Какой международный судебный орган рассматривает дела спортсменов подозреваемых

Обновлено: 13.05.2024

Очевидная функция международных судебных учреждений — разрешение международных споров. Некоторым из них поручается также вынесение консультативных заключений, но эта функция не является прямым следствием их судебной природы. Кроме того, разрешение споров далеко превосходит вынесение консультативных заключений как по частоте событий, так и по реальному влиянию на практику.

Таким образом, правовой спор, подлежащий разрешению в порядке международной судебной процедуры,— это объективно существующее разногласие по вопросу права либо конфликт юридических точек зрения или интересов, подтверждаемые в последовательных юридически значимых действиях и имеющие значение для юридических прав сторон.

Эти задачи можно разделить на две категории: а) оценить законодательные или иные действия с точки зрения соответствия их международному праву (например, англо-норвежское дело о рыболовстве), б) предложить, какие принципы и нормы международного права должны применяться к урегулированию спорной ситуации, существующей между сторонами (самый лучший пример здесь—обращение Нидерландов, ФРГ и Дании по поводу разграничения континентального шельфа). Разница между этими двумя случаями состоит в том, что, как пишет судья Г. Мозлер, во втором случае Суд решает лишь часть спора, т. е. предварительный вопрос права, оставляя сторонам свободу решить проблему на основании предварительного приговора[5].

Но и в этом случае, когда Суд не просто говорит, какие принципы и нормы применимы к решению спора, а выносит суждение о правомерности конкретных действий, проведение этого суждения в жизнь принадлежит, как уже отмечалось, самим сторонам. Изменение ситуации таким образом, чтобы отношения между сторонами были восстановлены, т. е. фактически действительное разрешение спора, производят сами стороны. Определив юридическое положение сторон, суд не может контролировать их дальнейшее поведение и отношения.

Проиллюстрируем сказанное двумя примерами. После вынесения Международным судом решения о том, какие принципы и нормы международного права должны регулировать разграничение континентального шельфа в Северном море, была проведена серия переговоров между государствами — сторонами спора и заключены соответствующие соглашения. Ситуация, вызывавшая спор, была устранена, и отношения восстановлены[6].

Несмотря на наличие в международном праве общепризнанного принципа pacta sunt servanda, и опирающегося на него положения Устава ООН и его части - Статута Международного Суда о том, что решение Суда обязательно для сторон (ст.59 Статута), не все его решения выполняются или выполняются не в полной мере[8]. В литературе делались попытки проанализировать причины этого. Выяснилось, что решения Суда наиболее охотно исполняются сторонами, т. е. ведут к разрешению спора, в тех случаях, когда стороны чувствуют себя удовлетворенными, а свои интересы — учтенными в полной мере[9]. Исходя из этого, встает вопрос о том, должен ли Суд (или иная судебная процедура) учитывать эти субъективные позиции сторон и стремиться к их удовлетворению.

Однако напомним, что Суд руководствовался согласованным на Третьей Конференции конференции ООН по морскому праву положением о том, что целью делимитации является справедливое решение, и потому Суд, даже стремясь к удовлетворению сторон, не отошел от права.

Итак, разрешить спор — это значит восстановить нормальные добрососедские отношения между государствами, вступившими в конфликт. Право при этом является не целью, а средством. Конечно, орган, разрешающий спор, не должен выходить за рамки права, но слишком формальный подход к выполнению им своих функций, в конечном счете, поведет к утрате им смысла существования.

[1] Northern Cameroon, I.C.J. Reports (1963), p. 33—34.

[2] В 1973 г. Новая Зеландия и Австралия обратились к Суду с просьбой признать противоправными испытания Францией ядерного оружия в Тихом океане. Франция заявила, что Суд не имеет компетенции на рассмотрение этого спора. Вскоре Франция заявила о том, что прекращает испытания.

[3] Nuclear Tests Case (Australia v. France). Judgment . ICJ Reports , 1974. Р. 253.

[4] Joint dissenting opinion of judges Jimenez Arechaga, Dillard, Onyeama and Waldock // Ibid.

P. 366. Надо отметить, что в литературе высказывались мнения о том, что Суд просто
ушел от решения дела по существу. См.:Mosler N. Problems and tasks of international judicial and arbitral settlement of disputes fifty years after the founding of the World Court // Judicial Settlement of International Disputes: International Court of Justice, other Courts and Tribunals, Arbitration and Conciliation: an International Symposium (Max-Planck Institut für Ausländisches öffentliches Recht und Völkerrecht, 1987), р.137.

[5] Mosler N. Problems and tasks of international judicial and arbitral settlement of disputes fifty years after the founding of the World Court // Judicial settlement. P. 6.

[6] См.: Свиридов Э. Г. Разграничение континентального шельфа. М., 1982. С.27.

[7] См.: Мюллерсон Р. А. Решение Международного суда по делу Никарагуа против США и международное право // Советский ежегодник международного права. 1987. М., 1989, С.36-55.

[8] Elias Т. О. Does the International Court of Justice, as it is presently shaped, correspond to the requirements which follow from its functions as the general central judicial body of the international community? // Judicial settlement of international disputes. Р.324.

Спортивный арбитражный суд (САS) удовлетворил жалобы 28 российских спортсменов, пожизненно отстраненных от участия в Олимпийских играх в связи с подозрениями в употреблении ими допинга. Однако МОК отказался приглашать 13 атлетов из этого списка в Пхенчхан. Продолжение правового спора вокруг российских спортсменов может привести к реформе международного спортивного правосудия. РАПСИ разбирается в его устройстве.

САS признал собранные в отношении 28 российских атлетов доказательства недостаточными. Согласившись с обвинениями в адрес 11 спортсменов, суд постановил отменить их пожизненную дисквалификацию и ограничиться запретом на участие в предстоящей Олимпиаде в Пхенчхане.

Однако комиссия Международного олимпийского комитета (МОК) по вопросам участия российских атлетов в Играх в Корее отказалась пригласить 13 спортсменов и двух тренеров из РФ из списка оправданных САS.

Предложения реформ

Президент МОК Томас Бах заявил, что решение САS по 28 российским спортсменам доказывает, что его структура нуждается в реформе.

Интересно, что два месяца назад, задолго до рассмотрения иска россиян, вопрос реформы САS уже поднимался, в т.ч. и отечественными специалистами. В частности, с критикой спортивного арбитража выступила начальник управления международного сотрудничества МГЮА Кутафина Ксения Машкова.

Поводом для этого высказывания стало мнение вице-президента Ассоциации адвокатов Индии Удэя Пракаша Варунджикара, озвученное 1 декабря 2017 года на IV Юридическом форуме стран БРИКС.

Варунджикар назвал создание централизованного спортивного агентства стран БРИКС и подготовку спортивных стандартов обязательным шагом для международного спортивного права.

Одновременно с этим все громче звучат заявления спортсменов и экспертов из разных стран, недовольных методами работы Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Главная претензия заключается в том, что у ВАДА слишком много полномочий: сотрудники агентства сами определяют список запрещенных веществ, аккредитовывают лаборатории, определяют правила, по которым собираются допинг-пробы и т.д. Во избежание конфликта интересов и политизированных решений, считают специалисты, эти полномочия следует развести в независимые организации.

Нынешние противоречия между САS, МОК и ВАДА способны стать решающим поводом для начала внутренней трансформации одной из этих организаций.

Разобраться в этом запутанном споре инстанций не просто даже профильным специалистам. Чтобы облегчить эту задачу нашим читателям, РАПСИ подготовило краткое описание действующей системы устройства международного спортивного правосудия.

Три формы спортивного правосудия

Спортивное правосудие в современном мире существует в трех основных формах. В Европе принято направлять спортивные иски в единый арбитражный суд: сначала в национальный, затем в Международный. В США предпочтение отдается конкурентной системе локальных спортивных арбитражей. В менее развитых странах спортсмены решают свои профессиональные проблемы в судах общей юрисдикции.

Россия официально признает юрисдикцию Международного спортивного арбитражного суда в Лозанне

На Западе в последние двадцать лет прослеживается тенденция выделения спортивных конфликтов в особую форму правосудия, которое разбирает их в состязательном процессе, а не автоматическим подбором наиболее подходящей нормы регламента. Причем спортивные споры рассматривают не только специализированные третейские (арбитражные) суды, но и квазиюридические органы: комитеты, палаты, комиссии при спортивных федерациях и лигах.

Спортивный арбитраж

Национальный спортивный арбитраж (в т.ч. российский) разрешает споры субъектов спортивной деятельности, в том числе: споры, вытекающие из уставов, положений, правил, регламентов и иных документов, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований; споры, связанные с определением статуса и порядка переходов спортсменов; споры, вытекающие из агентской деятельности; споры, возникающие из спонсорских контрактов; споры, связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий, а также любые иные споры, возникающие из договорных и других гражданских правоотношений в сфере физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральным законом.

Все эти суды на международном уровне подчиняются Международному спортивному арбитражному совету, при котором был создан Международный спортивный арбитражный суд. Этот суд со штаб-квартирой в Лозанне уполномочен рассматривать все споры, возникающие в области спорта на международном уровне. В 1996 году были созданы отделения суда в США (Денвер, позднее перенесено в Нью-Йорк) и Австралии (Сидней).

Кроме того, на время проведения крупнейших регулярных соревнований создаются непостоянные трибуналы для ускоренного разрешения споров. С 1996 года — на Олимпийских играх, с 1998 года — на Играх Содружества, с 2000 года — на чемпионатах Европы по футболу, с 2006 года — на чемпионатах мира по футболу, с 2014 года — на Азиатских играх.

Последние годы прослеживалась тенденция передачи САS полномочий по рассмотрению дел, которые раньше пытались разбирать узкоспециализированные организации. Примером того, как САS превращается в единый судебный орган для всех спортивных конфликтов, может служить история неудачной попытки учреждения Международной футбольной арбитражной палаты. Это решение было принято на внеочередном Конгрессе ФИФА 7 июля 2001 года. МФАП должна была стать независимым арбитражным органом со своим регламентом, персоналом и инфраструктурой, призванным разрешать споры с футбольным элементом.

Сегодня к компетенции спортивного арбитража относятся трудовые, дисциплинарные, квалификационные (судейские), трансферные, коммерческие споры. А также споры из нарушения допинговых правил, из нарушения регламентов соревнований, споры о компетенции.

Что особенно важно в контексте нынешних правовых противоречий между САS и ВАДА, соответствующие полномочия Спортивного арбитражного суда по оценке меры ответственности атлетов и тренеров за употребление допинга прописаны во Всемирном антидопинговом кодексе ВАДА.

Проблемы спортивного правосудия

Обязательным условием рассмотрения спора в спортивном арбитражном суде является исчерпание заявителем всех правовых средств защиты своих нарушенных прав, предоставленных спортивной организацией, чьи решения или действия обжалуются. Это значит, что перед тем как попасть в специализированный суд, спортсмен обязан пройти разбирательство в согласительной комиссии, созданной при клубе, лиге или спортивной федерации.

Спортивное правосудие сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений правовой и юридической мысли. Особый интерес спортивные суда вызывают благодаря своему специфическому статусу: номинально не подчиняясь национальным властям и международным организациям (в т.ч. и МОК), спортивные суды имеют возможность независимо исследовать главные правовые язвы современного мира (выходящие за пределы чисто спортивной тематики). В этой связи ограничение деятельности и сферы влияния САS может негативно сказаться и на эффективности развития гражданского правосудия.

В случае отказа в удовлетворении исковых требований по спортивному спору в национальных судах иск может быть передан в Европейский Суд по правам человека в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 [1] (далее также — Европейская конвенция или Конвенция) или в Комитет по правам человека при ООН на основании Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) [2] и Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах [3] .

Официальные власти стран, ратифицировавших Европейскую конвенцию, приняли на себя обязательство не допускать действий, не совместимых с ее положениями, а местные суды обязуются толковать законы и выносить решения в соответствии с прецедентным правом Европейского Суда по правам человека в Страсбурге (далее также,* Европейский Суд).

Согласно п. 1 ст. 35 Конвенции Европейский Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как предусмотрено общепризнанными нормами международного права. В противном случае на основании п. 4 ст. 35 Конвенции жалоба будет отклонена, причем на любой стадии разбирательства.

Таким образом, перед обращением в Европейский Суд жалобщик должен пройти, как правило, две инстанции. В России необходимо пройти суд первой инстанции и апелляционную или кассационную инстанцию. В надзорную инстанцию обращаться нет необходимости. Апелляционная или кассационная инстанция считается последним внутренним средством, после чего можно обратиться в Европейский Суд по правам человека, так как именно после апелляционного или кассационного производства приговор (решение) вступает в силу и начинается его исполнение. Уполномоченный по правам человека не является средством защиты, которое необходимо исчерпать для обращения в Европейский Суд.

Таким образом, роль Европейского Суда по правам человека носит субсидиарный характер и состоит в рассмотрении конкретных споров о нарушении прав и свобод, которые не удалось решить на национальном уровне.

Право на обращение в Европейский Суд возникло у российских граждан с момента вступления Конвенции для России в силу, т.е. с 5 мая 1998 г. По этой причине к его рассмотрению принимаются дела, которые не получили своего разрешения в суде апелляционной или кассационной инстанции на эту дату.

Согласно ст. 33 Европейской конвенции ратифицировавшее ее государство признает юрисдикцию Европейского Суда принимать жалобы от других государств-участников на нарушение Конвенции этим государством. Податель жалобы не обязан объяснять какую-либо особую связь с жертвой нарушения или свое отношение к ней.

В ст. 34 Европейской конвенции определено, что Европейский Суд может принимать индивидуальные жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из сторон Конвенции их прав, признанных в Европейской конвенции или в протоколах к ней. Стороны Конвенции обязались никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

Применительно к трудовым отношениям нарушения, в частности, следующих норм Европейской конвенции могут стать поводом для обращения в Европейский Суд.

a) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении или условно освобожденное от такого заключения;

b) всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;

c) всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;

d) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

Так, в сфере спортивного движения не допускается принудительный труд, который является нарушением названной статьи Конвенции. Лица, привлеченные к принудительному или обязательному труду, имеют право на защиту в Европейском Суде, если они не смогли восстановить нарушенное право с использованием внутригосударственных средств правовой защиты, к примеру не получив достаточной компенсации морального вреда за данное нарушение.

2. Статья 11 Европейской конвенции провозглашает свободу собраний и объединений. В силу части 1 данной статьи каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Согласно ч. 2 названной статьи осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Данная статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства. Таким образом, ограничение права на объединение в профессиональные союзы для защиты трудовых прав может стать предметом разбирательства в Европейском Суде по правам человека, если исчерпаны внутригосударственные способы его защиты.

3. Статья 6 Европейской конвенции провозглашает право каждого на справедливое судебное разбирательство. В соответствии с п. 1 названной статьи каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних, или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия. Эти нормы Конвенции распространяются на отправление правосудия российскими судами, в том числе и по трудовым делам в сфере спорта.

Следует отметить, что перечень возможных нарушений Европейской конвенции, которые могут стать предметом рассмотрения в Европейском Суде, не является закрытым. Другие нарушения также могут стать основанием для обращения в Европейский Суд в целях защиты нарушенных прав, в частности в сфере трудовых отношений в спорте.

Согласно ч. 1 ст. 35 Конвенции Европейский Суд может принимать дело к рассмотрению в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. По делам, рассматриваемым мировыми судьями, шестимесячный срок начинает свое течение с даты вынесения постановления апелляционным судом, т.е. судьей федерального районного (городского) суда. Применительно к делам, которые разрешены федеральным районным городским судом, этот срок начинает свой отсчет с момента вынесения определения судом кассационной инстанции, т.е. кассационной коллегией соответствующего суда субъекта Российской Федерации, а по делам, рассмотренным по первой инстанции судом субъекта Российской Федерации, момента вынесения определения кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Восстановление данного срока не предусмотрено.

Первоначально обращение в Европейский Суд может быть составлено в произвольной форме на русском языке. В нем в хронологической последовательности излагаются все факты, имеющие отношение к делу.

Поступающая в Европейский Суд жалоба подлежит регистрации в секретариате, затем она рассматривается юридическим референтом — сотрудником секретариата, который составляет ответ истцу с рекомендациями по поводу дальнейших действий. К ответу прилагается формуляр жалобы с инструкцией по его заполнению. Секретариат до того, как вышлет формуляр, может запросить дополнительную информацию и копии документов.

Референт в ответ на первое обращение может также высказать мнение о том, что, наиболее вероятно, Европейский Суд не удовлетворит жалобу. Однако такой ответ не лишает истца возможности продолжить разбирательство и потребовать передачи дела в Европейский Суд для рассмотрения его По существу и вынесения судебного решения.

Согласно требованиям, определенным правилом 47 Регламента, в жалобе должны быть указаны:

Заявители, кроме того, должны указать, подавали ли они жалобы в какой-либо иной орган международного разбирательства и урегулирования.

Заявитель, не желающий предать гласности свою личность, должен уведомить об этом и изложить причины такого отступления от обычного правила об открытом доступе к информации о производстве дела в Европейском Суде. Председатель палаты может разрешить сохранение анонимности в исключительных и обоснованных случаях.

Составленная по форме жалоба (формуляр) с приложенными копиями всех документов, имеющих отношение к делу, направляется в секретариат Европейского Суда. Если жалоба не содержит всей необходимой для ее рассмотрения информации либо не удовлетворяет всем условиям допустимости, то на ее основании создается временное досье и ему присваивается номер, на который необходимо ссылаться в последующей переписке с Европейским Судом. Затем заявитель информируется сотрудником секретариата Европейского Суда о недостатках жалобы или тех причинах, по которым она может быть признана неприемлемой.

В силу правила 36 Регламента истец может подать жалобу сам либо посредством адвоката. Если истец не в состоянии оплатить услуги адвоката, то ему может быть предоставлена для этого финансовая помощь при условии, что истец документально докажет невозможность оплаты юридических услуг за счет собственных средств. Для этого необходимо заполнить специальную декларацию и приложить все имеющиеся тому письменные доказательства (правила 91 —96 Регламента).

После поступления надлежаще оформленной жалобы с прилагаемыми копиями документов в секретариат он передает все это в комитет Европейского Суда, состоящий из трех судей, который выносит решение о приемлемости жалобы. Если жалоба признается неприемлемой, то разбирательство на этом заканчивается. В случае признания жалобы приемлемой она передается в палату из семи судей, которая рассматривает жалобу по существу и выносит решение о нарушении соответствующей статьи Конвенции с присуждением материальной компенсации (или без таковой) или отсутствии такого нарушения.

В исключительных случаях дело также может быть передано для рассмотрения в большую палату из 17 судей, если в течение трех месяцев с даты, когда истец узнал о решении палаты из семи судей, он или ответчик настаивают на этом. Однако это допускается, если спор затрагивает важные вопросы права и применения Конвенции или решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенными решениями Европейского Суда.

Постановления Европейского Суда имеют значение как для дела, которое стало предметом разбирательства в этом суде, так и для разрешения других аналогичных дел.

Прежде всего, постановление Европейского Суда имеет значение по делу, на основе которого оно вынесено. Так, в соответствии сп. 2 ч. 2 ст. 392 ГПК РФ основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются новые обстоятельства, т.е. возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства. Согласно п. 4 ч. 4 указанной статьи к новым обстоятельствам относятся установление Европейским Судом нарушения положений Конвенции при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд. Между тем для пересмотра судебных постановлений на основании постановления Европейского Суда должны существовать специальные механизмы, позволяющие пересматривать судебные дела без обращения гражданина.

Таким образом, постановления Европейского Суда по правам человека являются поводом для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вынесенных по делам, на основании которых принято постановление Европейского Суда, а также подлежат применению при разрешении другкх аналогичных дел.

За исполнением решений Европейского Суда следит Комитет министров Совета Европы. В случае неисполнения решения Европейского Суда к правительству могут быть применены соответствующие санкции. Самая серьезная из них — исключение из Совета Европы. Для государств — членов Европейского Союза данная мера влечет исключение также из ЕС, так как государство, не являющееся членом Совета Европы, не может быть членом ЕС.

Международные споры

Международные споры неотъемлемая часть политики. Международные споры могут затрагивать экономические, правовые, торговые и иные вопросы. Один характер разногласий может по-иному решаться между различными субъектами таких отношений. Несмотря на это, международные споры в международном праве имеет четкую регламентацию порядка их разрешения, и всегда предполагают определенный круг участников. Это позволяет закрыть конфликт не только через суд, но и путем мирных договоренностей.

Что представляют собой международные споры?

Международные споры представляют собой разногласия по вопросам права, политики, экономики, возникающие между субъектами общественных отношений. В данном случае речь идет о государствах, чьи интересы пересекаются. Урегулирование международных споров возлагается на специально созданный орган – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).

Определяется несколько классификаций споров между государствами. Устанавливаются следующие их виды:

  1. По характеру разногласий определяется международный экономический спор, политический и юридический.
  2. По предмету конфликта: международные инвестиционные споры, разногласия по вопросам торговли, экологии и так далее.
  3. По степени опасности могут быть международные коммерческие споры (в сфере экономики, торговли, инвестиций), политические и правовые, угрожающие безопасности граждан большинства государств и наоборот.
  4. По субъекту: разногласия могут возникать между государствами, организациями и органами.
  5. По количеству участников определяются двухсторонние и многосторонние споры.

Международные споры всегда должны иметь конкретный предмет. Претензии сторон должны быть четко выражены друг другу. Участниками могут быть как государства, так и ведомства, органы, осуществляющие работу на международной арене.

Мирное разрешение споров

Международные споры

В отношениях между государствами, которые порождают политические и юридические конфликты, нужно добиваться международного мирного разрешения споров. Такой метод устранения разногласий позволяет найти компромисс и выбрать вариант развития событий, подходящий каждой стороне.

Определяются принципы мирного разрешения международных споров, на которые и должны опираться стороны отношений, независимо от вида конфликта. Относят к ним следующее:

  • Несудебные средства урегулирования конфликтов не должны создавать угрозу для всего мирового сообщества, даже если они помогают уладить проблему в отношениях двух и более конкретных государств.
  • Необходимо соблюдать принципы суверенности государства и свободы выбора законных средств ведения политической и юридической деятельности. Все субъекты таких отношений равны, соответственно, мирное разрешение международных споров должно учитывать интересы всех сторон.
  • Возможность мирного урегулирования конфликта не должна противоречить основным принципам международного права. Смысл в том, что не каждая ситуация допускает договоренности о том или ном средстве устранения разногласий.

Для того чтобы правильно выбрать метод разрешения конфликта, нужно обратиться к основным источникам международного права, регулирующим рассматриваемый вопрос:

  • Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений – 1907 год;
  • Устав Организации Объединенных Наций – 1945 год;
  • Европейская конвенция о порядке мирного урегулирования споров – 1957 год;
  • Манильская декларация о мирном порядке разрешения международных споров – 1982 год.

Рекомендуем к прочтению: Международный коммерческий контракт — порядок заключения и урегулирование споров

Согласно указанным актам мирные средства устранения конфликтов называются согласительными и включают в себя следующее:

Основной метод. Его суть заключается в попытке договориться и найти компромисс. Переговоры выступают первоначальным этапом в мирном разрешении споров (ст. 33 Устава ООН).

Этот метод применяется в исключительных случаях, когда государства-члены требуют вмешательства Совета Безопасности ООН для разрешения того или иного конфликта. Основанием для этого выступает потенциальная угроза миру и безопасности всего сообщества (ст. 34 Устава ООН).

Мирные средства решения международных споров носят поэтапный характер. Как показывает практика, если конфликт не обострен, то достаточно переговоров и посредничества.

Международные споры — судебное разрешение

Международные споры — судебное разрешение

В случае невозможности мирного урегулирования конфликта, осуществляется разрешение международных споров судом. Определяется три категории органов, имеющих такие полномочия. К ним относят Универсальные, Региональные и Третейские суды.

Принципы данного способа устранения разногласий следующие:

  • рассмотрение международных споров осуществляется только судами этого же уровня;
  • компетенция судебных органов устанавливает сторонами;
  • споры в международных арбитражах и судах разрешаются путем вынесения решения, обязательного для всех.

Определяется несколько категорий судов в международном праве, компетенция которых распределяется с учетом характера спора:

  1. Межгосударственные споры: МС ООН, ППТС, Суд ЕС, Экономический суд СНГ, Карибский суд, ЕСПЧ.
  2. Споры между государствами и частными лицами: суды по правам человека (ЕСПЧ, Африканский и Межамериканский суды), уголовные суды (Международные трибуналы Югославии и Руанде, МУС).

Отдельно выделяют Третейский суд, осуществляющий рассмотрение международных коммерческих споров, в частности инвестиционных.

Процесс разрешения споров в международном суде предполагает определенный порядок действий в рамках юрисдикции соответствующего органа:

  • Заключение специального соглашения относительно конкретного спора. В таком договоре предусматривается компетенция суда на будущее.
  • Одностороннее заявление судебному органу от истца. Такой документ выступает основанием начала разбирательства. Все действия ответчика после принятия дела конкретным судом трактуются против него.

Процедура урегулирования конфликта будет различаться только по характеру спора. Например, споры в международном арбитражном суде имеют особую направленность. Здесь разногласия всегда касаются коммерческих вопросов.

Рекомендуем к прочтению: Международный коммерческий контракт — порядок заключения и урегулирование споров

Арбитраж рассматривает международные торговые споры и на практике предполагает привлечения арбитров из разных стран, что не всегда встретишь при работе ЕСПЧ или Третейского суда.

Таким образом, международные споры являются типичным явлением в отношениях государств. Однако факт их существования, а также методы разрешения не должны влиять на безопасность мирового сообщества в целом.

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Читайте также: