Какие принципы деятельности адвоката выделяет в своей речи плевако выпишите ключевые предложения

Обновлено: 19.04.2024

1. Выступление Н.Ф.Плевако по делу Г.И.Грузинского представляет собой устный текст, произнесенный на совместном заседании судебной коллегии и присяжных заседателей. Этот вид красноречия - судебный.

2. Тип речи - это защитное слово. Оно произносится в защиту Г.И.Грузинского, обвиняемого в убийстве бывшего гувернера своих детей Е.Ф.Шмидта.

3. Князь Г.И.Грузинский обнаружил любовную связь гувернера своих детей Е.Ф.Шмидта с его женой Ольгой Николаевной. Князь, обнаружив эту связь, уволил наставника. Однако его жена, Ольга Николаевна, ушла от князя, так как заявила, что больше не хочет с ним жить, а также отметила, что намерена забрать с собой свое имущество. В то же время она забрала детей и поселилась в своем поместье, пригласив своего бывшего гувернера Э.Ф.Шмидта в качестве управляющего. Во время одной из встреч с детьми с Г.И.Грузинским и немцем Е. Ф.Шмидта, произошел конфликт, приведший к гибели бывшего гувернера, в результате выстрела из пистолета Г.И.Грузинского.

4. Автор речи - Федор Никифорович Плевако (1842-1909) - российский адвокат, юрист, судебный оратор, действительный статский советник. Он выступал в качестве защитника в крупных политических процессах. Он стал известен как один из лучших юристов Москвы, часто не только бесплатно помогая бедным, но иногда оплачивая непредвиденные расходы своих бедных клиентов. Юридическая практика Плевако проходила в Москве, что наложило на него свой отпечаток. И звон колоколов в московских церквях, и религиозное настроение московского населения, и богатое событиями прошлое Москвы, и ее нынешние обычаи нашли отклик в судебных речах Плевако. Они изобилуют текстами Священного Писания и ссылками на учения святых отцов. Природа наделила Плевако замечательным даром речи.

Первые судебные речи Плевако сразу же выявили огромный ораторский талант. Часто Плевако выступал по делам о заводских беспорядках и в своих выступлениях в защиту рабочих, обвиняемых в сопротивлении властям, в насилии и уничтожении заводского имущества, пробуждал чувство сострадания к несчастным людям, "измученным физическим трудом, с духовными силами, умершими от бездействия, в отличие от нас, баловней судьбы, воспитанных с колыбели в понятии добра и в полном достатке". В своих судебных выступлениях Плевако избегал эксцессов, полемизировал с тактом, требуя от оппонентов "равенства в борьбе и боя на равном оружии".

5. Адресатами выступают присяжные заседатели, призванные участвовать в отправлении правосудия.

Автор речи Плевако считает присяжных заседателей "русскими, сидящими. в образе представителей общественного сознания "полагается на их добродетельные, отеческие чувства к обвиняемому.

Речь Плевако, наполненная христианской риторикой, призывает присяжных отвернуться от зла и обратиться к истине и добру.

6. Анализ судебной речи

1. Система доказательств:

Адвокатом Плевако Ф.Н. Приводятся следующие виды доказательств, данные доказательства рациональны: ". что Шмидт выронил пистолет из его рук, и после того, как Шмидта перенесли в комнату, чтобы избежать неудачного выстрела, пистолет был освобожден от поршней, а револьвер был поднят с пола".

В этой речи преобладают доказательства личности, поскольку защитник уделил очень много внимания социальным и психологическим факторам, влияющим на личность обвиняемого.

"Я очень рад, что судьбу принца решаете вы, судя по вашему виду - пахари и промышленники, что судьба человека из важной семьи была отдана в ваши руки. (апелляция) Равенство всех перед законом и вера в справедливость людей, которые не несут с собой в суд ничего, кроме простоты и чистоты сердца, очевидны сегодня в данном случае. Сегодня, вдали от большого мира, в провинциальном городе, где нет крупных интересов, где вы все заняты своим бизнесом, не мечтая о великих деяниях и бессмертии имени, на скамью подсудимых был посажен человек, обвиняемый в неуважении к вам, упрекаемый в том, что он из древнего рода, который когда-то правил Джорджией. и они приводят его в суд за вас! (в данном случае используется апелляция, аргументы в пользу доверия, то есть ссылки на авторитеты).

Доказательство является прямым

"Положение трупа на спине, а не лицом вниз, ногами к выходу, головой в гостиную, показало, что Шмидт не убегал от принца, и он не стрелял в убегающего врага".

Излагаются точные, проверенные достоверные факты.

"Прокурору можно было много спорить о том, что поступок принца не мог быть ему обнародован, что принц задумал, а не вдруг решил по делу, что не было бессознательности, что принцу не нужно было думать, что Шмидт, со своей стороны, готовил кровавый митинг и стрелял в Шмидта под этой думой. Все это спорные места, в них трудно сразу убедиться, о них можно посоревноваться.

В данном случае используется дедуктивный метод изложения материала судебной речи. То есть защитник излагает свой материал от общего к частному.

"Сегодня, вдали от большого мира, в уездном городе, где нет крупных интересов, где все вы заняты своими делами, не мечтая о великих деяниях и бессмертии имени, человека, которого обвиняют в неуважении к вам, обвиняют в том, что он из древнего рода, который когда-то правил Джорджией. и они приводят его в суд!" (здесь задействован такой фразеологический оборот, как повтор - он используется для придания эмоциональности воспроизведению речи). "Но мы этого не боимся и, не краснея за свое происхождение, не опасаясь за вашу власть, мы не хотим лучшего суда, чем ваш, полностью надеясь, что вы будете судить нас по правде и милосердию, судить по-человечески, поставьте себя на ее место, а не по фарисейской истине, видя иголку в глазу ближнего, не видя бревна, возлагая бремя закона на людей и оставляя легкие тяготы для себя" (в этом предложении используется антитеза-фразеологический прием, позволяющий противопоставить два понятия, тем самым добившись яркости изложения речи).

"Я очень рад, что судьбу принца решаете вы, по вашей внешности, пахари и промышленники, что судьба человека из важной семьи была отдана в ваши руки" (это способ привлечения внимания, который характеризуется как средство выражения - обращения. В этой речи аргументы в пользу личности потерпевшего оказывают большое эмоциональное воздействие, поскольку защитник затрагивает психологические и социальные факторы, повлиявшие на личность обвиняемого князя Г.И.Грузинского в момент совершения преступления. В данном случае используется концентрический метод, то есть построение отдельных аргументов в пользу единой линии защиты.

"Чтобы решить, были ли ему дороги жена и дети принца, давайте вспомним, как он обзавелся семьей и жил с ней. 20 лет назад молодой человек, он встречает в Москве, на Кузнецком мосту, у Грамблета, кондитера, торговца конфетами, красивую продавщицу Ольгу Николаевну Фролову"

7. При анализе фактических обстоятельств дела использовались следующие приемы привлечения внимания, а следовательно, и речевые обороты: языковая выразительность текста: сравнение, метафоры.

Возвращаясь к основной теме построения аргументов защиты, Ф.Н.Плевако продолжает описывать лучшие стороны своего подзащитного, оказывая еще большее влияние на эмоциональное состояние своих слушателей: "Сердце отца сжалось. Он отвернулся от этих говорящих глаз и – чего не сделает отеческая любовь - вышел в холл, сел в приготовленную для него в дорогу карету и уехал. Я пошел просить у своего соперника, испытывая стыд и унижение, рубашку для моих детей"

(используются такие речевые обороты, как эпитет, метод по-прежнему концентрический).

"В таком настроении он садится за руль, подъезжает к дому, стучит в дверь.

Они его не впустят. Лакей говорит о приказе не получать.

Принц передает, что ему не нужно ничего, кроме нижнего белья.

Но вместо того, чтобы выполнить свое законное требование, вместо, наконец, вежливого отказа (используется речевой прием – бессоюзное построение сложных и в то же время эмоциональных предложений), он слышит брань, ругань из уст любовника своей жены, направленную на него, который не совершает никакого правонарушения со своей стороны.

За этим следует характеристика личности обвиняемого и потерпевшего. (это повествование)

"Письма князя только показывают, что он не такой распутный и развращенный, как многие из нас были бы на его месте. Он - они знают - любит и хочет иметь детей дома. Ведь он [то есть подсудимый], по словам Карлсона и Мещерского, является отцом, которых мало, отцом, который давно заменил мать своим детям".

В речи адвоката использовались такие выразительные средства, как: внезапный перерыв мысли, словесные паузы, опять сравнения и метафоры.

Стиль текста - художественный и литературный.

"Положение трупа на спине, а не лицом вниз, ногами к выходу, головой в гостиную, показало, что Шмидт не убегал от принца, и он не стрелял в убегающего врага. В то же время помните, что пистолет и пистолет были не там, где они были утром, то есть не в спальне принцессы, а уже на столе в гостиной - тогда объяснение принца о том, что Шмидт выронил пистолет из рук, не будет невероятным".

Это представление прямых доказательств, поскольку фрагменты материалов расследования указываются после совершения преступления, то есть это означает представление точных, неоспоримых фактов.

Существуют и другие речевые обороты, упомянутые выше: аллегории, эпитеты, сравнения, метафоры.

Что с ним случилось, несчастье, постигшее его, понятно всем нам; он был богат - его ограбили; он был честен - его обесчестили; он любил и был любим - его разлучили с женой и на склоне лет заставили искать ласки случайного знакомого, какого-то болота; он был мужем - его постель была осквернена; он был отцом - у него насильно отобрали детей и в их глазах опорочили его, чтобы научить их презирать того, кто дал им жизнь. (В выступлении Ф.Н.Плевако по делу Г.И. Грузинский, можно также наблюдать такое аргументативное средство, как антонимия – противоположное значение слов. Используется защитником для игры на контрасте, чтобы создать более сострадательное отношение к обвиняемому).

Что ж, если то, что чувствовал принц, вам непонятно, то адские муки его души вам неизвестны.

Нет, я думаю, что вы простые люди, вы лучше, чем кто-либо, понимаете, что значит честь отца или мужа, и вы грозно защищаете свой дом, свой очаг от врагов, которым вы отдаете всю свою жизнь, не оставляя их ради суеты мира и ради благородных устремлений богатых и знатных".

8. Хотел бы отметить, что речь адвоката не является классической в суде.

Композиция теста на построение речи является художественной. Автор речи грамотно использует чередующиеся обращения к присяжным и изучение новых доказательств.

9. Присутствуют типичные средства выразительности речи, например, такие как: тропинка (Но прежде чем голуби переместятся в свою овчарню и начнут ворковать. ); элементы сравнения (он был богат - его ограбили; он был честен - его обесчестили), есть аллегория (есть канавы, куда они бросают, есть зелья, которые изгоняют из утробы. ), однако в этом фрагменте текста нет метафор.

"Зачем на глазах у мужа позволять себе оскорблять его поступки, зачем, отняв у него, как у разбойника на большой дороге, его труд и от его предков сэкономленную копейку, которую они также получили для своих детей, тратить ее на цветы и венки своего гнезда? Почему они не ушли далеко, чтобы не беспокоить его каждый день своими встречами? Почему, наконец, он встал между отцом и детьми, оскорбляя первых в их присутствии и уча их забывать отца? (средства выражения - риторический вопрос, они дают прямую возможность усилить эмоциональную оценку происходящего, эмоциональную окраску заявляемых событий, а также подвести итог (заключение). Суть риторических вопросов заключается в том, что это вопросы, которые не требуют ответа.)

Почему бы тебе не принести нам чистое нижнее белье? Ты его боишься?

Куда идти? Домой. И там его спросят эти ужасные, милые, издевательски ласковые детские голоса: где нижнее белье? (средства выражения - это интригующие вопросы. Они направлены на придание повествовательному тексту динамики и напряженности, что усиливает внимание слушателей, а также придает эмоциональную окраску словам защитника).

Дочь опозорена: вернет ли тюрьма соблазнителя ее утраченную честь? Жену совратили с пути долга: вернет ли казнь соблазнителя ее семейную добродетель? Смогут ли судебные приставы уловить исчезающее чувство любви в сердце сына?". (используется выразительное средство - вопросно-ответное изложение речи защитника, представленное в виде монолога. Это еще больше привлекает внимание слушателей, обостряет внимание к конкретной проблеме, выражает надежду на поддержку). А она? Что ты с ней сделал? Для чего? Не потому ли, что он так горячо и самоотверженно любил ее и пренебрег как просьбой ее матери, так и своим положением ради нее? Не потому ли, что у нее есть имя и власть? Не потому ли, что он был готов простить ей грехи, которые девяносто девять из ста мужей не осмелились бы простить? (снова задается риторический вопрос, защитник снова усиливает эмоциональную оценку происходящего благодаря ему, заставляет слушателей согласиться с ним).

Заключительные слова речи заключаются в следующем:

"Итак, правая рука мстителя поднимается под давлением сознания цены и беззащитности оскорбленного права, тем острее, чем острее, тем острее вызывающее оскорбление.

Но если враг своими действиями вызывает в вашей душе всю горечь вашей жизни, заставляет вас в одно мгновение все почувствовать, все испытать, то после мгновенного взрыва души, не выдержав его, лопнут все пружины, сдерживающие его. (В данном случае и эпитет, и сопоставление используются для усиления эффекта заключительного слова, которое всегда должно производить самое яркое и благоприятное впечатление на слушателей и жюри)."Вот как вы можете защитить себя от камней разрушающегося здания, постепенно падающих в течение столетия. Но если стена вдруг рухнет, она неизбежно раздавит того, кто был рядом с ней". (Используется средство выражения – путь, вернее его разновидность - сравнение - сопоставление нескольких обстоятельств).

Многое было упущено, многое было забыто мной. Но пусть мои недостатки не повлияют на его судьбу. (здесь блестящий юрист использовал такое понятие выразительных средств, как литота. Это намеренное преуменьшение, используемое для того, чтобы присяжные поняли, что адвокат защиты также поражен обстоятельствами дела).

О, как я был бы счастлив, если бы, измерив и сравнив собственное понимание силы его терпения и борьбы с самим собой, и силы угнетения над ним, тревожащей душу картины его семейного несчастья, вы признали, что нельзя вменять взводу обвинение, а подсудимому ему - во всем вину в неспособности выполнить принятое на себя задание. ".

10. Князь был оправдан. Присяжные признали, что он не был, вменяем и совершил свое преступление "находясь в состоянии неистовства", говоря современным языком - в состоянии аффекта.

Я хочу подчеркнуть, что защитная речь Федора Никифоровича Плевако - это неклассическая речь защитника обвиняемого. Он построен на эмоциональном принципе. Она начинает с него, используя различные средства речевого оборота, которые так необходимы для речи юриста. Это метафоры, эпитеты и сравнения. Также задействованы два метода – дедуктивный и концентрический. В заключительном слове защитника речь тоже эмоциональная, там есть сравнения.

Именно поэтому адвоката Плевако Ф.Н. можно считать одним из самых ярких защитников в истории России.

Правила жизни Федора Плевако

"Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь… Старушка украла старый чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно…" Этой фразой Федор Плевако, легендарный российский адвокат, обезоружил присяжных заседателей, которые несколько минут назад согласно кивали в такт речи прокурора, говорящего, что дошедшая до крайней бедности пожилая женщина достойна жалости, но частная собственность священна. Тем не менее вердикт коллегии был: "Не виновна". Также одной фразы хватило адвокату, чтобы присяжные вынесли оправдательный вердикт в отношении священника, обвиненного в прелюбодеянии и мелких кражах: "Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас отпустите ли вы ему его грех?"

Однако за кажущейся легкостью побед Плевако в суде стояла не только его природная ораторская одаренность, но, главным образом, тщательная подготовка к каждому уголовному и гражданскому процессу, глубокое изучение всех обстоятельств дела, всесторонний анализ доказательств обвинения, показаний подсудимых и свидетелей. Его речи отличались психологической глубиной и житейской мудростью. "Плевако подходит к пюпитру, полминуты в упор глядит на присяжных и начинает говорить. Речь его ровна, мягка, искренна… Образных выражений, хороших мыслей и других красот многое множество… Дикция лезет в самую душу, из глаз глядит огонь… Сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно…" — писал выдающийся русский писатель Антон Павлович Чехов. "Дуракам и гениям закон не писан: то, за что заклеймили бы обыкновенного среднего человека, совершенно сходит с рук людям силы, поскольку эта сила проявляется в тех или иных выдающихся их качествах". Это тоже о Плевако, но из ироничного фельетона Александра Серафимовича "Закон Плевако", опубликованного в 1902 году. Хотя лучше всего профессиональные приемы и неповторимый стиль обращения с судьями и присяжными заседателями характеризуют собственные высказывания великого адвоката.

Из судебных речей по делам о массовых беспорядках

1897 год, дело рабочих Коншинской фабрики г. Серпухова по обвинению в участии в экономической стачке, разгроме ряда квартир высших фабричных служащих и в нанесении им побоев, а также в призывах к приостановлению работы на соседней фабрике.

Совершено деяние беззаконное и нетерпимое, — преступником была толпа. А судят не толпу, а несколько десятков лиц, замеченных в толпе. Это тоже своего рода толпа, но уже другая, маленькая. Ту образовали массовые инстинкты, эту — следователи, обвинители.

Толпа — это фактически существующее юридическое лицо. Гражданские законы не дают ей никаких прав, но 14-й и 15-й томы [Свод законов Российской Империи] делают ей честь, внося ее имя на свои страницы. В первом — толпе советуется расходиться по приглашению городовых и чинно, держась правой стороны, чтобы не мешать друг другу, идти к своим домам (ст. 113, т. XIV Свода Законов). Второй — грозит толпе карами закона.

Толпа — стихия, ничего общего не имеющая с отдельными лицами, в нее вошедшими.

У вас, господа коронные судьи, масса опыта, — не к вам слово мое: не напоминать вам, а учиться у вас должны мы, младшие служители правосудия. Вы выработали для себя строго установленные приемы, точно колеи на широкой дороге, по которой гладко и ровно идет к цели судейское мышление.

Я прошу носителей этого непосредственного миропонимания (обращение к присяжным) не выезжать колесами в соблазняющие своей прямолинейностью колеи судейского опыта, а всеми силами отстаивать житейское значение фактов дела.

Только рассмотрением улик, выясняющих намерения и поступки отдельных участников толпы, вы [присяжные] выполните требование закона, и кара ваша обрушится на лиц не за бытие в толпе, а за ношение в себе первичных, заразных миазм, превратившихся в эпидемию, по законам, подмеченным изучающими психологию масс.

Там, во 2-м томе (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года) под ст. ст. 82—83 вы (обращение к присяжным) найдете исчерпывающую вопрос аргументацию за наказуемость скопищ особливыми карами лишь в исключительных, статьей перечисленных, случаях; там приведено ценное мнение светила французской юриспруденции Heii о границах общеопасного и просто буйного массового беспорядка. Прочитайте эти страницы.

Чудные часы предстоит пережить вам, господа судьи. Вы можете при свете милосердия и закона избавить от кар неповинного и ослабить узы несчастных, виноватых не столько злой волей, сколько нерадостными условиями своей жизни. Будьте снисходительны!

(Примечание: все подсудимые были осуждены в соответствии с обвинительным заключением.)

1880 год, дело 34-х крестьян села Люторич Тульской губернии по обвинению в оказании сопротивления судебному приставу, описывавшего имущество в счет взыскания 8218 руб. 29 коп. за аренду земли у помещика, которые, по утверждению общины, уже были заплачены.

Среди обстоятельств, подобных настоящему, мутился разум целых народов. Как не спутаться забитому уму нашего крестья­нина?! Вы (обращение к сословным представителям в суде) лучше меня знаете это и не забудьте дать ему место при по­становке приговора.

Верю я, глубоко верю, что сегодняшний день в летописях рус­ского правосудия не будет днем, за который покраснеет общество, разбитое в своей надежде на господство правды в русском суде.

Нет, вы не осудите их. Мученики терпения, страстотерпцы труда беспросветного найдут себе защиту под сенью суда и закона. Вы пощадите их.

(Примечание: трое крестьян были присуждены к 4-месячному тюремному заключе­нию, одна крестьянка к однодневному, а еще один подсудимый — к штрафу, а в случае несостоятельности — к аресту, остальные — оправданы.)

О тонкостях адвокатской профессии

Профессия дает нам известные привычки, которые идут от на­шего труда. Как у кузнеца от работы остаются следы на его мозо­листых руках, так и у нас, защитников, защитительная жилка все­гда остается нашим свойством не потому, что мы хотим отрицать всякую правду и строгость, но потому, что мы видим в подсуди­мых по преимуществу людей, которым мы сострадаем, прощаем и о которых мы сожалеем Нужно только уметь поставить пределы того чувства к под­судимому, о котором я говорил, и чувства справедливости к тому человеку, который страдает (1882 год, дело супружеской четы Семена и Марии Замятниных, обвиняемых в вымогательстве. Плевако представлял пострадавшего).

Как это обыкновенно делают защитники, я по настоящему делу прочитал бумаги, беседовал с подсудимым и вызвал его на искреннюю исповедь души, прислушался к доказательствам и составил себе программу, заметки, о чем, как, что и зачем говорить пред вами. Думалось и догадывалось, о чем будет говорить прокурор, на что будет особенно ударять, где в нашем деле будет место горячему спору, — и свои мысли держал я про запас, чтобы на его слово был ответ, на его удар — отражение (1883 год, дело князя Г.И. Грузинского, обвиняемого в умышленном убийстве любовника жены Э.Ф. Шмидта).

Масса сведений, нам сообщенных, пора­зительна, но она не вся идет к делу; попытка воспользоваться ими всеми была бы даже ошибочной. Подобно скульптору, стоящему перед глыбой мрамора, адвокат должен угадать, какое цельное, говорящее уму и сердцу, живое, жизненное создание воспроизвести из данного материала, и, угадав, смело своим резцом отсекать не­нужное, как массу мертвой материи (1884 год, дело Н.А. Булах по обвинению в доведении А.В.Мазуриной до "полного идиотизма" с целью завладения ее наследственным капиталом. Плевако выступал в качестве представителя гражданского истца).

Защита, господа судьи, не должна самоуверенно ограничить свое слово отрицанием вины. Она должна смирить себя и предполо­жить, что ей не удастся перелить в вашу душу ее убеждения о не­винности подсудимых. Она должна, на случай признания фактов совершившимися и преступными, указать на такие данные, которые в глазах всякого судьи, у которого сердце бьется по-человечески и не зачерствела душа в пошлостях жизни, ведут к снисхождению и даже к чрезвычайному невменению при наличности вины (1880 год, дело крестьян села Люторич).

Не думайте, что я уклонюсь в сторону от целей правильно понятой защиты; не бойтесь, что увлекусь публицистическим интересом предложенного вашему суду дела, перейду пределы судебного диспута. Чувство меры удержит меня. Оно внушает мне, что 34 подсудимых, — да и не 34, а один человек, — могут требовать, чтобы я не делал из их спины той площадки, на которой просторно можно разгуливать и декламировать темы из области общественных вопросов, оставив на произвол судьбы то, что должно всецело овла­деть моими силами, — заботу о будущности подсудимых, заботу о том, чтобы отклонить или умалить удары, направленные на голо­вы этих несчастных грозой карающего закона (1880, дело крестьян села Люторич).

Между обвинением и подсудимым в настоящем деле нет места для захватывающей дух борьбы, для непримиримого спора. Подсудимый [офицер А.М. Бартенев застрелил свою любовницу по ее же просьбе], сознавшийся на предварительном следствии, подтвердил без всяких отклонений свое слово и здесь, на суде. Это упрощает задачу защиты, суживает объем ее, ограничивая ее доводы теми, которые по данным делам могут влиять лишь на меру и степень заслуженной подсудимым кары (1891 год, дело об убийстве артистки Марии Висновской).

О прокурорах и обвинении

Прокурор имел в виду одну цель: разъяснить дело — вино­ват или невиноват Карицкий и во имя обвинения, по свойству своей обязанности, односторонне группировал факты и выводы (1868 год, дело Дмитриевой и Каструбо-Карицкого, обвиняемых в краже про­центных бумаг и в незаконном проведении аборта).

Документы прочитаны, свидетели выслушаны, обвинитель ска­зал свое слово — мягкое, гуманное, а потому и более опасное для дела… (Декабрь 1880, дело крестьян села Люторич.)Обвинитель согласится со мной, что я был прав, сказав, что между нами нет непримиримых противоречий. Он требует справедливого приговора, — я напоминаю и ходатайствую о сочетании в нем правды с милосердием, долга судьи с прекрасными обязанностями человеколюбия (1891 год, дело об убийстве артистки Марии Висновской).

Обвинение ошиблось в пользовании одним бесспорно умным правилом практической юриспруденции. Оно гласит, что при иссле­довании какого-либо преступления самое вероятное направление для следователя — в сторону заинтересованных в преступлении. Да, это так; но если предполагается несколько заинтересован­ных, то, прежде чем остановиться на всех, надо выяснить природу преступления: таково ли оно по данной форме совершения, что тре­бует участия нескольких воль и сил Только положительные данные могут заставить власть привлечь группу, без них же природа содеянного зла не оправдывает общего подо­зрения (1890 год, дело Александры Максименко, обвиняемой в отравлении мужа).

О законе, справедливости и милосердии

Оканчивая мое обвинительное слово, я жду вашего (обращение к присяжным) решения. Думаю, что вы сознаете, что дело правосудия есть дело великое. Надеюсь, что мне, как вашему собрату по стране, не придется кра­снеть за вас, что вы сознаете, что нужно давать руку помощи упав­шему, поднять грешника кающегося, оказать милость страждущему. Но, милуя грешника, не давайте ему пользоваться плодами греха! (1882 год, дело супружеской четы семена и Марии Замятниных, обвиняемых в вымогательстве. Плевако представлял пострадавшего.)

Наделы [выделенные крестьянам в аренду помещиком] в имениях графа согласны с буквой закона; требовать от него большего во имя идеального права нельзя. Для тех людей, которые не знают долга выше предписанного законом, которые не чуют, что закон — это минимум правды, над которой высится иной идеал, иной долг, внятный только нравственному чувству, — для тех людей факт данного надела — факт безупреч­ный, полная мера обязанностей графа к крестьянам, чуждая всяко­го захвата и вреда. (1880 год, дело крестьян села Люторич).

Законодатель знает, что есть случаи, когда интересы высшей спра­ведливости устраняют применение закона. Законодатель знает, что есть случаи, когда мерить мерой закона, значит — смеяться над за­коном и совершать публично акт беззакония (1880 год, дело крестьян села Люторич).

Господа, обществу нуж­но правосудие; правосудие же должно карать тех, чья вина дока­зана на суде. Общество не нуждается, чтобы для потехи одних и на страх другим, время от времени произносили обвинения против сильных мира, хотя бы за ними не было никакой вины. Теория, проповедующая, что изредка необходимо прозвучать цепями осужденных, изредка необходимо наполнять тюрьмы жертвами, недостойна нашего времени. Вы не поддадитесь ей" (1886 год, дело Дмитриевой и Каструбо-Карицкого, обвиняемых в краже про­центных бумаг и в незаконном проведении аборта).

Правосудие — вовсе не путь, которым, как жребием, выде­ляется из общества жертва возмездия за совершившиеся грехи, очищение лежащего на обществе подозрения (1890 год, дело Александры Максименко, обвиняемой в отравлении мужа).

Не умаляйте силы улик, но и не преувеличивайте их — вот о чем я вас (обращение к присяжным) прошу. Не преувеличивайте силу человеческих способностей в изыскании раз­гадки, если таинственные условия дела не поддаются спокойной и ясной оценке, но оставляют сомнения, не устранимые никакими выкладками. Тогда, как бы ни не понравилось ваше решение тем больным умам, которые ищут всякого случая похулить вашу рабо­ту, вы скажете нам, что вина подсудимой не доказана (1890 год, дело Александры Максименко, обвиняемой в отравлении мужа).

Мази от морщин за копейки! Прочитала на одном женском форуме, что дамы избавля.

Заговор на омоложение тела Головку лука разрезать пополам и руками приложить половинки к щекам. П.

Исцеляющие мудры Мудры не дадут Вам полного исцеления, но могут существенно помочь людям, у котор.

Серия - целительные мудры. Часть 1. Целительные мудры Тело человека состоит из 5 элементов.

Денежные мудры Ну,кто из нас не хочет иметь больше денег? Каждый,кому хватает и кому.

-Метки

-Рубрики

  • ТВОРЧЕСТВО (343)
  • Живопись и творчество (8)
  • Как прекрасен этот мир. (фото) (16)
  • Крылатые фразы (40)
  • Мои мысли вслух: О Любви, о Счастье, о Жизни. (72)
  • Поэзия (177)
  • Притчи и сказки (23)
  • Фото-картинки (32)
  • ПСИХОЛОГИЯ (266)
  • Психология общения (75)
  • Симоронские практики (14)
  • Тесты (4)
  • Как сделать карьеру (5)
  • Между нами Женщинами говоря. (155)
  • Мужская психология (65)
  • ИНТЕРЕСНО (165)
  • "С миру по нитке" - обо всем. (32)
  • Новый год, Рождество, Крещение (23)
  • Есть над ЧЕМ задуматься. (17)
  • Мотиваторы (2)
  • В Мире Новостей (всячина) (16)
  • Из светской жизни (9)
  • Советы на все случаи жизни (71)
  • ЗДОРОВЬЕ и КРАСОТА (147)
  • Красота (36)
  • Боремся со стрессом (18)
  • Травник (10)
  • Будем Здоровы! (56)
  • Похудей. (35)
  • ЭЗОТЕРИКА и др. (142)
  • Обереги (26)
  • Народные приметы и обряды (25)
  • Молитвы (17)
  • Фен - шуй (17)
  • Мудры, мантры, мандалы и др. (9)
  • Магия (4)
  • Гороскоп, астрология, таро. (48)
  • ЖЕНЩИНАМ (102)
  • Женские практики (упражнения) (32)
  • Заповеди Настоящей Женщины (20)
  • Мода (6)
  • Дети - Цветы жизни! (1)
  • Готовим дома (10)
  • Мастерилки: шьем, вяжем. творим сами (19)
  • Наш Дом и Сад (уют) (14)
  • МУЗЫКА, ВИДИО, ИГРЫ (82)
  • Музыка, песни (53)
  • Видио (28)
  • Игры (2)
  • ЗАГАДКИ ИСТОРИИ (60)
  • Неопознанное, мистика, загадка. (60)
  • ЛЮБОВЬ (54)
  • Уроки Любви (биографические) (7)
  • Секс и Эротика (46)
  • ВЕЧНОЕ. (44)
  • Великая Русь (21)
  • Личности в истории (17)
  • О Духовности (2)
  • Мы помним. (6)
  • Оформление дневничка (28)
  • . (1)
  • Фотошоп (1)
  • Юмор (45)

-Видео

"Давай За. " - Любэ 05.05.2012 --> Смотрели: 26 (4) "Березы" - Любэ и Сергей Безруков 05.05.2012 --> Смотрели: 42 (0) "Осень" - ДДТ 04.05.2012 --> Смотрели: 25 (0) "Родина" - ДДТ 04.05.2012 --> Смотрели: 26 (2) "Криком журавлиным" - Витас 04.05.2012 --> Смотрели: 73 (6)

-Музыка

-Фотоальбом

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Статистика


Секрет успеха от Федора Никифоровича Плевако:
"Не останавливаться и всегда быть собой!"

Он был внебрачным сыном таможенного чиновника, что, хотя вообще-то, не помешало ему произвести успешную карьеру. После гимназии Плевако поступил на юридический факультет Московского университета, затем чего, получив уровень кандидата прав, он начал служить присяжным поверенным. Федор Никифорович принимал участие в самых известных процессах того времени, в том числе и политических, в частности, в деле Морозовской стачки 1886 года. Но при этом не гнушался и защитой простых, как тогда говорили, маленьких людей, блистая на этих процессах своим красноречием ни капли не меньше, чем на громких делах.

Приведу самые известные примеры знаменитого красноречия Плевако.

1) Плевако имел привычку начинать свою речь в суде фразой: "Господа, а ведь могло быть и хуже". И какое бы дело ни попадало адвокату, он не изменял своей фразе. Однажды Плевако взялся защищать человека, изнасиловавшего собственную дочь. Зал был забит битком, все ждали, с чего начнет адвокат свою защитительную речь. Неужели с любимой фразы? Невероятно. Но встал Плевако и хладнокровно произнес: "Господа, а ведь могло быть и хуже" И тут не выдержал сам судья. "Что,- вскричал он,- скажите, что может быть хуже этой мерзости?" "Ваша честь,- спросил Плевако,- а если бы он изнасиловал вашу дочь?".

2) Однажды Плевако участвовал в защите старушки, вина которой состояла в краже жестяного чайника стоимостью 50 копеек. Прокурор, зная, кто будет выступать адвокатом, решил заранее парализовать влияние речи защитника, и сам высказал все, что можно было сказать в пользу подсудимой: бедная старушка, нужда горькая, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, и, если позволить людям посягать на нее, страна погибнет. Выслушав прокурора, поднялся Плевако и сказал: Много бед и испытаний пришлось перетерпеть России за ее более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь. старушка украла чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно. Естественно, старушка была оправдана.

3) Судили священника. Набедокурил он славно. Вина была доказана. Сам подсудимый во всем сознался. Поднялся Плевако. "Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грехи". Священника оправдали.

4) Как-то Плевако защищал мужчину, которого проститутка обвинила в изнасиловании и пыталась получить с него значительную сумму якобы за нанесенную травму. Обстоятельства дела: истица утверждает, что ответчик завлек ее в гостиничный номер и там изнасиловал. Мужчина же заявляет, что все было по доброму согласию. Последнее слово за Федором Плевако.
- Господа присяжные, - заявляет он. - Если вы присудите моего подзащитного к штрафу, то прошу из этой суммы вычесть стоимость стирки простынь, которые истица запачкала своими туфлями.
Проститутка вскакивает и кричит:
- Неправда! Туфли я сняла!
В зале хохот. Подзащитный оправдан.

5) Плевако любил защищать женщин. Он вступился за скромную барышню из провинции, приехавшую в консерваторию учиться по классу пианино. Случайно остановилась она в номерах "Черногории" на Цветном бульваре, известном прибежище пороков, сама не зная, куда с вокзала завез ее извозчик. А ночью к ней стали ломиться пьяные гуляки. Когда двери уже затрещали и девушка поняла, чего от нее домогаются, она выбросилась в окно с третьего этажа. К счастью упала в сугроб, но рука оказалась сломана. Погибли розовые мечты о музыкальном образовании.
Прокурор занял в этом процессе глупейшую позицию:
- Я не понимаю: чего вы так испугались, кидаясь в окно? Ведь вы, мадемуазель, могли бы разбиться и насмерть! Его сомнения разрешил разгневанный Плевако.
- Не понимаете? Так я вам объясню, - сказал он. - В сибирской тайге водится зверек горностай, которого природа наградила мехом чистейшей белизны. Когда он спасается от преследования, а на его пути - грязная лужа, горностай предпочитает принять смерть, но не испачкаться в грязи.

6) Однажды попало к Плевако дело по поводу убийства одним мужиком своей жены. На суд адвокат пришел как обычно, спокойный и уверенный в успехе, причем безо всяких бумаг и шпаргалок. И вот, когда дошла очередь до защиты, Плевако встал и произнес: - Господа присяжные заседатели!
В зале начал стихать шум. Плевако опять:
- Господа присяжные заседатели!
В зале наступила мертвая тишина. Адвокат снова:
- Господа присяжные заседатели!
В зале прошел небольшой шорох, но речь не начиналась. Опять:
- Господа присяжные заседатели!
Тут в зале прокатился недовольный гул заждавшегося долгожданного зрелища народа. А Плевако снова:
- Господа присяжные заседатели!
Началось что-то невообразимое. Зал ревел вместе с судьей, прокурором и заседателями. И вот, наконец, Плевако поднял руку, призывая народ успокоиться.
- Ну вот, господа, вы не выдержали и 15 минут моего эксперимента. А каково было этому несчастному мужику слушать 15 лет несправедливые попреки и раздраженное зудение своей сварливой бабы по каждому ничтожному пустяку?!
Зал оцепенел, потом разразился восхищенными аплодисментами. Мужика оправдали.

7) В Калуге, в окружном суде, разбиралось дело о банкротстве местного купца. Защитником купца, который задолжал многим, был вызван Ф.Н. Плевако. Представим себе тогдашнюю Калугу второй половины XIX века. Это русский патриархальный город с большим влиянием старообрядческого населения. Присяжные заседатели в зале - это купцы с длинными бородами, мещане в чуйках и интеллигенты доброго, христианского нрава. Здание суда было расположено напротив кафедрального собора. Шла вторая седмица Великого поста. Послушать "звезду адвокатуры" собрался весь город.
Федор Никифорович, изучив дело, серьезно приготовился к защитительной речи, но "почему-то" ему не давали слова. Наконец, около 5 часов вечера председатель суда объявил:
- Слово принадлежит присяжному поверенному Феодору Никифоровичу Плевако.
Неторопливо адвокат занимает свою трибуну, как вдруг в этот момент в кафедральном соборе ударили в большой колокол - к великопостной вечерне. По-московски, широким размашистым крестом Плевако совершает крестное знамение и громко читает: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности. не даждь ми. Дух же целомудрия. даруй мне. и не осуждати брата моего. ". Как будто что-то пронзило всех присутствующих. Все встали за присяжными. Встали и слушали молитву и судейские чины. Тихо, почти шепотом, словно находясь в храме, Ф.Н. произнес маленькую речь, совсем не ту, которую готовил: "Сейчас священник вышел из алтаря и, земно кланяясь, читает молитву о том, чтобы Господь дал нам силу "не осуждать брата своего". А мы в этот момент собрались именно для того, чтобы осудить и засудить своего брата. Господа присяжные заседатели, пойдите в совещательную комнату и там в тишине спросите свою христианскую совесть, виновен ли брат ваш, которого судите вы? Голос Божий через вашу христианскую совесть скажет вам о его невиновности. Вынесите ему справедливый приговор".
Присяжные совещались пять минут, не больше. Они вернулись в зал, и старшина объявил их решение:
- Нет, не виновен.

8)) Очень известна защита адвокатом Ф.Н.Плевако владелицы небольшой лавчонки, полуграмотной женщины, нарушившей правила о часах торговли и закрывшей торговлю на 20 минут позже, чем было положено, накануне какого-то религиозного праздника. Заседание суда по ее делу было назначено на 10 часов. Суд вышел с опозданием на 10 минут. Все были налицо, кроме защитника - Плевако. Председатель суда распорядился разыскать Плевако. Минут через 10 Плевако, не торопясь, вошел в зал, спокойно уселся на месте защиты и раскрыл портфель. Председатель суда сделал ему замечание за опоздание. Тогда Плевако вытащил часы, посмотрел на них и заявил, что на его часах только пять минут одиннадцатого. Председатель указал ему, что на стенных часах уже 20 минут одиннадцатого. Плевако спросил председателя: - А сколько на ваших часах, ваше превосходительство? Председатель посмотрел и ответил:
- На моих пятнадцать минут одиннадцатого. Плевако обратился к прокурору:
- А на ваших часах, господин прокурор? Прокурор, явно желая причинить защитнику неприятность, с ехидной улыбкой ответил:
- На моих часах уже двадцать пять минут одиннадцатого.
Он не мог знать, какую ловушку подстроил ему Плевако и как сильно он, прокурор, помог защите.
Судебное следствие закончилось очень быстро. Свидетели подтвердили, что подсудимая закрыла лавочку с опозданием на 20 минут. Прокурор просил признать подсудимую виновной. Слово было предоставлено Плевако. Речь длилась две минуты. Он заявил:
- Подсудимая действительно опоздала на 20 минут. Но, господа присяжные заседатели, она женщина старая, малограмотная, в часах плохо разбирается. Мы с вами люди грамотные, интеллигентные. А как у вас обстоит дело с часами? Когда на стенных часах - 20 минут, у господина председателя - 15 минут, а на часах господина прокурора - 25 минут. Конечно, самые верные часы у господина прокурора. Значит, мои часы отставали на 20 минут, и поэтому я на 20 минут опоздал. А я всегда считал свои часы очень точными, ведь они у меня золотые, мозеровские.
Так если господин председатель, по часам прокурора, открыл заседание с опозданием на 15 минут, а защитник явился на 20 минут позже, то как можно требовать, чтобы малограмотная торговка имела лучшие часы и лучше разбиралась во времени, чем мы с прокурором?
Присяжные совещались одну минуту и оправдали подсудимую.


Знаменитый российский юрист Федор Плевако вошел в историю не только как профессиональный адвокат, но и как выдающийся оратор, виртуозно владеющий словом. На судебные заседания с его участием люди приходили не даже из-за интереса к самому процессу, а, чтобы послушать гениальные речи правоведа.

Детство и юность

Федор Никифорович родился 13 апреля 1842 года в городке Троицк Оренбургской губернии. Отец будущего юриста происходил из польских дворян, а вот национальность матери вызывает у историков споры. Одни считают, что женщина была калмычкой, другие утверждают о ее киргизском происхождении. По третьей версии родительница Федора появилась в казахской семье с высоким уровнем достатка.

Известно, что родители Федора официально расписаны не были, и обряд венчания в церкви не проходили. В семье родилось четверо детей, но двое из них умерли почти сразу же после рождения. Федор и его брат Дормидонт имели статус незаконнорожденных, что значительно повлияло на их дальнейшую биографию.

Федор Никифорович Плевако

В середине 1850-х семейство Плевак перебралось в Москву, где братьев определили в элитное учебное заведение. Училище, располагавшееся на Остоженке, готовило молодых людей к дальнейшему поступлению в технические и коммерческие университеты России.

Мальчики начали старательно учиться, и уже в первые месяцы их имена красовались на доске почета. Однако идиллия длилась недолго: узнав о том, что оба юноши являются незаконнорожденными, руководство решило их отчислить.

Отец изрядно потрудился, чтобы его сыновей приняли в московскую гимназию, находившуюся на улице Пречистенка. После вступительных экзаменов ребят приняли, причем сразу же в третий класс.

После гимназии Федя поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Интересно, что в дипломе талантливого студента уже указали видоизмененную фамилию.

Карьера

В 1964 году дипломированный кандидат права устроился на практику в московский окружной суд. Два года молодой человек стажировался, ожидая появления достойной вакансии.

Долго ждать не пришлось: в 1966 году способного юношу пригласили поработать помощником поверенного присяжного. На этой должности начинающий юрист выступал в процессах по криминальным делам, которые его и прославили.

Интересный факт: свое первое дело Федор Плевако проиграл, а его подзащитный получил несколько лет ссылки в Сибирь. Но речь, произнесенная молодым правоведом, не оставила равнодушными ни судей, ни более опытных коллег. На первом же выступлении адвокат продемонстрировал блестящее знание законов и умение грамотно использовать показания свидетелей.

Федор Никифорович Плевако

В 1870 году Федор Никифорович занял должность поверенного присяжного окружного суда Москвы. Это был период стремительного карьерного роста юриста, речи которого моментально разбирались на цитаты даже более опытными адвокатами. Через два года успешной практики над Плевако сгустились тучи: начальник жандармерии заподозрил его в участии в тайном сообществе юристов, которые пропагандировали революционные идеи среди молодежи.

Мастеру слова удалось выпутаться из неприятной ситуации – помогло отличное знание законодательства. Чуть не лишившись карьеры, адвокат стал более осторожным и старался не рисковать, участвуя в политических делах. С политически окрашенными процессами он начал связываться лишь в 1905 году.

Адвокатская практика приносила Плевако приличный доход, и вскоре он смог купить себе дом в престижном районе столицы. Слава гениального оратора шагнула далеко за пределы Москвы. Особым почтением Федор Никифорович пользовался у бедняков, так как нередко брался за их дела на абсолютно бесплатной основе.

Мастерство правоведа иначе, как искусством, не называли. Его биография стала предметов обсуждения среди людей самых разных слоев общества, а самые интересные моменты его судебных выступлений граждане передавали из уст в уста. Впоследствии Плевако опубликовал книгу, куда включил наиболее яркие моменты своей адвокатской практики.

Федор Никифорович Плевако

Современники, которым довелось услышать речи мэтра, говорили о них как о великолепных представлениях. Федор Никифорович виртуозно использовал знание закона, римское право и даже Библию, не забывая при этом импровизировать.

Был случай, когда Плевако выступал против нечистой на руку игуменьи, обвиняемой в присвоении церковных денег. Не побоявшись мести священнослужителей, юрист буквально разнес в пух и прах вороватую монахиню, обличив ее во взяточничестве и лицемерии.

Одно из наиболее ярких дел с участием адвоката проходило в 1874 году. Подзащитной мэтра стала провинциальная девушка, приехавшая в столицу и остановившаяся в одной из гостиниц. Глубокой ночью к ней в номер вторглись пьяные молодые люди, которые решили удовлетворить свою похоть. Спасаясь от нападающих, несчастная выпрыгнула в окно и сломала руку.

Федор Никифорович Плевако

Судебные тяжбы продолжались долгие двадцать лет, пока принципиальный миллионер не скончался. Чтобы узаконить наследников, Плевако сначала оформил их, как подкидышей, а потом усыновил.

Федор Никифорович Плевако

Два Сергея – сыновья от разных браков – пошли по стопам отца и стали юристами, но приблизиться к славе Федора Плевако им не довелось.

Смерть

Федор Никифорович Плевако умер от сердечного приступа 6 апреля 1918 года. Он был еще достаточно молод и бодр, активно занимался делами.

На траурной церемонии присутствовала многотысячная толпа, в которой смешались представители самых разных сословий. Последним пристанищем великого юриста стал Скорбященский женский монастырь, который в конце 1920-х годов было решено закрыть. По решению родственников Плевако его останки были перезахоронены на Ваганьковском кладбище столицы.

Федор Никифорович Плевако

Долгое время на могиле гениального оратора стоял обычный деревянный крест. Только в начале 2000-х здесь появилось надгробие с барельефом, установленное на средства российского адвокатского союза.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судебные речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

А. М. Бартенев предан суду по обвинению в умышленном убийстве артистки Марии Висновской. По обвинительному акту дело состояло в следующем.

В феврале 1890 года кто-то из знакомых Бартенева представил его Висновской в кассе Варшавского драматического театра. Миловидная наружность известной на всех сценах артистки произвела на Бартенева сильное впечатление. Через некоторое время он сделал Висновской визит, но, чувствуя некоторую робость в ее присутствии, бывал у своей новой знакомой редко и ограничивался лишь посылкой букетов и изредка утренними посещениями. Позднее Бартенев стал бывать у Висновской чаще и, наконец, сделал ей формальное предложение вступить с ним в брак. Это предложение зависело от согласия на этот брак родителей Бартенева, с которыми он во время отпуска должен был переговорить.

Съездив в деревню, Бартенев с родителями, однако, не говорил об этом, ибо наперед знал, что получит отказ. Висновской же он сказал, что с родителями говорил, но их согласия не добился.

Между обвинением и подсудимым в настоящем деле нет места для захватывающей дух борьбы, для непримиримого спора. Подсудимый, сознавшийся на предварительном следствии, подтвердил без всяких уклонений свое слово и здесь, на суде. Это упрощает задачу защиты, суживает объем ее, ограничивая ее доводы теми, которые по данным делам могут влиять лишь на меру и степень заслуженной подсудимым кары.

Самоуважение заставляло ее верить в то, что она, может быть, честно любила, жажда семейного очага побуждала отвечать на внимание вниманием, а ошибки прошлого обусловливали неуверенность во взаимности, заискивание перед всеми, кто был, видимо, неравнодушен к ней. Приходилось, кажется, идти далее. Эти, обещавшие в будущем титул мужа, но встречавшие, точно сговорившись, на пути своем разные препятствия, были мужчинами, были нетерпеливы в своей страсти. Чтобы не терять избранника, не потерять надежды на счастливый исход, она, по ошибкам прошлого изучившая обычную натуру мужчины, сама идет навстречу их желаниям, идет и, как показал опыт, ошибается, запутывается и все ниже и ниже падает в своих собственных глазах.

Это не могло не отозваться на нервах, на характере Висновской. А к этому прибавьте те изводящие душу условия, среди которых проходит жизнь артистки театрального искусства. Знаю, что меня назовут за это ретроградом, не умеющим прозреть чистого идеала сквозь туманы действительности, но действительность только и может объяснить многое туманное и неразгаданное в личности покойной и в роковой развязке ее встречи с подсудимым.

Но и это еще не все. Художники — не актеры, они могут работать в часы свободного подъема духа. Они могут отойти от стола, полотна и инструмента, если душа их смущена или утомлена житейскими скорбями, не гармонирует с задуманным делом. Они могут передохнуть и приступить снова к труду в любую минуту дня и ночи. Актер — не то: ни в выборе пьесы, ни в часах отдыха и труда он не властен; когда взвился занавес театральный, он должен быть тем, чем велит быть ему роль, как бы ни были противоположно настроены струны его души… Нет ни отсрочки, ни выбора. Любая природная мощь, любая нервно счастливая организация расшатаются. Молодая женщина, как Висновская, игравшая чуть не ежедневно, утомленная и трудом и своим внутренним разладом, не могла выдержать долго; она должна была в годы, когда с ней встретился Бартенев, быть уже разбитой натурой. Такой она и была. То не знающая отдыха работница, то ловкая кокетка, очаровывающая одновременно нескольких, то мечтательница о семейном очаге, то рабыня чужих страстей, то вдохновенная артистка, то стремящаяся сделать из своего искусства блестящую авантюру с целью добиться прочного материального положения… В это время с ней в фойе театра знакомится Бартенев. Знакомство это не могло произвести на нее глубокого впечатления. Бартенев, как вы сами видите, не из тех, которым суждены победы над представительницами прекрасного пола. Маленький, с обыкновенной, некрасивой внешностью, с несмелыми манерами — что он ей? Другое дело она: красивая, блестящая артистка. Его к ней повлечет, ее к нему едва ли.

Он делает ей визит, он повторяет его… То же делают многие. Висновская, как опытный вождь, вербующий армию, записывает его в ряды своей партии, и только поэтому открывает ему двери своего дома, не чувствуя ни повода, ни побуждений отличать его визиты от других или ждать их с нетерпением молодости и любви.

Читайте также: