Какие признаки имеет организация судебной власти в африканских странах

Обновлено: 18.05.2024

Цель исследования – комплексный анализ проблем формирования и функционирования правового обычая как формы действующего права в различных правовых системах современности.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
– проанализировать историческое развитие правового обычая как первичной формы нормативного регулирования общественных отношений;
– рассмотреть методологические основы исследования правового обычая как элемента правовой реальности;
– определить влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ФОРМИРОВАНИЕ АФРИКАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ………………..5
1.1 Предпосылки формирования обычно-правовой семьи на континенте……5
1.2 Историческое развитие стран Африки в правовом аспекте………………9
2. ТРАДИЦИОННОЕ АФФРИКАНСКОЕ ОБЫЧОЕ ПРАВО: ОСОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………………………12
2.1 Понятие и источники африканского обычного права………………………12
2.2 Современные правовые системы африканских стран………………………18
2.3 Особенности судебной системы стран Африки…………………………. 22
3. ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ НА ТРАДИЦИОННОЕ АФРИКАНСКОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет

Дисциплина: Публичное право зарубежных стран

Тема: Африканское обычное право и современное законодательство

Выполнил: студент(ка) ЮР-1 группы

Проверил: преподаватель кафедры

ФИО: Зеленская С.Ю.

1. ФОРМИРОВАНИЕ АФРИКАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ………………..5

1.1 Предпосылки формирования обычно-правовой семьи на континенте……5

1.2 Историческое развитие стран Африки в правовом аспекте………………9

2. ТРАДИЦИОННОЕ АФФРИКАНСКОЕ ОБЫЧОЕ ПРАВО: ОСОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………… ………………12

2.1 Понятие и источники африканского обычного права………………………12

2.2 Современные правовые системы африканских стран………………………18

2.3 Особенности судебной системы стран Африки… ………………………. 22

3. ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ НА ТРАДИЦИОННОЕ АФРИКАНСКОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО…………………………………………25

Данная тема курсовой в современных условиях достаточно актуальна. Понимание современного позитивного права невозможно вне его генезиса, вне первоначальных форм возникновения и развития. У всех народов правовые обычаи являлись первичной формой соционормативного регулирования, что как раз подчеркивается в трудах компаративистов.

Следует также учитывать, что процесс формирования государственноорганизованного права никогда не может быть окончен, и одним из проявлений его незавершенности оказывается становление новых обычно-правовых форм, как в сфере публичного, так и частного регулирования общественных отношений.

Изучение правовых обычаев в сравнительном аспекте и показ их места в системе источников (форм) действующего права позволяет более широко представить структуру правовой системы той или иной страны. Кроме того, детальное изучение форм существующего права опирается на общие принципы и особенности соционормативной культуры различных цивилизаций и народов, что актуально в условиях формирующегося мультикультурного общества. 1

Степень разработанности темы. Проблемы исторического и цивилизационного бытия правовых обычаев и, в целом, обычного права активно исследовались как российскими, так и зарубежными ученымиправоведами. Особо следует отметить представителей российской юриспруденции конца X I X – начала X X в. в её социологическом измерении, а именно: Ю.С. Гамбарова, К.Д. Кавелина, А. Муромцева, С В. Пахмана, Б.А. Кистяковского.

Среди современных ученых, разрабатывавших проблематику правовых обычаев следует указать А.Х. Саидова, Л.И. Спиридонова, И.Л. Честнова, И.Б. Ломакину, Ю.И. Гревцова, М.Н. Марченко, A.B. Полякова, И.Я. Киселева, Л.Р. Сюкияйнена, А.Х. Саидова, О.Ф. Скакуна, И.Е. Синицыну, Т.В. Синякову, А.И. Ковлера и др. Среди зарубежных исследователей правовых обычаев различных народов следует указать Рулана, А..Р. Рэдклифф-Брауна, Э.Э. Эвакс-Причарда, Г. Мэна, Б. Малиновского, Р. Давида, К. Цвайгерта, X. Кетца, К. Осакве и др.

Несмотря на довольно обширную литературу юридического, антропологического и социологического характера, посвягценную различным аспектам формирования и функционирования правовых обычаев, крайне редко встречаются исследования, направленные на комплексный анализ обычаев в праве.

Объектом исследования выступает правовой обычай как форма действующего права в исторической ретроспективе и сравнительном аспекте. Предметом исследования являются закономерности формирования и функционирования правового обычая как формы действующего права, а также факторы, влияющие на этот процесс.

Цель исследования – комплексный анализ проблем формирования и функционирования правового обычая как формы действующего права в различных правовых системах современности.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

– проанализировать историческое развитие правового обычая как первичной формы нормативного регулирования общественных отношений;

– рассмотреть методологические основы исследования правового обычая как элемента правовой реальности;

– определить влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право.

Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка использованной литературы. В введение рассматривается актуальность и научное значение работы, были сформулированы цели и задачи исследования, определяет предмет данной работы.

1. ФОРМИРОВАНИЕ АФРИКАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ

1.1 Предпосылки формирования обычно-правовой семьи на континенте

Начиная с 30-х гг. 19 века в странах Африки проходила Великая Колонизация. После ее окончания народы стали укоренятся и образовывать слои общества. Страны Африки, входившие в Британскую империю, считают себя сейчас странами общего права, а страны, входившие во Французскую империю – старое Бельгийское Конго, Руанда и Бурунди, – примыкают к системе романо-германского права. 2 В данном случае имело место двойное развитие. С одной стороны, произошла рецепция современного права, затронувшая прежде всего те сферы, где особенно ощущался переход к новой цивилизации и где, следовательно, традиционные обычаи были практически бесполезными. С другой стороны, можно отметить преобразования обычного права даже и там, где оно давало полную регламентацию. Это происходило либо потому, что держава – колонизатор не рассматривала его как достаточно цивилизованное, либо потому, что обычное право было вынуждено приспособиться к изменениям в других областях.

Африка к югу от Сахары и Мадагаскар в течение многих веков жили по нормам обычая. 3 Повиновение обычаю было в основном добровольным. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать традиционный образ жизни. Если новые обстоятельства ставили перед данным сообществом какую-либо проблему, то известный уровень организованности обычно позволял принять необходимые меры или установить определенную линию поведения.

Обычаи Африки и Мадагаскара были многочисленны. Каждая из общин удовлетворяла самого себя, имела свои собственные нравы и обычаи. Различия между обычаями одного района или одной этнической группы были незначительными, а иногда носили просто ничтожный характер. Напротив, они могли стать значительными вне этих границ. В Африке имелись народности с монархическим режимом и с режимом демократическим. В достаточном количестве имелись и первобытные племена, где с трудом можно найти элементы какой-либо политической организации. Семья в Африке была иногда матриархальной, иногда патриархальной, причем оба эти типа встречались в многочисленных вариантах. Использование земли осуществлялось в разных местах по самым различным нормам.

Эволюция права, имевшая место во времена колонизации, была необходима. И получение независимости африканскими странами ни в коем случае не означало реакции на эту эволюцию. Все право западного толка, установленное державами – колонизаторами, было подтверждено в новых государствах. В то же время, вместе с независимостью возобладало новое отношение к традиционному праву. Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп. Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

В традиционном образе жизни не все необходимо отвергать. В частности, солидарность между членами группы является тем позитивным элементом, который следует сохранить. Хотя страны Африки в какой-то мере и заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Можно сказать, что африканский обычай основан на идеях, полностью отличающихся от господствующих в современной западной мысли.

1.2 Историческое развитие стран Африки в правовом аспекте

С началом колонизации в Африке широкое распространение получает христианство и ислам. Ни одна из этих религий не одержала полной победы, но обе они оказали значительное влияние на население большей части Африки.

Обычаи, даже если им и продолжали следовать, потеряли в глазах населения былую связь со сверхъестественными силами. Люди продолжали жить так же, как и ранее; у них не хватало мужества для перестройки, но они знали отныне, что живут не по божьим законам.

Идея права проложила себе путь в Африке, как и в Европе: христианизация и исламизация лишили обычаи их сверхъестественного и магического основания, они открыли путь к их упадку. 4 Даже до колонизации в Африке ощущались посторонние влияния. Это относится главным образом к христианству и исламу.

Распространение христианства в Африке происходило в течение двух периодов. Эфиопия стала христианской страной в начале IV века. Обращение в христианство других частей Африки и Мадагаскара, напротив, имело место в связи с появлением в этих странах европейцев главным образом в XIX веке. Ни христианство, ни ислам не одержали полной победы, но обе эти религии постепенно оказали значительное влияние на население большей части Африки. Каково же их влияние на обычай? Это влияние было различным. Обычаи зачастую продолжали действовать, даже если они и противоречили новой вере. Как в исламских, так и в христианских странах считалось, что человек греховен и человеческие общества являются в Африке градом Господним не более, чем в остальном мире.

Помимо самой Южной Африки, южноафриканское право, особенно его элементы гражданского права и общего права, также составляют основу законов Ботсваны , Лесото , Намибии , Эсватини и Зимбабве , которые были введены в процессе колонизации. Басутоленд (Лесото) получил закон Капской колонии в 1884 году, а Бечуаналенд (Ботсвана) и Южная Родезия (Зимбабве) получил его в 1891 году. Свазиленд (Эсватини) получил закон Трансваальской колонии в 1904 году, а Юго-Западная Африка ( Намибия) получила право Капской провинции в 1920 году после ее завоевания Южной Африкой.

СОДЕРЖАНИЕ

Судебная система в Южной Африке


Судебная система Южной Африки организована в виде четкой иерархии в соответствии с главой 8 Конституции Южно-Африканской Республики, в частности статьей 166 , и состоит из (от низшего до высшего юридического органа):

Во-первых, ряд мировых судов (как меньшие региональные, так и более крупные округа).

Во-вторых, единый Высокий суд с несколькими отделениями по всей стране, как региональными (имеющими юрисдикцию над всей провинцией), так и более мелкими местными отделениями (имеющими географически меньшую юрисдикцию, обычно над густонаселенными регионами), введенный Законом о высших судах 2013 года . Это ясно видно в Гаутенге, где есть как Высокий суд Южноафриканского отделения Гаутенга, Претория, который находится в Претории, так и Высокий суд Южно-Африканского местного отделения Гаутенга, Йоханнесбург, который находится в Йоханнесбурге. Все имена Высокого суда были уточнены главным судьей, и их можно прочитать на странице 14 Южноафриканского правительственного вестника № 37390 от 28 февраля 2014 года .

В-третьих, Верховный апелляционный суд (ВСА), чисто апелляционный суд (суд второй инстанции). Хотя раньше и SCA, и Конституционный суд занимали общую высшую юрисдикцию / должность; Шестая поправка к Конституции Южной Африки , изменили иерархию так , что Конституционный суд , заседая в Йоханнесбурге является высшей судебной инстанцией, с ГСС ниже него, и Высокий суд ниже АСС.

И, наконец, Конституционный суд , который является высшим органом по конституционным вопросам, а после Шестой поправки к Конституции Южной Африки - высшим судом страны как по конституционным вопросам, так и по всем другим вопросам. Эта позиция является юридически подтверждена и конституционно закреплено по разделу 167 (3) (б) (II) в Конституции Южной Африки , которая гласит , что Конституционный суд может принять решение о «какой - либо другой вопрос, если гранты Конституционный суд оставить апелляцию на том основании , что данный вопрос поднимает спорную правовую проблему, имеющую общественное значение, которую этот Суд должен рассмотреть ". Конституционный суд имеет окончательные полномочия решать, является вопрос конституционным или нет; S167 (3) (с) в Конституции Южной Африки .

Кроме того, в соответствии с законодательством был создан ряд специализированных судов для рассмотрения специализированных областей права, важных для общества, а также во избежание отставания в основной правовой административной инфраструктуре. Эти суды существуют наряду с судебной иерархией; их решения, таким образом, подлежат обжалованию и пересмотру в обычных судах, начиная с определенного уровня в зависимости от конкретного специализированного суда. В рамках этих специализированных судов существуют, например, Апелляционный суд по вопросам конкуренции, Избирательный суд, Суд по земельным претензиям и Апелляционный суд по трудовым и трудовым спорам.

Кроме того, существуют также суды африканских коренных народов, которые занимаются исключительно правом коренных народов. Проект традиционных судов Билл , направленный на введение в традиционном суде ниже, или на тот же уровень, что и в судах магистратов были перу, но Ждет парламентское введение, чтение и обсуждение.

История южноафриканского права

Римско-голландский период (1500–1809 гг.)

До 6 апреля 1652 г.

Из-за того, что коренные жители, а также сменявшие друг друга голландские и британские колониальные правительства не смогли зафиксировать законы доколониальной южной Африки, существует нехватка информации о законах, существовавших до колонизации Южной Африки. Однако нынешняя правовая система Южной Африки признала их важность, и они были включены в общую правовую систему, функционируя в соответствующих случаях как районные / местные суды.

6 апреля 1652-1910 гг.

С 6 апреля 1652 года, когда голландцы высадились на мысе Доброй Надежды , римско-голландская правовая система, ее законодательство и законы стали усиливаться, пока 31 мая не был образован Южно-Африканский Союз как доминион Британской империи . 1910. Даже после этого и до настоящего времени, там, где не существует английского права, римско-голландское право составляет основу, к которой Южная Африка обращается в поисках ясности в своем праве.

31 мая 1910-1961 гг.

После объединения Капской колонии , Натала , Трансвааля и Колонии Оранжевой реки в 1910 году в качестве доминиона в Британской империи под названием Южно-Африканский союз , а до образования Южно-Африканской Республики в 1961 году большая часть английского права была включены в законодательство Южной Африки или составляют его основу. Система присяжных была упразднена в 1969 году, и дела решаются одним судьей, иногда с помощью двух заседателей. Английское право и римско-голландское право, господствовавшие до этого периода, составляют основу, к которой Южная Африка даже сейчас обращается в своих поисках ясности в своем праве и там, где в ее праве существует вакуум.

Данная тема курсовой в современных условиях достаточно актуальна. Понимание современного позитивного права невозможно вне его генезиса, вне первоначальных форм возникновения и развития. У всех народов правовые обычаи являлись первичной формой соционормативного регулирования, что как раз подчеркивается в трудах компаративистов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word.docx

Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права. Его источники еще находятся на этапе становления.

Таким образом, традиционное африканское право, бесспорно, постепенно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение. Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти к примирению в соответствии с традициями.

2.3 Особенности судебной системы стран Африки

Во времена колониализма существовали главным образом две категории судов: одна специализировалась на применении обычного права, другая применяла современное право, причем иногда они действовали одновременно и параллельно. Когда африканские страны стали независимыми, эта двойственность была поставлена под вопрос. Показалось неприемлемым существование в одном и том же государстве двух видов юстиции, из которых один справедливо или несправедливо, но рассматривался как низший по отношению к другому. Поэтому в ряде стран были проведены важные реформы в области судоустройства; эти реформы включили туземные суды в единую судебную систему, различие между судами современного права и обычного права перестало существовать. [13]

Эти реформы имеют весьма значительные последствия в том, что касается обычного права. Применяемое непосредственно юристами, обычное право неизбежно меняет свою природу, потому что ему придают противоречащую этой природе строгость и определенность. Понятия юристов и понятия обычного права вступают в противоречие. Применение обычного права под контролем юристов и, более того, передача его непосредственно в руки юристов влекут за собой большую опасность ускорения упадка традиционного права.

При отсутствии в регионе сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследования, землевладения решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семьи или группы родственников. Если же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, то арбитрами выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др. Суды другого типа функционировали как государственные структуры с соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более или менее централизованной властью. Обычно такие суды образовывали иерархическую систему, начиная от низших (например, суды мелких вождей) и кончая высшими (суды крупных вождей).

Обычное право повсеместно признавало полигамию, а также устанавливало выкуп за невесту, призванный подтвердить, что основанный на обычае брак – это покупка жены. Расторжение брака было очень редким явлением, и получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были заинтересованы в продолжении установленного между ними союза, к тому же расторжение брака означало возвращение приданого. Развод обговаривался между семьями с привлечением старейшин клана.

Может показаться, что, став полноправным, обычное право получило известное повышение в ранге, ибо отныне оно применяется как равноправное.[14] Однако именно в процессе применения оно и искажается, поскольку судьи воспитаны в духе английского общего права, чуждого обычаю. Новая, все болем полная публикация, сборники судебной практики, посвященные обычному праву, были призваны спасти его, но в то же время способствовали его упадку, ибо, будучи зафиксированным, обычное право потеряло при этом свою душу. Обычай, полностью ставший правом, имеет мало общего с традиционным обычаем. Деколонизация не послужила реабилитации обычая; в действительности она спела ему отходную.

Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и материальные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность. [15]

В настоящее время Южная Африка имеет некодифицированную систему права. Два главных источника современного южноафриканского права – законодательство и прецедентное право. Каждый суд связан решениями вышестоящего суда. Решения магистратских судов прецедента не создают. Обычай, хоть и является источником права, имеет незначительное применение. Законодательство включает Конституцию и акты Парламента (законы), конституции и законодательные акты провинций, а также подзаконные правовые акты – от правительственных до муниципальных. Конституция содержит достаточно сложные правила разграничения законодательной компетенции Республики и провинций и разрешения противоречий национального и провинциального законодательства. Конституция предусматривает независимую и беспристрастную судебную власть, подчиненную только ей. В судебную систему ЮАР входят Конституционный суд, Верховный апелляционный суд, высокие суды, суды магистратов. Адвокатура разделена, так же как и в Англии, на 2 категории: адвокатов (аналог английских барристеров) и атторнеев, поверенных (аналог английских солиситоров).

Высокие суды имеют территориальную юрисдикцию в рамках провинции или ее части. Они рассматривают любые гражданские и уголовные дела, а также выступают апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам.

Суды магистратов составляют низовое звено системы общих судов и рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел. В не их компетенции находятся дела о наиболее тяжких преступлениях (убийство, изнасилование, государственная измена). Магистраты, в отличие от собственно судей, являются служащими Департамента юстиции и не обязаны иметь университетскую степень.

Существует также особая система судов мелких исков (small claims court), которые рассматривают гражданские иски на суммы не более 3 тысяч рандов. Дела в них рассматриваются одним мировым судьей, обычно на безвозмездной основе. Его решения окончательны. Отдельные традиционные суды применяют африканское обычное право; они возглавляются традиционными лидерами, обычно вождями или старейшинами.

3. Влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право

Второй этап развития традиционного общего права был связан с колонизацией Африки в XIX в., которая внесла крупные перемены в юридическую жизнь континента. Давление и влияние права колониальных держав становилось доминирующим.

Правовая система ЮАР вобрала в себя элементы сразу трёх выделяемых сегодня правовых семей: романо-германской, англо-саксонской и традиционной. В целом в современной Южной Африке преобладает романо-германское право, то есть наблюдается верховенство закона над всеми правовыми решениями и чёткое разделение права на частное и публичное.

Вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державами. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Каждая колониальная держава навязывала своим владениям собственную правовую модель: французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, романо-голландское, измененное позже под влиянием английского общего права, – в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США.[16]

Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Кроме Ганы, он нигде не имеет законодательного закрепления. Конституция Ганы 1960 г. (ст. 42.4) устанавливает, что Верховный суд в принципе обязан следовать своим предшествующим решениям по вопросам права и Высокий суд обязан следовать решениям Верховного суда.

Ряд особенностей отличает прецедентное право в африканских странах общего права. В них происходит рост национального прецедентного права[17]. Хотя некоторые ученые-юристы полагают, что прецедентное право данных стран отлично от английского общего права, а иногда противостоит ему, в них продолжается активное заимствование английских прецедентов.

Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам.[18] Таким образом, в результате колониального правления возникла дуалистическая система права. Она включала право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое, уголовное право. А. Эллот полагает, что обычное право применялось в судах общего права, так как облегчало управление и способствовало поддержанию порядка. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право (прижизненный раздел собственности, некоторые гражданские обязательства) – оставались в сфере действия обычного права.[19]

Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, с другой – были организованы местные суды. Британская колониальная администрация старалась по возможности сохранить эти суды.

Исследуя данную темы пришли к таким выводам. Африка к югу от Сахары и Мадагаскар в течение многих веков жили по нормам обычая. Повиновение обычаю было в основном добровольным. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать традиционный образ жизни. Если новые обстоятельства ставили перед данным сообществом какую-либо проблему, то известный уровень организованности обычно позволял принять необходимые меры или установить определенную линию поведения.

Население Африки в течении многих веков жило по нормам обычая. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать традиционный образ жизни. Обычаи Африки были многочисленны. Каждая община имела свои собственные нравы и традиции. Различия между обычаями одного района или одной этнической группы были незначительными, а иногда носили просто ничтожный характер. В то же время были значительные различия в других сферах жизни племен: одни народности имели монархический режим, другие демократический; в одних царил матриархат в других патриархат. Признавая крайнее обилие обычаев на континенте все исследователи признают, что имеется нечто общее, отличающее африканское право от европейского.[20]

С началом колонизации в Африке широкое распространение получает христианство и ислам. Ни одна из этих религий не одержала полной победы, но обе они оказали значительное влияние на население большей части Африки. Обычаи, даже если им и продолжали следовать, потеряли в глазах населения былую связь со сверхъестественными силами. Люди продолжали жить так же, как и ранее; у них не хватало мужества для перестройки, но они знали отныне, что живут не по божьим законам. Важной чертой африканского обычного права является то, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам.

Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Новое право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента[415].

Термин "обычное право" чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.

Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.

Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы отыскать факты и применить нормы с их учетом, сколько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.

Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю, по обычаю, был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло пользоваться землей, но в конечном итоге она принадлежала общине или группе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом между сообществами и группами. И, наконец, принцип коллективизма касался и ответственности за проступки: она являлась как бы ответственностью семьи или группы родственников за деяния отдельных ее членов.

В Африке существовали два основных типа судов, причем иногда они действовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионе сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследовании, землевладении решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семей или группы родственников. Если же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, то арбитрами выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др.

Суды другого типа функционировали как государственные структуры с соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более или менее централизованной властью. Обычно такие суды образовывали иерархическую систему, начиная от низших (например, суды мелких вождей) и кончая высшими (суды крупных вождей).

Обычное право повсеместно признавало полигамию, а также устанавливало выкуп за невесту, призванный подтвердить, что основанный на обычае брак - это покупка жены. Расторжение брака было очень редким явлением, и получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были заинтересованы в продолжении установленного между ними союза, к тому же расторжение брака означало возвращение приданого. Развод обговаривался между семьями с привлечением старейшин клана.

После колонизации африканского континента в ХІХ в. английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Французское право внедрялось во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское - в Конго, португальское - в Анголе и Мозамбике, английское - в колониях Англии. Метрополиями был принят также целый ряд актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла тройственная система колониального права, включающая право метрополий, специальные колониальные законы и обычное право. Первые два компонента охватывали по преимуществу административное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений - землевладение, семейное и наследственное право - остались в сфере действия обычного права. Во многих колониях были запрещены некоторые обычаи, признанные варварскими, например, рабство.

В колониях действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, а также местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди, старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом.

Основные тенденции развития права африканских стран в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законы продолжали действовать), а с другой - ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширялся круг отношений, охватываемых национальным законодательством. В бывших французских колониях после получения независимости принято более ста кодексов. Равным образом приняты крупные законы в англоязычных странах. В большинстве независимых государств Африки действуют новые конституции. Законодательная деятельность охватывает, прежде всего, такие отрасли современного права, как конституционное, обязательственное, уголовное, судоустройство.

Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимствованных из законодательства западных стран. В частности, введен восьмичасовой рабочий день, установлены минимум зарплаты, в том числе и для работников частных предприятий, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание. Осуществлены серьезные законодательные меры по эмансипации женщин.

В то же время деколонизация сопровождалась декларациями о большом значении обычного права, необходимости его сохранения. В Мадагаскаре, например, представительная ассамблея приняла в 1957 г. решение о кодификации обычаев, а в Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя инициативу подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властью характер[416].

Таким образом, традиционное африканское право, бесспорно, постепенно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение. Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти к примирению в соответствии с традициями.

Контрольные вопросы

1. Общая характеристика романо-германской (континентальной) правовой системы.

2. Особенности правовой системы Франции.

3. Особенности правовой системы ФРГ.

4. Особенности скандинавского права.

5. Особенности латиноамериканского права.

6. Основные черты правовой системы Японии

7. Основные черты социалистической правовой системы

8. Основные черты правовой системы Китая.

9. Общие черты англосаксонской правовой семьи.

10. Правовая система Англии.

11. Правовая система США.

12.Общие черты мусульманской правовой семьи.

13. Каковы особенности и черты индусского права?

14. Общая характеристика правовых систем современной Африки.

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

§ 3. Обычное право

§ 3. Обычное право Обычное право есть фактически и однообразно соблюдаемое, хотя государством и не предписанное, правило массового поведения; частота повторения и убеждение в правомерности поведения – основные элементы обычного права.Сила обычного права весьма

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ СТАТЬЯ 1542. Право на технологию 1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат

СТАТЬЯ 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии

СТАТЬЯ 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии 1. На принадлежащее автору исключительное право на произведение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования автора к другим

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ СТАТЬЯ 1542. Право на технологию 1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право закреплено в ст. 3 («Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства Статья 30.[83] Права пациентаПри обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:7) информированное добровольное согласие

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

1. Обычное право

К. Обычное право

Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Право — часть надстройки над экономическим базисом классового общества.2. Положение права в системе надстройки.3. Право и государство.4. Право в политической системе

В результате некоторых особенностей исторического развития право африканских стран, которые обрели национальную независимость в итоге распада колониальной системы, соединяется с религиозным правом на пороге двадцать первого века, а также с обычным правом, всё ещё действующим в широкой сфере существующих общественных отношений.

Английский юрист А. Эллот утверждал, что обычное африканское право не знало никаких юридических произведений. Ведь не существовало ни правовых манускриптов, ни юридических текстов.

Огромные различия между африканскими народами способствовало развитию разнообразия обычного права. Даже те племена, которые населяют соседствующие районы, могут отличаться. На территории одного современного африканского государства могут проживать народы разного лингвистического и этнического происхождения.

В собственном развитии право африканских стран прошло три основных периода:

· Обычное африканское право – право сообществ и групп, но не право индивидов. Существующее право земельной собственности принадлежит определённой социальной группе. В так называемом наследственном праве, как правило, имущество переходит не к индивидам, но к группам и семьям. В безвождевом обществе или при отсутствии какой-либо централизованной власти (к примеру, на территории Кении) споры решались обычно преимущественно при помощи общинных переговоров и арбитража. Когда разногласия возникали внутри одной общины (между соседями), переговоры и арбитраж могли проводить и неофициальные лидеры (к примеру, главы основных родовых линий или семей). Суды второго типа, которые соблюдали юридические формальности, действовали, как правило, в обществах имеющих централизованную систему власти. При этом, обычно данные суды формировали иерархию, согласно с политической иерархией, а также апелляции направлялись к высшим судам от низших судов. Все судебные решения в Африке принимаются базируясь на понятии примирения или же восстановления мира и гармонии.

В судебных африканских процедурах фактор религиозности проявляется в том, что для полного выяснения истины заставляют/заставляли клясться. Также, одно и то же действие может трактоваться как гражданское, так и уголовное в зависимости от определённых обстоятельств, согласно направленности намерений. Ответственность может нести и семья за поступки её члена. ОП признавало также полигамию. Расторжение брака является довольно редким явлением в африканском праве и получить развод очень сложно.

· В девятнадцатом веке бельгийские, португальские, французские и английские колониальные власти стремились внедрить в странах Африки право, которое действовало в её метрополии наравне с судебной системой. В некоторых странах Африки был воспринят принцип прецедента, однако, кроме Ганы он больше нигде не имеет законодательного закрепления. При этом, колонизаторами проводилась политика сохранения африканского производства и той части ОП, которая не вступала в конфликт с их интересами. В итоге сформировалась дуалистическая правовая система. Право метрополий охватывало уголовное, торговое и административное право. Но традиционные сферы: наследственное, семейное право и земледелие оставались в зоне действия ОП.

1. Прямой запрет определённых обычаев, которые были признаны колонизаторами варварскими.

2. Введение законов, отменяющих обычное право.

3. Восприятие европейских норм судьями, ведущими разбирательства в местных судах, используя местные правовые нормы.

4. Отход от национальных традиционных способов урегулирования конфликтов с внедрением судебной системы, которая была сформирована по принципу буржуазного судоустройства.

· Почти без изменений смогли сохраниться бывшие принципы, нормативные акты и законы, которые были привнесены из иных правовых семей, однако интенсивно развивается и правовая национальная система стран Африки. В определённых африканских странах проводились реформы, которые ставили основной целью формирование общей кодификации, а также законодательных норм. Некоторые из них были довольно удачны (например, реформы уголовного права). Дуализм обычного и законодательного права в сферах наследственного и брачно-семейного права не был преодолён. Африканское традиционное право утрачивает (а в определённых случаях – уже утратило) множество своих черт, став в значительной части объектом кодификации и систематизации.

Главными тенденциями являются:

· Правовая многослойность со стремлением к юридическим оригинальным конструкциям, а также методам правовой регламентации.

Читайте также: