Каким образом конституционный суд рф характеризует референдум и выборы как формы прямой демократии

Обновлено: 01.05.2024

Демократия — это политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан.

В демократическом государстве могут использоваться различные формы демократической организации органов государственной власти, такие как непосредственная (прямая) и представительная демократия.

Непосредственной демократией принято считать прямое волеизъявление народа или его части: непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни (референдум, выборы) или выражение мнения по этим вопросам (обсуждение проектов законов, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, народная инициатива и т.д.).

Действующая Конституция Российской Федерации определяет две формы прямого осуществления народовластия: референдум и свободные выборы. Всенародные обсуждения (плебисциты) как правовой институт на конституционном уровне не предусмотрен.

Референдум в Российской Федерации представляет собой всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Проводится референдум на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Правом на участие в референдуме, а также правом участвовать в выдвижении инициативы его проведения, в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума обладает гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ определяются федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции РФ.

На референдум может выноситься также проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;

о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, ГД ФС РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов ГД ФС РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;

о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

об амнистии и о помиловании.

Законодателем оговорено, что выносимый на референдум вопрос не должен противоречить Конституции РФ,

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит:

не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тыс. из них;

Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О референдуме в Российской Федерации".

Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу/вопросам референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу/вопросам референдума соответствующей Конституции РФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум. Если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ. При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдумаРешение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Рассмотрение и анализ соотношения референдума со смежными институтами непосредственной демократии. Ознакомление с конституционно-правовым содержанием права граждан Российской Федерации на референдум. Исследование и характеристика видов референдума.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.10.2017
Размер файла 40,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Действующее законодательство не содержит (и, самое главное, не может содержать!) запрета на принятие новой Конституции по инициативе граждан.

Известно, что пересмотр Конституции, влекущий разработку ее нового проекта, - это внесение изменений и дополнений в нормы, включенные в главы 1, 2 и 9, то есть изменение так называемых "вечных" конституционных положений. Реализованная в России модель обеспечения стабильности Конституции состоит в том, что, с одной стороны, "вечные" положения могут быть изменены только путем принятия новой Конституции, а с другой - единственным основанием для принятия новой Конституции является подтвержденная Конституционным Собранием необходимость изменения "вечных" положений.

При внесении гражданами инициативного проекта не ставится вопрос о пересмотре положений действующей Конституции, что по смыслу статей 134-135 Конституции не является предложением о пересмотре, вносимом уполномоченными субъектами, не влечет возбуждение вопроса о пересмотре Конституции Федеральным Собранием, не дает оснований для созыва Конституционного Собрания. Возможны три способа принятия новой Конституции России:

1) Конституционным Собранием;

2) референдумом, назначенным по инициативе Конституционного Собрания;

3) референдумом, назначенным по инициативе не менее 2 миллионов граждан России.

По своей правовой сущности непосредственная демократия является юридически первичной, приоритетной перед представительной, в связи с чем ограничения права граждан на референдум, принимаемые парламентом, не могут носить характера чрезмерных, умаляющих право граждан РФ на принятие решений на референдуме. Одна форма прямой демократии (референдум) не должна отрицать либо нивелировать другую форму (выборы), а представительная демократия не должна противопоставляться непосредственной. Как указал Конституционный Суд РФ: "Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа , Конституция РФ исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга. Последовательность их перечисления в ст. 3 Конституции РФ (референдум - свободные выборы) не дает основания для вывода о придании приоритетной роли референдуму, как не свидетельствует о приоритетной роли свободных выборов ст. 32 Конституции РФ, которая, определяя право граждан на участие в непосредственном осуществлении народовластия, называет сначала право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а затем - право участвовать в референдуме. Периоды, в течение которых референдум Российской Федерации не может быть инициирован и проведен, не должны приводить к фактической отмене института референдума. Поскольку федеральное законодательство призвано обеспечивать равные возможности участия граждан Российской Федерации в выборах федеральных органов государственной власти и в референдуме Российской Федерации, периоды, в течение которых граждане могут осуществить свободное волеизъявление в одной и другой формах, должны быть соразмерны. Во всяком случае период, в течение которого граждане Российской Федерации вправе выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен составлять не менее половины избирательного цикла".

Рассматривая вопрос о запрете выдвижения инициативы назначения и проведения референдума РФ в последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы, а равно в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ, Конституционный Суд РФ признал такой запрет конституционным: "Поскольку одновременное проведение выборов и референдума в силу объективных обстоятельств может воспрепятствовать адекватному волеизъявлению граждан и привести к снижению эффективности и той и другой формы непосредственного народовластия, федеральный законодатель вправе ввести регулирование, при котором осуществление кампании по проведению референдума не совпадает с избирательной кампанией. При этом он должен соблюдать требования Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленный ею принцип периодичности выборов"

Заключение

Изложенное в данной работе и исследовании позволяет нам говорить о том, что референдум занимает особое место в системе непосредственной демократии, предопределенное его сущностными характеристиками как осуществляемого в форме всенародного голосования волеизъявления граждан, проживающих на территории публично-правового образования, направленного на принятие окончательного властного решения. В соответствии с результатами референдума органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны в определенный законом срок принять правовые акты, необходимые для реализации решения референдума, а при принятии на референдуме законопроекта - в пределах своей компетенции обеспечить его реализацию.

Классификация референдума по видам помогает глубже понять содержание этого правового института. Рассмотрение референдума в отрыве от его классификационных характеристик может привести к искажениям в теоретической трактовке и применении референдума на практике.

Сравнение референдума с выборами, плебисцитом и всенародным опросом как смежными институтами непосредственной демократии позволяет утверждать, что референдум является исторически сложившейся самостоятельной формой прямой демократии. Ценность референдума как самостоятельного способа реализации права граждан на участие в управлении государством и решении вопросов местного значения, уместность его использования в конкретных ситуациях подтверждается историческими фактами, эволюцией референдума на протяжении длительного периода его существования. В подлинно демократическом государстве идеи об отказе от института референдума должны расцениваться не иначе как попытки ограничения народного суверенитета.

Право граждан Российской Федерации на референдум - это закрепленная на основе общепризнанных норм международного права система принадлежащих совершеннолетним гражданам Российской Федерации конституционных и производных от конституционных юридических возможностей посредством свободного коллективного волеизъявления непосредственно участвовать в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления. Политические элиты должны понимать, что референдум не может являться способом разрешения конфликтов, давления на органы власти, достижения иных целей, кроме непосредственной реализации народовластия.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. 1993.

5. Комментарий к конституции РФ (постатейный) под ред. Л.А.Окунькова. Изд-во БЕК,1996 г.

6. Авакьян С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь/Отв. ред. и рук. авт. коллектива С.А. Авакьян.

8. Комарова В.В./Референдум и сходные формы непосредственного народовластия (соотношение и проблемы)/ В.В.Комарова // Конституционное и муниципальное право.-2005.- №9.

9. Комарова В.В./Конституционно-правовые принципы народовластия в России/ В.В.Комарова.// Конституционное и муниципальное право.-2005.- №9.

10. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб.пособие. М.,1998.

11. Комарова В.В. Референдумный процесс в Российской Федерации. - М., 2004.

Прямая демократия — это непосредственное участие каждого гражданина в управлении государством и в законодательной деятельности. Проблема прямой демократии в РФ заключается в массовой некомпетентности населения.

Конституция РФ устанавливает, что народ может осуществлять власть прямо, непосредственно, через государственные органы власти и органы местного самоуправления. Население избирает депутатов в представительные органы, путем прямого волеизъявления принимают наиболее важные решения. Демократический режим в РФ, основанный на принципах равенства, законности, справедливости, федерализма, все еще продолжает развиваться и совершенствоваться.

Для достижения эффективности прямой демократии важно массовое образование, что возможно достичь путем полной интернетизации страны и перманентного политического просвещения населения.

Характерные черты прямой виртуальной демократии:

  • дает возможность охватить широкие слои населения, вовлечь этнические, социальные и иные группы граждан в политику за счет новейших технологий, что автоматически увеличивает число избирателей;
  • электронная демократия упрощает механизм участия в выборах, однако такой вид голосования практически полностью исключает анонимность избирателя;
  • создание виртуального гражданина, не привязанного к определенной территории, может привести к искажению избирательного мнения, пропаганде интересов частного виртуального сообщества;
  • электронная политическая коммуникация приводит к образованию новых виртуальных партий, являющихся конгломератом реальных, что может снять имеющиеся противоречия между правительством и электоратом.

Соотношение императивных и консультативные форм прямой демократии в РФ

Готовые работы на аналогичную тему

Разграничение обязательных (императивных) и консультативных форм прямой демократии заключается в характере принимаемого решения. Если решение, принятое путем волеизъявления народа, является обязательным и подлежит исполнению, то говорится об обязательной форме прямой демократии.

Формы прямой реализации местного самоуправления:

  • муниципальные выборы;
  • местный референдум;
  • голосование по отзыву выборного должностного лица, депутата, члена выборного органа муниципального управления;
  • голосование по вопросам преобразования или изменения территории муниципального образования;
  • сход граждан;
  • опрос населения;
  • правотворческая инициатива населения;
  • территориальное общественное управление;
  • собрание граждан;
  • общественные обсуждения и публичные слушания;
  • староста сельского населенного пункта;
  • обращения граждан в органы муниципального самоуправления.

Местный референдум — это утверждение общественно-властных решений посредством прямого голосования жителей, преимущественно или постоянно проживающих в границах муниципального образования, по имеющимся вопросам и проблемам местного значения. Группы форм местной демократии: формы прямой демократии, при которых граждане принимают властные публичные решения; формы института консультативной демократии, участия населения в принятии властных публичных решений органами власти, когда граждане могут оказывать влияние на процесс принятия властью решений.

Отнесение формы демократии к консультативной или императивной должно происходить в соответствии с закреплением в законе характера принимаемого решения. Для остальных форм демократии, предусмотренных законом, обязательности исполнения не предусмотрено. Так, референдум, который относится к императивной форме прямой демократии, в отдельных случаях может носить по содержанию и смыслу консультативный характер.

Реализация прямой демократии в России

Прямая демократия — это форма прямого волеизъявления народа или отдельных групп населения. Свободные выборы и референдум относятся к высшему непосредственному выражению власти народом. В России референдум проводится по самым важным вопросам государственного и муниципального значения для принятия решений, осуществляемых через голосование граждан, которые обладают правом участвовать в референдуме.

Выборы — это форма прямого участия населения в управлении государством посредством формирования высших представительных органов и представителей органов муниципального самоуправления.

Референдум — это форма непосредственного волеизъявления граждан, которая выражается в их голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Участники референдума голосуют по проектам определенных актов, которые получают силу обязательных документов государства или местного самоуправления. Принципы проведения референдума включают: прямое и всеобщее равное волеизъявление при тайном голосовании; добровольность и свобода участия; гарантированность; гласность; открытость.

К субъектам прямой демократии относятся: отдельные личности; разного рода объединения граждан (инициативные группы, собрания, общественные организации); граждане, проживающие на территории субъектов РФ и обладающие избирательным правом.

Не так давно, стал свиделем спора коллег о значении референдума. Увы, не располагая достаточным временем, так и не смог принять участие в этом споре, убегая на очередное судебное заседание.

"2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Может ли референдум, как высшее непосредственное выражение власти народа, быть направлен на отрицание состоявшихся выборов (вне зависимости от их уровня), являющихся, также, высшим непосредственным выражением власти народа?

Практические навыки работы юриста

Практические навыки работы юриста

Гражданское право: основные проблемы

Гражданское право: основные проблемы

Комментарии (4)

А о каких, например, выборах идёт речь, учитывая положения ч. 5 ст. 6 Федерального ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"?

Можно бы и уточнить, что не только ВЫСШИМ, но и ЕДИНСТВЕННЫМ законным.

Судя по оглавлению:

представляется, что в данном случае выборы в приоритете, поскольку, в отличие от референдума - "свободные".;-))

Каждая форма непосредственной демократии имеет (должна иметь) собственное предназначение в системе современного народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их.
Интересно, что по данной проблематике, неоднократно, говорилось в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Например:
"По смыслу статей 3 и 32 Конституции Российской Федерации, референдум и свободные выборы являются высшей формой осуществления народовластия. Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, - иное приводило бы к пересмотру итогов выборов и тем самым к отрицанию их конституционно-правового статуса и, как следствие, к нарушению принципа народовластия, как он выражен в Конституции Российской Федерации. Соответственно, правовое регулирование этих институтов не должно строиться, в том числе в юридико-техническом аспекте, на их противопоставлении".
(Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 № 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области").

"Таким образом, хотя Конституция Российской Федерации и не содержит положений, предусматривающих отзыв какого-либо должностного лица, ее нормы не препятствуют возможности введения федеральным законом института отзыва высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
При этом, однако, федеральный законодатель должен учитывать вытекающее из статьи 3 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации соотношение форм (институтов) непосредственной демократии. Отзыв как одна из таких форм не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. Следовательно, законодатель, если он вводит институт отзыва, обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов".
(Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

"Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в статье 32 (часть 2) право граждан Российской Федерации на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция Российской Федерации исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга. Последовательность их перечисления в статье 3 Конституции Российской Федерации (референдум - свободные выборы) не дает основания для вывода о придании приоритетной роли референдуму, как не свидетельствует о приоритетной роли свободных выборов статья 32 Конституции Российской Федерации, которая, определяя право граждан на участие в непосредственном осуществлении народовластия, называет сначала право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а затем - право участвовать в референдуме".
(Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 № 10-П "По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации").

Читайте также: