Какие органы осуществляют контроль за эксплуатацией судов на ввп

Обновлено: 17.05.2024

Нарушения эксплуатации судна по международным нормам, связанные с возможными недостатками оборудования, неисполнением техники безопасности и иными сложностями, могут приводить к масштабным катастрофам, в том числе и экологическим, гибели людей, повреждениям и утрате имущества. Посадка на мель супертанкера Амоко Кадис (334 метра в длину) в 1978 году повлекла множество негативных последствий, включая загрязнение огромной морской акватории (самое большое загрязнение в мире на тот момент) .

Это вызвало к жизни так называемый Парижский меморандум, призванный осуществлять государственный контроль за судном, которое имеет иностранный флаг и заходит в порт. В случае ненадлежащего выполнения норм и правил эксплуатации, владелец судна должен был оперативно исправлять недостатки, чтобы дальнейшее использование было безопасным. Если серьезные найденные недостатки не были ликвидированы, то судно могло быть задержано, а судьбу его решало дальнейшее судебное разбирательство. Подобные документы были подписаны в Токио, в центрально-американском регионе был подписан Карибский меморандум, африканский - в Абудже. Другие территориальные зоны ответственности - Черноморская, Эр-Риядская.

После осуществления проверки, могут выноситься следующие решения:

  • Найденные неисправности должны быть исправлены в течение двухнедельного срока;
  • предоставляется заключение о том, что недостатки должны быть исправлены в следующем морском порту следования;
  • более жесткие неисправности требуют исправления непосредственно в порту пребывания;
  • производится задержание корабля, самое тяжелое наказание, предусмотренное за вопиюще халатные неисправности.

Сам арест судна Порт Стэйт Контрол произвести не может, только задержание до выяснения обстоятельств. Непосредственно арестом уже будет заниматься Администрация порта на основании судебных разбирательств и решения суда.

Государственный портовый контроль осуществляет проверки, а также последующую выдачу сертификата, который подразумевает возможность беспрепятственной эксплуатации судна на протяжении определенного периода в зависимости от профиля риска судна (об этом чуть ниже). Но, существует важное ограничение. Если судно работает в странах, где действует другой меморандум, может возникнуть необходимость осуществить повторный визит надзорных органов, чтобы засвидетельствовать нормальное, рабочее положение дел.

Профили риска судна

  1. Суда высокого риска (СВР) - суда, которые имеют суммарно более 5 штрафных баллов.
  2. Суда малого риска (СМР) - суда, которые отвечают всем критериям параметров малого риска и прошли как минимум одну проверку за последние 3 года.
  3. Суда стандартного риска (ССР) - суда, которые не относятся к вышеперечисленным двум категориям.

Профиль риска судна подвергается регулярному перерасчету, учитывая изменения в наиболее значимых параметрах, например возраст судна, показатели за предыдущие 36 месяцев и деятельность компании.

Как происходит проверка?

Порт Стэйт Контрол интересуют следующие аспекты:

  • Надлежащая укомплектованность судна;
  • эксплуатирование судна в полном соответствии со всеми установленными международными нормами;
  • контроль и проверка за профессиональной квалификацией капитана, а также других офицеров, оценка их правовой и практической грамотности;
  • проверка состояния всего интересующего оборудования на судне.
  • проверка лицензий, сертификатов и корочек экипажа;
  • проверка оборудования на мостике и документации. Проверка рулёвок, пуск аварийного пожарного насоса, при включении двух гидрантов и подключенных к ним пожарных шлангов (как правило один с крыла мостика, другой на баке);
  • проверка и тестовый запуск спасательного оборудования на судне – спасательной и дежурной шлюпок, проверяется ход назад и вперед, степень легкости завода и умение экипажа самостоятельно завести шлюпку;
  • проверка аварийного дизель-генератора;
  • проверка палубы и трапа, трубопроводов, клапанов;
  • контролируется госпиталь, камбуз, машинное отделение, все нужные механизмы проверяются в действии.

Сама проверка может занимать несколько часов, проверяющие могут по итогам проверки даже задержать судно в порту, что приведет к плачевным последствиям! Данная проверка – дело очень серьезное, ведь обнаружив даже серьезные дефекты, судно может простоять в порту не одну неделю. Лучше всего подойти к подобным проверкам максимально серьезно и заранее привести все в полный порядок, чтобы избежать неприятностей!

Сложность прохождения данной проверки зависит во многом от страны, где она производится. В азиатском регионе с этим попроще, хотя опять же смотря где. Если это будут Сингапур, Малайзия, Филиппины, то проблем нет, особенно в филиппинских портах, договориться можно спокойно. Если Корея или Япония - посложнее! В Штатах - береговая охрана (USCG), одна из сложных проверок, тревоги играются по факту и экипаж должен быть максимально включен в процесс и изображать, будто и правда тушат пожар или покидают судно;-) По-хорошему, ничего прям выдающегося, но без опыта в прохождении поначалу сложно. Да и во многом зависит от самих инспекторов, попадаются разные, адекватные и не очень!

Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓

— проводит работы по содержанию, а также выполняет функции заказчика-застройщика по новому строительству, модернизации, техническому перевооружению и ремонту производственных береговых объектов, гидротехнических сооружений, технического и вспомогательного флота;

— обеспечивает организацию технологической связи в бассейне в соответствии с утвержденными схемами связи, эксплуатацию объектов связи, внедрение новых технологий в области средств связи и информатизации, а также выполняет функции заказчика застройщика по строительству и реконструкции объектов связи;

— организует и проводит научно-технические, проектно-конструкторские работы в пределах своей компетентности;

— проводит информационное обслуживание судовладельцев и капитанов судов по вопросам экологической безопасности в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации;

— предоставляет услуги по дипломированию лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Госу­дарственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, а также по выдаче в установленных случаях паспортов моряка, лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов;

— проводит аттестацию работников, ответственных за обеспечение безопасности судоходства;

— проводит мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки в организациях внутреннего водного транспорта на бас­сейновом уровне, мероприятия в Управлении по гражданской обороне, защите государственной тайны и конфиденциальных сведений, безопасности шифровальной службы;

— устанавливает собственнику затонувшего имущества порядок и сроки его подъема в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— имеет право поднять, удалить или уничтожить затонувшее имущество в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

— организует проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов речного транспорта;

— осуществляет внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта являются Бассейновые управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте (далее — бассейновые управления), осуществляющие функции по контролю и надзору на внутреннем водном транспорте в границах своих территорий, определенных особенностями движения и стоянки судов по внутренним водным путям бассейна. В их состав входят аппарат управления; отдел судоходного надзора; отдел регистрации судов и лицензирования; отдел пожарного надзора; отдел кадрового, финансового, бухгалтерского учета и организационно-информационного обеспечения.

Бассейновые управления осуществляют надзор в следующих сферах деятельности:

— соблюдение законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

— безопасность судоходства на внутренних водных путях бассейна;

— безопасность эксплуатации судов и иных плавучих объектов;

— надлежащее содержание судовых ходов и средств навига­ционного оборудования (в том числе проверяет наличие и работу плавучих и береговых знаков на судовых ходах, мостах и гидросо­оружениях, согласование схемы расстановки навигационного обо­рудования на внутренних водных путях Российской Федерации);

— соблюдение безопасности портовых гидротехнических и су­доходных гидротехнических сооружений;

— деятельность государственных лоцманских служб и негосу­дарственных организаций по лоцманской проводке судов в области обеспечения безопасной проводки судов;

— соблюдение требований правил и норм, регламентирующих пожарную безопасность на судах внутреннего плавания;

— соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

— деятельность капитанов речных портов по осуществлению ими контрольно-надзорных функций обеспечения безопасности судоходства и порядка в порту;

— организация, обеспечение и выполнение перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств организациями внутреннего водного транспорта.

Бассейновые управления осуществляют следующие функции:

— государственная регистрация судов внутреннего плавания, прав на них и сделок с ними и выдачу свидетельств о праве собственности на судно;

— правовая экспертиза документов, представленных на госу­дарственную регистрацию, в целях проверки их соответствия зако­нодательству Российской Федерации;

— выдача свидетельств о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации;

— выдача заявителям в установленном порядке выписок из Го­сударственного судового реестра Российской Федерации;

— ведение базы данных по лицензированию;

— подготовка сведений о количественном и качественном со­стоянии флота на внутреннем водном транспорте;

— расследование и классификация транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях;

-— установление наличия общей аварии и расчет по ее распреде­лению по заявлениям заинтересованных лиц;

— ведение оперативного и статистического учета транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях;

— надзор и контроль за соблюдением требований пожарной бе­зопасности на судах внутреннего водного транспорта, организация взаимодействия с подразделениями пожаротушения МЧС России;

— техническое наблюдение за эксплуатацией судов на внутренних водных путях в установленном порядке;

— дипломирование лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге;

— проверка знаний лиц командного состава судов;

— выдача в установленных случаях лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов;

— проведение аттестации работников, ответственных за обес­печение безопасности судоходства;

— проверка состояния и соблюдения норм и правил безопасности судоходных гидротехнических сооружений и портовых сооружений;

— выдача предписаний об обеспечении безопасности судоходных гидротехнических сооружений и портовых сооружений, а также предписаний о приостановлении или прекращении их строительства, реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации;

— рассмотрение дел об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бассейновые управления участвуют в следующих процедурах и работах:

— освидетельствование систем управления безопасностью на внутреннем водном транспорте;

— комплексные проверки судоходных компаний;

— проведение научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование безопасности судоходства и безопасности эксплуатации судов на внутреннем водном транспорте;

— работа комиссий по обследованию, приемка работ, расследование и анализ причин аварий, проведение инспекционных и целевых проверок, по размещению судоходных гидротехнических и портовых гидросооружений;

— работа функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Бассейновые управления имеют право:

— проверять юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях бассейна;

— запрещать эксплуатацию судов и иных плавсредств, а также задерживать суда и иные плавучие объекты, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности судоходства;

— запрещать деятельность судовых гидротехнических и портовых гидросооружений в случаях грубого нарушения ими норм и правил безопасности.

1. Государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами на внутренних водных путях (далее - государственный портовый контроль) осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей (далее - лица, осуществляющие государственный портовый контроль).

2. Капитан бассейна внутренних водных путей является должностным лицом, возглавляет инспекцию государственного портового контроля, входящую в состав администрации бассейна внутренних водных путей, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и действует на основании положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, должны быть гражданами Российской Федерации и не должны иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Квалификационные и иные требования к капитану бассейна внутренних водных путей устанавливаются положением о капитане бассейна внутренних водных путей.

3. Государственный портовый контроль включает в себя проверку соблюдения на судах и плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водных путей, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных настоящим Кодексом и в соответствии с настоящим Кодексом (обязательные требования).

4. Проверки судов и плавучих объектов, находящихся в бассейне внутренних водных путей, в целях осуществления мероприятий по контролю проводятся лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна внутренних водных путей.

5. Порядок подготовки и содержание плановых (рейдовых) заданий, порядок назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок, порядок централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля, квалификационные и иные требования к лицам, осуществляющим государственный портовый контроль, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6. Капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, являются государственными транспортными инспекторами и имеют право:

1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и получать от них на основании мотивированных запросов в письменной форме информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки посещать и обследовать суда и плавучие объекты, находящиеся в бассейне внутренних водных путей, проверять эксплуатационные характеристики судов, их оборудования, конструкций, машин, механизмов;

3) выдавать судовладельцам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

6) принимать решения о временном задержании судна или плавучего объекта до устранения нарушений обязательных требований, выявленных и создающих угрозу безопасной эксплуатации судна или плавучего объекта и (или) безопасности судоходства. Перечень нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельные сроки этого задержания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

7. Если указанные в подпункте 6 пункта 6 настоящей статьи нарушения не могут быть устранены в месте временного задержания судна или плавучего объекта, лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, может быть разрешен переход судна или плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений при условии, что данный переход не создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде либо препятствий судоходству. Порядок и условия выдачи разрешения на переход судна или плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Комментарий к Статье 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи определен субъект, осуществляющий государственный портовый контроль. В целом под таким контролем следует понимать осуществление мероприятий по выявлению нарушений (либо установлению их отсутствия) требований законодательства и иных правовых актов в сфере ВВТ на судах и иных плавучих объектах на ВВП в результате деятельности судовладельца, капитана судна, экипажа судна и работников судовладельца.

Осуществляется данный контроль должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов ВВП. Инспекции государственного портового контроля - это специальные подразделения администраций бассейнов ВВП, на которые возлагаются обязанности по осуществлению государственного портового контроля.

2. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен правовому положению капитана бассейна ВВП. Капитан бассейна ВВП - это должностное лицо, которое возглавляет специальные подразделения администраций бассейнов ВВП, на которые возлагаются обязанности по осуществлению государственного портового контроля (инспекции). Исходя из положений федерального законодательства должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции. Применительно к капитану бассейна ВВП можно сказать, что это лицо, осуществляющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в отношении работников администрации бассейна ВВП, которые находятся в его подчинении. В свою очередь, капитан бассейна ВВП находится в подчинении у Федерального агентства морского и речного транспорта.

Одним из основных нормативных правовых актов деятельности капитана бассейна ВВП, помимо КВВТ РФ, является Положение о капитане бассейна ВВП, утв. Приказом Минтранса РФ от 17.08.2012 N 314. Согласно данному Положению капитан бассейна ВВП должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет в должности капитана судна внутреннего плавания с главным двигателем мощностью более 550 киловатт или морского судна валовой вместимостью более 1500.

Капитан бассейна ВВП осуществляет следующие функции:

1) организацию государственного портового контроля, включающего проверку соблюдения на судах и иных плавучих объектах, находящихся в бассейне ВВП, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и иных плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных КВВТ РФ и в соответствии с КВВТ РФ (обязательные требования);

2) издание приказов (распоряжений) об утверждении плановых (рейдовых) заданий;

3) взаимодействие и обмен информацией с капитанами других бассейнов ВВП по осуществлению государственного портового контроля за судами и иными плавучими объектами;

4) обеспечение информационного обмена в части централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля;

5) выдачу разрешений на переход судна или иного плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений, если нарушения не могут быть устранены в месте временного задержания судна или иного плавучего объекта, при условии что данный переход не создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде либо препятствий судоходству;

6) взаимодействие по вопросам, входящим в компетенцию капитана бассейна ВВП, с организациями, государственными органами и должностными лицами, осуществляющими деятельность в соответствующем бассейне ВВП.

3. В п. 3 комментируемой статьи определено содержание государственного портового контроля, который представляет собой прежде всего проверку соблюдения определенных требований. Проверка, в свою очередь, это исследование деятельности определенных лиц (в данном случае судовладельца, экипажа судна, капитана судна и работников судовладельца) на предмет наличия (отсутствия) нарушений соответствующими субъектами требований о соблюдении правил эксплуатации судна. Данные требования, на предмет соблюдения которых проводится проверка, включают в себя:

1) требования к оборудованию, то есть требования к качеству оборудования, его бесперебойному функционированию, наличию у него определенных деталей, функций, а также требования к соблюдению определенных правил работы с ним;

2) требования к конструкциям, то есть требования к способам, приемам, методам и механизмам взаимодействия между оборудованиями на судне;

3) требования к машинам - требования к определенным видам оборудования, которые по своим габаритам и механизмам предназначены для выполнения наиболее сложных функций на судне и потому относятся к разряду машин;

4) требования к механизмам судов - требования к техническим характеристикам взаимодействия между оборудованиями судна;

5) требования к спасательным и иным средствам - требования о наличии на судне спасательных средств и средств, сопутствующих и обеспечивающих возможность спасания людей в случае чрезвычайных ситуаций и форс-мажорных обстоятельств, а также требования об их исправном состоянии;

6) требования обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и иных плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов (см. комментарий к статье 34.1 КВВТ РФ).

4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит бланкетную норму о проверке судов и иных плавучих объектов, находящихся в бассейне ВВП, в целях осуществления мероприятий по контролю. Так, согласно п. 4 комментируемой статьи и Порядку подготовки и содержания плановых (рейдовых) заданий, утвержденному Приказом Минтранса РФ от 15.08.2012 N 308, такая проверка осуществляется лицами, к полномочиям которых относится осуществление государственного портового контроля, на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна ВВП.

Капитан бассейна ВВП после принятия решения о проверке судна или иного плавучего объекта издает приказ (распоряжение) о назначении проверки. В соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна ВВП о назначении проверки в информационной системе государственного портового контроля формируется в электронном виде плановое (рейдовое) задание. Плановое (рейдовое) задание является неотъемлемой частью (приложением) приказа (распоряжения) капитана бассейна ВВП о назначении проверки.

Плановое (рейдовое) задание содержит следующую информацию:

- основания проведения проверки судна или иного плавучего объекта;

- место, дату и время издания планового (рейдового) задания;

- название и реквизиты администрации бассейна ВВП, в котором производится проверка судна или иного плавучего объекта;

- название, место регистрации, позывной сигнал (при наличии) судна или иного плавучего объекта;

- место проведения проверки судна или иного плавучего объекта;

- название организации по классификации и освидетельствованию судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна или иного плавучего объекта;

- список действий, которые лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, выполняет при проверке судна или иного плавучего объекта;

- фамилию, имя, отчество лица (при наличии), осуществляющего государственный портовый контроль и проверку судна или иного плавучего объекта.

5. Пункт 5 комментируемой статьи содержит бланкетную норму об установлении Минтрансом РФ порядка подготовки и содержание плановых (рейдовых) заданий, порядка назначения проверок судов и иных плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок, порядка централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля, квалификационных и иных требований к лицам, осуществляющим государственный портовый контроль.

Так, например, в соответствии с Порядком централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 15.08.2012 N 309, централизованный учет результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля ведется в электронном виде. Информационная система государственного портового контроля содержит информацию о судах и иных плавучих объектах, о судовых документах, об оценках рисков нарушения обязательных требований на каждом судне или ином плавучем объекте и о результатах проверки судов или иных плавучих объектов лицами, осуществляющими государственный портовый контроль.

6. В п. 6 комментируемой статьи закреплены права капитана бассейна ВВП и лица, осуществляющего государственный портовый контроль. По существу эти права аналогичны правам должностных лиц органа государственного надзора, являющихся государственными транспортными инспекторами. Помимо этого, капитан бассейна ВВП и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, имеют право принимать решения о временном задержании судна или иного плавучего объекта. Временное задержание предполагает запрет на эксплуатацию (пользование) судна в течение определенного времени путем его содержания в специально отведенном месте. Основанием для такого временного задержания является нарушение определенных требований, которые установлены Минтрансом РФ.

Так, согласно Перечню нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или иного плавучего объекта, и предельных сроков этого задержания, утвержденному Приказом Минтранса РФ от 10.04.2013 N 113, к числу таких нарушений относится, в частности:

1) отсутствие на судне судовых документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ РФ;

2) нарушение численности минимального состава экипажа самоходного транспортного судна, устанавливаемой в соответствии с Положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утв. Приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 N 138;

3) несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств капитана судна и членов экипажа судна требованиям, устанавливаемым Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания.

7. Пунктом 7 комментируемой статьи лицу, осуществляющему государственный портовый контроль, предоставлено право разрешить (выдать разрешение) переход судна или иного плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений, предусмотренных вышеуказанным перечнем, в случае если устранение этих нарушений в месте временного задержания невозможно и если такой переход не создаст угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде либо препятствий судоходству. При этом порядок оценки степени невозможности причинения такого вреда в п. 7 комментируемой статье в целом не определен. Полагаем, что в целом положение п. 7 комментируемой статьи является оценочным, и собственно оценку возможности или невозможности причинения вреда будет давать собственно лицо, осуществляющее государственный портовый контроль и выдающее указанное разрешение.

Согласно Порядку и условиям выдачи разрешения на переход судна или иного плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 17.08.2012 N 313, для получения разрешения на переход судна к месту устранения выявленных нарушений капитан судна, судовладелец или представитель судовладельца направляет в адрес инспекции государственного портового контроля заявку на получение разрешения на переход.

К указанной заявке должны быть приложены:

- заключение от организации по классификации и освидетельствованию судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна, о том, что техническое состояние судна позволяет осуществить переход судна к месту устранения выявленных нарушений, и о дополнительных мерах, которые должны быть предприняты на судне до начала перехода;

- подтверждение от организации, которая будет производить устранение выявленных нарушений, которые не могут быть устранены в месте временного задержания судна, о том, что эта организация обладает необходимыми материально-техническими ресурсами, лицензиями и иными предусмотренными законодательством РФ разрешениями на проведение ремонтных работ и может устранить указанные выявленные нарушения.

Технический надзор предназначен для обеспечения безопасности мореплавания. Это значит, что судно может быть допущено к плаванию только после того, как компетентными органами будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.

Такими органами согласно ст. 22 КТМ Российской Федерации являются органы технического надзора и классификации судов, которые уполномочены издавать правила о классификации и постройке судов, надзоре за судами, находящимися в эксплуатации, а также об изготовлении материалов и изделий для судов. Органы технического надзора и классификации имеют право при невыполнении указанных правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств и изымать разрешающие их эксплуатацию ранее выданные такими органами документы (п. 2 ст. 22 КТМ Российской Федерации). В соответствии со статьей 23 КТМ Российской Федерации органы технического надзора и классификации судов осуществляют технический надзор за пассажирскими, грузопассажирскими, нефтеналивными, буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходными судами вместимостью не менее чем 80 тонн, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов. Технический надзор согласно п. 3 ст. 23 за спортивными и прогулочными судами независимо от мощности главных двигателей и вместимости, а также за иными судами, к которым установленные п. 2 ст. 23 правила не применяются, осуществляется органами технического надзора, на которые такой надзор возложен Правительством Российской Федерации. Норма ст. 24 КТМ Российской Федерации "Классификация судов" гласит: "Органы технического надзора и классификации судов в соответствии с их полномочиями присваивают класс судам, указанным в пункте 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Присвоение класса судам удостоверяется классификационными свидетельствами". Судовые документы - это документы, которые обязательно должны иметь суда в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. Перечень обязательных судовых документов, которые должны иметь суда, порядок их выдачи, а также порядок признания документов, имеющихся на судах, плавающих по флагом государства, определяются кодексами торгового мореплавания или морскими или другими морскими законами государства флага судна. Таким образом, для подтверждения права плавать под флагом какого-либо государства судно должно иметь соответствующие документы, выданные компетентными органами для удостоверения национальности судна, его годности к плаванию и др. В ст. 25 КТМ Российской Федерации, ст. 43 КТМ Эстонской Республики, ст. 42 и 43 КТМ Республики Беларусь перечисляются основные судовые документы, предусмотренные законодательством названных государств. Эти документы должны находиться на судне. К судовым документам, определяющим правовое положение судна, относятся документы о его регистрации, подтверждающие право судна плавать под флагом того или иного государства; документы о праве собственности на судно. К документам, подтверждающим состояние судна, относятся различного рода свидетельства. К судовым документам также относятся различные журналы, обязательно ведущиеся на судне, обязательным документом на судне является также судовая роль, т.е. список членов экипажа. Судно, имеющее класс соответствующего классификационного общества (Регистра), обязано иметь классификационное свидетельство. Взаимное признание судовых документов, определяющих годность судов к плаванию и обеспечивающих безопасность мореплавания, осуществляется на основании международных договоров (соглашений о торговом мореплавании). Самым ранним и известным классификационным обществом является Английский Регистр Ллойда (Lloyd's Register of shipping), известными классификационными обществами также являются: Морской Регистр России (Maritime Register of shipping), Норвежский Веритас (Det Nozske Veritas), Японии (Nippon Kaiji Kyokai) и др. В ст.

25 КТМ Российской Федерации перечислены следующие документы: 1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; 2) свидетельство о праве собственности на судно; 3) свидетельство о годности к плаванию; 4) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); 5) мерительное свидетельство; 6) свидетельство о грузовой марке; 7) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью; 8) свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами; 9) свидетельство о предотвращении загрязнения мусором; 10) лицензия судовой радиостанции и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию); 11) судовая роль; 12) судовой журнал; 13) машинный журнал (для судов с механическим двигателем); 14) санитарный журнал; 15) журнал операций со сточными водами; 16) журнал операций с мусором; 17) журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами; 18) журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров; 19) судовое санитарное свидетельство. Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельства о грузовой марке и мерительного свидетельства. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения (п. 2 ст. 25 КТМ Российской Федерации). Суда, используемые в заграничном плавании, должны иметь документы, предусмотренные международными договорами, участником которых является государство флага судна. Например, согласно СОЛАС каждое грузовое судно обязано иметь свидетельство по конструкции, свидетельство о безопасности по оборудованию и снабжению, свидетельство по радиотелеграфии, свидетельство о безопасности по радиотелефонии. В соответствии со ст. 27 КТМ Российской Федерации некоторые категории судов, а именно: "Спортивные, прогулочные и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 кВт и несамоходные суда вместимостью менее чем 80 т должны иметь следующие судовые документы: а) судовой билет (удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту и вместимость судна); б) свидетельство о годности к плаванию; в) судовую роль". Отсутствие на борту судна документов, предписанных национальным законодательством или международным договором, в котором участвует государство, является основанием для отказа на выход такого судна из порта.

Читайте также: