Каким органом являлась боярская дума законодательным исполнительным судебным совещательным

Обновлено: 16.06.2024

Вторым чином в Думе, также жалованным царем, был окольничий.

Эти два первых думских чина пополнялись исключительно представителями высшей московской аристократии, и лишь в XVII в. известны единичные случаи пожалования в боярство людей из среднего служилого слоя (например, Матвеева или Ордин-Нащокина при царе Алексее Михайловиче).

Число бояр и окольничих было невелико, оно редко превышало 50 человек. Кроме аристократов в Думу входили несколько думных дворян и три или четыре думных дьяка, секретаря и докладчика Думы.

Постепенно Боярская дума получает оформленную организацию и в отношении личного состава – думное сидение делается специальной повинностью высших слоев служилого класса.

В общее собрание Думы дела поступали или по указу государя, или по докладам из приказов. Согласно Уложению 1649 г. Дума являлась высшей судебной инстанцией для тех дел, которые не могли быть разрешены в приказах.

По мере надобности из общего состава Думы выделялись особые комиссии – ответные (для переговоров с иностранными послами), уложенная (для составления проекта нового Уложения), судная и расправная. В конце XVII в. расправная палата превратилась в постоянно действующее учреждение.

Служба бояр, окольничих и думных людей не ограничивалась их сидением в Думе. Они назначались послами в зарубежные страны, начальниками (судьями) важнейших приказов, полковыми воеводами и городовыми воеводами в большие и важные города.

С X и до XVIII века Боярская дума стояла во главе древнерусской администрации, была маховым колесом, приводившим в движение весь правительственный механизм, она же большею частью и создавала этот механизм, законодательствовала, регулировала все отношения, давала ответы на вопросы, обращенные к правительству. В период наиболее напряженной своей деятельности, с половины XV и до конца XVII века, это учреждение было творцом сложного и во многих отношениях величественного государственного порядка, установившегося на огромном пространстве Московской Руси, того порядка, который только и сделал возможным смелые внешние и внутренние предприятия Петра, дал необходимые для того средства, людей и самые идеи.

Под Думой как высшим правительственным местом стояли приказы, ведавшие отдельные отрасли государственного управления.

По известиям XVI века, дела по этому управлению распределялись между 4 главными приказами, или четями. Эти приказы были: Посольский, Разрядный, Поместный и Казанский… Вообще трудно составить себе не только по иностранным, но и по отечественным известиям ясное понятие об устройстве и ходе управления посредством приказов именно потому, что ведомства не были точно разграничены и определены по известным началам; чем далее, тем более будут эти приказы размножаться и обособляться вследствие усложнения правительственного дела, и вместе с тем вследствие того же более и более будет оказываться несостоятельность служилых людей в деле управления, более и более будет чувствоваться нужда в людях иного рода, которые умели бы владеть не мечом, а пером, и с начала XVI века одновременно с известиями о приказах встречаем известия об усилении значения дьяков.

Они имели важное значение в Думе государя, они заправляли ходом дел в приказах, они же отправлялись вместе с наместниками по областям и заведовали там всеми государственными делами, были представителями государственного начала в областях, потому что наместники, служилые люди, оказались теперь непригодны и непривычны к правительственному делу при его новом значении, при новых, чисто государственных потребностях, и этим наместникам предоставили ведать только свои частные интересы кормления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Боярская дума

Боярская дума В Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Самым важным и престижным был первый чин – боярин. В этот чин царем назначались лица из двух десятков самых знатных фамилий, потомков правящих фамилий

4. Боярская дума и секуляризация церковных земель

4. Боярская дума и секуляризация церковных земель Хотя во второй половине правления Ивана III и произошел глубокий социальный переворот, который должен был выдвинуть класс средней аристократии (дворянство), правительство и органы центральной администрации еще находились

Боярская дума и приказы

Боярская дума и приказы С падения царевны Софьи чуть не целых двадцать лет, до губернской реформы 1708 г., в самые тяжелые годы, когда заваривались наиболее крутые меры — военные, промышленные, финансовые, ни в центральном, ни в областном управлении не видим коренных

Боярская дума

Боярская дума Деятельность приказов объединялась высшим правительственным учреждением, руководившим отдельными ведомствами, — государевой боярской думой. В удельное время, как мы видели, эта дума составлялась из тех или других, вообще немногих бояр, призываемых

Боярская дума и земский собор

Боярская дума и земский собор Высшим правительственным органом втихомолку стакнувшегося правящего круга служила Боярская дума. Но в царствование Михаила эта дума не была единственным высшим правительственным учреждением при царе: рядом с нею часто является другой

§ 2. Боярская дума и Земские соборы

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу — высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин — боярский — царь жаловал

БОЯРСКАЯ ДУМА

23. Боярская толща

23. Боярская толща В конце декабря 1724 года по тракту в Архангелогородскую провинцию из Петербурга гнали партию арестантов. В толпе оборванных, грязных, окоченелых от морозов и метелей баб и мужиков особенное внимание обращали на себя две женщины. По одежде ясно было видно,

Очерк сорок второй Образование Союза русского народа. Первая Дума и погром в Белостоке. Вторая Дума. Массовое бегство евреев из России

Очерк сорок четвертый Третья Дума. Применение ограничительных мер. Четвертая Дума. Убийство П. Столыпина

МОСКВА БОЯРСКАЯ

МОСКВА БОЯРСКАЯ За малолетнего князя, естественно, правили его бояре и ближайшее окружение.Годы правления Дмитрия Ивановича можно с полной уверенностью назвать золотым веком московского боярства. Началось это правление с фактического регентства видного представителя

Глава 2 Княжеская (боярская) дума

Глава 2 Княжеская (боярская) дума Своеобразным продолжением князя в X–XIII вв. являлось его ближайшее окружение, с которым он обсуждал и решал наиболее важные вопросы в жизни страны, княжества или волости. В летописи эта практики зафиксирована уже для середины X в.

Опричная ночь Ивана IV. Боярская дума и приказы. XVI век

Опричная ночь Ивана IV. Боярская дума и приказы. XVI век В семилетнем возрасте будущий Иван Васильевич Грозный остался сиротой. Сын Ивана III Василий, умирая, поручил своего маленького наследника попечению боярского совета. Избранные советники должны были управлять

§ 2. Боярская дума и Земские соборы

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу – высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин – боярский – царь жаловал

Боярская дума и Земский собор

Боярская дума и Земский собор Высшим правительственным органом втихомолку стакнувшегося правящего круга служила Боярская дума. Но в царствование Михаила эта дума не была единственным высшим правительственным учреждением при царе: рядом с нею часто является другой


XV век ознаменован для России периодом формирования нового государственного аппарата. Обновление происходит в связи с освобождением от татаро-монгольского нашествия, а также из-за присоединения Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани и Твери. Началом реформ той эпохи послужило принятие Иваном IV титула царя в 1547 году, а также первое общественное собрание различных сословий Московского государства в 1549 году – Земский Собор, который был созван первым русским царем для обсуждения экономических и политических вопросов страны.

Реформы способствовали централизации государственного строя, усиливая державную власть. Это объединение помогло провести активную внешнюю политику, в результате которой в 1552 году было завоевано в Казанское ханство, в 1556 году Астраханское, а позже Чувашия и Башкирия добровольно присоединились к составу государства, что окончательно избавило Россию от набегов с восточных границ.


Состав

Боярская дума была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. Аристократический характер думы проявлялся в том, что большинство её членов почти до конца XVII в. принадлежало к узкому кругу знатных фамилий и назначалось в думу монархом в соответствии с местническим старшинством. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.

В начале XVI века великий князь начал вводить в думу простых дворян, которые получали звание думных дворян. Особенно много людей этого звания появилось во время борьбы Ивана Грозного с родовитым боярством. К этому же времени относится появление в думе и думных дьяков. При усилении письменного делопроизводства появилась и канцелярия при думе. Думным дьякам поручались те дела, которые дума не могла вести в полном объёме (посольские, разрядные, наместные, дела бывшего Казанского царства). Поэтому думных дьяков в XVI в. было, как правило, четверо. В результате дьяки из секретарей превратились в обладателей статуса, схожего с министерским, и, каждый по своему ведомству, получили право голоса на заседаниях думы, хотя формально не считались её членами. При Алексее Михайловиче число думных дьяков увеличилось; при Фёдоре Алексеевиче их было уже 14.

Возникновение Боярской Думы

В XV веке в результате реформ на смену русским князьям приходит новый титул царя в лице Ивана IV, вместе с которым к державной власти Руси переходит фактическое руководство всей страной. Царь становился главой государственной власти, командующим войском, возглавлял суд и распоряжался всеми финансами страны. В силу того, что монархия той эпохи имела сословно-представительный характер, возникла потребность в органе, который бы ограничивал власть правителя. В связи с этим Боярская Дума продолжает свою деятельность, и правление государством царь осуществляет с участием этого органа власти.

Изменение роли Боярской Думы

В последние годы 15 века Дума оказалась совещательным органом верховной власти. В ее составе в большинстве присутствовали титулованные бояре. Произошло изменение роли Боярской Думы в жизни государства.

В 15 веке возникает сословно-представительная монархия. Царь оказался законодательной и исполнительной властью. Боярская Дума стала сословно-представительным ограничителем его власти. Все государственные дела решались только при участии бояр.

Боярская Дума собиралась ежедневно в Кремле очень рано, до восхода солнца. Совещание длилось около 6 часов. Если времени было мало, то его возобновляли вечером. Присутствие царя на нем было необязательным. Начальники приказов вносили вопросы на обсуждения. Царь обладал законодательным почином. Бояре самостоятельного могли решать многие вопросы и одобрение царя не требовалось. Несмотря на большие полномочия, Боярская Дума оставалась законосовещательным органом. Существовали группировки бояр, между которыми шли споры. Но организованной оппозиции в те времена в Боярской Думе не наблюдалось.

В конце 15 века происходит реорганизация государственного аппарата. Дума стала высшим контрольным органом. В ее обязанности входил сбор данных о служилых людях, контролировала расходы приказов. Приговоры Думы по частным или сложным вопросам становились прецедентами для аналогичных дел.

Полномочия Боярской Думы прописали в Судебнике 1550 года и Сборном Уложении 1649. Законодательная нагрузка состояла в совместном принятии с царем законов, а потом в качестве части Земского Собора. Дума активно обсуждала принятые царем законы, дипломатические, военные и международные вопросы. Рассматривала нерешенные дела приказов и воеводов. Роль Думы высшей судебной инстанции помогла заполнить пробелы в законодательстве.

Боярская Дума решала вопросы армии, земельные дела, введение новых налогов, контролировало местное управление.

Функции Боярской Думы в XV-XVI веках


Законодательные функции Думы были прописаны царским Судебником в 1550 году. Помимо того, что собрание занималось предложением, обсуждением и принятием совместно с царем новых законов, в XV-XVI вв Боярская Дума была наивысшим контролирующим органом, собирающим сведения обо всех государственных расходах и выполнении приказов. Через нее проходила все международные связи и дипломатическая переписка, она принимала участие в судебных разбирательствах. Боярская Дума рассматривала земельные дела, контролировала местное управление и утверждала налоги.

Все собрания Боярской Думы в основном проходили в Кремле или в опричном дворце Ивана Грозного в столице или Александровской слободе. В XV веке в Думу входило два чина – бояре и приближенные лица к царю – окольничие. Бояре занимали важнейшие посты в государстве. Их назначали воеводами, послами, наместниками. Все боярское сословие было наследуемым, в редких случаях оно жаловалось государем. Боярин был обязан только служить Родине, однако прав у него было намного больше, чем у окольничих.

Окольничие также назначались на высокие должности, но с наименьшим значением и, как правило, в боярские помощники. В эти чины могли войти лишь лица, пожалованные государем.

С начала XVI века в Боярской Думе появился новый вид служащих – дворяне и думные дьяки. Дворяне подразделялись по чинам, по думской иерархии находились после бояр и окольничих. Они были введены в Думу с целью составления конкуренции аристократии. Таким образом, простым людям без влиятельного родства, но с природными талантами и трудолюбием, был дан шанс служить на славу государства в Боярской Думе.

В XVI веке дьяки становятся управляющими приказов, этим участвуя в государственном управлении. Осуществляя данную деятельность, думские дьяки упрощали, тем самым, работу Боярской Думы.

История


Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями её к верховной власти. В XIV и XV вв. замечается бытовое совпадение деятельности думы с действиями княжеской власти, основанное на единстве интересов. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского единодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр.

Установившееся единодержавие собрало из всех княжеств местные боярские силы в одну Москву; кроме того, здешнее боярство усилилось огромною массою служилых князей, лишенных уделов, которые хотели вознаградить потерянную первую роль в деревне второю в Риме. С другой стороны, уничтожив уделы, лишив бояр права перехода и обратив их в служилых людей, великий князь не нуждался более в их содействии для укрепления своей власти.

Деятельность Грозного, не достигши цели, принесла лишь тот результат, что отделила интересы бояр от царской власти и заставила их в свою очередь уже сознательно обеспечить власть за собою на счет власти монархической. Конец XVI в. (с 1584 г.) и начала XVII в. (1612 г.) — время таких попыток боярства и боярской думы. По смерти Феодора Иоанновича бояре требовали присяги на имя думы боярской.

В XVII в. господствует нормальное отношение боярской думы к власти царя, то есть нераздельность действий той и другой, без взаимных посягательств на верховное значение последней и вспомогательную роль первой; государь без думы и дума без государя были одинаково явлениями ненормальными.

В 1711 году Пётр I уничтожил боярскую думу как учреждение; но совещания с боярами продолжались в так называемой Ближней канцелярии (упом. с 1704 г.), которая сама по себе была не более чем личной канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии — уже не учреждение, постоянно действующее. В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время своих отъездов из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22 февраля, объявляя о войне с Турцией и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.

Боярская Дума в период правления Ивана IV

В период царствования Ивана IV был создан Земский собор, который занимался вопросами финансов, внешних связей. В состав этого органа власти входила и Боярская дума. Первый Земский собор был созван в 1549 году, который принял новый Судебник и обсудил программу реформ. Новый судебник наделял Боярскую Думу правом наивысшего законодательного органа при царе.

Несмотря на все репрессии, Боярская дума при царе сохранялась, и, более того, ее численность была значительно увеличена. Однако по своему составу она была практически лишена аристократии, и заменена нетитулованными боярами, которые беспрекословно подчинялась Ивану Грозному. Боярская Дума участвовала формально в создании новых законов, однако никаких дискуссий в тот период не осуществлялось – царь принимал все решения единолично.

В 1568 года произошло стихийное выступление московских горожан против опричнины. Люди устали от бесконечных казней и пыток, проводимых на территории города. Апогеем всех устрашений Ивана Грозного стало деморализация армии, так как все опытные воеводы были казнены, а новое опричное войско умело совершать только карательные набеги на мирных граждан. В результате в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, дошел до стен Москвы и сжег ее, разгромив опричников. Погибли тысячи горожан.

Боярская Дума в период смутного времени


В XVI – XVII веках в Россию пришел кризис, который был вызван длительной ожесточенной борьбой Ивана IV с боярами, а также ряда других политических противоречий. После смерти Ивана Грозного в 1584 году на престол взошел слабоумный сын царя Федор Иванович. Умирая, царь поручил сына и государство опеке ближних бояр — И. Ф. Мстиславскому, Н. Р. Захарьину-Юрьеву, И. П. Шуйскому и Б. Ф. Годунову. Двое претендентов были уже пожилыми людьми и к власти не стремились, поэтому основной конфликт произошел между Шуйским и Годуновым. Последнему при помощи хитрости и интриг удалось захватить власть в стране, женив на Федоре свою сестру Ирину Годунову. В дальнейшем брат жены царя был признан официальным правителем России. Со смертью Федора оборвался многовековой царский род Рюриковичей.

Изначально ситуация благоприятствовала правлению Бориса Годунова. Тяжелый кризис сменялся стабилизацией в первые годы XVII века, однако в 1601 году в стране начались неурожаи, которые продолжались несколько лет. Начался голод, унесший жизни сотней тысяч людей. Росло недовольство жителей новым царем, по Москве распространяются слухи о том, что Борис Годунов убил младшего сына Ивана IV царевича Дмитрия. Почувствовав шаткое положение царя, среди бояр снова началась борьба за власть.

Шаткое положение русской державной власти вылилось в неустойчивость всего русского общества и дальнейшую Великую Смуту. В стране начался народный бунт. Сначала в 1602 году под руководством Хлопка. В 1603 появился с разбойным войском беглый монах Григорий Отрепьев, объявившим себя спасенным царевичем Дмитрием, который в 1605 году был разгромлен. В том же году умирает Борис Годунов и начинается многолетняя борьба за власть между различными социальными классами. С 1605 по 1613 год сменяется несколько правителей.

Неустойчивость власти, которая постоянно переходила от одного правителя к другому, становилась губительной для государства. Приходящие властители не желали считаться с Боярской Думой и стремились к самовольному управлению страной. Так же произошло и в период правления Лжедмитрия, самостоятельная политика которого привела к перевороту, организованному боярами. На троне оказался один из бояр, который принимал участие в свержении предыдущего царя – Василий Шуйский (1606-1610). Он пообещал оказывать всяческую поддержку Боярской Думе и совместно с ней принимать все свои последующие решения. Однако Шуйский показал себя слабым и беспринципным политиком, который не держал своих обещаний и постоянно менял приближенных. В итоге царь снова был свержен.

Боярская Дума при Михаиле Романове


Несмотря на наличие польского претендента на трон, царем был избран 21 февраля 1613 года Михаил Романов – первый царь рода Романовых, с приходом которого постепенно закончилась Смута в России. Официально считалось, что царь правит государством вместе с Боярской Думой, в которую, как и прежде, входили четыре чина. Правила назначения на чины не были изменены.

В XVII веке в составе Боярской Думы были представлены большое количество родственников царя. Царь Михаил заседал с Думой во дворце с утра до поздней ночи. Обычно они совместно обсуждали политические вопросы, назначения новых налогов, спорные или сложные вопросы по внутреннему правлению государством. Однако постепенно значение Думы уменьшалось. Было отменена система местничества, однако это не спасло Думу. Царь все меньше прислушивался к мнению бояр и все больше принимал решения самостоятельно. Формально царь и Дума вместе управляли страной, но фактически это был уже исключительно бюрократический орган власти.

Россия приходила к самодержавию. Боярская дума при первых Романовых переживала окончательное падение. Окончательное упразднение Боярской Думы произошло ко времени правления Петра I в 1700 году, а в 1711 году вместо Боярской Думы был образован Сенат – высший орган власти. Чем отличается сенат от боярской думы? Сенат – это коллегиальный орган власти, члены которого всегда назначались царем. Он являлся надзирательным органом власти и обладал судебными функциями.

Заключение

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 24675
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Целью данной курсовой работы является изучение Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства. В рамках достижения поставленной цели были определены задачи: изучить теоретические аспекты и рассмотреть Боярскую Думу как первый прототип государственных дум; проанализировать Боярскую Думу как высшего органа власти централизованного русского государства, определить роль Боярской Думы в системе государственных органов Московского государства.

Объект исследования: особенности Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что произошедшее уже более десяти лет назад принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-политическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.

Теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной. Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту. Признается, что работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни.

Исторические традиции проявляются не только в сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика). Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.

ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Боярская Дума в эпоху Киевской Руси

Боярская Дума как сословный орган

Таким образом, все выше указанные предпосылки ведут к созданию в середине XVI в. в России сословно- представительной монархии, где функции сословно - представительного органа выполняли Земские соборы.

Сословно - представительная монархия ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549 г., когда Иван IV, ведя борьбу с реакционной частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее поместное дворянство и верхушку городского населения, призвав их к участию в специально для этого созданном государственном органе. Новой особенностью общественного строя стало появление на политической арене двух новых социальных сил - дворянства и горожан. В XVI - XVII вв. Боярская Дума в документах именовалась служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричного террора в 1572 г. из них осталось 17. К концу XVII в. насчитывалось 42 боярина. Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне.

Сущность Боярской Думы

Боярской Думой назывался постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем) высшие земские вопросы. Такой совет мог быть только в одном старшем городе земли. Советы старейших были и в пригородах, во они пользовалась не политическою, но лишь судебною и административною властью.

Совокупность лиц, составлявших совет, называется нередко в летописях дружиною (по отношению к князю). При киевском князе в конце Х в. встречаем правительственный класс или круг людей, которые служат ближайшими правительственными сотрудниками князя. Эти люди наз. то боярами, то дружиной князя и составляют его обычный совет, с которым он думает о разных делах, об устроении земли.

Дума составляет необходимый составной элемент власти в каждой земле. Боярская дума была не личным советом князя, который мог обратиться к нему или нет по произволу, - напротив, факты указывают на обязательность для князя совещаний с боярами, - обязательность, утвердившуюся обычаем (который тогда заменял закон). Тесная связь боярской думы с князем сохранилась лишь до тех пор, пока дума состояла главным образом из дружинников (дворян) князя, переезжавших с ним из одной земли в другую.

Дума участвует в решении вопросов внутреннего государственного устройства, бояре участвуют в решении вопросов о распределении столов между князьями. Боярской думе принадлежит (вместе с вечем) право приглашать князя и рядиться с ним. Дума по преимуществу участвует в решении вопросов внешней политики, войны и мира: договоры заключаются от имени князя и его светлых бояр. Думе (иногда вместе с вечем) предоставляется высший суд над князьями и членами их семейств. Под влиянием перемен, испытанных обоими господствующими классами в XI и XII вв. (старейшинами и княжими мужами-боярами) отношения между ними облеклись в своеобразные политические формы, которые существенно изменили состав правительственной думы при князе и самое ее значение.

ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Компетенции Боярской Думы

Без участия Думы, без боярского приговора, в годы царствования Федора Ивановича и Бориса Годунова не обходилось решение таких важнейших вопросов, как вступление в войну и заключение мира. Дума участвовала в принятии важнейших законов. Думой и церковными властями был утвержден Судебник 1589 г. Ею выносились приговоры о местничестве, важнейшем регуляторе служебных отношений в верхах господствующего класса.

С падением роли дворцового ведомства в управлении страной и развитием системы общегосударственных приказов Боярская дума как высший правительственный общегосударственный орган власти стягивает основные функции по руководству и контролю над приказами, она становится как бы организационным центром деятельности центральных административных учреждений.

Приказные дьяки не могли выносить самостоятельных решений по спорным вопросам без приговора всей Думы. В конце XVI в. Боярская дума, безусловно, руководила работой всех общегосударственных приказов.

Состав Боярской Думы

Судьи из бояр и дворян впервые появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской ).

В конце XVI в. расширилась сеть судных приказов, во главе которых неизменно стояли бояре. Фамилии представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших подавляющее большинство общегосударственных приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской четвертей , Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского. Во главе важнейших приказов — Посольского, Разрядного и Поместного — традиционно стояли думные дьяки, являвшиеся своеобразными секретарями Боярской думы.

Боярская дума на рубеже веков имела отнюдь не парадное значение. Это был действительный, в полном смысле слова высший правительственный орган государства. Если Годуновы и их советники и оказывали решающее влияние на важнейшие вопросы придворной жизни, то они ни в коем случае не подменяли собой управленческие функции Думы в целом. Правительственное значение Боярской думы в конце XVI-начале XVII в. определялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы. Суть политики Бориса Годунова заключалась не в ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона 6 .

Высшее собрание Древней Руси, в состав которого включались представители феодальной знати, называлось Боярской думой. Совет представлял собой продолжение княжеского парламента Московского царства в конце XVI века. Дума действовала не самостоятельно, но вместе с царем составляла единственное верховное правление. Государь по всем вопросам издавал указы, а бояре приговаривали их к исполнению.

Права Боярской думы в Древней Руси

Общее понятие

Боярская дума в Древней Руси — это политическое учреждение для формирования общественного порядка в государстве и координирования выполнения. Аристократизм образования подтверждался тем, что большинство членов являлись представителями высокородных фамилий и получали назначение от царя по системе местнического главенства.

В основе значения и структуры Думы лежало правило, в соответствии с которым царь назначал в управление людей по определенному иерархическому порядку. Такой обычай подкреплялся историей Московской империи. Дума как учреждение в начале своего формирования не имела:

  • канцелярии;
  • порядка ведения дел;
  • штата дворян;
  • архивных записей.

Канцелярии в Древней Руси

Государь своим решением назначал одних думцев воеводами, послами за границу, другим поручал управление отдельной отраслью хозяйства. Чин в Думе служил не показателем служебных отличий, а говорил об уровне человека в среде власть имущих кругов.

Боярское сословие занимало главенствующую позицию в государстве. Государь призывал дворян по личному усмотрению в различные чины, в соответствии с традициями. Ведомству отводилось важное место и основополагающее значение. Участники Думы распределялись с учетом имеющегося чина или родословной.

В 1681 году группа под предводительством князя Голицына представила требование о ликвидации местничества, а в следующем году Дума приняла такое решение. Ликвидация местнической системы привела к усилению влияния новой силы — дворянства. Упразднение Боярской думы произошло в конце XVII века, когда вместо думского собрания был учрежден сенат.

Состав участников

В Думу царь назначал бояр, которые имели древние родовые корни и были свободными владельцами земельных наделов. После появления служилого долга по исполнению военных и административных обязанностей произошло разделение сословия:

Состав Боярской думы

  • высший класс введенных бояр — те, кто назначен государем в дворцовую службу с целью регулярного решения управленческих вопросов;
  • низшая категория путных бояр — дворцовые слуги, получившие работу в виде заведования и приказов.

Князья являлись вторым элементом в составе Думы, они становились советниками в соответствии со своим званием. Титул не требовал обязательного присвоения боярского чина, так как звание князя было выше. Аристократическая интеллигенция могла появиться в составе думского совета до конца XVI века, пока государь не ужесточил правила отбора князей. Многочисленность сословия привела к тому, что царь стал проводить в Думу аристократов только после получения боярского чина.

Боярская дума

В структуре предусматривалось несколько должностных лиц, например, окольничий. Это звание впоследствии было превращено в придворный чин, второй после боярина. Окольничие руководили приказами, военными полками, работали в составе дипломатических миссий.

В начале XVI века в Думу стали призывать худородных людей из простого дворянского сословия. Их именовали думными дворянами, затем такое звание превратилось в постоянный чин. Думские лица назначались на должности дворецких, казначеев, конюших, участвовали в переговорах, выносили решения по части местнических споров.

Чины в Думу раздавались от царского имени, формально государь ничем не ограничивался в назначении должностей. Но по обычаю требовалось, чтобы высшее управление назначалось из аристократов. Представителя знатного рода не назначали окольничим или думным участником, так как последовал бы отказ принять низший чин. Но у царя была возможность не пускать в Думу неугодного дворянина, даже если тот имел большие заслуги.

Появление канцелярии

Канцелярии на Руси

Канцелярия возникла в качестве органа, необходимого для оформления делопроизводства. Некоторые вопросы, которыми не занималась Дума в полной мере, перепоручались думным дьякам, работающим одновременно в качестве должности и чина. К ним относились наместные, посольские, разрядные дела, чиновники-дьяки участвовали в составлении и выполнении проектов Думы, вели делопроизводство. Из их состава назначались деятели на видные государственные посты и дипломаты.

Вначале думных дьяков было 4 и они не выполняли секретарских обязанностей из-за малого числа. Представители работали министрами в определенном ведомстве и могли голосовать на думских заседаниях, хотя не считались членами собрания. Алексей Михайлович из Романовской династии увеличил количество дьяков в высшем совете, а при правлении Федора Алексеевича их уже стало 14. Этим чинам поручалось ведение канцелярских записей.

Число членов совета стало более определенным и появились требования к количественному составу отдельных элементов.

При этом со времен князя Василия Иоанновича составлялись перечни членов собрания:

  • сыну Иоанна III перешла канцелярская структура в виде окольничих — 6 чел, 1 дворецкого чина, 1 казначея;
  • во время правления Ивана Грозного количество бояр снизилось и увеличился состав неродовой части совета. В него входили 10 простых бояр, 1 кравчий, 1 окольничий, 8 думных дьяков.

Роль боярского совета постепенно уменьшался, что служило признаком усиления монархии. Вместе с Думой при государе произошло создание Тайной или Ближней думы, представленной узким кругом доверенных советников. Для решения судебных вопросов была отделена часть Думы и переименована в Расправную палату. В нее входило по несколько делегатов от каждого думского чина.

Порядок деятельности

Права Боярской думы

Бояре делили с императором все обыденные дела жизненного уклада, посещали церковные заведения, обедали. А заседания Думы назначались только по понедельникам, средам и пятницам. Собрания в другие дни проводились только при возникновении неотложных и важных вопросов. Соборные правила предусматривали, что все дела думские сотрудники делали вместе, что являлось косвенным подтверждением единогласного мнения при принятии решений.

Дума относилась к категории органов суда, если она судила членов своего состава в качестве первой инстанции. Она рассматривала действия членов совета, работу правителей и судей в дворцовых приказах и выносила приговоры по местничеству. В административной области собрание совместно с государем назначало региональных и центральных правителей. Дела военной и поместной отрасли контролировались и координировались думскими советниками, ими же регулировалась деятельность самих приказов.

Полномочия по закону

Закон не определял, какими правами обладала Боярская дума, ее полномочия держались в форме бытового факта и основывались на обычном праве. Боярская дума в своей работе никак не отделялась от власти царя. Вся история законодательства в Московии доказывает нераздельное правление государя и думского совета.

Иногда в законодательном значении Думы отсутствовало положение о новом деле. Тогда рассмотрение происходило по решению царя и приговору бояр, а в судебнике прописывался пример и становился законным основанием для вынесения подобных вердиктов.

Законодательными документами признавались царские указы и приговоры думского собрания. Из таких правил управления были исключения, когда государевы указы претворялись в действие без приговора бояр. Аналогично существовали законы в форме боярского приговора, не требующие царского распоряжения. Эти случаи обособленных вынесений приговора по делам не являлись показателем раздельности думских и царских мнений по управлению страной.

Боярская дума на Руси

Причины неординарных решений:

  • Государевы указы без одобрения аристократии объяснялись усилением борьбы с властью дворян (при правлении Грозного) или тем, что решаемые обстоятельства не заслуживали пристального внимания со стороны правящей особы. Иногда коллегиальное одобрение не требовалось из-за срочности вынесения заключения или отмены прежнего приговора.
  • Функции Боярской думы о приеме решения без указа царя объяснялись особыми полномочиями думского высшего класса. В некоторых случаях император отсутствовал или решения принимались во время междуцарствия.

Во внешней политике отмечалось взаимодействие государя и думского совета при вынесении решений, при этом к делу подключался Земский собор. Для участия в иностранных делах Дума учреждала Ответную палату.

Посольские приказчики самостоятельно не вели переговоров с послами иностранных государств, в делегации присутствовали двое окольничих и 1−2 думных дьяка из посольского отдела.

Решение о проведении военных действий или объявлении вооруженного конфликта выносилось совместно царем и полным думским собранием. Только в период правления царя Михаила Федоровича Дума получила право решать международные дела от собственного имени.

Исторические вехи

Главные моменты в становлении и существовании Думы соотносятся с правящей верховной властью. Совпадение деятельности собрания с действием княжеского владычества основывается на общности интересов. Возвышение княжеского правления ведет к увеличению могущества и боярского сословия. Успехи державы объясняются содействием бояр, помимо помощи духовенства.

Дмитрий Иоанн III

После смерти Дмитрия Иоанн III все государственные решения принимал после согласования с боярским собранием. Самодержавие собрало аристократию из всех княжеств в Москву, а местное боярство получило в свои ряды большую массу служилых людей, которые ранее были лишены земельных участков. После уничтожения права бояр на наделы люди становились обязанными выполнять военную и административную повинность и лишались права на переход в Думу. Царь больше не нуждался в их поддержке для установления своей власти.

При правлении Грозного власть бояр значительно укрепилась и аристократы стали злоупотреблять таким положением. Иоанн стал сознательно бороться с дворянской партией разумными методами, затем подписал законы об ограничении участия бояр, впоследствии применил гонения и казни. Такие действия были вызваны не мнимым непослушанием людей, а сознательным стремлением не держать при себе умных советников.

Борьба предполагала деление государства на земщину и опричнину. Земскими делами заведовали бояре, а ратные вопросы решал государь после совета с аристократами. В опричнине царь видел новый идеал правления, но проявил непрактичность. Он отделил государство от верховной власти и первое отдал на откуп боярам.

Сжигание мостов Грозным дало результат в форме отделения интересов дворян от стремлений царя и привело к усилению монархии. В 1700 году Петр I упразднил Боярскую думу, но продолжал совещательную политику с дворянами в форме Ближней канцелярии. Это учреждение представляло личное делопроизводство государя и действовало вплоть до создания сената. Политический орган являлся совокупностью нескольких доверенных лиц и не был сравним по значимости с боярским советом.

Читайте также: