Кем избирается председатель высшего судебного совета

Обновлено: 05.05.2024

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке работы Квалификационных коллегий судей

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Квалификационная коллегия судей - орган судейского сообщества

1. Квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, наделенным государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее -квалификационная коллегия судей) осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Положением.

Статья 2. Формирование квалификационной коллегии судей

1. Квалификационная коллегия судей правомочна осуществлять свои полномочия, если общее число избранных и назначенных членов коллегии составляет не менее чем две трети от установленного федеральным законом количества, независимо от численного представительства в ее составе судей, представителей общественности и представителя Президента Российской Федерации.

2. Избрание судей в состав квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации на раздельных секциях (собраниях) судей не допускается.

Статья 3. Принципы деятельности квалификационной коллегии судей

Деятельность квалификационной коллегии судей основывается на принципах независимости судей и невмешательства в судебную деятельность, коллегиального, гласного, свободного, беспристрастного и справедливого рассмотрения вопросов, отнесенных федеральными конституционными законами и федеральными законами к ее компетенции.

Статья 4. Обеспечение гласности

1. Заседание квалификационной коллегии судей проводится, как правило, открыто.

2. Закрытое заседание проводится в случае необходимости сохранения государственной тайны, в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

3. Закрытое заседание (полностью или частично) может быть проведено также по ходатайству судьи, в отношении которого рассматривается представление либо обращение, а также по мотивированному ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации или его представителя.

4. Закрытое заседание проводится по решению квалификационной коллегии судей, если за проведение такого заседания проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, участвующих в заседании. В случаях, предусмотренных пунктом вторым настоящей статьи, закрытое заседание проводится без голосования.

5. Личная переписка граждан может быть оглашена в открытом заседании только с их согласия. При отсутствии такого согласия личная переписка оглашается в закрытом заседании.

6. В открытом заседании присутствующие лица вправе вести необходимые записи, в том числе с использованием средств аудиозаписи. Использование фотоаппаратов, кино- и видеоаппаратуры или иных средств фиксации и записи изображений допускается с согласия большинства членов квалификационной коллегии судей.

Статья 5. Взаимодействие квалификационных коллегий судей

1. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации информирует квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации о своей деятельности и практике применения квалификационными коллегиями судей Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона "О судейском сообществе в Российской Федерации", других законов, касающихся деятельности квалификационных коллегий судей, распространяет положительный опыт работы квалификационных коллегий судей, проводит семинары и совещания членов квалификационных коллегий судей, организует другие виды учебы членов этих коллегий.

2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации оказывает методическую помощь квалификационным коллегиям судей субъектов Российской Федерации, дает рекомендации, направленные на совершенствование их деятельности, и вправе высказать мнение по возникающим в их работе вопросам.

3. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации направляют в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации копии решений по рассмотренным представлениям и обращениям о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, ежеквартально информируют ее о своей деятельности и практике применения законов.

4. Председатели квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации статистическую отчетность о работе коллегий. Форма отчетности устанавливается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Статья 6. Взаимодействие квалификационной коллегии судей с советом судей и средствами массовой информации

1. Квалификационная коллегия судей информирует соответствующий совет судей о своей деятельности, дате, времени и месте заседания и подлежащих рассмотрению вопросах.

2. Председатель и заместитель председателя совета судей вправе участвовать в заседании соответствующей квалификационной коллегий судей, вносить предложения и высказывать мнение по рассматриваемым вопросам.

3. Квалификационная коллегия судей изучает и обобщает опыт работы в целях реализации норм Кодекса судейской этики, разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности.

Статья 7. Делопроизводство

1. Делопроизводство в квалификационной коллегии судей осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и настоящим Положением.

2. Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации утверждает инструкцию по делопроизводству в соответствующей коллегии, которая не должна противоречить Инструкции, утвержденной Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

3. Квалификационная коллегия судей имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и воспроизведением своего наименованием, штамп и бланки.

4. Документы, содержащие врачебную и иную тайну, хранятся в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Статья 8. Обеспечение деятельности квалификационных коллегий судей

2. Организационное, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности квалификационной коллегии судей и ее аппарата осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и входящими в его систему органами.

3. Председатель квалификационной коллегии судей представляет своевременно Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и входящим в его систему органам информацию, необходимую для обеспечения деятельности соответствующей квалификационной коллегии судей.

Статьpя 9. Аппарат квалификационной коллегии судей

1. Для организационного, правового, документационного, аналитического, информационного обеспечения деятельности квалификационной коллегии судей и организации контроля за исполнением ее решений создается аппарат соответствующей квалификационной коллегии судей в количестве не менее двух человек, в который по должности входит секретарь квалификационной коллегии судей.

2. Численный состав Аппарата Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации устанавливается по согласованию соответственно с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и начальником управления (отдела) Судебного департамента субъекта Российской Федерации.

3. Руководитель аппарата квалификационной коллегии судей назначается на должность и освобождается от должности решением соответствующей квалификационной коллегии судей по представлению председателя квалификационной коллегии судей, если за это решение проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

Глава 2. Председатель, заместитель председателя, член квалификационной коллегии судей. Секретарь квалификационной коллегии судей

Статья 10. Порядок избрания председателя, заместителя председателя квалификационной коллегии судей

1. Заседание Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, заседание квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации до избрания ее председателя ведет соответственно Председатель Совета судей Российской Федерации, председатель совета судей субъекта Российской Федерации.

2. Председатель, заместитель председателя квалификационной коллегии судей избирается квалификационной коллегией судей из числа членов коллегии открытым голосованием или тайным голосованием, если за такой порядок проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

3. Квалификационная коллегия судей вправе избрать председателя, заместителя председателя коллегии, если на ее заседании присутствует более половины членов квалификационной коллегии судей, правомочной осуществлять свои полномочия в соответствии с Федеральным законом.

4. В квалификационной коллегии судей, формируемой в количестве 11 членов коллегии, избирается один заместитель председателя квалификационной коллегии судей. В квалификационной коллегии судей, формируемой в количестве 21 члена коллегии, избираются два заместителя председателя квалификационной коллегии судей. В Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации избираются три заместителя председателя.

5. Председатель, заместитель председателя коллегии считаются избранными, если за каждого из них проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

Статья 11. Порядок назначения секретаря квалификационной коллегии судей и освобождения его от должности

1. Секретарем Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации назначается государственный гражданский служащий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а секретарем квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации - государственный гражданский служащий управления (отдела) входящих в его систему органов в субъектах Российской Федерации - по представлению председателя соответствующей квалификационной коллегии судей.

2. Квалификационная коллегия судей вправе назначить секретаря квалификационной коллегии судей и освободить его от должности, если на ее заседании присутствует более половины членов квалификационной коллегии судей, правомочной осуществлять свои полномочия в соответствии с Федеральным законом.

3. Секретарь квалификационной коллегии судей считается назначенным или освобожденным от должности, если за это проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.

Статья 12. Полномочия председателя, заместителя (заместителей) председателя квалификационной коллегии судей

1. Председатель квалификационной коллегии судей:

- организует работу квалификационной коллегии судей;

- формирует повестку заседания квалификационной коллегии судей;

- председательствует на заседании квалификационной коллегии судей;

- подписывает решения и протокол заседания квалификационной коллегии судей;

- распределяет обязанности между заместителями председателя квалификационной коллегии судей;

- дает поручения членам квалификационной коллегии судей, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и входящим в его систему органам по вопросам, связанным с деятельностью квалификационной коллегии судей;

- контролирует работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей;

- осуществляет руководство аппаратом квалификационной коллегии судей, утверждает положение об аппарате квалификационной коллегии судей;

- на период своего отсутствия возлагает исполнение обязанностей председателя квалификационной коллегии судей на одного из своих заместителей, а при их отсутствии - на одного из членов коллегии;

- представляет квалификационную коллегию судей в отношениях с государственными, общественными и иными органами, организациями и должностными лицами;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Положением.

2. Заместитель (заместители) председателя квалификационной коллегии судей:

- по поручению председателя квалификационной коллегии судей председательствует на заседании коллегии и в его отсутствие исполняет его полномочия;

- выполняет поручения председателя квалификационной коллегии судей, относящиеся к компетенции этой коллегии.

Статья 13. Полномочия члена квалификационной коллегии судей

1. Члены квалификационной коллегии судей имеют равные права и исполняют равные обязанности, возложенные на них федеральным законодательством и настоящим Положением.

2. Член квалификационной коллегии судей:

- участвует в заседании квалификационной коллегии судей. При наличии уважительной причины, препятствующей участию в заседании квалификационной коллегии судей, с момента появления основания для неявки на заседание, но не позднее дня начала заседания письменно сообщает председателю квалификационной коллегии судей о невозможности явиться на заседание с указанием причины;

- вносит предложение о включении в повестку заседания квалификационной коллегии судей дополнительных вопросов;

- знакомится с материалами, поступившими на рассмотрение квалификационной коллегии судей;

- представляет дополнительные материалы по рассматриваемым вопросам;

- высказывает мнение и голосует по вопросам, внесенным на рассмотрение квалификационной коллегии судей;

- по решению квалификационной коллегии судей выполняет обязанности секретаря коллегии в случае его отсутствия;

Поздравление Председателя суда с Новым 2022 годом и Рождеством Христовым

22.12.2021

Ведение судебной статистики

История становления и развития Всероссийского съезда судей, как органа судейского сообщества

К компетенции конференций были отнесены: обсуждение возникших в судебной практике вопросов применения законодательства, обращение в высшие суды с предложениями о даче руководящих разъяснений, о толковании законов, избрание квалификационных коллегий судей.

11 апреля 1991 года совместным решением коллегии Министерства юстиции РСФСР и Президиума Верховного Суда РСФСР в целях реализации решений Третьего (внеочередного) съезда народных депутатов РСФСР об укреплении судебной власти Российской Федерации и обеспечения более широкого участия судей в подготовке проектов законодательных актов судебно-правовой реформы было принято решение о необходимости проведения в сентябре-октябре 1991 года съезда судей Российской Федерации с повесткой дня:

I Всероссийский съезд судей

I Всероссийский съезд судей состоялся 17 - 18 октября 1991 года. Делегатами съезда были судьи судов общей юрисдикции от всех субъектов Российской Федерации.

Присутствовавший на данном съезде Президент России Ельцин Б.Н. высказывался в поддержку реформы судебной системы, одобряя предложения о ее проведении. Особо подчеркнул о необходимости повышения доступа граждан к правосудию, усиления роли суда в защите демократических завоеваний, в разрешении межнациональных проблем, а также в разрешении противоречий между законодательной и исполнительной властями, в разрешении жалоб граждан на действия органов уголовного преследования, следователя и прокурора. Поддержку Президента России получили выдвинутые судейским сообществом концептуальные положения о введении института присяжных заседателей, учреждении мировых судей, введении апелляционного производства.

Председателем Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедевым была сформулирована задача реформирования – становление судебной власти как гаранта судебной защиты прав граждан и ее утверждение в государственном механизме страны как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

На съезде было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества – Совета судей Российской Федерации, который будет призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.

Совет судей Российской Федерации должен быть сформирован по результатам проведения региональных конференций судей, на которых должны избрать по одному судье от субъектного сообщества судей в члены Совета судей.

В начале 1992 года в каждом субъекте Российской Федерации прошли конференции, на которых избрали по одному представителю в Совет судей Российской Федерации. В марте этого же года в Москве состоялось первое заседание, на котором был избран Президиум Совета судей Российской Федерации из 9 человек. Первым председателем Совета судей Российской Федерации был избран Гарольд Николаевич Карцев. В последующем состав Президиума был увеличен до 12 человек.

Задачами Совета судей являлось укрепление созданного судейского сообщества (корпорации), целенаправленные действия по проведению судебной реформы, защита интересов судей, представительство их интересов в других органах государственной власти.

II Всероссийский съезд судей

II Всероссийский съезд судей состоялся 29 - 30 июня 1993 года. Помимо судей судов общей юрисдикции в его работе уже приняли участие судьи арбитражных и военных судов.

На съезде были подведены итоги проведенной работы, необходимо было определить приоритеты судебной реформы на данном этапе, принять Положение об органах судейского сообщества, решить ряд других важных задач. Еще до съезда по инициативе Совета судей Российской Федерации был разработан Кодекс чести судьи и предложен для принятия съезду.

Съезд избрал новый состав Совета судей, в который вошли судьи судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов.

II Всероссийский съезд судей впервые в истории судебной системы России избрал Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Также было утверждено Положение об органах судейского сообщества Российской Федерации, которым регламентированы порядок образования, структура, руководящие органы Совета, периодичность пленарных заседаний.

По поручению II Всероссийского съезда судей был принят Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993 года, устанавливающий правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности.

III (внеочередной) Всероссийский съезд судей

III Всероссийский съезд судей состоялся 24 - 25 марта 1994 года и носил внеочередной характер.

III (внеочередной) Всероссийский съезд судей проводился во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 1993 года № 2289, которым рекомендовалось Совету судей Российской Федерации провести Всероссийский съезд судей для выдвижения кандидатур на вакантные должности судей Конституционного Суда Российской Федерации. На съезде были рассмотрены и другие актуальные вопросы развития судебной системы.

В частности отмечалось, что должен быть издан закон, закрепляющий единство судебной системы, несмотря на наличие трех ветвей внутри судебной системы, обеспечивающих осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, т.к. действуют они на основе единых конституционных принципов правосудия и судейского статуса.

Лишь совокупная деятельность указанных судов в рамках объединяющей их судебной системы Российской Федерации гарантирует защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц.

На съезде активно обсуждался вопрос о структуре отечественной судебной системы. При этом впервые на таком высоком уровне обсуждался вопрос о введении института мировых судей в России.

Съездом было признано необходимым создание Судебного департамента, законодательное закрепление порядка финансирования судов, обеспечивающего возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом.

IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей

IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей состоялся 3 - 5 декабря 1996 года.

Съезд критически оценил состояние кадрового финансового и материального обеспечения судебной деятельности.

V Всероссийский съезд судей

V Всероссийский съезд судей состоялся 27-29 ноября 2000 года, который был посвящён подведению итогов за десять лет проведения в России судебной реформы.

В работе съезда принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. Выступая на открытии съезда, Президент отметил, что судебная власть в России, несмотря на проблемы, состоялась, а Концепция судебной реформы в базовых параметрах реализована.

В этот период была создана Российская академия правосудия, осуществляющая повышение квалификации судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, подготовку кандидатов на должности судей, специалистов для судебной системы, аспирантов и докторантов, фундаментальные и прикладные научные исследования.

В ноябре 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена целевая программа Развитие судебной системы России на 2002–2006 годы. Она включала в себя целый комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организационного, кадрового, материально-технического, финансового обеспечения судов, на осуществление которых было намечено выделение необходимых ассигнований. Предусматривалось значительное увеличение численности судей (по меньшей мере – вдвое) с одновременным повышением уровня оплаты их труда, развитие системы повышения квалификации кадров, информатизация судебной системы. Реализация Целевой программы позволила вывести российскую систему правосудия на новый, более высокий уровень, способствовала дальнейшему расширению доступа граждан к правосудию.

VI Всероссийский съезд судей

VI Всероссийский съезд судей состоялся 30 ноября - 2 декабря 2004 года.

Открывая VI Всероссийский съезд судей, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что, несмотря на видимые успехи судебной реформы, еще немало проблем и нерешенных задач, первоочередной из которых является наиболее полная реализация принципа независимости суда. Этот важнейший принцип все годы реформы был, что называется, во главе угла, и сегодня он не потерял своей значимости и актуальности. Независимость судебной власти – это не почетная привилегия, а необходимое условие выполнения ею своей конституционной функции в системе разделения властей.

VI Всероссийский съезд постановил: усилия органов судейского сообщества должны быть направлены на существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов; укрепление гарантий независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения; улучшение материального и социального обеспечения работников аппаратов судов и на другие важные вопросы.

В результате работы съезд избрал новые составы Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

VI съездом признан утратившим силу Кодекс чести судьи Российской Федерации 1993 года и утвержден Кодекс судейской этики.

VII Всероссийский съезд судей

VII Всероссийский съезд судей состоялся 1 - 4 декабря 2008 года.

В работе съезда принял участие Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, который обратил внимание на то, что должно быть больше информации о работе судов. Суды должны быть максимально открыты в своей работе, люди должны знать об их деятельности. Также обратил внимание на необходимость принятия закона, который будет закреплять различные формы обнародования информации о работе судов, в том числе и через электронные средства, через интернет. Вновь поставил вопрос о необходимости на законодательном уровне обеспечить внедрение в правоприменительную практику досудебного урегулирования споров, особенно в сфере публичных правоотношений, а также содействовать развитию альтернативных способов разрешения споров; обозначил нерешенные проблемы материального обеспечения судей, работников аппаратов и технического персонала федеральных судов, а также необходимость совершенствования юрисдикции мировых судей.

Делегаты съезда поддержали предложения Президента.

На съезде рассматривались текущие вопросы деятельности судебной системы. Итоги работы представили Совет судей Российской Федерации и Высшая квалификационная коллегия судей. Были рассмотрены вопросы повышения эффективности работы судов, а также уровня доверия к судебным органам, сокращения сроков рассмотрения гражданских дел и дополнительных мер ответственности за затягивание судопроизводства. Эти и многие другие вопросы нашли своё отражение в итоговом документе съезда.

Делегатами съезда по итогам проведённого голосования были избраны новые составы Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей.

VIII Всероссийский съезд судей

VIII Всероссийский съезд судей состоялся 17 - 19 декабря 2012 года. В его работе принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин.

VIII Всероссийский съезд судей определил текущее состояние судебной системы, в качестве намеченных целей обозначил повышение качества отправления правосудия, обеспечение доступа граждан к правосудию, открытость и гласность судопроизводства, повышение социальных гарантий для судей, дальнейшее совершенствование судебной системы.

Участники VIII Всероссийского съезда судей также переизбрали новых глав Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей.

Был принят новый Кодекс судейской этики. В нем впервые сформулировано понятие независимости судей, им дано право на критику коллег, но предписано не высказываться в адрес других госорганов и их руководителей.

IX Всероссийский съезд судей

IX Всероссийский съезд судей состоялся 6 - 8 декабря 2016 года. Это первый съезд, в котором принимали участие делегаты от Двадцать первого арбитражного апелляционного суда. На тот момент председатель суда Лазарев С. Г. и председатель третьего судебного состава суда Елагина О. К.

На открытии съезда присутствовал Президент Российской Федерации В.В. Путин, который в своем выступлении подчеркнул важность съезда для всей судебной системы страны.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедев проинформировал участников и делегатов съезда об итогах работы судебной системы за прошедший период и озвучил основные направления ее дальнейшего развития.

На съезде рассматривался широкий спектр вопросов, касающихся состояния судебной системы России, перспектив ее развития, совершенствования деятельности судов.

Была обозначена перспектива проведения новой судебной реформы, связанной с организацией апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Делегаты обсуждали внесение изменений в Кодекс судейской этики, принятый на предыдущем съезде в 2012 году, проблему оплаты труда сотрудников аппаратов судов, возможность принятия новых законов в области судопроизводства.

На съезде были сформированы новые составы Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и Высшей экзаменационной комиссии судей по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Х Всероссийский Съезд судей

Юбилейный Х Всероссийский съезд судей должен был состояться в декабре 2020 года, но из-за пандемии было принято решение о его переносе на 2021 год, а затем на декабрь 2022 год по тем же причинам.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации.

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенных Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

Согласно Федеральному закону сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

К кандидатам для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации установлено дополнительное требование, согласно которому кандидатом может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории данного субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа.

Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность.

Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации.

Полномочия сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями сенатора Российской Федерации.

Осуществление полномочий сенатора Российской Федерации Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, начинается со дня поступления в Совет Федерации соответствующего заявления.

Полномочия сенатора Российской Федерации – представителя Российской Федерации, назначенного указом Президента Российской Федерации, начинаются со дня вступления в силу этого указа.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.

Сенаторы Российской Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, первых заместителей и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Почетным Председателем Совета Федерации избран Е.С.Строев (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Каждый сенатор Российской Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Сенатор Российской Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации. Первые заместители Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации. В состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 сенаторов Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета.

Советом Федерации образованы:

  • Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;
  • Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;
  • Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
  • Комитет Совета Федерации по международным делам;
  • Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
  • Комитет Совета Федерации по экономической политике;
  • Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;
  • Комитет Совета Федерации по социальной политике;
  • Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
  • Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов принимается в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации.

Комитеты Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
  • назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый сенатор Российской Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус сенатора Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой сенаторы Российской Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Судебным органом Российской Федерации, осуществляющим свою власть через конституционное судопроизводство, является конституционный суд страны. Сфера и способы его функционирования, а также структура, состав и полномочия судей регулируются высшим нормативным актом РФ - Конституцией. Часто этот судебный орган влиял даже на изменение законодательства. Какую структуру имеет этот судебный орган, а также как назначается и снимается с должности Председатель Конституционного Суда, какие полномочия имеет, расскажет эта статья.

Нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность Конституционного судебного органа

председатель конституционного суда

Кто входит в состав этого судебного органа?

Под составом суда подразумеваются списки тех, кто является в нем должностным лицом и выполняет свои определенные функции. В конституционном суде 19 судей. Осуществлять свою деятельность они могут только при наличии 75% всего состава (т. е. минимум 13 судей). Каждый судья выбирается лично президентом нашей страны. Утверждает же кандидата на должность уже Совет Федерации – одна из палат парламента.

Должностные лица, входящие в его состав органа:

  • Председатель суда.
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
  • Судья-секретарь.
  • Ряд судий КС, занимающихся именно судебными разбирательствами.
  • Работники аппарата и иных подразделений.

полномочия председателя конституционного суда

Структура конституционного суда

Суд делится на две похожие палаты, состоящие из 9 судей в одной и 10 - в другой. Их состав определяется посредством жеребьевки. Процесс проведения этой процедуры регулируется действующим регламентом. Составы палат меняются каждые три года. Важно отметить, что председатель и его заместитель обязательно должны быть в разных структурных частях. Каждая палата имеет равные полномочия.

Также, согласно регламенту, в конституционный суд могут входить пресс-службы, научно-консультативные советы и рабочие комиссии.

Основные полномочия КС РФ

Этой судебной инстанции подвластно:

  • Разбирать дела, связанные с соответствием законодательства основному закону страны – Конституции РФ.
  • Рассматривать по существу споры о компетенции между разными органами власти.
  • Анализировать жалобы граждан о нарушении их основных конституционных прав.
  • Издавать толкования конституции, чтобы каждый мог понять то, что написано юридическим языком.
  • Осуществлять ряд иных полномочий, закрепленных в действующем законодательстве.

Кто может быть Председателем КС РФ?

Судьи являются одной из основных ячеек суда. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается из списка уже действующих должностных лиц. Кандидаты должны соответствовать нескольким критериям:

  • Быть гражданином России.
  • Возраст к вступлению на должность - не менее 40 лет.
  • Безупречная репутация, т. е. отсутствие судимостей или приводов в суд, никаких конфликтов на предыдущих должностях и т. д.
  • Стаж работы в юридической сфере не меньше 15 лет.
  • Обладать высоким уровнем квалификации в праве.

Предложить кандидата в судьи КС РФ может не только президент, но и представители Государственной думы, законодательные органы субъектов и высшие судебные органы.

Совет Федерации РФ обязан вынести постановление о назначении на должность или не принять выдвинутую кандидатуру не позднее 14 дней, как получит представление от имеющих на это право лиц.

председатель конституционного суда россии

Судьи, в отличие от председателя КС, несменяемы. Они имеют неприкосновенность и не могут подвергаться какой-либо ответственности без согласия членов КС РФ.

Причины досрочного прекращения деятельности конституционного судьи

Прекратить полномочия судьи можно только по следующим причинам:

  • Нарушение установленной процедуры назначения на должность.
  • Достижение предельного возраста для занимаемой должности (70 лет).
  • Письменное заявление.
  • Потеря гражданства, в случае нарушения законодательства.
  • Обвинение в суде, которое все же вступило в силу.
  • Смерть.
  • Объявление умершим или пропавшим без вести или недееспособным.
  • Пренебрежительное отношение к исполнению своих обязательств.

В каких случаях деятельность конституционного судьи может быть приостановлена?

Право судьи осуществлять свою деятельность может быть приостановлено в случае:

  1. Если совет дает согласие на снятие неприкосновенности и ведения разбирательства. В этом случае осуществление профессиональной деятельности судьи приостанавливается на время ведения уголовного преследования.
  2. Если у судьи проблемы со здоровьем и ему необходимо долгосрочное лечение.

Кто может назначить председателя на должность?

Как уже говорилось выше, председатель конституционного суда назначается из списка действующих судей. Кандидатуру предлагает президент страны, право ее одобрения принадлежит Совету Федерации. По такому же принципу выбирают заместителей председателя. В соответствии с российским законодательством предусмотрены две должности замов. Данная процедура назначения на должность действует с 2009 года. До вступления изменений в силу председатель конституционного суда, заместитель и судья-секретарь выбирались тайным голосованием.

Кто занимает должность председателя и его заместителей сегодня?

Его заместителями являются Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович. Занимают свою должность с 2011 года и 2015 года соответственно. Оба - заслуженные юристы и деятели науки нашей страны.

заместитель председателя конституционного суда рф

Срок полномочий

Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ

Помимо участия в рассмотрении дел, он наделен целым рядом полномочий:

  • созывать, участвовать и руководить подготовкой пленарных заседаний КС РФ;
  • давать на рассмотрение вопросы на пленарных заседаниях КС РФ;
  • представлять КС РФ во время официальных встреч с разными общественными органами и организациями;
  • руководить аппаратом КС РФ, предлагать кандидатуры на разные должности этого структурного подразделения.

председатель конституционного суда рф назначается

Самая главная отличительная обязанность, которой наделен Председатель Конституционного Суда РФ, - издавать распоряжения и приказы. Это обязательные для исполнения нормативные акты, которым подчиняются все должностные лица этого суда.

Когда председатель или его заместители могут быть досрочно сняты с должности?

Причины, по которым Председатель Конституционного Суда РФ или его заместители могут быть лишены права занимать свой пост:

  1. По личному письменному заявлению, которое констатируется решением самого суда.
  2. В случае если они не исполняют надлежащим образом свои должностные обязанности или вовсе уклоняются от их исполнения. Решение принимается на совете судей через тайное голосование, в составе не меньше 2/3 от всего состава.
  3. По тем же причинам, когда снимается с должности конституционный судья.

Рассмотрение дела и участие в этом процессе председателя

Сначала все поступившие дела рассматриваются на заседаниях одной из палат. Их созывает Председатель Конституционного Суда РФ. В этом процессе должно принимать участие три четверти всех судей. Рассматривать они могут любое поступившее им дело. Хотя есть ряд исключений, внесенных в регламент конституционного суда:

  • Дело об основном законодательстве других регионов.
  • Дела о толковании основного закона страны, т. е. Конституции.
  • Дела об импичменте (т. е. отстранении от должности) президента.
  • Дела, несущие законодательную инициативу.

Но перед тем как обращение будет вынесено на рассмотрение палаты, Председатель Конституционного Суда РФ поручает одному или нескольким судьям изучить его. Только после предварительного изучения обращение поступает в производство одной из палат.

На заседаниях не затрагиваются и те вопросы, которые возникают на пленумах, будь то деление на палаты, назначение председателя и т. п. Заседания предназначены только для рассмотрения по существу того или иного судебного дела.

Вердикты, вынесенные на этих заседаниях, являются решениями Конституционного Суда РФ. Палата имеет право издавать разъяснения в случае возникновения каких-либо вопросов.

В случае возникновения разногласий между судьями в принятии решения собирается пленарное заседание, и дело рассматривается по существу повторно. Чаще всего подобные ситуации встречаются, когда решение по новому делу противоречит ранее принятым в других процессах. В таком случае созывается пленарное заседание, где этот вопрос пересматривается уже более подробно.

Важным отличием пленарного заседания от обычного разбирательства является то, что в первых участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, а в обычных – судьи только одной из палат.

Во время судопроизводства ведется протокол заседания, его в обязательном порядке подписывает Председатель Конституционного Суда РФ либо по его распоряжению один из замов.

председатель конституционного суда российской федерации

Заключительный этап рассмотрения дела – вынесение решения, которое принимается в процессе открытого голосования судей, рассматривающих дело.

Заключение

Несмотря на то что в Российской Федерации нет многих элементов современного демократического общества, конституционный суд работает стабильно. Принятием своих решений этот судебный орган совершенствует правовую систему страны.

председатель конституционного суда назначается

Конституционный суд нашей страны обеспечивает политическую стабильность в органах государственной власти и ограничивает их в случае превышения должностных полномочий. Он является не только судебным, но и конституционным органом, который оказывает влияние на законодательные и исполнительные органы действующей власти. Таким образом, они действительно могут перевесить чашу весов в пользу граждан, а не государственной машины контроля.

Конституционный суд РФ – это оплот действующей демократии в нашей стране. А Председатель Конституционного Суда России осуществляет главные полномочия как руководитель. Именно благодаря этому лицу все остальные элементы сложной системы суда могут правильно функционировать.

Читайте также: