Когда на ставрополье был создан окружной суд

Обновлено: 16.05.2024

от 28 сентября 2007 года N 43-кз

ОБ УСТАВНОМ СУДЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Принят Государственной Думой СК

9 августа 2007 года

Закон СК от 26.02.2008 г. N 4-кз, НГР: ru26000200800109>

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Уставный суд Ставропольского края - орган судебной власти Ставропольского края

1. Уставный суд Ставропольского края (далее - Уставный суд) - судебный орган уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством судопроизводства в порядке, установленном настоящим Законом.

2. Деятельность Уставного суда направлена на защиту конституционного строя, основных нрав и свобод человека и гражданина, обеспечение единства государственной власти, принципа осуществления государственной власти на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную, точного применения Устава (Основного Закона) Ставропольского края на территории Ставропольского края, на содействие в создании единой системы законодательства Ставропольского края, упрочение законности в правотворчестве и применении права.

3. Уставный суд входит в судебную систему Российской Федерации и систему органов государственной власти Ставропольского края, является судом Ставропольского края.

4. Уставный суд обладает правами юридического лица

Статья 2. Правовая основа организации и деятельности Уставного суда

2. Вопросы внутренней деятельности Уставного суда регулируются Регламентом Уставного суда (далее - Регламент).

Статья 3. Полномочия Уставного суда

а) законов Ставропольского края;

б) нормативных правовых актов Государственной Думы Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, иных исполнительных органов государственной власти Ставропольского края, государственных органов Ставропольского края;

в) уставов муниципальных образований и нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края;

2. Уставный суд разрешает дела, отнесённые к его ведению, исключительно по вопросам права и при осуществлении уставного судопроизводства, воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Ставропольского края.

Статья 4. Основные принципы деятельности Уставного суда

Уставный суд осуществляет судопроизводство на основе принципов законности, независимости, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, использования русского языка- государственного языка Российской Федерации с предоставлением возможности участникам процесса пользоваться родным языком с участием переводчика.

Статья 5. Обязательность решений Уставного суда

Вступившие в силу решения Уставного суда, а также его законные требования, поручения, вызовы, обращения и другие распоряжения, вынесенные по вопросам, отнесённым к его подведомственности, подлежат неукоснительному исполнению всеми органами государственной власти, органами местного само-> правления, общественными объединениями; должностными лицами, юридическими и физическими лицами на всей территории Российской Федерации.

Статья 6. Окончательность решений Уставного суда

1. Решение Уставного суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

2. Уставный суд обязан пересмотреть принятое им решение, если оно основывалось на нормах федерального закона, Устава (Основного Закона) Ставропольского края или закона Ставропольского края, признанных впоследствии Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными.

Статья 7. Гарантии деятельности Уставного суда

1. Финансирование Уставного суда производится за счёт средств бюджета Ставропольского края и обеспечивает возможность независимого осуществления судопроизводства в полном объёме. В бюджете Ставропольского края ежегодно предусматриваются отдельной строкой необходимые для обеспечения деятельности Уставного суда средства, которыми Уставный суд распоряжается самостоятельно в соответствии с утверждённой бюджетной сметой.

2. Уставный суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

3. Не допускается ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Уставного суда, установленных настоящим Законом.

Статья 8. Аппарат Уставного суда

1. Деятельность Уставного суда обеспечивает аппарат Уставного суда.

2. В аппарате Уставного суда учреждаются должности государственной гражданской службы Ставропольского края в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Ставропольского края, а также должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Ставропольского края и осуществляющие техническое обеспечение деятельности Уставного суда.

3. Аппарат Уставного суда подчиняется Председателю Уставного суда, осуществляет свою деятельность в соответствии с положением об аппарате Уставного суда, утверждаемым Председателем Уставного суда, и Регламентом.

4. Аппарат Уставного суда обеспечивает организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Уставного суда, проводит приём посетителей, содействует судьям Уставного суда в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает деятельность органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по обеспечению исполнения решений Уставного суда.

5. Штатное расписание и структура аппарата Уставного суда устанавливается Председателем Уставного суда в пределах бюджетной сметы.

Статья 9. Печать Уставного суда

Уставный суд имеет печать с изображением герба Ставропольского края и своим наименованием.

Статья 10. Символы судебной власти Уставного суда

1. На здании, занимаемом Уставным судом, устанавливается Государственный флаг Российской Федерации и флаг Ставропольского края. В зале заседаний Уставного суда находятся Государственный флаг Российской Федерации и флаг Ставропольского края, Государственный герб Российской Федерации и герб Ставропольского края. Судьи Уставного суда заседают в мантиях или имеют отличительный знак судьи Уставного суда.

2. Форма отличительного знака судьи Уставного суда устанавливается в положении об отличительном знаке судьи Уставного суда, которое утверждается Государственной Думой Ставропольского края.

3. Отличительный знак судьи Уставного суда вручается председателем Государственной Думы Ставропольского края или по его поручению уполномоченным лицом судье Уставного суда после принесения судьёй Уставного суда присяги.

Статья 11. Удостоверение судьи Уставного суда

1. Удостоверение судьи Уставного суда выдается судье Уставного суда на срок его полномочий.

2. Удостоверение судьи Уставного суда подписывается председателем Государственной Думы Ставропольского края и вручается председателем Государственной Думы Ставропольского края или по его поручению уполномоченным лицом судье Уставного суда после принесения им присяги.

3. Образец удостоверения судьи Уставного суда утверждается Государственной Думой Ставропольского края.

4. При удалении судьи в отставку Председатель Уставного суда проставляет на удостоверении судьи отметку о нахождении судьи в отставке.

Глава 2. Порядок назначения на должность судьи Уставного суда

Статья 12. Состав, порядок образования и срок полномочий Уставного суда

1. Уставный суд состоит из шести судей, назначаемых на должность на конкурсной основе Государственной Думой Ставропольского края по представлению Губернатора Ставропольского края, депутатских групп Государственной Думы Ставропольского края в количестве не менее 20 депутатов.

Государственная Дума Ставропольского края и Губернатор Ставропольского края не позднее двух месяцев до дня истечения срока полномочий действующих судей Уставного суда помещают, в газете "Ставропольская правда" извещения о проведении ими отбора кандидатов на должности судей Уставного суда с указанием времени и места приёма документов.

По результатам проведения отбора кандидатов на должности судей Уставного суда каждый из субъектов, обладающих правом внесения представления, вправе внести в Государственную Думу Ставропольского края соответствующее представление с предложениями не более чем по шести кандидатам на должности судей Уставного суда.

2. Уставный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее двух третей от установленного числа судей.

3. Полномочия Уставного суда не ограничены определённым сроком.

4. Вносимые в настоящий Закон изменения, касающиеся требований к кандидатам на должности судей Уставного суда, состава, порядка образования и срока полномочий Уставного суда, применяются к судьям Уставного суда, назначенным на должности после вступления в силу закона Ставропольского края о внесении указанных изменений.

Статья 13. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Уставного суда

1. Кандидатом на должность судьи Уставного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, обладающий высокой квалификацией в области права и безупречной репутацией.

2. Судьёй Уставного суда может быть назначен кандидат, прошедший предварительное медицинское освидетельствование и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Статья 14. Порядок назначения на должность судьи Уставного суда

1. Представления на кандидатов на должности судей Уставного суда вносятся в Государственную Думу Ставропольского края не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий судьи (судей) Уставного суда или до достижения предельного возраста пребывания в данной должности, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее одного месяца со дня открытия вакансии.

2. В Государственную Думу Ставропольского края одновременно представляются следующие документы:

1) представления о выдвижении кандидата на должность судьи Уставного суда;

2) письменное согласие кандидата назначаться на должность судьи Уставного суда;

3) документы, подтверждающие соблюдение требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи Уставного суда.

3. Вопрос о назначении на должность судьи Уставного суда рассматривается на заседании Государственной Думы Ставропольского края в присутствии кандидата, которому предоставляется возможность выступления. Представители субъекта права выдвижения кандидатов на должность судьи Уставного суда вправе выступить при обсуждении выдвинутой ими кандидатуры.

4. По вопросу о назначении на должность судьи Уставного суда проводится тайное голосование. В бюллетене для тайного голосования указываются сведения о количестве замещаемых вакансий и данные обо всех кандидатах. При проведении голосования депутат Государственной Думы Ставропольского края имеет право отметить количество кандидатов, не превышающее количество замещаемых вакансий. Назначенными на должности судей Уставного суда считаются кандидаты, получившие при голосовании наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам с учётом числа замещаемых вакансий, но при этом не менее половины голосов от числа избранных депутатов Государственной Думы Ставропольского края.

5. Если в результате голосования остались незаполненные вакансии, а двумя и более кандидатами получено необходимое, но равное количество голосов, проводится второй тур голосования по данным кандидатам.

6. Если в результате голосования из-за неполучения кандидатами необходимого количества голосов оказались заполненными не все вакансии, проводится второй тур голосования по всем оставшимся кандидатам на незаполненные вакансии.

7. По результатам голосования оформляется постановление Государственной Думы Ставропольского края о назначении на должности судей Уставного суда.

Статья 15. Присяга судьи Уставного суда

1. На следующем после назначения на должность судьи Уставного суда заседании Государственной Думы Ставропольского края в торжественной обстановке перед Государственным флагом Российской Федерации и флагом Ставропольского края вновь назначенный судья Уставного суда приносит присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности судьи Уставного суда Ставропольского края, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

2. Судья Уставного суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги и имеет право осуществлять правосудие. После принесения присяги судье Уставного суда вручаются председателем Государственной Думы Ставропольского края или по его поручению уполномоченным лицом удостоверение и отличительный знак судьи Уставного суда.

Глава 3. Правовой статус судьи Уставного суда

Статья 16. Статус судьи Уставного суда

1. Судьи Уставного суда обладают единым с судьями Российской Федерации статусом в части, касающейся установленных федеральным законодательством гарантий их независимости, неприкосновенности, несменяемости и недопустимости вмешательства в их деятельность, а также ограничений для лиц, замещающих должности судей.

Попов О.В., начальник отдела организационной и методической работы и информатизации.

Федорова М.В., консультант отдела правового обеспечения.

Подготовительная работа, которая предшествовала введению в Ставропольском крае института мировых судей, включала в себя не только изучение федеральных и краевых законов, имеющих то или иное отношение к мировой юстиции, а также опыта, наработанного в других субъектах Российской Федерации. Не оставались без внимания и архивные материалы об институте мировых судей в Ставрополье, что диктовалось не просто интересом к истории. Историческая преемственность - важнейшая составная часть в деле возрождения института судебной власти, который впервые появился в России в 1864 г.

Элементы мировой юстиции в России существовали издавна. Понятие "малые иски" было известно еще во времена Русской Правды. В Новгородской, Псковской, Двинской судных грамотах, Судебниках 1497 и 1550 гг. уделялось большое внимание мировому соглашению. Соборное уложение 1649 г. потребовало для него обязательную письменную форму (мировую челобитную). Псковская судная грамота 1467 г. к числу светских судов наряду с судом князя, судом посадника, судом местного старосты относила суд братчин. Суду братчины были подсудны дела о личных обидах, а также дела о побоях и драках, возникших на пиру. Этот суд чаще всего заканчивался примирением сторон.

После издания в 1785 г. Указа императрицы Екатерины II об образовании Кавказского наместничества, в которое вошли семь уездов, включая и Ставропольский, на их территории были введены судебные органы, действовавшие в Центральной России. В первой половине XIX в. в губернии действовала Ставропольская палата уголовного и гражданского суда, в качестве низшей судебной инстанции функционировали Ставропольский, Пятигорский и Кизлярский уездные и земские суды. Помимо этого, в городе Ставрополе работал городовой магистрат, открытый в 40-х гг. XIX в. в соответствии с Указом "О некоторых изменениях для управления Кавказской областью", благодаря общественному давлению в связи с остро стоящей необходимостью облегчить работу местных судов. Но, как и весь государственный строй дореволюционной России, судоустройство и судопроизводство имели немало изъянов.

К середине XIX в. перестал отвечать духу времени уголовный процесс, при котором действовала теория формальных доказательств. Гражданский процесс отличался от уголовного лишь по форме. В связи с этими и целым рядом других причин, среди которых первостепенное значение имела отменявшая крепостное право Крестьянская реформа, 20 ноября 1864 г. императором Александром II были подписаны новые Судебные уставы. Судебными уставами провозглашались принципы равенства всех перед судом, независимости суда от администрации, несменяемости судей, гласности, устности, состязательности; презумпция невиновности; право обвиняемого на защиту; оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи; основанием вынесения приговора стала виновность.

По Судебной реформе 1864 года в России вводились две системы судебных учреждений: коронный и мировой суды. Первый с назначаемыми судьями, а второй - с избираемыми. Учреждение мировых судов было тесно связано с административно-территориальным делением областей и губерний империи. Каждый уезд с входившим в него городом или отдельно крупный город составляли мировой округ, который, в свою очередь, делился на несколько участков. В каждом участке и должны были вступить в работу участковый и почетный мировые судьи.

Провозглашенные авторами судебной реформы бессословность суда и равенство всех перед законом стали одной из основных отличительных черт новой судебной системы. Однако в 1867 г., когда мировые судьи уже действовали в основных городах России и нескольких центральных губерниях, в Ставропольской губернии о них велись только разговоры. "Ставропольские Губернские ведомости" писали тогда: "По слухам, в Ставропольской Губернии вводятся все административные реформы, принятые во всей империи, а по судебной части Устав 20.11.64 года, с тем только ограничением, что до введения земских учреждений мировые судьи будут назначены от правительства, и вопрос о свершившемся факте представления будет обсуждаться не присяжными, а судом".

Присяга мирового судьи Российской империи включала слова: "Обещаюсь и клянусь. исполнять свято законы Империи, творить суд по чистой совести, безо всякого в чью либо пользу лицеприятия и поступать во всем соответственно званию, мною принимаемому, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его. В удостоверение сего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь".

К началу 80-х годов XIX в. в политике Правительства России все отчетливее прослеживались черты отхода от основ судебной реформы. Произошедшие изменения в статьях судебных уставов, регламентировавших деятельность мирового суда, адвокатуры, присяжных заседателей и судебных следователей, не замедлили сказаться на состоянии региональной судебной системы. В 1894 г. в Ставропольской губернии был упразднен институт мирового суда. А дальше - больше. После Февральской демократической революции 1917 г. был реформирован местный суд, а после Октябрьской революции местные Советы и их исполкомы начали работу по ликвидации старых и созданию новых судов. 12 марта 1918 г. Совет народных комиссаров Ставропольской губернии объявил о прекращении действия на территории губернии царских мировых судов со всеми институтами прежней судебной системы.

Впервые должность мирового судьи в ее современном понимании появилась в Англии в эпоху Средневековья (1344 г.). По мере обретения Великобританией колоний мировая юстиция была учреждена в нынешних США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии и некоторых других странах, где мировые судьи продолжают осуществлять свою деятельность по сей день. Спустя четыре столетия мировой суд пришел в континентальную Европу и действует там весьма успешно. В России же он просуществовал всего 25 лет и был возрожден лишь после принятия в 1998 году Закона "О мировых судьях в Российской Федерации".

Ситуация, сложившаяся в России в начале 90-х годов XX в., свидетельствовала о необходимости коренных изменений, том числе в области судоустройства и судопроизводства. Необходимость и судебной реформы в целом, и возрождения мировой юстиции в частности определялась целым рядом объективных факторов. В соответствии с новой Конституцией Российская Федерация провозглашалась правовым государством, в котором особая роль отводится судебной системе. То есть в отличие от Судебной реформы 1864 г. основополагающие принципы осуществления правосудия нашли свое отражение не только в отраслевом законодательстве, но и в Конституции РФ. Это обстоятельство обусловило незыблемость демократического развития правосудия в стране.

Сегодня уже можно с уверенностью говорить: мировая юстиция в Ставрополье стала надежным инструментом отправления правосудия. Практика свидетельствует и об авторитете мировых судей, и о росте доверия к ним. Люди все чаще идут на судебный участок за разрешением конфликтов. А это означает, что позитивный исторический опыт, используемый в судоустройстве и судопроизводстве новой России, работает на будущее страны и края.

С библейских времен идея о простом и доступном для всех людей суде стара как мир. В Библии во второй книге Моисея "Исход" написано: "Ты же усмотри из всего народа людей способных. Боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть. пусть они судят народ во всякое время. во всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами. ". И тем не менее воплотить эту идею в жизнь человечество смогло далеко не сразу. Но и не забыло о ней.

Возрождение во всех регионах России, включая и Ставропольский край, мировой юстиции было продиктовано необходимостью решения назревших в обществе проблем при осуществлении правосудия. Перед мировыми судьями ставился целый ряд принципиальной важности задач - облегчить доступ населения к правосудию, разгрузить районные суды, повысить оперативность судопроизводства. Важно также отметить, что воссоздание мировой юстиции явилось воплощением идеи судебного федерализма, ибо судебные участки мировых судей и формируются в регионах, и осуществляют судебную власть в субъектах Федерации.

Это нашло свое отражение в принятом в октябре 2000 г. краевом Законе "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае". В частности, ст. 1 гласит: "Мировые судьи в Ставропольском крае (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции Ставропольского края и входят в единую судебную систему Российской Федерации". А в ст. 3 сказано: "Мировые судьи назначаются на должность Государственной Думой Ставропольского края на конкурсной основе на основании личного заявления кандидата и положительного заключения квалификационной коллегии судей Ставропольского края о рекомендации кандидата к назначению на должность мирового судьи".

Разумеется, краевой Закон определяет порядок назначения и деятельности мировых судей в Ставропольском крае, как сказано в его преамбуле, "в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, федеральными законами". Российское законодательство является и правовой основой деятельности мировых судей. Но мировые судьи, работая в регионе, обеспечивают не только соблюдение прав и свобод граждан. Рассматривая с каждым годом все больше материалов об административных правонарушениях, они обеспечивают и пополнение регионального бюджета. За пять лет в результате деятельности мировых судей в консолидированный бюджет Ставропольского края поступило 580 млн. рублей.

Естественно, рассмотрением материалов об административных правонарушениях деятельность мировых судей не ограничивается. За пять лет к мировым судьям Ставропольского края как в суд первой инстанции поступило к производству 29553 уголовных, 278690 гражданских дел и 321127 административных материалов. Эти показатели свидетельствуют о росте популярности у граждан института мировой юстиции, а соответственно и о доступности для населения судебной защиты. Кроме того, необходимо учитывать, что мировые судьи разгрузили федеральных судей районных судов. И, как показывает практика, перераспределение нагрузки между федеральными и мировыми судьями улучшило ситуацию с соблюдением сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также положительно отразилось на качестве рассмотрения федеральными судьями гражданских и уголовных дел повышенной сложности. Иными словами, создание в крае мировой юстиции позволило воплотить в жизнь идею приближения правосудия к населению, а также обеспечить оперативность разрешения конфликтов и споров.

Правда, с первых шагов своей работы мировые судьи края столкнулись с судебной нагрузкой, значительно превышающей спрогнозированную. Ежемесячная средняя служебная нагрузка на мирового судью в крае за пять лет выросла с 52 до 171 дела. Отдельные судебные участки имеют нагрузку, которая превышает среднекраевую в несколько раз и составляет свыше 500 дел. В такой ситуации, когда сверхвысокая нагрузка может осложнить доступ населения к правосудию, Ставропольский край в качестве законодательной инициативы вышел с предложением об увеличении числа мировых судей и соответствующего им количества судебных участков на 24 единицы - со 119 до 143. Обнадеживает также и принятие Постановления о концепции Закона "О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппарата судов и государственных служащих", разработанной Советом судей Российской Федерации.

Кроме того, для решения возникающих проблем предпринимаются меры и на региональном уровне. В апреле 2005 г. была введена должность помощника мирового судьи, и сегодня помощники мировых судей уже есть на всех судебных участках. Введены также в аппараты мировых судей архивариусы и специалисты по обслуживанию компьютерных программ, что обеспечило более эффективное рассмотрение дел и качественное ведение судебного делопроизводства на судебных участках, а также позволило надлежащим образом организовать работу архивов. А в конечном счете речь идет о решении главной задачи мировой юстиции - обеспечении доступности правосудия для людей.

Основной груз ответственности в решении этой задачи ложится, естественно, на плечи мировых судей. Тем более что рассматривать им приходится самые разнообразные дела. Среди основных категорий уголовных дел, рассмотренных мировыми судьями края, можно назвать дела частного обвинения: злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, кражи, причинение имущественного ущерба, мошенничество, преступления против жизни и здоровья и т.д. В структуре рассматриваемых гражданских дел преобладают иски о расторжении брака, о взыскании алиментов, по жилищным спорам, о взыскании задолженности по коммунальным платежам, о нарушении трудового законодательства. Дела об административных правонарушениях касаются мелкого хулиганства, появления в общественных местах в состоянии опьянения, правонарушений в области дорожного движения, осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации и других. Причем важно отметить, что после вступления в силу нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подавляющее число такого рода дел отнесено к компетенции именно мировых судей.

Нельзя не отметить, что, несмотря на высокую служебную нагрузку, мировые судьи с честью выполняют свой профессиональный долг. Если говорить об оперативности рассмотрения дел, то постоянно снижается число дел, рассмотренных с нарушением предусмотренных законодательством сроков. В 2004 г. их доля составила 1,8% от общего количества рассмотренных дел, а в 2005 г. всего 1,1%. Важнейшим критерием оценки работы мировых судей являются также качество рассмотрения дел, вынесение законного, обоснованного и справедливого решения. И здесь тоже очевиден позитив. Из общего количества обжалованных за пять лет дел было отменено 1423 дела, что составляет 20% от общего количества обжалованных дел и 0,3% от рассмотренных. Изменено за тот же период 682 дела (251 уголовное, 236 гражданских, 200 административных), что составляет 9,5% от общего количества обжалованных дел и 0,1% от рассмотренных.

Столь высокое качество работы объясняется высокими качественными параметрами сформированного на Ставрополье корпуса мировых судей. Причем речь идет не о возрасте и опытности судей. Речь идет о профессионализме, о квалификации. Тем более что непременным условием поддержания профессионального уровня судей является постоянное, в том числе и в форме самостоятельной работы, изучение теории и практики права, включающее анализ наиболее сложных ситуаций, которые возникают в ходе рассмотрения в судах и уголовных, и гражданских дел. Кроме того, учитывая небольшой срок существования института мировых судей и несовершенство законодательства, Ставропольским краевым судом проводится обобщение судебной практики в помощь впервые назначенным мировым судьям края.

Нет сегодня и проблем по части методических пособий и рекомендаций для мировых судей и их аппаратов, наработки новой базы судебного делопроизводства, информационно-правового обеспечения. Надо отметить, что созданное в 2001 г. управление по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края активно решало и решает задачи не только организационного и финансово-экономического, но и методического характера. Не менее активно внедряет управление и самые современные технологии. В частности, в целях автоматизации деятельности судебных участков мировых судей совместно с московской компанией "КРОК инкорпорейтед" разработана и утверждена автоматизированная система (ПК) "Мировые судьи". Данная программа впервые в Российской Федерации внедрена уже на 59 участках мировых судей Ставропольского края, и в скором времени эта работа будет полностью завершена.

Все это приносит ощутимые плоды. Итоги минувших пяти лет свидетельствуют: мировая юстиция работает эффективно и дает свои результаты. Значительно снижена нагрузка на судей федеральных судов, граждане получили доступ к правосудию, упрощена процедура рассмотрения дел частного обвинения. Очевиден и рост авторитета мирового судьи у населения. По данным статистики, всего на рассмотрение мировым судьям за пять лет поступило более 600 тысяч дел. И несмотря на имеющиеся трудности, мировая юстиция Ставропольского края уверенно двигается вперед и сбываются сказанные А.Ф. Кони слова: "Здесь, у "мирового", в действительности совершался суд скорый. не только скорый, но и правый в пределах человеческого разумения и вместе с тем милостивый".

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Внимание! Арбитражный суд Ставропольского края информирует о режиме приема документов и проведении ВКС в период с 27 по 30 декабря 2021 года

15.12.2021

Результаты конкурса на включение в кадровый резерв суда

13.12.2021

Информация о дате, времени и месте проведения конкурса на включение в кадровый резерв для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы аппарата суда

Заседание конкурсной комиссии для проведения конкурса на включение в кадровый резерв Арбитражного суда Ставропольского края для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы состоится 14 декабря 2021 года.

История Арбитражного суда Ставропольского края


В Государственном архиве Ставропольского края сохранилась информация об организации в начале 1934 года Северо-Кавказского Государственного арбитража при СевКавКрайисполкоме. Это самое раннее упоминание об органах рассмотрения экономических споров на территории нашего края. Должность Главного Арбитра при СевКавКрайисполкоме занимал Семянников 1 . Госарбитраж размещался в двух маленьких комнатах помещения Крайисполкома, аппарат составлял 10 человек. В производстве Государственного арбитража в 1934 году находилось 3032 дела на сумму 21 600 000 рублей. 04 июля 1935 года Постановлением Президиума СевКавКрайисполкома на должность Главного Арбитра при СевКавКрайисполкоме был назначен Королев.

Известно также, что Госарбитраж края действовал и в годы Великой Отечественной войны. В этот период Госарбитраж возглавлял Евтушенко Г.С.

По данным на 01 января 1944 года полный штат Государственного арбитража состоял из Главного Арбитра, консультанта, секретаря-машинистки и курьера-уборщицы. Штатное расписание Госарбитража на 1947 год содержало следующие должности: Главный государственный арбитр, государственный арбитр, старший консультант, секретарь-машинистка, уборщица.

В последующие годы краевой Госарбитраж возглавляли: Тымчук С.И., Соловьёв А.В., Харланов В.И., Зарудняк Н.К., Шершнев А.В.

В 1991 году в Госарбитраже края работало 11 арбитров, было рассмотрено 5300 дел.

Согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.1992г. №2940-1 в Ставропольском краевом арбитражном суде были образованы следующие коллегии: по разрешению дел по экономическим спорам; по разрешению дел по спорам, возникающим в сфере управления; по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу.

В 2002 году в Арбитражном суде Ставропольского края работало 38 судей, 40 специалистов, было рассмотрено 12206 дел.

18 августа 2005 года первый председатель Арбитражного суда Ставропольского края Шершнев Александр Васильевич был освобожден от должности председателя в связи с выходом в почетную отставку.

19 октября 2006 года Указом Президента Российской Федерации №1166 председателем Арбитражного суда Ставропольского края назначен Кичко Александр Иванович, ранее работавший судьей Арбитражного суда Краснодарского края. Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1197 "О назначении судей арбитражных судов" Кичко Александр Иванович назначен председателем Арбитражного суда Ставропольского края на новый 6-летний срок полномочий.

23 марта 2007 года начал работу Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд и прекратила свою деятельность апелляционная инстанция Арбитражного суда Ставропольского края. В составе апелляционного суда работают трое судей, ранее работавших судьями Арбитражного суда Ставропольского края: Афанасьева Л.В., Баканов А.П., Винокурова Н.В.

В марте 2012 года состоялось открытие второго корпуса административного здания Арбитражного суда Ставропольского края, в котором разместилась судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, в первом корпусе - коллегия, которая рассматривает дела, возникающие из гражданских правоотношений.

В июне 2012 года Арбитражный суд Ставропольского края отметил 20-летний юбилей.

В настоящее время в Арбитражном суде Ставропольского края образовано две коллегии - коллегия по рассмотрению дел, возникающих из гражданских и иных правоотношений, коллегия по рассмотрению дел, возникающих из административных правоотношений, семь судебных составов. В суде работает 41 судья, из них 13 имеют первый квалификационный класс, 11 - второй квалификационный класс, 11 - третий квалификационный класс, 1 - четвертый квалификационный класс, 1 - пятый квалификационный класс, 9 судей являются кандидатами юридических наук. Деятельность Арбитражного суда обеспечивается аппаратом в составе 112 человека.

Апелляционный военный суд оставил в силе приговор троим жителям Ставропольского края, осужденным на сроки от четырех до десяти с половиной лет колонии по делу о попытке примкнуть к сирийским боевикам.

Муса Абдулазизов, Жамалудин Курбанов и Магомед Магомедов обвинялись в подготовке к участию в деятельности террористической организации (часть 1 статьи 30 - части 2 статьи 205.5 УК России), а Абдулазизов и Курбанов также обвинялись в содействии террористической деятельности (часть 1 статьи 205.1 УК России). 7 сентября Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону назначил Абдулазизову восемь лет колонии строгого режима с отбыванием первых двух лет в тюрьме, Курбанову - десять лет и шесть месяцев колонии строгого режима с отбыванием первых трех лет в тюрьме, Магомедову - четыре года колонии строгого режима.

По версии следствия, Курбанов, "являясь сторонником идеологии международной террористической организации "Исламское государство"*, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации, в период с марта по август 2016 года в станице Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края и ее окрестностях склонял Абдулазизова к вступлению в ИГИЛ* путем уговоров, убеждений, демонстрации видеороликов о деятельности указанной организации. Кроме того, в период с мая по июль 2017 года Курбанов и Абдулазизов, действуя совместно, в станице Новомарьевской и ее окрестностях путем уговоров, убеждений, демонстрацией видеороликов о деятельности ИГИЛ*, склоняли Магомедова к вступлению в ряды ИГИЛ*, на что Магомедов дал свое согласие. В мае 2018 года Курбанов, находясь на станции технического обслуживания в Ставрополе, демонстрировал присутствующим лицам в своем мобильном телефоне видеоролик о деятельности сторонников ИГИЛ* и комментировал его высказываниями, оправдывающими терроризм, а также содержащими призывы к террористической деятельности", - ранее рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник пресс-службы суда.

"Курбанов, Абдулазизов и Магомедов, разделяя идеологию радикальных экстремистских взглядов ИГИЛ*, готовились вступить в указанную организацию с целью участия в ее деятельности: Курбанов - с декабря 2015 года, Абдулазизов - с августа 2016 года, а Магомедов - с мая 2018 года. В частности, подсудимые изучали возможности получения в миграционных органах заграничного паспорта с целью выезда к месту ведения боевых действий участниками ИГИЛ* в Сирии, планировали дать присягу лидеру ИГИЛ*, а Курбанов и Магомедов, кроме того, собирали деньги на поездку в Сирию, обсуждая маршруты следования. Преступную деятельность, связанную с вступлением в ИГИЛ*, подсудимые не смогли довести до конца, поскольку были задержаны сотрудниками правоохранительных органов: Курбанов - 21 марта 2019 года, Абдулазизов - 11 июля 2019 года, а Магомедов - 23 июля 2019 года", - сообщили в пресс-службе. Подсудимые "виновными себя в содеянном не признали и показали, что в инкриминируемых событиях участия не принимали".

ГТРК "Ставрополье" 9 сентября опубликовала на своем сайте сюжет "Троим ставропольцам вынесли приговор за подготовку терактов" (подготовка терактов подсудимым не вменялась - прим. "Кавказского узла"). На видеозаписях от местного управления ФСБ засняты Жамалудин Курбанов и Муса Абдулазизов. В ролике Курбанов говорит, что он "с 2015 года начал интересоваться разными деятельностями незаконных вооруженных формирований, террористических организаций, заходил на сайты, полностью согласен был. Мы уже готовились, у нас была создана группа из троих братьев - джамаат, мы уже полностью готовились пересечь границу". Абдулазизов говорит фразу "чтобы поехать в Сирию, рассылали религиозные лекции, вербовали в джамаат".

Защита обжаловала приговор, однако коллегия Апелляционного военного суда, находящегося в Московской области, 28 декабря также признала всех троих фигурантов виновными и оставила приговор Южного окружного военного суда без изменений, проинформировал корреспондента "Кавказского узла" сотрудник суда.

Комментариями осужденных и их представителей относительно решения суда "Кавказский узел" пока не располагает.

В разделе "Кавказского узла" "Справочник" опубликован справочный материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ*".

* организация признана террористической и запрещена в России судом.

Автор: Константин Волгин источник: корреспондент "Кавказского узла"

Установление советской власти на Ставрополье отличалось от подобного процесса в центральных регионах страны. Причиной тому были специфические условия южной губернии — достаточно спокойной окраины Российской империи. Первая мировая война оказала негативное влияние на развитие губернии, как и всей страны. Однако экономическое положение здесь было довольно стабильным по сравнению с другими регионами. Ставропольское крестьянство накануне революции 1917 г. отличалось рядом существенных особенностей, главные из которых заключались в том, что большой слой составляли крестьяне-середняки. По экономическому положению они приравнивались к кулакам Центральной России. Бедняков в селах Ставрополья было значительно меньше, чем в центральных губерниях. Следовательно, серьезных внутренних предпосылок для развертывания здесь самостоятельного революционного движения не сложилось. События, произошедшие на Ставрополье в 1917 г., во многом зависели от действий центральной власти. О свержении монархии в стране на Ставрополье узнали лишь через несколько дней. Это было воспринято как властями, так и общественностью как уже свершившееся событие, на которое нужно реагировать. Немногочисленная в городе Ставрополе художественная интеллигенция, как и везде по стране, восприняла революцию с восторгом как возможность обновления, демократического пути развития.

С получением известий о свержении монархии в Ставропольской губернии было созвано совещание, на котором было принято решение о создании КОБов — комитетов общественной безопасности в губернии, уездах и волостях. Членами КОБов стали в основном представители служащих, чиновников, предпринимателей.

По распоряжению главы Временного правительства Г. Е. Львова от 5 марта 1917 г. вместо бывших губернаторов в губерниях вводились должности комиссаров. Первоначально комиссаром в Ставропольской губернии был назначен председатель губернской земской управы А. И. Кухтин. Однако он не сумел установить контакты с демократическими слоями населения. 9 марта 1917 г. Временный комитет Государственной думы направил в Ставропольскую губернию в качестве своего комиссара депутата Д. Д. Старлычанова, который был известен в прошлом как учитель, а затем журналист.

Таким образом, старая система управления была ликвидирована. Теперь в губернии функционировало три основных органа власти: губернская земская управа и Комитет общественной безопасности, исполнительная власть была представлена в лице губернского комиссара. От их взаимодействия и качественной работы каждого органа зависела эффективная деятельность всего управленческого аппарата.

В апреле 1917 г. на Ставрополье был создан Совет рабочих и солдатских депутатов, начали создаваться профсоюзы. Но в них большинство составляли меньшевики и эсеры. Совет большинством голосов высказался за доверие Временному правительству и продолжение империалистической войны до победного конца. Против этого проголосовали большевики, но так как они были в меньшинстве, их мнение осталось без внимания.

Лишившись опоры с падением Временного правительства, Ставропольская Городская дума пыталась найти поддержку других организаций. Прежде всего ее взгляды были направлены к Юго-Восточному Союзу казачьих областей и вольных народов степей. Дума направила туда своих делегатов, которые заявили о желании Ставрополья присоединиться к Союзу. Однако эти инициативы не привели к выработке какого либо соглашения. Главные же надежды думы были связаны с Учредительным собранием.

Еще с весны 1917 г. пожелания и требования скорейшего созыва Учредительного Собрания стали дежурным пунктом в сотнях резолюций собраний, конференций, сходов, проходивших на Ставрополье. В этих документах высказывалось единодушное мнение о том, что выборы должны были быть всеобщими, равными, прямыми. Первые в мире выборы на основе всеобщего избирательного права предстояло провести в обстановке углубляющего социально-экономического и политического кризиса, нарастания процессов распада государства. Кроме того, Россия к этому времени не имела прочных традиций парламентаризма. Тем не менее, требование созыва Учредительного собрания необходимо было осуществить.

По Ставропольской губернии было выставлено семь избирательных списков от следующих партий и объединений: № 1 — партии социалистов-революционеров и Советов крестьянских депутатов (эсеров), № 2 — Северо-Кавказского комитета Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), № 3 — беспартийных крестьян-хлеборобов (землевладельцев), № 4 — общее собрание объединений приходских Советов церквей г. Ставрополя, № 5 — партии народной свободы (кадетов), № 6 — кооперативов и трудовой народно-социалистической партии, № 7 — Ставропольской организации меньшевиков Российской социал-демократической рабочей партии [3, 7].

На основании решения Временного правительства от Ставропольской губернии в Учредительное собрание избиралось шесть депутатов. На шесть депутатских мандатов претендовали 46 человек. На Ставрополье партии, выдвинувшие своих кандидатов, вели активную агитацию. Следует отметить, что наиболее умело и продуманно ее организовали эсеры совместно с губернским Советом крестьянских депутатов. О предвыборной кампании тех времен рассказывают плакаты, листовки, обращения к населению Ставропольской губернии. Например, в обращении Ставропольской городской избирательной комиссии к населению говорилось: «Граждане и гражданки! Мы подошли к самому важному моменту в жизни нашего Государства — к выборам в Учредительное собрание.

Медлить больше нельзя. Родина переживает страшные минуты. Развал и голод царствуют в стране. Страшный враг попирает родную землю. Грозный призрак братоубийственной гражданской войны повис над нами.

Власть бессильна найти выход. Всякий, в ком не угасла еще искра святой любви к Родине, должен напрячь все свои силы к ее спасению.

В целом избирательная кампания 1917 г. стала беспрецедентной в российской истории по объему использованных агитационных материалов. Выборы на Ставрополье осуществлялись в течение трех дней. 12 и 13 ноября двери избирательных участков были открыты с 9 утра до 9 вечера, а 14 ноября — с 9 до 14 часов. Среди избирателей царила праздничная атмосфера.

Законодательство 1917 г. определило следующую процедуру подачи голосов. Голосование осуществлялось тайным способом, путем подачи избирательных записок (бюллетеней). Каждому избирательному списку соответствовала отдельная избирательная записка. Ставропольский избиратель получал семь записок-бюллетеней, но в урну опускал записку той партии, которой хотел отдать свой голос.

Система голосования была достаточно простой. Придя на избирательный участок, каждый гражданин отмечался в списке и получал стандартный непрозрачный конверт, заверенный печатью избирательной комиссии. После этого избиратель направлялся в отдельную комнату. Комната могла иметь следующий вид: угол, огороженный двумя классными досками, где находились стол и стул. Там избиратель должен был вложить в конверт избирательную записку с тем кандидатским списком, которому отдавал свой голос. От избирателя не требовалось ничего писать в избирательных записках, вычеркивать или каким то иным способом выделять приемлемые или нежелательные кандидатуры. Затем заклеенный конверт передавался председателю участковой избирательной комиссии, который, в свою очередь, на глазах избирателя опускал конверт в опечатанный ящик. Выполнение этой процедуры не составляло особой сложности [5, 1].

В целом выборы по Ставрополью прошли без особых нарушений. Из 327,9 тыс. поданных по Ставропольской губернии избирательных записок за список № 1 (партии эсеров) проголосовало 291,4 тыс. человек (88,8 %), за список № 2 (партия большевиков) — 17,4 тыс. человек (5,4 %), за список № 5 (партии кадетов) — 10,9 тыс. человек (3,3 %). За остальные партии и блоки отдали свои голоса лишь 2,5 % пришедших на избирательные участки [6, 90]. Победа эсеров явилась следствием того, что они объединились с губернским Советом крестьянских депутатов. Для победы также была сделана ставка на популярную в губернии личность — Ф. М. Онипко, который в списке был поставлен первым. Большевистские ячейки в селах только создавались вернувшимися с войны солдатами. Они не могли оказать решающего влияния на исход выборов в силу своей малочисленности и разобщенности. Поэтому не удивительно, что по Ставропольскому округу все шесть мандатов в Учредительное собрание получили представители партии эсеров. Депутатами стали Ф. М. Онипко, Е. А. Дементьев, И. Г. Манжос-Белый, М. Г. Бочарников, А. К. Новиков-Гуторов и Г. С. Емельянов.

Прошедшие выборы в Учредительное собрание отражали существующий в стране на тот момент раскол политических сил. Не случайно, что в стране с преимущественно крестьянским населением большинство мест в Учредительном собрании получили эсеры, так как их программные требования были понятны и близки населению, соответствовали его менталитету. Партия большевиков, несмотря на то, что сумела к моменту выборов захватить государственную власть, собрала менее четверти голосов избирателей. Это и определило судьбу Учредительного собрания.

После проведения выборов большевики продолжали ратовать за установление советской власти на территории Ставропольской губернии. Так, 2 декабря 1917 г. большевистская фракция на очередном заседании Совета рабочих и солдатских депутатов подняла вопрос о необходимости установления в губернии советской власти. Но это предложение не было поддержано представителями от совета крестьянских депутатов и продовольственного комитета, которые покинули собрание, вследствие чего голосование не состоялось.

28 декабря в Ставрополь стали съезжаться представители крестьянства от сходов и от волостных земств. В гимназии на Варваринской площади, где помещалось общежитие прибывших на съезд крестьян, большевики вели агитацию, направленную на установление советской власти в губернии. 29 декабря в Александровской гимназии открылся Губернский крестьянский съезд. Первое и второе заседания съезда были признаны совещательными. 30 декабря на третьем заседании Губернского крестьянского съезда приняли решение предложить губернскому комиссару отложить работу Общегубернского Народного Собрания до 8 часов вечера 31 декабря. На последнем заседании съезда утром 31 декабря было проведено решение о необходимости влиться всему съезду в работу Собрания. На эсеров, инициаторов этого съезда, он произвел ошеломляющее впечатление.

Общегубернское Народное Собрание открылось 31 декабря в 8 часов вечера в здании 1 й мужской гимназии. У входа была выставлена охрана. Делегатов пропускали только после строжайшей проверки мандатов. Подавляющее большинство делегатов Собрания составляли крестьяне. Актовый зал гимназии был полностью заполнен народом. В местах для печати сидели писатель И. Д. Сургучев и историк-краевед Н. Г. Прозрителев. Открывая собрание, губернский комиссар Д. Д. Старлычанов обратился к собравшимся с краткой речью, в которой заявил, что он будет считать свои полномочия оконченными, как только в губернии будет организована власть. Ходатайство IV-го губернского крестьянского съезда о признании всех его участников полноправными членами Собрания удовлетворяется.

Острая дискуссия разгорелась по процедурным вопросам: о выборе председателя и президиума. Старлычанов из за выказанного ему недоверия оставил свое председательское место и покинул собрание. Его примеру последовали и другие делегаты, главным образом члены партии кадетов. Председателем Собрания был избран большевик Н. А. Анисимов. В состав президиума вошли восемь большевиков, два эсера и два меньшевика. Многие представители интеллигенции даже были лишены права участия в Собрании, в том числе представитель от союза городских учителей. Но и те, кто остались, выступать на Собрании не имели возможности.

Настроение присутствующих на собрании делегатов от меньшевиков и эсеров изменить не удалось. Большую роль сыграли в этом агитаторы, присланные из центра. В качестве сторонников советской власти выступили также прибывшие с фронта солдаты. В ночь на 1 (14) января 1918 г. было принято постановление об организации в губернии советской власти. Первого января Народное Собрание приняло декрет о власти, в котором констатировалось, что вся власть в Ставропольской губернии переходит в руки советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Установлению советской власти способствовало прибытие из г. Грозного большевистского 3 го пехотного полка. После установления в губернии советской власти она получила наименование Ставропольской советской республики.


1. Борьба трудящихся масс за установление и упрочение советской власти на Ставрополье (1917‑1921 гг.): Сборник документов и материалов. Ставрополь, 1968.
2. Центр документации новейшей истории Ставропольского края. ФР. 4655. Оп. 1. Д. 4551.
3. Государственный Архив Ставропольского края (ГАСК). ФР. 1661. Оп. 1. Д. 46.
4. ГАСК. ФР. 899. Оп. 1 Д. 3.
5. ГАСК. ФР. 899. Оп. 1. Д. 2.
6. Северо-Кавказское слово. 2 декабря 1917 г.
7. Головенченко Ф. М. 1917 год в Ставропольской губернии. Ставрополь, 1927.
8. Рутберг. Власть советов в Ставрополье в 1918 г. // Ставрополье. 1925. № 1.
9. Северо-Кавказское слово. 31 декабря 1917 г.

Читайте также: