Какие суда утонули в черном море

Обновлено: 02.05.2024

Berlin — Одесса

Фото: Георгий Данилюк, служил матросом на пароходе в 1970-е

Фотография, сделанная туристами в Батуми летом 1986 года

Фото: Алексей Скоробогатов

С первой секунды было страшно

Когда Инна Безмогорычная (в девичестве Колоницкая) оказалась на пароходе со своими папой Владимиром и мамой Тамарой, ей было 10 лет. Родители решили сделать друг другу подарок на 10-летие свадьбы и достали билеты на круиз. Тогда Колоницкие не знали, что обратно в Одессу их семья вернется не в полном составе.

Вечером 31 августа на судне кипела жизнь: часть пассажиров стояла у борта, наблюдая за удаляющимися огнями Новороссийска, еще часть сидела в барах и кинотеатре. Многие готовились ко сну в каютах, другие — надевали свои лучшие наряды для дискотеки в музыкальном салоне. Колоницкие проводили время в ресторане с супружеской парой своих друзей, у которых тоже была дочка.

На борту часто выступали музыканты

Фото: Георгий Данилюк, служил матросом на пароходе в 1970-е

Инна говорит, что хорошо помнит момент столкновения:

— Когда произошел удар, мы не спали, мы четко его слышали, чувствовали. Это был тупой толчок, он прилично ощущался, но нас не тряхануло. Я подумала сначала, что это мель, потому что мы не так давно отошли от берега. Я выглянула в иллюминатор и немного успокоилась, потому что видела огни города.

Расписание рокового круизного рейса

В этот момент на пароходе выключился свет. Через некоторое время заработало аварийное освещение: это второй механик парохода Белан добежал до аварийного дизель-генератора на палубе. Свет был гораздо более тусклым, но и он довольно быстро отключился. Наступила полная темнота. Девочки как есть — в майках, трусах и босые — выбежали из каюты и отправились наверх узнать, что случилось. Инна не помнит, на каком ярусе она находилась, но это были явно не верхние каюты, так как пробежать пришлось несколько этажей. По пути сотрудница парохода предложила им вернуться обратно, заверив, что всё в порядке, но они не послушались. На выходе на палубу девочки столкнулись со своими родителями.

Фото: Дмитрий Михайлик

— И как только мы встали на палубу, мы ощутили крен. Я четко ощущала, что меня клонит в левую сторону (пароход кренился вправо, но Инна со своей семьей стояла спиной к носу судна. — Прим. ред.). И это с первой секунды было страшно. С каждой секундой крен увеличивался.

Позже следователи выяснят, что пароход за считаные минуты накренился на 60 градусов перед тем, как полностью уйти под воду.

Пытались вылезти из иллюминаторов

— Сразу после столкновения я побежал в каюту за документами, у меня там паспорт моряка был, а за утерю его в то время закрывали визу на всю жизнь. Каюта моя была на корме, на нижней палубе, возле прачки. Когда спустился в темноте на свою палубу, там уже было воды почти до колена.

По словам Инны Колоницкой, ее отцу, который тоже прибежал в каюту, помогло счастливое стечение обстоятельств. Накануне она, находясь одна в каюте, нашла между стенкой и кроватью мешок. Когда в дверь постучали родители, девочка, боясь, что ее поругают за то, что снова сунула свой нос куда не надо, шустро забросила находку под кровать. В момент, когда начался крен, ее отец смог быстро найти тот самый мешок под кроватью — в нем лежало три спасательных жилета. Если бы не этот случай накануне, мужчина мог вернуться ни с чем. Жилеты надели на обеих девочек и тетю Олю, женщину из другой семьи — так как она была полной и не умела плавать. Инна рассказывает, что жилет был очень большим, поскольку рассчитан на взрослого человека, поэтому Тамаре пришлось вдеть в него руку и несколько раз перекрутить вокруг нее, из-за чего дочь оказалась как бы прикрепленной к руке матери. Позже это спасет 10-летней девочке жизнь.

Члены экипажа работают на пароходе

Фото: Георгий Данилюк, работал матросом на пароходе в 1970-е

На палубе собирались люди, а пароход продолжал крениться. Владимир Колоницкий заметил шлюпку на балках, нажал на кнопку, которая должна была автоматически спустить ее, но ничего не произошло. Тогда он залез по балке, чтобы выбить лодку с места, но и тут она не сдвинулась — потому что намертво прилипла к металлу. Когда-то во время покраски ее даже не удосужились снять, поэтому во время крушения лодкой так и не смогли воспользоваться. Мужчина перелез на левый борт — он располагался уже практически горизонтально — и помог перейти туда семье. Колоницкие и другие люди бросились бежать по боковой части корпуса:

— Я еще упала ногой в открытый иллюминатор. И были люди, которые пытались вылезти из иллюминатора, я прямо видела торчащих людей. Но окна маленькие, ребенок еще мог вылезти, а вот взрослые. Всё было как в фильме, такое ощущение было, что это не со мной, что со мной такого не может быть. Мы бежали, и с нами другие люди, а вода уже подступила, всё. Это были считаные секунды. Мы вошли в воду.

Для полного погружения в воду пароходу потребовалось всего 8 минут — крайне мало, чтобы из железных переходов, техпомещений и нижних кают успели выбраться все люди. В 23:20 судно ушло на глубину 47 метров и навсегда оставило в своих заложниках десятки пассажиров.

Остров из голов

Анна Владимировна Короткая, работавшая медсестрой в первой городской больнице Новороссийска, рассказала, что в ту ночь в ее отделение доставили двух девушек с легкими травмами головы — бортпроводницу и буфетчицу с парохода. Обе были голые и измазаны зеленой краской (краска и мазут разлились на теплоходе в момент крушения):

— Девочки были из центра Украины, там моря не было. Они обе не умели плавать. Одна схватилась за что-то — бревно какое-то в подмышку попало, вот она этой рукой подмяла его под себя, а другой рукой гребла. И вот она рассказывала, что гребет, поворачивается — накренился он [пароход]. Потом гребет опять, поворачивается — а там уже мачта торчит. Еще несколько проплыла, и уже мачты не стало.

О том, что мачты огромного парохода ушли под воду за секунды, рассказал и бывший курсант Александр Субботин. Он тоже оказался в воде, сбегая по левому борту:

Так выглядит выход из Цемесской бухты в наше время

Фото: Андрей Маковозов

Мимо плыли тела

Маленькой Инне было куда сложнее отплыть от тянущей на дно махины. Она начала захлебываться:

— Нас сразу начало засасывать, как я уже сейчас понимаю, это была воронка. Я помню только воду, бульки, пузырьки надо мной и звездное-звездное небо. И я сильно-сильно болтала ножками, чтобы сопротивление создать. Но я думаю, что не это помогло. В каком-то отделении был взрыв, и нас как будто вытолкнуло. Многие потом об этом вспоминали.

Около себя Инна обнаружила маму, девочка продолжала висеть у нее на руке. Отца рядом не было.

— Ко мне подплыл мужчина и начал срывать с меня жилет. И мама так просила и так умоляла его не делать этого! Но он не останавливался. Мама словила что-то, какой-то обломок, и начала его бить. И он понял, что мама не даст этого сделать, и отплыл от нас. И какое-то время мы плавали сами, вдвоем. Мимо плыли уже надувшиеся тела, мы просто отодвигали их руками.

Как в фильме ужасов

В полночь все окружающие суда уже знали о происшествии и спешили на помощь. Но людей разбросало на десятки метров вокруг, и заметить всех в темноте было сложно. По воспоминаниям новороссийца Анатолия Михайлова, который потом будет помогать с доставкой пропитания для пострадавших, в последний день лета поднялся сильный ветер — норд-ост.

— До этого потом обливались, а 31-го и 1-го как дал норд-ост. Ветер был бешеный. Холодина и ветер.

В таких условиях пассажирам пришлось часами держаться на плаву — кому самостоятельно, кому с помощью деревяшек и мусора. Тамаре и ее дочери повезло, они увидели плот. К тому моменту он уже был облеплен людьми: наверху сидело человек семь, а остальные пассажиры в несколько рядов скопились вокруг, пытаясь держаться за бортики. Инна вспоминает, что абсолютно все были в шоке и оцепенении и почти не реагировали на вновь прибывающих людей. Девочке удалось протиснуться и взяться рукой. Другой рукой она поддерживала вечернее платье своей мамы, которое облепливало ее и тянуло вниз. Когда мимо проплыл катер, часть людей прыгнули с плота прямо на головы других. Колоницкие чуть не утонули, а потом вновь оказались в свободном плавании.

— Когда меня подняли, я не чувствовала своих ног, я была как кусок тела. Я уже даже холода не чувствовала. Уже даже паники не было, но и радости тоже от того, что нас спасли. Потому что мы были в ужасе. И первое, что я почувствовала, что меня тошнит. Наглоталась, видимо, той воды с мазутом. Мы все были в мазуте и скользкие. Там было много людей, кого-то точно так же, как и меня, рвало, кто кричал, кто плакал, кто деньги считал, там было разное, как в фильме ужасов.

14 ноября 1854 года во время Крымской войны британский парусно-винтовой фрегат "Принц" ушёл на дно вместе с 200 000 фунтов стерлингов золотом.

Крымская война 1853–1856 годов началась с того, что Россия и Франция не смогли договориться, кто будет владеть ключами от храма Рождества Христова в Иерусалиме. Французы считали, что владеть ими должны католики, а император Николай I потрясал фирманом турецкого султана 1757 года и Кючук-Кайнарджийским мирным договором, который давал России право отстаивать интересы верующих на территории Османской империи.

Чтобы победить в споре, французы решили побряцать оружием. Когда к Константинополю прибыл линкор, турки отдали французам ключи от храма. Николай I в ответ на такую наглость вторгся в занятую турками Валахию. Османы объявили России войну, а после первых побед русского оружия турков поддержали Франция и Британия, которая увидела в войне шанс продолжить большую игру. Англичане давно мечтали прибрать Крым к рукам. Они уже разработали проект Крымского моста, соединявшего полуостров с Таманью, и проект железной дороги до Индии.

Война получилась серьёзная. Боевые действия шли на Камчатке, на Соловках, на Балтике и в Чёрном море. Англичане собирались применить против русских химическое оружие. Две бочки с отравляющими веществами были найдены русскими моряками в апреле 1854 года в каменоломнях Одессы после бомбардировки города англичанами. К счастью, боеприпасы не взорвались.

В середине ноября 1854 года на побережье Крыма обрушился страшный ураган, который буквально разметал вражескую эскадру. Вот как описывал бурю очевидец в Балаклаве: "Воздух был наполнен одеялами, фуражками, шинелями, сюртуками и даже столами и стульями. Всё это неслось по долине к Севастополю. Крыша с дома была сорвана и распластана по земле. Амбары и сараи — разрушены. Пятипудовые кипы сена кружились на земле. Бочки с ромом катались по лагерю, подпрыгивая на камнях. Стадо баранов. погибло под ударами смерча, который вырывал из земли и разбрасывал ряды тополей. "

В этой буре под Евпаторией пошли ко дну три корабля союзников, а под Балакалавой погибло ещё 11 кораблей. Английские военные со скал бросали тонущим морякам верёвки, но спасти удалось немногих. Они и сами не все пережили ночь: ураган принёс с собой град, сменившийся снегом, температура воздуха упала, и многие замёрзли ночью в окопах. В этой же буре погиб и легендарный корабль "Принц", который привёз в Крым не только продукты и тёплые вещи для англичан, но и 200 тысяч фунтов стерлингов жалованья для британского контингента.

 Фото © Getty Images / SSPL

Фото © Getty Images / SSPL

Это был новенький парусно-винтовой пароход с металлическим корпусом длиной в 89 и шириной в 13 метров. Эпитет "чёрный" приклеился к нему позже. "Принц" вёз британцам сапоги, тулупы, шерстяные кальсоны и рубахи, пальто, одеяла и спальные мешки — англичане готовились к зиме. Но главной потерей стало золото, причём его количество в журналистских статьях год от года росло, и в XX веке уже говорили о 60 миллионах франков.

8 ноября 1854 года "Принц" подошёл к Балаклаве и встал на рейд, дожидаясь хорошей погоды для разгрузки. Глубина под килем корабля составляла 50 метров. Там "Принц" и простоял вплоть до урагана.

В восьмом часу вечера ветер окреп настолько, что один из английских пароходов, сбросив якоря, решил уйти в море. Проходя мимо "Принца", капитан просигналил ему совет отойти от берега. Но капитан "Принца" Гудолл понадеялся на мощные паровые двигатели корабля и не двинулся с места. Вскоре на того обрушился ураган такой силы, что британские моряки были вынуждены рубить мачты. По роковой случайности бизань-мачта упала в воду у кормы, и её такелаж намотался на гребной винт "Принца": корабль лишился хода. Под ударами стихии его сорвало с одного из якорей, а второй не смог удержать корабль на месте: его отнесло к скалам, о которые он и разбился около 10 часов утра. Через четверть часа корабль с металлическим корпусом ушёл под воду. Из 150 человек экипажа спаслись пятеро.

Едва весть о гибели "Принца" достигла Британии, как английские газеты оповестили весь мир о том, что на борту судна находилось золото. И почти сразу после заключения Парижского мира начались поиски корабля.

Почему поисковиков преследуют неудачи

Фото © Getty Images / Erich Andres / United Images

Фото © Getty Images / Erich Andres / United Images

Первыми "Принца" в 1875 году пытались найти французы, они нашли 10 затонувших кораблей, но "Принца" среди них не было. Глубина моря в месте, где, как предполагали, разбился корабль, достигала 103 метров, и водолазы не могли долго находиться на глубине.

С 1901 по 1903 год "Принца" искали итальянцы под руководством изобретателя глубоководного скафандра Джузеппе Рестуччи. Его приспособление для работ на глубине представляло собой огромный медный ящик с прорезями для рук и тремя иллюминаторами. Благодаря этому оборудованию итальянцы, казалось, ближе всех подобрались к сокровищам: на дне Балаклавской бухты среди деревянных обломков других судов они нашли металлический корпус корабля, и водолаз Сальваторе Траму уверил всех, что прочёл на корме уцелевшие буквы: ". ck Pr…", которые следовало читать как Black Prince. Однако британский корабль назывался просто "Принц" – Prince и никогда не носил иного названия. Итальянцы подняли со дна различные артефакты, среди которых были подзорная труба и ящик с пулями, однако до золота водолазам помешал добраться толстый слой ила и камней.

Это не остановило Рестуччи — в 1905 году он снова вернулся к Крым и нашёл ещё один металлический корпус, который мог принадлежать "Принцу". На этот раз он вёл поиски в другом месте, но золота снова не обнаружил.

В ночь с 17 на 18 декабря 2010 года сухогруз "Ибрагим Яким" следовавший под флагом Камбоджи из порта Николаева в Турцию с грузом 5,5 тысяч тонн металлолома попал в пятибальный шторм в районе западного берега Крыма. При первых признаках шторма экипаж попытался стать на якорь вблизи мыса Тарханкут, но шторм сорвал судно с якоря и выбросил на мель в километре от берега, в результате чего корабль получил пробоину корпуса. В результате аварии никто из 15 членов экипажа, состоящего из граждан Сирии и Индии, не пострадал.


Осознав всю сложность ситуации экипаж подал сигнал "SOS" - в 10 вечера в небо взмыла сигнальная ракета. Но из-за сложных штормовых условий и волн высотою до трех метров эвакуировать экипаж не представлялось возможным. Лишь только утром 18 декабря все 15 человек экипажа были при помощи спасателей из МЧС доставлены на берег. Им была предоставлена одежда, питание и жилье в местном пансионате "Солнечная долина".

Мне удалось найти видеоролик из украинских новостей, снятый в первый день после аварии.

01. Так выглядело судно в первые месяцы после аварии (фотографии из Интернет- источников):



03. Фотография еще "живого" корабля без груза, на которой наглядно видно масштабы судна (фото из Интернет-источников):


04. Вид севшего на мель корабля в 2011 году (фото отсюда):


05. Теперь судно выглядит так. Во время одного из зимних штормов корабль переломило пополам, передняя часть затонула, а задняя пока еще возвышается над водой.


06. Приехав в этом году на мыс Тарханкут и увидев первый раз остов затонувшего "Ибрагима" я решил непременно осмотреть его поближе и по-возможности высадиться на борт. И вот в один из следующих дней, взяв с собой фотоаппарат и найдя катер, мы отправились к остову корабля.


07. Корабль сидит на мели с большим креном, который со временем, как видно по фотографиям, сильно увеличился. С берега по силуэту вообще было непонятно почему корабль выглядит так странно.


08. Положение судна стало понятно лишь когда мы приблизились.


09. Грустное и в то же время очаровывающее зрелище.


10. К сожалению высадится на корабль не получилось из-за волн, пришлось довольствоваться лишь наружным осмотром судна.



11.


13.

14. Остов корабля облюбовали морские птицы.



15.


16.


17.

18. На заднем плане тарханкутский маяк, построенный в 1816-м году. Одна из достопримечательностей мыса.


19. Все время пока мы плавали вокруг остова судна было пасмурно, но как только мы поплыли назад к берегу выглянуло солнце, дав мне возможность сделать несколько красивых кадров остова корабля на фоне вечернего солнца.



20.

22. Море быстро забирает к себе то, что оставлено человеком. Очередная зима с ее штормами доделает дело, начатое в прошлом году - и к весне остатки корабля скорей всего окончательно поглотит морская пучина.


23. Напоследок кадр, сделанный мною в первый день моего пребывания на мысе Тарханкут.

Читайте также: