Когда будет суд по боингу мн 17

Обновлено: 06.05.2024

В Нидерландах на заседании суда по делу о крушении "боинга" МН17 в небе над Донбассом в 2014 году озвучены перехваты телефонных разговоров военных самопровозглашенной Донецкой народной республики, в которых они обсуждают результаты стрельбы из зенитно-ракетной установки "Бук" по самолету.

Вначале в зале заседания проиграли ранее уже публиковавшуюся запись разговора, сделанного через полчаса после крушения "Боинга" МН17. На ней человек с голосом командира разведроты ГРУ ДНР Леонида Харченко докладывает, вероятно, главе разведки ДНР Сергею Дубинскому: "Мы на месте, одну уже "сушку" сбили" (имеется в виду истребитель "Су"). "Молодцы, ай, молодцы! Одну "сушку" сбили, молодцы!" - отвечает ему командир.

И Харченко, и Дубинский проходят обвиняемыми по делу о крушении МН17, рассматриваемом в суде Нидерландов. Прокуратура не считает, что они сбивали самолет, но полагает, что они имеют отношение к транспортировке орудия, из которого был сбит "боинг". Судя по билингу мобильных телефонов, изученных следствием, Харченко в момент перехваченного разговора находился в районе Снежного, а Дубинский в Донецке. Телефон человека, который постоянно сопровождал Харченко в момент крушения "Боинга" ( то есть примерно за 30 минут до перехваченного разговора) был соединен с вышкой в районе села Первомайское. Именно оттуда, по версии следователей JIT, была позже пущена ракета, которой сбили "боинг", летевший рейсом МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур.

Вскоре после этого разговора сторонники ДНР в отчетах своим командирам начинают говорить, что сбитый самолет, похоже, был гражданским. Но многие военные об этом еще не знают.

В 17.42 человек с позывным "Боцман" звонит человеку с голосом Дубинского.

"Боцман": У меня здесь самолет подбили, я тут за ящиками. Если что, тебе передам, чтобы ты потом передал.

Дубинский: Мы кого-то подбили (неразборчиво).

"Боцман": Что ты говоришь?

Дубинский: Я буду часа через два только в городе. Я сейчас в Мариновке. Самолет мы бахнули тоже сейчас, "сушку". Как раз над Саур-Могилой. Мы же "Бук-М" получили, вот.

На предыдущем заседании суда были озвучены перехваты разговоров, в которых человек с голосом Дубинского неоднократно упоминал получение установки "Бук" и организацию ее транспортировки из Донецка в Снежное. Дубинский обвинения о своей причастности к перемещению "Бука" по Донбассу называет бредом.

В разговоре в 18:44 человеку с голосом Харченко звонит человек с голосом Олега Пулатова. В 2014 году отставной офицер военной разведки армии России Пулатов участвовал в конфликте на востоке Украины под командованием Дубинского. В обнародованном разговоре человек с голосом Пулатова озвучивает новую версию того, что случилось в небе над Донбассом.

Пулатов: "Можешь тоже сюда ломануться, если у тебя есть время. Тут взяли сбитого пилота, нужно сейчас посмотреть, что это за всякая хрень, и полностью оценить ситуацию, которая произошла. Там же получается по докладу этот пилот… Ты, самое главное, это скажи: наш "Бук", который…?

Харченко: Нормально все, он ушел в другое место.

Пулатов: Да, все хорошо. Смысл в чем - вот эта "сушка" сбила китайский пассажирский транспорт.

Харченко: Не-не-не, мы работали по "сушке".

Пулатов: Не, я знаю. Так "сушка" перед этим буквально сбила этого китайца. И тут же мы как раз подхватили эту "сушку". Там сейчас весь мир греметь будет.

Харченко: Я понял.

Пулатов: Там все очень хорошо. Сейчас главное - сказать… [неразборчиво]. Возьми пару человек с собой и через Торез лети ко мне, дальше направлю.

Как установила Международная следственная группа (JIT), проводившая расследование дела о крушении "Боинга", 17 июля 2014 года в небе над Украиной был сбит только один самолет - пассажирский рейс МН17 "Малайзийских авиалиний".

МН17: следствие назвало имена подозреваемых. Кто они?

"Найти всю цепочку": что стало известно за год суда по делу МН17

Свидетель запуска "Бука" и трудный поиск адвокатов: начался суд по МН17

Но Пулатов, а вслед за ним и Харченко, продолжают в разговорах настаивать на версии о том, что "Бук", находившийся под охраной сторонников ДНР, сбил украинский штурмовик Су-25, который незадолго до этого сбил некий пассажирский самолет. Вскоре человек с голосом Дубинского передает эту версию человеку с голосом тогдашнего министра обороны ДНР - Игоря Стрелкова. Он также проходит обвиняемым по делу о крушении "боинга".

Дубинский: Наблюдали из Снежного, и наши наблюдали. Смысл в чем: "сушка" вальнула "боинг", а уже "сушку" потом через. она заход когда делала второй по кругу, наши вальнули с "Бука". И это наблюдало ***[очень много] нашего народа. Гюрза щас доложил.

Стрелков: Вот так вот. Я понял, хорошо.

Дубинский: "Сушка" вальнула "боинг", а "сушку" уже наши "Буком" ***[сбили].

Стрелков: Ну не знаю, я че-то, честно говоря, не очень в это верю.

Разбирая эту версию, следователи JIT изучили все ракеты "воздух-воздух", которые может переносить штурмовик Су-25. Повреждения, которые наносятся такими ракетами, были сопоставлены с повреждениями на обломках "боинга". В итоге нидерландские эксперты пришли к выводу, что из всех ракет "воздух-воздух" повреждения, сходные тем, что были на обломках рейса МН17, могли быть нанесены только ракетами типа Р-33, Р-37 и Р-40.

Изучив документацию и опросив экспертов, следствие выяснило, что нести подобные ракеты может только самолет МиГ-31. Таких истребителей на вооружении Украины нет. Более того, Украина передала Нидерландам данные о полетах всех своих военных самолетов 17 июля 2014 года - все эти вылеты были вне зоны боевых действий на юго-востоке Украины.

Сторонники ДНР также никогда не демонстрировали обломки или черные ящики военных самолетов, якобы сбитых в районе Снежного 17 июля. Следствие также изучило данные российских и украинских гражданских радаров, переданные Нидерландам. Следов присутствия рядом военных самолетов Украины рядом с "боингом" МН17 замечено не было.

Затем в суде озвучили записи разговоров, сделанных военными ДНР в районе 21 часа 17 июля. В это время Стрелков, Дубинский, Пулатов и Харченко начинают активно обсуждать перевозку "этой коробочки" до "границы области".

По версии следствия, речь идет об организации транспортировки "Бука" с территории, контролируемой ДНР, на границу с Россией в ночь с 17 на 18 июля.

Используя биллинги телефонов подозреваемых, показания свидетелей (в том числе тех, кто участвовал в транспортировке машины) и опубликованные видеозаписи, следствие пришло к выводу, что "Бук" везли до границы с Россией по маршруту Снежное-Дебальцево-Северный. Утром 18 июля человек с голосом Дубинского позвонил человеку с голосом Стрелкова и доложил ему, что "машина уже давно в России".

Суд свою оценку материалов и озвученных версий даст после завершения рассмотрения дела по существу.

Озвученные в суде звонки были сделаны 17 и 18 июля 2014 года и перехвачены Службой безопасности Украины, а затем переданы JIT. Основные участники этих разговоров ранее неоднократно подтверждали их подлинность.

Дубинский, правда, отмечал, что местами его реплики были смонтированы. А Пулатов заявил, что он знал о прослушке своего телефона и поэтому использовал его для дезинформации врага.

В ответ на это прокуратура Нидерландов обращала внимание на то, что перехваты разговоров всех четырех обвиняемых по этому делу логически не противоречат и даже дополняют друг друга. А события, которые они обсуждали, подтверждаются фото- и видеоматериалами, снятыми очевидцами событий 16-18 июля 2014 года в Донбассе, биллингом их телефонов, а также показаниями многочисленных свидетелей.

Прокуратура Нидерландов запросила пожизненные сроки для трех россиян и одного гражданина Украины, обвиняемых в причастности к крушению "Боинга" MH17, сбитого над Донбассом в 2014 году. Об этом сообщает Русская служба ВВС.

"Действия обвиняемых не только лишили жизни 298 человек, они оставили глубокие шрамы в душах живущих – родственников погибших и жителей населенных пунктов, близ которых произошло крушение МН17. Никакое наказание для обвиняемых не будет справедливым", – заявил представитель прокуратуры Нидерландов.

Обвиняемыми проходят полковник запаса ФСБ Игорь Гиркин (Стрелков), старший офицер ГРУ в отставке Сергей Дубинский и подполковник запаса ВДВ Олег Пулатов. Четвертый обвиняемый – командир разведывательного подразделения "ДНР" Леонид Харченко. Ни один из них в суд не явился. Пулатов – единственный, кого на процессе представляют адвокаты. Им предъявлены обвинения по статьям 168 и 289 Уголовного кодекса Нидерландов – в преднамеренном уничтожении самолета и умышленном убийстве. Обе статьи предусматривают заключение вплоть до пожизненного.


Прокурор на суде по делу о крушении "Боинга" MH17 заявил, что обвиняемые планировали сбить украинский военный самолет

Следствие представляет доказательства того, что "Боинг" был сбит с контролируемой сепаратистами территории из установки "Бук", доставленной из России и принадлежавшей российским военным. Кто именно отдал приказ стрелять и непосредственно осуществлял его – пока не установлено.

По словам обвинителя, подсудимые Гиркин, Дубинский, Пулатов и Харченко "сами не нажали кнопку, но запросили, получили и применили "Бук" в собственных военных целях и при этом сбили MH17" (цитата по трансляции судебного заседания, которую ведет освещающий процесс с самого начала блогер Кирилл Михайлов).

Как заявила сторона обвинения, обвиняемые, по всей видимости, намеревались сбить украинский военный самолет, а не пассажирский "Боинг". Это, однако, не меняет сути обвинений, в том числе в умышленном убийстве 298 человек, бывших на борту "Боинга". Обвинение подчеркивает, что подсудимые не участвовали в международном конфликте как военнослужащие и не соблюдали законы ведения войны, поэтому к ним нельзя относиться как к легитимным участникам военных действий (комбатантам).

Сторона обвинения также обвинила Россию в ведении дезинформационной кампании и сообщила о том, что личности ряда свидетелей пришлось скрыть из-за опасений за их безопасность, связанных в том числе с деятельностью российских спецслужб. Отмечено, что Россия в недостаточной степени сотрудничала со следствием и судом.

Тем не менее к материалам дела приобщены ответы российских властей на запросы, показания производителей вооружения и показания свидетелей, в том числе и не совпадающие с выводами следствия.

Суд, как ожидается, объявит перерыв до марта 2022 года, когда выступит защита подсудимого Олега Пулатова, единственного, кого в суде защищают адвокаты. После этого состоятся прения. По предварительным данным, суд, в зависимости от того, затянутся ли они, сможет огласить вердикт 22 сентября, 17 ноября или 15 декабря 2022 года. Начался судебный процесс в марте 2020 года.

Как над Донбассом был сбит "Боинг" рейса МН17. Реконструкция следователей​:

Самолет "Малайзийских авиалиний" МН17 был сбит летом 2014 года в Донецкой области Украины. Тогда погибли 298 человек – граждане 17 государств. По версии Международной совместной следственной группы, самолет был сбит ракетой, выпущенной установкой "Бук" российского производства, размещенной неподалеку от города Снежное на территории, которую контролировали сепаратисты самопровозглашенной "ДНР", а сама установка принадлежала 53-й зенитно-ракетной бригаде российской ПВО из Курска. По версии следователей, установку доставили на территорию "ДНР" из Курской области России незадолго до выстрела.

Обломок

Власти Нидерландов намерены обратиться в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и попросить ее ответить на вопрос, нарушила ли Россия международную Чикагскую конвенцию 1944 года, не обеспечив безопасность пассажиров сбитого под Донецком "Боинга" "Малайзийских авиалиний". Если ИКАО согласится с тем, что самолет был сбит из ракетной установки "Бук" российской армии, это может открыть для Нидерландов возможность подачи иска в Международный суд ООН и вернуть Москву за стол переговоров о выплате компенсаций родственникам жертв трагедии.

О намерении Министерства иностранных дел и Министерства безопасности и правосудия Нидерландов прибегнуть к юридической процедуре, которая, строго говоря, не является "иском", сообщило в понедельник со ссылкой на неназванные источники агентство телевизионных новостей RTL Niews. По данным RTL, уходящее правительство рассматривало несколько вариантов усиления давления на Россию с целью добиться от нее признания ответственности за сбитие "Боинга", в том числе подачу иска в Международный суд ООН о "финансировании терроризма" на востоке Украины. Окончательное решение о том, обращаться ли в ИКАО, примет новый кабинет министров, который сейчас все еще формируется после состоявшихся в марте парламентских выборов.

Процесс в окружном суде Гааги, где в катастрофе рейса MH17 заочно обвиняются трое граждан России и один украинец, возобновится 8 декабря. Иск родственников жертв катастрофы должен рассмотреть и Европейский суд по правам человека, однако начало процесса отложено до 26 января из-за отказа участвовать в нем российского судьи Дмитрия Дедова. В октябре ЕС в очередной раз призвал Россию взять на себя ответственность за трагедию, однако в Москве продолжают отрицать какую-либо причастность к катастрофе.

В своей статье RTL цитирует слова доцента Свободного университета Амстердама, эксперта по международному праву Марике де Хун. Она считает, что рассмотрение дела MH17 в ИКАО не противоречит возможному иску Нидерландов в суд ООН, а является логичной ступенькой на пути к нему. "Это логичный шаг. Это позволяет привлечь Россию к ответственности через организацию, которая регулирует вопросы безопасности гражданской авиации… Но если вы ожидаете, что ИКАО разрешит весь спор, а Россия признает вину и извинится – это маловероятно", – говорит она. К подаче запроса в ИКАО, отмечает RTL, может присоединиться и Австралия.

Как ИКАО вообще может рассматривать вопрос о чьей-либо ответственности за сбитие "Боинга"? Как она может привлечь к ответственности Россию, если самолет разбился над территорией Украины? Есть ли вероятность, что решение ИКАО, если оно будет вынесено не в пользу России, заставит Москву вернуться к переговорам о выплате компенсаций погибшим в катастрофе? И устроит ли выплата этих компенсаций власти Нидерландов? На эти и другие вопросы в интервью Радио Свобода отвечает независимый авиационный эксперт, автор книги "Трагедия MH17: правда и ложь" Вадим Лукашевич.

Что это за организация, ИКАО? И при чем тут международная конвенция, которой почти 80 лет?

"ИКАО – это организация, подведомственная ООН. Официальный сайт ИКАО и находится на сайте ООН, среди всяких ЮНЕСКО и так далее. Это международная организация, там более 100 стран-участников, она занимается всеми вопросами, связанными с существованием и с функционированием именно гражданской авиации. Для нее это главный регулирующий общемировой орган. Он смотрит за безопасностью, он проводит расследования авиакатастроф. Чикагская конвенция – это договор от 1944 года об учреждении этой вот организации. В приложении 13 к этой конвенции четко прописано, кто, как и когда расследует катастрофы".

Неужели за прошедшие 7 лет ИКАО не занималась катастрофой "Боинга" под Донецком?

"Сразу после катастрофы, буквально на второй день, Украина начала расследование. Согласно приложению 13 к Чикагской конвенции, расследование проводит страна события, а событие произошло в Украине. Более того, это расследование было инициировано именно по регламенту ИКАО. То есть ИКАО не сама проводит расследование, расследование проводит уполномоченный орган в каждой конкретной стране. Потом Украина передала техническое расследование Нидерландам, тоже в соответствии со статьей приложения 13. Такая возможность там прописана – добровольная передача права на расследование другой стране. В Голландии в точном соответствии с регламентом ИКАО техническое расследование выполнял Совет по вопросам безопасности на транспорте, который расследует все авиационные и не только авиационные происшествия. Расследование закончилось итоговым отчетом 13 октября 2015 года.

Сотрудники наблюдательной миссии ОБСЕ фотографируют мемориал погибшим в катастрофе рейса MH17 на месте крушения в третью годовщину трагедии, 17 июля 2017 года

Сотрудники наблюдательной миссии ОБСЕ фотографируют мемориал погибшим в катастрофе рейса MH17 на месте крушения в третью годовщину трагедии, 17 июля 2017 года

Главная цель технического расследования в соответствии с приложением 13 – выяснение причин авиационного происшествия и разработка методик и рекомендаций, нормативов, регламентов и прочих требований, которые позволяют исключить повторение этого события в будущем. Принято считать, что главным итогом технического расследования голландцев было то, что самолет был сбит "Буком", ракетой, запущенной с территории, которая на тот момент контролировалась пророссийскими боевиками.

На самом деле это не главный вывод. Главный вывод – это констатация того, что отсутствуют четкие нормативы, регламентирующие безопасность полетов над зонами вооруженных конфликтов. В итоговом отчете Совета по вопросам безопасности Нидерландов есть специальный раздел, где были проанализированы порядка 20 вооруженных конфликтов последних лет, и почти везде полеты не запрещались. После публикации итогового отчета 13 октября 2015 техническое расследование не закончилось. Совет по безопасности Нидерландов подготовил целый ряд рекомендаций и представил их в ИКАО: каким образом выбирать маршруты, о том, что правительственные службы, имеющие в своем подчинении Минобороны и службы разведки, должны информировать гражданские авиакомпании о рисках, потому что авиакомпании сами не могут их оценить, тем более при транзитных пролетах над какими-то территориями. Это целый технический норматив, который был представлен в ИКАО уже после окончания технического расследования, в 2016 году, и с тех пор он действует.

Что самое интересное, он реально действует: в пример можно привести ситуацию в Афганистане, где после прихода талибов аэропорты работали до последнего, но никаких инцидентов не было. На днях правительство Нидерландов рассмотрело вопрос о том, как выполняются эти рекомендации. Совет по вопросам безопасности подготовил специальный отчет – "Безопасность авиаперелетов". В качестве одного из примеров там указана гибель украинского "Боинга" над Тегераном и написано, что и до этой катастрофы, и после нее в Нидерландах идет четкое взаимодействие между авиакомпаниями, которые составляют маршруты, и государственными службами, отвечающими за получение информации, в том числе разведывательной. Теперь авиакомпании полностью информированы обо всех рисках по всем маршрутам, даже трансконтинентальным. ИКАО этот вопрос полностью отработала".

Место крушения

То есть катастрофа рейса MH17 привела и к положительным последствиям?

"С точки зрения повышения безопасности полетов катастрофа МН17 сопоставима с гибелью "Титаника". После гибели "Титаника" были внедрены очень жесткие регламенты по повышению безопасности судоходства. Например, появились аварийные частоты, были введены специальные зоны радиомолчания, чтобы можно было услышать сигнал SOS. Обязательным требованием стало, чтобы наличие мест в спасательных шлюпках ни в коем случае не было меньше количества находящихся на борту".

Это хорошо, но как можно привлечь Россию к ответственности за гибель рейса МН17 с помощью ИКАО?

"Дело в том, что в тексте Чикагской конвенции есть статья 3-бис, где четко сказано: каждое государство – участник конвенции, подписавшее ее, должно воздерживаться от применения оружия против гражданской авиации, а жизни людей на борту не должны подвергаться опасности. Фактически Россия, будучи членом Чикагской конвенции, взяла на себя обязательство не применять оружие против гражданских самолетов, но она это сделала. Поэтому голландские юристы по международному праву оценивают этот иск как очень многообещающий. Именно потому, что там все совершенно четко и понятно. Сейчас в Гааге судят четырех физических лиц. Подтверждением их вины является российское происхождение "Бука" из состава 53-й зенитно-ракетной бригады 20-й общевойсковой армии Западного военного округа. Если будет признана вина хотя бы одного подсудимого, это автоматически приведет к тому, что будет признана вина России как государства, то есть факт того, что это был российский "Бук", с российским экипажем, фактически будет доказан в суде. Непризнание Россией факта, что "Бук" был "наш", уже не будет работать. И здесь возникнет нарушение Чикагской конвенции: фактически Россия, поставив свой "Бук", которым был сбит гражданский самолет, нарушила статью 3-бис Чикагской конвенции от 1944 года. Голландцы надеются, что тогда она будет вынуждена опять сесть за стол переговоров на тему признания ответственности. По линии ИКАО не будет возникать какой-то уголовной ответственности, но сразу возникнет вопрос компенсаций авиакомпании и родственникам погибших. А уже решение ИКАО, если оно будет таковым, может служить основой для подачи новых исков, допустим, уже в Международный суд ООН. Именно поэтому у России сейчас есть все основания не признавать и всячески бойкотировать процедуру в ИКАО, потому что последствия для России не закончатся выплатой компенсации. Ей угрожают последствия вплоть до исключения из Совета Безопасности ООН. Именно потому, что ИКАО – это структура ООН. Мы помним, что в 2015 году, когда Малайзия, Австралия и Нидерланды вышли с предложением об организации трибунала ООН по делу МН17, Россия была единственной, наложившей вето. Сейчас получается, что голландцы опять заходят в ООН, но немного с другой стороны – через структурное подразделение ООН ИКАО".

Зал суда, в котором проходят слушания дела MH17 в Нидерландах

Но как ИКАО поймет, что в катастрофе "Боинга" виновата Россия? Сначала должен закончиться суд в Нидерландах?

"Сложно сказать точно, но уже сейчас фактов, подтверждающих, что "Бук" был российский, достаточно. Именно это позволило Нидерландам и Австралии еще в прошлом году, после начала судебных слушаний, публично возложить ответственность на Россию. Правительства Нидерландов, Австралии, а потом и Украины присоединились к коллективному иску родственников погибших в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. В ЕСПЧ рассмотрение этого иска отложено, потому что один из судей – представитель России – отказался участвовать. Россия всячески пытается как-то затянуть связанные с MH17 юридические процессы. Это позволяет России выиграть время, но не позволяет избежать конца. Сколько веревочке ни виться, конец будет, просто Россия пытается эту веревочку постоянно удлинять".

Часто говорят, что Россия может выплатить компенсации даже без признания своей вины в катастрофе "Боинга". Такие прецеденты были?

"Когда американцы в 1988 году сбили над Персидским заливом арабский самолет, они не признали вины. Они признали, что это они, но не признали, что они виновны, потому что американский президент сказал: "Я никогда не буду извиняться за действия своих вооруженных сил". Тем не менее они выплатили компенсации, потому что люди погибли. Они объясняли это так: цель была не идентифицирована, представляла угрозу для корабля Военно-морских сил США, поэтому ее уничтожили.

Другой случай компенсации без признания вины – это когда был сбит Ту-154 авиакомпании "Сибирь" над Черным морем. Там была достаточно сложная ситуация: ракета была запущена из Крыма, который тогда был де-факто украинским, во время российско-украинских учений, но с территории российской базы. Украина вину не признала, но компенсации погибшим все-таки выплатила. Авиакомпания "Сибирь", полагая, что выплата компенсаций – это есть некое признание вины, подала в суд, чтобы получить компенсацию за потерянный самолет, но проиграла суд первой инстанции и, что интересно, дальше не пошла. На тот момент российско-украинские отношения были нормальными, и стороны каким-то образом договорились, что российская авиакомпания не будет претендовать на компенсацию за самолет, Украина выплатит компенсации родным, но ее вины как государства нет.

Если вернуться к рейсу МН17, Россия выплатить компенсации без признания вины уже не может, потому что на этом жестко настаивают Нидерланды. При этом такой шанс у России был, может быть, первые полгода или год после катастрофы "Боинга", но его Россия упустила. Если бы мы тогда повели себя иначе, признали нашу ответственность за этот самолет, то тема МН17 такого развития не получила бы. Как это сделал, допустим, Иран, сбив украинский самолет в 2020 году. Они на третий день признали это, и тема ушла из информационного пространства. Но Россия не могла признать, что сбила рейс MH17, потому что это был наш "Бук" на территории другого государства, где, по российской версии, идет гражданская война и "нас там нет".

Ракетная установка

Признавать ответственность за МН17 – это признавать российскую интервенцию в Донбассе. Поэтому мы этого не сделали тогда, а сейчас все уже упущено, потому что сейчас вопрос компенсаций вторичен. Он, конечно, важен для родственников как восстановление справедливости, но с точки зрения последствий для России это очень небольшая история, по сравнению с тем же 50-миллиардным иском акционеров ЮКОСа, например. Финансово это не так страшно, как последствия в международных и дипломатических отношениях. Вот что для нас сейчас самое страшное. Если будет признание, что это сделала Россия, то возможны и новые санкции, и любые другие последствия.

И вот, попытка №2.


По словам Краага, родственники погибших верят в голландское правосудие и готовы ждать решения суда, даже если процесс затянется на годы.

Впрочем, версия следствия давно уже является секретом Полишинеля и усердно пиарится в западных СМИ.

Судьи пообещали, что рассмотрят доказательства по трем ключевым вопросам: был ли МН17 сбит ракетой российского производства, откуда конкретно была выпущена ракета и какова роль четырех подозреваемых в крушении лайнера.

На самом деле, геноссе Фердинандуссе тупо не в теме. Международная конвенция по законам и обычаям ведения сухопутной войны (кстати, Гаагская, 1907 года) поясняет, что комбатантами (участниками боевых действий с соответствующим юридическим статусом) официально признаются бойцы нерегулярных (например, партизанских или повстанческих) формирований, имеющих во главе командира, ответственного за своих подчинённых; определённый и явственно видимый издали отличительный знак (достаточно ленты на головном уборе); открыто носящих оружие; соблюдающих в своих действиях законы и обычаи войны.

Интересно, что эта линия обвинения выбрана только потому, что подозреваемые отказались предстать перед следствием, тем самым якобы не оставив других вариантов для рассмотрения дела.

На заседании также продемонстрировали фото части корпуса ракеты, которую выпустили по самолету.

Интересно, что вес найденных и приобщённых к делу поражающих элементов намного легче 8 граммов, тогда как на практике вес большинства осколков после поражения объектов не слишком отличается от первоначального.

Показательно, что с октября 2014 года прокуратура Нидерландов прекратила отвечать на вопросы о результатах судмедэкспертизы и металлических фрагментах в телах пассажиров.

По мнению допущенных к осмотру тел австралийских патологоанатомов Дэвида Рэнсона и Иэна Веста (единственных, кто пошёл на контакт с прессой), пассажиры погибли не от убойных элементов ракеты, а от взрывной декомпрессии, которая хорошо объясняет отсутствие крови на одежде и телах пассажиров.


Место кокпита, откуда был вырезан “референсный” обломок


Фото обломка крупным планом. По мнению экспертов, это фрагмент затворной крышки ракеты 9М38М1


Тот же фрагмент, но вырезанный из кокпита


Продолжаем натягивать сову на глобус. Магнитная деталь кабельной проводки ракеты 9М38М1. Украинские ракеты такими не оборудованы!

Выпавший из внимания следствия и суда обломок самолёта с внутренними следами оплавления и копоти, работающий на версию, что МН17 для верности взорвали ещё и изнутри

Принадлежность самой пусковой установки на данном слушании не рассматривалась. Эта тема оставлена для последующих судебных разбирательств.

Что интересно, суд заслушал показания свидетелей с места событий, которые наблюдали и слышали запуск ракеты с украинской стороны, но отказался приобщить их к делу. Какая избирательная и капризная фемида у этих планокуров!

В общем, уже понятно, что гаагский суд ни на йоту не намерен отклоняться от заранее выбранного курса по навешиванию всех собак на Россию и Народное ополчение Донбасса. Фальшивки и тенденциозность сыплются как из дырявого мусорного бака. Правда, в официальных заявлениях звучат пессимистичные нотки, что этот фарс ещё нескоро придёт к нужному результату.

На Украине осторожно ликуют и пишут победные реляции, как будто всё что нужно для обвинительного вердикта уже сделано. Осталось только получить окончательную бумажку с печатью.

Хотелось бы немного огорчить великошановное панство. Версия о вине Украины в катастрофе МН17 не менее, если не сказать, более, чем тема российской ракеты, занимает умы общественности в Нидерландах, Австралии, а уж о Малайзии и говорить нечего. Так что кривым вердиктом гаагского суда дело точно не закончится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Авиалайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший плановый рейс MH17 по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур, был сбит на подконтрольной российским боевикам части Донецкой области 17 июля 2014 года. Погибли все 298 человек на борту – 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Предпосылки катастрофы

17 июля 2014 года украинский Ан-26 должен был лететь на высоте 6500 метров в районе города Снежное в Донецкой области. Его россияне и выбрали в качестве цели для демонстративной атаки. Однако за несколько часов до вылета полёт был отменён, поскольку СБУ задержала шпиона, который передавал России информацию о вылетах украинской авиации в зону АТО. Информацию об отмене полёта Москва и российские боевики не получили, а потому продолжали ждать Ан-26 ВВС Украины.

Расследование причин катастрофы рейса МН17

21 июля 2014 года, в связи с гибелью пассажирского лайнера, Совет безопасности ООН принял резолюцию № 2166, которая требовала от контролировавших место катастрофы и прилегающий район российских боевиков воздержаться от любых действий, которые нарушили бы картину событий на месте катастрофы. Резолюция также призвала все государства и ответственных лиц к всестороннему сотрудничеству при проведении международного расследования причин катастрофы.

Согласно правилам ИКАО, Украина имела право проводить техническое расследование причин гибели рейса МН17, поскольку катастрофа произошла на её территории. Однако, для предотвращения обвинений в предвзятости, Киев добровольно передал полномочия по проведению технического расследования авиакатастрофы Совету по безопасности в Нидерландах.

В Объединённую следственную группу (JIT) вошли представители Нидерландов, Бельгии, Австралии, Украины и Малайзии.

Расследование было разделено на две части: техническую и уголовную.

28 сентября 2016 года объединённая следственная группа представила первые результаты уголовного расследования причин катастрофы рейса МН17.

Было установлено три важных факта:

Объём выполненной работы объединённой следственной группой:

- ежедневно работали от 100 до 200 следователей и экспертов, около 100 следователей продолжают работу;
- 1448 обломков самолета были исследованы и приобщены к делу;
- 60 раз следствие обращалось за помощью к разведкам и спецслужбам разных стран;
- 500 тысяч фотографий и видео, в том числе из Интернета, были проанализированы;
около 200 свидетелей были допрошены;
- 150 тысяч телефонных звонков были прослушаны и проанализированы;
- 6 000 отчетов понадобились для фиксации всей собранной информации.

Стоит отметить, что следственная группа предоставила лишь часть имеющейся информации, поскольку расследование имеет закрытый характер и на данном этапе большой массив данных не может быть обнародован. В частности, это касается данных спецслужб и установленного круга подозреваемых.

21 сентября 2017 года в Нью-Йорке во время заседания Генассамблеи ООН главы внешнеполитических ведомств из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины подписали Меморандум о взаимопонимании по поддержке уголовного преследования виновных в уничтожении самолета рейса МН17.

12 июня 2018 года парламент Нидерландов одобрили соглашение, подписанное между Нидерландами и Украиной, которая поможет обеспечить преследование лиц, ответственных за катастрофу рейса MH17. Это соглашение содержит положение о том, что судебный процесс состоится в нидерландском суде, скорее всего, в Гааге.

Дезинформация и попытки Кремля обвинить Украину

Как только выяснилось, что российские военные вместо украинского
Ан-26 сбили гражданский лайнер рейса МН17, Кремль начал новый виток ожесточённой информационной агрессии с целью скрыть истинных виновников гибели 298 человек и обвинить в этом преступлении Украину. Далее приведены основные нарративы Кремля и их опровержение.

То есть, все озвученные следствием данные являются установленными фактами с неоспоримой аргументацией и доказательной базой. Кроме того, голландские следователи неоднократно заявляли, что сейчас уже не существует какой-либо дополнительной информации, которая могла бы изменить выводы комиссии о причинах катастрофы рейса МН17.

Версии катастрофы:

- авария, вызванная технической неисправностью или человеческим фактором;
- террористический акт на борту самолета;
- МН17 был сбит другим самолетом;
- МН17 был сбит буком с подконтрольной российскими боевиками территории

Кроме того, есть ещё один важный момент, о котором никогда не скажет Москва. Нормы ИКАО требуют от правительств государств сообщать о развёртывании своих систем ПВО в зонах полётов гражданской авиации. Будь то вооружённый конфликт или учения, всегда государство, которое приводит свою ПВО в боевую готовность, закрывает небо в зоне ее действия, предупреждая об этом ИКАО и соседние страны. Тот факт, что Россия не предупредила ИКАО и Украину об активности своей ПВО в зоне полёта гражданской авиации, возлагает на Москву ответственность за незакрытое небо над Донбассом 17 июля 2014 года.

В своих попытках дискредитировать следствие и уйти от ответственности, Россия искажает положения международного законодательства по расследованию авиакатастроф. На самом деле, в Объединенную следственную группу должны входить следующие страны:

Очевидно, что Россия не соответствует ни одному из этих критериев, чтобы иметь право быть частью Объединенной следственной группы. В свою очередь, в соответствии с международным правом, страна, на территории которой произошло авиапроисшествие, не только принимает участие в расследовании, но и имеет право возглавить его. Украина добровольно передала Нидерландам техническую часть расследования и главную роль в уголовном расследовании, чтобы не быть обвиненной в ангажированности.

Результаты расследований по открытым источникам

Большое внимание катастрофе рейса МН17 уделили журналисты-исследователи из организации Bellingcat, которая занимается расследованиями по открытым источникам, анализируя фотографии, видео, спутниковые снимки, аккаунты в социальных сетях и другую информацию из Интернета.

По данным Bellingcat, самоходная огневая установка “БУК” под номером 332, уничтожившая рейс МН17, принадлежит российской 53-й зенитно-ракетной бригаде, которая базируется в Курске.

Эксперты Bellingcat сотрудничают с объединённой следственной группой и передают ей всю обнаруженную информацию. По словам Элиота Хиггинса, основателя сообщества, их выводы совпадают с выводами объединённой следственной группы.

Российское вето в СБ ООН и препятствия в расследовании

Читайте также: