет на всесторонность и объективность их разрешения.

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

На каком основании проводятся закрытые суды?

В результате близкие обвиняемых, журналисты, представители общественности не могли попасть на процесс. И это не первый такой случай.

Тенденция стала заметной

12 мая с.г. в Могилевском областном суде в закрытом режиме рассматривалось уголовное дело в отношении Павла Северинца, Дмитрия Козлова, Ирины Счасной, Евгения Афнагеля, Павла Юхневича, Максима Винярского и Андрея Войнича. На заседание суда не пустили даже родственников обвиняемых, а собравшихся возле здания суда журналистов и других лиц милиция разгоняла как участников несанкционированного мероприятия.

Суд над блогерами не был закрытым. Однако на него смогли попасть только три журналиста и два соратника обвиняемых. Остальные места заблаговременно заняли неизвестные бритоголовые люди. Примечательно и то, что для судебного процесса было выбрано помещение в подвале здания суда Октябрьского района Могилева. Там обычно ожидали своей участи обвиняемые, доставленные из местного СИЗО.

Петрухина и Кабанова признали виновными в подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок, а Петрухина — дополнительно в оскорблении судьи. Их приговорили их к трем годам колонии. Плюс придется еще выплатить компенсацию о возмещении морального вреда в размере 1500 рублей в адрес потерпевшего омоновца, а Петрухину — и штраф 10440 рублей (по решению брестского суда).

В-третьих, процесс находится под пристальным вниманием не только беларусской, но и международной общественности. Хотя бы потому, что будут судить мужа Светланы Тихановской, которая получила мировую известность.

В-пятых, в дополнение ко всему, Генеральная прокуратура выставила фигурантам дела общий иск на сумму свыше 3 миллионов рублей, и это при том, что указанные лица никому вреда не причинили.

Как видим, реальных причин для засекречивания судебного процесса по делу Тихановского и др. более чем достаточно. Однако при этом следует руководствоваться законом, который устанавливает основания для ограничения гласности в суде.

Когда допускается закрытый суд?

Согласно статье 23 УПК, судебное разбирательство уголовных дел во всех судах должно проводиться, по общему правилу, открыто и гласно. В порядке исключения допускается закрытое судебное заседание в следующих случаях: 1) в интересах охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны; 2) по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста; 3) по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство; 4) когда этого требуют интересы безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.

По сути, обвиняемых, их родственников, журналистов и общественность незаконно лишили права на гласный (открытый) судебный процесс. Ничто не мешало провести суд в обычном режиме, в просторном зале, с доступом всех желающих, телевидения. Пусть бы прокуроры показали, какие доказательства собрали органы следствия в 117 томах.

Как изменить ситуацию к лучшему?

В целях преобразования судов необходимо провести судебную реформу. В новых условиях все судьи — и высших, и нижестоящих судов — должны избираться на должность органами представительной власти по рекомендации Всебелорусского совета судей.

Новыми судьями должны быть юристы с опытом работы, прошедшие собеседование на предмет годности к судебной работе и успешно сдавшие квалификационный экзамен. После этого они будут зачислены в Национальный реестр кандидатов на должности судей и могут заполнять образовавшиеся вакансии.

Основным звеном судебной системы станут окружные суды, что позволит унифицировать суды по численному составу, нагрузке, специализации и главное — вывести из подчинения местных органов власти.

Дополнительной гарантией независимости судов станет право обвиняемых требовать создания суда с участием присяжных заседателей. Правда, сфера применения такого суда на первоначальном этапе будет ограничена рассмотрением дел по обвинению в совершении тяжких и особо тяжких обвинений.

Применительно к уголовным делам, о которых шла речь в данной статье, обвиняемые могли бы потребовать суда с участием присяжных, которые решают вопросы факта (было ли совершено деяние, виновен ли обвиняемый в его совершении, заслуживает ли снисхождения). Можно предположить, что коллегия из 9 присяжных заседателей нашла бы в себе мужество объективно ответить на поставленные перед ними вопросы.

Закрытое судебное заседание

Закрытое судебное заседание допускается в случаях, когда это прямо предусмотрено соответствующим процессуальным законом. Гласность (открытость) судебного разбирательства – один из ключевых принципов правосудия. Любое отхождение от него – исключительная мера, которая принимается судом исходя из невозможности разглашения определенных данных третьим лицам.

В зависимости от вида судебного процесса (уголовный, гражданский, арбитражный) порядок проведения закрытых судебных заседаний имеет свои особенности. Отличия незначительны, но и их нужно учитывать.

Основания для закрытых заседаний

Чаще всего закрытые заседания проводятся в уголовном процессе. Это связано, прежде всего, с наличием большего количества оснований, чем предусмотрено по гражданским и арбитражным делам.

Основания в уголовном процессе:

Основания для закрытого заседания в гражданском процессе:

  • Дело содержит сведения, представляющие государственную тайну или тайну усыновления (удочерения).
  • По ходатайству заинтересованного лица необходимо обеспечить сохранение коммерческой либо иной охраняемой законом тайны или неприкосновенность частной жизни, других обстоятельств, открытое обсуждение которых может повлечь их разглашение или нарушить права и интересы граждан.

В арбитражном процессе установлены такие же основания для закрытого слушания, как и по гражданским делам.

Законом могут быть установлены иные основания для проведения закрытых судебных разбирательств. Это бывает связано с личностью или статусом участников процесса, необходимостью защиты определенной информации либо обеспечением безопасности.

Процессуальные особенности проведения закрытых разбирательств

Главное:

  1. Решение принимается судом по своей инициативе, по ходатайству участников процесса, а, если это прямо указано в законе – только при наличии соответствующего ходатайства от заинтересованного лица.
  2. Любое применяемое судом основание должно быть конкретизировано и указано в решении суда о проведении закрытого разбирательства. Лица, которые заявляют ходатайство, обязаны обосновать свою просьбу – не просто привести основание, а конкретизировать и аргументировать его.
  3. Процесс может быть закрытым полностью или частично (только в части определенных заседаний).
  4. За исключением применения специальных правил и ограничений, закрытые заседания проводятся точно так же, как и открытые слушания.
  5. В закрытом процессе недопустимо использование средств видеоконференц-связи. С 1 сентября 2019 года Федеральным законом от 29.07.2018 N 265-ФЗ, который вносит некоторые изменения в УПК, ГПК и АПК, запрещается использование и средств аудиозаписи.
  6. Участвующие в закрытом заседании лица предупреждаются об ответственности за разглашение ставших им известных данных. Они не вправе каким-либо образом их распространять.

На практике закрытые заседания отличаются от открытых, прежде всего, отсутствием в них посторонних лиц, которые не являются ни участниками процесса, ни вызванными в суд лицами (эксперты, специалисты, свидетели). Таким образом, здесь не могут присутствовать журналисты и все те, кто просто пришел посмотреть и послушать.

Несмотря на проведение закрытых заседаний или полностью закрытого разбирательства по делу, решение суда должно быть оглашено открыто. В целях сохранения в тайне определенных сведений, закон допускает возможность оглашения только вводной и результативной части.

Проведение открытых заседаний с ограничениями

Проведение открытых заседаний с ограничениями

Открытое заседание предполагает возможность присутствия в нем любых лиц, в том числе представителей СМИ. Журналистов привлекают, как правило, резонансные судебные процессы. Обычные граждане нередко ходят в суд ради любопытства или профессионального интереса.

В открытых заседаниях у присутствующих есть возможность фиксировать ход слушания, в частности, вести аудио-, видеозапись, делать письменные заметки, рисунки и т.п. Иногда такие действия мешают судопроизводству. Чтобы ограничить фиксацию заседаний, суд вправе установить специальный запрет. Это не делает процесс закрытым, но и полностью открытым его назвать нельзя. Обычно суды ссылаются на препятствие объективному исследованию доказательств, угрозу безопасности участников процесса, нарушение их прав и законных интересов. Применение технических средств может создавать шум или иные помехи для нормального хода процесса. Это тоже порой фигурирует в основаниях для установления ограничений.

Для установления судом запретов или ограничений участник процесса может заявить соответствующее ходатайство. Но итоговое решение – за судом. Довольно-таки часто судьи идут на это, чтобы не создавать ажиотаж из-за наплыва посетителей и журналистов по резонансным делам. В этом случае такие лица просто не допускаются в зал, где проходит слушание, со ссылкой на создание помех для проведения нормального разбирательства и спокойного исследования доказательств.

В целом же закрытые заседания считаются крайней мерой. Проводятся они нечасто. В основном по уголовным делам о половых преступлениях, убийствах с особой жестокостью и т.п., а также практически по всем делам, связанным с гостайной.

Читайте также: