Какой город является местом постоянного пребывания апелляционного военного суда

Обновлено: 17.05.2024

Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, осуществляющими судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

Военным судам подсудны:

1. уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы; дела о преступлениях, совершенных гражданами в период прохождения ими военной службы или военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов УПК РФ;

2. дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы;

3. гражданские и административные дела по искам и жалобам военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, о нарушении их прав, свобод и законных интересов органами военного управления или воинскими должностными лицами;

4. дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки или права на исполнение судебных актов в разумные сроки по делам, подсудным военным судам;

5. дела по жалобам на действия, бездействие и решения военных прокуроров, следователей и дознавателей по уголовным делам, расследуемым в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

6. материалы о применении к военнослужащим или гражданам, проходящим военные сборы, дисциплинарного ареста за совершение грубых дисциплинарных проступков;

7. вопросы об избрании в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, запрета определенных действий, а также о продлении сроков этих мер пресечения и запретов;

Граждане, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, вправеобжаловать в военный суд действия (бездействие) или решения органов военного управления или воинских должностных лиц, если нарушение их прав, свобод и законных интересов произошло в период прохождения военной службы или военных сборов.

Система военных судов, их состав и компетенция.

В систему военных судов входят:

Ø кассационный военный суд;

Ø апелляционный военный суд;

Ø окружные (флотские) военные суды;

Ø гарнизонные военные суды.

Окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Первым звеном являютсягарнизонные военные суды, действующие на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

Состав суда: председатель суда, заместители председателя суда, судьи, работники аппарата суда.

В целях приближения правосудия к месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов федеральным законом в составе гарнизонного военного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие.

Компетенция – по 1-ой инстанции эти суды рассматривают:

1) все дела об административных правонарушениях, а также большинство гражданских, уголовных и административных дел, подсудных военным судам, кроме тех, которые отнесены к компетенции окружных (флотских) военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ;

2) материалы о применении дисциплинарного ареста;

3) жалобы на военных прокуроров, следователей и дознавателей;

4) вопросы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, запрета определенных действий, о продлении сроков этих мер пресечения и запретов;

5) вопросы об ограничении некоторых конституционных прав и свобод.

Вторым звеномявляютсяокружные (флотские) военные суды, действующие на территориях одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Состав суда: председатель суда, заместители председателя суда, судьи, работники аппарата суда.

Ø Президиум;

Ø могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы по гражданским делам, по административным делам и по уголовным делам;

Ø могут быть образованы постоянные судебные присутствия.

Компетенция:

Президиум решает только организационные вопросы[1] (например, утверждает составы судебных коллегий; рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики).

Судебные коллегии (судебные составы) выполняют две судебных функции:

а) по 1-ой инстанции рассматривают:

v гражданские и административные дела, связанные с государственной тайной;

v дела по административным исковым заявлениям о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным гарнизонным военным судам;

v уголовные дела о преступлениях, подсудных областным и соответствующим судам;

v 1-ый Восточный окружной военный суд, 2-ой Западный окружной военный суд, Центральный окружной военный суд и Южный окружной военный суд также рассматривают уголовные дела о захвате заложников, о террористических актах и других преступлениях террористической направленности.

б) по 2-ой инстанции в апелляционном порядке проверяют не вступившие в законную силу приговоры и решения гарнизонных военных судов.

Третьим звеномявляетсяапелляционный военный суд (место постоянного пребывания – городской округ Власиха Московской области).

Состав суда: председатель суда, заместители председателя суда, судьи, работники аппарата суда.

Ø Президиум;

Ø могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы по гражданским делам, по административным делам и по уголовным делам.

Компетенция:

Президиум решает только организационные вопросы (например, утверждает составы судебных коллегий; рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики).

Судебные коллегии (судебные составы) по 2-ой инстанции в апелляционном порядке проверяют не вступившие в законную силу приговоры и решения окружных (флотских) военных судов.

Четвертым звеномявляетсякассационный военный суд (место постоянного пребывания – г. Новосибирск).

Состав и структура суда: такие же, как в апелляционном военном суде.

Компетенция:

Президиум решает только организационные вопросы (например, утверждает составы судебных коллегий; рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики).

Судебные коллегии (судебные составы) в кассационном порядке проверяют:

1. вступившие в законную силу приговоры гарнизонных военных судов;

2. вступившие в законную силу решения гарнизонных военных судов и окружных (флотских) военных судов, если они до вступления в силу обжаловались в апелляционном порядке;

3. апелляционные определения и апелляционные приговоры окружных (флотских) военных судов;

4. определения апелляционного военного суда, вынесенные по гражданским и административным делам.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным (флотским) военным судам и гарнизонным военным судам.

Компетенция: [2]

а) по 1-ой инстанции рассматривает административные дела:

v об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, если эти акты касаются прав, свобод и законных интересов военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

v об оспаривании ненормативных актов Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ, если эти акты касаются прав, свобод и законных интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета РФ;

v о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки или права на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Решения по этим делам, не вступившие в законную силу могут быть обжалованы в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ, а вступившие в законную силу – в Президиум Верховного Суда РФ в надзорном порядке (если они обжаловались в апелляционном порядке).

б) по кассационной инстанции может проверять:

1. определения кассационного военного суда;

2. вступившие в законную силу приговоры окружных (флотских) военных судов, а также определения или приговоры апелляционного военного суда, вынесенные по результатам их пересмотра;

3. вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов, решения окружных (флотских) военных судов, апелляционные определения и апелляционные приговоры окружных (флотских) военных судов, определения апелляционного военного суда, вынесенные по гражданским и административным делам, если они обжаловались в кассационный военный суд.

Кассационные определения Судебной коллегии по делам военнослужащих могут быть обжалованы в Президиум Верховного Суда РФ в надзорном порядке.

[1] До начала деятельности кассационного военного суда президиум окружных (флотских) военных судов в кассационном порядке проверяет вступившие в законную силу приговоры и решения гарнизонных военных судов, а также апелляционные определения и апелляционные приговоры окружных (флотских) военных судов.

[2] До начала деятельности апелляционного военного суда СК по делам военнослужащих в апелляционном порядке проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения окружных (флотских) военных судов.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Правила пребывания посетителей в Московском городском суде

1. Общие положения

1.1. Правила пребывания посетителей в Московском городском суде (далее – правила) определяют нормы поведения граждан (посетителей) в зданиях и служебных помещениях Московского городского суда (далее – суд) и направлены на обеспечение установленного порядка деятельности суда в целях:

эффективной деятельности суда;

реализации конституционного права граждан на судебную защиту;

поддержания общественного порядка внутри зданий суда, их охраны;

обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей, работников аппарата суда, участников процесса и других граждан при посещении ими зданий (служебных помещений) суда;

повышения информационной открытости;

обеспечения надлежащего порядка в судебном заседании.

1.2. Правила разработаны в соответствии с нормами законодательства, регламентирующими процедуру отправления правосудия судами на территории Российской Федерации.

1.3. Основные понятия, используемые в правилах:

посетитель – любое физическое лицо, временно находящееся в здании суда, для которого суд не является местом работы, имеющий документы, удостоверяющие личность и (или) предоставляющие право на пребывание в суде;

пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, по осуществлению допуска посетителей в здания суда;

установленный порядок в зданиях суда – совокупность требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок судебного разбирательства в судах, деятельность судей, работников аппарата и других работников суда, связанная с организационным обеспечением деятельности суда, правила поведения граждан в общественных местах;

документы, удостоверяющие личность посетителя – паспорт гражданина, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме № 2П, удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, военный билет, общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей), паспорт моряка, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем на территории Российской Федерации, паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство в Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении, выданное уполномоченным органом иностранного государства, иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность.

2. Организация пропускного режима

2.1. Допуск посетителей в здания суда осуществляется в соответствии с настоящими правилами, порядком действия наряда на постах охраны объекта в зданиях Московского городского суда по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режима и правилами внутреннего распорядка суда, установленные председателем суда на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов, с регистрацией на посту судебных приставов.

2.3. Допуск посетителей в здания суда осуществляется по предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Работники федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов и учреждений, Министерства юстиции Российской Федерации и его органов и учреждений, должностные лица Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, прокуратуры, иных органов государственной власти и государственных органов, а также органов местного самоуправления, адвокаты пропускаются в здания суда по служебным удостоверениям.

Присяжные заседатели допускаются в здания суда согласно списку присяжных заседателей, размещенному на посту судебных приставов по ОУПДС, и на основании документов, удостоверяющих их личность.

Представители средств массовой информации допускаются в здания суда при предъявлении служебных удостоверений или иного документа, удостоверяющего личность. Внесение в здания суда усилительной, радио-, теле-, кино-, видео- и фотоаппаратуры осуществляется представителями средств массовой информации при наличии соответствующего разрешения председателя суда, лица, его замещающего, или заместителя председателя суда.

Представители организаций, осуществляющих строительные, ремонтные и другие работы, допускаются в здания суда по находящимся на посту охраны спискам, составленным руководителями этих организаций и утвержденным председателем суда, лицом, его замещающим, или заместителем председателя суда, при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В случае возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций проход в здания суда лиц, задействованных в ликвидации аварии, проведении противопожарных, ремонтно-восстановительных и иных работ, производится по удостоверениям личности, выданным производителем работ, в сопровождении сотрудников службы эксплуатации суда, 2 ОБП Центра и (или) судебных приставов по ОУПДС . При этом сотрудник 2 ОБП Центра и (или) судебный пристав по ОУПДС фиксируют данные этих лиц: ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место работы и должность, а также время и цель посещения.

В случае возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций проход в здание суда лиц, задействованных в ликвидации аварии, проведении противопожарных, ремонтно-восстановительных и иных работ, производится по удостоверениям личности, выданным производителем работ, в сопровождении сотрудников службы эксплуатации суда, 2 ОБП Центра и (или) судебных приставов по ОУПДС. При этом сотрудник 2 ОБП Центра и (или) судебный пристав по ОУПДС фиксирует данные этих лиц: ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место работы и должность, а также время и цель посещения.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также необходимости оказания срочной медицинской помощи, правом беспрепятственного прохода в здание суда с регистрацией номера расчета (номера медицинской бригады врачей и медперсонала службы скорой медицинской помощи.

2.4. Нахождение посетителей, в том числе представителей средств массовой информации, в суде после окончания рабочего времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с разрешения председателя суда, лица, его замещающего, заместителя председателя суда или судьи, председательствующего в соответствующем судебном заседании, и контролируется судебными приставами по ОУПДС и сотрудниками 2 ОБП Центра.

2.5. При возникновении чрезвычайных ситуаций допуск посетителей в здания суда прекращается.

3. Права и обязанности посетителей суда

3.1. Посетители суда имеют право:

осуществлять проход в здания и залы судебных заседаний суда в установленные дни и часы;

находиться в суде в течение всего рабочего дня, продолжительность которого устанавливается правилами внутреннего распорядка суда;

находиться в зале судебных заседаний при рассмотрении судебного дела, если судебное заседание не является закрытым;

знакомиться с образцами судебных документов и получать информацию о дате и времени рассмотрения дел, находящихся в производстве суда;

посещать приемную суда для подачи в суд заявлений, жалоб и иных документов, получения процессуальных документов и информации о результатах рассмотрения обращений, ознакомления с материалами дела;

обращаться на прием к работникам аппарата суда в дни и часы приема по вопросам непроцессуального характера;

3.2. Посетители суда обязаны:

при входе в здания суда сообщать судебному приставу по ОУПДС и (или) сотруднику 2 ОБП Центра о цели своего пребывания и предъявлять документ, удостоверяющий личность, в развернутом виде, судебное извещение при его наличии;

проходить осмотр с использованием технических средств, проводимый сотрудниками 2 ОБП Центра и судебными приставами по ОУПДС, и предъявлять им для проверки ручную кладь (сумки, портфели, папки и т.п.);

соблюдать установленный порядок деятельности суда и нормы поведения в общественных местах;

сообщать секретарю судебного заседания о своей явке;

до приглашения в зал судебного заседания находиться в месте, указанном судьей, секретарем судебного заседания, работником аппарата суда либо судебным приставом по ОУПДС;

покидать зал судебного заседания по требованию судьи, работника аппарата суда или судебного пристава по ОУПДС;

не вмешиваться в действия судьи и других участников процесса, не мешать проведению судебного разбирательства вопросами, репликами, не допускать нарушений общественного порядка;

выполнять требования и распоряжения председателя суда, лица, его замещающего, заместителя председателя суда, судей, администратора суда, работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС в суде, залах судебных заседаний, не допуская проявлений неуважительного отношения к ним и другим посетителям суда;

не препятствовать надлежащему исполнению судьями, работниками аппарата суда и судебными приставами по ОУПДС их служебных обязанностей;

соблюдать очередность на приеме граждан ;

бережно относиться к имуществу суда, соблюдать тишину, чистоту и порядок в зданиях и служебных помещениях суда;

в случае возникновения чрезвычайных ситуаций строго следовать указаниям работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС и сотрудников 2 ОБП Центра ;

выполнять требования судебных приставов по ОУПДС и сотрудников 2 ОБП Центра об освобождении зданий суда, в том числе после окончания рабочего дня и (или) истечения времени, в течение которого нахождение в суде было разрешено председателем суда, лицом, его замещающим, заместителем председателя суда или председательствующим судьей, а также в чрезвычайных ситуациях.

4. Меры безопасности в суде

4.1. В целях предупреждения и пресечения террористической деятельности, иных преступлений и административных правонарушений, обеспечения личной безопасности судей, присяжных заседателей, работников аппарата суда и посетителей в зданиях и служебных помещениях суда посетителям запрещается:

проносить в здания и служебные помещения суда предметы, перечисленные в Приложении, а также предметы и средства, наличие которых у посетителя либо их применение (использование) может представлять угрозу для безопасности окружающих за исключением случаев, предусмотренных п. 4.4 правил ;

находиться в служебных помещениях суда без разрешения судей, работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС и сотрудников национальной гвардии РФ;

находиться в аппаратных, видеомониторных комнатах, служебных и технических помещениях суда без разрешения председателя суда, лица, его замещающего, или заместителя председателя суда;

использовать в зданиях суда мобильные телефоны и другие средства связи, а также пользоваться ими в зале судебного заседания, за исключением использования функций аудиозаписи и записи текста в электронной форме;

проникать и находиться в непосредственной близости с помещениями суда, предназначенными для пребывания лиц, содержащихся под стражей;

выносить из зданий или служебных помещений суда, а также портить или уничтожать документы, полученные для ознакомления, и имущество суда;

изымать образцы судебных документов с информационных стендов суда либо размещать на них объявления личного и рекламного характера;

курить табачные изделия и использовать электронные имитаторы курения;

оставлять без присмотра личные вещи и документы;

осуществлять несанкционированную торговлю и (или) распространение печатной и иной продукции, в том числе рекламного характера.

4.2. Запрещается доступ в здания и служебные помещения суда (или нахождение в зданиях и служебных помещениях суда) лицам в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного опьянения, с агрессивным поведением, лицам, не отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям, малолетним детям без сопровождения взрослых, посетителям с животными.

4.3. Предметы, пронос которых в здания суда запрещен, сдаются посетителями на пост охраны при входе в здание суда и помещаются в специальный шкаф для хранения с записью в журнал хранения вещей и предметов (с выдачей специального жетона). Предметы, пронос которых в здания суда запрещен и которые в силу своих физических, химических и иных свойств представляют опасность для жизни, здоровья и имущества окружающих, на хранение не принимаются, а посетители, имеющие при себе такие предметы, не допускаются в здания суда.

При выходе из здания суда по предъявлении специального жетона сданное имущество возвращается посетителю с отметкой о выдаче в журнале хранения вещей и предметов.

4.4. В здания суда с оружием могут проходить следующие лица при предъявлении ими служебного удостоверения:

закрепленные за судом сотрудники полка охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве в соответствии со списком, находящимся на посту охраны;

сотрудники уполномоченных государственных органов, обеспечивающие безопасность лиц, являющихся объектами государственной охраны, или лиц, в отношении которых применены соответствующие меры государственной защиты;

сотрудники органов федеральной фельдъегерской связи, осуществляющие доставку отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений;

сотрудники службы специальной связи, осуществляющие доставку и (или) прием корреспонденции и грузов, содержащих сведения и материалы, относящиеся к государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне, а также иных особых отправлений (только в случае прохода через Первый отдел суда);

сотрудники службы инкассации, доставляющие в суд наличные денежные средства, при предъявлении ими, помимо служебного удостоверения, документа, подтверждающего право на ношение оружия (только при проходе в Административное здание суда).

5. Ответственность посетителей суда

5.1. В случае нарушения посетителями установленных в суде правил председатель суда, лицо, его замещающее, заместитель председателя суда, судьи, администратор суда, работники аппарата суда, судебные приставы по ОУПДС и сотрудники 2 ОБП Центра вправе делать им соответствующие замечания и применять иные меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Воспрепятствование осуществлению правосудия, неуважение к суду, нарушение общественного порядка в зданиях или служебных помещениях суда, а также неисполнение законных распоряжений судей, работников аппарата суда, обеспечивающих установленный порядок в залах судебных заседаний, судебных приставов по ОУПДС, сотрудников 2 ОБП Центра о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила и иных противоправных действий, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5.3. В случаях выявления фактов нарушения общественного порядка посетителями в зданиях суда они могут быть удалены, задержаны и переданы судебными приставами по ОУПДС и (или) сотрудниками 2 ОБП Центра в органы внутренних дел с составлением протокола об административном правонарушении.

5.4. В случае неисполнения законного распоряжения судьи или судебного пристава по ОУПДС о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, нарушитель привлекается к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5.5. В случае совершения посетителями суда деяний, влекущих уголовную ответственность, в том числе предусмотренных статьями 294 – 298.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности в установленном законом порядке.

5.6. В случае умышленного уничтожения либо повреждения имущества суда и находящихся в них материально-технических ценностей виновные лица могут быть привлечены к административной либо уголовной ответственности с последующим возмещением причиненного имущественного ущерба.

6. Заключительные положения

6.1. В связи с утверждением настоящих правил признать утратившими силу Правила пребывания посетителей в Московском городском суде, утвержденные председателем Московского городского суда 24 января 2017 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Приложение

Перечень предметов, запрещенных к вносу в здания суда

1. Огнестрельное оружие и боеприпасы;

2. Пневматические, травматические винтовки и пистолеты;

3. Ружья для подводной охоты, арбалеты;

4. Имитаторы и муляжи оружия и боеприпасов, электрошоковые
устройства;

5. Газовое оружие и оружие самообороны;

6. Газовые баллончики и аэрозольные распылители;

7. Холодное оружие (ножи, топоры, ледорубы, другие бытовые
предметы, обладающие колюще-режущими свойствами);

8. Взрывчатые вещества, взрывные устройства;

9. Легковоспламеняющиеся жидкости и вещества;

10. Радиоактивные материалы;

11. Ядовитые, отравляющие, едкие и коррозирующие вещества;

12. Окислители – перекиси органические, отбеливатели;

13. Наркотические и психотропные вещества;

14. Алкогольные напитки;

15. Объемные предметы;

16. Другие предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот в Российской Федерации;

17. Иные предметы, вещества и средства, представляющие угрозу для безопасности окружающих.

Примечание: перечень предметов не является исчерпывающим, дополнения или исключения из данного перечня производятся по решению председателя суда либо лица, его замещающего.

при секретаре Жиленковой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца Абразумова Д.В. на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2018 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 21 июня 2018 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 19137 майора в отставке Абразумова Дмитрия Владимировича об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Владивосток) федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") об исключении супруги административного истца из числа нуждающихся в жилых помещениях в форме обеспечения субсидией для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 21 июня 2018 г., Абразумову Д.В. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконным решение начальника 1 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" от 31 января 2018 г. об исключении его супруги - Абразумовой З.А. из числа нуждающихся в жилых помещениях в форме обеспечения жилищной субсидией.

Определением судьи Тихоокеанского флотского военного суда от 8 ноября 2018 г. и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2019 г. отказано в передаче кассационной жалобы административного истца для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе Абразумов Д.В. просит об отмене судебных актов ввиду существенного нарушения судами норм материального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении его требований.

В обоснование жалобы административный истец указывает на ошибочность вывода судов об отсутствии у его супруги права на жилищную субсидию в связи с ее участием накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), тем более что в случае обеспечения супруги жилищной субсидией в составе его семьи последняя подлежит исключению из реестра участников НИС как обеспеченная жильем иным способом. Кроме того, участие его супруги в НИС - в отсутствие использования ею денег, находящихся на именном накопительном счете, - само по себе не свидетельствует об обеспеченности ее жильем.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих от 16 сентября 2019 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2019 г. по данному делу отменено, кассационная жалоба с материалами дела передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Абразумов Д.В., заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 20 лет, приказом воинского должностного лица от 22 июня 2017 г. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья.

В период прохождения военной службы Абразумов Д.В. решением заместителя начальника 1 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" от 17 января 2017 г. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в форме жилищной субсидии. Административный истец признан нуждающимся в жилом помещении в г. Владивостоке с составом семьи 4 человека (он, супруга и двое несовершеннолетних детей) с даты подачи заявления, то есть с 9 августа 2016 г.

В свою очередь, супруга административного истца - ефрейтор Абразумова З.А. решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включена в реестр участников НИС на основании ее рапорта от 10 августа 2016 г. как военнослужащая, заключившая второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г. (категория "04" - добровольный участник НИС).

После установления факта нахождения супруги административного истца в реестре участников НИС решением начальника 1 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" от 31 января 2018 г. Абразумова З.А. исключена из числа нуждающихся в жилых помещениях в форме жилищной субсидии.

Кроме того, рапортом от 12 марта 2018 г. Абразумова З.А. просила командира войсковой части 77994, в которой она проходит военную службу, оформить документы для ее исключения из реестра участников НИС. В связи с этим командиром воинской части принято решение о направлении запроса в ФГКУ "Востокрегионжилье" для разъяснения порядка его действий.

Отказывая Абразумову Д.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции в решении указал, что его супруга, являясь участником НИС, не может быть дополнительно обеспечена жильем как член семьи военнослужащего в форме жилищной субсидии.

Обращение Абразумовой З.А. с заявлением об исключении из реестра участников НИС, по мнению суда, не являлось основанием для сохранения ее в списках нуждающихся в жилищной субсидии, поскольку с таким заявлением она обратилась после принятия административным ответчиком оспариваемого решения, на момент его принятия она являлась участником НИС и решение по ее заявлению не принято.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции в определении дополнительно указал, что обращения Абразумовой З.А. с заявлениями об исключении из реестра участников НИС не ставит под сомнение законность принятого решения, поскольку указанные обращения не являлись предметом рассмотрения должностного лица.

Между тем такие выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны с нарушением норм процессуального права и основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В силу абзаца третьего п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.

В соответствии с п. 4 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих") (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к участникам накопительно-ипотечной системы относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы, при этом указанные лица могут стать участниками, изъявив такое желание.

Из изложенного следует, что включение в реестр участников накопительно-ипотечной системы названной категории военнослужащих, к которой относится Абразумова З.А., возможно только на основании их заявления. В случае отсутствия такого заявления военнослужащий подлежит обеспечению жильем по другим предусмотренным законом основаниям.

В суде установлено, что Абразумова З.А. в период прохождения военной службы по контракту была признана нуждающейся в жилом помещении в форме обеспечения жилищной субсидией как член семьи военнослужащего - своего супруга и одновременно включена в реестр участников НИС.

После исключения из списков нуждающихся в жилищной субсидии она обратилась с просьбой об исключении из реестра участников НИС, заявив о желании реализовать свое право на жилище в форме жилищной субсидии вместе с супругом.

Из изложенного следует, что права Абразумова Д.В. и его супруги имеют одно основание, обусловленное правом на обеспечение жильем в форме жилищной субсидии.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальное соучастие допускается, если права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание.

В силу ч. 6 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о вступлении в административное дело административного соистца (административных соистцов) или об отказе в этом, о привлечении к участию в административном деле административного соответчика (административных соответчиков) или об отказе в этом судом выносится мотивированное определение; в случае отказа лица вступить в административное дело в качестве административного соистца оно может самостоятельно подать в суд административное исковое заявление, если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких данных суду следовало предложить Абразумовой З.А. вступить в административное дело в качестве административного соистца. Однако этого сделано не было.

Поскольку такой отказ препятствует Абразумовой З.А. в обеспечении жильем в форме жилищной субсидии, суду следовало дать правовую оценку законности решения начальника 1 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" в указанной части. Тем более что для этого имелись основания.

В силу общеправового принципа, изложенного в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.

Согласно абзацу первому п. 1 и п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.

Показателями исполнения государством своих обязательств в рамках НИС по жилищному обеспечению военнослужащих являются получение ими денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника НИС средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (ч. 3 ст. 11 указанного закона).

Из материалов дела не следует, что Абразумова З.А. воспользовалась деньгами, находящимися на ее именном накопительном счете либо ей был предоставлен целевой жилищный заем.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют сведения, что в отношении Абразумовой З.А. наступили условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих. Следовательно, такой военнослужащий до возникновения указанных обстоятельств сохраняет возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Указанные обстоятельства подлежали учету при принятии судом решения, чего сделано не было.

Нарушение судом норм материального и процессуального права привело к тому, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве Абразумова Д.В. на жилищную субсидию с учетом его супруги Абразумовой З.А.

Допущенные судом нарушения являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу ст. 328, ч. 2 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить административное исковое заявление в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

При этом в случае невозможности рассмотрения административного дела без участия другого лица (помимо начальника 1 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье"), правомочного принимать решение об исключении военнослужащего из реестра участников НИС, суд на основании положений ч. 5 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе привлечь такое лицо к участию в деле в качестве административного соответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

МОСКВА, 30 июля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин закон о создании в России отдельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, который призван повысить эффективность правосудия. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Как пояснил ранее глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, федеральный конституционный закон создает в рамках действующей системы российских судов структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, которые будут действовать в пределах территории соответствующего судебного округа. "Деятельность этих судов не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции, что обеспечит их независимость и самостоятельность", - подчеркнул сенатор, отметив положительный опыт существования отдельных кассационных и апелляционных судов в системе арбитражных судов.

Законом предусматривается создание девяти кассационных судов общей юрисдикции в пределах соответствующих судебных кассационных округов, каждый из которых охватывает территории нескольких субъектов РФ. "Местом их [кассационных судов] постоянного пребывания планируются города Саратов, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Пятигорск, Самара, Челябинск, Кемерово и Владивосток", - рассказал Клишас.

Кроме того, создается пять апелляционных судов общей юрисдикции, они будут находиться в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

"Следует отметить, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, в составе апелляционного суда и кассационного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда", - сказал глава комитета СФ.

Штатное расписание и полномочия

По словам сенатора, создание кассационных и апелляционных судов и формирование их штатного расписания предполагается в том числе путем перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей областного звена.

Говоря о полномочиях вновь создаваемых судов, Клишас отметил, что кассационный суд будет вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

При этом судебные коллегии кассационного суда будут рассматривать дела по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа. Также в их компетенцию будет входить рассмотрение дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Об апелляционных судах

Апелляционный суд общей юрисдикции будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области и судам автономных округов. Судебные коллегии апелляционного суда будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на решения вышеперечисленных судов, принятые ими в качестве первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатели кассационного и апелляционного судов общей юрисдикции будут назначаться на должность президентом на 6 лет по представлению председателя Верховного суда и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Они могут быть переназначены по истечении срока полномочий, но не более двух раз подряд. При этом предельный возраст нахождения руководителей новых судебных инстанций в должности увеличивается с 70 до 76 лет.

Апелляция и кассация в системе военных судов

В системе военных судов создаются кассационный и апелляционный военные суды. Устанавливается, что кассационная инстанция рассматривает дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные решения гарнизонных, окружных (флотских) военных судов и апелляционного военного суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Местом постоянного пребывания кассационного военного суда станет Новосибирск.

Апелляционный военный суд будет рассматривать дела по жалобам и представлениям на судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, и дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Местом постоянного пребывания апелляционного военного суда является городской округ Власиха Московской области.

"Принятие этого закона станет важным шагом на пути совершенствования судебной системы и повышения эффективности правосудия", - подчеркнул Клишас.

Читайте также: