Какой вид тропа используется в судебной речи а кони я нахожу что подсудимый емельянов

Обновлено: 15.05.2024

Повтор - самая распространенная риторическая фигура в его речах (1359 случаев употребления). Оратор широко включает в речь анафору, удвоение слов, расширенный, варьируемый повтор, параллелизм. Повтор в речах А.Ф. Кони является важнейшей фигурой выделения, он помогает привлечь внимание адресата к важным моментам речи, подчеркнуть значимость какого-либо факта или аргумента, уточнить мысль. Вместе с тем, – это прием, создающий определенный ритм речи, обогащающий её интонационный колорит, действенный прием выразительности. Ритмизация речи, интонационное выделение фрагментов текста в немалой степени способствуют привлечению внимания адресата к определенной мысли оратора. Наиболее распространенной формой повтора, придающего речи динамичность и ритм, в обвинительных речах А.Ф. Кони является анафора (Он один нес черную работу, он один имел право на все, что было им на­жито после свадьбы). Для знаменитого юриста вообще очень характерно использование анафоры, которая позволяет свести в один ряд зачастую различные по строению и синтаксическому уровню конструкции, соотнося их с одним и тем же предшествующим или последующим элементом либо разворачивая веером содержание речи в определенной смысловой точке изложения. В текстах А.Ф. Кони анафора широко представлена в периодах и вопросительных конструкциях и нередко становится аргументирующим средством: именно повторение начальных слов и словосочетаний в предложениях придает речи особую убедительность.

Весьма характерной для обвинителя является инверсия, прежде всего, как способ подчеркнутого выражения определенной мысли, способ акцентирования важного для оратора смысла. Чаще всего используется неглубокая инверсия – анастрофа (338 случаев из 365 случаев инверсии), представляющая собой перестановку соседних слов, например, определения и определяемого слова внутри простого предложения (В большей части преступлений об­виняемые становятся в явно враждебные отношения к лицу потерпевшему). В сложном – придаточное предложение зачастую выносится в начало фразы (Что он убит в лежачем положении, на это указывают раны. ).

Антитеза (53 случая) широко применяется оратором при характеристике каких-либо явлений, положений; при характеристике преступного деяния, рассматриваемого в суде (обычно во вступительной части обвинительной речи). Использование антитезы дает возможность в нескольких словах сказать многое, выделить наиболее важное в характеризуемом и при этом быть лаконичным, не отвлекать внимание слушателей от конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Антитеза помогает также охарактеризовать действия тех или иных лиц; внутреннее состояние какого-либо лица; личность того или иного участника судебного разбирательства или взаимоотношения разных лиц. Особенно выразительной и убедительной в обвинительных речах А.Ф. Кони является характеристика, составленная на основе противопоставления личных качеств двух людей, оказавшихся волею судеб в разных ролях: преступника и его жертвы (Такие два человека, один - ничего не де­лающий всю жизнь, другой - трудящийся, деятельный; один - весьма легко относящийся к обязанностям, дру­гой же - со всей строгостью, сурово и резко, - эти люди сошлись на время, ввиду разных целей…). Для известного юриста характерно также применение антитезы как формы, в которую облекаются афористические суждения (Где созна­тельно открывают нож, там не действуют им тотчас же бессознательно).

Другие фигуры речи (в частности, тмезис и гипербатон) встречаются значительно реже, однако их употребление не менее эффективно.

Рассмотренные нами образные средства и риторические фигуры, конечно, не исчерпывают всего богатства тропов и фигур речи, используемых А.Ф. Кони в обвинительных речах, однако проведенный анализ дал возможность выявить речевые приемы, позволяющие известному юристу сделать судебное выступление более точным в плане содержания и воздействующе сильным в плане убеждения. В целом же присущая его обвинительным речам огромная воздействующая сила, по нашему мнению, создается всей совокупностью речевых средств, к которым относятся и изобразительно-выразительные средства языка, и средства синтаксиса. Можно также назвать еще несколько типологических черт, характеризующих А.Ф. Кони как судебного оратора, соответствующего русскому национальному характеру: эмоциональность - умение оказывать психологическое воздействие на слушателя, мастерское владение искусством слова - максимальная ясность, точность, понятность слога; отсутствие напускного пафоса и простота речи - легкость изложения и умение использовать образные языковые средства умеренно и эффективно.

В каждом судебном деле есть конфликт и драма, поэтому в судебной речи естественны приемы драматизации (то есть приемы, характерные для драматического произведения), а также элементы драматизма (то есть элементы драматического произведения, позволяющие создать, передать напряженность действия, свойственную драме). Они позволяют оратору достоверно и в лаконичной форме передать все событие преступления, осуществить психологический анализ личности подсудимого, раскрыть мотивы преступления, а также способствуют привлечению внимания слушателей к речи, активизации их мышления, созданию эффекта совместного рассуждения. Широкое использование в обвинительных речах приемов драматизации, элементов драматического произведения связано прежде всего со спецификой самой судебной речи. Бесспорно, сыграли свою роль здесь и особенности языковой личности самого А.Ф. Кони, любившего и прекрасно знавшего литературу и театр.

Активно используемые А.Ф. Кони речевые приемы уступки, умолчания, намека, предвосхищения являются средством установления контакта и приемом диалогизации ораторского монолога, так как позволяют оратору продемонстрировать внимательное и уважительное отношение к своему слушателю, к мнению каждого участника процесса, продемонстрировать свое уважение к присяжным заседателям как к людям, которые с большим вниманием и добросовестностью относятся к рассматриваемому делу. Они помогают оставаться корректным в оценке различных явлений, касающихся подсудимого, свидетеля или потерпевшего, избегать категоричности в оценочных суждениях, проявлять сдержанность в выражении похвалы и высказывании отрицательной оценки. С их помощью оратор активизирует внимание, мышление, воображение и память присутствующих, приобщает аудиторию к совместному размышлению, направляя ход её мыслей, подсказывая решение вопроса, создавая видимость того, что слушатели самостоятельно, путем собственных размышлений приходят к конечным выводам. Эти речевые приемы дают возможность не произносить в речи общеизвестные положения, демонстрируя тем самым уверенность в мыслительных способностях своего адресата, в достаточно высоком уровне его знаний; делают речь лаконичной. А все это вместе способствует тому, что ораторская речь становится легкой для восприятия, выразительной, запоминающейся, а значит, и более убедительной.

Ферсман Александр Евгеньевич (1883—1945)— русский геохимик и минеролог, академик.

Среди ученых Александр Евгеньевич выделялся как один самых блестящих ораторов. Его выступления отличались необычайной логичностью построения и высокой доходчивостью излагаемого материала, новизной его, непревзойденной художествен ной формой, я бы сказал, красотой изложения. Александр Евгеньевич обладал удивительным даром создавать в аудитории такое настроение, что все присутствующие чувствовали себя глубоко заинтересованными в разработке темы, о которой он говорил. Конечно, постоянный успех выступлений А. Е. Ферсмана, интерес к ним зависел также от его высокой культуры, энциклопедичности знаний не только во всех разделах естествознания но и в гуманитарных науках.

И всегда меня поражала особенность его выступлений. Какпевец или поэт, говорил вдохновенно, почти восторженно о самых обычных вещах, так что и эти вещи, и сказанные о нихслова приобретали важный, не уловленный слушателями раньше смысл. Это было похоже на волшебство.

Я часто думал: как это ему удается? И пришел к выводу, что все дело в удивительной способности придавать различные инто­нации голосу — от тихих, переходящих в шепот, до резких, ак­центирующих внимание на выводе, формуле, подытоживающих предшествующую его мысль. Он был действительно прекрасный артист, чтец-декламатор, которого можно слушать без конца, поддаваясь очарованию вдохновенного голоса.

Сейчас в моей памяти эти лекции сохранились как нечто чрезвычайно праздничное, радужное и радостное. Лекции знаме­нитого ученого привели нас, юнцов, в восторг. После академиче­ски размеренных, сухих и довольно-таки скучноватых профессор­ских выступлений на нас был обрушен искрометный, кипящий водопад новых понятий, смелых до дерзновения идей, грандиоз­ных обобщений. Увлекаемые этим потоком, мы. слушали с упое­нием и глядели во все глаза на нашего чудесного лектора.

И. И. Шафрановский

Фрагменты речей А. Е. Ферсмана см. на с. 112, 172.

тельности тем, которые возникают под пером писателя. В качестве примера приведем фрагмент из лекции А. Е. Ферсмана:

Эти же прекрасные фантастические картины мы видели на яшме самого знаменитого русского месторождения в окрестностях Орска: вот бушующее море, покрыто серовато-зеленою пеною, на горизонте сквозь черные тучи пробивается огненная полоска заходящего солнца — надо только врезать в это бурное небо трепещущую чайку, чтобы достигнуть полной иллюзии бури на море; вот какой-то хаос красных тонов, что-то бешено мчится среди пожара или огня, и черная сказочная фигура резкими контурами выделяется на фоне кошмарного хаоса; вот мирный осенний ландшафт: голые деревья, чистый первый снег, кое-где еще остатки зеленой травки; вот лепестки и цветы яблони, они упали на поверхность воды и тихо качаются на волнах заснувшего пруда. Таких картин не перечесть.

Яркие психологические портреты, удивительные по напряженности драматические сцены создавали в своих речах русские ораторы второй половины XIX в. Так, защитник

В. Д. Спасович назвал речь А. Ф. Кони “Об утоплении крестьян­ки Емельяновой ее мужем” “обстоятельным и подробным рома­ном”. Полные драматизма эпизоды рисовал в своих выступлени­ях на суде адвокат С. А. Андреевский.

Итак, используя тропы и художественные образы, оратор воздействует на слушателей, будит их мысли, которые становят­ся зримыми, предметными, осязаемыми, и эмоции.

1. Прочитайте фрагменты из лекций ученых. Что вам известно о выступающих и об их слушателях? Определите виды тропов, используемых ораторами. Перескажите любой из фрагментов близко к тексту.

I. На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он лю­бил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов,— и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселе­нии она — его неизменная соседка: он жался к ней, на ее непоемном берегу ставил свое жилье, село или деревню.

В продолжение значительной постной части года она и корм его. (В. О. Ключевский.)

II. Оценим меркою древнего мира, меркою раба, раба результаты пользования современными источниками энегии, наукой, подчиненными воле человека. Как поступил бы современный инженер, если бы ему пришлось демонстрировать воскресшему мудрецу древности локомотив, развивающий до 3000 лошадиных сил? Чтобы быть понятым, он скажет: вот машина, приводимая в движение 30000 рабов, несущихся с головокружительной скоростью экспрессов. Предложим далее вниманию мудреца проект электрической передачи мощности в 250 000 л.с. от водопадов реки Замбези на расстояние 1100 км в линии Натали и Трансвааля электрическим током в 150000 вольт напряжения. На чертежах-проектах инженер укажет металлическую проволоку, по которой моментально на 1000 верст переносятся 2,5 млн. рабов со всем их запасом пищи, необходимым для их труда. (Н. А. Умов.)




III. И если вы этот фонарь знания внесете в Россию, то вы сделаете в самом деле то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит ее благосостояние? От чего зависит богатство или бедность ее народа и ее международная свобода? Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная. (Д. И. Менделеев.)

2. Прочитайте фрагменты из судебных речей А.Ф. Кони. Что,вам известно об ораторе? Подумайте, как с помощью тропов (они выделены курсивом) выражено отношение оратора к предмету своей речи. Назовите вид тропов.

I. Я нахожу, что подсудимый Емельянов совершил дело ужасное, нахожу, что, постановив жестокий и несправедливый приговор над своей бедной и ни в чем не повинной женой, он со всей строгостью привел его в исполнение. Если вы, господа присяжные, вынесете из дела такое же убеждение, как и я, если мои доводы подтвердят в вас; это убеждение, то я думаю, что не далее, как через несколько ча­сов, подсудимый услышит из ваших уст приговор, конечно, менее строгий, но, без сомнения, более справедливый, чем тот, который он сам произнес над своей женой. (“Дело об утоплении кресть­янки Емельяновой ее мужем”.)

II. Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей. Бросил его кто-либо в одном месте, а поползли змейки повсюду. Одна заползет в карман вернувшегося с базара крестьянина и вытащит оттуда последние трудовые копейки, другая отнимет 50 руб. из суммы, назначенной на покупку рекрутской квитанции, и заста-

вит пойти обиженного неизвестною, но преступною рукою парня в солдаты, третья вырвет 10 руб. из последних 13 руб., получен­ных молодою и красивою швеею-иностранкою, выгнанною на улицы чуждого и полного соблазна города и т. д., и т. д.— ужели мы должны проследить путь каждой такой змейки и иначе не можем обвинить тех, кто их распустил? (“Дело о Станиславе и Эмиле Янсенах, обвиняемых во ввозе в Россию фальшивых кредитных билетов. ”)

4. Вы, конечно, хорошо помните главного героя произведения Мигеля де Сервантеса Сааведры “Дон-Кихот”. Ниже дается фрагмент из речи И. С. Тургенева “Гамлет и Дон-Кихот”, про­изнесенной 10 января 1860 г. на публичном чтении. В этом фрагменте пропущены эпитеты (вместо них стоят многоточия). Попытай­тесь вставить эпитеты, а затем сравните свой вариант с тургеневским.

Дон-Кихот, мы должны в этом сознаться, положите­льно смешон.

При одном воспоминании о нем возникает в вообра­жении . . горбоносая фигура, облеченная в . ла­ты, вознесенная на . остов . коня, того . вечно го­лодного и битого Россинанта, которому нельзя отказать в каком-то полузабавном, полутронутом участии.

5. Владимир Владимирович Набоков писал, что до появления Пушкина и Гоголя “русская литература была подслеповатой. Формы, которые она замечала, были лишь очертаниями, подсказанными рассудком; цве­та как такового она не видела. Небо было голубоватым, заря алой, ли­ства зеленой, глаза красавиц черными, тучи серыми и т. д.”. Найдите в описании сада Плюшкина эпитеты, передающие необычный цвет ли­ствы, освещенной солнцем. Подготовьте для своих одноклассников со­общение о тропах, использованных в этом описании или в любом другом фрагменте из “Мертвых душ” Гоголя.

7. Прочитайте фрагмент юбилейной речи В. О. Ключевского (см. с. 53). Что вам известно об ораторе? К кому обращена речь? Найдите тропы. Какова их роль в создании определенного настроения?

8. Прочитайте, как К. С. Станиславский, используя различныетропы, охарактеризовал речь с плохой дикцией. Какой из них вам кажется наиболее удачным? Почему?

I. Слово с скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой.

Слово с недоговоренным концом напоминает (. ) человека с ампутированными ногами.

Когда у некоторых людей от вялости или от небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

II. Моя артикуляция губ плохо развита и так далека о виртуозности, что она не допускает даже ускоренной речи. Слог и слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят постоянные разливы гласных, в которых вязнет язык.

9. Составьте схему тропов, которые используются в ораторской речи чаще других.

10. Прочитайте начало “Резюме”. Самостоятельно продолжите его.

1. При слушании речи нередко возникают ассоциации, активизирующие внимание аудитории. С ассоциациями связано понятие словесной наглядности.

НЕСКОЛЬКО ЗАДАНИЙ НА ПРОЩАНИЕ

1 Кончается учебный год. Началась пора зачетов, экзаменов. Готовь­тесь к ним так, чтобы вас было интересно слушать не только учителю, но и всем присутствующим.

4. Кончился учебный год. Вспомните, что хорошего принес он вам. По­старайтесь подготовить выступление на торжестве в честь окончания учебного года (будь то утренник, вечер или собрание). Если год принес вам удачу, доставил радость, если было много интересного в вашей жизни, расскажите об этом тепло и задушевно, поблагодарив тех, кто помог вам (учителя, друзья, руководители кружков, лекторы и т. д.). Если в этом году в вашей школьной жизни было больше неудач, чем успехов, расскажите о своих промахах правдиво, но без горечи и обиды, а главное, с юмором, так, чтобы не омрачить общего настроения, а, нао­борот, внести в атмосферу торжественности нечто новое.

Кончая обвинение, я не могу не повторить, что такое дело, как настоящее, для разрешения своего потребует больших усилий ума и совести. Но я уверен, что вы не отступите перед трудностью задачи, как не отступила перед ней обвинительная власть, хотя, быть может, разрешите её иначе. Я нахожу, что подсудимый Емельянов совершил дело ужасное, нахожу, что, постановив жестокий и несправедливый приговор над своею бедною и ни в чём не повинною женою, он со всею строгостью привёл его в исполнение…

Задание 5. Скороговорки.В целях отработки правильной постановки губ и языка во время речи необходимо их постоянно тренировать, упражняясь со скороговорками. Тщательно выговаривая каждый звук, необходимо медленно по слогам прочитать:

О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т

П-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т.

От то-по-та ко-пыт

Пыль по по-лю ле-тит.

Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что можете медленно прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку в темпе обычной речи. Убедитесь в том, что текст звучит чётко и уверенно. После этого повторяйте скороговорку, постепенно наращивая темп, завершив упражнение произнесением скороговорки на предел возможностей.

По этой же методике необходимо работать с другими скороговорками:

Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.

Проворонила ворона воронёнка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Добры бобры идут в боры.

У щучки – чешуйки, у чушки – щетинки.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Пошла Поля полоть в поле.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У Кондрата куртка коротковата.

Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.

Саша шапкой шишку сшиб.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

У елки иголки колки.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

У Феофана Митрофаныча три сыны Феофаныча.

У нас гость унёс трость.

Клара-краля кралась к Ларе.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы домой.

Оса на ноги боса и без пояса.

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

Купила бабуся бусы Марусе.

По семеро в сани уселись сами.

Дрозд, дрозд, прост, прост, кованый нос, железный хвост.

Волки рыщут – пищу ищут.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

Летят три пичужки через три пустых избушки.

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.

Идёт козёл с косой козой, идёт козёл с босой козой, идёт коза с косым козлом, идёт коза с босым козлом.

ТЕСТЫ

1. Риторика – это…

а) наука об умении говорить хорошо, так как нужно в данном случае, теория ораторского искусства;

б) наука о культуре речи;

в) наука о правильном произношении, написании и употреблении слов.

а) элокуция;

б) элоквенция;

в) инвенция.

3. Риторика является…

а) искусством;

б) наукой;

в) искусством и наукой.

4. Инвенция – это…

а) нахождение материала для последующего выступления;

б) работа над речью;

в) расположение материала в наилучшем для конкретной речи порядке.

5. Этап для подготовки к выступлению, следующий за инвенцией…

а) элокуция;

б) мемориа;

в) диспозиция.

а) Демосфен;

б) Сократ;

в) Платон.

7. Основной принцип софистов – это…

а) умение убеждать;

б) раскрытие истины;

в) умение говорить красиво.

8. Абсолютная истина божественна для…

а) софистов;

б) Горгия;

в) Сократа.

9. Ярчайшим представителем школы софистов является…

а) Горгий;

б) Сократ;

в) Аристотель.

10. Ценное в теории красноречия Платона – …

а) классификация родов речей;

б) история ораторского искусства;

в) идея воздействия речи на душу.

11. Цель науки красноречия Аристотель видит …

а) в служении родине;

б) в служении добру и людскому счастью;

в) в служении государству.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Повтор - самая распространенная риторическая фигура в его речах (1359 случаев употребления). Оратор широко включает в речь анафору, удвоение слов, расширенный, варьируемый повтор, параллелизм. Повтор в речах А.Ф. Кони является важнейшей фигурой выделения, он помогает привлечь внимание адресата к важным моментам речи, подчеркнуть значимость какого-либо факта или аргумента, уточнить мысль. Вместе с тем, – это прием, создающий определенный ритм речи, обогащающий её интонационный колорит, действенный прием выразительности. Ритмизация речи, интонационное выделение фрагментов текста в немалой степени способствуют привлечению внимания адресата к определенной мысли оратора. Наиболее распространенной формой повтора, придающего речи динамичность и ритм, в обвинительных речах А.Ф. Кони является анафора (Он один нес черную работу, он один имел право на все, что было им на­жито после свадьбы). Для знаменитого юриста вообще очень характерно использование анафоры, которая позволяет свести в один ряд зачастую различные по строению и синтаксическому уровню конструкции, соотнося их с одним и тем же предшествующим или последующим элементом либо разворачивая веером содержание речи в определенной смысловой точке изложения. В текстах А.Ф. Кони анафора широко представлена в периодах и вопросительных конструкциях и нередко становится аргументирующим средством: именно повторение начальных слов и словосочетаний в предложениях придает речи особую убедительность.

Весьма характерной для обвинителя является инверсия, прежде всего, как способ подчеркнутого выражения определенной мысли, способ акцентирования важного для оратора смысла. Чаще всего используется неглубокая инверсия – анастрофа (338 случаев из 365 случаев инверсии), представляющая собой перестановку соседних слов, например, определения и определяемого слова внутри простого предложения (В большей части преступлений об­виняемые становятся в явно враждебные отношения к лицу потерпевшему). В сложном – придаточное предложение зачастую выносится в начало фразы (Что он убит в лежачем положении, на это указывают раны. ).

Антитеза (53 случая) широко применяется оратором при характеристике каких-либо явлений, положений; при характеристике преступного деяния, рассматриваемого в суде (обычно во вступительной части обвинительной речи). Использование антитезы дает возможность в нескольких словах сказать многое, выделить наиболее важное в характеризуемом и при этом быть лаконичным, не отвлекать внимание слушателей от конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Антитеза помогает также охарактеризовать действия тех или иных лиц; внутреннее состояние какого-либо лица; личность того или иного участника судебного разбирательства или взаимоотношения разных лиц. Особенно выразительной и убедительной в обвинительных речах А.Ф. Кони является характеристика, составленная на основе противопоставления личных качеств двух людей, оказавшихся волею судеб в разных ролях: преступника и его жертвы (Такие два человека, один - ничего не де­лающий всю жизнь, другой - трудящийся, деятельный; один - весьма легко относящийся к обязанностям, дру­гой же - со всей строгостью, сурово и резко, - эти люди сошлись на время, ввиду разных целей…). Для известного юриста характерно также применение антитезы как формы, в которую облекаются афористические суждения (Где созна­тельно открывают нож, там не действуют им тотчас же бессознательно).

Другие фигуры речи (в частности, тмезис и гипербатон) встречаются значительно реже, однако их употребление не менее эффективно.

Рассмотренные нами образные средства и риторические фигуры, конечно, не исчерпывают всего богатства тропов и фигур речи, используемых А.Ф. Кони в обвинительных речах, однако проведенный анализ дал возможность выявить речевые приемы, позволяющие известному юристу сделать судебное выступление более точным в плане содержания и воздействующе сильным в плане убеждения. В целом же присущая его обвинительным речам огромная воздействующая сила, по нашему мнению, создается всей совокупностью речевых средств, к которым относятся и изобразительно-выразительные средства языка, и средства синтаксиса. Можно также назвать еще несколько типологических черт, характеризующих А.Ф. Кони как судебного оратора, соответствующего русскому национальному характеру: эмоциональность - умение оказывать психологическое воздействие на слушателя, мастерское владение искусством слова - максимальная ясность, точность, понятность слога; отсутствие напускного пафоса и простота речи - легкость изложения и умение использовать образные языковые средства умеренно и эффективно.

В каждом судебном деле есть конфликт и драма, поэтому в судебной речи естественны приемы драматизации (то есть приемы, характерные для драматического произведения), а также элементы драматизма (то есть элементы драматического произведения, позволяющие создать, передать напряженность действия, свойственную драме). Они позволяют оратору достоверно и в лаконичной форме передать все событие преступления, осуществить психологический анализ личности подсудимого, раскрыть мотивы преступления, а также способствуют привлечению внимания слушателей к речи, активизации их мышления, созданию эффекта совместного рассуждения. Широкое использование в обвинительных речах приемов драматизации, элементов драматического произведения связано прежде всего со спецификой самой судебной речи. Бесспорно, сыграли свою роль здесь и особенности языковой личности самого А.Ф. Кони, любившего и прекрасно знавшего литературу и театр.

Активно используемые А.Ф. Кони речевые приемы уступки, умолчания, намека, предвосхищения являются средством установления контакта и приемом диалогизации ораторского монолога, так как позволяют оратору продемонстрировать внимательное и уважительное отношение к своему слушателю, к мнению каждого участника процесса, продемонстрировать свое уважение к присяжным заседателям как к людям, которые с большим вниманием и добросовестностью относятся к рассматриваемому делу. Они помогают оставаться корректным в оценке различных явлений, касающихся подсудимого, свидетеля или потерпевшего, избегать категоричности в оценочных суждениях, проявлять сдержанность в выражении похвалы и высказывании отрицательной оценки. С их помощью оратор активизирует внимание, мышление, воображение и память присутствующих, приобщает аудиторию к совместному размышлению, направляя ход её мыслей, подсказывая решение вопроса, создавая видимость того, что слушатели самостоятельно, путем собственных размышлений приходят к конечным выводам. Эти речевые приемы дают возможность не произносить в речи общеизвестные положения, демонстрируя тем самым уверенность в мыслительных способностях своего адресата, в достаточно высоком уровне его знаний; делают речь лаконичной. А все это вместе способствует тому, что ораторская речь становится легкой для восприятия, выразительной, запоминающейся, а значит, и более убедительной.

Читайте также: