Каков порядок обжалования решения арбитражного суда вынесенного в порядке упрощенного производства

Обновлено: 25.05.2024

В соответствии со статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Несмотря на то, что процедура изготовления мотивировочного решения суда в рамках упрощенного производства в арбитражном процессе является, на первый взгляд, прозрачной, в правоприменительной практике за время существования данного института возникало немало противоречивых аспектов. Одним из ключевых вопросов стало определение возможности оспорить решение суда первой инстанции исключительно на основании резолютивной части решения.

Первоначально суды выступали за то, что обжалование резолютивной части решения суда первой инстанции АПК РФ не предусмотрено. При этом отказ в принятии апелляционной жалобы был обусловлен нормами пункта 2 ч. 1 ст. 264 АПК РФ, где сказано, что арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает апелляционную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии ее к производству установит, что апелляционная жалоба подана на судебный акт, который в соответствии с АПК РФ не обжалуется в порядке апелляционного производства. При этом апелляционная инстанция указывала на право заявителя обратиться в суд с заявление об изготовлении решения в полном объеме[1].

В частности, как было отмечено в пункте 39 Постановления Пленума ВС РФ № 10, поскольку арбитражный суд, исходя из части 2 статьи 229 АПК РФ, составляет мотивированное решение только по заявлению лица, участвующего в деле, рассмотренном в порядке упрощенного производства, то при отсутствии соответствующего заявления лица, участвующего в деле, обжалованию подлежит решение, принятое путем подписания резолютивной части.

В настоящее время данный подход активно поддерживается на уровне Верховного суда РФ. Так, в ряде случае судом было отмечено, что в соответствии с частью 1 статьи 268, статьей 272.1 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Рассматривая апелляционную жалобу на решение арбитражного суда, принятое в порядке упрощенного производства, суд не поставлен в зависимость от наличия мотивированного решения, а обязан в порядке статей 8, 9, 71, 168, 169, 185 АПК РФ оценить доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, отразить в судебном акте мотивы, по которым он пришел к своим выводам, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты исходя из принципов равноправия сторон и состязательности процесса[2].

Кроме того, в силу ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей или в случае подачи апелляционных жалобы, представления по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, суд составляет мотивированное решение. В соответствии с частью 5 статьи 3 АПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Таким образом, Верховным судом РФ была озвучена позиция о допустимости применения по аналогии норм ГПК РФ, предусматривающих изготовление мотивировочной части решения суда первой инстанции при обжаловании заявителем решения в апелляционной инстанции.

Дополнительно обращаем внимание, что заявление о составлении мотивированного решения, поданное до вынесения судом резолютивной части решения

[2] См., например: Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2018 № 305-ЭС17-15525 по делу № А40-220458/2016, Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2017 № 305-ЭС17-7529 по делу № А41-86242/2016, Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2017 № 305-ЭС17-8639 по делу № А41-89891/2016.


Что такое упрощённое производство?

Упрощённое (письменное) производство – это специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора[1].

Когда дело может быть рассмотрено в порядке упрощённого производства?

С учётом приведённых Верховным Судом разъяснений административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощённого производства при наличии одного из следующих условий:

  • всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
  • ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
  • указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей (в частности, в порядке упрощённого (письменного) производства подлежат рассмотрению административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме, не превышающей двадцати тысяч рублей, в случае если в принятии заявления о вынесении судебного приказа по данным требованиям отказано или судебный приказ отменён) ( ч. 1 ст. 291 КАС РФ);
  • в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц ( ч. 7 ст. 150 КАС РФ);
  • заявлено требование территориального органа федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов на привод ( ч. 1 ст. 120 КАС РФ);
  • при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.

Так, в порядке упрощённого производства могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правовых актов, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативно-правового акта, признанного судом не действующим полностью или в части, либо на нём основаны и из него вытекают.

Кроме того, в этом же порядке могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правового акта, повторно принятого в целях преодоления решения суда о признании нормативно-правового акта не действующим полностью или в части, либо требования об оспаривании положений нормативно-правового акта, содержащих правовое регулирование, тождественное по смыслу ранее признанному недействующим[2].

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства административные дела, указанные в главах 24 , 28 — 31.1 КАС РФ ( ч. 2 ст. 291 КАС РФ). Также по правилам упрощённого (письменного) производства не могут быть рассмотрены административные дела в апелляционной и кассационной инстанциях (абз. 3 п.1 Постановления).

Права и обязанности участников дела, рассматриваемого в порядке производства

При наличии оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощённого производства суд выносит определение. В определении суда должны быть указаны сведения о наличии оснований, дающих возможность применения правил упрощённого производства по рассматриваемому административному делу, а также разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощённого производства представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения[3]. Определение должно быть направлено лицам, участвующим в рассмотрении дела не позднее следующего дня, за днём вынесения определения[4].

Отказ административного ответчика от получения копии определения либо неполучение по обстоятельствам, зависящим от него, не препятствуют рассмотрению административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства (абз. 5 п. 4. Постановления).

В ситуации, когда на рассмотрение административного дела в порядке упрощённого производства не явились все участники дела, надлежащим образом извещённые о его рассмотрении (есть доказательства надлежащего извещения), и их явка не является обязательной или не признана судом обязательной, в том числе представители таких лиц, дело может быть рассмотрено в упрощённом порядке при выполнении всех условий, указанных ниже[5]:

  • рассматриваемое административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства (ч. 2 ст. 291 КАС РФ);
  • отсутствуют ходатайства об отложении судебного разбирательства, подтверждённые доказательствами, свидетельствующими о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.

Помимо прав и обязанностей, предусмотренных статьёй 45 КАС РФ, участники дела, рассматриваемого в упрощённом порядке, вправе подавать документы в электронном виде, в том числе письменные заявления, возражения, объяснения и доказательства[6].

Сроки для представления решения

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, должно быть вынесено судом в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) , в любой из дней в пределах данного срока.

Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

Упрощённый порядок рассмотрения дела не предполагает вызова сторон. В связи с этим, лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте принятия решения по делу. После вынесения решения по административному делу, не позднее следующего рабочего дня, копия решения направляется лицам, участвующим в деле[7].

При этом вправе составить решение в форме электронного документа[8].

Обжалование решения

Если после принятия решения в порядке упрощённого производства в суд будут поданы возражения от заинтересованного лица, считающего неправомерным рассмотрение дела в упрощённом порядке, или представлены новые доказательства по делу, направленные в установленный законом срок (в том числе доказательства, содержащие уважительность причин неявки в судебное заседание, в котором разрешён вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощённого производства), суд выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощённого производства, и одновременно о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства. Также к обстоятельствам, влекущим отмену решения по делу, будет являться возражение лица, не привлечённого к участию в административном деле, но принятое судом решение затрагивает его права и обязанности, при условии подачи такого возражения в течение двух месяцев после принятия решения.

При необходимости заявление об отмене решения, принятого в порядке упрощённого производства, может быть рассмотрено с вызовом лиц, участвующих в деле. Такая необходимость определяется по усмотрению суда. В случае отсутствия такой необходимости решение может быть отменено определением соответствующего суда, вынесенным без проведения судебного заседания и получения дополнительных объяснений (возражений) лиц, участвующих в деле.

Определение об отмене решения принявшим его судом выносится в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления возражений (заявления или доказательств) в суд. Об этом сказано в пункте 9 Постановления.

На наш взгляд, такие действия оправданы. Это связано с тем, что упрощённое производство позволяет сократить время от подачи заявления в суд до момента вынесения решения по делу, тем самым оптимизируется деятельность судов и нагрузка непосредственно на судей. Сама же процедура облегчена тем, что явка лиц, участвующих в деле, не требуется, судебные заседания по делу не проводятся, предусмотрена возможность как направления документов и доказательств в электронном виде, так и вынесение решения в форме электронного документа.

Устраняя пробелы регулирования административного производства по упрощённым делам, Пленум Верховного Суда тем самым минимизирует процессуальные проволочки как от участников процесса, так и у судов, которые смогут руководствоваться позицией Верховного Суда, а не формулировать собственные выводы. Тем более отступление от принципа единообразия в толковании и применении судами норм права предоставляет сторонам дела повод для его обжалования (ст. 341 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) ).

С 24 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.06.2012 № 86-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства".

28 октября 2012 г. было опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", которое разъясняет положения нового закона и разрешает ряд спорных моментов, существовавших в судебной практике. Ниже приведены основные положения Постановления.

Новые основания и условия рассмотрения дел в порядке упрощенного производства

Согласие сторон является достаточным основанием для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства при отсутствии препятствующих тому обстоятельств

При наличии очевидного согласия сторон новая редакция гл. 29 АПК РФ допускает возможность рассмотрения в порядке упрощенного производства фактически любого спора, не относящегося к числу корпоративных или связанных с защитой прав и законных интересов группы лиц.

ВАС РФ обращает особое внимание на то, что согласие стороны или сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства должно быть очевидным, например, следовать из письменного либо зафиксированного в протоколе заявления стороны.

Привлечение третьего лица к участию в деле по ходатайству стороны не влечет перехода к рассмотрению дела в общем порядке

В АПК РФ не регламентированы последствия того, что о привлечении третьего лица ходатайствует сторона, а не само третье лицо. В п. 4 постановления указано, что удовлетворение подобного ходатайства не влечет переход к рассмотрению дела в общем порядке.

ВАС РФ разъяснил последствия увеличения суммы исковых требований сверх предела, установленного законом для дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства

Положениями ст. 227 АПК РФ установлена предельная сумма исковых требований для дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства в триста тысяч рублей для юридических лиц и сто тысяч для индивидуальных предпринимателей. Однако закон не дает разъяснений относительно того, в каком порядке будет рассматриваться дело в случае увеличения суммы исковых требований свыше указанного предела. В рассматриваемом постановлении ВАС РФ разъяснил, что если истец заявляет ходатайство об увеличении размера исковых требований после того, как вынесено определение о принятии к производству искового заявления, то вопрос порядке рассмотрения дела решается в зависимости от итогового размера исковых требований. Если размер уточненных требований превысит установленный предел, то суд должен перейти к рассмотрению дела в общем порядке. Если же предел не превышен, вопрос о переходе к общему порядку рассмотрения дел решается судом с учетом фактической возможности обеспечения права ответчика представлять возражения и доказательства в обоснование своей позиции.

Порядок извещения сторон о судебном разбирательстве при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства

При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства отсутствует обязанность суда извещать стороны о времени и месте судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия. Данная особенность вызвана тем, что при рассмотрении дел в упрощенном порядке дело фактически рассматривается без вызова сторон и судебное разбирательство по общим правилам не проводится. При этом протоколирование с использованием средств аудиозаписи не ведется, протокол в письменной форме не составляется, не применяются правила об отложении судебного разбирательства.

Особенности обжалования решений, принятых судом по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства

В АПК РФ не детализированы последствия обжалования решений судов первой инстанции, принятых в порядке упрощенного производства. ВАС РФ разъяснил, что в случае если дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам судопроизводства, суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции. Такое дело рассматривается судьей апелляционной инстанции единолично по имеющимся в деле доказательствам.

Выводы и рекомендации

В связи с этим лицам, инициирующим судебные разбирательства в арбитражных судах, рекомендуется при наличии оснований, позволяющих применять упрощенный порядок, ходатайствовать о рассмотрении дел в порядке упрощенного производства для снижения судебных расходов и минимизации процессуальных сроков.

Помощь консультанта

Важным фактором, который влияет на практику применения упрощенного производства, является обязательность его использования. При наличии обязательных условий суду не требуется согласие сторон. Они не могут отказаться от рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. Мы расскажем, что нужно сделать, чтобы исковое заявление не было рассмотрено без вашего участия в порядке упрощенного производства помимо вашей воли. Важно не упустить срок для отказа в рассмотрении спора в упрощенном производстве и вовремя оспорить неожиданное решение.


Шаг 1. Выберите исковое заявление или заявление о выдаче судебного приказа

Перед обращением с иском необходимо проверить, не относится ли спор к категориям дел, которые суд рассматривает в приказном порядке (они указаны в ст. 122 ГПК РФ). Суд вернет иск, если требование подпадает под приказное производство (п. 1.1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ). В таких случаях нужно подавать заявление о выдаче судебного приказа (ст. 123–124 ГПК РФ).

В упрощенном производстве нет судебного заседания и его протокола. Все происходит достаточно быстро и без участия сторон. В итоге выносится полноценное решение суда, которое подлежит немедленному исполнению и имеет сокращенные сроки обжалования. Жесткие правила раскрытия доказательств и активное использование электронного документооборота характеризуют упрощенное производство.

Упрощенный порядок рассмотрения требований заявителя наиболее быстрый и бюджетный:

  • минимальный срок производства составляет 30 дней (ч. 2, 3, 5 ст. 232.3 ГПК РФ). Процесс обжалования упрощен. Апелляционный суд будет рассматривать дела только по документам, без вызова сторон (ст. 335.1 ГПК РФ);
  • отсутствие заседаний минимизирует расходы сторон на юридические услуги.

В АПК РФ с 1 июня в порядок упрощенного производства внесены изменения:

  • расширился круг споров, которые суды будут рассматривать в упрощенном порядке;
  • для того, чтобы получить мотивированное решение по делу, нужно будет писать отдельное ходатайство;
  • увеличились сроки на обжалование с 10 до 15 рабочих дней;
  • рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб по упрощенным делам будет проходить без вызова сторон.

Шаг 2. Подайте заявление

В порядке упрощенного производства будут рассматриваться все гражданские дела:

  • с ценой иска до 500 тыс. руб. для организаций и до 250 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей (п. 1 ч. 1 ст. 227 АПК РФ);
  • о взыскании обязательных платежей и санкций, если общий размер взыскиваемой суммы составляет от 100 до 200 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 227 АПК РФ). Если размер требований составляет меньше 100 тыс. руб., такие дела суды будут рассматривать в порядке приказного производства или гл. 26 АПК РФ.

При получении заявления суд проверяет основания для рассмотрения дела в упрощенном порядке (ч. 1 и 2 ст. 227 АПК РФ) и обстоятельства, препятствующие этому (ч. 4 ст. 227 АПК РФ). Для рассмотрения требований в упрощенном порядке необходимо наличие определенных в законе условий.

Требования о взыскании денежных средств. Если у истца нет документов о признании долга ответчиком (ответа на претензию, акта сверки и т. п.), суд будет разрешать спор в упрощенном порядке при условии, если требование:

  • не больше 500 тыс. руб., когда ответчиком выступает организация;
  • не больше 250 тыс. руб., когда ответчиком выступает предприниматель.

При большем размере требований суд рассматривает спор в исковом порядке (п. 1 ч. 1 ст. 227 АПК РФ, п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62, далее — постановление № 62).

Если у истца есть документы о признании долга ответчиком, цена иска должна быть больше 400 тыс. руб. При меньшем размере требований суд рассматривает дело в приказном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 227 АПК РФ). В таком случае верхний предел взыскания не ограничен (п. 1 ч. 2 ст. 227, п. 1 ст. 229.2 АПК РФ, п. 12 постановления № 62). Цена иска включает в себя все требования — сумму долга, неустойку, проценты и др. (абз. 2 п. 6 постановления № 62).

Требования об оспаривании ненормативных правовых актов, решений госорганов и должностных лиц. В данном случае это могут быть требования о признании недействительным решения госоргана о привлечении заявителя к ответственности в виде штрафа за административное правонарушение.

Решения должностных лиц службы судебных приставов оспорить в упрощенном порядке нельзя (абз. 3 п. 8 постановления № 62).

Суд будет рассматривать в упрощенном порядке заявление с таким требованием, если:

  • в акте или решении есть требование об уплате или взыскании средств;
  • заявитель оспаривает акты и решения в части требования об уплате или взыскании средств;
  • оспариваемая сумма не больше 100 тыс. руб.

Требования о привлечении к административной ответственности. Данные требования будут рассматриваться судом в упрощенном производстве в случае, если:

  • за нарушение назначено наказание в виде штрафа и (или) предупреждения (абз. 2 п. 10 постановления № 62);
  • максимальный размер штрафа не больше 100 тыс. руб.

Условия аналогичны и при рассмотрении требований об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности и оспаривании решений об отказе в привлечении к ответственности, о прекращении производства по делу.

В заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций общий размер взыскиваемой суммы должен быть от 100 до 200 тыс. руб. Требования о взыскании платежей и санкций размером до 100 тыс. руб. рассматриваются в приказном производстве.

Требования, основанные на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта. Размер требования должен быть больше 400 тыс. руб. При меньшем размере суд рассматривает дело в приказном порядке (п. 2 ч. 2 ст. 227, п. 2 ст. 229.2 АПК РФ). Верхний предел взыскания не ограничен (п. 1 ч. 2 ст. 227 АПК РФ, п. 12 постановления № 62).

Обратите внимание, для рассмотрения спора в упрощенном порядке не должно быть:

  • вступивших в дело третьих лиц;
  • встречного иска;
  • особых обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 227 АПК РФ.

Упрощенный порядок не применяется для корпоративных споров, в делах о банкротстве, в делах о защите прав группы лиц (ч. 3, 4 ст. 227 АПК РФ, п. 1.1 постановления № 62).

Как получить судебный приказ

Взыскатель подает в суд заявление о выдаче судебного приказа и документы в обоснование требования (ст. 124 ГПК РФ). Судья рассматривает его в течение пяти дней без вызова сторон и выносит приказ (ч. 2 ст. 126 ГПК РФ). Его копию суд направляет должнику. В течение 10 дней с даты получения он сможет подать возражения. Основанием для отмены приказа станут возражения, поданные в установленный срок, — должник не должен обосновывать их, суд просто отменяет судебный приказ. Далее взыскатель может обращаться в общем порядке с иском (ст. 129 ГПК РФ). Если должник не успеет заявить возражения, судья выдаст взыскателю судебный приказ. Он заменяет собой решение и исполнительный лист (ст. 130 ГПК РФ).

Шаг 3. Дайте ответ суду о готовности или отказе в рассмотрении заявления в упрощенном порядке

При наличии всех условий и обстоятельств для рассмотрения заявления в упрощенном порядке суд принимает заявление к производству.

Если в заявлении не все необходимые условия и требования присутствуют и требование можно рассмотреть в упрощенном порядке (нет обстоятельств из ч. 4 ст. 227 АПК РФ), то суд принимает заявление к производству, но предлагает сторонам рассмотреть дело в упрощенном порядке (ч. 3 ст. 227 АПК РФ). Основанием для упрощенного порядка будет согласие обеих сторон.

Если стороны согласны, дело рассмотрят упрощенно. Суд перейдет к общему порядку, только если для этого появятся основания (ч. 5 ст. 227 АПК РФ). Если стороны откажутся, дело рассмотрят в исковом порядке. Если же в дело вступает третье лицо, суд переходит к исковому порядку (ч. 3 и 4 ст. 232.2 ГПК РФ).

Основания для возвращения заявления применяются по общим правилам ст. 129 АПК РФ:

  • дело неподсудно данному арбитражному суду;
  • от истца поступило ходатайство о возвращении заявления;
  • не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения;
  • если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера;
  • не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если такой порядок является обязательным в силу закона.

Шаг 4. Представьте все необходимые суду документы

Суд выносит определение о принятии искового заявления или о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства. В определении указывается срок, в который стороны вправе представить в суд доказательства и возражения. Срок не может составлять менее пятнадцати дней со дня вынесения определения.

Документы не будут рассматриваться судом, если они поступили в суд по истечении срока, указанного судом. Эти документы будут возвращены обратно. Исключение: лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них.

В течение трех дней с момента поступления в суд документы размещаются на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа. После истечения сроков для предоставления документов судья рассматривает дело. Дело рассматривается без вызова сторон. Предварительное судебное заседание не проводится. Протокол не ведется. Суд принимает решение на основании представленных документов.

Требования, которые суд рассматривает в приказном порядке

С 1 июня внесены два изменения в нормы о приказном производстве. Верхний предел суммы ограничили до 500 тыс. руб. За взысканием более 500 тыс. руб. обращайтесь с обычным заявлением. Перечень дел приказного производства дополнили спорами о взыскании: задолженности по ЖКХ и коммунальным услугам, а также услугам телефонной связи; обязательных платежей, взносов с членов ТСЖ или строительного кооператива.

С заявлением о выдаче судебного приказа нужно обращаться по следующим требованиям (плюс два, указанных выше):

  • основанным на сделке (совершенной в простой письменной либо в нотариальной форме). Требования до 500 тыс. руб. по всем сделкам, кроме устных, теперь нужно предъявлять в приказном порядке;
  • о взыскании зарплаты и иных выплат работникам. Обращаться за взысканием зарплаты теперь нужно не с иском, а с заявлением о выдаче судебного приказа. Сроки на отмену приказа ограничены, и он имеет силу исполнительного листа, поэтому, если компания вовремя не подаст возражения, работник получит приказ и сразу отнесет его приставам или в банк;
  • другим требованиям, к которым юридические лица не имеют отношения (о взыскании алиментов и т. п.).

Шаг 5. Получите решение и обжалуйте в случае необходимости

Судебный акт по итогам рассмотрения дела принимается, когда истечет срок, установленный судом для представления доказательств и дополнительных пояснений (до двух месяцев).

Правила и условия вынесения решения изменились. Теперь суд может не изготавливать мотивированное решение. Судья размещает только резолютивную часть решения. Стороны получают судебный акт в кратчайшие сроки.

Решение суда подлежит немедленному исполнению (ч. 3 ст. 229 АПК РФ). Истец может сразу обратиться за выдачей исполнительного листа (абз. 2 п. 23 постановления № 62).

Для получения мотивированного текста решения подайте заявление об этом в течение 5 дней после размещения резолютивной части решения в картотеке дел (абз. 2 ч. 2 ст. 229 АПК РФ) на официальном сайте. Обжаловать решение в апелляции можно в течение 15 дней после принятия решения.

При составлении мотивированного решения срок исчисляется со дня принятия решения в полном объеме. Срок обжалования судебного акта увеличили с 10 до 15 рабочих дней (ч. 3 ст. 229 АПК РФ). В кассации решение суда можно обжаловать только по исключительным основаниям. Например, если рассмотрение дела судом проводилось в незаконном составе (ч. 4 ст. 229, ч. 4 ст. 288 АПК РФ).

С 1 июня 2016 года апелляционные и кассационные жалобы суд рассматривает также без вызова сторон. Он может вызвать их, только если посчитает это нужным с учетом сложности дела. Это прямо указано в ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса. Ранее дела в апелляции рассматривали в судебном заседании (п. 26 постановления № 62). Рассматривает дело в апелляции не коллегия, а один судья, как и прежде.

Основные отличия приказного и упрощенного порядка

Перечень дел, которые суд может рассматривать в упрощенном производстве, открытый, но имеет ограничения. В приказном производстве перечень дел закрытый. В упрощенном порядке производство носит состязательный характер, и в итоге суд выносит решение. В приказном состязательности нет, и в результате суд выносит приказ, который имеет силу исполнительного листа.

С 1 июня 2016 года в приказном производстве произошли следующие изменения:

  • приказное производство стало обязательным;
  • расширили перечень требований, с которыми нужно обращаться не в исковом, а в приказном порядке.

Если вы подаете заявление о выдаче судебного приказа, а не иск (ч. 2 ст. 123 ГПК РФ), госпошлина вдвое меньше обычного.

Бухгалтеру следует помнить, что порядок учета и налогообложения операций по приобретению чая и кофе для сотрудников напрямую зависит от того, предусмотрено это коллективным договором или нет

Читайте также: