Какие особенности судов викингов позволяли им совершать длительные морские плавания кратко

Обновлено: 28.04.2024

Как сейчас помню: огромный таз с водой и мой хомяк, отважно плавающий на моем нарукавнике. Точнее, уже не простой хомяк, а отважный викинг и покоритель морей! Да, тогда я имела достаточно смутное представление даже о том, как выглядят корабли викингов, не говоря уже о том, как они назывались.

Какие корабли были у викингов и как они назывались

Корабли викингов, по меркам своей эпохи, были самым настоящим совершенством. Изящные, быстрые – они умело скользили по воде, позволяя викингам путешествовать на огромные расстояния.

  • Быстроходные боевые корабли назывались драккарами. Большие и длинные, но достаточно легкие для того, чтобы при надобности команда могла перетащить судно с места на место вручную.
  • Менее скоростные, но более широкие корабли, предназначавшиеся при переселении на новые территории, именовались кноррами. Их же предпочитали и торговцы.
  • Для коротких плаваний использовались обыкновенные рыбацкие лодки.

Кто такие викинги

С кораблями разобрались. Пора разобраться с тем, кто вообще такие – викинги.

Викингами называли скандинавских мореходов из раннего средневековья. Перенаселение и суровый климат толкали их на то, чтобы бороздить морские просторы в поисках новых земель и, отважно сражаясь, захватывать найденные территории. Жили они на тех территориях, которые сейчас занимают следующие страны:

Носили ли викинги рогатые шлемы

Неизменный атрибут викинга на всех картинках – шлем с рогами. Только в действительности они ничего подобного не носили.


Виновники такого заблуждения – католические священники. Викинги, будучи язычниками, не видели ничего плохого в том, чтобы грабить храмы. А какой лучший способ собрать людей на защиту? Обрисовать врага пострашнее, выставить настоящим чудовищем.


Этот факт подтверждается многочисленными раскопками, при которых пока что не было найдено ни единого захоронения викинга в привычном нашему глазу шлеме.

Мне всегда нравилась культура викингов, именно поэтому я занялся изучением их истории и традиций. Наиболее мое внимание привлекает их оружие, мифология и корабли, ведь именно викинги были новаторами в кузнечном и мореходном деле. Созданный ими меч Ульфберт, имел хорошие показатели стойкости и эластичности стали, а корабли, драккары, на столетия опережали суда других цивилизаций.

Корабли викингов

Родина викингов - суровое и опасное место, и иногда, чтобы выжить, нужно быть очень изобретательным. Так во время путешествий через горы, болота и реки, нужно иметь легкий и практичный корабль. А умелые кораблестроители викингов предоставляли им множество вариантов:

Боевые корабли викингов

Самый знаменитый и эффективный корабль викингов - это драккар, названый в честь драконов из легенд. Эти корабли могли плыть против течения реки и причаливать к пологим берегам. Драккар изготовляли из самых стройных и высоких деревьев ясеня, что позволяло изготовить лодку длинной в двадцать метров. На борту этих кораблей можно было разместить до ста человек. Викинги расставляли на борту корабля свои щиты, тем самым укрепляя корабль, и предоставляя себе дополнительную защиту.

Торговые корабли викингов

Помимо как свирепых воинов, викингов в Азии знали и как хороших торговцев, а торговые корабли - кнорры способствовали их обогащению. Внешне кнорры были схожи с драккарами, но их, как правило, строили из менее качественного дерева, например сосны. Также эти корабли предназначались для перевозки грузов, поэтому кнорры были намного шире и вместительные, чем драккары.

Викинги - умелые навигаторы

Викинги были самыми искусными мореходами - они ориентировались на звезды, солнце, луну, повадки птиц. Еще викинги ориентировались за временем, которое они провели в море. В сериале "Викинги" Рагнар Лодброк ориентируется на море с помощью лупы и компаса.

Прекрасные строители кораблей

Умелые кораблестроители тщательно относились к подбору деревьев, используемых для строительства драккаров. Срубив дерево, мастера сразу же обрабатывали его, раскалывая вдоль для получения одинаковых досок. Из досок мастера делали каркас и оббивку корабля, укладывая доски внахлест, тщательно подгоняя каждую под размеры борта. Для скрепления досок между собой, пользовались деревянными или стальными гвоздями. На постройку одного корабля, в зависимости от количества мастеров, уходил месяц кропотливой работы.

Я узнал, что в столице Норвегии, городе Осло, есть музей, переносящий посетителя в эпоху древних сказаний об асах, валькириях и других мифических персонажах. Это было время, когда все важные политические споры решались мечом, а по рекам и морям рассекали мрачные корабли викингов, или по-другому, норманнов, — драккары. Им этот музей и посвящен. И меня он очень заинтересовал.


Музей драккаров в Осло

Зловещие корабли пришельцев с севера

В музее представлены чудом сохранившиеся боевые корабли. Похожие на ладьи, сработанные из ясеня и дуба, они поражают своими размерами. Замечательный пример — Осебергская ладья (21,6 метра в длину и 5,1 в ширину).



След в истории

Я могу бесконечно говорить о той роли, какую норманны сыграли в истории Европы, да и всего мира. Им удавалось в разное время подчинять области и даже целые страны.

  • Сицилию. После вторжения в 1061 году на остров, норманны основывают Сицилийское королевство.
  • Нормандию (часть Франции). Дарована была норманнскому вождю Роллону самим Карлом Великим.
  • Англию. В 1066 году норманнский принц Вильгельм стал королем англичан.
  • Русь. Норманн Рюрик считается зачинателем у нас княжеской династии.


Открытие Америки

Но самое главное — задолго до плавания Колумба, норманну по имени Эрик Рыжий удалось доплыть до берегов Америки. Это было приблизительно в 1000 году. Эрик Рыжий путешествовал на торговом аналоге драккара. Он назывался кнорром. Его путешествие еще раз свидетельствует о мореплавательских талантах викингов и о прочности их замечательных кораблей.

Брызги волн, окатывающие палубы драккаров, рыжие моряки, ловко управляющиеся с тяжелыми веслами – все это было в моих любимых книгах, тайно прочитанных ночью под одеялом при свете фонарика. К сожалению, школьные учебники весьма лаконично освещали историю северных мореплавателей, предлагая учащимся всего лишь пару ярких картинок кораблей с парусами.


Корабли викингов для войны и походов

Драконьи корабли или драккары – так назывались суда, на которых отважные мореплаватели отправлялись воевать. Согласно легенде, викинги на драккарах сумели пересечь Атлантический океан и дойти до берегов Канады.

Драккар — это самое привычное для нас название. Но ученые утверждают, что подвидов боевых кораблей было гораздо больше:

Торговые суда викингов


Строились они по принципу драккаров, но конструкция была более широкой. Корабли получались вместительными, способными перевозить торговые грузы и живность. Груженые суда были надежными и устойчивыми, но не могли развивать большую скорость.

Кнорры не военные суда, но и этот тип кораблей покрыл себя славой под управлением Эрика Рыжего. Именно на кноррах изгнанный флотоводец отправился в путешествие и попутно открыл Гренландию.


К сожалению, в школе мало внимания уделялось этим мореходам, а ведь с ними связана целая эпоха в истории Европы. Решив восполнить пробел, я узнал столько нового, что хватит на целую книгу, но я ограничусь лишь тем, что расскажу как назывались корабли викингов, и в чем была их уникальность.


В чем особенность кораблей викингов

Во времена господства этих мореходов на морских просторах отличительной особенностью конструкции судна любого типа являлась полная симметрия носовой и кормовой части. Это решение давало неоспоримое преимущество — возможность смены курса без разворота. Кроме этого, конструкция отличалась достаточной гибкостью, в противном случае волны могли разбить борт.


Воссозданные модели позволили утверждать, что судно под парусом практически не касалось воды, что в значительной степени повышало ходовые качества. В целом, конструкция выглядела следующим образом: вдоль бортов располагалось до 50 пар весел, центральное место занимала мачта, а парус имел характерную прямоугольную форму. Кстати, одним из нововведений викингов было изобретение специальных приспособлений — риф-сезней, что позволяло сокращать площадь паруса в случае непогоды.


Как назывались корабли викингов

Буквально в каждом поселении существовала верфь, а потому викинги были мастерами судостроения. В течение столетий они совершенствовали технологию, что привело к созданию совершенно нового типа особо прочных кораблей — доски, скрепленные посредством заклепок из металла. В зависимости от назначения различали следующие типы:

  • кнорр — корабли отличались повышенной грузоподъемностью до 45 тонн;
  • дракар — основное назначение — дальние переходы. Боевое судно до 30 метров в длину;
  • мелкие суда — для каботажного плавания или рыбалки.

Основа любого судна — киль, по сути — один крепкий брус. В некоторых случаях он изготавливался методом выдалбливания из одного дерева. Особенной была конструкция бортов, где доски посредством заклепок из металла укладывались внахлест. Верхняя часть борта — планширь, предусматривала особые отверстия под весла. Несмотря на то, что уже был известен парус, весельная тяга сохранилась до самого заката владычества викингов.

Викинги стали владыками морей — об этом говорит вся их история. Торговля, пиратство, прибрежные рейды, долгие путешествия поселенцев — все это стало возможным благодаря техническим достижениям кораблестроителей и моряков, искусство которых не знало себе равного в Европе. Корабли викингов стали вершиной многовекового развития, стадии которого можно изучить по древним изображениям на скалах, по некоторым обнаруженным в болотах и курганах кораблям, которые древнее, чем эпоха викингов, и по изображениям на резных камнях с Готланда. Ключевым элементом в прогрессе кораблестроительства стало изобретение паруса и увеличение его размеров, усовершенствование характерного для скандинавских кораблей руля, который располагался с правого борта около кормы, и постепенное развитие настоящего и очень мощного киля. К концу VIII века корабли викингов уже могли пересекать Северное море, и Запад ужаснулся, оказавшись в полной власти разбойников, само появление которых поражало и страшило.

Норманны, хотя и заслужившие в истории человечества позорную славу морских грабителей и разорителей чужих городов, по праву являются выдающимися корабелами своего времени. Их суда воплотили в себе первые грамотные решения конструкции корпуса и послужили прототипом кораблей других морских народов Западной Европы. И не удивительно - более 6000 лет совершенствовали викинги конструкцию своих кораблей.

Ладья

Норманны – лучшие мореходы своего времени – без карты, компаса они пускались в дальние плавания. Достигли Шотландских и Фарерских островов, открыли страны льда - Исландию, Гренландию. За 500 лет до Колумба они достигли берегов северной Америки. Превосходные мореходные качества, верно выбранные пропорции и формы корпуса норманнских судов позволили викингам пересечь Атлантику и основать свои поселения в Гренландии и на полуострове Лабрадор. Эрик Рыжий в самом конце Х века добрался до Гренландии, а Лейф Эриксон достиг и континента, окрестив открытые им земли “Винландом” — “Страной винограда” (в Северной Америке действительно широко распространен дикий виноград).

Эпоха опустошительных набегов и завоевательных походов викингов с VIII по XI век - является временем расцвета их судостроительного искусства. Длинные, узкие корабли, заполненные воинами, помогли викингам стать доминирующей силой в Европе более чем на три столетия.

Древняя скандинавская поговорка гласит: "корабль - дом скандинава". С самых ранних лет корабль для воина-викинга был тем же, чем конь для сына степей - кочевника. Корабль служил крепостью в бою, местом хранения добычи при возвращении к родным берегам, его крепкие дубовые борта являлись надежным убежищем в шторм. И в свой последний путь бесстрашные вожди викингов - конунги отправлялись вместе с кораблем, очевидно, не представляя без него своей загробной жизни. Обычай хоронить знатных викингов вместе с кораблем способствовал тому, что сегодня мы знаем об уровне их судостроения не только из древних саг и наскальных рисунков.

Свои боевые корабли, норманны называли "длинными" (лонгшипы), а также в зависимости от размеров драккарами ("драконы") или шнеккар ("змея"). Например, найденные на территории Норвегии два корабля викингов датируемые соответственно IX и Х веками имеют длину около 23 м; один 15, другой 16 пар весел, клинкерную (кромка на кромку) обшивку и замечательно стройные обводы корпуса, плавно перетекающие в грациозно изогнутые штевни. Ученые утверждают, что строились нередко драккары длиной 30 м и более, а транспортные суда норманнов - кнорры, на которых викинги перевозили захваченный скот и лошадей, достигали 50- метровой длины.

Ладья

Ладьи викингов различались по числу пар гребных весел, крупные суда – по числу гребных скамей. 13 пар весел определяли минимальный размер боевого судна. Самые первые суда были рассчитаны на 40–80 человек каждое, а большое килевое судно XI в. вмещало несколько сотен человек. Такие крупные боевые единицы превышали в длину 46 метров.

Старые норвежские саги повествуют о том, что стилизованные изображения мифических драконов и змей были излюбленным украшением штевней кораблей викингов. Вид вырастающих в морской дали чудовищ должен был приводить в ужас врагов и, несомненно, наводил панику на мирные прибрежные селения других стран.

Головы драконов иногда покрывали позолотой, а резные накладные доски на бортах часто изображали их лапы, крылья и чешую. Такое же украшение могло быть на корме, а в некоторых случаях там красовался извивающийся хвост дракона. При плавании в водах Скандинавии эти украшения обычно зачехлялись или снимались, чтобы не напугать своих жен, детей, стариков, а также добрых духов, покровительствовавших мореплавателям. Часто при подходе к порту по бокам судов вывешивались в ряд щиты, но в открытом море это не допускалось.

Кроме устрашающих драконов и змей, корабли викингов иногда несли менее воинственные фигуры - резные изображения быка, льва, оленя или дельфина, а транспортные и рыбацкие суда часто не имели никаких украшений. Драккар короля норманнов Вильгельма Завоевателя, совершившего в 1066 г. захватнический поход в Англию, нес на форштевне позолоченную фигуру льва, а на ахтерштевне - деревянное изваяние вождя, дующего в боевой рог, со знаменем в другой руке.

Об отношении викингов к своим кораблям свидетельствуют их звучные имена, воспетые в древних сагах: "Морской змей", "Ворон вихря", "Лев волн", "Морской олень", "Конь ветра", "Сани владыки морей". И драккары морских королей оправдывали свои названия. Их высокие мореходные качества наглядно подтвердились на практике, когда в 1893 г. копия гокштадского корабля, названная "Викинг", за 27 дней пересекла Атлантику, обогнав по пути другие парусные суда, в частности четырехмачтовую шхуну. Благодаря отсутствию надстроек и полужесткой конструкции корпуса, когда шпангоуты связывались с обшивкой гибкой лозой, драккар обладал завидной легкостью, поворотливостью и прекрасной остойчивостью. По свидетельству капитана "Викинга" Магнуса Андерсона, в свежий ветер корпус драккара под воздействием паруса на полфута приподнимался над водой, что уменьшало поверхность трения и позволяло развивать скорость в 10-12 узлов. Так еще раз были подтверждены высокие мореходные качества кораблей викингов.

Нос и корма ладьи одинаковы, что позволяло идти на веслах в любом направлении, не разворачиваясь. Ладьи имели киль, к которому крепились шпангоуты, к шпангоутам крепилась обшивка. Рулем служило большое весло, прикрепленное сбоку ахтерштевня. Ладьи викингов имели до 32 весел с каждого борта.

Суда нередко строили из досок, уложенных рядами с перекрытием и скрепленных изогнутыми шпангоутами. Выше ватерлинии большинство боевых кораблей было ярко раскрашено.
Суда викингов двигались с помощью парусов и весел. Простой парус, сделанный из грубого холста, часто разрисовывался в полосы и клетки. Мачту можно было укорачивать и даже вообще снимать. С помощью искусных приспособлений капитан мог вести корабль против ветра. Суда управлялись рулем лопастной формы, установленным на корме судна.

Несколько сохранившихся судов викингов экспонируются в музеях скандинавских стран. Одно из самых известных, обнаруженное в 1880 г. в Гокстаде (Норвегия), относится примерно к 900 г. н.э. Оно достигает в длину 23,3 м и в ширину 5,3 м. Судно имело мачту и 32 весла, на нем было 32 щита. Местами сохранились нарядные резные украшения.


Драккар_1

Размеры драккара – величина вариативная. Средняя длина такого корабля составляла от 10 до 19 метров (соответственно от 35 до 60 футов), хотя предположительно могли существовать суда большей длины. Это были универсальные корабли, они использовались не только в военных действиях. Зачастую их применяли для торговли и перевозки грузов, на них путешествовали на больше расстояния (не только в открытом море, но и по рекам). В этом заключается одна из главных особенностей кораблей драккаров – малая осадка давала возможность легко маневрировать на мелководье.

Конструкция драккара, его возможности и символика

Конструкция драккара

Драккар викингов (фото реконструкций и археологических находок представлено ниже) снабжался двумя рядами весел (по одному ряду на каждом борту) и широким парусом на единственной мачте, то есть основным был все же весельный ход. Управлялся драккар традиционным рулевым веслом, к которому крепился поперечный румпель (специальный рычаг), расположенный в правой части высокой кормы. Корабль мог развивать ход до 12 узлов, и в эпоху, когда адекватного парусного флота еще не существовало, этот показатель справедливо внушал уважение. При этом драккар был достаточно маневренным, что в сочетании с малой осадкой позволяло ему с легкостью двигаться вдоль фьордов, прятаться в ущельях и заходить даже в самые мелководные реки.


Типология и чертежи драккаров, археологические находки

Классификация викингских судов достаточно условна, так как реальных чертежей драккаров, разумеется, не сохранилось. Однако имеет место достаточно обширная археология, к примеру – Гокстадский корабль (также известный как драккар из Гокстада). Он был найден в 1880 году в Вестфолле, в кургане у Саннефьорда. Судно датируется IX веком и предположительно именно этот тип скандинавских судов чаще всего использовался для погребальных обрядов.

драккар

Технология постройки драккара, установка паруса, подбор команды

Драккары викингов строили из прочных и надежных древесных пород – дуба, ясеня и сосны. Иногда модель драккара предполагала использование лишь одной породы, чаще их комбинировали. Любопытно, что древнескандинавские инженеры стремились подбирать для своих кораблей древесные стволы, которые уже имели естественные изгибы, из них делали не только шпангоуты, но и кили. За рубкой дерева для судна следовало расщепление ствола пополам, операция повторялась несколько раз, при этом элементы ствола всегда расщеплялись вдоль волокон. Все это делалось еще до высыхания дерева, поэтому доски получались очень гибкими, их дополнительно смачивали водой и выгибали над открытым огнем.

Технология постройки драккара

Основным инструментом для постройки драккара викингов выступал топор, дополнительно использовались сверла и долото. Интересно, что пилы были известны скандинавам с VIII века, но для постройки судов они никогда не применялись. Более того, известны легенды, согласно которым именитые кораблестроители создавали драккары, используя только топор.

Исландские скандинавоведы подсчитали, что на средний парус для корабля драккара (фото реконструкций можно увидеть ниже) уходило порядка 2 тонн шерсти (получившееся полотно имело площадь до 90 квадратных метров). С учетом средневековых технологий это примерно 144 человеко-месяцев, то есть, чтобы создать такой парус 4 человека должны были ежедневно трудиться на протяжении 3 лет. Неудивительно, что большие и качественные паруса в буквальном смысле ценились на вес золота.

Современные реконструкции драккаров – опыт веков

современные постройки драккара

Драккар

Так легендарные корабли древних скандинавов до сих пор будоражат воображение историков, путешественников и авантюристов. Драккар воплотил в себе дух эпохи викингов. Эти приземистые юркие корабли оперативно и незаметно сближались с противником и позволяли реализовывать тактику быстрой ошеломительной атаки (пресловутый блицкриг). Именно на драккарах викинги избороздили Атлантику, на этих кораблях легендарные северные воины ходили по рекам Европы, добираясь аж до Сицилии! Легендарный викингский корабль – это истинное торжество инженерного гения далекой эпохи.


Как только их не называли в мировой истории - викинги, варяги, люди моря, языческие чудовища. Отряды этих чрезвычайно отважных, выносливых и жестоких воинов на небольших быстроходных судах, совершали стремительные набеги на прибрежные города Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии повсеместно неся смерть и разрушения.

Позже викинги пересекли Каспийское море, и дошли до Багдада, а пират и мореплаватель Эрик Рыжий в 1000 году - почти за 500 лет до Христофора Колумба - добрался до берегов Северной Америки и основал поселение на севере Ньюфаундленда. Норманны вселяли ужас - перед ними трепетала вся Европа и Азия.

историческая эпоха викингов



Люди заселили побережье на тысячу километров, поэтому мореплавание было им знакомо задолго до эпохи викингов. Обилие рыбы способствовали возникновению многочисленных поселений. Женщины играли важную роль в обществе. Пока мужья уходили в море, на них возлагалось ведение хозяйства. Крестьянские хозяйства полностью обеспечивали себя всем необходимым, поэтому в семьях было много детей. Мальчикам приходилось помогать по хозяйству, но каждый из них мечтал, что он тоже скоро может уйти в приключения викингов.



Поскольку лето в Норвегии было короткое, викингам приходилось заготавливать достаточно много продовольствия, чтобы пережить долгую зиму. Рыбу и мясо тюленей сушили, солили и хранили в деревянных бочках. Несмотря на загруженность работой викингам не было чуждо чувство прекрасного. Например, бусы из разноцветного стекла очень ценились скандинавами и они были готовы идти за ними хоть на край света. Это было очень дорогостоящее украшение. Бусы передавались по наследству. За ними охотились при набегах. По количеству золотых застежек можно было судить о ранге их владельца. Бусы были символом социального положения.


Поклонение богам викингов подразумевало регулярные жертвоприношения. Одним из обрядов было детоубийство. Если первым ребенком у женщины рождалась девочка, ее забирали у матери, выносили из деревни викингов и оставляли умирать. В боевых походах очень много погибало мужчин, и таким образом регулировалась демографическая ситуация, сохраняя пропорции мужского населения.

корабли викингов

Почти во всех деревнях викингов были судостроительные верфи. Столетиями совершенствовалось искусство кораблестроения. Викинги сумели создать корабль, который изменил ход истории. Во всей северной Европе корабли викингов строились по единому образцу - из досок, скрепленных заклепками. Благодаря этим заклепкам судно викингов было прочным и гибким.



Мир викингов таил в себе много секретов мастерства, которые сейчас забыты. Основным инструментом при постройке корабля был топор, материалом - дерево. В эпоху викингов кораблестроение было настоящей профессией. Корабелы искали в лесах деревья с естественными изгибами, подходящий для обводов корпуса корабля, который они собирались построить. Деталь судна викингов вытесывали так, чтобы древесные волокна идущие вдоль детали повторяли все изгибы. Доски вытесывали из ствола дерева, а шпангоуты из кривых ветвей. Лучшим материал считался дуб, но часто приходилось довольствоваться сосной. Ни одному десятку людей приходилось заниматься строительством в течение нескольких лет.



Жесткую конструкцию могли разбить волны, но корабли викингов были гибкими подобно дельфину. В этом секрет кораблей викингов. Принцип примерно такой же, по которому сегодня строят океанские яхты. Даже с полным грузом осадка корабля небольшая и он скользит по поверхности воды, почти без сопротивления. Под парусом корабли викингов почти не касались воды и становились быстроходными. По историческим сведениям скорость достигала 20 узлов.


Викинги гордились своими кораблями. По бортам располагались 15-20 пар весел, в центре устанавливалась мачта с единственным прямоугольным парусом. Викингам принадлежит изобретение риф-сезней, с помощью таких приспособлений в штормовую погоду можно убавить площадь парусов.

типы кораблей викингов

Существовало несколько типов кораблей, каждый из них соответствовал своему назначению. В дальние плавания викинги чаще всего отправлялись на дракарах - удлиненное мелкосидящее судно с симметрично загнутыми вверх конечностями одну, из которых украшала вырезанная голова дракона призванная вызывать ужас у врага.



Дракар - боевой корабль до 30 м в длину под парусом и веслами, команда которого состояла из 60 - 80 человек. Каждый член команды боевого корабля вез с собой оружие и снаряжение и был готов вступить в бой. Для повышения устойчивости судна на дно укладывали балласт. На таких кораблях отважные мореплаватели совершали свои походы в Англию, Францию, Испанию, страны Средиземноморья, Гренландию и добирались до берегов Северной Америки.



Весла кораблей викингов были сделаны из сосны с узкой торцевой частью, были легкими и достаточно эффективными.


Якоря были сделаны из камня или железа и достигали полутораметровой длины с железной цепью. Паруса изготовлялись из шерстяных тканей, которые ткали женщины.

Читайте также: