Каким образом конституционный суд может повлиять на государственную думу и на президента

Обновлено: 17.05.2024


Сокращение и усечение

Обоснований для уменьшения предусмотренного Конституцией числа судей – ниже даже изначально установленного их количества – не было приведено. Экспертам эта мера кажется странной, ведь, по словам одного из специалистов, членов КС никак нельзя заподозрить в том, что у них стало мало работы.

С этой точкой зрения не соглашается Наталья Коломейцева, заведующая кафедрой политологии школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), кандидат политических наук.

Если решение о сокращении численности судей будет принято, выполняться оно будет, судя по всему, поэтапно. Для этого достаточно не заменять тех членов Конституционного Суда, которые выбывают из него по причине достижения предельного возраста (70 лет). Сейчас в состав КС действительно входят не 19, а 15 человек, из которых один – председатель суда Валерий Зорькин – давно перешагнул 70-летний возраст, троим исполнится 70 лет в нынешнем году, еще троим – в следующие два года. Напомним, что сейчас судья, достигший указанного законом возраста, продолжает работать до тех пор, пока не будет назначен его преемник.

Напомним, что существуют и альтернативные предложения по реформированию Конституционного суда. Например, одна из общероссийских политических партий выдвинула идею об увеличении количества судей до 21: в такой конфигурации по 7 человек выдвигали бы президент, Государственная Дума и Совет Федерации.

Доверяй, но проверяй

Второе изменение касается статьи 108. К существовавшему в ней положению о том, что в случае отклонения президентом принятого парламентом проекта федерального закона он должен быть рассмотрен вновь, добавлена идея о проверке законопроектов на соответствие Конституции. Заниматься этим, по мысли президента, должен как раз Конституционный Суд. Если президент до того, как подписать одобренный парламентом проект, обратится в КС с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения. Если судебный орган подтвердит соответствие документа Основному закону страны, президент должен будет подписать его в трехдневный срок, если нет – проект будет возвращен в Государственную Думу для доработки. Возможно, Конституционный Суд получит право проверять подобным же образом и другие нормативно-правовые акты, причем не только федеральные, но и региональные.

По мнению профессора МГЮА Светланы Нарутто, практика проверки на соответствие Конституции принимаемых парламентом федеральных законов вряд ли получит широкое распространение. Однако эксперты считают, что этот механизм может быть использован в политических целях.

При этом Светлана Нарутто ссылается на мнение Бориса Страшуна и Бориса Лазарева – экспертов, работавших над первым законом о Конституционном Суде. В свое время они предлагали воплотить идею о предварительной проверке КС законов на соответствие Конституции – подобно тому, как это предлагается сделать сейчас – во избежание негативных последствий принятия законов, которые впоследствии могли бы быть признаны опасными.

В целом, считает эксперт, не совсем понятно, почему президент предполагает возможность появления – и прохождения через обе палаты парламента – законопроекта, потенциально противоречащего действующей Конституции. Ведь перед принятием любой документ претерпевает юридическую экспертизу – скажем, для федеральных законов это в первую очередь правовое управление Госдумы. Сейчас, по словам правоведа, Конституционный Суд крайне редко объявляет о том, что тот или иной документ фактически противоречит Основному закону страны: как правило, речь идет о трактовке смысла правовой нормы, а, следовательно, – и о практике ее применения.

Кто будет судить судей?

Наконец, предполагается наделить Совет Федерации правом отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, и при невозможности сохранения статуса судьи. Делать это предполагается, опять-таки, по представлению президента.

Она высказывает сомнение в том, что Совет Федерации сможет более квалифицированно, чем сама судебная система, провести следствие по гипотетическому делу о нарушении судьей КС законов и этических норм.

Добавим, что и рабочая группа Совета по правам человека указала: поправки разрабатываются слишком поспешно и без единой концепции – это ставит под вопрос необходимость голосования за них единым пакетом. Бывший глава СПЧ Михаил Федотов представил свои предложения, в числе которых было разделение указанных президентом (в виде законопроекта, внесенного в Госдуму 20 января, и уже прошедшего первое чтение) изменений на два отдельных документа. Одним из предложений, которые он счел никак не мотивированными – как раз сокращение числа судей Конституционного Суда с 19 до 11. Эта идея – а также положения, которые предполагают возможность лишения судей статуса – была раскритикована и членами СПЧ.

Поправки в Конституцию – для введения которых необходимо принятие Федерального конституционного закона – с момента ее принятия были сделаны четыре раза. Два ФКЗ были утверждены в 2008 году, два – в 2014-м. В 2008 году были увеличены сроки полномочий президента и парламента (с 4 до 6 и 5 лет соответственно), а также введена обязанность правительства ежегодно отчитываться перед Госдумой о своей работе. В 2014-м из Основного закона страны было исключено упоминание Высшего арбитражного суда, слитого с Верховным судом, и прописано включение в состав Совета Федерации дополнительных представителей, назначаемых президентом; также были увеличены полномочия президента по назначению прокуроров.

Читайте также: