Классификация судов по способу движения
Обновлено: 19.05.2024
Главный критерий классификации судов — их назначение, т.е. род выполняемой работы или вид перевозок.
По назначению речные суда подразделяют на:
- транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые);
- технические (землечерпательные и землесосные снаряды, суда для обслуживания навигационного оборудования, ремонтные);
- вспомогательные (плавучие доки, санитарные и очистительные станции, плавучие краны, дебаркадеры, топливозаправщики);
- специального назначения (ледоколы, паромы, пожарные, плавучие магазины, разъездные).
Классификация судов также по разным другим признакам:
- способ и принцип движения по воде,
- число гребных валов,
способ выполнения грузовых операций.
По районам плавания Российский Речной Регистр подразделяет все суда на 5 классов:
Эти классы ограничивают морские районы плавания указанных судов, т.е. границы их максимального удаления от портов-убежищ.
Для таких судов разрешено плавание при максимальной высоте волны 6 м с удалением от места убежища не более 50 миль в открытых морях при допустимом расстоянии между местами убежищ не более 100 миль; в закрытых морях — не более 100 миль от места убежища и с допустимым расстоянием между местами убежищ не более 200 миль
Для судов I класса разрешается плавание в морских районах с максимальной высотой волны 8,5 м при удалении от мест убежищ не более 200 миль и расстоянии между ними не более 400 миль.
По способу движения по воде все суда подразделяются на:
- самоходные, т.е. с собственным механическим двигателем и
- несамоходные, т.е. приводимые в движение источником энергии, находящимся вне судна — толкачами, буксирами, энергией ветра (парусные).
Техническому надзору Российского Речного Регистра подлежат все самоходные суда с энергетическими установками мощностью 55 кВт и более, а также несамоходные суда валовой вместимостью 80 т и более.
По принципу движения суда подразделяют на:
- водоизмещающие (т.е. плавающие на поверхности воды),
- глиссирующие (т.е. скользящие по этой поверхности), а также
- суда на подводных крыльях, воздушной подушке и экранопланы (передвигающиеся над поверхностью воды).
По числу гребных винтов суда бывают:
По способу выполнения грузовых операций их подразделяют на суда:
- с вертикальной загрузкой-разгрузкой через грузовые люки;
- с горизонтальной загрузкой-разгрузкой через бортовые порты или по специальным помостам (аппарелям);
- методом притапливания (докования) судна;
- способом перекачки по трубопроводам жидких и пылевидных грузов.
Пассажирские и грузопассажирские суда внутреннего плавания по назначению и продолжительности рейса (в одном направлении) подразделяют на 4 группы:
— транзитные дальнего следования с длительностью рейса более 24 ч;
— местные с длительностью рейса менее 24 ч;
В 1999 г. на учете в Российском Речном Регистре находилось 34,3 тыс. судов различного назначения общей грузоподъемностью 13,1 млн. т. Средний возраст судов 23 года. Почти 13% этих судов оценивают как ограниченно годные или негодные к эксплуатации. Около 12 тыс. судов общей грузоподъемностью 12 млн. т и пассажировместимостью 163 тыс. мест принадлежат пароходствам и портам, которые выполняют 90% всей транспортной работы на внутренних водных путях.
Структурный состав этих судов следующий:
- пассажирские и грузопассажирские — 9%,
- остальные — вспомогательного, технического и специального назначения.
В общей структуре грузовых судов:
- 23% приходится на самоходные сухогрузные,
- 11% — на самоходные наливные (танкеры),
- остальные на несамоходные сухогрузные суда.
Сложившаяся структура судов, используемых на внутреннем водном транспорте, не оптимальна. Она не соответствует сложившимся характеристикам грузопотоков и судоходным условиям перевозок.
Грузовые суда вынуждены работать с неполной нагрузкой из-за малых глубин судовых ходов. Количество несамоходных судов не соответствует количеству потребных буксиров-толкачей. Испытывается дефицит судов для палубной перевозки грузов. Многие суда устарели (морально и физически) и требуют списания.
Порты.
На внутренних водных путях функционируют:
- порты общего пользования;
- порты, принадлежащие промышленным предприятиям, и
- причалы, арендуемые клиентурой.
По назначению порты подразделяют на:
Грузовые порты осуществляют перевалку грузов с водного на смежные виды транспорта и обратно. Их подразделяют на универсальные и специализированные. Универсальные порты служат для перевалки самых разнообразных грузов, а специализированные предназначены для перевалки грузов определенных видов.
По объему и характеру работы порты и портопункты в зависимости от грузооборота и объема отправления пассажиров классифицируют на четыре категории.
Общий объем перевалки грузов в портах внутреннего водного транспорта составил в 1999 г. 134,4 млн. т, в том числе экспортно-импортных грузов 9 млн. т. В этих портах функционируют 835 грузовых и грузопассажирских причалов общей протяженностью 100 км. В парке перегрузочных средств, используемых на грузовых причалах портов, насчитывается 4,2 тыс. единиц техники. Степень ее изношенности достигает 80%. Поэтому эксплуатируемый парк портовых перегрузочных средств нуждается в активном обновлении и пополнении.
Для морского флота характерно большое разнообразие судов, которые различают по размерам, конструкции корпуса, типу СЭУ и основным технико-экономическим характеристикам.
Чтобы лучше разобраться в большом разнообразии морских судов, их классифицируют, делят на типы, классы, группы и т.п. Наиболее часто морские суда классифицируют по назначению и району плавания, роду двигателя и движителя, а также по некоторым другим особенностям и признакам.
По назначению, т.е. по роду выполняемой службы, суда можно разделить на следующие классы и группы.
Транспортные суда.
- Общего назначения, для перевозки генеральных грузов в упаковке;
- Специализированные суда для перевозки одного определенного груза или двух и более видов грузов одной категории — лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы;
- Многоцелевые, обеспечивающие перегрузку разными способами, например крановым и доковым;
- Универсальные для перевозки любых различных грузов, в том числе опасных, рефрижераторных, контейнеров;
- Суда двойной специализации для перевозки массовых грузов двух разных категорий — нефтерудовозы, хлопколесовозы.
Паромы — для перевозки транспортных средств и пассажиров, лихтеры — несамоходные грузовые суда.
- Танкеры;
- Газовозы;
- Химовозы;
- Виновозы.
Служебно-вспомогательные суда. К ним относятся буксиры, ледоколь лоцманские и разъездные катера.
Суда технического флота. Это дно углубительные снаряды, землечер палки, землесосы, грунтоотвозные шаланды.
Суда специального назначения. К этому типу судов относятся экспедиционные, гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики, сборщию льяльных вод, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие доки.
Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры, сейнерыПромысловые суда тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т.п.
По району плавания морские суда Регистр СССР делит на группы:
- Суда неограниченного плавания суда ограниченного плавания;
- I — свободное плавание в закрытых морях или в открытых с удалением от порта-убежища до 200 миль;
- Суда ограниченного плавания II — плавание в открытых морях удалением от порта-убежища до 5 миль;
- Суда ограниченного плавания СП — плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от порта-убежища в открытых морях до 50 миль, а в закрытых до 100 миль;
- Суда ограниченного плавания III— прибрежное, рейдовое и портовое плавание.
По материалу корпуса суда классифицируются на стальные, железобетонные, пластмассовые, деревянные и из алюминиевых сплавов.
По типу главных двигателей морские суда подразделяются на:
- Пароходы с паровой машиной;
- Турбоходы с турбиной (паровой на паротурбоходах, газовой на газотурбоходах);
- Теплоходы с двигателем внутреннего сгорания;
- Электроходы с главными электродвигателями, ток к которым подается от генератора, вращаемого дизелем, дизель-электроходы или турбиной — турбоэлектроходы;
- Атомоходы с атомной СЭУ.
По роду движителя, суда делятся на гребные, парусные, колесные, винтовые, с крыльчатым движителем, с водометным движителем.
Рис. 1 Архитектурные типы судов
По глубине погружения суда бывают:
- Водоизмещающие (обычного типа);
- Глиссирующие;
- На подводных крыльях (СПК);
- На воздушной подушке (СВП);
- Экранопланы.
Архитектурные типы судов различают в зависимости от количества и расположения надстроек:
- Гладкопалубное судно (рис. 1, а) — на верхней палубе имеет только рубку;
- Трехостровное судно (рис. 1, б) — носовую (бак), кормовую (ют) и среднюю надстройки;
- Двухостровное судно (рис. 1, в) — не имеет средней надстройки;
- Судно с удлиненным баком (рис. 1, г) — средняя надстройка сливается с баком;
- Судно с удлиненным ютом (рис. 1, д) — средняя надстройка сливается с ютом.
Конструктивные типы судов определяются прочностью корпуса, в зависимости от чего различают: полнонаборные суда, или суда с минимальным надводным бортом, имеющие наименьший допустимый надводный борт. Прочность таких судов соответствует максимальной осадке, которую устанавливают для него с учетом обеспечения безопасности плавания; не полнонаборные суда, или суда с избыточным надводным бортом, предназначенные для перевозки легких грузов и пассажиров. При полной загрузке такие суда имеют осадку меньше предельной, а надводный борт больше минимального. При меньшей осадке на судно будут действовать меньшие усилия, поэтому размеры связей корпуса могут быть несколько уменьшены. В результате этого прочность судна не будет соответствовать его геометрическим размерам.
Рекомендуется к прочтению: Служебно-вспомогательные суда Транспортные суда
Классификация судов по Российскому речному регистру
Российский речной регистр — это специальное автономное учреждение (федеральное), которое было основано ещё в 1913 году. Деятельность данного регистра заключается в оказании всевозможных услуг:
- Обеспечение полной безопасности при плавании судов любого типа;
- Охрана жизни не только перевозимых пассажиров, но и всего квалификационного экипажа;
- Ответственность за сохранность всех грузов;
- Экологические основы безопасности на всех объектах.
Имеется несколько видов классификаций речных судов. Каждая классификация содержит свои особенности и нюансы. Классификация по классу речного судна
Подразделение всего речного транспорта на 5 специальных классов:
Характеристика | Класс речного судна | ||||
М-СП (лед) | М (лед) | О (лед) | Р (лед) | Л (лед) | |
Высота волны | 3,5 м | 3,0 м | 2,0 м | 1,2 м | 0,6 м |
Сплоченность льда | 6 баллов | 6 баллов | 5 баллов | 4 балла | 3 балла |
Толщина льда | 0,4 м | 0,3 м | 0,2 м | 0,1 м | 0,05 м |
Выделяют 2 принципа — это гидродинамический и гидростатический. Если это гидродинамика, то водный транспорт подразделяется:
- на воздушных подушках (скеговых);
- на воздушных подушках (амфибиях);
- на крыльях подводного типа;
- глиссирующие (пассажирского назначения).
Если же это гидростатика, то здесь имеются следующие виды водных транспортных средств:
- водоизмещающего типа (среди них выделяются двухкорпусные суда катамараны);
- на каверной воздушке.
Классификация по принципу движения на водной глади
подразделяет на 3 группы:
- самоходные речного типа;
- несамоходные речного типа (перемещаются буксирами-толкачами);
- стоечные (или просто плавучие дома, понтоны).
Самоходные — имеют специальный двигатель (установку для движения). Несамоходные — перемещаются с помощью буксиров. Стоечные — значит стоячие на воде, они никуда не передвигаются.
Классификация судов по району плавания
Здесь выделяют те суда, которые передвигаются исключительно в пределах:
- внутреннее плавание;
- смешанное плавание;
- морское плавание.
Внутреннее плавание — означает лишь то, что данные суда не могут выходить в морские бассейны. Морское плавание, наоборот, говорит о том, что данный водный транспорт не может заходить в реки и каналы. А смешанное плавание — это универсальные суда, передвигающиеся по морям и рекам.
Классификация судов по типу двигателей
выделяет всего 2 группы:
- речные теплоходы;
- речные дизель-электроходы.
Здесь тоже все достаточно просто. Теплоходы оснащены двигателем, который работает от внутреннего сгорания топлива. А электроходы оснащены специальными винтами, приводящимися в движение двигателем, работающем на электричестве.
Классификация судов по роду движителя
- на воздушной подушке;
- винтовые;
- колесные;
- водометные;
- с крыльчатыми движителями.
Классификация судов по материалу изготовления корпуса
- металлические;
- стеклопластиковые;
- деревянные;
- железобетонные.
Классификация судов по назначению
– основной отличительный признак
1. Транспортные речные. Служат для перевозки пассажиров и грузов. Подразделяются на:
- Пассажирские (туристские, паромы, плавучие дома);
- Грузовые (сухогрузные и наливные: самоходные и несамоходные);
- Буксирные (толкачи-буксиры).
Пассажирские суда можно увидеть ежедневно в тех городах, где имеются реки. Так, выделяют круизный, прогулочный и экскурсионный водный транспорт. Все зависит лишь от того, какой вид услуги оказывается населению. Кроме этого, есть ещё и паромы, которые нужны для перевозки людей, грузов и автомобилей через водные препятствия. Выделяют плавучие дома, но на территории Российской Федерации они мало распространены.
Посмотрите наши проекты пассажирского речного транспорта:
- Теплоход двухъярусный
- Теплоход однопалубный
Второй тип назначения — это грузоперевозки. Здесь достаточно много разновидностей судов. Распространены суда либо открытого, либо закрытого типа. Контейнеровозы, рефрижераторы, автомобилевозы и др. Все зависит от того, какая категория груза будет перевозиться, все это самоходные грузовые суда. Также выделяют несамоходные грузовые суда. К ним относятся: сухогрузы открытого и закрытого типа, баржи различного назначения (тентовые, бункерные и площадки).
Посмотрите наш проект баржи-площадки несамоходной.
2. Суда технического флота. Служат для технического обслуживания транспортного флота, обеспечения судоходных условий, добывания строительных материалов.
- Вспомогательные (портовые буксиры, бункеровщики топливом, служебно-разъездные катера и др.);
- Обслуживающие (шаланды, плав-краны, плав-доки, кренователи, средства буксировки, мусоросборщики и др.);
- Земснаряды;
Их значение заключается в том, чтобы разрабатывать различные грунты гравийного или песчаного состава. Видов таких судов достаточно много. Выделяют: снаряд для углубления дна, многочерпаковый снаряд для углубления дна, одночерпаковый штанговый снаряд для углубления дна, грейферный и скалодробильный снаряд, выправительный агрегат. Посмотрите наши проекты: земснаряд электрический, земснаряд дизель-электрический.
- Обстановочные (катер бонопостановщик, буевница, промерное, тральное, экологическое, многофункциональное обстановочное судно);
- Специальные суда (плавучая гостиница, дебаркадер, несамоходный понтон, брандвахты и др.).
Среди специальных судов можно встретить плавучие гостиницы. Они эксплуатируется исключительно у береговой линии, предназначены для использования в туристических целях.
Посмотрите наш проект плавучей гостиницы.
Обращайтесь, разработаем любой проект судна в соответствии с классификацией по Российскому речному регистру!
Классификация судов по назначению и способу поддержания на воде.
По назначению:
- транспортный флот (грузов., пассаж., теплоходы, буксиры, толкачи)
- технические суда (землясосы, землечерпательные)
- вспомогательные суда (пожарные, ледоколы, паромы, плавмагазины)
- промысловые (рыболовные, китобойные)
- спортивные (яхты, гоночные катера)
-транзитные(поезд дальнего следования)
-скоростной пассажирский флот (суда на подводных крыльях)
-рефрексераторы(с холодной установкой)
По способу поддерживания на воде:
-суда на подводных крыльях
-суда на воздушной подушке(спасательные суда)
Классификация судов по району плавания и типу главного двигателя.
По району плавания:
-Л-малые реки, высота волны до 0.6 метров
-Р-река, высота волны до 1.5 метров
-О-озеро, высота волны до 2 метров
-М-море, высота волны до 3 метров
МСП высота до 3.5 метров
По типу главного двигателя:
-пароходы ( суда оборудованы паров.катлом коэф. полезного действия 20-22%)
-теплоходы ( судно в кот. главн. двигат. дизель коэф. полез. дейст. 40-42%)
-турбоходы (паровая турбина)
-атомоходы 9получают энергию от атомного реактора)
Общее устройство судна. Основные элементы судна.
Общее устройство судна:
рулевое ,якорное,швартовое,буксирное,сцепное,шлюпочное,грузовое. Все суда независимо от их типа и эксплуатационного назначения имеют общие конструктивные элементы: корпус, надстройки и рубки, силовые судовые установки, судовые устройства, системы и трубопроводы, электрооборудование и оборудование помещений.
Корпусом судна - называют водонепроницаемую оболочку той или иной формы (в зависимости от типа судна) и размеров, способную плавать на воде.
Надстройка - жилые помещения. Конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса).
Рулевая рубка - управление судном.
Судовая энергитическая установка - комплекс машин, механизмов, теплообменных аппаратов, источников энергии, устройств и трубопроводов и прочих систем — предназначенных для обеспечения движения судна, а также снабжения энергией различных его механизмов.Машинное отделение должно быть отделено водонепронец. имеет 1 дно. Судовые системы - состоят из трубопроводов, насосов, приборов водоснабжения, отопления,вентилиции Электрооборудование - внешняя и внутренняя связь, приборы и установки используемые для судовождения. Судовые движетели - установка кот. приволит в движение судно.(грибной винт,грибное колесо,крылчатые движетели) Основные элементы судна:
Рубка — конструкция на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещения для управления судном и двигателем. Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки, киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.
Кокпитом называется открытое помещение для команды или пассажиров в корпусе судна, окаймленное по краю комингсом, предохраняющим от захлестывания волн.
Структура управления ТЭФ.
-Организация на разных ее уровнях
-Планирование уровней ее показателей
-Регулирование, взаимодействие, контроль.
-Учет выполнения плановых заданий и расхода ресурсов
Система ППР на речном транспорте.
Планово-предупредительный ремонт: текущий, средний, капитальный.
Текущий ремонт - производится в межнавигационный период, меняются детали на новые, произв. (ежегодно) раз в два года. 4 года текущий ремонт,5 лет средний ремонт.
Средний ремонт - носит более расширенный и углубленный характер, поскольку связан с заменой основных деталей. Перед средним ремонтом судно должно подлежать докованию. Раз в 5 лет ремонт ДРК (движетельно рулевой комплекс)Капитальный ремонт - проводится в зависимости от типа и свойств судна. Модерназиционные работы. Вскрывается все второе дно. Должен производится через каждые 20 лет.
10.Неплановые категории ремонта.
Аварийный-предусматривающий выполнение работ, связанных с устранением повреждений, полученных при аварийных случаях.
Гарантийный - производится силами и средствами завода-строителя или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока для восстановления свойств корабля до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт.
Поддерживающий - проводится судовладельцем.
Востановительный - неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных стихийным бедствием.
Назначение шлюпок
С их помощью решается широкий круг задач:
помывка или покраска борта;
промерные, водолазные и другие работы на воде;
завоз швартовых, становых и вспомогательных якорей;
транспортировка различных грузов;
оказание помощи терпящим бедствие судам;
подрыв плавающих мин;
доставка разведывательных групп;
спасение личного состава в случае гибели корабля.
По материалу постройки различают:
Деревянные, стальные, шлюпки из легких сплавов
По конструкции открытые и закрытые.По роду движителя: винтовые (с качалками или с двигателем).
Диагностирование СЭУ.
1.Апператив-для оценки технич.состояние с помощью штатных приборов котю есть на судне.
2.Пред ремонтное-пренназ. для уточнения перичня работ кот. необходимо делать.
3.Комплексное диагностирование-составом уточняются сроки и объемы ремонта.
Типы судов внутреннего плавания.
Все суда подразделяются на суда неограниченного района плавания и суда с ограниченным районом плавания.
Судам, на имеющим ограничения по условиям плавания, присваивается район плавания 0 категории сложности.
К судам с ограниченным районом плавания относятся:
- Класс I – плавание в морских районах на волнение с высотой волны до – 8.5 м, с удалением от места убежища не более 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не 400 миль;
- Класс II – плавание на волнении с высотой волны до 7,0 м, с удалением от места убежища не более 100 миль, и с допустимым расстоянием между местами убежищами не более 200 миль;
- Класс IIСП – смешанное (река – море) плавание на волнении с высотой волны до 6,0 м, с удалением от места убежища:
-в открытых морях не более 50 миль, с расстоянием между убежищами не более 100 миль;
-в закрытых морях не более 100 миль, с расстоянием между убежищами не более 200 миль.
-Класс III СП – смешанное (река – море) плавание на волнении с высотой волны до 3,5м с максимальным удалением от места убежища не более 50 миль;
- Класс III – прибрежное, рейдовое и портовое плавание.
Классификация судов по типу двигателя.
По типу главного двигателя суда подразделяют на:
- теплоходы (главный двигатель – двигатель внутреннего сгорания (дизель));
- пароходы (главный двигатель – паровая поршневая машина);
- паросиловые суда (главный двигатель – паровая турбина);
- газо – турбинные суда (главный двигатель – газовая турбина);
- дизель – электроходы в роли главного двигателя применяют генератор электрического тока, и дизель;
- атомоходы (главный двигатель – атомный реактор);
- гребные суда (главный двигатель – мускульная сила человека).
Классификация судов по типу движителя.
По типу движителя суда разделяются на:
- суда с гребным винтом (наиболее распространенный движитель);
- суда с крыльчатым движителем – эти движители обеспечивают высокую маневренность судну, но имеют малый КПД, поэтому используются главным образом в качестве вспомогательного подруливающего движителя;
- суда с воздушным винтом – это суда на воздушной подушке, глиссеры, экранопланы;
- суда с водометным движителем – это суда, использующие в качестве движителя высокопроизводительный насос выбрасывающий струю воды, реакция которой движет судно, это малые суда используются на мелководье;
- парусные суда – это суда в качестве движителя используют парус, который преобразует силу ветра в движение судна;
- гребные суда – это суда использующие для движения весло.
Классификация судов по количеству валов.
По количеству гребных валов винтовые суда подразделяют на:
- одновальные – большинство грузовых и промысловых судов;
- двухвальные – военные корабли, пассажирские и специальные суда;
- трехвальные – скоростные военные корабли (МРК, Рка, МПК);
- четырехвальные – океанские пассажирские лайнеры, большие военные корабли, атомные ледоколы.
Ложкообразный нос малого судна.
В последние годы чаще встречаются суда с бульбообразной формой носа, которая уменьшает сопротивление воды движению судна, а также облегчает загрузку судна без дифферента на нос. Также в бульбе носа устанавливают гидроакустическую аппаратуру промысловых, транспортных судов и военных кораблей.
Кормовое расположение МО.
Мореходные качества судна.
Мореходные качества – определяют условия равновесия или движения судна при действии на него различных сил во время эксплуатации судна. к этим качествам относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, мореходность.
Плавучесть – способность судна держаться на плаву. Имея заданную посадку и неся на себе определенное количество грузов.
Остойчивость – способность судна, выведенного наклонением из состояния равновесия, возвращаться в исходное положение после прекращения действий внешних сил вызвавших это наклонения.
Непотопляемость – способность судна при заполнении одного или нескольких отсеков сохранять плавучесть и остойчивость.
Ходкость – способность судна развивать и сохранять заданную скорость хода при минимальных энергозатратах.
Управляемость – способность судна сохранять или изменять направление движения в соответствии с действиями рулевого.
Мореходность – способность судна противодействовать действию морского волнения и ветра, сохраняя при этом плавность и умеренность размахов качки.
Показателями этих качеств является:
- количество воды, вытесненное корпусом судна;
- параметры посадки, определяющие положение судна относительно свободной поверхности;
- минимальный опрокидывающий момент;
- количество отсеков, заполнение которых не приведет к гибели судна;
- коэффициент полезного действия движителя;
- диаметр циркуляции, амплитуда и период качки в условиях ветрового волнения.
Классификация судов, и их мореходные и эксплуатационные качества.
1. Классификация судов по назначению.Все суда подразделяются на:
- транспортные;
- промысловые;
- служебно – вспомогательные;
- суда технического флота.
Грузовые суда разделяют на два класса;
- сухогрузные;
- наливные.
Универсальные сухогрузные суда предназначены для перевозки генеральных грузов. Генеральный груз – это груз в упаковке (ящиках, бочках, мешках и т. п.) или в отдельных местах (машины, металлические отливки и прокат, промышленное оборудование и т. п.).
Универсальные суда не предназначены для перевозки какого-либо определенного груза, что не позволяет в максимальной степени использовать возможности судна.
По этой причине строят и широко применяются в мировом судоходстве грузовые и специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями.
Подразделяются данные суда на следующие основные типы:
- балкеры;
- контейнеровозы;
- ролкеры;
- лихтеровозы;
- рефрижераторные;
- пассажирские;
- танкеры.
Все специализированные суда имеют свои индивидуальные эксплуатационные особенности, что требует от экипажа специальной дополнительной подготовки по приобретению определенных навыков для сохранной перевозки груза, а также обеспечения безопасности экипажа и судна в течение рейса.
Рефрижераторные суда (Reefers) – это суда с повышенной скоростью хода, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов, в основном продовольственных, требующих поддержания определенного температурного режима в грузовых помещениях – трюмах. Грузовые трюмы имеют теплоизоляцию, специальное оборудование и люки небольшого размера, а для обеспечения температурного режима служат холодильная установка рефрижераторного машинного отделения судна.
Балкеры (Bulkers) – это суда которые приспособлены для перевозки насыпью любого массового сухого груза. Балкеры обычно не имеют грузового устройства, и все грузовые операции производятся портовыми средствами, а люки грузовых трюмов делают больших размеров для полной механизации.
Контейнеровозы (Container Ships) – это скоростные суда, предназначены для перевозки различных грузов, предварительно уложенных в специальные крупнотоннажные контейнеры стандартных типов. Грузовые трюмы разделены специальными направляющими на ячейки, в которые загружаются контейнеры, а часть контейнеров размещают на верхней палубе. Грузового устройства контейнеровозы обычно не имеют, и грузовые операции производятся у специально оборудованных причалов – контейнерных терминалов. Некоторые типы судов оборудуются специальным саморазгружающим устройством.
Лихтеровозы (Lighter Ships) – это суда, где в качестве грузовых единиц используются несамоходные баржи – лихтеры, погрузка которых на судно производится с воды, а выгрузка на воду.
Пассажирские суда(Passenger Ships) – это суда, предназначенные для перевозки пассажиров, в специально предназначенных помещениях – пассажирских каютах, а также багаж, почту, и незначительные сопутствующие грузы в специальных грузовых отсеках.
Они подразделяются на:
Отличительной особенностью является их высокая комфортабельность и скорость хода, а также повышенные нормы обеспечения безопасности пассажиров и всего судна в целом.
Промысловые (рыболовные) суда (Fishing Vessel) – это добывающие суда, используемые для лова и первичной переработки рыбы и других морепродуктов. К промысловым судам относятся:
- сейнеры (Се́йнер (англ. seiner, от (purse) seine — (кошельковый) невод) — рыбопромысловое судно для лова рыбы снюрреводом или кошельковым неводом, который также может называться сейной (англ. seine));
- траулеры (Траулер англ. trawler, от trawl — трал — промысловое судно, предназначенное для лова тралом рыбы и нерыбных объектов и их первичной обработки, траулеры оснащаются холодильными установками для заморозки и сохранения продукции в трюмах);
- ярусники.
И другие суда, разлезающиеся назначением, размерениями, типом промыслового устройства и рыбообрабатывающего оборудования, способом хранения улова.
Лесовоз(Timber Carrying vessel) – судно, предназначенное для перевозки лесных грузов, в том числе круглого леса и пиломатериалов россыпью, в пактах и блок-пакетах. При перевозке леса для полной загрузки судна значительную часть груза принимают на верхнюю палубу (караван). Палубу на лесовозах ограждают фальшбортом повышенной прочности и оснащают специальными устройствами для крепления каравана – деревянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам и поперечными найтовыми.
Парусное судно (Sailing vessel) – это судно, для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов. Парусные суда различаются по числу мачт и типу парусного вооружения.
Служебно – вспомогательные суда – это суда для материально – технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. К ним относятся:
- буксиры;
- спасательные суда;
- водолазные;
- лоцманские.
Танкеры (Tankers) – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов. Все грузовые операции на танкерах производятся по верхней палубе и в грузовых танках. В завасимости от рода перевозимого груза танкеры делятся на:
- танкеры – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов, в основном нефтепродуктов;
- танкеры газовозы (Liquefied Tankers) – это танкеры, предназначенные для перевозки природных и других сниженных газов под давлением и (или) при пониженной температуре, в специально предназначенных грузовых емкостях различных типов. Некоторые типы судов имеют рефрижераторное отделение;
- танкеры химовозы (Chemical Tankers) – это танкеры, предназначенные для перевозки жидких химических грузов. Грузовая система и танки изготавливаются из специальной нержавеющей стали, либо покрываются специальными кислотостойкими материалами.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Настоящий курс, представляет собой учебное пособие для подготовки судоводителей яхт, катеров и гидроциклов для сдачи экзамена на право управления маломерным судном в ГИМС МЧС Российской Федерации. Цель курса – помочь начинающему судоводителю получить базовые знания о судах и реках, правилах плавания на внутренних водных путях РФ, безопасности движения по воде и подготовиться к экзаменам на право самостоятельного управления судном. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся возможностью безопасного и приятного отдыха на воде и желающих получить право самостоятельного управления речными маломерными судами. В формате pdf.a4 сохранен издательский макет.
Оглавление
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Классификация маломерных судов
- ГЛАВА 2. Устройство судна
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс подготовки судоводителей маломерных судов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Классификация маломерных судов
Вообще судном называется сооружение, способное перемещаться по воде, неся на себе определенные грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав военного флота, принято называть кораблями.
Мы не будем углубляться в законодательные определения, а рассмотрим те маломерные суда, которые, собственно, и являются предметом нашего обучения, а именно моторную лодку, катер, водный мотоцикл гидроцикл, водный скутер, яхту и бот.
1. К моторным лодкам (мотолодкам) следует относить мало мерные суда, приводимые в движение маломощными подвесными и стационарными двигателями обычно в режиме плавания. Как правило, мотолодки имеют сравнительно плавные обводы корпуса, без плоских глиссирующих поверхностей, нормальную седловатость линии борта.
Примеры маломерных судов: 1 — моторная лодка (мотолодка); 2 — катер; 3 — гидроцикл; 4 — парусная яхта
2. К катерам (от англ. cutter) относятся построенные и эксплуатируемые маломерные суда для движения в режиме глиссирования или в переходном к нему. Для этой цели катера имеют сравнительно мощные двигатели. Длина катера от 1,5 до 40 м, ширина до 7 м, водоизмещение от нескольких десятков кг до 150 m, скорость хода от 3 до 70 узлов (5,5—130 км/ч). Катера, как правило, имеют глиссирующие плоские поверхности на днище, прямолинейную линию борта, возвышающуюся к носу, корму с транцем и наименьшим надводным бортом на нем. Катера имеют палубу в носовой части, кокпит, оборудованный съемным тентом и ветровым стеклом, а также могут иметь надстройку.
3. Мореходные моторные лодки с шлюпочными (видоизменяющимися) обводами, предназначенные для плавания на от крытых водных пространствах и в устьях больших рек длиной более 7—8 м, называют ботами или моторными ботами.
4. Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель.
5. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами.
6. Под термином яхты подразумеваются в первую очередь парусные, а также моторные, моторнопарусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторнопарусная, парусномоторная и просто парусная.
7. Глиссер моторное судно, имеющее реданы поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называются скутерами.
8. Гидроцикл бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой.
9. Скутер (англ scooter, от scoot мчаться), одноместное спортивное гоночное судно с подвесным двигателем внутреннего сгорания. Имеет в плане форму треугольника или четырёхугольника, днище плоское с реданом, при движении скутер глиссирует. На тихой воде развивает скорость до 80 км/ч и более. По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются по достаточно большому количеству признаков: по способу передвижения, по назначению, по режиму движения, по району плавания, по об водам корпуса и его материалам, по двигателю, движителю и, наконец, по конструкции набора корпуса.
Рассмотрим их вкратце.
Одним из главных эксплуатационных признаков судов является назначение. По этим, общепринятым для морских и речных судов, признакам маломерные суда делятся на:
• прогулочные суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д..). Более 90% из маломерных прогулочных судов являются судами индивидуального пользования (любительскими);
• производственные (хозяйственные, коммерческие) суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д..);
• специальные (служебные) суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).
РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ
По режиму движения маломерные суда делятся на:
• суда с режимом плавания водоизмещающие, т.е. вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости;
• суда с режимом глиссирования, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды;
• суда с переходным режимом с плавания на глиссирование;
• суда режимом движения на подводных крыльях и с режимом движения на воздушной подушке.
СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Способ передвижения определяется тем, каким образом, с помощью чего судно движется. Отсюда самоходные (это суда, приводимые в движение механическими установками) и несамоходные (всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (понтоны, дебаркадеры и т. д.).
РАЙОН ПЛАВАНИЯ
Разделение маломерных судов на классы по районам плавания связано с тем, что условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.
Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.
Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.
Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.
Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках — минимальная осадка.
В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется ГИМС России (см. выше), в зависимости от своих конструктивных данных, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.
Сами же районы плавания подразделяются на:
морские (МП) бассейны, в которых установлен морской режим плавания(судоходства);
внутренние (ВВП) бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей;
несудоходные (ВП) внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.
МАТЕРИАЛ КОРПУСА
По материалу корпуса маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, корпус которых состоит из нескольких материалов, например, корпус деревянный, а набор металлический, называются композитными судами.
РОД ДВИГАТЕЛЯ
Принято следующее подразделение судов по роду двигателя: с подвесным мотором (например, мотолодка) и со стационарным двигателем (например, катер).
ТИПЫ ДВИЖИТЕЛЕЙ
Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт, но могут иметь воздушный винт, водометный движитель, газовый реактивный двигатель-движитель.
КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА
Что касается конструкции набора корпуса, то она бывает с поперечным набором, с продольным набором, со смешанным набором, безнаборная. К этому мы ещё вернёмся в отдельной главе.
ОБВОДЫ КОРПУСА
И, в заключение различие маломерных судов по обводам корпуса. Обводы корпуса маломерных судов могут иметь различные формы. Основные два типа обводов подводной части корпуса — это круглоскулый и остроскулый.
• Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).
• Остроскулыми называются обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви в бортовой. Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.
• Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного.
• Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.
• Плоскокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов (всех или за исключением одного-двух-носовых) образованы прямыми линиями.
• Изогнутокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов образованы плавно изогнутой S-образной линией.
• Смешанными называются обводы, при которых часть шпангоутов остроскулая, а часть круглоскулая.
Как показывает опыт, экономичность эксплуатации малого моторного судна определяется правильным выбором двигателя, мощность которого должна соответствовать обводам и размерениям корпуса и нагрузки лодки, подбором элементов гребного винта и обеспечением оптимального ходового дифферента. В случае не правильного подхода к этим вопросам иногда до 30% горючего затрачивается не на движение судна вперёд, а вхолостую на перемешивание больших масс воды за кормой.
Читайте также: