Капитаны морских речных судов находящиеся в дальнем плавании это

Обновлено: 25.05.2024

от 20 декабря 1968 года N 1010

Положение о званиях лиц командного состава морских судов*

____________________________________________________________________
Фактически не применяется. Следует руководствоваться Положением
о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденым постановлением Правительства РФ от 04.08.99 N 900.

* Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 20 декабря 1968 года N 1010. Объявлено приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 30 декабря 1968 года N 415.

I. Общие положения

1. В связи со статьей 42 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР 1968 года для лиц командного состава морских судов устанавливаются звания, предусмотренные настоящим Положением.

2. Устанавливаются следующие звания:

капитан дальнего плавания,

штурман дальнего плавания,

капитан малого плавания,

штурман малого плавания,

судоводитель маломерного судна;

судовой механик первого разряда,

судовой механик второго разряда,

судовой механик третьего разряда,

механик маломерного судна;

судовой электромеханик первого разряда,

судовой электромеханик второго разряда,

судовой электромеханик третьего разряда;

судовой радиооператор первого класса,

судовой радиооператор второго класса,

3. К занятию должностей капитана, помощников капитана (судоводителей), судовых механиков, электромехаников и радиоспециалистов морских судов допускаются лица, имеющие звания, установленные пунктом 2 настоящего Положения.

4. Звания присваиваются гражданам СССР в возрасте не моложе 18 лет, имеющим соответствующее морское образование (высшее или среднее специальное - для капитанов, штурманов, судовых механиков первого, второго, третьего разрядов и судовых электромехаников) и выполнившим требования,предусмотренные настоящим Положением.

Присвоение званий лицам, имеющим военно-морское образование, производится в соответствии с настоящим Положением в порядке, устанавливаемом Министерством морского флота совместно с Министерством обороны СССР по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

Требования, которые необходимы для присвоения званий судоводителя маломерного судна и механика маломерного судна, категории этих званий и связанные с ними права определяются Министерством морского флота по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

5. Присвоение звания удостоверяется выдачей диплома или квалификационного свидетельства после прохождения испытаний в специальной квалификационной комиссии.

Дипломы и квалификационные свидетельства выдаются капитанами морских торговых и морских рыбных портов.

Порядок образования квалификационных комиссий, прохождения испытаний и выдачи дипломов и квалификационных свидетельств, а также порядок выполнения требований (в том числе лицами, имеющими морское образование по двум и более специальностям), предусмотренных настоящим Положением, устанавливаются Министерством морского флота по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

6. Министерство морского флота и Министерство рыбного хозяйства СССР вправе при отсутствии для комплектования экипажа судна лиц, имеющих надлежащие звания, допускать в исключительных случаях к занятию должностей командного состава на судне лиц, имеющих звания на одну категорию ниже.

7. Лица, имеющие звания, присвоенные до принятия настоящего Положения, пользуются правами лиц, получивших соответствующие звания на основаниях, предусмотренных настоящим Положением.

8. Лишение звания допускается лишь в случаях нарушения трудовой дисциплины, угрожающего безопасности плавания, и в порядке, предусмотренном уставами о дисциплине работников флота министерств и ведомств, в ведении которых находятся морские суда.

9. К лицам командного состава судов внутреннего плавания, выходящих в море, правила настоящего Положения применяются в пределах и порядке, определяемых Министерством морского флота по согласованию с Министерством речного флота РСФСР или органами управления речным транспортом других союзных республик.

II. ЗВАНИЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ

10. Для присвоения званий судоводителей устанавливаются следующие требования:

а) звания штурмана малого плавания - плавание в составе палубной команды самоходных судов, выполненное в соответствии с учебными планами морских учебных заведений, но не менее пятнадцати месяцев;

б) звания капитана малого плавания - двенадцать месяцев плавания с дипломом штурмана малого плавания в должности помощника капитана в дальнем или малом плавании на самоходных судах, в том числе не менее шести месяцев в должности не ниже второго помощника капитана;

в) звания штурмана дальнего плавания:

штурману малого плавания - восемнадцать месяцев плавания в должности помощника капитана на самоходных судах, в том числе не менее шести месяцев дальнего плавания в должности не ниже второго помощника капитана;

капитану малого плавания - шесть месяцев дальнего плавания в должности не ниже второго помощника капитана на самоходных судах;

г) звания капитана дальнего плавания - восемнадцать месяцев дальнего плавания с дипломом штурмана дальнего плавания в должности не ниже старшего помощника капитана на следующих самоходных судах: судах валовой вместимостью не менее 1500 регистровых тонн; добывающих судах флота рыбной промышленности, научно-исследовательских и научно-поисковых судах валовой вместимостью не менее 600 регистровых тонн; ледоколах, буксирных и спасательных судах с главными двигателями мощностью не менее 1700 э.л.с.

11. Под малым плаванием в настоящем Положении понимается плавание:

а) в Белом море, а также в водах Баренцева моря на восток - до линии, соединяющей мысы Меньшиков и Болванский нос; на запад - до меридиана мыса Норд-Кап; на север - до 71-й параллели;

б) в морях Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском, Чукотском - в одном направлении по кратчайшему пути менее 400 морских миль;

в) в Балтийском море с его заливами, в Бельтах, Зунде, Каттегате и Скагерраке до линии Скаген - Линнеснес и через Кильский канал - до выхода из Брюнсбюттеля;

г) в Азовском море, а также в Черном море до Стамбула;

д) в Каспийском море;

е) в Японском море с выходом в Охотское море через Татарский пролив до параллели мыса Елизаветы;

ж) в Беринговом, Охотском морях и Тихом океане - в одном направлении по кратчайшему пути менее 700 морских миль от пункта отхода, включая порты Японского моря, а также удаление в Тихий океан до 400 морских миль от берега;

з) в Онежском и Ладожском озерах - при совершении сквозных рейсов между морскими портами.

Дальним плаванием признается всякое морское плавание за пределы, указанные в настоящем пункте.

12. Для лиц, имеющих высшее морское образование и зарекомендовавших себя с положительной стороны, по ходатайству организации, на судне которой они работают, срок плавания, указанный в первом абзаце подпункта "в" и подпункте "г" пункта 10 настоящего Положения, может быть сокращен до двенадцати месяцев.

13. Лицам, которым присвоены звания судоводителей, может быть разрешено:

а) штурману малого плавания:

занимать в малом плавании должность капитана на самоходных судах валовой вместимостью не более 500 регистровых тонн, буксирных судах с главными двигателями общей мощностью не более 600 э.л.с., а также на любых несамоходных судах как в малом, так и в дальнем плавании;

занимать должности до второго помощника капитана включительно на любых судах как в малом, так и в дальнем плавании;

б) капитану малого плавания:

занимать в малом плавании должность капитана на любых непассажирских судах или пассажирских судах валовой вместимостью не более 3500 регистровых тонн;

занимать в малом плавании должности до старшего помощника капитана включительно на любых судах, а в дальнем плавании - до старшего помощника капитана включительно на судах валовой вместимостью не более 3500 регистровых тонн или до второго помощника капитана включительно на любых судах;

в) штурману дальнего плавания:

занимать в дальнем плавании должность капитана на непассажирских судах валовой вместимостью не более 3500 регистровых тонн, а в малом плавании - на любых судах;

занимать должности до старшего помощника капитана включительно на любых судах как в малом, так и в дальнем плавании;

г) капитану дальнего плавания:

занимать должность капитана или любую должность по специальности на любых судах как в малом, так и в дальнем плавании.

III. ЗВАНИЯ СУДОВЫХ МЕХАНИКОВ

14. Для присвоения званий судовых механиков устанавливаются следующие требования:

а) звания судового механика третьего разряда - восемь месяцев плавания на судах с механическими двигателями, с исполнением обязанностей по уходу за судовыми механизмами, в том числе не менее трех месяцев плавания на судах с главными двигателями внутреннего сгорания; кроме указанного срока плавания, требуется прохождение производственной практики в полном объеме в соответствии с учебными планами морских учебных заведений или работа по судоремонту в течение не менее двенадцати месяцев;

б) звания судового механика второго разряда - двадцать четыре месяца плавания с дипломом судового механика третьего разряда в должности не ниже третьего механика на судах с главными двигателями общей мощностью не менее 300 э.л.с. или двенадцать месяцев плавания с дипломом судового механика третьего разряда в должности четвертого механика на судах с главными двигателями общей мощностью не менее 1200 э.л.с. и двенадцать месяцев плавания в должности третьего механика на судах с главными двигателями общей мощностью не менее 300 э.л.с.;

в) звания судового механика первого разряда - двадцать четыре месяца плавания с дипломом судового механика второго разряда в должности не ниже второго механика на судах с главными двигателями общей мощностью не менее 1200 э.л.с.

15. Для лиц, имеющих высшее морское образование и зарекомендовавших себя с положительной стороны, по ходатайству организации, на судне которой они работают, срок плавания, указанный в первом абзаце подпункта "б" и подпункте "в" пункта 14 настоящего Положения, может быть сокращен до восемнадцати месяцев.

16. Лицам, которым присвоены звания судовых механиков, может быть разрешено:

а) судовому механику третьего разряда:

занимать должность старшего механика на судах с главными двигателями общей мощностью не более 450 э.л.с., а на судах портового, служебно-вспомогательного и технического флота - не более 800 э.л.с.;

занимать должности до второго механика включительно на судах с главными двигателями общей мощностью не более 3500 э.л.с.;

занимать должности до третьего механика включительно на любых судах;

б) судовому механику второго разряда:

занимать должности до старшего механика включительно на судах с главными двигателями общей мощностью не более 3500 э.л.с. или до второго механика включительно на любых судах;

в) судовому механику первого разряда занимать любую должность по специальности на любых судах.

17. Судовые механики по специализации подразделяются:

на судовых механиков паросиловых установок;

на судовых механиков двигателей внутреннего сгорания;

на судовых механиков-универсалов.

Судовые механики допускаются к занятию должностей на судне в соответствии со своей специализацией.

Принципы уголовного судопроизводства представляют собой закрепленные в действующем уголовно-процессуальном законодательстве основы создания и направленности всей соответствующей отрасли права, которые наиболее полно выражают содержание уголовно-процессуальных правоотношений, тесно взаимосвязаны с государственной политикой в сфере уголовного судопроизводства, являются общими для всех стадий уголовного процесса, оказывают регулятивное и охранительное воздействие по отношению ко всем остальным уголовно-процессуальным нормам.

Содержание

§ 1. Принципы уголовного судопроизводства…………………………. 3

1.1. Система принципов уголовного судопроизводства ..………………..…….6

1.2. Классификация принципов уголовного судопроизводства ..………………8

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по уголовному процессу.doc

Принцип оценки доказательств по внутреннему убеждению имеет двоякий смысл: во-первых, он исключает использование правил формальной оценки доказательств; во-вторых, является важным условием обеспечения независимости судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и дознавателей при принятии ими тех, или иных решений по уголовным делам.

Внутреннее убеждение представляет собой уверенность лиц, принимающих уголовно-процессуальные решения, относительно допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, а также тех выводов, которые следуют из совокупности этих доказательств. 38

При производстве по уголовному делу отсутствует приоритет одних доказательств перед другими. Все доказательства равновелики независимо от стадии процесса, на которой они получены, и способа их получения (при условии законности этого способа).

Таким образом, принцип свободы оценки доказательств означает, во-первых, что закон не отдает предпочтения какому-либо виду доказательств; во-вторых, доброкачественность и значение каждого из них оценивается лицом, принимающим процессуальные решения; в-третьих, принимаемое на основе внутреннего убеждения решение должно быть в согласии с совестью лица, его принимающего. 39

Механизм реализации данного принципа: п.3 ч.2 ст.38, ст. 88, ст.234, ст.386 УПК РФ. 40

11. Принцип права на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19 УПК РФ).

Право обжалования процессуальных действий и решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя является одной из важнейших гарантий защиты гражданами своих прав и свобод от их нарушения как со стороны органов, осуществляющих производство по уголовному делу, так и со стороны иных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и возможность обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. 41 По сравнению с иными процедурами судебный порядок рассмотрения жалоб обеспечивает большую объективность (суды, не осуществляя иных функций, кроме отправления правосудия, непосредственно не заинтересованы в том или ином решении), более широкие возможности заинтересованных лиц в отстаивании своих интересов, большую авторитетность и обязательность принятого по результатам рассмотрения жалобы решения. Действия (бездействие) и решения прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя могут быть обжалованы как соответствующему прокурору, так и – в случаях, когда они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затрудняют доступ граждан к правосудию, - в суд.

Статья 19 УПК устанавливает больший объем содержания права на судебную защиту, предусматривая право каждого осужденного на пересмотр приговора не только в апелляционном или кассационном порядке, но и в порядке надзора, а также посредством возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. 42

Теперь рассмотрим принципы уголовного судопроизводства по тором основание для классификации, а именно принципы – основные начала правосудия.

1. Осуществление правосудия только судом (ст. 8 УПК РФ).

Правило, закрепленное в ч. 1 ст. 8 УПК РФ (правосудие по уголовному делу в РФ осуществляется только судом 44 ), конкретизирует применительно к уголовному судопроизводству положение ч. 1 ст. 118 Конституции, согласно которой правосудие в РФ осуществляется только судом. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется, в частности, посредством уголовного судопроизводства. 45 Следует иметь в виду, что понятие уголовного судопроизводства шире понятия правосудия, так как включает в себя не только деятельность судов по рассмотрению уголовных дел, разрешению жалоб на действия и решения органов предварительного расследования и разрешению других вопросов (правосудие), но и досудебную деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры. 46

Положение о том, что подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, воспроизводит норму, содержащуюся в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ. Тем самым обеспечиваются процессуальные гарантии лица от незаконного и необоснованного осуждения.

Подсудность уголовных дел суду определяется исходя из территориального, предметного (родового), персонального признаков, а также в зависимости от полномочий различных составов судов . 47

Механизм реализации данного принципа: ст. 33-34, ч.2 ст.27, ч.4 ст.28 УПК РФ.

2. Принцип государственного языка судопроизводства (ст. 18 УПК РФ).

Уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках входящих в РФ республик. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по уголовным делам ведется на русском языке.

Участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которыми они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном настоящим Кодексом. 48

Не владеющим (недостаточно владеющим) языком, на котором ведется судопроизводство, является лицо, не понимающее устную и письменную речь, на которой ведется судопроизводство, (которое плохо понимает устную и (или) письменную речь на этом языке и не умеет свободно разговаривать на нем). Нуждающимися в помощи переводчика могут признаваться также немые, глухие, слепо-глухонемые. Совмещение в одном лице функций переводчика и дознавателя, следователя, прокурора или судьи является основанием для констатации нарушения права пользоваться услугами переводчика и для признания недействительными проведенных в таких условиях следственных и иных процессуальных действий.

На реализацию данного принципа указывают: п.13 ч.2 ст.42, п.4 ч.1 ст.51 УПК РФ, ст. 307 УК РФ. 50, 51

3. Принцип состязательности сторон (ст. 15 УПК РФ).

Состязательность как общий принцип организации и осуществления судопроизводства предусматривается ч.3 ст. 123 Конституции РФ. 52

Состязательное построение уголовного судопроизводства обеспечивает равные возможности сторон в реализации предоставленных им прав. Под состязательной моделью процесса понимается такое его построение, при котором функции обвинения и защиты полностью отделены друг от друга, суд же, в свою очередь, при рассмотрении и разрешении уголовного дела не связан мнением сторон.

Все стороны судебного разбирательства имеют равную возможность представить свою позицию по уголовному делу и ни одна из сторон не должна пользоваться какими-либо существенными преимуществами по сравнению с противной стороной . 53

Недопустимо возложения на один и тот же орган или на одно и то же должностное лицо различных процессуальных функций. То обстоятельство, что в силу принципа состязательности суд не может выступать на стороне обвинения или защиты, исключает, в частности, его полномочие возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении. Суд обязан оказывать содействие сторонам в реализации их прав и обязанностей, обеспечивать по их просьбе получение и исследование дополнительных доказательств, имеющих значение для дела. 54

Принцип реализуется в ст. 316, ст. 244, ст. 282, ст. 283 УПК РФ. 55

4. Принцип независимости судей и подчинение их только закону.

Без реального соблюдения этого принципа невозможно отправление правосудия. Так, при разрешении уголовного дела, судьи должны руководствоваться только законом, совестью, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств. Никто не вправе вмешиваться в деятельность судьи, присяжного заседателя, и такое вмешательство преследуется по закону.

При рассмотрении дела судьи должны быть лишены предвзятости и принимать решение в таком порядке, при котором каждый судья равноправен.

Для реализации данного принципа в УПК РФ предусматривается основание к отводу и самоотводу судьи и суда. Кроме того, судьи не в праве повторно принимать участие в рассмотрении одного и того же уголовного дела. Этот принцип также гарантируется несменяемостью судей и их неприкосновенностью. 56

5. Принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом.

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 57

6. Принцип гласности судебного разбирательства (ст. 241 УПК РФ).

Разбирательство уголовных дел во всех судах открытое, за исключением определенных случаев, предусмотренных п.2 ст.241 УПК РФ, именно в этом пункте указаны случаи ограничения гласности, т.е. возможность проведения закрытого судебного разбирательства на основании определения или постановления суда. 58

Во время нахождения морского судна, приписанного к порту России, в дальнем плавании матрос Иванов совершил на нем кражу вещей из каюты.

Капитан судна возбудил по данному факту в отношении Иванова уголовное дело по ч.2 ст.158 УК РФ, провел расследование, составил обвинительный акт и по прибытии судна в порт передал дело прокурору.

Действовал ли капитан судна в пределах предоставленных ему полномочий? Как следовало поступить в указанной ситуации?

Я считаю, что капитан судна поступил правильно и действовал в пределах предоставленных ему полномочий. А именно действовал в пределах ч.2 ст.2 УПК РФ.

Таким образом, капитан этого судна совершенно обоснованно возбудил уголовное дело по факту кражи. Также в полномочия капитана входят действия по проведению расследования по факту совершения преступления и составления обвинительного акта. В соответствии с ч.1 ст. 150 УПК РФ предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. А в соответствие с ч.3 ст. 151 УПК предварительное следствие производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных в т.ч. и частями второй-четвертой ст. 158 УК РФ, именно по этой статье было возбуждено уголовное дело капитаном судна. Таким образом, проведение предварительного расследования также входило в пределы предоставленных капитану полномочий.

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ.

Комментарий к ст. 31 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья определяет особенности правового положения капитана судна по поддержанию порядка на судне.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи распоряжения капитана судна в пределах его полномочий, выданные как в письменной, так и устной форме, должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

Также в соответствии с п. 44 Устава службы на судах Минречфлота РСФСР капитан судна:

- участвует в подборе и расстановке членов экипажа, принимает меры к закреплению кадров на судне;

- в случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.

Согласно ст. 11.17 КоАП невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. рублей до 5 тыс. рублей.

Более подробно порядок наложения дисциплинарных взысканий на членов экипажа регулируется п. 2 комментируемой статьи.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи капитан судна правомочен:

- применять к членам экипажа судна поощрения;

- налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания;

- отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Реализация указанного правомочия должна в обязательном порядке согласовываться с судовладельцем. Закон не устанавливает форму такого согласования. По нашему мнению, достаточно устного согласования.

Отметим, что до недавнего времени действовал Устав о дисциплине работников речного транспорта, утв. Постановлением Совмина СССР от 26 августа 1985 г. N 812 . Среди обязанностей работников внутреннего водного транспорта особо выделялись обязанности по обеспечению соблюдения установленных правил и норм по безопасности судоходства, технической эксплуатации флота, оборудования и механизмов, охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охране окружающей среды; сочетанию требовательности работников речного транспорта к подчиненным с заботой о них.

Утратил силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 октября 2018 г. N 1275.

Была попытка разработать Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта в форме федерального закона. Законопроект прошел первое чтение, но в процессе его подготовки к процедуре второго чтения разработчики пришли к выводу о необходимости отзыва законопроекта. К работе был привлечен ряд экспертов, включая представителей профсоюзов работников морского и речного транспорта, а также судовладельцев. В ходе этой работы был выявлен ряд неустранимых противоречий положений законопроектов положениям ТК. К примеру, увольнение за повторное совершение дисциплинарного проступка во всех отраслях народного хозяйства осуществлялось в рамках порядка, установленного ст. 192, 193 ТК, при этом для увольнения работника по общему правилу наступление каких-либо негативных последствий не является обязательным. Положение о том, что работник на год переводится на другую работу без согласия, противоречило ч. 1 и 2 ст. 37, ст. 55 Конституции. В результате проработки всех вопросов Правительство направило в Государственную Думу письмо о том, что законопроект необходимо снять с дальнейшего рассмотрения как утративший актуальность .

Таким образом, в настоящее время вопросы поощрения и дисциплинарного взыскания членов экипажа регламентируются только нормами ТК.

Согласно ст. 191 ТК работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В то же время в соответствии со ст. 192 ТК за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

- увольнение по соответствующим основаниям.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Дисциплинарное взыскание производится капитаном только при издании приказа по судну и согласовании этого с судовладельцем.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет правомочие капитана судна изолировать лицо, которое непосредственно создает угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Аналогичное правило закрепляется и в ст. 67 КТМ РФ, посвященной поддержанию порядка на судне.

Действия такого лица не должны содержать признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Тогда применяется другой порядок. Согласно п. 4 и 5 комментируемой статьи в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

Таким образом, комментируемый Кодекс ограничивает права капитана судна только организацией непосредственно задержания и информированием компетентных органов. В то же время ст. 69 КТМ закрепляет, что капитан судна, находящегося в плавании, возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК.

При этом ст. 40 УПК РФ установлено, что возбуждение уголовного дела публичного обвинения и выполнение неотложных следственных действий возложено на капитанов как морских, так и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах.

См.: Александров М.С. Дознание на судах, находящихся в плавании // Российский судья. 2010. N 6. С. 31 - 35.

При совершении каким-либо лицом на судне административного правонарушения капитан имеет право составить протокол об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП капитаны судов внутреннего плавания уполномочены составлять протоколы о следующих административных правонарушениях:

- выбрасывание мусора или иных предметов за борт судна внутреннего водного транспорта;

- невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

4. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

5. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль.

6. Экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение.

Комментарии к ст. 26 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепил, что в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.

В отечественном законодательстве на уровне законов отсутствует легальная дефиниция понятия "экипаж судна". Комментируемая статья рассматривает состав экипажа судна, не давая его определение.

Специалисты под экипажем судна предлагают понимать экипаж морского и речного транспорта как коллектив лиц, обеспечивающих управление, движение и безопасность эксплуатации судна, включая лиц, обслуживающих пассажиров, заключивших с судовладельцем трудовой договор в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и включенных в судовую роль .

См.: Большакова В.Н. Понятие экипажа судна морского и речного транспорта в соответствии с нормативными актами Российской Федерации // Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек. Труды международного научно-промышленного форума "Великие реки". Нижний Новгород, 16 - 19 мая 2017 г.

Судовая роль - основной судовой документ, содержащий сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна (Правила ведения судовой роли, утв. Приказом Минтранса от 2 мая 2012 г. N 122).

Нормативное определение понятия "экипаж судна" дано в Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.5.2-703-98 "Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 1998 года N 16. Данная дефиниция сформулирована следующим образом: экипаж судна - лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

Данное определение экипажа судна используется и в судебной практике.

Пример: в ходе рассмотрения дела об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию суд сослался на СанПиН 2.5.2-703-98, дополнительно указав, что истец в периоды работы матросом-мотористом относился к членам экипажа судна, занимал штатную должность матроса-моториста, а потому суд правомерно учел периоды работы истца в данной должности в специальный стаж. При этом ссылки УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга на неправомерность включения судом периода работы истца с 26 июня 1985 г. по 16 марта 1987 г. в должностях капитана рейда грузового участка, моториста-рулевого и иных членов судовой команды Ленинградского Западного Порта СЗРП в его специальный стаж в связи с отсутствием в указанный период документального подтверждения постоянной занятости М. в качестве плавсостава на судах, были отклонены судебной коллегией. В п. 31 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. N 1801, который утратил силу в связи с принятием КВВТ, но действовал на момент работы М. на судах, было установлено, что экипаж самоходных судов состоит из капитана, прочих старших лиц судового экипажа и судовой команды (см. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 мая 2017 г. N 33-8341/2017).

Понятие "плавсостав", встречающееся на практике, в КВВТ не содержится. В связи с этим интересно, что же оно под собой подразумевает.

В Отраслевом соглашении по речному транспорту на 2012 - 2014 гг., утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, саморегулируемой организацией "Ассоциация судоходных компаний", Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциацией связистов морского и речного транспорта от 6 марта 2012 г. (утратил силу), отмечалось: ввиду отсутствия в российском законодательстве термина "плавающий состав" стороны согласились с тем, что термин "плавающий состав" применительно к Соглашению означает лиц, работающих на борту судна в любом качестве по трудовому договору и включенных в судовую роль.

В Федеральном отраслевом соглашении по внутреннему водному транспорту на 2018 - 2021 гг., утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Российская палата судоходства" от 16 марта 2018 г., плавающий состав (плавсостав) определен как круг лиц, работающих в любом качестве или занятых на любой штатной должности в составе экипажа судна внутреннего плавания в соответствии с трудовым договором, заключенным с работодателем, и внесенных в судовую роль.

Таким образом, понятие "плавсостав", как мы видим, означает то же, что и "состав экипажа судна".

Обращаем внимание, что КТМ также не содержит определения "экипаж морского судна". Согласно п. 1 ст. 52 КТМ в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. По нашему мнению, законодателю все же следует дать определение понятия экипаж судна в комментируемой статье с целью унификации понятийного аппарата как речного, так и морского права.

Отношения между судовладельцем и членами экипажа судна регулируются трудовым правом (подробнее см. комментарий к ст. 28).

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утверждено Приказом Минтранса от 16 мая 2003 г. N 133. Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна - работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее - работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем. Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания, утв. Приказом Минтранса от 20 сентября 2016 г. N 268, устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха лиц, работающих в любом качестве или занятых на любой штатной должности в составе экипажа судна смешанного плавания, плавающих под Государственным флагом РФ.

2. В п. 2 комментируемой статьи закреплен перечень лиц, относящихся к командному составу судна:

- командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда;

- помощник капитана судна;

- помощник командира дноуглубительного или дноочистительного снаряда;

- механики и электромеханики;

- помощники механиков и электромехаников;

Уставом службы на судах Минречфлота РСФСР устанавливаются требования к командному составу, а также раскрывается перечень возложенных на них обязанностей.

На командный состав судна возлагается руководство подчиненными и личное участие в управлении судном и его эксплуатации. В частности, командный состав обязан:

- правильно организовать труд своих подчиненных, создавать условия для роста производительности труда, а также условия, обеспечивающие участие членов экипажа в решении производственных задач на судне;

- своим трудом и поведением служить примером для всех членов экипажа, поддерживать на судне дисциплину;

- всесторонне знать и изучать личные и деловые качества своих подчиненных, передавать им свои профессиональные знания и опыт;

- заботиться о подчиненных и повседневно воспитывать в них мужество, честность, трудолюбие, сознательную дисциплину, инициативу, стремление к овладению техникой, любовь к флоту;

- при назначении на судно новых членов экипажа ознакомить подчиненных лиц с их обязанностями по работе и тревогам, судовыми расписаниями, правилами и инструкциями по безопасности труда, пожарной безопасности и санитарии;

- знать обязанности подчиненных по судовым расписаниям;

- требовать от подчиненных точного выполнения законодательства, своих обязанностей, действующих правил, наставлений, приказов, инструкций и распоряжений в части, их касающейся, и контролировать это выполнение;

- информировать своих подчиненных о задачах и особенностях предстоящего рейса;

- проводить техническую учебу с членами экипажа;

- составлять и представлять на утверждение календарные графики проведения плановых технических обслуживаний судовой техники и обеспечивать их выполнение;

- изучать, обобщать опыт работы передовых экипажей и внедрять его на своем судне.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи состав судовой команды состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и работникам, обслуживающим пассажиров судна.

Следует отметить, что если лиц, относящихся к командному составу, можно считать должностными лицами, то лица, входящие в состав судовой команды, не относятся к таковым.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В настоящее время действует Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. Приказом Минтранса от 1 ноября 2002 г. N 138.

Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна определяет численность экипажа, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен для обеспечения безопасной эксплуатации судна, выполнения требований режима рабочего времени и времени отдыха на борту судна.

При численности экипажа менее установленного нормативом минимального состава эксплуатация судна не допускается. Статья 11.13 КоАП устанавливает, что выпуск (направление) в плавание судна (за исключением маломерного) лицом, ответственным за его эксплуатацию, без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию, либо с неукомплектованным экипажем, либо при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам, либо с нарушением установленных правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. рублей до 2 тыс. рублей.

Минимальный состав должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.

При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.

При установлении минимального состава экипажей самоходных транспортных судов численный и квалификационный состав экипажей судов обеспечивает:

- безопасное несение навигационной и машинной вахт и радиовахты;

- проведение безопасных и надежных швартовых операций;

- грамотное использование противопожарного оборудования, спасательных средств, поддержание их в рабочем состоянии, а также выполнение расписания по тревогам;

- управление закрытиями, обеспечивающими водонепроницаемость, и поддержание их в рабочем состоянии;

- поддержание мер пожаробезопасности во всех доступных помещениях;

- эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации;

- выполнение надлежащих действий по предотвращению ущерба окружающей среде;

- безопасную перевозку пассажиров, багажа и грузов.

Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха.

Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния спасательного, противопожарного оборудования и других систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне.

На борту судна необходимо иметь достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта.

5. Согласно п. 5 комментируемой статьи лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль.

Судовая роль служит основным документом, требуемым государственными властями и содержащим данные о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна.

В соответствии с Правилами ведения судовой роли на судах внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса от 26 февраля 2018 г. N 72, судовая роль должна содержать следующие сведения о судне:

- идентификационный номер судна, присвоенный ему при регистрации;

- название судовладельца (для российских юридических лиц) или фамилию, имя, отчество (при наличии) (для граждан РФ);

- государство флага судна;

В судовую роль должны вноситься сведения о членах экипажа судна, а также лицах, фактически находящихся на борту судна на момент его выхода в рейс, в том числе:

- об учащихся учебных заведений, направленных на данное судно для прохождения плавательной практики;

- о работниках федеральных органов исполнительной власти и работниках организаций, находящихся в ведении этих органов, а также о представителях судовладельца, командируемых для работы на судах.

К таким сведениям относятся:

- фамилия, имя, отчество (при наличии);

- вид и номер документа, удостоверяющего личность;

- номер квалификационного документа (при наличии).

Указываемые в судовой роли должности на судне учащихся учебных заведений и лиц, командируемых на суда, определяются судовладельцем, комплектующим экипаж судна.

Судовая роль должна заполняться на русском языке при прибытии судна в порт или убытии судна из порта.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение.

Задайте вопрос юристу:

Мореплавание и судоходство являются популярными сферами деятельности, специалисты которых имеют интересную и высокооплачиваемую работу. Пройдя по карьерной лестнице, можно стать капитаном корабля без дополнительных усилий. Популярность такой должности обоснована престижностью и возможностью путешествовать по различным странам мира.

Как стать капитаном корабля - описание профессии, обязанности и зарплата

Сложности профессии

Брать ответственность за жизни людей и состояние судна нелёгкое дело. Обучение по морской специальности проходит в различных формах. Теоретическую и практическую части сложно освоить без упорных занятий, чтения профессиональной литературы и саморазвития. Капитан судна должен обладать навыками стратегического мышления и уметь решать проблемы в сложных ситуациях. Вся команда слушает главного человека на корабле, поэтому в процессе обучения придётся освоить концентрацию внимания для быстрого выстраивания плана действий.

Сразу капитаном стать не получится, важно набраться опыта и побывать не в одном десятке плаваний, чтобы научиться всем нюансам профессии. Пройти по карьерной лестнице до главы судна можно при условии регулярной работы моряком в течение 7−10 лет. Процесс обучения на капитана корабля включает:

Как стать капитаном корабля - описание профессии, обязанности и зарплата

  • заучивание правовой теории — морское законодательство, кодекс, юридические правила;
  • теоретическая и опытная работа с техническим оборудованием — вычисление разных данных, ведение документации, отслеживание изменений, выстраивание последовательности действий;
  • экологические правила;
  • строение судов и характеристика;
  • работа в команде — решение социальных связей;
  • управление людьми;
  • правила международных вод;
  • умение делать грамотную отчётность;
  • навигация речная и морская, а также хождение в порту;
  • способность управлять судном посредством команды и технологий.

Профессия предполагает руководство над экипажем гражданского корабля, а также управление им в штатной ситуации. За годы работы матрос проходит карьерную лестницу до третьего, второго, старшего и заместителя капитана.

Долгий процесс обучения включает умение помыть палубу, приготовить пищу на всю команду и оказать срочную медицинскую помощь в экстренной ситуации. Любой ребёнок знает, что работа капитана очень сложна.

ъПлюсы и минусы должности

Как стать капитаном корабля - описание профессии, обязанности и зарплата

В каждой профессиональной области есть преимущества и недостатки. Морское дело отличается сложной структурой, особенно тяжёлой в обучении. Всего на судне есть 3 типа рабочих — электротехники, механики и судоводители. Из основного командного состава сложно выбиться по карьерной лестнице до должности капитана.

Выбирая морскую специальность, стоит понимать, где лучше работать — в технике или с документами. Описание позитивных сторон:

Как стать капитаном корабля - описание профессии, обязанности и зарплата

Работа главы корабля имеет некоторые особенности, с которыми не все выпускники морских вузов готовы мириться. В обязанности капитана судна входят решение сложных задач и их распределение экипажу. Главные недостатки профессиональной деятельности:

Но на хорошую зарплату могут рассчитывать только капитаны дальнего плавания. У работников речных и малых судов очень скромный доход. Иногда в чрезвычайных ситуациях помощники имеют право вносить изменения в заданный курс.

Где учат судовождению

Среди морских вузов и колледжей есть выдающиеся представители, которые обеспечивают качественную профессиональную подготовку студентов со всей России. По возможности стоит поступить в колледж после 9 класса, а также пойти в высшее учебное заведение. Всё обучение на капитана корабля проходит в разной форме. Каждая академия использует специальный методологический комплекс и современную научную программу.

Среди высших учебных заведений выделяются столичные университеты и другие государственные учреждения:

Как стать капитаном корабля - описание профессии, обязанности и зарплата

  • Волжская государственная академия водного транспорта;
  • Санкт-Петербургский государственный морской технический колледж;
  • Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова;
  • Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова;
  • Московская государственная академия водного транспорта;
  • Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского.

Поступление в академию после 11 класса позволит оперативно начать изучение узконаправленных наук. Как правило, для поступления в учебные заведения необходимо сдать математику, информатику, физику, химию и иностранный язык. Получить высшее образование и диплом недостаточно, поскольку непрофессиональные выпускники сразу уходят с работы.

Сколько зарабатывает капитан судна

Любая специальность, будь то штурман или младший персонал, оплачивается в достаточном объёме. Ценовой разброс зависит от масштаба. Если капитан речного судна получает не больше 70 тыс. рублей, то управление торговым лайнером позволит зарабатывать от нескольких тысяч долларов за один рейс.

Как стать капитаном корабля - описание профессии, обязанности и зарплата

Важно быть готовым к переезду — капитаны востребованы в городах с открытым выходом в море. Специалист на круизном лайнере, промысловом судне или частной яхте может зарабатывать и параллельно отдыхать в различных странах. Опыт также существенно меняет ставку. Начинать карьерную лестницу лучше всего с технических профессий на судне, например, инженер-судоводитель. Заниматься документами в кабинете также выгодно.

Профессиональный капитан отлично знает кодекс, разрешённые и запрещённые действия в международных и внутренних водах. В экстремальных случаях именно глава судна решает сложные вопросы. Члены команды — матросы, в первое плаванье могут получать от 40 тыс. до 60 тыс. рублей. На карьерный рост влияют не только глубокие технические знания, но и педантичность в узконаправленных делах, тактичность, вежливость и задатки лидера.

Читайте также: