Какой термин не имеет отношения к судебной реформе

Обновлено: 17.05.2024

Годы правления императора Александра ІІ вошли в историю России как период либерально-демократических преобразований. Одной из самых последовательных и завершенных считается судебная реформа Александра 2, утвержденная в 1864 году. Во время этой реформы была полностью изменена судебная система Российской империи. Уже перед Первой мировой войной была опубликовано масса литературы, в которой анализировались результаты и историческое значение судебной реформы для России. В данной статье предлагается обзор основных направлений данной реформы, а также краткая характеристика ее результатов.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова. Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора. Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Судебная реформа Александра 2

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Значение судебюной реформы 1864 года

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.


2. Что было одной из причин отмены крепостного права?
1) технико-экономическая отсталость России.
2) желание большинства российского дворянства.
3) Решение, принятое Государственным советом
4) ультиматум, предъявленный ведущим странами Европы
3. За сколько лет крестьяне обязаны были вернуть взятую у государства ссуду на покупку земли:
1) за 10 2) за 25 3) за 36 4) за 49

4. В чем состояло главное значение крестьянской реформы?
1) в уничтожении помещичьего землевладения 2) в ликвидации общины
3) в личном освобождении крестьян 4) в освобождении крестьян с землей без выкупа

5. Кто сыграл большую роль в разработке крестьянской реформы?
1) М. М. Сперанский 2) А. А. Аракчеев 3) В. Г. Белинский 4) Н. А. Милютин
6. Когда в XIX веке началась подготовка к крестьянской реформе?
1) в первой половине 50-х годов 2) во второй половине 50-х годов
3) в начале 60-х 4) в середине 60-х
7. Как назывались земли, которые изымались у крестьян, если их надел превышал норму, установленную по крестьянской реформе?
1) отрезками 2) арендой 3) наделами 4) десятиной

8. Какая реформа была проведена позже других?
1) городская 2) земская 3) судебная 4) крестьянская

9. Что означало разделение выборщиков при выборах в городские думы на три съезда (курии)?
1) равное представительство от всех слоев населения
2) введение всеобщего избирательного права
3) уничтожение имущественного ценза
4) установление льгот для представителей крупной буржуазии

10. Согласно земской реформе второй половины XIX в.:
1) земствам передавалась политическая власть
2) дворянство отстранялось от местного управления
3) вводились прямые и демократические выборы в земства
4) деятельность земств ограничивалась хозяйственными вопросами

11. Как назывались исполнительные органы местного самоуправления, созданные во второй половине XIX в.? 1) думы 2) приказа 3) общины 4) управы

12. Согласно военной реформе второй половины XIX в.:
1) водился 25-летний срок службы
2) создавалась наемная армия
3) вводилась всесословная воинская повинность
4) профессиональная армия заменялась народным ополчением

13. По положениям судебной реформы второй половины XIX в.:
1) суд возвращался к нормам феодального права
2) отменялась гласность и состязательность судебных процессов
3) судьи и присяжные заседатели назначались губернатором
4) сохранялся особый суд для крестьян, духовенства и военных

14. О чьей деятельности идет речь в указе о судебной реформе?
Разбор маловажных дел, как гражданских, так и уголовных, отделить от ведомства судебных мест или полиции, учредив для сих дел… избираемых из землевладельцев всеми сословиями уезда.
1) сенаторов 2)адвокатов 3) мировых судей 4) предводителей дворянства

15. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.:
1) вводилось обязательное начальное образование
2) началось развитие среднего и высшего женского образования
3) отменялась автономия университетов
4) прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения

16. Какое высказывание верно?
1) согласно реформе в армии вводилась выборность командного состава
2) при выборах в земства отсутствовал имущественный и возрастной ценз
3) деятельность городских дум была независима от государства
4) согласно земской реформе местное самоуправление вводилось не на всей территории страны

17. К чему привели реформы 60-70-х гг. XIX в.?
1) к исчезновению феодальных пережитков 2) к ликвидации самодержавия
3) к ускорению развития общества 4) к уничтожению дворянских привилегий

18. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к изменениям в области:
1) государственно-территориального устройства 2) центрального аппарата управления
3) местного самоуправления 4) комплектования армии 5) судопроизводства

19. Какое понятие связано с реформами 1864-1870-х гг.?
1) гласные 2) мировой посредник 3) присяжные заседатели
4) городской голова 5) временнообязанный

20. Строй, при котором обеспечены господство закона во всех сферах жизни общества, защита прав личности и взаимная ответственность граждан и государства, получил название _________________________________

Вариант 2
1. Когда был обнародован манифест "О даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быть"?
1) в 1859 г. 2) в 1860 г 3) в 1861 г 4) в 1964 г
2. Размер земельного надела, получаемого крестьянами, зависел:
1) от их желания 2) от воли помещика 3) от качества земли 4) от решения общины

3. Земли, которые изымались у крестьян в том случае, если их надел до реформы превышал норму, установленную Положением 19 февраля, называлась_________.

4. Что было одной из причин отмены крепостного права?
1) предсмертное указание Николая I
2) поражение России в Крымской войне
3) стремление Александра II сделать Россию правовым государством
4) решение, принятое Государственной думой.
5. Главное значение крестьянской реформы состояло:
1) в уничтожении всех феодальных пережитков
2) в передаче земли в собственность крестьянам
3) в предоставлении крестьянам гражданских прав
4) в освобождении крестьян с землей, выкупленной государством
6. Кто сыграл большую роль в разработке крестьянской реформы?
1) М.М.Сперанский 2) А.А.Аракчеев 3) В.А.Жуковский 4) Я.И.Ростовцев
7. Как называлось должностное лицо из дворян, назначавшееся для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками в ходе проведения реформы?
1) мировой посредник 2) временнообязанный 3) староста 4) председатель

8. Какая реформа была проведена ранее других?
1) Городская 2) крестьянская 3) судебная 4) военная

9. Что означали многоступенчатость и наличие имущественного ценза на выборах в земства?
1) выборы строились по сословному признаку
2) выборными стали центральные органы власти
3) самодержавие превратилось в конституционную монархию
4) ликвидировались дворянские привилегии

10. Согласно городской реформе второй половины XIX века:
1) объявлялась независимость местного самоуправления от администрации
2) городские думы становились законосовещательными органами власти
3) выборы в Думу были всеобщими и прямыми
4) городская дума занималась только хоз. вопросами

11. Как назывались распорядительные органы местного самоуправления, созданные во второй половине XIX века? 1) собрания 2) съезды 3) управы 4) советы

12. В результате военной реформы в российской армии:
1) сохранялся принцип комплектования по сословиям
2) вводились рекрутские наборы
3) лица дворянского сословия освобождались от призыва
4) сокращался срок службы в армии и на флоте

13. В результате судебной реформы 1864 г.:
1) Россия превратилась в правовое государство
2) судебные заседания становились закрытыми
3) прекращалась деятельность Сената
4) судебный процесс объявлялся гласным и состязательным

14. В чье ведение по реформе 1864 г. передавался круг вопросов, перечисленных в документе?
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
1) земств 2) суда присяжных 3) губернаторов 4) Государственного Совета

15. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX века:
1) восстанавливалась автономия университетов
2) вводилось бесплатное среднее и высшее образование
3) отменялась цензура
4) запрещалось ввозить учебники из-за границы

16. Какое утверждение верно?
1) по военной реформе в армии вводились телесные наказания
2) реформа в области просвещения вводила обязательное восьмилетнее образование
3) по судебной реформе судьи всех уровней назначались императором
4) по городской реформе думы становились всесословными выборными органами власти

17. Реформы 60-70 х гг. XIX века:
1) ограничили самодержавие
2) уничтожили феодальные пережитки
3) способствовали становлению гражданского самосознания
4) замедлили социально-экономическое развитие страны

18. Либеральные реформы 1860-70 гг. привели к:
1) преобразованию центральных органов власти 2) расширению прав сословий
3) изменению финансирования предприятий 4) преобразованию судопроизводства
5) преобразованию местных органов власти

19. Какое понятие связано с реформой 1864 г.?
1) прокурор 2) мировой посредник 3) присяжные заседатели 4) городской голова 5) адвокат

20. Совокупность отношений в сфере экономики, культуры и т. д., развивающихся на демократической основе, независимо от государства, получила название _____________________.

Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю).

История крепостного права* в Российской империи

*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%.

Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях.

Предпосылки и причины

Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)

Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:

  • Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне.
  • Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти.

Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.

Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:

  • Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
  • Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I.
  • Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
  • Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы.

Как готовили проект реформы?

Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица.

1857 г. - собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:

  • Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
  • Земля продолжала принадлежать помещикам;
  • Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
  • Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.

1858 г. - новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:

  • Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
  • Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
  • Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
  • Устанавливалось переходное состояние.

1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев.

Основные идеи:

Результаты:

Земская реформа: особенности проведения

Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности.

В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.

Реформа создала такую систему:

  • Исполнительные органы: земские управы;
  • Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.

3 курии избирателей земских управ и собраний:

  1. Уездные землевладельцы;
  2. Городские жители;
  3. Выборные от сельских обществ.
  • Ремонт дорог;
  • Содержание тюрем;
  • Организация разъездов для чиновников;
  • Народное образование, строительство школ;
  • Ведение статистики;
  • Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
  • Попечение местной торговли;
  • Взимание налогов на местном уровне;
  • Обеспечение продовольствием.

Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.

Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления.

В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны.

  1. Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
  2. Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык.

Судебная реформа

Результат:

  • Судебная система стала эффективной, независимой;
  • Искоренялась коррупция;
  • Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
  • Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.

Реформа образовательной системы

В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.

Реформы начальной школы:

  • Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
  • Разрешено основание частных учебных заведений;
  • Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.

Реформирование средней школы:

  • Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
  • Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
  • Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
  • Появились женские гимназии.

Реформа высшего образования:

  • Университеты получили автономию;
  • За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
  • Женщины получили право получать высшее образование.

Результаты реформы:

  • Образование стало доступным;
  • Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
  • Упорядочена образовательная система.

Финансовая реформа

Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу.

  • Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
  • Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
  • Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
  • На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
  • Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.

Результат:

  • Борьба с коррупцией дала результаты;
  • Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
  • Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.

Военная реформа

Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.


2. Что было одной из причин отмены крепостного права?
1) технико-экономическая отсталость России.
2) желание большинства российского дворянства.
3) Решение, принятое Государственным советом
4) ультиматум, предъявленный ведущим странами Европы
3. За сколько лет крестьяне обязаны были вернуть взятую у государства ссуду на покупку земли:
1) за 10 2) за 25 3) за 36 4) за 49

4. В чем состояло главное значение крестьянской реформы?
1) в уничтожении помещичьего землевладения 2) в ликвидации общины
3) в личном освобождении крестьян 4) в освобождении крестьян с землей без выкупа

5. Кто сыграл большую роль в разработке крестьянской реформы?
1) М. М. Сперанский 2) А. А. Аракчеев 3) В. Г. Белинский 4) Н. А. Милютин
6. Когда в XIX веке началась подготовка к крестьянской реформе?
1) в первой половине 50-х годов 2) во второй половине 50-х годов
3) в начале 60-х 4) в середине 60-х
7. Как назывались земли, которые изымались у крестьян, если их надел превышал норму, установленную по крестьянской реформе?
1) отрезками 2) арендой 3) наделами 4) десятиной

8. Какая реформа была проведена позже других?
1) городская 2) земская 3) судебная 4) крестьянская

9. Что означало разделение выборщиков при выборах в городские думы на три съезда (курии)?
1) равное представительство от всех слоев населения
2) введение всеобщего избирательного права
3) уничтожение имущественного ценза
4) установление льгот для представителей крупной буржуазии

10. Согласно земской реформе второй половины XIX в.:
1) земствам передавалась политическая власть
2) дворянство отстранялось от местного управления
3) вводились прямые и демократические выборы в земства
4) деятельность земств ограничивалась хозяйственными вопросами

11. Как назывались исполнительные органы местного самоуправления, созданные во второй половине XIX в.? 1) думы 2) приказа 3) общины 4) управы

12. Согласно военной реформе второй половины XIX в.:
1) водился 25-летний срок службы
2) создавалась наемная армия
3) вводилась всесословная воинская повинность
4) профессиональная армия заменялась народным ополчением

13. По положениям судебной реформы второй половины XIX в.:
1) суд возвращался к нормам феодального права
2) отменялась гласность и состязательность судебных процессов
3) судьи и присяжные заседатели назначались губернатором
4) сохранялся особый суд для крестьян, духовенства и военных

14. О чьей деятельности идет речь в указе о судебной реформе?
Разбор маловажных дел, как гражданских, так и уголовных, отделить от ведомства судебных мест или полиции, учредив для сих дел… избираемых из землевладельцев всеми сословиями уезда.
1) сенаторов 2)адвокатов 3) мировых судей 4) предводителей дворянства

15. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.:
1) вводилось обязательное начальное образование
2) началось развитие среднего и высшего женского образования
3) отменялась автономия университетов
4) прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения

16. Какое высказывание верно?
1) согласно реформе в армии вводилась выборность командного состава
2) при выборах в земства отсутствовал имущественный и возрастной ценз
3) деятельность городских дум была независима от государства
4) согласно земской реформе местное самоуправление вводилось не на всей территории страны

17. К чему привели реформы 60-70-х гг. XIX в.?
1) к исчезновению феодальных пережитков 2) к ликвидации самодержавия
3) к ускорению развития общества 4) к уничтожению дворянских привилегий

18. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к изменениям в области:
1) государственно-территориального устройства 2) центрального аппарата управления
3) местного самоуправления 4) комплектования армии 5) судопроизводства

19. Какое понятие связано с реформами 1864-1870-х гг.?
1) гласные 2) мировой посредник 3) присяжные заседатели
4) городской голова 5) временнообязанный

20. Строй, при котором обеспечены господство закона во всех сферах жизни общества, защита прав личности и взаимная ответственность граждан и государства, получил название _________________________________

Вариант 2
1. Когда был обнародован манифест "О даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быть"?
1) в 1859 г. 2) в 1860 г 3) в 1861 г 4) в 1964 г
2. Размер земельного надела, получаемого крестьянами, зависел:
1) от их желания 2) от воли помещика 3) от качества земли 4) от решения общины

3. Земли, которые изымались у крестьян в том случае, если их надел до реформы превышал норму, установленную Положением 19 февраля, называлась_________.

4. Что было одной из причин отмены крепостного права?
1) предсмертное указание Николая I
2) поражение России в Крымской войне
3) стремление Александра II сделать Россию правовым государством
4) решение, принятое Государственной думой.
5. Главное значение крестьянской реформы состояло:
1) в уничтожении всех феодальных пережитков
2) в передаче земли в собственность крестьянам
3) в предоставлении крестьянам гражданских прав
4) в освобождении крестьян с землей, выкупленной государством
6. Кто сыграл большую роль в разработке крестьянской реформы?
1) М.М.Сперанский 2) А.А.Аракчеев 3) В.А.Жуковский 4) Я.И.Ростовцев
7. Как называлось должностное лицо из дворян, назначавшееся для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками в ходе проведения реформы?
1) мировой посредник 2) временнообязанный 3) староста 4) председатель

8. Какая реформа была проведена ранее других?
1) Городская 2) крестьянская 3) судебная 4) военная

9. Что означали многоступенчатость и наличие имущественного ценза на выборах в земства?
1) выборы строились по сословному признаку
2) выборными стали центральные органы власти
3) самодержавие превратилось в конституционную монархию
4) ликвидировались дворянские привилегии

10. Согласно городской реформе второй половины XIX века:
1) объявлялась независимость местного самоуправления от администрации
2) городские думы становились законосовещательными органами власти
3) выборы в Думу были всеобщими и прямыми
4) городская дума занималась только хоз. вопросами

11. Как назывались распорядительные органы местного самоуправления, созданные во второй половине XIX века? 1) собрания 2) съезды 3) управы 4) советы

12. В результате военной реформы в российской армии:
1) сохранялся принцип комплектования по сословиям
2) вводились рекрутские наборы
3) лица дворянского сословия освобождались от призыва
4) сокращался срок службы в армии и на флоте

13. В результате судебной реформы 1864 г.:
1) Россия превратилась в правовое государство
2) судебные заседания становились закрытыми
3) прекращалась деятельность Сената
4) судебный процесс объявлялся гласным и состязательным

14. В чье ведение по реформе 1864 г. передавался круг вопросов, перечисленных в документе?
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
1) земств 2) суда присяжных 3) губернаторов 4) Государственного Совета

15. Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX века:
1) восстанавливалась автономия университетов
2) вводилось бесплатное среднее и высшее образование
3) отменялась цензура
4) запрещалось ввозить учебники из-за границы

16. Какое утверждение верно?
1) по военной реформе в армии вводились телесные наказания
2) реформа в области просвещения вводила обязательное восьмилетнее образование
3) по судебной реформе судьи всех уровней назначались императором
4) по городской реформе думы становились всесословными выборными органами власти

17. Реформы 60-70 х гг. XIX века:
1) ограничили самодержавие
2) уничтожили феодальные пережитки
3) способствовали становлению гражданского самосознания
4) замедлили социально-экономическое развитие страны

18. Либеральные реформы 1860-70 гг. привели к:
1) преобразованию центральных органов власти 2) расширению прав сословий
3) изменению финансирования предприятий 4) преобразованию судопроизводства
5) преобразованию местных органов власти

19. Какое понятие связано с реформой 1864 г.?
1) прокурор 2) мировой посредник 3) присяжные заседатели 4) городской голова 5) адвокат

20. Совокупность отношений в сфере экономики, культуры и т. д., развивающихся на демократической основе, независимо от государства, получила название _____________________.

Читайте также: