Каков порядок наделения мировых судей судебными полномочиями

Обновлено: 10.05.2024

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, изложены в Конституции РФ, законах о статусе судей, о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах. Часть из них носит формальный характер: гражданство, возраст, образование, опыт юридической работы. Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования гражданства РФ и наличие высшего юридического образования.

Что касается требований определенного возраста и стажа работы, то они неодинаковы для судов различного уровня и разных ветвей. Для назначения на должность мирового судьи, судьи районного и равных им звеньев требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена – 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ – 35 лет, а в Конституционный Суд РФ – 40 лет.

Кандидат в судьи военного суда, кроме того, должен иметь офицерское звание и заключить контракт о прохождении военной службы.

Неодинаковы требования и к стажу работы по юридической профессии. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ – не менее 15 лет).

Кандидат на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа этот стаж должен быть не менее 7 лет. В отношении кандидатов на судейские должности во все другие суды – не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ).

Законодательство предусматривает и иные требования, которые учитываются при отборе кандидатов на должность судьи: судья обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Наделение кандидатов полномочиями судей регламентировано ст. 128 Конституции РФ и ст.ст. 6, 6.1, 6.2 Закона "О статусе судей".

Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Все судьи других федеральных судов общей юрисдикции (в том числе военных судов) и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Назначение судей Конституционного Суда происходит во взаимодействии Президента РФ с Советом Федерации. Согласно Конституции РФ, Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда(п. “е” ст. 83 Конституции РФ). Он самостоятелен в выборе кандидатур, хотя соответствующие предложения ему могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими сообществами и учебными заведениями.

Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.

Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Исключения составляют: 1) судьи Конституционного Суда РФ, которые назначаются на должность на срок 15 лет; 2) судьи других федеральных судов в первый раз назначаются на должность сроком на 3 года, по истечении которого они могут быть назначены на ту же должность без ограничения срока полномочий; 3) мировые судьи назначаются (избираются) на должность сроком до 5 лет, при повторном и последующих назначениях (избрании) – сроком не менее чем на 5 лет.16

Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Досрочно полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей.

В ст. 13 Закона "О статусе судей" приводится исчерпывающий перечень оснований приостановления полномочий судьи. К ним относятся:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Согласно ст. 14 Закона "О статусе судей", основаниями прекращения полномочий судьи являются:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службыпо достижениипредельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд, в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Решение о приостановлении или прекращении полномочий может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения, а ее решение – в Верховный Суд РФ – в тот же срок.

Согласно ст. 15 Закона “О статусе судей” судья, ушедший на пенсию с должности судьи, имеет право на отставку.

Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию, независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 5, 9, 11 и 12 пункта 1 статьи 14 Закона "О статусе судей".

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока он: не избран депутатом, не принадлежит к политическим партиям и движениям, не осуществляет предпринимательскую деятельность, а также не осуществляет другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности, сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Отставка судьи прекращается решением квалификационной коллегии судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи.


Перед тем, как выяснять порядок наделения полномочиями судей, нужно определиться с тем, кто они. К сожалению, понятной информации очень мало, а потому, чтобы понять ту или иную статью, приходится проходить ускоренный курс в необходимой сфере. Мы же расскажем вам главное на доступном языке.

Кто такой судья?

Судьи — это единственные носители власти в нашей стране. Они же имеют единый правовой статус, который не зависит от того, в каком суде они работают и к какому судебному звену относятся. Хоть статус у них и один, но отличия все же есть — компетенция и полномочия. Существует и особый порядок наделения полномочиями судей. По этим причинам и требования к судьям предъявляются немалые.

Требования к кандидату

Судебное заседание

Прежде чем перейти к порядку наделения полномочиями судей, нужно понять, каким требованиям они должны соответствовать. Итак, начали:

  1. Судьей может стать только гражданин нашей страны. Отсутствие гражданства или двойное гражданство автоматически претендента исключает.
  2. Образование кандидата должно быть высшим. Имеет значение и где оно получено, например вуз, который не имеет государственной аккредитации, не подходит под требования.
  3. Возраст человека. По закону судьей может стать человек, которому уже исполнилось 25 лет. При этом это не единственная черта. Порядок наделения судей полномочиями, равно как и возраст, зависит от суда, где планирует работать человек. Так, в Конституционном суде можно стать судьей только после 40 лет, в Верховном и Высшем Арбитражном суде — человек не младше 35 лет. Если речь идет о верховном краевом, республиканском или областном суде, а также городском суде федерального значения, суде автономной области, окружном военном суде или федеральном арбитражном, то в этом случае судья не должен быть моложе 30 лет.
  4. Рабочий стаж. В порядке отбора и наделения полномочиями судей играет роль и стаж работы кандидата. Общее правило подразумевает пятилетний опыт работы, но и здесь есть свои нюансы. Например, для работы в Конституционном суде кандидат должен иметь не меньше пятнадцати лет юридического опыта. В верховном и Высшем Арбитражном суде — не меньше десяти лет работы, а в республиканском верховном суде, краевом или областном суде, окружном военном суде — не меньше семи лет.

Стаж работы

Конституционный суд

Порядок отбора и наделения полномочиями судьи начинается с определения стажа работы кандидата. Этот момент регулируется подзаконными актами и подробно расписан.

То есть стажем работы считается все то время, что человек работал на должностях, которые требуют юридического образования. Причем это должны быть органы государственной власти, госорганы субъектов нашей страны. Это касается и тех, которые соответствуют Конституции, и тех, что существовали до ее принятия. Сюда же относятся должности в органах местного самоуправления и в муниципальных учреждениях.

Это касается еще и должностей в Судебном департаменте при Верховном суде нашей страны, а также юридических организаций, научно-исследовательских учреждений и институтов. То есть преподаватели дисциплин, связанных с юриспруденцией, также могут стать судьями. Адвокаты и нотариусы тоже имеют все шансы.

Медицинское обследование

Судья должен пройти медицинское обследование, чтобы исключить заболевания, которые препятствуют работе. Этих заболеваний целый перечень, утверждает который Совет судей нашей страны. Основанием считается представление органа исполнительной власти федерального значения в сфере здравоохранения.

Кандидат в судьи не должен быть в прошлом или настоящем судим, у него должны быть исключительные знания в правовой области. Это необходимо подтвердить научными трудами, ученой степенью или званием. Будущий судья должен иметь высокие деловые и моральные качества.

Отбор кандидатов

Присяга судей

Перед тем, как узнать о порядке наделения судей судебными полномочиями, мы расскажем о том, как проходит отбор на должность судьи.

Отбирают кандидатов на основе конкурса. Председатель того суда, где нужен новый судья, сообщает эту новость в квалификационную судейскую коллегию в течение десяти дней с того момента, как открыта вакансия. Судейская коллегия же в течение еще десяти дней должна оповестить через средства массовой информации о том, что вакансия имеется и о месте и времени встречи.

Любой человек, который отвечает требованиям закона "О статусе судей", имеет право сдать тест на квалификацию для получения места судьи. Для этого нужно обратиться в квалификационную комиссию и написать заявление.

Кроме этого, нужно представить документ, который удостоверяет личность (подлинник и копию), анкету с собственными биографическими данными, документ, подтверждающий наличие юридического образования также в подлиннике и копии, медицинскую справку, подтверждающую отсутствие заболеваний, влияющих на должность.

Экзаменационная комиссия

Экзаменационная комиссия должна соответствовать положениям закона "О статусе судей" и положению об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на судейскую должность.

Такие комиссии находятся при квалификационных судейских коллегиях. Их образуют опытные судьи. Не исключается участие в коллегиях ученых-правоведов и преподавателей юридических дисциплин. Сколько человек будет входить в комиссию, решает квалификационная судейская коллегия. Судей же не должно быть меньше, чем три четверти от всего судейского состава.

Состав именно экзаменационной комиссии утверждает та же квалификационная судейская коллегия. Полномочия экзаменационной комиссии и квалификационной коллегии одинаковы по сроку. Экзаменационной комиссией руководит председатель, он же координирует ее работу.

Экзамен

Здание суда

Председатель экзаменационной комиссии назначает экзамен после того, как появится кандидат на судейскую должность и принесет заявление и необходимые документы. Последнему не имеют права отказать в сдаче экзамена. О месте и времени уведомляют не позднее, чем за десять дней до самого экзамена. Он должен проходить не позднее, чем через тридцать дней после обращения кандидата с заявлением о сдаче. Экзаменационная комиссия вправе принимать экзамен, если есть хотя бы половина ее состава. Половину этого количества должны составлять судьи.

Квалификационный экзамен может сдать только человек, который не является судьей. Его результаты могут быть использованы в течение трех лет, если же человека назначили на должность судьи, то его результаты действуют на все время его работы в судейской должности.

Экзамен проводится в билетной форме. Один билет содержит три вопроса по правовым отраслям и две практические судебные задачи. Если экзаменационная комиссия решит, то к билету добавляется письменное задание, касающееся процессуальных документов. Содержание билетов и заданий зависит от того, на какой сферы судейскую должность претендует кандидат. Если экзамен на должность в суде субъекта нашей страны, то и вопросы будут из области законодательства этого субъекта.

Если человек сдал экзамен, то ему выдают удостоверение и выписку из протокола экзаменационного заседания. С этими бумагами кандидат может обратиться в квалификационную коллегию с заявлением на свободную должность.

Коллегия же обязана проверить достоверность данных о кандидате и его документов. Причем коллегии необязательно заниматься собственнолично проверкой. Сотрудники могут обратиться за помощью к компетентным органам. Последние обязаны предоставить всю информацию в тот срок, который установила коллегия. Если минимального времени нет, то максимальный по выполнению просьбы равен двум месяцам.

После того, как всех кандидатов проверят на достоверность, коллегия может выбрать одного из них и порекомендовать на открытую должность. Если в рекомендации было отказано, то претендент может это обжаловать в судебном порядке. Причем основаниями может стать как само решение, так и нарушение порядка отбора.

Решение коллегии с рекомендацией отправляется в тот суд, который ищет судью. Если там согласны с выбранной кандидатурой, то выносится представление о назначении на должность. Когда председатель суда не согласен с решением, то он возвращает его обратно. Если решение повторное будет таким же, то председатель обязан принять человека на работу.

Порядок наделения полномочиями

Президент осуществляет назначение судей

Порядок наделения полномочиями судей Конституционного суда РФ, так же, как и Верховного и Высшего Арбитражного суда, заключается в том, что они назначаются Советом Федерации. Но Совет Федерации не единолично определяет судей, это происходит по представлению президента нашей страны. Последний же перед тем, как выпустить представление, опирается на мнение председателей Верховного суда страны и Высшего Арбитражного.

Порядок наделения федеральных судей полномочиями отличается. Их выбирают по представлению председателя Высшего Арбитражного суда, а назначает уже президент.

Судей общей юрисдикции федеральных судов назначают согласно представлению от председателей Высшего Арбитражного суда и Верховного суда. Назначаются судьи также президентом.

Судей Военного суда назначает президент, а представление выпускает председатель Верховного суда.

Итак, это была общая информация. Теперь же рассмотрим сам алгоритм условий и порядка наделения судей судебными полномочиями.

После того, как президент получил все необходимые документы, он должен в течение двух месяцев назначить судью федерального суда. Кандидатов же в Верховный и Высший Арбитражный суд президент представляет Совету Федерации, который уже и соглашается с кандидатами или отклоняет их. В любом случае председатель суда, в который требуется судья, уведомляется об этом.

Порядок наделения полномочиями судей Конституционного или любого другого суда обязывает назначать на должность только, если заключение квалификационной судейской коллегии положительное.

Судьи Высшего Арбитражного и Верховного суда обязаны принести присягу на судейском собрании.

Чтобы обрести статус судей, порядок наделения полномочиями обязывает судей нижестоящих судов принести присягу тоже. Только это будет происходить на конференциях или съездах судей. Присягу произносят перед флагом нашей страны, если речь идет о республике, которая входит в состав Российской Федерации, то еще и перед республиканским флагом.

Что касается порядка наделения мирового судьи полномочиями, то его устанавливают законы субъектов нашей страны и федеральные.

Срок полномочий

В сроке ограничивается только федеральный судья, который был назначен в первый раз. Это тридцать шесть месяцев. Если же назначение повторное, то ограничений по срокам нет. Но есть максимальный возраст, после достижения которого должность судьи федерального суда занимать нельзя — семьдесят лет.

Три года относятся только к назначению федерального судьи, но не судейской должности Конституционного, Высшего Арбитражного и Верховного судов. Как только эти три года пройдут, судью могут назначить заново, но уже без ограничения по срокам. Причем порядок наделения полномочиями судей в Российской Федерации остается прежним даже в случае с повторным назначением на должность.

Срок полномочий судьи Конституционного суда субъекта нашей страны устанавливается согласно нормативным актам и законам этого же субъекта.

Порядок наделения мирового судьи полномочиями нам уже известен, теперь поговорим о сроках. Их устанавливает субъект страны, где происходит назначение. Главным правилом является то, что он не должен превышать пять лет. Это касается первого назначения, если назначение повторное, то срок должен быть не меньше пяти лет. Порядок наделения полномочиями и компетенция мировых судей остается той же.

После того, как судья принесет присягу, его считают приступившим к работе. Если же человек уже приносил присягу, то началом работы считается его назначение.

Когда у судьи закончился срок полномочий или подошел максимальный возраст, он все равно выполняет свои обязанности, пока не будет назначен новый судья. Если же это невозможно, то до момента завершения рассмотрения дела, которое он начал вести.

Прекращение или приостановление полномочий

Торжественное мероприятие

Порядок наделения полномочиями районных и мировых судей одинаков. Но это не значит, что приостановить или лишить полномочий судью не могут. Для этих действий должны быть основания. Вот некоторые из них:

  1. Судью признали безвестно отсутствующим. В этом случае должно быть вынесено судебное решение, которое уже вступило в силу.
  2. Судья проходит обвиняемым по уголовному делу или уголовное дело возбуждено против него.
  3. Судья выставил свою кандидатуру на выборах в составе законодательного органа нашей страны или ее субъекта.
  4. Судью избрали в состав законодательного органа страны или ее субъекта.

Если работу судьи приостановили, то это никак не сказывается на его выплатах. Но в случаях, когда судья признан безвестно отсутствующим, выплаты полагаются его семье в том же размере или уменьшенном. В случае заключения судьи под стражу, полномочия с него снимаются.

Даже если полномочия приостановлены, это не значит, что судья лишится своей неприкосновенности или его материальное и социальное обеспечение пострадает. Возобновлять полномочия или нет, решает квалификационная судейская коллегия, которая их же и приостановила. В случае возобновления порядок наделения полномочиями судей районного суда и мирового суда остается прежним за исключением сдачи экзамена.

Для прекращения полномочий судьи должны быть следующие основания:

  1. Заявление в письменном виде от самого судьи об отставке.
  2. Неспособность осуществлять полномочия в связи с состоянием здоровья или другой уважительной причиной.
  3. Заявление в письменном виде от судьи, что он переходит на другую работу.
  4. Достижение судьей верхнего возрастного потолка.
  5. Окончание срока полномочий, если они были установлены с ограничениями.
  6. Увольнение судьи с военной службы в связи с достижением максимального возраста. Это правило работает только в отношении военных судов.
  7. Прекращение гражданства нашей страны.
  8. Судья занялся деятельностью, которая несовместима с занимаемой им должностью.
  9. В отношении судьи вступил в силу обвинительный приговор или судебное решение о том, что к нему будут применены меры принудительного характера в медицинской сфере.
  10. Судья признан недееспособным или в силу вступило решение о его частичной дееспособности.
  11. Судья умер или вступило в силу его решение об объявлении себя умершим.
  12. Судья отказывается переходить в другой суд, так как тот, в котором он работает, реорганизовывается или упраздняется.

Кроме порядка наделения судей судебными полномочиями, существует еще и процедура отставки. Ею называют почетные проводы судьи с должности. За тем, кто ушел в отставку, сохраняется судейское звание, принадлежность к судейскому сообществу и личная неприкосновенность. Важно знать, что каждый судья может подать в отставку по собственному желанию в абсолютно любом возрасте.

Заключение

Отставка судьи

В статье мы рассмотрели, каковы порядки наделения полномочиями судей. Мы убедились в том, что особой разницы в них нет. Отличаются только высшие судейские должности.

А вообще, независимо от должности, судья должен качественно выполнять свою работу. Ведь не зря были придуманы все эти требования, которые выдвигаются при отборе кандидатов. Судья — это человек, который вершит судьбы, а значит он, как никто другой, должен разбираться в законодательстве и иметь большой опыт.

К большому сожалению, судебную власть в нашей стране не особо уважают, все потому, что некоторые судьи превышают свои полномочия и пренебрегают обязанностями.

Но так как мы помним, что судьей может стать абсолютно любой человек, который соответствует требованиям, то именно в наших силах изменить ситуацию. Если к судейству будут приходить по-настоящему увлеченные и преданные делу люди, то не будет столько загубленных жизней и неправильных судебных решений. Ведь что для судьи самое важное? Правильно, беспристрастность. Как известно, именно это качество позволяет правильно выносить решения и приговоры.

Большинство же судей забывают об этом, и в итоге мы имеем то, что имеем. То же самое касается и обязанностей, почему-то некоторые судьи считают себя вправе нарушать запреты. Хотя это преследуется законом. Так давайте же загадаем, что скоро будут выбирать по-настоящему ответственных людей, которые не пренебрегут должностными инструкциями. Надеемся, что наше желание исполнится. Так и будет.

Конституция провозгласила положение, согласно которому судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа: присяжных и арбитражных заседателей. Судьи являются единственными носителями судебной власти в Российской Федерации.

Это важнейшее положение подкреплено провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют. Законом о судебной системе установлено, что все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Высокое положение и равный правовой статус судей обусловливают в свою очередь и особые требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Лица без российского гражданства или имеющие двойное гражданство судьями быть не могут.

Кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, полученное в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.

Судьей может быть только лицо, достигшее возраста 25 лет. Однако это требование уточняется в зависимости от суда, в котором будет работать кандидат: судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин не моложе 30 лет.

Кандидат на должность судьи должен иметь определенный законом стаж работы по юридической специальности. По общему правилу лицо, претендующее на должность судьи, обязано проработать по юридической профессии не менее пяти лет. Вместе с тем в отношении стажа работы есть некоторые особенности, установленные федеральным законодательством. Так, гражданин, утверждаемый на должность судьи Конституционного Суда РФ, должен иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ должны иметь стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет; судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа – не менее семи лет.

Вопросы, касающиеся порядка определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, регулируются соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами.

В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в России до принятия действующей Конституции, муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.

Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также в качестве адвоката и нотариуса.

Для подтверждения отсутствия у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.




Кандидат на должность судьи должен обладать высокими моральными и деловыми качествами, не иметь судимостей. Кандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ, кроме того, должен обладать признанным авторитетом в области права, т. е. иметь ученое звание, степень, научные труды и т. д.

Любой гражданин, достигший установленного Законом о статусе судей возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационные комиссии образуются и действуют в соответствии с Законами о статусе судей и об органах судейского сообщества, а также Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15.05.2002, и Положением об экзаменационных комиссиях по приему экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 31.05.1999 № 54.

Экзаменационные комиссии состоят при соответствующих квалификационных коллегиях судей и образуются из числа наиболее опытных судей. В состав этих комиссий могут входить ученые-правоведы и преподаватели юридических дисциплин. Количественный состав экзаменационной комиссии устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей. Численность судей в составе экзаменационной комиссии не должна быть менее трех четвертей состава комиссии. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей. Срок полномочий экзаменационной комиссии равен сроку полномочий соответствующей квалификационной коллегии судей. Работу экзаменационной комиссии организует ее председатель.

Экзамен назначается председателем экзаменационной комиссии после обращения претендента на должность судьи с заявлением о сдаче экзамена и представлении документов. Претенденту, представившему указанные документы, не может быть отказано в допуске к экзамену. О времени и месте проведения экзамена претендент на должность судьи извещается экзаменационной комиссией не позднее чем за десять дней до экзамена. Экзамен проводится не позднее месячного срока со дня обращения претендента с заявлением о сдаче экзамена. Экзаменационная комиссия правомочна принимать экзамен при наличии не менее половины ее состава. При этом из числа присутствующих на экзамене членов комиссии не менее половины должны составлять судьи.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

Экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса по различным отраслям права и две задачи из судебной практики. По решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен письменным заданием по подготовке проекта процессуального документа. Содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат. В экзаменационные билеты для претендентов на должность судьи суда субъекта РФ включаются вопросы по законодательству субъекта РФ.

Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен, удостоверение установленного образца, а также выписку из протокола заседания экзаменационной комиссии с оценками.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

В свою очередь, квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности поданных претендентом документов и сведений. При этом коллегия вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, предоставленных претендентами, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки указанных документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный федеральным законодательством порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении коллегия двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Порядок наделения судей полномочиями.

Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания РФ либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе РФ.

Срок полномочий судьи.

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, за исключением судей федеральных судов, назначенных на должность в первый раз сроком на три года. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 70 лет.

Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначенна ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избрании) мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, – со дня его назначения (избрания) на должность судьи. Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока или в связи с достижением предельного возраста, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи.

Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. чел. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. создается один судебный участок. Однако закон устанавливает, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Мировые судьи назначаются (избираются)представительным органом государственной власти субъекта

Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации.

Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается отдельным законом субъекта Федерации. Получение власти вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка в наибольшей мере способствует обеспечению самостоятельности мирового судьи - наиболее приближенного к населению звена судебной системы, его авторитету, независимости от местных органов власти и управления. При таком порядке стимулируется участие населения в формировании указанных судебных органов и контроле за их деятельностью.

Для мировых судей Федеральный закон устанавливает определенные изъятия из принципа несменяемости.

Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на 5 лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на 5 лет (ст. 7 Закона о мировых судьях).

В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство районного суда.

• уголовные дела о преступлениях, за совершение которых минимальное наказание не превышает 3-х лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч.1 ст. 31 УПК РФ;

• дел о выдаче судебного приказа;

• дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

• дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

• иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

• дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров

оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

• дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

• дел об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

Все эти дела МС рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном ГПК, УПК, АПК.

Со стороны федерального районного суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

Районный суд уполномочен рассматривать дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений, принятых мировым судьей по первой инстанции и вступивших в силу (п. 1. ч. 1 ст. 417 УПК). В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг РФ и изображение Государственного герба РФ, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта РФ. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии или имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Федерации.

Читайте также: