Какие суда используют сами пираты при нападении на другие суда

Обновлено: 25.06.2024

Определение пиратства содержится в ст. 15 Конвенции об открытом море 1958 г.[552] Еще более развернутое определение пиратства и связанных с ним проблем содержится в ряде статей Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.[553] Так, в ст. 101 указывается, что пиратством является любое из перечисленных действий:

«а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

– в открытом море против другого судна или летального аппарата или против лиц и имущества, находящихся на борту;

– против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц, или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летального аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства (например, на необитаемом и никому не принадлежащем острове) любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат, либо судно или летательный аппарат, захваченные пиратами во время их разбойного промысла и находящиеся в их власти, арестовать находящихся на них лиц и захватить находящееся там имущество. Самосуд над пиратами запрещен, хотя в прошлом их, обычно, вешали без суда и следствия. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказания и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц (ст. 105 Конвенции). Захваченные пиратами суда и самолеты, а также прочее имущество возвращаются бывшим владельцам за вознаграждение. Например, в Великобритании уплачивается 1/8 стоимости, а в США – 1/6 стоимости возвращенного имущества тому, кто его возвращает[554]. Захват пиратских судов могут осуществлять лишь военные и иные государственные корабли, суда и самолеты, кроме торговых.

Если захват судна или летательного аппарата по подозрению в пиратстве совершен без достаточных оснований, то государство, совершившее захват, отвечает перед государством, национальность которого имеет судно или летательный аппарат, за любой ущерб или любые убытки, причиненные захватом (ст. 106)[555]. Даже в случаях так называемого государственного пиратства преступление всегда совершают отдельные лица, которые должны нести индивидуальную уголовную ответственность, независимо от ответственности государств. Примером государственного пиратства можно считать действия подводных лодок Италии и Германии во время войны в Испании, для пресечения которых государства заключили Нионские соглашения 1937 г., в которых насильственные действия, совершенные на море, квалифицировали как акты пиратства.

Одним из элементов борьбы с пиратством является своевременное оповещение ИМО, властей государства флага, властей прибрежного государства и судовладельца о всех случаях нападения пиратов или угрозы такого нападения. ИМО рекомендовала государствам при таком оповещении использовать системы связи, предусмотренные Международной конвенцией по поиску и спасанию на море, систему ИНМАРСАТ и другие коммуникационные системы[556], предусмотренные Глобальной морской системой связи при бедствии и для обеспечения безопасности[557], в том числе аварийные буи.

Деятельность ИМО в сфере борьбы с пиратством, выработки рекомендаций по защите судов и летательных аппаратов от вооруженных нападений на море, в расследовании случаев пиратства, в организации регионального сотрудничества государств в антипиратских мероприятиях получила одобрение в Резолюции 54/31 Генеральной Ассамблеи ООН[558].

Для борьбы с актами баратрии и пиратства ММБ провело в конце февраля 1992 г. в Куала-Лумпуре семинар представителей правоохранительных органов и морских транспортных организаций Сингапура, Индонезии, Таиланда, Китая, Филиппин, Гонконга, Нидерландов, Австралии, Норвегии, Великобритании, Японии и Малайзии, а также Ассоциации азиатских государств по судоходству, Ассоциации судовладельцев Сингапура и Международной морской организации. Основным вопросом повестки дня семинара была борьба с пиратством и мошенничеством на морях Дальнего Востока. На основе принятых решений и проводимой государствами политики в этой области 1 октября 1992 г. в рамках ММБ при финансовой поддержке Международной торговой палаты и участии морских транспортных организаций АСЕАН в Куала-Лумпуре (Малайзия) был создан первый региональный центр по борьбе с вооруженным грабежом и пиратством.

Центр укомплектован в основном местными кадрами, в том числе представителями правоохранительных органов, адвокатами и другими специалистами. Помимо предотвращения фактов мошенничества, пиратства, вооруженного грабежа против судов, их обнаружения и расследования, в задачи центра входит выявление случаев сброса в море токсичных веществ, угона морских судов, актов терроризма в отношении крупных пассажирских судов и других видов преступлений. Для выполнения этих задач центр оснащен средствами связи, компьютерами, подробными картами региона[562].

Малазийские морские организации, поддержавшие идею создания данного центра, считают, что лучшим и наиболее эффективным способом борьбы с актами пиратства и вооруженного грабежа против судов будет привлечение полицейских и военно-морских сил прибрежных государств для регулярного патрулирования наиболее опасных районов моря. Эти планы реализуются на практике[563]. На основе соглашения Индонезии, Малайзии и Сингапура были созданы совместные патрульные службы в Малаккском и Сингапурском проливах для защиты торговых судов от пиратов[564]. Достигнуты договоренности о выделении единых радиочастот полицейским патрульным катерам данных государств для более оперативного получения информации об актах пиратства непосредственно от капитанов судов, а также при поиске и преследовании пиратов. Такие силы являются прообразом будущих региональных сил по борьбе с морскими преступлениями[565]. Правительства Индонезии и Малайзии предложили ввести оплату за проход судов через Малаккский пролив, с тем чтобы часть такой оплаты использовалась для финансирования операций полицейских органов и военно-морских сил этих государств для борьбы с пиратами[566].

Тем не менее, несмотря на отдельные неудачи, если сопоставить информацию ММБ по борьбе с пиратством за 15 лет (с 1988 по 2003 г.), то видны успехи такой борьбы в отдельных регионах мира.

Так, в начале 1988 г. в Лондоне были опубликованы некоторые данные расквартированного здесь ММБ. В своем обзоре ММБ вновь предупредило о росте пиратства, вследствие чего, по оценке ММБ, в 1987 г. добыча пиратов составила 7 млрд долл. США. Чтобы должным образом оценить эту цифру, следует напомнить, что общий фрахт судовладельцев всего мира в последние годы составлял сумму порядка 100 млрд. долл. США в год.

В результате нападений морских пиратов в 2002 г. погибли, только по данным ММБ, десятки человек, а сотни были ранены, не говоря о многих сотнях взятых в заложники или исчезнувших бесследно. ММБ отмечает увеличение числа хорошо спланированных нападений пиратов на крупные танкеры, особенно в оживленном Малаккском проливе – главной трассе доставки нефти с Ближнего Востока в зону Тихого океана. По данным экспертов, пираты нападают на эти гигантские суда с разных направлений на скоростных катерах, активно используют автоматическое оружие. На фоне общего роста пиратских вылазок ситуация, по мнению ММБ, существенно улучшилась в водах Таиланда, Сингапура и Малайзии, а также у Эквадора, Камеруна, Габона и Гайаны, где власти в прошлом году вели активную борьбу с морскими пиратами[568].

Ряд международных организаций, в том числе Международная торговая палата, Международное морское бюро, ЮНКТАД и другие разработали совместную программу борьбы с преступностью на морском транспорте, включая борьбу с пиратством. В качестве условий и направлений сотрудничества были названы:

– международный и национальный контроль за выполнением международных договоров о безопасности мореплавания;

– слежение за судами преступников;

– освобождение судов и людей от захвата;

– использование конвоев при плавании торговых судов в опасных районах, организация самообороны на судах;

– ликвидация последствий нападения и поиск пиратов и иных преступников;

– создание безопасных условий для судов и принятие мер в порту и вблизи него по предотвращению и защите от нападений[569].

Реализуя принятые решения, власти ряда портов стран, где пиратство – явление обычное (порт Сингапур, порты Индии, Бразилии и других стран), приняли на вооружение специальные антипиратские корабли, которые осуществляют постоянный контроль за ситуацией на море и готовы в любой момент оказать помощь[570].

Вместе с тем некоторые страны, например, США, создали специальные антипиратские структуры еще раньше. Так, в 1982 г. в США была проведена реорганизация штаб-квартиры береговой охраны с пересмотром функций ее подразделений и сокращением численности аппарата. Функции региональных служб были переданы вновь созданному Центру морской безопасности, который вошел в состав штаб-квартиры береговой охраны и был дополнительно наделен функциями борьбы с пиратством на море[571].

Региональные центры борьбы с пиратством были созданы в последние годы и с помощью договоров между соответствующими ведомствами соседних государств. Так, 7 июля 2001 г. пограничники России, США, Канады, Японии и Южной Кореи в лице руководителей пограничных служб подписали в Москве соглашение о многостороннем сотрудничестве в борьбе с оборотом наркотиков и пиратством[572].

В сентябре 2002 г. боевые самолеты и корабли Индии и Индонезии впервые приступили к совместному патрулированию в Андаманском море в рамках крупной операции по искоренению пиратства. Обе страны, располагающие значительными военно-морскими силами, приняли решение координировать усилия в борьбе с пиратами, связанными с контрабандной торговлей, похищением людей и другой преступной деятельностью в регионе, где проходят важные морские транспортные пути.

Финансовые потери от пиратства в 2001 г. по всему миру составили около 16 млрд долл. Самой опасной морской зоной считается Малаккский пролив. Неспокойными остаются воды Индонезии, на которые приходится около четверти всех пиратских нападений. За ней следуют Индия и Бангладеш[573].

В борьбе с пиратством есть страны, например, входящие в Международную организацию АСЕАН, которые считают, что наиболее целесообразно было бы использовать против пиратов особую морскую полицию на быстроходных катерах и при поддержке вертолетов. По мнению Национального агентства по сбору информации Филиппин, помимо морской полиции необходимо также принятие ряда мер на борту морских судов[574].

Кодекс ОСПС состоит из двух разделов. Раздел А носит обязательный характер, а Раздел В – рекомендательный.

Цель Кодекса – обеспечить последовательный стандартизированный подход к оценке опасности, что позволит уравновесить возможные риски за счет усиления безопасности судов и портовых объектов. На Правительство каждой страны, подписавшей Конвенцию СОЛАС-74, возлагается ответственность за проведение трехступенчатой оценки рисков:

1) определение ключевых объектов, повреждение или выход из строя которых может пагубно сказаться на безопасности жизни, экономике и окружающей среде;

2) определение реальных рисков, угрожающих этим ключевым объектам, для обеспечения безопасности в порядке их приоритетности;

3) выявление слабых мест каждого ключевого объекта с точки зрения физической безопасности, структурной целостности, систем защиты и связи, транспортной инфраструктуры и т. д.

Кодекс установил: 1) минимальные требования функциональной безопасности (план безопасности судна, ответственное лицо на борту судна, ответственное лицо в штате судовладельца); 2) минимальные требования к функциональной безопасности для портовых объектов (план безопасности объекта, ответственное лицо, обеспечивающее безопасность оборудования объекта); 3) мониторинг и контроль доступа на суда, контроль за действиями людей, состоянием груза и обеспечением доступности средств связи при возникновении опасности.

Суда подлежат проверкам, сертификации (регулярным ее подтверждением) и контролем за соответствием безопасности судов требованиям Кодекса ОСПС. Контроль и проверки будут осуществляться по нормам СОЛАС-74.

Несомненно, что поправки к СОЛАС-74 открывают путь к созданию единого правового поля в борьбе с терроризмом и пиратством и дают возможность унифицировать требования национального законодательства к безопасности судов и портовых средств. Основные обязанности по выполнению поправок к СОЛАС-74 в России мог бы взять на себя Российский морской регистр судоходства.

Международная палата судоходства совместно с ИМО разработала в 1997–1999 гг. Инструкцию по использованию радиосигналов судами при нападении на них или при угрозе нападения пиратов или вооруженных разбойников, а также Инструкция для судовладельцев, судовых операторов, капитанов и экипажей судов по предотвращению и отражению нападений пиратов и вооруженных разбойников против судна[576].

В морских учебных заведениях России в настоящее время все студенты и курсанты обязаны проходить специальную подготовку для осуществления чрезвычайных мероприятий на судне в случае нападения пиратов. В связи с этим для учебных целей разработаны специальные методические материалы[577].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом

Статья 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом 1. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:1) о регистрации судна и его национальной

5. Полномочия прокурора и правовые средства прокурорского надзора

80. Полномочия прокурора и правовые средства выявления нарушений и реагирования при рассмотрении уголовных дел в судах

80. Полномочия прокурора и правовые средства выявления нарушений и реагирования при рассмотрении уголовных дел в судах Полномочия прокурора при участии в уголовном судопроизводстве таковы:1. Проверка законности решений судьи в стадии подготовки уголовного дела к

§ 4. Основные направления и задачи борьбы с преступностью

§ 4. Основные направления и задачи борьбы с преступностью Советская уголовно-правовая политика призвана определять конечные цели, к достижению которых стремится Коммунистическая партия Советского Союза в области борьбы с преступностью в конкретных исторических

Статья 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом

Статья 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом 1. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:1) о регистрации судна и его национальной

22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона

22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона Правовые средства реагирования прокурора -это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в

СТАТЬЯ 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом

СТАТЬЯ 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом 1. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:1) о регистрации судна и его национальной

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика)

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика) Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций

189. Претензионный порядок разрешения споров в связи с перевозками грузов морским транспортом

189. Претензионный порядок разрешения споров в связи с перевозками грузов морским транспортом В соответствии со ст. 403 КТМ претензии предъявляются:• к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в

63. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

63. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Все цивилизованные государства стараются координировать свои действия в борьбе с преступностью. Они заключают договоры по международному сотрудничеству о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и

Рычаги борьбы с терроризмом

Рычаги борьбы с терроризмом Как говорил М. Салтыков-Щедрин, в России обилие дурных законов компенсируется необязательностью их исполнения. Иными словами, с уверенностью можно утверждать, что даже самые лучшие законы при неэффективности их исполнения бессильны в борьбе

Статья 1. Правовые основы борьбы с терроризмом

Статья 1. Правовые основы борьбы с терроризмом Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы

Статья 5. Цели борьбы с терроризмом

Статья 5. Цели борьбы с терроризмом Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:1) защиты личности, общества и государства от терроризма;2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;3)


Мы все выросли на историях, книжках и фильмах про пиратов. Мы все знаем Джека Воробья, простите, Капитана Джека Воробья.
Но насколько данная угроза опасна в наше время? Мы наслышаны по новостям и современным Голливудским блокбастерам, что грузовые корабли регулярно попадают под удар пиратов. А что насчет круизных лайнеров?


Сегодня мы поведаем вам про самые известные атаки (и угрозы) пиратов на круизные корабли (pirates on cruise ships) в 21 веке.

Забегая вперед скажем, что самым опасным регионом для круизов стал Индийский океан. В начале 2010-х это было самое опасное круизное направление в мире.

CC-by-sa Arun Ganesh, National Institute of Design Bangalore

Наверное одним из наиболее известных и дерзких случаев нападения пиратов на круизные корабли стало нападение на Seabourn Spirit 5 ноября 2005 года.


Рано утром две пиратских моторные лодки напали на корабль, который находился в нескольких десятках миль от побережья Сомали. Пираты атаковали круизное судно используя автоматы, пулеметы и даже РПГ(!)

© David Orlovic/Wiki/CC BY-SA 3.0



The remnants of a rocket propelled grenade (RPG) shown after striking the cruise liner Seabourn Spirit during a Nov. 5 attack by pirates near the coast of Somalia.

Атака провалилась, а пираты вскоре были задержаны моряками американского миноносца - USS Gonzalez. К счастью, на круизном корабле пассажиры не пострадали. Один из членов экипажа, геройски защищавший корабль от пиратов, получил ранения.
Корабль до сих пор в строю и известен нам под именем Star Breeze.

Известная "круизная яхта" Le Ponant была атакована и захвачена (!) пиратами 4 апреля 2008 года! Это единственный случай захвата круизного судна в 21 веке!


Корабль был захвачен в Аденском заливе. К счастью, на судне не было пассажиров, но 30 членов экипажа стали заложниками пиратов. Практически сразу начались переговоры о выкупе корабля и команды. 11 апреля заложники были освобождены после выкупа в 2.15 миллионов долларов. Интересный факт: выкуп был выплачен страховой компанией корабля.
Выкуп передавался сотрудниками спецподразделений Франции. После освобождения команды пираты попытались скрыться, но 6 из них были захвачены и доставлены во Францию, где они предстали перед законом.
Корабль до сих пор в строю.

© Ein Dahmer/Wiki/CC BY-SA 4.0


2008 год стал одним из самых опасных для круизных кораблей.
28 ноября 2008 года пираты собирались атаковать достаточно крупный круизный корабль Astor во время ее перехода из Шарм-эль-Шейха в Дубай.
К счастью для Astor в этих водах находился немецкий фрегат Mecklenburg-Vorpommern, который обнаружил 2 моторные лодки с пиратами направляющиеся к круизному лайнеру. Фрегат открыл предупреждающий огонь, когда лодки находились около 3 миль до корабля. Astor был спасен и вероятно многие пассажиры даже не заметили этот инцидент.

© Bahnfrend/Wiki/CC BY-SA 4.0


Буквально через 2 дня - 30 ноября 2008 года был атакован еще один круизный корабль.
На MS Nautica, принадлежащую Oceania Cruises, напали две пиратские моторные лодки, которые скрывались среди рыболовецких лодок.
Корабль смог уйти от атаки. Впоследствии стало известно, что корабль получил 8 пулевых попаданий.

© Pjotr Mahhonin/Wiki/CC BY-SA 4.0


Одна из самых массовых пиратских атак на круизные корабли произошла буквально через несколько дней после нападения на Nautica.
3 декабря 2008 года, известнейший океанский лайнер, который стал круизным кораблем - Athena, был атакован 29 (!) пиратскими лодками сразу!
Лодки окружили корабль, команда героически отбивалась "водными пушками". Прибывший на помощь противолодочный американский самолет P-3 Orion отпугнул многих пиратов. Через время атака завершилась, корабль продолжил свой маршрут в Австралию, никто не пострадал.
Корабль до сих пор в строю под именем CMV Astoria.

© Ivan T./Wiki/CC BY-SA 3.0


Еще одна из самых известных атак произошла ночью 25 апреля 2009 года. Пираты атаковали круизный лайнер MSC Melody используя автоматическое оружие.

На борту находилось более 1000 пассажиров! Большинство пассажиров было отправлено в каюты.
Добровольцы вместе с командой и израильской службой охраны выступили на защиту корабля. Пассажиры и команда сначала отбивались от пиратской лодки столиками и лежаками. После подключилась частная израильская охрана, которая защищала корабль пожарными шлангами и пистолетами. Их огонь был успешным и пираты отказались от попыток попасть на корабль.
Через несколько часов на помощь MSC Melody пришел испанский военный корабль, который сопроводил круизное судно в безопасные воды.

Captain Pinto's version of events after pirates attacked the MSC Melody Cruise ship


В 2010 году еще один круизный корабль был атакован пиратами.
На этот раз жертвой стал легендарный SS Oceanic. Корабль был построен в 1965 году. Именно он и был одним из первых круизных кораблей Дисней!
В мае 2010 года Oceanic был атакован Йеменскими пиратами. Корабль обстреляли гранатами и автоматами. Команда отбилась от атаки "водными пушками" и анти-пиратскими маневрами. Вскоре пираты были задержаны войсками НАТО.

© MattiPaavola/Wiki/CC BY-SA 3.0


В 2011 году атаке подвергся круизный лайнер Spirit of Adventure. Многим он знаком под именем Princess Masuhri или Berlin.
Корабль с более чем 300 пассажирами на борту был атакован на пути между Мадагаскаром и Занзибаром. Команда, несмотря на обстрел, используя скорость судна смогла уйти от атаки.

© Spirit of Adventure in Ísafjörður - 6 month after attack (Christian Bickel fingalo/Wiki/CC BY-SA 2.0


26 ноября 2012 года Azamara Journey стала объектом атаки пиратов недалеко от побережья Омана. После небольших маневров и предупреждающих выстрелов со стороны корабля, несколько пиратских моторных лодок отстали.


По сути, это была последняя из зафиксированных атак на круизные корабли.
Однако нам известны факты, когда круизные лайнеры попадали под угрозу пиратов и после 2012 года.
Последней из таких новостей стали события лета 2017 года, когда Sea Princess выполняя World Cruise с более чем 1900 пассажиров на борту была вынуждена уйти в 10-дневную анти-пиратскую маскировку. По сути, лайнер стал "кораблем-призраком"!
Пассажирам запретили вечеринки и просмотры фильмов на верхних палубах, отдых на балконах, нахождение на верхних палубах после заката. Кроме того, было приказано закрывать плотно шторы, а сам корабль выключал свою фирменную ночную подсветку.
Одно можно сказать, раз капитан принял такое решение, значит обстоятельства соответствовали.
Корабль без происшествий прибыл в Европу.

© Cruiser1210/Wiki/CC BY-SA 3.0

Стоит заметить, что в последние годы пиратская угроза сошла почти на нет. Военные силы стран НАТО и союзников контролируют все опасные маршруты, круизные команды обучены правильным действиям, а на кораблях могут находиться специальные отряды и устройства для борьбы с пиратами.
Но об этом мы поговорим в следующей статье.

А пока небольшое видео о том, что бывает с пиратами, которые нападают на защищенное судно (18+):


Мы все выросли на историях, книжках и фильмах про пиратов. Мы все знаем Джека Воробья, простите, Капитана Джека Воробья.
Но насколько данная угроза опасна в наше время? Мы наслышаны по новостям и современным Голливудским блокбастерам, что грузовые корабли регулярно попадают под удар пиратов. А что насчет круизных лайнеров?


Сегодня мы поведаем вам про самые известные атаки (и угрозы) пиратов на круизные корабли (pirates on cruise ships) в 21 веке.

Забегая вперед скажем, что самым опасным регионом для круизов стал Индийский океан. В начале 2010-х это было самое опасное круизное направление в мире.

CC-by-sa Arun Ganesh, National Institute of Design Bangalore

Наверное одним из наиболее известных и дерзких случаев нападения пиратов на круизные корабли стало нападение на Seabourn Spirit 5 ноября 2005 года.


Рано утром две пиратских моторные лодки напали на корабль, который находился в нескольких десятках миль от побережья Сомали. Пираты атаковали круизное судно используя автоматы, пулеметы и даже РПГ(!)

© David Orlovic/Wiki/CC BY-SA 3.0



The remnants of a rocket propelled grenade (RPG) shown after striking the cruise liner Seabourn Spirit during a Nov. 5 attack by pirates near the coast of Somalia.

Атака провалилась, а пираты вскоре были задержаны моряками американского миноносца - USS Gonzalez. К счастью, на круизном корабле пассажиры не пострадали. Один из членов экипажа, геройски защищавший корабль от пиратов, получил ранения.
Корабль до сих пор в строю и известен нам под именем Star Breeze.

Известная "круизная яхта" Le Ponant была атакована и захвачена (!) пиратами 4 апреля 2008 года! Это единственный случай захвата круизного судна в 21 веке!


Корабль был захвачен в Аденском заливе. К счастью, на судне не было пассажиров, но 30 членов экипажа стали заложниками пиратов. Практически сразу начались переговоры о выкупе корабля и команды. 11 апреля заложники были освобождены после выкупа в 2.15 миллионов долларов. Интересный факт: выкуп был выплачен страховой компанией корабля.
Выкуп передавался сотрудниками спецподразделений Франции. После освобождения команды пираты попытались скрыться, но 6 из них были захвачены и доставлены во Францию, где они предстали перед законом.
Корабль до сих пор в строю.

© Ein Dahmer/Wiki/CC BY-SA 4.0


2008 год стал одним из самых опасных для круизных кораблей.
28 ноября 2008 года пираты собирались атаковать достаточно крупный круизный корабль Astor во время ее перехода из Шарм-эль-Шейха в Дубай.
К счастью для Astor в этих водах находился немецкий фрегат Mecklenburg-Vorpommern, который обнаружил 2 моторные лодки с пиратами направляющиеся к круизному лайнеру. Фрегат открыл предупреждающий огонь, когда лодки находились около 3 миль до корабля. Astor был спасен и вероятно многие пассажиры даже не заметили этот инцидент.

© Bahnfrend/Wiki/CC BY-SA 4.0


Буквально через 2 дня - 30 ноября 2008 года был атакован еще один круизный корабль.
На MS Nautica, принадлежащую Oceania Cruises, напали две пиратские моторные лодки, которые скрывались среди рыболовецких лодок.
Корабль смог уйти от атаки. Впоследствии стало известно, что корабль получил 8 пулевых попаданий.

© Pjotr Mahhonin/Wiki/CC BY-SA 4.0


Одна из самых массовых пиратских атак на круизные корабли произошла буквально через несколько дней после нападения на Nautica.
3 декабря 2008 года, известнейший океанский лайнер, который стал круизным кораблем - Athena, был атакован 29 (!) пиратскими лодками сразу!
Лодки окружили корабль, команда героически отбивалась "водными пушками". Прибывший на помощь противолодочный американский самолет P-3 Orion отпугнул многих пиратов. Через время атака завершилась, корабль продолжил свой маршрут в Австралию, никто не пострадал.
Корабль до сих пор в строю под именем CMV Astoria.

© Ivan T./Wiki/CC BY-SA 3.0


Еще одна из самых известных атак произошла ночью 25 апреля 2009 года. Пираты атаковали круизный лайнер MSC Melody используя автоматическое оружие.

На борту находилось более 1000 пассажиров! Большинство пассажиров было отправлено в каюты.
Добровольцы вместе с командой и израильской службой охраны выступили на защиту корабля. Пассажиры и команда сначала отбивались от пиратской лодки столиками и лежаками. После подключилась частная израильская охрана, которая защищала корабль пожарными шлангами и пистолетами. Их огонь был успешным и пираты отказались от попыток попасть на корабль.
Через несколько часов на помощь MSC Melody пришел испанский военный корабль, который сопроводил круизное судно в безопасные воды.

Captain Pinto's version of events after pirates attacked the MSC Melody Cruise ship


В 2010 году еще один круизный корабль был атакован пиратами.
На этот раз жертвой стал легендарный SS Oceanic. Корабль был построен в 1965 году. Именно он и был одним из первых круизных кораблей Дисней!
В мае 2010 года Oceanic был атакован Йеменскими пиратами. Корабль обстреляли гранатами и автоматами. Команда отбилась от атаки "водными пушками" и анти-пиратскими маневрами. Вскоре пираты были задержаны войсками НАТО.

© MattiPaavola/Wiki/CC BY-SA 3.0


В 2011 году атаке подвергся круизный лайнер Spirit of Adventure. Многим он знаком под именем Princess Masuhri или Berlin.
Корабль с более чем 300 пассажирами на борту был атакован на пути между Мадагаскаром и Занзибаром. Команда, несмотря на обстрел, используя скорость судна смогла уйти от атаки.

© Spirit of Adventure in Ísafjörður - 6 month after attack (Christian Bickel fingalo/Wiki/CC BY-SA 2.0


26 ноября 2012 года Azamara Journey стала объектом атаки пиратов недалеко от побережья Омана. После небольших маневров и предупреждающих выстрелов со стороны корабля, несколько пиратских моторных лодок отстали.


По сути, это была последняя из зафиксированных атак на круизные корабли.
Однако нам известны факты, когда круизные лайнеры попадали под угрозу пиратов и после 2012 года.
Последней из таких новостей стали события лета 2017 года, когда Sea Princess выполняя World Cruise с более чем 1900 пассажиров на борту была вынуждена уйти в 10-дневную анти-пиратскую маскировку. По сути, лайнер стал "кораблем-призраком"!
Пассажирам запретили вечеринки и просмотры фильмов на верхних палубах, отдых на балконах, нахождение на верхних палубах после заката. Кроме того, было приказано закрывать плотно шторы, а сам корабль выключал свою фирменную ночную подсветку.
Одно можно сказать, раз капитан принял такое решение, значит обстоятельства соответствовали.
Корабль без происшествий прибыл в Европу.

© Cruiser1210/Wiki/CC BY-SA 3.0

Стоит заметить, что в последние годы пиратская угроза сошла почти на нет. Военные силы стран НАТО и союзников контролируют все опасные маршруты, круизные команды обучены правильным действиям, а на кораблях могут находиться специальные отряды и устройства для борьбы с пиратами.
Но об этом мы поговорим в следующей статье.

А пока небольшое видео о том, что бывает с пиратами, которые нападают на защищенное судно (18+):


+33 629-961-135 (Ницца)


+38 (044) 3921436 (Киев)

Все, что яхтсмен должен знать о пиратах


Многие считают, что пиратство распространено только на Сомали, но это не так. Пиратов можно встретить даже на столь популярных среди владельцев яхт Карибских островах.

С пиратством на Сомали продолжают бороться, и за последнее время случаев нападений на суда было намного меньше. Однако, такой риск все еще присутствует, и пираты проживают не только в Сомали – их можно встретить также в таких известных среди владельцев яхт местах, как Юго-Восток Азии, Южная Америка и Карибские острова. Пираты достаточно часто нападают на частные суда из-за их слабой защищенности. В данной статье представлены советы, которые помогут снизить риск нападения.

Пиратство в Сомали

Если раньше в водах Сомали было опасно находится, то сейчас этот риск несколько снизился. Зона, в которой присутствует риск стать жертвой пиратства, снизилась благодаря действиям правительства. В октябре 2015 года опасные границы сдвинулись с 78 в.д. до 65 в.д. Однако, старые границы повышенного риска нападения пиратов все еще остаются опасной зоной, где действуют правила добровольной отчетности. Суда, входящие в нее, должны принимать соответствующие меры. Службы по охране морских границ заявляют, что риск нападения пиратских отрядов в сомалийских водах до сих пор существует.

Однако, нападения пиратов, увы, встречаются не только в Сомали. Сомали даже уступает другим местам по опасности.

Юго-Восток Азии

Как бы это странно не звучало, Индийский океан — одно из самых безопасных мест для судоходства, ведь на данный момент там патрулируют отряды военных, а власти принимают все новые и новые меры для безопасности. Помимо того, владельцы судов также делают все возможное, чтобы обезопасить себя от нападения. А в другом месте — на Юго-Восточном побережье Азии количество нападений со стороны морских разбойников постоянно увеличивается. Задокументировано несколько десятков случаев, когда на суда напали вооруженные люди с целью их ограбления. Повышение активности пиратов связано, в первую очередь, с достаточно плотным судоходством в данном регионе. Яхты — одна из самых привлекательных жертв, ведь чаще всего, они очень слабо защищены. Такие суда становятся жертвой грабителей, которые прячутся в индонезийских и малайских деревнях. Наибольшую опасность представляет судоходство в Малаккском проливе.

Это далеко не единственное место, где можно встретить пиратов. К примеру, подвергнуться вооруженному нападению можно на Карибских Островах и в прибрежных зонах Южной Америки. Чаще всего пираты появляются в местах с заметным социальным расслоением.

Каждый владелец судна обязан сделать анализ будущего маршрута на предмет наличия опасной местности и, в случае наличия таковой, принять необходимые меры защиты.

Яхта — самая желанная цель пиратов

В отличие от крупных коммерческих или транспортных судов, яхты обладают низким надводным бортом и немалой стоимостью продажи. На большинстве суперяхт установлены места для купания, необходимые для того, чтобы владелец судна смог с легкостью попасть к морской воде. Именно через них на суперяхты проникают морские разбойники.

У суперяхт есть сразу несколько минусов — на купальных платформах есть очень много стекла, которое с легкостью пробивается пулями, а в мастер-каюте, чаще всего, располагаются раздвижные двери, с легкостью открываемые злоумышленниками. Данный тип судов разрабатывался как яхта для прогулок, то есть создатели не предусматривали возможность вооруженного нападения. Из-за этого суперяхты становятся очень легкой и желанной добычей.

Кроме того, немаловажную роль играет скорость судна. Максимальная скорость, с которой может передвигаться суперяхта — около семнадцати узлов, а пиратские суда, в свою очередь, передвигаются со скоростью в 35-40 узлов.

Суда можно защитить. Это можно сделать, приобретя внутренние чехлы, устанавливаемые на гигантские окна. Кроме того, необходимо приобрести покрытие для стекла, которое защитит его от попадания пуль. Данный материал выглядит как обычная пленка, но благодаря ей окна становится невозможно пробить пулей.

Для снижения риска нападения пиратов можно также использовать сигнализацию и колючую проволоку.

Подготовка экипажа к нападению

Экипаж должен пройти короткое обучение, из которого члены экипажа узнают, что нужно делать в случае, если судно будет захвачено.

Самое слабое место, в которое могут ударить пираты — команда. Необходимо, чтобы на опасных участках пути команда не теряла бдительности и сообщала о любой, даже малейшей активности вокруг судна.

Вооружение

Главная цель пиратов — слабозащищенные суда, на которых отсутствуют меры безопасности. Главный способ удержания вражеского судна на большом расстоянии — наличие оружие на судне. Если экипаж судна выйдет на палубу, вооруженный ружьями, пираты поймут, что просто взять это судно не получится.

Читайте также: