Какие знаки идентификации и где должны нести маломерные суда

Обновлено: 09.05.2024

Cтатьи

Наступил новый 2020 год, мы предлагаем освежить в памяти информацию по номерам на лодки и катера. Каким должен быть номер на маломерное судно в 2020 году.

Судно получает бортовой номер при регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ. Номер содержится в судовом билете и состоит из следующих элементов:

  • Две заглавные буквы
  • 4 цифры
  • три буквы RUS
  • 2 цифры - числовое обозначение региона
  • Российский флаг - триколор

Размеры номера на лодку в 2020 году

установлены Приказом МЧС России от 24 июня 2016 г. № 340 пункт 9 и 10:

  • Высота букв и цифр 150 мм
  • Ширина символа 100 мм
  • Толщина шрифта 15-20 мм
  • Флаг 200*300 мм

Идентификационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна.

Как нанести номер на лодку, чтобы он соответсвовал всем требованиям ГОСТ и ГИМС - смотрите в пошаговой инструкции.

Штрафы ГИМС за отсутствие номера в 2020 году

Штраф за отсутствие номеров установлен статьей 11.8 КОАП РФ. На 1 января 2020 года уравление судном не несущим бортовых номеров влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Сейчас гораздо дешевле сделать номер, чем платить штраф 5000 руб. Гарантия 2 года дает увереность. что у вас ничего не отпадет на воде.

Купить номер на лодку, заказать название лодки и катера вы можете по телефону

Бесплатные звонки Viber/WhatsApp Доставка по всей России.

Как сделать название на лодку

Часто владельцы ПВХ лодок, катеров и других видов маломерных судов хотят нанести название на лодку. Давайте разберемся как назвать лодку, с чем придется столкнуться и как лучше нанести название на борт того или иного маломерного судна.

Как расположить название на лодку

В отличие от регистрационного номерного знака, к названию судна не предъявляется, практически, ни каких требований. Вы можете нанести его в любом месте лодки, по вашему выбору. Чаще всего название располагают по обоим бортам судна ближе к корме. Это связано с тем, что носовая часть лодки занята регистрационным номерным знаком, который по правилам ГОСТа нельзя наносить в другое место. Таким образом, название лодки или катера визуально будет, как бы, продолжением госномера. Особенно это ощутимо на небольших судах.

Каким шрифтом сделать название катера

Своим заказчикам я высылаю около 30-ти различных вариантов шрифта на согласование. Жирные, наклонные, винтажные, славянские, латинские, кириллические, восточные, готические, рукописные и многие, многие другие. А так же, даю ссылку, где заказчик может выбрать любой понравившийся шрифт из более чем 10’000 вариантов написания.

Какого размера должно быть название на лодке

Жестких требований к размеру нет. Смотрите, чтобы влезло на борт и хрошо смотрелось. Измерьте лодку, я подгоню название под ваш размер.

Заказать название на лодку

Как нанести название на лодку

Итак, название придумали, в судовой билет вписали, шрифт подходящий нашли, с размерами определились. Теперь заключительный момент – процесс нанесения названия на борт лодки.

Основное отличие в изготовлении названия и способе его нанесения, заключается в материале самой лодки. ПВХ лодка – это одно, катер с жестким бортом (алюминий, пластик, и т.п.) – это совсем другое. Давайте разберемся, что, в каком случае лучше использовать.

Самый простой и часто используемый способ, это название из самоклеящейся пленки. Такое название легко нанести на гладкий борт лодки с жестким бортом. Служит такая наклейка довольно долго и в случае необходимости легко демонтируется. Я предлагаю два типа самоклеящихся названий. Первый тип – это одноцветное название, вырезанное на плоттере из самоклеящейся пленки. Далее такое название переносится на борт лодки с помощью монтажной пленки. Своим заказчикам я высылаю подробную видео инструкцию с пошаговым разъяснением процесса нанесения. Второй тип – это название, напечатанное на самоклеящейся пленке, с помощью принтера. Такое название можно сделать цветным или с разноцветными рисунками. Далее наклейка покрывается ламинацией, чтобы она не выгорала, не выцветала и не боялась воды, даже соленой морской. Наносится такая наклейка единой полосой или можно дополнительно вырезать название по контуру, чтобы фоном был, непосредственно, сам борт судна. При наклеивании подобных названий, стоит учитывать особенности судна. Например, если у вас крашеный борт и краска имеет шероховатую структуру (на ощупь, как нождачная бумага), то наклейка на такой поверхности держаться не будет. В этом случае, придется делать трафарет и красить краской. Так же стоит учитывать, что борт судна может быть не ровным. Например, с ребрами или клёпками. Это не страшно. Наклейка на таких поверхностях держится крепко и долго. Технологию нанесения на такие поверхности, я так же высылаю своим заказчикам в виде видео-урока.Этот способ хорош для лодок, катеров, гидроциклов, байдарок и прочих маломерных судов с жестким бортом.

Как нанести название на ПВХ лодку

А что делать с надувными ПВХ лодками? На ПВХ наклейки держаться не будут! Это проверенно моим многолетним опытом и опытом моих заказчиков.

Для ПВХ лодок я использую технологию покраски через трафарет, и вместе с трафаретом вы получаете немецкую оригинальную краску для ПВХ материалов и тентовых тканей. Что же касается удаления, то в отличие от катеров с жестким бортом, где для удаления покрашенного названия придётся заново красить борт судна, для удаления краски с ПВХ лодки используется растворитель этого же производителя, который удаляет краску без следов и повреждения лодки, что немало важно!

Таким образом, вы можете заказать у меня и нанести на свою лодку любое название, которое вам нравится. Со своей стороны я оказываю своим клиентам полную консультационную поддержку и высылаю видео-уроки по технологии нанесения.

Новый год несет не только череду волшебных праздников, но и зачастую важные изменения в законодательстве и укладе жизни. Поэтому справив наступление очередного года и отдыхая от рабочих будней, не будет лишним проверить есть ли значимые поправки в законодательстве, которые касаются важных аспектов вашей жизни. Сегодня мы предлагаем рассмотреть новые правила ГИМС для маломерных судов 2019 и узнать, поменялось ли в них что-то в отношении регистрации плавательных средств, получении прав и ответственности судоводителей при управлении водным транспортом.

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2019 — правовая база

Однако, с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2019 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Однако, не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов, которые, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2018 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2019 года.

По нормам, которые ввели правила водного движения маломерных судов от 2018 года, обязательной регистрации в госинспекции подлежат судна, соответствующие следующим параметрам.

  1. Следует регистрировать маломерные суда, используемые с моторами мощностью более 8 кВт (до 10,8 л.с.).
  2. Регистрации подлежат судна, полная масса которых превышает норму в 200 кг.

И если по первому пункту все предельно ясно, то по второму возникают вопросы и разночтения. Например, что считать за полный и максимально разрешенный вес лодки? Некоторые инспекции производят расчет по следующей схеме:

  • масса данной лодки+ вес установленного мотора + перевозимое снаряжение + заполненный топливный бак

Таким образом, в норму на 200 кг укладываются большинство лодок малых и средних габаритов. Но, центральный аппарат ГИМС рекомендует проводить замер массы лодки и мотора исходя из требований ГОСТа Р ИСО-8666-2012. Согласно этому документу, за массу моторного судна берется вес лодки не с фактически установленным мотором, а с максимально возможным по техническим параметрам двигателем. Так, например, если вы используете лодку при мощности мотора на 5 л.с. и весом 27 кг, а в паспорте судна указан двигатель до 10 л.с., то инспекция будет учитывать вес самого тяжелого мотора в 10 л.с.!

Конечно, такое положение вещей вызывает множество споров и разногласий, поэтому порядок регистрации в новом проекте правил управления маломерным судном 2019 обязательно должны подкорректировать. Но вот какими будут эти изменения и с какого года они начнут действовать пока достоверно неизвестно.

К слову заметим, что по новым правилам регистрировать лодку можно в любом отделении ГИМС, а не обязательно в том, где судно регистрировалось ранее. При этом заявителю предоставят результат оформления услуги (документы о регистрации/обоснованный отказ/постановление о приостановлении оформлении документов) в срок не более 3 рабочих дней.

  1. Знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства.
  2. Перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна.
  3. При перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
  4. Обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.).
  5. Выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.

Бортовой номер маломерного судна

Важные изменения претерпели в 2018 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.

Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов:

  • 2 буквы;
  • 4 цифры;
  • Цифровое обозначение региона России;
  • Буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.

При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.

Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была на удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5-2 см.

В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.

Неисправности, запрещающие эксплуатацию маломерок

Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2019 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей.

  1. Сквозные пробоины корпуса.
  2. Разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие.
  3. Повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля.
  4. Отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива.
  5. Повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора.
  6. Отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней.
  7. Несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.

Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т.е. на судоводителя и владельца плавательного средства.

Управление маломерными судами – есть ли изменения в правилах ГИМС 2019

Как отмечалось выше, редакция правил ГИМС 2018, по которой выдвигает государственная инспекция требования к маломерным судам пока действительна и для 2019 года. Касается это и раздела выдачи удостоверения судоводителя. Еще раз пройдемся по основным моментам получения прав на лодку, и отметим, кому они нужны, как их оформить и во сколько это обойдется.

Права на управление маломерными судами

Так, маломерное судно – это плавательное средство, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей, перевозимых на борту, составляет не более 12 человек. При этом, маломерные суда подлежат обязательной регистрации в ГИМС, если на них используются моторы мощностью выше 10, 88 л.с. или масса укомплектованного судна превышает 200 кг.

Тем судовладельцам, чьи лодки и катера не подходят под данные требования, обращаться в госинспекцию не требуется. А вот если плавсредство необходимо вносить в государственный реестр маломерных судов, то и судоводитель должен обладать официальными документами, подтверждающими право на управление водным транспортом. Выдают морские права также в ГИМС, только для их получения необходимо пройти через несколько этапов.

Сдача экзаменов и порядок получения прав

Получить права на управление маломерным судном могут все граждане России, достигшие возраста 18 лет и годные по состоянию здоровья. При этом, прежде чем подтвердить свою квалификацию судоводителя на экзамене в ГИМС, претендентам на получение прав необходимо пройти обучение в специальной школе.

Занятия по подготовке водителей маломерных судов проводят автономные организации, получившие аккредитацию и лицензию на данный вид деятельности. Формат обучения поделен на 2 части: наработка теоретических знаний и применение их на практике. Весь курс рассчитан примерно на 1 месяц занятий, после чего ученики обычно сдают выпускной экзамен и получают официальное свидетельство о прохождении курсов судоводителей маломерных судов. Стоимость такого обучения зависит от расценок школы, но в среднем цена варьируется в пределах 10-20 тысяч рублей.

Здесь стоит заметить, что теоретически существует возможность получения прав в ГИМС экстерном. Для этого необходимо обратиться к главному инспектору отделения ГИМС по месту жительства, и подать соответствующее заявление. В таком случае, претендент обязуется самостоятельно изучить азы теории и практики, и явиться в назначенный день для прохождения экзамена на получение судоводительских прав. Однако заметим, что на практике данное решение почти не применяют: и ГИМС не всегда соглашается на такую процедуру, и ученики без помощи школы редко способны успешно выдержать госэкзамен.

По завершению обучения выпускники судоходных школ отправляются в ГИМС, где подают заявление на оформление судоводительского удостоверения. Для этого при себе необходимо иметь следующий пакет документов:

  • Паспорт РФ;
  • Фотографии 3х4 в количестве 2 шт. (цветные или ч/б);
  • Медицинскую справку, подтверждающую допуск к управлению водным транспортом по состоянию здоровья (обычно оформляется во время обучения в школе);
  • Сертификат о прохождении курсов судовождения.

Инспектор регистрирует подачу заявления, проверяет соответствие документов и назначает даты теоретического экзамена и выхода на воду для оценивания практических навыков. При условии успешной сдачи обеих частей, документы претендента направляются в отдел выдачи судоводительских прав государственного образца. Ученикам же останется выполнить последнее требование ГИМС – оплатить госпошлину на выдачу удостоверения судоводителя. На 2019 год ее размер составляет 1300 рублей.

Квитанцию об оплате пошлины следует зарегистрировать у инспектора ГИМС, после чего останется только ждать выписки документов. Обычно процедура оформления, регистрации и выдачи судоводительских прав занимает 7-10 дней. При этом сроки действия удостоверений судоводителя, выданные ГИМС, рассчитаны на 10 лет с момента выдачи.

Если же в 2019 году у вас истекает срок действия судоходных прав, то вам надлежит обратиться в отделение госинспекции маломерных судов по месту жительства для переоформления удостоверения. При этом также потребуется оплатить госпошлину, но ее размер составит уже всего 650 рублей.

Штрафы ГИМС для маломерных судов в 2019 году

Правонарушения, совершаемые владельцами маломерных судов, влекут за собой наложение санкций, предусмотренных Административным кодексом Российской Федерации. Законодательных положений предусмотрено много, но мы выделим лишь основные из них.

Административные проступки

Отсутствие на судне документов, требуемых для проверки инспекторами ГИМС, влечет за собой получение предупреждения или оформление штрафа в размере 100 рублей. Поэтому всегда возите с собой водительские права, судовой билет и свидетельство о праве собственности (или доверенность).

Штрафом в размере от 300 до 500 рублей караются мелкие правонарушения, в числе которых:

  • Опасное маневрирование;
  • Превышение скорости;
  • Несоблюдение правил плавания;
  • Игнорирование навигационных знаков;
  • Остановка в запрещенных для стоянки местах;
  • Невыполнение требований по использованию звуковых и световых сигналов.

Далее ставка штрафных санкций повышается от 500 до 1000 рублей. К этой категории относятся такие нарушения, как необоснованное отсутствие технического освидетельствование и неправильное нанесение бортовых номеров. В пределах этих же сумм карается управление маломерным судном без регистрации, отсутствие судоводительских прав, переоборудование лодки или катера без полученного разрешения от надзорных органов ГИМС МЧС.

Также в размере от 500 до 1000 рублей накладывается штраф на судоводителей, перевозивших на борту число пассажиров, превышающее установленную норму. Еще здесь стоит отметить такие правонарушения, как игнорирование границ акваторий разрешенного судовождения и закрытых для плавания районов. И, наконец, до 1 тысячи рублей придется заплатить в случае, если при проверке инспекторы выяснят, что используемое плавсредство имеет запрещенные правилами судоходства неисправности.

Более строго карается передача управления судном лицу, не имеющему судоводительских прав. Такой проступок облагается штрафом до 2000 тысяч рублей. К слову, во столько же оценивается управление водным транспортом с просроченным удостоверением судоводителя.

Экологические правонарушения

Законодательством запрещена эксплуатация маломерных суден, в выбросах которых содержится повышенное количество вредных веществ, равно как и использование плавсредств, производящих слишком сильный шум (нормы показателей приведены в профильном Госстандарте РФ). За нарушение подобного рода инспектор ГИМС вправе выписать протокол на уплату штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей.

При этом, если установлен факт того, что судовладелец знал о нарушениях своим судном экологических норм и продолжал его эксплуатацию, то к выписанному штрафу добавляются дополнительные санкции. Их размер варьируется от 100 до 300 рублей.

Отстранение от управления маломерным судном

Ранее такую жесткую санкцию инспекторы применяли только в отношении лиц, управляющих судном в состоянии опьянения. Но штрафы ГИМС для маломерных судов 2019 года ужесточились, и теперь отстранение также может применяться при:

При этом судно отправляется на госстоянку, а на владельца составляется протокол. В течение 2 месяцев проводится судебное разбирательство, и, зависимости от тяжести правонарушения, суд может установить штрафные санкции вплоть до лишения судоводительских прав на срок до 2 лет.

Номер на лодку должен соответствовать ГОСТу. ГИМС имеет четкие распоряжения по этому поводу. Размеры номера и его местоположение прописаны в Приказе МЧС России от 24 июня 2016 г. № 340 и Приказе МЧС РФ от 29 июня 2005 г. №500. Эти требования едины для всех маломерных судов, которые подлежат регистрации, включая: лодки пвх, катера, яхты и гидроциклы. Но как и во всем, что касается Закона, есть свои неприметные, но существенные тонкости. Для начала, важно соблюдать следующее:

  • высота знаков должна быть не менее 15 см;
  • ширина не менее 10 см;
  • толщина линий в пределах 1,5-2 см;
  • номер должен быть прописан одной строкой с обеих сторон судна;
  • середина номера должна располагаться на расстоянии 1/4 от форштевня.

Теперь разберемся в нюансах.

Номер на лодку ГОСТ

Сегодня действуют номера старого и нового образца. Первые присваивались до декабря 2016 года согласно Приказу №500. Нового образца стали выдавать с января 2017 г. (Приказ №340). Оба варианта законны, и если у вас старый номер, то менять его на новый необходимости нет. А вот если вы сейчас пойдете регистрировать лодку в ГИМС, то дадут вам только новый вариант. Требования к написанию бортового номера: размерам букв и цифр, а также к его расположению не изменились, а вот общий вид поменялся. Ещё прибавили к новому обязательное наличие флага России.

Размер номера старого образца (до конца 2016 года)

До 2017 года бортовые номера выглядели так:

Размеры номер на лодку старого образца

Размеры номера на лодку старого образца

25. Регистрационный номер моторного (парусно-моторного) судна состоит из трех букв (литер) русского алфавита и четырех цифр, соответствующих присвоенному номеру государственной регистрации в судовой книге.

Регистрационный номер наносится контрастной несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина — 100 мм, а толщина линий — 15 — 20 мм.

  • Интересный факт: регистрировать судно до 2017-го года надо было по месту его хранения (зимовки), что часто делало процедуру неудобной.

Размер номера нового образца (с начала 2017 года)

Размер номера нового образца без флага: 1300 мм в длину (в Приказе длина не прописана, цифра средняя, исключительно для ориентировки — дана нами исходя из уже готовых номеров) и минимум 150 мм в высоту (а вот эта цифра прописана в Приказе), ширина букв 100 мм (и эта тоже). С флагом: 1650 мм в длину (ориентировочно) и 200 мм в высоту (высота флага, буквы и цифры 150 мм минимум). Содержит 11 знаков. Первые 2 буквы — это орган ГИМС в пределах региона, который произвел регистрацию. Следующие 4 цифры — порядковый номер судна. После RUS следует субъект Российской Федерации, где прошла регистрация.

Номер на лодку нового образца

Размеры номера на лодку нового образца

9. Идентификационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна. Середина идентификационного знака должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина — 100 мм, а толщина линий шрифта — 15 — 20 мм.

  • Интересный факт: с 2017-го года можно регистрировать лодку по месту регистрации её владельца.

Размер флага на борт лодки

Размер флага на борт лодки

Размер флага

Если у вас новый номер, то вы обязаны нести на борту флаг Российской Федерации. Если не можете это сделать, то наносите флаг на борт справа, после номера. Его размеры тоже четко прописаны: 20 см высота и 30 см длина .

  • Важно: Для номеров нового образца флаг России обязателен.

Номер на лодку ГОСТ 2019

В 2019 году ничего не поменялось. Действуют требования ГИМС, введенные в 2017-ом. Никаких нововведений и дополнений не применялось.

  • Высота букв осталась, как и прежде, 15 см.
  • Ширина не менее 10 см.
  • Толщина линий от 1,5 до 2 см.
  • Флаг Российской Федерации обязателен. Размеры флага: 20 на 30 см.
  • Общая длина номера (примерно): 1650 мм с флагом, 1300 мм без. Высота: 200 мм с флагом, 150 мм без него.

Если нет места, чтобы соответствовать требованиям

Где и как правильно разместить регистрационный номер судна? Читайте тут !

Практически каждый владелец моторной лодки или катера знает, что плавсредство нужно зарегистрировать, нанести на него бортовой номер и иметь при себе необходимые документы. Однако большинство водителей не соблюдает правила судовождения маломерных судов, а это несовместимо с безопасным плаванием. Даже опытному судоводителю стоит напомнить о сигнализации, средствах идентификации и других правилах.

Теория маломерного судна

Данным термином называют плавательные средства длиной до двадцати метров. Они вмещают не более 12 человек, в числе которых судоводитель и пассажиры. Оно может быть парусным, моторным, моторно-парусным, специальной конструкции, а также гидроциклом. После технического осмотра каждому объекту присваивается класс, записываемый в виде кода с 4 знаками.

Маломерное судно состоит из корпуса, двигателя, навигационного оборудования, но это лишь основные элементы. Во время курсов судовождения изучается также, что такое надводный борт, крен, осадка, плавучесть, валовая вместительность.

Стоит сказать о классификации плавательных средств по разным параметрам. По назначению маломерное судно может быть прогулочным (катера для рыбалки, путешествия, туризма), производственным (перевозка груза и людей, водолазные работы), специальным или служебным (рыбнадзор, спасательный патруль). По характеру движения выделяют водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях и воздушной подушке. Изготавливают катера и лодки из дерева, алюминия, пластика. ГИМС МЧС России при регистрации маломерных судов классифицирует плавсредства по двум признакам — это тип ТС и район плавания.

Правила использования на водных объектах

Судоходство разрешено только после постановки на учет в инспекции, нанесения номеров и техосмотра. Судоводитель должен строго соблюдать установленные условия, требования по вместительности и грузоподъемности, району плавания. Кроме того, необходимо оснастить плавсредство спасательными, сигнальными, навигационными и противопожарными предметами. К управлению допускаются лица, прошедшие обучение и имеющие права соответствующей категории.

Правила плавания по внутренним водным путям

Управлять речным или морским судном разрешено лицу, которое имеет соответствующую квалификацию. Судоводитель ответственен за соблюдение КВВТ, а также за безопасность пассажиров. Экипаж должен исключать ситуации, несущие опасность для жизни, повреждения судна, загрязнения окружающей и водной среды.

Борт надо оснастить спасательными предметами, которыми пользуются в случае происшествия. Судоводитель, заметив аварию на воде, обязан немедленно оказать помощь, если она требуется. Об аварии, транспортном происшествии, повреждениях судна необходимо сообщить диспетчеру ближайшего порта.

Средства идентификации

Данные правила прописаны в КВВТ РФ от 2001 года, редакция этого года. Каждое судно, которое подлежит регистрации в Госреестре Российской Федерации, должно иметь название и номер. Он присваивается органом, где лодка ПВХ или катер был поставлен на учет. Номера наносят на две стороны чуть выше названия.

У каждого объекта есть позывной сигнал и номер судовой станции для связи по спутнику, но это зависит от технического оборудования плавательного средства. Исключение составляют только судовые шлюпки — на них указывают название и вместительность.


Визуальная сигнализация

Судоводитель обязан соблюдать правила визуальной сигнализации с наступлением темноты. При этом нельзя выставлять любые другие огни, которые могут помешать посторонним экипажам. Днем ночные огни могут быть использованы в том случае, если это требуется при недостаточной видимости. Существуют следующие виды сигнальных огней:

  • топовый огонь;
  • бортовые огни;
  • кормовой огонь белого цвета;
  • круговой огонь;
  • буксировочный огонь желтого цвета;
  • цветная или белая светоимпульсивная отмашка;
  • проблесковый огонь.

Недопустимо применять в качестве визуальной сигнализации прожекторы или мощные осветительные приборы. Они нередко вызывают ослепление, что создает опасность для других экипажей.

Ночная ходовая сигнализация

На катере должен быть топовый огонь, бортовые и кормовые огни. Для пассажирских судов необходимо дополнительно иметь круговой проблесковый огонь желтого цвета. Бортовые огни возможно скомбинировать в один фонарь, который располагают на носу плавсредства. Для парусных судов другие требования:

  • для яхт длиной до семи метров — круговой огонь белого цвета на мачте и освещение паруса;
  • судна до двадцати метров — кормовой и бортовые огни, можно объединять в один фонарь на мачте;
  • парусные судна длиной свыше двадцати метров — бортовые, круговые, кормовые огни.

Во время ночной стоянки маломерные судна несут 1 круговой белый огонь, расположенный на мачте. В случае транспортного происшествия должен быть круговой огонь белого цвета с открытой стороны, а с той, где проход невозможен, — 3 огня красного цвета.

Дневная сигнализация

Суда с парусом и мотором обязаны нести черный конус, расположенный широкой стороной вверх на самом видном месте. При стоянке с якорем требуется черный шар, который устанавливают на достаточной высоте, чтобы его было хорошо видно. Для плавательных средств на мели предусмотрены 3 черные шара. Если судно потерпело крушение или нуждается в помощи, оно может сигнализировать следующим образом:

  • установить шар над или под флагом;
  • мигать круговым огнем, прожекторами и другими осветительными приборами;
  • запускает ракетницы.

Если же подача сигнала вышеописанными способами невозможна, то следует обратить внимание на членов экипажа. Они могут просить о помощи жестами — поднимать и опускать вытянутые руки.

Читайте также: