Кандинский страшный суд какой стиль
Обновлено: 19.05.2024
Василия Кандинского по праву считают отцом абстракционизма, ведь он не просто создал большое количество абстракций, но и много сделал для распространения нового направления. Кандинский создавал художественные объединения, писал трактаты, много путешествовал и активно представлял свои работы на выставках. И в этой статье мы рассмотрим наиболее известные его картины, а также самые дорогие холсты и суммарный оборот продаж работ художника за последние двадцать лет.
Лучшие картины художника Кандинского
Первая абстрактная акварель
Абстракции и сегодня многие скептики не могут понять и считают мазней, неумением рисовать, а не полноценным искусством. Однако за переходом от предметов к беспредметности стоит нечто большее. В частности, у Кандинского еще с детства была синестезия — явление, которое не относится к патологии, но характерно для немногих людей. Проявляется оно так: при воздействии на один орган чувств автоматически реагирует другой орган чувств. Например, каждый звук у человека ассоциируется с конкретным цветом или при воспоминании событий он ощущает конкретные вкусы. Кандинский еще с детства слышал какое-то странное шипение, когда смешивал краски. А во взрослом возрасте на опере Вагнера при звучании разных музыкальных инструментов у него вдруг начали вставать перед глазами все его краски, а в уме бешено рисовались разнообразные линии.
Такая особенность восприятия в конце концов привела его к желанию уйти в живописи от предметности и в прямом смысле наслаждаться симфонией, возникающей при работе с цветами и линиями вне рассуждений. Свою первую чистую абстракцию художник создал в 1910 году в Германии. В ней он попытался выразить так называемые порывы души через гармонию цветов. Так как на картине не было изображено конкретных предметов, он оставил ее без названия.
Эта работа сегодня является как одной из самых популярных в живописи Кандинского, так и отправной точкой интенсивного развития в России абстракционизма. Ее называют первой абстрактной картиной или первой абстрактной акварелью, так как работа создана при помощи туши, акварели и карандаша. Она принадлежит к пятилетнему периоду в жизни художника, когда он работал наиболее интенсивно и много экспериментировал. В результате на свет появилось более двухсот оригинальных работ.
Казалось бы, что у хаотично изображенных на полотне фигур, линий и цветовых пятен не могло быть будущего. Однако новое направление трудами Кандинского и других художников, подхвативших идею беспредметности, стало интенсивно развиваться. Погрузившись в новую живопись, Кандинский осознал, что даже с помощью абстракций можно выражать себя по-разному. Можно рисовать бессознательно под действием первого впечатления — такую живопись он назвал импрессией. Сознательное выражение внутренних переживаний — это импровизация, а высшей формой абстракции является композиция.
Если внимательно присмотреться к композиции, она не полностью беспредметна. В ней можно различить образ парусной лодки, волны и другие элементы, хотя большую часть работы художник заключил все же в цвете. Он дал развернутые пояснения к картине, по которым можно понять, что означает то или иное цветовое пятно на холсте, и почему автор решил его изобразить.
Вслед за шестой композицией родилась седьмая, которая считается вершиной творчества художника. Перед ее созданием Кандинский нарисовал около тридцати эскизов и в конечном итоге создал, по его словам, холст с самой сложной за всю его художественную деятельность структурой. В этой картине к теме Всемирного потопа добавляются и другие библейские темы. Картина была создана в Германии и представлена вначале на выставке в Кельне, а затем в других городах. Огромный холст размером 2 на 3 метра, производил глубокое впечатление на зрителей, а вблизи еще усиливал его благодаря разнородной структуре мазков. Не зря картина считается шедевром абстрактной живописи и до сих пор будоражит умы ценителей искусства. В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской галерее.
Помимо названных работ автор создал множество других композиций в период с 1910 по 1939 годы. Не все они сохранились, так как часть была уничтожена в военное время. Эти работы представляют большой интерес с точки зрения развития абстрактной живописи в целом и живописи Кандинского в частности.
Квадраты с концентрическими кругами
Помимо цвета в этой работе фигурирует любимая форма художника — круг, которая часто встречается и в других его абстрактных работах. По ощущениям Кандинского, в круге заключена огромная внутренняя сила, в нем есть огромное напряжение, а когда к нему добавляется цвет, то это уже сумма многих напряжений. Так, создавая круги в кругах и насыщая их разными цветами, художник сравнивал возникающие при этом ощущения.
В отличие от абстрактных композиций здесь прослеживается предметность, однако здесь нет привычных деталей, логичного расположения улиц или знакомых сюжетов. Зритель может, скорее, почувствовать огромный город с кипучей жизнью через это нагромождение элементов и буйство красок.
Хотя в картине все же больше речь идет о цветах и их влиянии на самого художника и зрителя, многие искали в ней скрытый смысл. Одни разглядели на холсте абстрактное изображение самого Кандинского с прорисовкой контуров лица, очков и воротничка, другие различают среди абстрактных линий символ Одессы Воронцовский маяк (Кандинский жил какое-то время в Одессе вместе с родителями). Третьи полагают, что художник выразил самого себя через базовые цвета его цветовой теории.
Самые дорогие картины Кандинского
Помимо перечисленных картин у Василия Кандинского есть много других замечательных работ. В свое время они произвели огромное впечатление на многих людей, породив целую плеяду русских художников-абстракционистов и зарубежных коллег. Так как его раннее творчество и абстракции по-разному воздействуют на зрителей, то каждый находит в его живописи свои любимые произведения. Оценить всю силу его холстов поможет знакомство с оригиналами, так как многометровые текстурные холсты, безусловно, создают куда более мощное впечатление, чем маленькие электронные копии.
Василий Кандинский - русский художник и теоретик искусства, оказавший глубокое влияние на развитие современного изобразительного искусства. Он был тем, кто освободил картину от ограничивающего представления и создал основу для эволюции абстракционизма. Его огромное влияние на мир искусства навсегда изменило способ восприятия живописи. Работы художника основывались на философских положениях, которые неуклонно прогрессировали в картинные образы.
Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам. Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.
Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством. Несмотря на успехи в изучении экономики и права он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.
Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.
Два года Василий Васильевич провел в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис. В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя свое детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника. Он поселился в городке Мурнау, возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жесткими цветами.
Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.
Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.
Живопись Василия Кандинского:
Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Замкнутые поля с рассеянными элементами композиции, перетекающими в определенные формы. Художник вернулся к своим абстрактным истокам.
Эта картина послужила вдохновением для создания одной из самых влиятельных групп в истории современного искусства - Der Blaue Reiter. Эта ранняя работа написана на грани абстракции.
Пейзаж, заимствованный из поездки в Нидерланды. В сцене предположительно влияние импрессионизма.
Постепенный переход к абстракции отмечен экспрессионизмом в пейзаже.
Русский пейзаж, в котором художник воскресил свою тоску по дому.
Практически полностью абстрактный пейзаж с небольшими контурами, предполагающими холм и человеческие фигуры.
Эта работа имеет историческую ценность, как первая полностью абстрактная акварель Кандинского.
Импровизация в рисунке и цвете даёт подсказки, но полностью не раскрывает и не конкретизирует образы. Ранняя абстракция.
Есть история о том, что Кандинский думал, что завершил картину, но как только его помощник случайно повернул её другой стороной, изменилась перспектива и общее впечатление от полотна, что сделало его прекрасным.
Кандинский часто называл свои картины на манер музыкальных произведений - импровизации и композиции.
Типичный пример лирической абстракции с сильным цветовым и эмоциональным содержанием.
Уже настоящая глубокая абстракция. Таким образом, Кандинский проводил исследование в области цвета и геометрии.
Во время пребывания в Москве за годы войны Кандинского поразила суматоха большого города. Это скорее портрет столицы, чем пейзаж, отражающий всю её мощь и турбулентность.
Очередное изучение цвета в очень ограниченной геометрической форме.
Одна из картин, написанных после возвращения в Германию. Мы видим по-прежнему богатые цвета в композиции, но отчетливо острый геометрический поворот оттесняет лирические мазки.
Визуальное представление на двух основных нюансах - черном и белом. Две противоположности создают сильный контраст, сохраняя напряжение в живописи, которая имитирует борьбу между жизнью и смертью.
Как следует из названия, это в первую очередь изучение потенциала основных цветов, которые украшают геометрическую композицию.
Эта картина также написана под влиянием музыки. Визуальные элементы пропорциональны музыкальным составляющим идеальной симфонии. Кандинский полагал, что это и есть секрет истинной живописи.
К 155-летию со дня рождения
Кандинский за работой |
Многим хочется понять живопись Кандинского. Значит надо обратиться к его теории.
И, прежде всего, согласиться, что Кандинский ввел в историю живописи новое мышление. А новое всегда отрицается или требует больше времени, чтобы найти подход к этому новому.
Картина раннего периода Без названия |
А эти рисунки не представляют ничего из реального мира…
Хотя, нет, вот более реальные:
Созвездие или всплывающий кит |
Ископаемый бык или амеба |
Не удивляйтесь, это тоже Кандинский:
Ахтырка. Красная церковь |
В то время он еще не думал изучать живопись, он еще двадцатилетний студент-правовед. Но посмотрите, сколько в этой картине любви к Москве его юности!
Окрестности Москвы |
Одесса. Порт |
Всадник Святой Георгий |
Синий всадник |
Глядя на эти картины, думаешь – Кандинский мог бы стать хорошим иллюстратором. Но он решил, что в области абстрактного возможности неисчерпаемы. Да и вышеприведенные картины вызывают эмоции, значит, имеют право на существование. Защитников беспредметного искусства, как правило, загоняют в угол, мол, кому это надо. Они умеют защищаться, они показывают на абстрактные формы в природе, на строение кристаллов, на космические видения. Абстрактен ведь корень дерева? А водная струя?
Двое на лошади |
Кандинскому пришлось идти дальше: не надо противопоставлять искусство и природу. Они существуют рядом. Процесс творчества, говорил он, одинаков – и в природе, и в искусстве. Значит, и принимать их надо такими, какие они есть.
Нет, это все сомнительно. Пусть сам Кандинский попробует убедить сомневающихся в нужности беспредметного искусства. Все значительное кроется в детстве.
Не единожды ему приходилось начинать все заново. Сначала эмиграция в Германию, потом пришлось дважды покидать Германию, свою вторую духовную родину (в начале Первой мировой, затем в 1933-м с приходом к власти фашистов). Сначала его искусство воспринималось как провокация. Видя это, он не отступал назад, до конца жизни боролся с непониманием. Помогали в этом немногочисленные друзья (Франц Марк и Пауль Клее, композитор-авангардист Арнольд Шенберг). Оценки критиков его волновали не особо. Он просто писал картины, при этом не забывал вносить их в список.
Первая абстрактная акварель с красным пятном |
Кони |
Ущелье |
Особого внимания в творческой биографии Кандинского заслуживает мюнхенский период. В Мюнхене прошли годы его ученичества, здесь развились его философские и эстетические концепции, здесь он ворвался в мир абстракции.
В Мюнхене он организовал ассоциацию художников, устраивал выставки, занимался издательской деятельностью. Приезжая в Москву, включался в художественное воспитание широких масс, создавал музеи. И лишь последние 11 лет своей жизни во Франции Кандинский провел в уединении. Здесь окончательно развился его новый стиль: объединение в одной композиции противоположности – предметность и абстракцию. Произведения этих последних особенно мало находят одобрений.
Вернемся в мюнхенский период. Там Кандинский записался в школу Антона Ажбе, эксцентричного человека, хорошего педагога и рисовальщика.
Здесь Кандинский встретил своих земляков: Алексея Явленского и Марианну Веревкину.
Интерьер: Габриэла Мюнтер и Марианна Веревкина 1910 г. |
Эскиз к импровизации № 8 |
Красочная (Пестрая) жизнь |
Он стал ведущей личностью в искусстве, растормошив немецкий город Мюнхен и превратив его в город современного искусства.
Эта картина – загадка – пятнистая коровья шкура так хорошо согласуется с пейзажем, что очертания животного неразличимы.
Импровизация – это бессознательное выражение характера (от внутренней природы).
Лирический треугольник |
Москва. Красная площадь |
Композиции – это картины, в которых виден разум, сознание. Он уже не пейзажист, он ищет новые точки зрения на свои изображения, все остальное ему безразлично. В этих картинах видны библейские мотивы: Святой Георгий и Архангелы, Собор всех святых, Воскресение, Всемирный потоп.
Сюита 424 |
Прошло десять лет с этого знаменательного события, и в 1921 году Кандинский покинул Россию.
В 1914 году Кандинского как русского врага выселяют из Германии в течение 24-х часов. Он едет в Россию, но спешит не особенно. В Европе у него ИМЯ, а в России он декадент, зачем туда торопиться. Он вернулся, и все семь лет жизни в Москве покрыты мраком. Документов об этом периоде нет. В России главенствуют уже конструктивисты, супрематисты, Пролеткульт, вокруг авангарда идут дебаты. Художник мало пишет. Всего сорок картин за семь лет.
В 1925 году как раз в Берлине открылась выставка русского искусства. Устроителем был российский наркомат просвещения и зарубежная организация в помощь голодающим в России. Выставка подробно информировала публику о художественных течениях, получивших развитие в Москве за годы, когда она была изолирована от мира войной и революцией. Но Кандинский – эмигрант, он не вписывается ни в одно направление. Поэтому единственное, что он сделал – подготовил проект настенной росписи для фойе выставки. Это была его попытка достигнуть синтеза живописи и архитектуры. Он стал первым художником, который понял, что живопись может только тогда исполнять свою роль в создании архитектурного сооружения, когда она с самого начала включена в общую идею как равноценная дисциплина. Он был против декоративной функции живописи. Живописец – не помощник архитектуры.
Картина с белыми линиями |
Картина с белыми линиями (Самая дорогая картина Кандинского - £33 млн (примерно $41,8 млн)).
И все это вызвало в прессе невероятную ругань.
Но Кандинский невозмутим и настаивает по-прежнему на выразительной возможности линии.
Следующая его любовь – круг. Он почти во всех картинах Кандинского в 20-годы.
Круги |
Похоже на мыльные пузыри.
Затем появился треугольник.
А тут еще после Второй мировой войны вздумал возрождаться реализм. Абстрактное искусство отвергнуто начисто. Поэтому трудно найти ключ к его последним работам. Они полны барочного изобилия, они причудливы и нелепы. Фигуры на них абсурдны. Но как отчетливо прорисованы детали, как ярки краски!
Упорядоченное движение 1938 г. |
Зрительской фантазии недостаточно, чтобы понять эти картины. Что это за неземные создания?
Голубое небо 1940 г. |
А где круг, квадрат, треугольник – жители его прежних картин? Исчезли. Им на смену пришли иероглифы, непонятные даже самому Кандинскому.
Все эти книги находятся в фонде отдела социально-гуманитарной литературы Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина
Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние. Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса.
Выставлена в музее: Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк
Выставлена в музее: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Заклинатель будущего. 13 картин Василия Кандинского
Заклинатель будущего. 13 картин Василия Кандинского
Известным, да хотя бы и просто художником Василий Васильевич Кандинский стал не сразу. В 1886 году, следуя желанию родителей, он идёт учиться на юриста в Московский университет. С учёбой справляется отлично. После выпуска карьера, семья, быт — жизнь идёт в гору.
16 декабря 2021 года Кандинскому стукнуло 155 лет. Хороший повод рассмотреть написанное им в хронологическом порядке, наблюдая, как постепенно возникает новый мир: беспредметный, космический, конкретный и даже сказочно-микробиологический.
Кандинский с котом Васькой. 1906 год
Одесса. Порт. 1898 год
1901–1911. Беспредметные казаки и синий конь в жёлтых яблоках
Образы старой Руси будут часто встречаться в работах Василия Васильевича. И даже в наиболее абстрактных картинах если и не видятся, то чудятся белоснежные крепостные стены и золотые церковные луковки.
Лучник. 1908 год
Казаки (Деталь Композиции IV). 1910 год
Распятый Христос. 1911 год Святой Георгий против дракона. 1911 год
Возможно — но не обязательно, поскольку, говоря о Кандинском, нет ни охоты, ни необходимости плотно ассоциировать его с устойчивыми течениями в искусстве. Кандинский — сам себе река, сам её русло и течение. Он же и вроде кометы с его одноимённой картины 1900 года — не похожей на другие его работы тех лет и позднее. Даже непонятно, откуда взялся образ: наделавшая шуму на Земле комета Галлея объявится только в 1910 году. Ну и пусть непонятно, зато как здорово.
Комета. 1900 год
Первая мировая война, революция в России — основные мировые события, влияющие на Василия Васильевича в этот период. И ещё одно, не менее принципиальное, но уже в рамках собственной биографии — после нескольких лет жизни за границей Кандинский возвращается в Москву.
Женщина в Москве. 1912 год Все святые I. 1911 год
Москва. Красная площадь. 1916 год
В июне 1916 года Кандинский пишет о планах на московские картины возлюбленной, художнице Габриэле Мюнтер:
И уже в ноябре того же года делится радостью от успешно проделанной работы:
Композиция VII. 1913 год
Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами. 1913 год
Амазонка. 1917 года
Амазонка в горах. 1918 года
1920–1925. Космические миры и цветные звуки
В мире Кандинского начала 20‑х меньше гладких линий и выпуклой вязи, больше обособленной угловатости и строгости. Но закон существования фигур на холстах совсем не тот, что у коллег: иррациональный, а не конструктивный.
Полемизируя с конструктивистами, Кандинский пишет:
В чёрном квадрате. 1923 год
Маленькие миры III. 1922 год
Красный круг на чёрной поверхности. Илья Чашник. 1925 год One Spit. 1925 год
Контакт. 1924 год
Безмолвное. 1924 год
Ну а может, всё иначе, и на картине — публика на выставке, замершая в безмолвии, не зная, как им реагировать на новое произведение искусства.
1926–1944. Микробиологическая сказка и схемы чудес
Спокойные. 1926 год
Так или иначе, кажется, что, выбирая между внешним и внутренним космосом, Кандинский сделал выбор в пользу последнего. В конце концов, мало у кого есть возможность сесть в ракету и улететь на ней к звёздам, зато внутренняя вселенная всегда под рукой. Завершая конструирование своего мира, Кандинский действует как микробиолог и генный инженер от искусства, не то создавая, а не то открывая доселе никем не виданные формы жизни.
Полосатое. 1934 год
Этажи. 1929 год
Группировка. 1937 год
Различные происшествия. 1941 год Взаимное согласие. 1942 год Последняя акварель. 1944 год
Тьма. 1943 год
Деликатная напряжённость. 1923 год Нежное восхождение. 1934 год
Успокаивающий. 1930 год
Оба полосатые. 1932 год
Картина XIII. Катакомбы. Римская гробница. 1928 год
Картина VII. Быдло. 1928 год
Мог ли Кандинский предвидеть будущее? Или, напротив, вся современная массовая культура и дизайн черпают вдохновение у Кандинского? Как бы то ни было, эти (и многие другие) вопросы позволяют и в наши дни вести беседовать о Кандинском, избегая того, чего всегда избегали его произведения: академической сухости, предсказуемости, высокопарности и, главное, скуки.
Читайте также: