Каким органом избираются председатели и судьи верховного суда рк

Обновлено: 14.05.2024

по дисциплине: Правоохранительные органы Республики Казахстан.

Тема: Судебная власть и судебная система Республики Казахстан.

Курс – II, Группа – Право 02/9

Форма обучения – дневная

г. Актау 2004 год.

2. Понятие судебной системы Республики Казахстан.

2.1 Судебная власть Республики Казахстан.

2.2 Судебная системы Республики Казахстан.

3. Верховный суд Республики Казахстан.

4. Районные (городские) суды Республики Казахстан.

5. Областные суды Республики Казахстан.

7. Список использованной литературы.

В данной контрольной работе будет рассказано о основных направлениях судебной системы Республики Казахстан. Принципы работы Верховного, Областного и Районного суда как происходит разделение властей между ними, взаимодействие между собой ветвей власти. Какими полномочиями обладает Верховный, Областной и Районный суд. Образование надзорных коллегий и пленарных заседаний их деятельность.

Поэтому я начинаю свою контрольную работу с описания их деятельности.

Понятие судебной системы Республики Казахстан.

Различие судебных зданий и всех государственных органов Республики Казахстан различаются по символам государственной власти.

Судебная власть Республики Казахстан

Судебная власть в Республики Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей и осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением: защиту прав, свобод и законные интересы граждан и организаций, обеспечение исполнения конституции, законов иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функций судебной власти, обращения подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или изъяты на контроль другими органами и лицами, а также лишения прав на рассмотрение дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным независимым судом.

Судьи при рассмотрении дела независимы, подотчетны только конституции и закону. Ущемление статуса и независимости судей не допускается, так же не допускается вмешательство в деятельность суда по рассмотрению дела и влечет ответственность, а по конкретным делам вообще неподотчетны.

Решение и требования судей при осуществлении полномочий обязательны для исполнения всеми лицами как государственных так и физическими так и юридическими. Неисполнение решений также влечет ответственность.

Судебная система Республики Казахстан

Судебная система Республики Казахстан составляет Верховный суд Республики Казахстан и местные суды. Образование специальных и чрезвычайных судов под любым названием не допускается.

К местным судам относят:

- областные и приравненные к ним суды

- районные и приравненные к ним суды

также в Республики Казахстан могут создаваться специальные суды (военные, налоговые)

Все суды имеют печать с изображением Государственного герба Республик Казахстан и свое наименование.

Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается: принципом правосудия, установленные конституцией являются общими и едиными для всех судов и судей Республики Казахстан, обязательное исполнение на всей территории Республики вступивших в законную силу судебных актов, осуществление судебной власти в единых формах, применение действующего права. Финансирование судов происходит из республиканского бюджета.

Верховный суд Республики Казахстан

Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд Республики Казахстан рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику, принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства. В частности рассматривает судебные дела о государственной измене, совершенные в период исполнений своих обязанностей Президента Республики Казахстан, о преступлениях совершенными лицами в период исполнения своих обязанностей Судьи Верховного суда Республики Казахстан, депутата Парламента Республики Казахстан, Генерального Прокурора Республики Казахстан, а также о преступлениях связанных с исполнением служебных обязанностей совершенных членами Правительства Республики Казахстан, первыми руководителями центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, а равно первыми руководителями государственных органов, подчиненных непосредственно Президенту Республики Казахстан. Также рассматривает дела по апелляционным жалобам, протестам на не вступившие в законную силу приговоры, постановления областных и приравненных к ним судов.

Верховный суд состоит из Председателя, председателей коллегий и судей их численность устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного суда, а органами Верховного суда являются:

- коллегия по гражданским делам

- коллегия по уголовным делам

- пленарное заседание суда

так же при Верховном суде образуется научно-консультативный совет и печатный орган – это совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по вопросам правоприменительной практики. Также обладает правом экспертной оценки научных работ, учебных и иных пособий, статей и публикаций, издаваемых судьями и работниками Верховного суда, а также другими учеными и практикантами, и дают по ним соответствующие заключения, отзывы и рекомендации. Научно-консультативный совет избирается пленарным заседание по представлению председателя Верховного суда Республики Казахстан из числа ученых сроком на 3 года и состоит из 2 секций – по гражданско-правовым вопросам и по уголовно-правовым вопросам. Их работу обеспечивает секретарь Пленума верховного суда Республики Казахстан, который организует заседание, доводит до сведения руководство и принимает меры к их реализации.

Коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного суда возглавляется председателем коллегий, а надзорная коллегия – Председателем Верховного суда. В соответствии с постановлением пленарного заседания Верховного суда Республики Казахстан численность судей в каждой коллегии по представлению Председателя Верховного суда установлена следующая численность судей:

- надзорной коллегии 8 судей

- коллегии по гражданским делам 18 судей

- коллегии по уголовным делам 19 судей

Надзорная коллегия состоит из судей Верховного суда, избираемых тайным ежегодным голосованием на пленарном заседании большинством голосов от общего числа судей. А коллегия по гражданским и уголовным делам состоят из судей персонального состава, которые устанавливаются Председателем Верховного суда после обсуждения на пленарном заседании. Также Председателем Верховного суда могут создаваться специализированные составы.

Председатель Верховного суда является судьей на ряду с выполнением обязанностей судьи и выполняет следующие организационные работы:

организует рассмотрение судебных дел судьями, возлагает надзорную коллегию, может председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях, созывает пленарные заседания Верховного суда и председательствует на них, вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного суда по вопросам применения в судебной практике законодательства, вносит на утверждение пленарного заседания Верховного суда кандидатуры секретаря пленарного заседания Верховного суда и членов научно-консультативного совета, в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии кроме надзорной коллегии, утверждает план работы Верховного суда, координирует работу коллегии, осуществляет обще руководство аппаратом Верховного суда утверждает структуру и штаты, ведет личный прием граждан и издает распоряжения.

Прежде всего председатель Верховного суда представляет интересы судебной системы республики с другими органами и иных ветвей государственной власти республики и международными организациями, а также представляет кандидата на должность руководителя уполномоченного органа Президенту Республики Казахстан, на основании заключений пленарных заседаний судов представляет кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии судьи Верховного суда, соответственно в Высший судебный совет или квалификационную коллегию юстиции с приложением на всех кандидатов, рассмотренных на пленарном заседании судов.

Квалификационная коллегия юстиции – это автономное, независимое учреждение формируемая из депутатов Мажилиса, судей, прокуроров, преподавателей юридических дисциплин и ученых–юристов, работников органов юстиции. Основными задачами, которых является – обеспечение качественного отбора и дача рекомендаций кандидатам на вакантные должности председателей и судей, районных и приравненных к ним судов, обеспечение независимости судей.

При временном отсутствии председателя Верховного суда его обязанности возлагаются на одного из председателей коллегий, а в случае отставки или досрочного прекращения полномочий, временное исполнение обязанностей Председателя возлагается Президентом Республики Казахстан на одного из председателей коллегий Верховного суда.

Председатель коллегии Верховного суда является также как и председатель Верховного суда, судьей на ряду с выполнением обязанности судьи. Председатель коллегии Верховного суда осуществляет следующее: председательствует в судебных заседаниях коллегии, организует работу по ведению судебной статистики, изучению и обобщению судебной практики применения законодательства, обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного суда, представляет информацию пленарного заседания о деятельности коллегии, осуществляет другие полномочия предусмотренные в рамках закона.

В случае временного отсутствия исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению председателя Верховного суда на одного из судей коллегии.

Пленарное заседание: устанавливает численный состав коллегий и избирает судей в состав надзорной коллегии, изучает судебную практику по итогам обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия, принимает нормативные постановления и дает разъяснения по применению судебной практики, заслушивает информацию председателей Верховного суда и руководителя уполномоченного органа, дает заключение в случае признания Президента Республики Казахстан не дееспособным, обсуждает кандидатуры на вакантные должности председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии судьи Верховного суда и выносит заключение, утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета.

Районные (городские) суды Республики Казахстан

Районные (городские) суды Республики Казахстан образуются, реорганизуется, упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа согласованному с председателем Верховного суда. Также Президентом Республики Казахстан может образовывать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.

Численность судей для районных судов утверждает также Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, а количество судей для каждого районного суда устанавливает уполномоченный орган на основании председателя суда.

Районный суд состоит из председателя и судей. Если в штатном расписании предусмотрен только один судья (односоставный суд) то на него возлагается обязанности председателя этого суда.

В районном суде создается канцелярия, ее штатная численность устанавливается администратором судов области по согласованию с председателем суда.

Районный суд является судом первой инстанции, они рассматривают все судебные дела отнесенные к подсудности и ведет судебную статистику, за исключением отнесенные подсудности областного и приравненного к нему суда, а также Верховного суда Республики Казахстан.

Председатель районного суда: является судьей и выполняет обязанности судьи. Организует рассмотрение судебных дел судьями суда, ведет общее руководство канцелярией, ведет прием граждан, организует прохождение стажировки кандидатам на должность судьи, организует ведение и анализ судебной статистики, издает распоряжения и осуществляет другие полномочия предусмотренных в рамках закона.

Стажировка – это изучение специфики работы в районном и приравненном к нему суду, приобретение необходимых практических и организаторских навыков для работы в должности судьи.

В случае временного отсутствия председателя районного суда по распоряжению председателя этого суда исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей этого суда.

В случае отсутствия председателя в односоставном суде исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей другого суда распоряжением председателя областного суда по представлению руководителя территориального уполномоченного органа.

Областные суды Республики Казахстан

Областные и приравненные к ним суды образуются также как и городские суды, их структура в основном одинакова, там также общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа и на основании представления председателя этого суда.

Областной суд состоит из председателя, председателей коллегий и судей, их органами является: надзорная коллегия, коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, пленарное заседание суда. А в полномочия входит рассмотрение судебных дел отнесенные к его подсудности, также ведет судебную статистику и изучает судебную практику, осуществляет контроль за деятельностью администраторов судов области, и осуществляет другие полномочия предусмотренных в рамках закона. В частности рассматривает такие судебные дела, которые за совершение преступления предусматривают смертную казнь, а также дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим в состоянии невменяемости или заболевшим душевной болезнью после их совершения. Также рассматривает дела по апелляционным жалобам, протестам на не вступившие в законную силу приговоры, постановления областных и приравненных к ним судов.

Коллегия по гражданским и уголовным делам областного суда возглавляются председателями коллегий, а надзорная коллегия-председателем суда. Число судей в каждой коллегии устанавливается на пленарном заседании, надзорная коллегия состоит из числа судей данного суда, избираемых ежегодным тайным голосованием на пленарном заседании большинством голосов от общего числа судей. Также могут создаваться специализированные составы в коллегиях по уголовным и гражданским делам председателем суда.

Председатель областного суда является судьей и выполняет обязанности судьи. Он организует рассмотрение судебных дел судьями, возлагает надзорную коллегию вправе председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях, в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии кроме надзорной коллегии, созывает пленарное заседание областного суда и председательствует на них, возбуждает дисциплинарное производство в отношении председателей коллегий и судей областного суда, председателей и судей районных судов, издает распоряжения, осуществляет общее руководство канцелярией суда, ведет личный прием граждан, в случае временного отсутствия председателя коллегии возлагает исполнение его обязанностей на одного из судей коллегии.

На основании рекомендации пленарного заседания суда направляет в Квалификационную коллегию юстиции заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи.

В случае временного отсутствия председателя областного суда его обязанности по его распоряжению возлагаются на одного из председателей коллегий суда.

В случае отставки либо иного досрочного прекращения полномочий председателя областного суда его обязанности по решению уполномоченного органа возлагаются на одного из председателей коллегий суда.

Председатель коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

организует рассмотрение судебных дел судьями коллегии, председательствует в заседаниях коллегии, вносит председателю суда предложения по формированию в составе коллегии специализированных составов, организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности коллегии.

В случае временного отсутствия председателя коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда на одного из судей коллегии.

Пленарное заседание областного суда проводит пленарные заседания по мере необходимости не реже двух раз в год и рассматривает на них: численные состав коллегии и избирает судей в состав надзорной коллегии, обсуждает план работы суда, заслушивает информацию председателей коллегий, обсуждает судебную практику, дает согласие уполномоченному органу в назначение лица на должность администратора судов области и рассматривает кандидатуры на вакантную должность председателя районного суда после чего выносит результат, заслушивает отчет администратора судов области о его деятельности, также освобождение от должности администратора судов области, рассматривает стажировки кандидатов на должность судьи представляет заключение в квалификационную коллегию юстиции заключение.

Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух треть голосов от общего числа судей областного суда.

В данной контрольной работе было рассмотрено, как работает судебная система и судебная власть.

По приведенным данным Судебная система Республики Казахстан единая, это обосновывается – равным статусом судей всех судов начиная с низшего и заканчивая высшим, конституционными принципами правосудия, осуществления судебной власти в установленных законом формах судопроизводства, применения судами единого законодательства и установления закона систем исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории республики, конституционный порядок формирования судов и финансирование всех судов производится из средств республиканского бюджета.

Узнали, как происходит представление кандидатур на вакантные должности председателей коллегии судей Верховного суда, председателей коллегии местных судов. Как переходит исполнение обязанностей от одного государственного служащего к другому. Какие полномочия возлагаю на себя суды Республики Казахстан. Прохождение стажировки кандидата судьи. Численность состава коллегий суда.

Список использованной литературы.

1. Конституционное право Республики Казахстан Сапаргалиев – Алматы 1998г.

2. Правоохранительные органы Республики Казахстан Ибрагимов – Алматы 1999г.

4. Положение о прохождение стажировки в судьи.

5. Положение о квалификационных классах судей РК.

7. Постановление пленарного заседания Верховного Суда РК. Об установление численности состава коллегий Верховного суда.

8. Уголовно процессуальный кодекс Республики Казахстан (особенная часть).


11:27 5486 0

В этом году Казахстан выделил на работу судебной системы 56,9 миллиарда тенге. У судей в стране есть ряд пожизненных льгот.

Рассказываем, как устроена судебная система в Казахстане, сколько получают судьи и за что.

КАКИЕ ВИДЫ СУДОВ И СУДЕЙ СУЩЕСТВУЮТ

Судебная система — это все суды в стране. Они разрешают конфликты и споры как между гражданами, так и среди чиновников, органов госуправления, компаний. Также суды восстанавливают нарушенные права и наказывают тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Заниматься этим могут только суды.

Суды в Казахстане — это отдельная ветвь власти. Зачем нужно разделение власти, как оно работает и кто за что отвечает, читайте в нашем материале.

Судебная система Казахстана:

— Суды I инстанции — городские, специализированные суды, военный суд гарнизона и районные суды.

Это суд, куда первым делом обращаются граждане, если их права кто-то нарушил. Суд изучает доказательства, выносит решение и выбирает меру наказания согласно уголовному или административному кодексу, в зависимости от дела.

— Суды II инстанции — городской суд столицы, городской суд города республиканского значения, Военный суд войск РК и областные суды. Их также называют апелляционными.

Если человек не согласен с решением районного суда, то может подать апелляцию в суд II инстанции. Там дело будут рассматривать по-новому. Когда не устраивает решение апелляционного суда, можно обратиться уже в Верховный суд для пересмотра дела.

— Верховный суд — высший судебный орган. Следит за работой остальных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Ни судья, ни члены его семьи, не имеют права порочить честь и авторитет правосудия в стране.

Судья — важная и ответственная должность. Например, именно судьи избирают меру пресечения гражданину, обвиняемому в каком-либо правонарушении.

В Казахстане существуют жесткие критерии отбора на эту должность.

Кто может стать судьей районного суда:

              гражданин Казахстана в возрасте от 30 лет;

            Кроме этого, необходимо сдать специальный экзамен, пройти медицинское освидетельствование и стажировку в суде.

            Кто может стать судьей областного суда:

                        гражданин со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет;

                      Также необходимо получить заключение о его работе от областного суда, куда намерены принять судью.

                      Кто может стать судьей Верховного суда:

                                  гражданин со стажем работы в юридической сфере не менее 20 лет;

                                Плюс, нужно получить заключение от Верховного суда.

                                КАК И ЧЕМ ГОСУДАРСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ СУДЕЙ

                                На финансирование судебной системы в стране ежегодно выделяют крупные суммы.

                                Для сравнения: это в 2 раза больше, чем сумма, выделенная на развитие Министерства национальной экономики (около 27,3 миллиарда тенге), в 5 раз больше, чем бюджет Министерства экологии (9,9 миллиарда) и в 8 раз больше, чем выделено на Министерство информации (7,3 миллиарда).


                                Кроме того, у судей высокие зарплаты. Уровень оплаты варьируется в зависимости от статуса суда.

                                По данным Верховного суда, в Казахстане работают 2,4 тысячи судей, хотя всего рабочих мест предусмотрено 2 684.

                                Районные судьи в Казахстане зарабатывают от 400 до 500 тысяч тенге, областные — от 600 до 700 тысяч, в Верховном суде — от 800 до 900 тысяч. Чем больше стаж, тем выше зарплата.

                                Для сравнения: средняя зарплата по Казахстану в 2020 году составила 211 тысяч тенге, а модальная зарплата (наиболее часто встречающаяся) — всего 58 034 тенге.

                                Даже самый низкооплачиваемый судья получает почти в 2 раза больше средней зарплаты и почти в 7 раз больше реального оклада казахстанцев.

                                Кроме того, у судей в Казахстане много льгот . Например, государство бесплатно предоставляет им земельные участки для индивидуального строительства, а после 10 лет госслужбы судьям выдают квартиры бесплатно.

                                К слову, квартиры для судей зачастую выбираются весьма неплохие. Ratel.kz опубликовал материал , как Верховный суд закупал шесть трех- и четырехкомнатных квартир на общую сумму в 186,6 миллиона тенге в элитных ЖК Астаны (Нур-Султана). Три квартиры стоили 25,4 миллиона тенге, одна — 28,6 миллиона и две — 40,7 миллиона.

                                Для судей, вышедших на пенсию, предоставляется скидка в 50 % по оплате жилой площади, коммунальных услуг, топлива.

                                Также судьи получают бесплатное медицинское и санаторно-курортное обеспечение и надбавки: за выслугу лет и за повышение квалификации. Например, при стаже свыше 20 лет службы надбавка составляет 50 % от зарплаты.

                                Что еще важно и интересно: судьи обладают неприкосновенностью (иммунитетом) . По Конституционному закону , судья не может быть:

                                — подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке;

                                — привлечен к уголовной ответственности.

                                Лишить судью неприкосновенности можно только после того, как Высший Судебный Совет предоставит заключение президенту, а тот даст свое согласие. В случае с судьей Верховного суда необходимо согласие Сената Парламента.

                                По словам адвоката Таира Назханова, дела в отношении судей могут тянуться очень долго. Сперва необходимо получить согласие от высших органов власти, а дело может начаться только после одобрения Генерального прокурора. И он же будет контролировать весь судебный процесс.

                                Сложности, которые возникают у органов досудебного расследования связаны именно с получением согласия президента или Сената и с тотальным контролем со стороны Генеральной Прокуратуры. В остальном как досудебное расследование, так и рассмотрение дела в суде производится по общим правилам судебного разбирательства, — говорит Назханов.

                                Суды и их структура. Судебная власть и ее осуществление.

                                Судебная власть. Судебная власть является самостоя­тельной ветвью государственной власти, осуществляется от имени республики и только судом. Она создается для того, чтобы защищать права, свободы, законные интересы граждан, их объединений, права и законные интересы государственных органов, организаций, обеспечивать исполнение конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров.

                                Отношение судебной власти к гражданству. В со­ответствии с Конституцией Республики Казахстан судебная защита прав и свобод не зависит от принад­лежности человека к гражданству Казахстана. Ино­странцы и лица без гражданства пользуются в респуб­лике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан.

                                Структура судебной системы. Конституция предусмат­ривает единую судебную систему государства. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный суд и местные суды. К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (Астанинский городской суд, Алматинский городской суд, Военный трибунал), районные (городские), учреждаемые законом. Для предотвращения возможности необоснованных репрессий отдельных людей или представителей определенных социальных групп конституция запрещает учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким бы то ни было названием. Но это не означает, что не могут быть учреждены специализированные суды.

                                Указ президента, имеющий силу конституционного Закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан” допускает создание специализированных судов. Могут создаваться специализированные суды по хозяйственным, налоговым, семейным, административным, трудовым делам, делам несовершеннолетних и т.д.

                                Цели и задачи суда. Суды защищают права и законные интересы граждан, иностранных граждан, государственных органов, общественных объединений, которые могут нарушаться другими гражданами, иностранными гражданами, государственными органами, общественными объединениями. Так, конституция запрещает общественным объединениям вмешиваться в дела государственных органов, а государственным органам — в дела общественных объединений. В случае такого вмешательства государственные органы и общественные объединения вправе защищать свои права и интересы через суд.

                                Конституция возлагает на суд обязанность обеспечения исполнения ее законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров. Суд, в первую очередь, должен обеспечивать исполнение положений конституции. Эту обязанность суд выполняет различными способами. Одним из главных способов является непосредственное применение норм конституции при рассмотрении конкрет­ных уголовных, гражданских и иных дел. Отправляя правосудие, суды оценивают смысл норм действующего права. Это конституционное положение обязывает суды по ходатайству участвующих в деле лиц обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать в суде на родном языке.

                                Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров. Это конституционное положение определяет, какие норма­тивные правовые акты являются основанием для обра­

                                щения в суд. На первом месте стоит конституция, правовые нормы которой могут служить юридическим основанием для обращения в суд за защитой прав, свобод и законных интересов. Этим самым конституция однозначно утверждает, что ее нормы имеют силу прямого действия и могут применяться судами при рассмотрении конкретных дел.

                                Судебная власть осуществляется посредством граждан­ского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Некоторые административные право­нарушения рассматриваются судом. Решения, приговоры, иные постановления судов, а также их законные распоря­жения, требования, поручения и другие обращения обязательны к исполнению всеми как государственными, так и негосударственными органами и организациями, должностными лицами, гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Неисполнение решений судов признается нарушением закона и проявлением неуважения к суду. Уголовный кодекс Республики Казахстан за уклонение должностного лица государственной или негосударственной организации от приведения в исполнение судебного приговора или решения предусматривает уголовную ответственность.

                                Независимость судов. Судьи Республики Казахстан независимы и несменяемы. Независимость и несменяемость судей выражаются в следующем: никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью при рассмотрении им дел; судья подчиняется только положениям, нормам конституции и закона. Подчиняться только положениям конституции и законов — профессиональный, священный долг судьи. Цивилизованное и развитое общество никогда не должно допускать вмешательства в дела судов.

                                Конституция гарантирует неприкосновенность судей. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Судью нельзя привлекать к уголовной ответственности без согласия президента. Председатель и судьи Верховного суда не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия Сената парла­мента. Судьи привлекаются к уголовной ответствен­ности без согласия президента и Сената в случае задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором республики.

                                Присяга судей. Лицо, избранное на должность судьи, приносит присягу на Конституции Республики Казахстан. Судьи Верховного суда, председатели областных и приравненных к ним судов приносят присягу на пленуме Верховного суда. Остальные судьи приносят присягу на соответствующих конференциях судей.

                                Правосудие. Правосудие осуществляется только суда­ми в соответствии и на основе законов. Никакой иной орган, должностное лицо не вправе брать на себя функции суда. Самоуправство и самосуд также запрещаются законом. Граждане, претендующие на должность судей, должны иметь высшее юридическое образование и безупречную репутацию. Это требование морального характера, и оно вполне уместно. Ведь судья не просто государственный служащий, выполняющий некую орга­низационную работу. Он применяет закон к гражданам, органам и организациям, решая вопросы, касающиеся их состояния, судьбы. И при этом он выступает от имени государства, а не отдельного государственного органа.

                                Вопросы и задания

                                1. Охарактеризуйте структуру судебной системы. 2. Назовите цели и задачи суда. 3. В чем заключается независимость судов? 4. Что такое правосудие?


                                11:27 5487 0

                                В этом году Казахстан выделил на работу судебной системы 56,9 миллиарда тенге. У судей в стране есть ряд пожизненных льгот.

                                Рассказываем, как устроена судебная система в Казахстане, сколько получают судьи и за что.

                                КАКИЕ ВИДЫ СУДОВ И СУДЕЙ СУЩЕСТВУЮТ

                                Судебная система — это все суды в стране. Они разрешают конфликты и споры как между гражданами, так и среди чиновников, органов госуправления, компаний. Также суды восстанавливают нарушенные права и наказывают тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Заниматься этим могут только суды.

                                Суды в Казахстане — это отдельная ветвь власти. Зачем нужно разделение власти, как оно работает и кто за что отвечает, читайте в нашем материале.

                                Судебная система Казахстана:

                                — Суды I инстанции — городские, специализированные суды, военный суд гарнизона и районные суды.

                                Это суд, куда первым делом обращаются граждане, если их права кто-то нарушил. Суд изучает доказательства, выносит решение и выбирает меру наказания согласно уголовному или административному кодексу, в зависимости от дела.

                                — Суды II инстанции — городской суд столицы, городской суд города республиканского значения, Военный суд войск РК и областные суды. Их также называют апелляционными.

                                Если человек не согласен с решением районного суда, то может подать апелляцию в суд II инстанции. Там дело будут рассматривать по-новому. Когда не устраивает решение апелляционного суда, можно обратиться уже в Верховный суд для пересмотра дела.

                                — Верховный суд — высший судебный орган. Следит за работой остальных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

                                Ни судья, ни члены его семьи, не имеют права порочить честь и авторитет правосудия в стране.

                                Судья — важная и ответственная должность. Например, именно судьи избирают меру пресечения гражданину, обвиняемому в каком-либо правонарушении.

                                В Казахстане существуют жесткие критерии отбора на эту должность.

                                Кто может стать судьей районного суда:

                                            гражданин Казахстана в возрасте от 30 лет;

                                          Кроме этого, необходимо сдать специальный экзамен, пройти медицинское освидетельствование и стажировку в суде.

                                          Кто может стать судьей областного суда:

                                                      гражданин со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет;

                                                    Также необходимо получить заключение о его работе от областного суда, куда намерены принять судью.

                                                    Кто может стать судьей Верховного суда:

                                                                гражданин со стажем работы в юридической сфере не менее 20 лет;

                                                              Плюс, нужно получить заключение от Верховного суда.

                                                              КАК И ЧЕМ ГОСУДАРСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ СУДЕЙ

                                                              На финансирование судебной системы в стране ежегодно выделяют крупные суммы.

                                                              Для сравнения: это в 2 раза больше, чем сумма, выделенная на развитие Министерства национальной экономики (около 27,3 миллиарда тенге), в 5 раз больше, чем бюджет Министерства экологии (9,9 миллиарда) и в 8 раз больше, чем выделено на Министерство информации (7,3 миллиарда).


                                                              Кроме того, у судей высокие зарплаты. Уровень оплаты варьируется в зависимости от статуса суда.

                                                              По данным Верховного суда, в Казахстане работают 2,4 тысячи судей, хотя всего рабочих мест предусмотрено 2 684.

                                                              Районные судьи в Казахстане зарабатывают от 400 до 500 тысяч тенге, областные — от 600 до 700 тысяч, в Верховном суде — от 800 до 900 тысяч. Чем больше стаж, тем выше зарплата.

                                                              Для сравнения: средняя зарплата по Казахстану в 2020 году составила 211 тысяч тенге, а модальная зарплата (наиболее часто встречающаяся) — всего 58 034 тенге.

                                                              Даже самый низкооплачиваемый судья получает почти в 2 раза больше средней зарплаты и почти в 7 раз больше реального оклада казахстанцев.

                                                              Кроме того, у судей в Казахстане много льгот . Например, государство бесплатно предоставляет им земельные участки для индивидуального строительства, а после 10 лет госслужбы судьям выдают квартиры бесплатно.

                                                              К слову, квартиры для судей зачастую выбираются весьма неплохие. Ratel.kz опубликовал материал , как Верховный суд закупал шесть трех- и четырехкомнатных квартир на общую сумму в 186,6 миллиона тенге в элитных ЖК Астаны (Нур-Султана). Три квартиры стоили 25,4 миллиона тенге, одна — 28,6 миллиона и две — 40,7 миллиона.

                                                              Для судей, вышедших на пенсию, предоставляется скидка в 50 % по оплате жилой площади, коммунальных услуг, топлива.

                                                              Также судьи получают бесплатное медицинское и санаторно-курортное обеспечение и надбавки: за выслугу лет и за повышение квалификации. Например, при стаже свыше 20 лет службы надбавка составляет 50 % от зарплаты.

                                                              Что еще важно и интересно: судьи обладают неприкосновенностью (иммунитетом) . По Конституционному закону , судья не может быть:

                                                              — подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке;

                                                              — привлечен к уголовной ответственности.

                                                              Лишить судью неприкосновенности можно только после того, как Высший Судебный Совет предоставит заключение президенту, а тот даст свое согласие. В случае с судьей Верховного суда необходимо согласие Сената Парламента.

                                                              По словам адвоката Таира Назханова, дела в отношении судей могут тянуться очень долго. Сперва необходимо получить согласие от высших органов власти, а дело может начаться только после одобрения Генерального прокурора. И он же будет контролировать весь судебный процесс.

                                                              Сложности, которые возникают у органов досудебного расследования связаны именно с получением согласия президента или Сената и с тотальным контролем со стороны Генеральной Прокуратуры. В остальном как досудебное расследование, так и рассмотрение дела в суде производится по общим правилам судебного разбирательства, — говорит Назханов.

                                                              Читайте также: