Кандинский страшный суд какой стиль

Обновлено: 19.05.2024

Василия Кандинского по праву считают отцом абстракционизма, ведь он не просто создал большое количество абстракций, но и много сделал для распространения нового направления. Кандинский создавал художественные объединения, писал трактаты, много путешествовал и активно представлял свои работы на выставках. И в этой статье мы рассмотрим наиболее известные его картины, а также самые дорогие холсты и суммарный оборот продаж работ художника за последние двадцать лет.

Лучшие картины художника Кандинского

Первая абстрактная акварель

Абстракции и сегодня многие скептики не могут понять и считают мазней, неумением рисовать, а не полноценным искусством. Однако за переходом от предметов к беспредметности стоит нечто большее. В частности, у Кандинского еще с детства была синестезия — явление, которое не относится к патологии, но характерно для немногих людей. Проявляется оно так: при воздействии на один орган чувств автоматически реагирует другой орган чувств. Например, каждый звук у человека ассоциируется с конкретным цветом или при воспоминании событий он ощущает конкретные вкусы. Кандинский еще с детства слышал какое-то странное шипение, когда смешивал краски. А во взрослом возрасте на опере Вагнера при звучании разных музыкальных инструментов у него вдруг начали вставать перед глазами все его краски, а в уме бешено рисовались разнообразные линии.

В. Кандинский. Первая абстрактная картина (акварель). 1910 г.

Такая особенность восприятия в конце концов привела его к желанию уйти в живописи от предметности и в прямом смысле наслаждаться симфонией, возникающей при работе с цветами и линиями вне рассуждений. Свою первую чистую абстракцию художник создал в 1910 году в Германии. В ней он попытался выразить так называемые порывы души через гармонию цветов. Так как на картине не было изображено конкретных предметов, он оставил ее без названия.

Эта работа сегодня является как одной из самых популярных в живописи Кандинского, так и отправной точкой интенсивного развития в России абстракционизма. Ее называют первой абстрактной картиной или первой абстрактной акварелью, так как работа создана при помощи туши, акварели и карандаша. Она принадлежит к пятилетнему периоду в жизни художника, когда он работал наиболее интенсивно и много экспериментировал. В результате на свет появилось более двухсот оригинальных работ.

Казалось бы, что у хаотично изображенных на полотне фигур, линий и цветовых пятен не могло быть будущего. Однако новое направление трудами Кандинского и других художников, подхвативших идею беспредметности, стало интенсивно развиваться. Погрузившись в новую живопись, Кандинский осознал, что даже с помощью абстракций можно выражать себя по-разному. Можно рисовать бессознательно под действием первого впечатления — такую живопись он назвал импрессией. Сознательное выражение внутренних переживаний — это импровизация, а высшей формой абстракции является композиция.

Если внимательно присмотреться к композиции, она не полностью беспредметна. В ней можно различить образ парусной лодки, волны и другие элементы, хотя большую часть работы художник заключил все же в цвете. Он дал развернутые пояснения к картине, по которым можно понять, что означает то или иное цветовое пятно на холсте, и почему автор решил его изобразить.

В. Кандинский. Композиция VI. 1913 г.

Вслед за шестой композицией родилась седьмая, которая считается вершиной творчества художника. Перед ее созданием Кандинский нарисовал около тридцати эскизов и в конечном итоге создал, по его словам, холст с самой сложной за всю его художественную деятельность структурой. В этой картине к теме Всемирного потопа добавляются и другие библейские темы. Картина была создана в Германии и представлена вначале на выставке в Кельне, а затем в других городах. Огромный холст размером 2 на 3 метра, производил глубокое впечатление на зрителей, а вблизи еще усиливал его благодаря разнородной структуре мазков. Не зря картина считается шедевром абстрактной живописи и до сих пор будоражит умы ценителей искусства. В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской галерее.

В. Кандинский. Композиция VII. 1913 г.

Помимо названных работ автор создал множество других композиций в период с 1910 по 1939 годы. Не все они сохранились, так как часть была уничтожена в военное время. Эти работы представляют большой интерес с точки зрения развития абстрактной живописи в целом и живописи Кандинского в частности.

В. Кандинский. Композиция V. 1911 г.

Квадраты с концентрическими кругами

Помимо цвета в этой работе фигурирует любимая форма художника — круг, которая часто встречается и в других его абстрактных работах. По ощущениям Кандинского, в круге заключена огромная внутренняя сила, в нем есть огромное напряжение, а когда к нему добавляется цвет, то это уже сумма многих напряжений. Так, создавая круги в кругах и насыщая их разными цветами, художник сравнивал возникающие при этом ощущения.

В отличие от абстрактных композиций здесь прослеживается предметность, однако здесь нет привычных деталей, логичного расположения улиц или знакомых сюжетов. Зритель может, скорее, почувствовать огромный город с кипучей жизнью через это нагромождение элементов и буйство красок.

Хотя в картине все же больше речь идет о цветах и их влиянии на самого художника и зрителя, многие искали в ней скрытый смысл. Одни разглядели на холсте абстрактное изображение самого Кандинского с прорисовкой контуров лица, очков и воротничка, другие различают среди абстрактных линий символ Одессы Воронцовский маяк (Кандинский жил какое-то время в Одессе вместе с родителями). Третьи полагают, что художник выразил самого себя через базовые цвета его цветовой теории.

Самые дорогие картины Кандинского

В. Кандинский. Einige Spitzen. 1925 г.

Помимо перечисленных картин у Василия Кандинского есть много других замечательных работ. В свое время они произвели огромное впечатление на многих людей, породив целую плеяду русских художников-абстракционистов и зарубежных коллег. Так как его раннее творчество и абстракции по-разному воздействуют на зрителей, то каждый находит в его живописи свои любимые произведения. Оценить всю силу его холстов поможет знакомство с оригиналами, так как многометровые текстурные холсты, безусловно, создают куда более мощное впечатление, чем маленькие электронные копии.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Василий Кандинский - русский художник и теоретик искусства, оказавший глубокое влияние на развитие современного изобразительного искусства. Он был тем, кто освободил картину от ограничивающего представления и создал основу для эволюции абстракционизма. Его огромное влияние на мир искусства навсегда изменило способ восприятия живописи. Работы художника основывались на философских положениях, которые неуклонно прогрессировали в картинные образы.

Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам. Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.

Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством. Несмотря на успехи в изучении экономики и права он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.

Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.

Два года Василий Васильевич провел в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис. В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя свое детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника. Он поселился в городке Мурнау, возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жесткими цветами.

Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.

Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.

Живопись Василия Кандинского:

Знаменитые картины Василия Кандинского

Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Замкнутые поля с рассеянными элементами композиции, перетекающими в определенные формы. Художник вернулся к своим абстрактным истокам.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Эта картина послужила вдохновением для создания одной из самых влиятельных групп в истории современного искусства - Der Blaue Reiter. Эта ранняя работа написана на грани абстракции.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Пейзаж, заимствованный из поездки в Нидерланды. В сцене предположительно влияние импрессионизма.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Постепенный переход к абстракции отмечен экспрессионизмом в пейзаже.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Русский пейзаж, в котором художник воскресил свою тоску по дому.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Практически полностью абстрактный пейзаж с небольшими контурами, предполагающими холм и человеческие фигуры.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Эта работа имеет историческую ценность, как первая полностью абстрактная акварель Кандинского.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Импровизация в рисунке и цвете даёт подсказки, но полностью не раскрывает и не конкретизирует образы. Ранняя абстракция.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Знаменитые картины Василия Кандинского

Есть история о том, что Кандинский думал, что завершил картину, но как только его помощник случайно повернул её другой стороной, изменилась перспектива и общее впечатление от полотна, что сделало его прекрасным.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Кандинский часто называл свои картины на манер музыкальных произведений - импровизации и композиции.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Типичный пример лирической абстракции с сильным цветовым и эмоциональным содержанием.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Уже настоящая глубокая абстракция. Таким образом, Кандинский проводил исследование в области цвета и геометрии.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Знаменитые картины Василия Кандинского

Во время пребывания в Москве за годы войны Кандинского поразила суматоха большого города. Это скорее портрет столицы, чем пейзаж, отражающий всю её мощь и турбулентность.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Очередное изучение цвета в очень ограниченной геометрической форме.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Одна из картин, написанных после возвращения в Германию. Мы видим по-прежнему богатые цвета в композиции, но отчетливо острый геометрический поворот оттесняет лирические мазки.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Визуальное представление на двух основных нюансах - черном и белом. Две противоположности создают сильный контраст, сохраняя напряжение в живописи, которая имитирует борьбу между жизнью и смертью.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Как следует из названия, это в первую очередь изучение потенциала основных цветов, которые украшают геометрическую композицию.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Эта картина также написана под влиянием музыки. Визуальные элементы пропорциональны музыкальным составляющим идеальной симфонии. Кандинский полагал, что это и есть секрет истинной живописи.

К 155-летию со дня рождения

Кандинский за работой

Многим хочется понять живопись Кандинского. Значит надо обратиться к его теории.

И, прежде всего, согласиться, что Кандинский ввел в историю живописи новое мышление. А новое всегда отрицается или требует больше времени, чтобы найти подход к этому новому.

Картина раннего периода Без названия

А эти рисунки не представляют ничего из реального мира…

Хотя, нет, вот более реальные:

Созвездие или всплывающий кит

Ископаемый бык или амеба

Не удивляйтесь, это тоже Кандинский:

Ахтырка. Красная церковь

В то время он еще не думал изучать живопись, он еще двадцатилетний студент-правовед. Но посмотрите, сколько в этой картине любви к Москве его юности!

Окрестности Москвы

Одесса. Порт

Всадник Святой Георгий

Синий всадник

Глядя на эти картины, думаешь – Кандинский мог бы стать хорошим иллюстратором. Но он решил, что в области абстрактного возможности неисчерпаемы. Да и вышеприведенные картины вызывают эмоции, значит, имеют право на существование. Защитников беспредметного искусства, как правило, загоняют в угол, мол, кому это надо. Они умеют защищаться, они показывают на абстрактные формы в природе, на строение кристаллов, на космические видения. Абстрактен ведь корень дерева? А водная струя?

Двое на лошади

Кандинскому пришлось идти дальше: не надо противопоставлять искусство и природу. Они существуют рядом. Процесс творчества, говорил он, одинаков – и в природе, и в искусстве. Значит, и принимать их надо такими, какие они есть.

Нет, это все сомнительно. Пусть сам Кандинский попробует убедить сомневающихся в нужности беспредметного искусства. Все значительное кроется в детстве.

Не единожды ему приходилось начинать все заново. Сначала эмиграция в Германию, потом пришлось дважды покидать Германию, свою вторую духовную родину (в начале Первой мировой, затем в 1933-м с приходом к власти фашистов). Сначала его искусство воспринималось как провокация. Видя это, он не отступал назад, до конца жизни боролся с непониманием. Помогали в этом немногочисленные друзья (Франц Марк и Пауль Клее, композитор-авангардист Арнольд Шенберг). Оценки критиков его волновали не особо. Он просто писал картины, при этом не забывал вносить их в список.

Первая абстрактная акварель с красным пятном

Кони

Ущелье

Особого внимания в творческой биографии Кандинского заслуживает мюнхенский период. В Мюнхене прошли годы его ученичества, здесь развились его философские и эстетические концепции, здесь он ворвался в мир абстракции.

В Мюнхене он организовал ассоциацию художников, устраивал выставки, занимался издательской деятельностью. Приезжая в Москву, включался в художественное воспитание широких масс, создавал музеи. И лишь последние 11 лет своей жизни во Франции Кандинский провел в уединении. Здесь окончательно развился его новый стиль: объединение в одной композиции противоположности – предметность и абстракцию. Произведения этих последних особенно мало находят одобрений.

Вернемся в мюнхенский период. Там Кандинский записался в школу Антона Ажбе, эксцентричного человека, хорошего педагога и рисовальщика.

Здесь Кандинский встретил своих земляков: Алексея Явленского и Марианну Веревкину.

Интерьер: Габриэла Мюнтер и Марианна Веревкина 1910 г.

Эскиз к импровизации № 8

Красочная (Пестрая) жизнь

Он стал ведущей личностью в искусстве, растормошив немецкий город Мюнхен и превратив его в город современного искусства.

Эта картина – загадка – пятнистая коровья шкура так хорошо согласуется с пейзажем, что очертания животного неразличимы.

Импровизация – это бессознательное выражение характера (от внутренней природы).

Лирический треугольник

Москва. Красная площадь

Композиции – это картины, в которых виден разум, сознание. Он уже не пейзажист, он ищет новые точки зрения на свои изображения, все остальное ему безразлично. В этих картинах видны библейские мотивы: Святой Георгий и Архангелы, Собор всех святых, Воскресение, Всемирный потоп.

Сюита 424

Прошло десять лет с этого знаменательного события, и в 1921 году Кандинский покинул Россию.

В 1914 году Кандинского как русского врага выселяют из Германии в течение 24-х часов. Он едет в Россию, но спешит не особенно. В Европе у него ИМЯ, а в России он декадент, зачем туда торопиться. Он вернулся, и все семь лет жизни в Москве покрыты мраком. Документов об этом периоде нет. В России главенствуют уже конструктивисты, супрематисты, Пролеткульт, вокруг авангарда идут дебаты. Художник мало пишет. Всего сорок картин за семь лет.

В 1925 году как раз в Берлине открылась выставка русского искусства. Устроителем был российский наркомат просвещения и зарубежная организация в помощь голодающим в России. Выставка подробно информировала публику о художественных течениях, получивших развитие в Москве за годы, когда она была изолирована от мира войной и революцией. Но Кандинский – эмигрант, он не вписывается ни в одно направление. Поэтому единственное, что он сделал – подготовил проект настенной росписи для фойе выставки. Это была его попытка достигнуть синтеза живописи и архитектуры. Он стал первым художником, который понял, что живопись может только тогда исполнять свою роль в создании архитектурного сооружения, когда она с самого начала включена в общую идею как равноценная дисциплина. Он был против декоративной функции живописи. Живописец – не помощник архитектуры.

Картина с белыми линиями

Картина с белыми линиями (Самая дорогая картина Кандинского - £33 млн (примерно $41,8 млн)).

И все это вызвало в прессе невероятную ругань.

Но Кандинский невозмутим и настаивает по-прежнему на выразительной возможности линии.

Следующая его любовь – круг. Он почти во всех картинах Кандинского в 20-годы.

Круги

Похоже на мыльные пузыри.

Затем появился треугольник.

А тут еще после Второй мировой войны вздумал возрождаться реализм. Абстрактное искусство отвергнуто начисто. Поэтому трудно найти ключ к его последним работам. Они полны барочного изобилия, они причудливы и нелепы. Фигуры на них абсурдны. Но как отчетливо прорисованы детали, как ярки краски!

Упорядоченное движение 1938 г.

Зрительской фантазии недостаточно, чтобы понять эти картины. Что это за неземные создания?

Голубое небо 1940 г.

А где круг, квадрат, треугольник – жители его прежних картин? Исчезли. Им на смену пришли иероглифы, непонятные даже самому Кандинскому.

Все эти книги находятся в фонде отдела социально-гуманитарной литературы Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина



Картина Композиция VII

Эдуард Мане (слева) и Клод Моне (справа).

Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние. Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса.

 Композиция VIII

Выставлена в музее: Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк

Картина Смутное

Выставлена в музее: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина Импровизация 20

Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Заклинатель будущего. 13 картин Василия Кандинского

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, в связи с чем в детстве часто переезжал, но в 1871 году семья осела в Одессе. Здесь он окончил гимназию, получив в том числе художественное и музыкальное образование.

Затем он вернулся в Москву, где с отличием окончил юридический факультет МГУ, а также углублённо изучал экономику.

Годом позже он уезжает в Мюнхен, где поступает в местную академию художеств, чтобы обучаться у немецкого живописца и скульптора Франца фон Штука.

Вторая половина 10-х годов XX века, проведённая в Германии, считается расцветом почерка художника. Именно в этот период своего творчества Кандинский нашёл собственный стиль, используя приёмы нефигуративного искусства.

Основной идеей абстракционизма был отказ от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре, вместо этого целью работ было достижение гармонии цветовыми сочетаниями и геометрическими формами.

По окончании Первой мировой войны Василий Кандинский вернулся в Москву. Здесь он вплотную подошёл к общественной работе, был инициатором создания Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук.

Сейчас Василий Кандинский считается одним из самых влиятельных художников XX века, его считают основоположником абстракционизма. Кандинский также остаётся одним из самых известных русских художников в современном искусстве.

Заклинатель будущего. 13 картин Василия Кандинского

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, в связи с чем в детстве часто переезжал, но в 1871 году семья осела в Одессе. Здесь он окончил гимназию, получив в том числе художественное и музыкальное образование.

Затем он вернулся в Москву, где с отличием окончил юридический факультет МГУ, а также углублённо изучал экономику.

Годом позже он уезжает в Мюнхен, где поступает в местную академию художеств, чтобы обучаться у немецкого живописца и скульптора Франца фон Штука.

Вторая половина 10-х годов XX века, проведённая в Германии, считается расцветом почерка художника. Именно в этот период своего творчества Кандинский нашёл собственный стиль, используя приёмы нефигуративного искусства.

Основной идеей абстракционизма был отказ от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре, вместо этого целью работ было достижение гармонии цветовыми сочетаниями и геометрическими формами.

По окончании Первой мировой войны Василий Кандинский вернулся в Москву. Здесь он вплотную подошёл к общественной работе, был инициатором создания Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук.

Сейчас Василий Кандинский считается одним из самых влиятельных художников XX века, его считают основоположником абстракционизма. Кандинский также остаётся одним из самых известных русских художников в современном искусстве.

Извест­ным, да хотя бы и про­сто худож­ни­ком Васи­лий Васи­лье­вич Кан­дин­ский стал не сра­зу. В 1886 году, сле­дуя жела­нию роди­те­лей, он идёт учить­ся на юри­ста в Мос­ков­ский уни­вер­си­тет. С учё­бой справ­ля­ет­ся отлич­но. После выпус­ка карье­ра, семья, быт — жизнь идёт в гору.

16 декаб­ря 2021 года Кан­дин­ско­му стук­ну­ло 155 лет. Хоро­ший повод рас­смот­реть напи­сан­ное им в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке, наблю­дая, как посте­пен­но воз­ни­ка­ет новый мир: бес­пред­мет­ный, кос­ми­че­ский, кон­крет­ный и даже сказочно-микробиологический.


Кан­дин­ский с котом Вась­кой. 1906 год


Одес­са. Порт. 1898 год

1901–1911. Беспредметные казаки и синий конь в жёлтых яблоках

Обра­зы ста­рой Руси будут часто встре­чать­ся в рабо­тах Васи­лия Васи­лье­ви­ча. И даже в наи­бо­лее абстракт­ных кар­ти­нах если и не видят­ся, то чудят­ся бело­снеж­ные кре­пост­ные сте­ны и золо­тые цер­ков­ные луковки.


Луч­ник. 1908 год


Каза­ки (Деталь Ком­по­зи­ции IV). 1910 год

Рас­пя­тый Хри­стос. 1911 год Свя­той Геор­гий про­тив дра­ко­на. 1911 год

Воз­мож­но — но не обя­за­тель­но, посколь­ку, гово­ря о Кан­дин­ском, нет ни охо­ты, ни необ­хо­ди­мо­сти плот­но ассо­ци­и­ро­вать его с устой­чи­вы­ми тече­ни­я­ми в искус­стве. Кан­дин­ский — сам себе река, сам её рус­ло и тече­ние. Он же и вро­де коме­ты с его одно­имён­ной кар­ти­ны 1900 года — не похо­жей на дру­гие его рабо­ты тех лет и позд­нее. Даже непо­нят­но, отку­да взял­ся образ: наде­лав­шая шуму на Зем­ле коме­та Гал­лея объ­явит­ся толь­ко в 1910 году. Ну и пусть непо­нят­но, зато как здорово.


Коме­та. 1900 год

Пер­вая миро­вая вой­на, рево­лю­ция в Рос­сии — основ­ные миро­вые собы­тия, вли­я­ю­щие на Васи­лия Васи­лье­ви­ча в этот пери­од. И ещё одно, не менее прин­ци­пи­аль­ное, но уже в рам­ках соб­ствен­ной био­гра­фии — после несколь­ких лет жиз­ни за гра­ни­цей Кан­дин­ский воз­вра­ща­ет­ся в Москву.

Жен­щи­на в Москве. 1912 год Все свя­тые I. 1911 год


Москва. Крас­ная пло­щадь. 1916 год

В июне 1916 года Кан­дин­ский пишет о пла­нах на мос­ков­ские кар­ти­ны воз­люб­лен­ной, худож­ни­це Габ­ри­э­ле Мюнтер:

И уже в нояб­ре того же года делит­ся радо­стью от успеш­но про­де­лан­ной работы:


Ком­по­зи­ция VII. 1913 год


Цвет­ной эскиз. Квад­ра­ты с кон­цен­три­че­ски­ми кру­га­ми. 1913 год


Ама­зон­ка. 1917 года


Ама­зон­ка в горах. 1918 года

1920–1925. Космические миры и цветные звуки

В мире Кан­дин­ско­го нача­ла 20‑х мень­ше глад­ких линий и выпук­лой вязи, боль­ше обособ­лен­ной угло­ва­то­сти и стро­го­сти. Но закон суще­ство­ва­ния фигур на хол­стах совсем не тот, что у кол­лег: ирра­ци­о­наль­ный, а не конструктивный.

Поле­ми­зи­руя с кон­струк­ти­ви­ста­ми, Кан­дин­ский пишет:


В чёр­ном квад­ра­те. 1923 год


Малень­кие миры III. 1922 год

Крас­ный круг на чёр­ной поверх­но­сти. Илья Чаш­ник. 1925 год One Spit. 1925 год


Кон­такт. 1924 год


Без­молв­ное. 1924 год

Ну а может, всё ина­че, и на кар­тине — пуб­ли­ка на выстав­ке, замер­шая в без­мол­вии, не зная, как им реа­ги­ро­вать на новое про­из­ве­де­ние искусства.

1926–1944. Микробиологическая сказка и схемы чудес


Спо­кой­ные. 1926 год

Так или ина­че, кажет­ся, что, выби­рая меж­ду внеш­ним и внут­рен­ним кос­мо­сом, Кан­дин­ский сде­лал выбор в поль­зу послед­не­го. В кон­це кон­цов, мало у кого есть воз­мож­ность сесть в раке­ту и уле­теть на ней к звёз­дам, зато внут­рен­няя все­лен­ная все­гда под рукой. Завер­шая кон­стру­и­ро­ва­ние сво­е­го мира, Кан­дин­ский дей­ству­ет как мик­ро­био­лог и ген­ный инже­нер от искус­ства, не то созда­вая, а не то откры­вая досе­ле никем не видан­ные фор­мы жизни.


Поло­са­тое. 1934 год


Эта­жи. 1929 год


Груп­пи­ров­ка. 1937 год

Раз­лич­ные про­ис­ше­ствия. 1941 год Вза­им­ное согла­сие. 1942 год Послед­няя аква­рель. 1944 год


Тьма. 1943 год

Дели­кат­ная напря­жён­ность. 1923 год Неж­ное вос­хож­де­ние. 1934 год


Успо­ка­и­ва­ю­щий. 1930 год


Оба поло­са­тые. 1932 год


Кар­ти­на XIII. Ката­ком­бы. Рим­ская гроб­ни­ца. 1928 год


Кар­ти­на VII. Быд­ло. 1928 год

Мог ли Кан­дин­ский пред­ви­деть буду­щее? Или, напро­тив, вся совре­мен­ная мас­со­вая куль­ту­ра и дизайн чер­па­ют вдох­но­ве­ние у Кан­дин­ско­го? Как бы то ни было, эти (и мно­гие дру­гие) вопро­сы поз­во­ля­ют и в наши дни вести бесе­до­вать о Кан­дин­ском, избе­гая того, чего все­гда избе­га­ли его про­из­ве­де­ния: ака­де­ми­че­ской сухо­сти, пред­ска­зу­е­мо­сти, высо­ко­пар­но­сти и, глав­ное, скуки.

Читайте также: