Какие изменения произошли в праве и судебной процедуре в эпоху империи в риме

Обновлено: 16.05.2024

Единственное или, по крайней мере, главнейшее отличие человека от животных заключено в религии. Вся мудрость чело­веческая заключена в одном —познавать и почитать Бога, —та­ков на'ш догмат, таков смысл (нашего учения).

6. Татиан, христианский богослов, II в.

Не хочу царствовать, не желаю быть богатым, отказываюсь от военачалия, ненавижу блуд, я свободен от безумного често­любия, презираю смерть, я выше всякой болезни, печаль не терзает моей души. Если я раб, терплю рабство; если свободен, не хвастаюсь своим благородством. Я вижу, что одно и то же солнце для всех, что одна смерть постигает всех, живет ли кто в удовольствиях или в бедности.

7. Анонимный христианский памятник 11—111 вв. н. э.

В своем отечестве живут они, но как иноземцы. Всякая чужбина для них — отечество, и всякое отечество — чужбина. Они пребывают во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но гражданство имеют на небе. Они повинуются установ­ленным законам и своею жизнью побеждают законы. Они любят всех и всеми преследуются.

ДОСТИЖЕНИЯ РИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

6. Н. Я. Данилевский. Россия и Европа, 1869

Н. Я. Данилевский (1822—1885) — выдающийся российский культуролог.

Политический смысл римлян не имеет себе подобного. Не­большое зерно кристаллизует около себя племена Лациума и подчиняет себе мало-помалу, постепенно, систематически, а не завоевательными порывами — весь бассейн Средиземного мо­ря и всю западную европейскую окраину Атлантического оке­ана Свободолюбивые римляне никогда, однако же, не теряют дара повиновения, дара подчинения своей личной воли воле об­щей, для воплощения которой среди республики оставляется ими место для диктатуры .. Этого мало. Сообразно возрастанию государства они изменяют форму правления, переменяя рес­публику на империю, которая делается учреждением вполне на­родным, держащимся не внешнею силою, — ибо сколько было слабых, ничтожных императоров, — а волею народною, инс­тинктивно чувствовавшей необходимость империи для под­держания разросшегося государства в трудные и опасные вре­мена. Взаимные отношения граждан определяются в продолже­ние государственной жизни Рима самым точным и полным образом и составляют собою совершеннейший кодекс граждан­ских законов.

Но в Риме, так же как и в Греции, рабство составляет основ­ной, фундаментальный факт общественного строя. Культурная деятельность . совершенно незначительна, в науке, в философ­ском мышлении, так же как и в искусствах, за исключением ар­хитектуры, Рим не производит ничего оригинального.

9. О. Шпенглер. Закат Европы, 1918—1922

Цивилизация 1 —неизбежная судьба культуры, Они —завер­шение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение. Они — конец без права обжалования ..

Только это и приводит к пониманию римлян как наследников эллинов Только таким образом и предстает поздняя античность в свете, разоблачающем ее глубочайшие тайны. Ибо что же еще может означать тот факт. . что римляне были варварами, но варварами, не предшествующими великому подъему, а замы­кающими его? Бездушные, далекие от философии, лишенные искусства, с расовыми инстинктами, доходящими до зверства, бесцеремонно считающиеся лишь с реальными успехами, стоят они между эллинской культурой и пустотой. Их направленная только на практическое фантазия .. представляет собою черту характера, которая вообще не встречается в Афинах. Греческая душа и римский интеллект — вот что это такое. Так различаются культура и цивилизация.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст 1. Вспомните, какую роль в жизни циви­лизованных обществ играют письменные законы? В чем их пре­имущества перед обычным правом'' Когда в Риме впервые по­явились письменные законы и при каких обстоятельствах? Ка­кие права личности обеспечивали римские законы? Как эти права охранялись? Какие изменения произошли в праве и су­дебной процедуре в эпоху империи? Объясните, как это было связано с общими политическими процессами. Подумайте, ка­кое значение для взаимоотношений человека и государства имело положение о презумпции невиновности Какая существо­вала связь между гражданскими идеалами римлян и созданным ими правом?

Подведите общий итог и расскажите, какие изменения пре­терпели идеалы римского общества

Вспомните, как христиане относились к государству, в чем ви­дели главный смысл земной жизни

Западноевропейская цивилизация в средние века

Западу, оскудевшему и варваризованному, суждено было на исходе Средневековья об рести новые силы и вырваться на мировые просторы.

В истории цивилизации, как и в человеке скоп жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее.

Жак Ле Гофф, современный французский историк

Варварство против цивилизации

Первое знакомство с германцами произошло еще в I в. до н. э. Тогда некоторые германские племена пере­шли через Рейн и пытались осесть в римской провин­ции Галлии. Но их натиск был отбит, и самый реши­тельный удар нанес знаменитый полководец Юлий Цезарь, отбросивший германцев за Рейн. К концу I в. н. э. по этой реке и пролегла граница, отделяющая римские владения от земель свободных германских племен. Дальше, до Дуная, шли пограничные укреп­ления, которые назывались Римским валом.

Вся их жизнь проходит в охоте и военных заняти­ях: с раннего детства они (закаляются), приучаясь к тяготам их сурового образа жизни.

Юлий Цезарь о воинственных германцах в I в. до н. э.

Это мирное сосуществование было нарушено уже во II—III вв. н. э., когда в движение пришли восточ­ногерманские племена — готы. Поселившись в При­черноморье, они совершали оттуда набеги на импе­рию. В IV в. началось Великое переселение народов — массовые перемещения германских и негерманских племен.

Под натиском гуннов — кочевников тюркского или монгольского происхождения, которые шли с востока на запад, вестготы осели на территории империи, в современной Болгарии, как союзники римлян. Но уже в начале V в. они вторглись в Италию, в 410 г. взяли Рим, а потом перешли в Галлию. Там, в районе совре­менного города Тулузы, в 418г. было создано первое варварское королевство на территории Римской импе­рии.

В начале V в. в Галлию хлынули и другие герман­ские племена (вандалы, аланы и свевы), воспользовав­шиеся тем, что Рим был занят борьбой с вестготами. Особенно опасными были вандалы. Дикие и агрессив­ные, они не шли на договоры с империей, предпочитая совершать набеги и грабить новые и новые территории. В 20-е гг. V в. вандалы разорили богатые приморские города восточного побережья Пиренейского полуостро­ва, а затем высадились в Северной Африке.

Вестготы — западные готы, во 11—111 вв. н. э. рассели­лись по Днестру и Нижнему Дунаю. Остготы — восточные готы — заняли земли на вос­ток от Днестра, до берегов Черного и Азовского морей.

Племя бургундов, живших прежде на Среднем Рей­не, после победы римлян над гуннами было частично переселено к Женевскому озеру. Там в 457 г. появи­лось новое Бургундское королевство, которое вскоре расширилось к северу и вниз по реке Роне, в сторону Прованса.

В этой бурной катастрофической обстановке прак­тически незамеченным прошло знаменательное собы­тие — в 476 г. варварами-наемниками был низложен последний римский император и Западная Римская империя прекратила свое существование. Впрочем, эта дата во многом условна: реально свою власть рим­ские императоры потеряли гораздо раньше.

Между тем на территорию бывшей Западной Рим­ской империи продолжали вторгаться германские пле­мена. Одно за другим образовывались варварские -ко­ролевства.

В 439 г. вандалы создали королевство в Северной Африке. В 486 г. в Северную Галлию вторглись фран­ки, ранее жившие в нижнем течении Рейна. В VI в. Франкское королевство заняло земли в Южной Гал­лии и Бургундии. С середины V в. германские племе­на стали активно осваивать Британию, воюя с мест­ным кельтским населением. В результате к концу VI в. в Британии образовалось семь варварских коро­левств.

Образование варварских королевств не создало об­становки стабильности. Новые государства вели меж­ду собой постоянные войны, их границы были непо­стоянны, а жизнь, как правило, недолговечной.

Так, в 488 г. в Италию вторглись остготы, кото­рые вскоре свергли короля вестготов Одоакра и обра­зовали обширное Остготское королевство, включив­шее в себя Италию, Сицилию, часть Паннонии и Ил­лирии, а позднее — Прованс. Но в 555 г. его завоевала Византия, а затем эта территория была захвачена дру­гим германским племенем — лангобардами.

Эта довольно хаотичная картина дополнялась не­прерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, иранских и славянских племен, еще не создавших собственной государствен­ности.

Волны варварских нашествий постепенно успо­каивались, но обстановка в Западной Европе еще дол­го оставалась напряженной. С VIII до середины XI в. на Западную Европу наводили ужас набеги воинст­венных норманнов — германских народов, населяв­ших скандинавские страны. В конце VII — начале VIII в. молодая исламская цивилизация повела на­ступление на европейский мир и утвердила свое гос­подство над Северной Африкой и большей частью Ис­пании.

Разрушение или созидание?

На Западе появился новый мир, возникший благо­даря слиянию римского и варварского миров.

Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

Население страдало от жестокости завоевателей и голода; пустели города, разрушались бесценные про­изведения искусства, замирала торговля. Росло число запущенных, никем не обрабатываемых земель. Так вырисовывался облик Западной Европы в начале ее су­ществования: огромные пространства лесов и полей с редкими, разобщенными островками деревень.

Современники с ужасом описывали бедствия, обру­шившиеся на некогда процветавшие земли.

На Испанию набросились варвары; с немень­шей яростью обрушились заразные болезни. Голод свирепствует столь жестокий, что люди пожирают человечину. В городах, деревнях, виллах, вдоль до­рог и на перекрестках, здесь и там — повсюду смерть, страдание, пожарища, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей во всеобщем по­жаре.

Современники о событиях V в.

В Остготском королевстве продолжала действо­вать римская система образования, и варвары попол­няли ряды учащихся. Остготский король Теодорих покровительствовал искусствам и наукам, при его дворе творили римские философы, писатели и исто­рики.

Иначе к плодам цивилизации относились те варва­ры, которые не имели опыта общения с римлянами. Лангобарды, покорившие Италию, не были готовы к усвоению античных достижений и потому последст­вия вторжения этого племени оказались гораздо более разрушительными. Но важно было уже то, что варвары захватили цивилизованное пространство: в са­мой Италии и римских провинциях были выстроены акведуки и термы, возвышались древние города, ук­рашенные храмами и статуями. Это пространство не могло исчезнуть сразу, как и старые социальные от­ношения и законы, как и люди, вскормленные куль­турой Рима.

Но для становления будущей западноевропейской цивилизации имело значение не только культурное наследие Рима, которое в той или иной степени пере­нимали варвары. В эпоху ее детства произошел важ­нейший сдвиг — переход к феодализму. И этот слож­нейший процесс развивался при самом активном участии варваров. Некоторые элементы феодализма появились, правда, и в Римской империи накануне ее гибели (труд колонов), но окончательно новые соци­ально-экономические отношения утвердились на большей части территории Европы через взаимодей­ствие позднего римского общества с варварским. Такой путь развития феодализма называется син-тезным.

Каким образом происходил синтез? На террито­рии бывшей Римской империи частично были унич­тожены, а частично еще сохранялись большие по­местья римской знати. Но, как вы помните, их вла­дельцы в основном использовали труд колонов, а ра­бов сажали на землю и давали им возможность вести собственное хозяйство. И колоны, и рабы, посажен­ные на землю, фактически были арендаторами. Ря­дом с такими поместьями селились общины герман­цев. К V—VI вв. германская община уже начала рас­слаиваться: ее члены имели участки земли, которые можно было продавать, покупать, дарить или заве­щать, т. е. пользоваться ими как частной собственно­стью. В коллективной собственности общины остава-

лись только леса, пустоши и пастбища. Благодаря расслоению общины и возможности покупать и про­давать землю среди германцев росло крупное земле­владение.

Так зарождались два класса феодального общества: феодалы — собственники земли, и крестьяне, полу­чавшие землю от феодалов под определенные условия, т. е. зависимые крестьяне. Феодала и зависимого крестьянина связывало нечто вроде взаимного догово­ра: феодал не мог использовать свою землю без труда крестьянина, а тот не имел своей собственной земли, а кроме того, остро нуждался в ту неспокойную эпоху в военной защите.

Но феодализация общества проходила в разном темпе даже в тех регионах Западной Европы, где осу­ществился синтез римского и варварского миров. Бы­стрее всего становление феодализма шло там, где рим­ские и варварские начала были уравновешены (в Севе­ро-Восточной Галлии), медленнее — там, где варвары не сумели разрушить римские рабовладельческие вил­лы (Италия), и там, где римские начала были слиш­ком слабыми (Британия, Германия между Рейном и Эльбой) или отсутствовали вообще (Скандинавия). Соответственно в Северо-Восточной Галлии феодализм утвердился уже в VIII—IX вв., в Италии — к Хв., в Британии — к XI в., в Германии — только к XII сто­летию.

Единство или многообразие Европы?

Третья доля земли зовется, братья, Европой. Много живет в ней племен: названьями, нравами, бытом, Речью и верою в Бога они друг от друга отличны.

Средневековый поэт монах Эккехарт, X в.

Западноевропейская цивилизация, какой мы зна­ем ее сейчас, — это сложный комплекс, состоящий из различных и весьма многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными узами. Но эта особая форма союза сло­жилась не сразу.

На первых порах Западная Европа состояла из ря­да разобщенных и довольно неустойчивых варвар­ских королевств. На их территориях, кроме самих варваров, жило местное римское население, резко от­личавшееся от завоевателей по уровню культуры. Германские племена не были едины: они отличались друг от друга по языку и обычаям, даже те, кто при­нял христианство, продолжали верить в своих старых богов.

И все-таки идея политического единства Европы появилась достаточно рано — на рубеже VIII—IX вв. Ее родиной стало Франкское королевство, которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизнеспособным и сильным государством.

Достигнув наивысшего расцвета при короле Кар­ле Великом (годы правления 768—814), который ак­тивно вел завоевательную политику, оно превра­тилось в огромную империю, объединившую различ­ные племена. Ее границы простирались от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемских гор и Венского леса на востоке (см. карту на с. 136).

Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непроч­ным образованием и распалась вскоре после смерти своего создателя. Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Ве­ликого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, вклю­чавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лота-ря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств — Франции, Германии и Италии.

Священная Римская империя была, по сути, доста­точно рыхлым образованием. Она не могла помешать основной тенденции политического развития Евро­пы — выделению самостоятельных национальных го­сударств. Это был длительный и мучительный про­цесс, сопровождавшийся войнами и переделами гра­ниц, процесс, который не завершился даже на исходе средневековья.

Каролингская империя, Византия и исламский мир в начале IX в.

Г I Империя Карла Великого

Г I Византийская империя

И все-таки империи Карла Великого и Оттона I вы­полнили свою объединяющую роль, которая прояви­лась и в международных отношениях внутри Европы, и в утверждении идеи о связи молодой западноевро­пейской цивилизации с ее великим предшественни­ком — Римом.

Идея единства западноевропейской цивилизации постепенно формировалась и под воздействием рим­ско-католической церкви, которая претендовала на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознание своей па­ствы идею о существовании особого христианского мира, отделенного от других стран исключительно­стью вероисповедания.

Но главным источником единства в историческом развитии разноплеменной Европы были общие циви-лизационные основы: наследие античности и варвар­ского германского мира. Огромное значение имели и контакты (политические, экономические, культур­ные) между европейскими странами: они связывали их в систему одной цивилизации.

Разные регионы Европы не были одинаковы. Те или иные изменения возникали в них несинхронно, каждая страна имела свою специфику. Но эту несинх­ронность помогали выправлять связи и даже само со­седство с теми странами, в которых быстрее зарожда­лись новые тенденции. Различные европейские стра­ны вносили свой вклад в жизнь всей цивилизации. Некоторые историки считают, что в этом — одна из причин ее динамичности и долголетия.

Читайте также: