Какие чрезвычайные судебные органы были образованы в 30 е годы в судебной системе ссср

Обновлено: 04.07.2024

Революция 1917 года привела к возникновению Советской России, которая в процессе строительства своей судебной системы отвергла институт присяжных заседателей и отдала предпочтение народным заседателям.

Декрет о суде №1, утвержденный советом народных комиссаров 22 ноября 1917 года, ликвидировал дореволюционную судебную систему общего суда. Взамен были созданы местные суды, состоявшие из профессионального судьи и двух представителей общественности – народных заседателей, объединенных в одну коллегию. Народные заседатели избирались местными советами. Судьи были сменяемы, что соответствовало политической ситуации. Кассационными инстанциями стали уездные и столичные съезды местных судей.

Решение дел о контрреволюции и саботаже вменялось еще одному звену судебной системы – революционному трибуналу.

Упомянутым Декретом были ликвидированы адвокатура и прокуратура, а деятельность мирового суда - приостановлена. Приостановленная деятельность мировой юстиции так и не возобновилась за все время существования советской государственности.

Итог первому этапу становления единого советского суда, унифицировавшего судебную систему, подвел документы от 30 ноября 1918 года, именуемый Положением о народном суде РСФСР. Народные суды комплектовались при активном участии советов и их исполнительных комитетов. Народные суды, состоящие из одного народного судьи и нескольких народных заседателей (количество народных заседателей для каждого суда определялось исполкомом), рассматривали уголовные, гражданские, административные дела по их территориальной и иных видах подсудности с учетом полномочий судов на рассмотрение определенных дел. В дальнейшем советская судебная система существенных изменений в принципах ее организации не претерпела, и всегда суд зависел от органов государственной власти.

Советское государство в своей первой Конституции 1918 года закрепило диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства. В соответствии с официально признанными государством марксистско-ленинскими положениями провозглашалось, что после социалистической революции и до полной победы коммунизма (когда государство должно отмереть вообще) не может быть никакой другой государственности, кроме диктатуры пролетариата с присущими ей принципами, институтами, нормами, методами осуществления политической власти. Несмотря на то, что с первых лет советское законодательство интенсивно развивалось, представления о месте и роли права при социализме были размыты. Считалось, что право при социализме тормозит движение к коммунизму.

Вместе с тем, как в первую, так и во все последующие советские конституции закладывались правовые нормы, регламентирующие деятельность и организацию суда, эталонные. Однако между конституционными декларациями и реальной действительностью пролегала безраздельная пропасть, порожденная всевластием партии большевиков, затем коммунистов.


Роль государственно-правовых начал в общественной и политической жизни недооценивалась. Отсутствие демократических традиций, внушенная и подогреваемая вера в скорейшее построение коммунизма с его системой распределения и уравниловки (или скорее усредненность) тормозили темпы и не способствовали развитию методов советского государственно-правового строительства.

Ожесточилась централизация и карательно-приказные нормы и методы управления. Положения, записанные в Конституции и текущем законодательстве, превращались в фикцию, поскольку не соответствовали реалиям жизни. Вскоре в стране сложился и окреп режим сталинской деспотии, в условиях которой стали возможны массовые репрессии и террор против собственного народа.

10 июля 1934 года ЦИК (Центральный исполнительный комитет) СССР принял постановление, согласно которому дела о контрреволюционных преступлениях и против порядка управления передаются вновь организованным специальным коллегиям в составе председателей и двух членов суда, состоящим при Верховном суде СССР, верховных судах союзных республик, краевых и областных судах.

Дела об измене родине, шпионаже, терроре и диверсиях подлежали рассмотрению военной коллегией Верховного суда СССР и военных трибуналов округов.

Дела о преступлениях на железнодорожном и военном транспорте должны рассматриваться в Транспортной и Водной коллегиях Верховного Суда СССР, в линейных железнодорожных и водных судах. Учреждалась также Судебно-надзорная коллегия Верховного Суда СССР.[1]

Сродни особым совещанием стали военные, линейные, лагерные суды и спецколлегии.

Все приговоры выносились обвинительные и предельно строгие.

Если какой-либо судья забывал о роли суда как партийно-чекистской системы, его отзывали, нередко следовало и более серьезное наказание.

Оправдательные приговоры начали появляться в судах только в шестидесятых годах. До этого, начиная с 1917 года, уголовная ответственность и правила судопроизводства фактически определялось партийными установками.

Конституция СССР 1936 г. определила структуру и принципы де­ятельности судебной системы государства и органов прокуратуры, которые нашли развитие в Законе о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик принятом в августе 1938 г.

Суды СССР были разделены на две группы:

• суды первой группы - суды союзные, к ним относились: Верхов­ный Суд СССР; специальные суды: военные трибуналы, линей­ные суды железнодорожного и водного транспорта;

• суды второй группы - суды союзных республик: Верховные суды союзных республик; областные (краевые), районные и городские народные суды.

Правосудие должно было, прежде всего, защищать общественное и государственное устройство СССР, социалистическую систему хо­зяйства и социалистическую собственность.

В Законе были сформулированы принципы отправления правосудия: единый и равный суд для всех граждан СССР; единое и обязательное

для всех судов законодательство; процессуальная независимость судей; национальный язык судопроизводства; рассмотрение дел во всех судах СССР с участием народных заседателей; выборность судей и народных заседателей; открытое разбирательство дел в судах (за исключением слу­чаев, оговоренных в законе); обеспечение обвиняемому права на защиту.

Основным звеном судебной системы был народный суд, судьи кото­рого избирались на 3 года гражданами на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Остальные судьи избирались соответствующими советами сроком на пять лет. Народные заседатели также избирались советами.

К компетенции областных (и им равных) судов относились уголов­ные дела о контрреволюционных преступлениях, об особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях со­циалистической собственности, об особо важных должностных и хо­зяйственных преступлениях, а также отнесенные законом к их ведению гражданские дела по спорам между государственными и обществен­ными учреждениями, предприятиями и организациями. Кроме того, эти суды являлись кассационной инстанцией - рассматривали жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов.

Верховный суд союзной республики являлся высшим судебным ор­ганом, на который возлагался надзор за судебной деятельностью всех республиканских судов. Кроме того, он мог рассматривать по сущест­ву уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к его ведению.

Закон о судоустройстве (1938 г.) подтвердил принцип построения военных трибуналов применительно к общей организации вооружен­ных сил (специальные суды СССР).

Система военных трибуналов состояла из двух звеньев: военные трибуналы округов, фронтов и флотов, которые действовали как суды первой, кассационной и надзорной инстанции; военные трибуналы армий, корпусов, иных воинских соединений и военизированных учреждений, рассматривавшие дела только в качестве судов первой инстанции.

К компетенции военных трибуналов относились дела о воинских преступлениях, а также об иных преступлениях, отнесенных законом к их ведению (все дела о шпионаже, хищении оружия и боеприпасов;

должностные преступления начсостава гражданского воздушного флота, милиции и органов государственной безопасности). С 1940 г. к подсудности военных трибуналов стали относиться все уголовные дела о преступлениях военнослужащих. Характерной тенденцией ста­ло расширение подсудности военных трибуналов.

Верховный Суд СССР определялся как высший судебный орган.

Закон о судоустройстве. освободил судебные органы от функций судебного управления.

На Наркомат юстиции СССР, образованный в июле 1936 г., были возложены задачи: организация соответствующих судебных учрежде­ний, выборы судей и народных заседателей, руководство организаци­ей нотариальных контор, адвокатуры, систематизация и кодифика­ция законодательства

Прокуратура СССР была образована 20 июня 1933 г. Вместо Про­курора Верховного Суда СССР была учреждена должность Прокуро­ра СССР.

17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о прокуратуре СССР. Основной задачей прокуратуры являлось: укрепление социа­листической законности; охрана общественной собственности от по­кушений со стороны противообщественных элементов на всей тер­ритории СССР.

На прокуратуру СССР были возложены: надзор за соответстви­ем постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти - Конституции СССР, постановлениям и распоряжениям правительства; наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; возбуждение уголовного преследования и поддержа­ние обвинения во всех судебных инстанциях; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции и исправительно-трудо­вых учреждений; общее руководство деятельностью прокуратурами союзных республик.

В Конституции СССР (1936 г.) был закреплен принцип строгой централизации прокуратуры и ее независимость от каких-либо мест­ных органов. Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на семь лет.

Республиканские, краевые, областные прокуроры назначались Прокурором СССР на пятилетний срок, а районные и го­родские прокуроры назначались прокурорами союзных республик с утверждением Прокурора СССР также на пять лет.

В целом Прокуратура СССР состояла из следующих звеньев: терри­ториальная прокуратура; военная прокуратура; военно-морская про­куратура; прокуратура железнодорожного транспорта; прокуратура водного транспорта; прокуратура по специальным делам.

При НКВД СССР, образованном в 1934 г., было учреждено Осо­бое совещание, наделенное правом применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительные лагеря на срок до пяти лет в отношении лиц, признанных общественно опасными. Возглавлял Особое совещание нарком внутренних дел СССР, в его состав входили: заместитель наркома, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник ГУРКМ и нарком внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло уголов­ное дело. В заседаниях обязательно участвовал Прокурор СССР или его заместители.

Особое совещание НКВД СССР также стало применять высшую меру наказания.

рассмотрения дел арестованных. Они должны были завершить ра­боту в двухмесячный срок рассмотреть дела арестованных и имели право выносить приговоры к высшей мере наказания, которые при­водилось в исполнение немедленно.

26 ноября 1938 г. в приказе Наркома внутренних дел СССР было указано, что на Особое совещание должны направляться дела с за­ключением прокурора только в тех случаях, когда в деле имеются обстоятельства, препятствующие передаче дела в суд. К их числу от­носились опасность расшифровки ценного агента, невозможность в судебном порядке использовать доказательства, изобличающие ви­новность арестованного, когда его виновность несомненна. При Осо­бом совещании был создан Секретариат, который производил пред­варительную проверку и подготовку дел к заседанию.

В 1922–1926 гг. была перестроена судебная система, учреждены адвокатура, прокуратура и нотариат, реорганизованы органы государственной безопасности и милиции.

В основу судебной реформы были положены идеи об учреждении институтов прокуратуры и адвокатуры, упразднении всех чрезвычайных судов и создании на демократических принципах единой системы судебных органов.

В октябре 1922 г. ВНИК утвердил положение о судоустройстве РСФСР, которое определило, что задачами советских судов являются:

– во-первых, защита завоеваний пролетарской революции;

– во-вторых, обеспечение интересов государства, а также прав трудящихся и их объединений.

Основным звеном судебной системы стал районный народный суд, действовавший, как правило, в составе постоянного судьи и двух народных заседателей. Он должен был рассматривать до 90 % всех дел.

Областной (губернский) суд стал первой инстанцией по наиболее важным уголовным и гражданским делам и второй (кассационной) инстанцией – для районных народных судов.

Верховный Суд РСФСР стал первой инстанцией для дел особой государственной важности, кассационной инстанцией – для областных (губернских) судов. Кроме того, Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами республик. С этой целью он мог в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР, давать разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

Предварительное расследование уголовных дел должны были осуществлять народные следователи, состоявшие при областных (губернских) судах и Верховном Суде РСФСР. Завершением преобразований судебных органов являлось учреждение при ЦИК СССР Верховного Суда СССР, а также должности прокурора Верховного Суда СССР.

Сложившаяся система судебных и прокурорских органов, а также адвокатуры и нотариата была закреплена в Основах судоустройства СССР и союзных республик, принятых ЦИК СССР в октябре 1924 г.

Органы военной прокуратуры были созданы одновременно с общей прокуратурой в 1922 г. Военные прокуроры учреждались при всех видах трибуналов. Во главе военной прокуратуры находился помощник прокурора республики. После образования СССР органы военной прокуратуры были переданы в подчинение прокуратуре Верховного Суда СССР. С этого времени военная прокуратура стала представлять собой единую централизованную систему во главе с прокурором Верховного Суда СССР и его помощником по Военной коллегии Верховного Суда СССР.

В целом в результате судебной реформы в Советской России были сформированы некоторые демократические начала отправления правосудия, образованы адвокатура и прокуратура, создана единая система судебных органов.

Вместе с тем сначала временно, а с 1926 г. на постоянной основе сохранялись особые судебные органы в виде военных трибуналов. Кроме того, начиная с 1922 г., стали создаваться органы внесудебных репрессий в виде Особой комиссии НКВД РСФСР, Особого совещания ОГПУ СССР.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Создание единой правовой и судебной системы

Создание единой правовой и судебной системы Большую роль в укреплении центральной государственной власти сыграло развитие общерусского феодального права, создание единого кодекса законов, действие которых распространялось на всю территорию Русского государства.В

Изменения в судебной системе

Изменения в судебной системе Высшей судебной властью обладал царь. Все наиболее важные и сложные дела поступали к нему на утверждение. Царь единолично рассматривал многие дела.Следующей судебной инстанцией был Сенат, куда подавали апелляции по делам, рассмотренным

Кодификация законов и реформирование судебной системы

Кодификация законов и реформирование судебной системы Практически сразу же после вступления на престол по распоряжению Николая было сформировано II отделение Канцелярии для систематизации и публикации законов Российской империи. Руководителем кодификационных работ

Глава 7. Еда и организация частного и общественного кулинарного производства в годы НЭПа. 1922—1926

Глава 7. Еда и организация частного и общественного кулинарного производства в годы НЭПа. 1922—1926 НЭП как исторический период в истории советского государства промелькнул, как краткий кинокадр, оставив четкую память о своем названии, хронологических рамках существования

В Народной судебной палате

ГЛАВА XVIII О судебной власти в римском государстве

ГЛАВА XVIII О судебной власти в римском государстве Судебная власть была предоставлена народу, сенату, государственным сановникам и судьям. Надо рассмотреть, как она была распределена. Начинаю с дел гражданских.Консулы судили после царей, а преторы — после консулов.

Реформа судебной системы в Египте

Предатель или жертва судебной ошибки?

Восстановление народного хозяйства в 1922—1926 гг.

Восстановление народного хозяйства в 1922—1926 гг. В 1922 г. в стране имелось 5 общественно-экономических укладов.1.Патриархальное (беднейшее) крестьянское хозяйство, основанное на личном труде и являвшееся натуральным.2.Середняцкое (бедное) крестьянское хозяйство и хозяйство

58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В 1930–1941 гг. ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО И УГОЛОВНОГО ПРАВА

58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В 1930–1941 гг. ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО И УГОЛОВНОГО ПРАВА Правовая система СССР (и соответственно РСФСР) в 1930–1941 гг. характеризуется прежде всего все большим сращиванием партийных (большевистских) и государственных (советских)

Слом прежней системы государственной власти в 1917 г. повлек за собой и упразднение ранее существовавших правоохранительных и судебных органов. Период с 1917 по 1922 г. характеризовался поиском приемлемых форм осуществления правосудия и органов, реализующих функции судов в условиях формирования новой системы государственной власти и граж­данской войны.

Для разрешения правосудия по уголовным делам на фронтах также создавались местные суды, которые избирались полковыми советами, а где их нет — полковыми комитетами.

Декрет о суде № 1 имел несколько особенностей, которые по своей сущности имели отличие от других законов, регламентирующих правосудие рассматриваемого периода. Местные суды должны решать правосудие от имени РСФСР. При этом при вынесении судебных решений они должны были руководствоваться законами свергнутых правительств только в той части, в которой используемые законы не отменены революцией и не противоречили революционной совести и революционному правосознанию. Отмененными считались все законы, которые противоречили декретам ЦИК, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программам РСДРП.

Этим же Декретом было предусмотрено создание революционных трибуналов для борьбы с контрреволюционными преступлениями.

Декрет о суде № 2 отменял апелляционный порядок обжалования судебных решений и допускал только кассационный порядок обжалования судебных решений (ст. 4). При этом в качестве кассационных инстанций для судебных решений, принятых окружными народными судами, выступающими в качестве суда первой инстанции при рассмотрении дел по существу, создавались постоянные члены окружных народных судов. При этом суд кассационной инстанции имел право отменить судебное решение нижестоящего судебного органа при наличии двух оснований:

1) факта признания обжалованного судебного решения несправедливым;

2) формальных нарушений, признанных судом кассационной инстанции существенными. Кроме того, кассационному суду принадлежало право на помилование и смягчение наказаний (ст. 5).

К концу гражданской войны возникла необходимость упорядочить существующую судебную систему. В 1922 г. были упразднены революционные трибуналы. В этом же году было принято первое советское Положение о судоустройстве, в результате применения которого сложилась новая судебная система. Она состояла из трех звеньев. Основным звеном стали районные (городские) народные суды, действовавшие в составе судьи и народных заседателей. Судами среднего звена стали губернские суды. Выс­шим судебным органом — Верховный Суд РСФСР. В 1923 г. в связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР.

Эта система сохраняла свои существенные черты долгие годы. Принятие в 1958 г. Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, Конституции СССР 1977 г., Закона о судоустройстве СССР 1981 г. вносило лишь отдельные незначительные корректировки в существующую судебную систему, не затрагивая в целом основ ее организации и сущности.

Социально-экономические, политические и идеологические изменения в конце 80-х — начале 90-х гг., развал СССР поставили на повестку дня вопрос о необходимости радикального реформирования судебной системы. С 1991 г. начала осуществляться судебно-правовая реформа, Концепция которой была утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР. В контексте данной реформы изменению были подвергнуты фундаментальные принципы, на которых основывалось судоустройство, изменилась не только система судебных органов, но и роль суда, его функции и т.д. (см. гл. 4, 6 настоящего учебника).

1.4.Становление и развитие института военных судов в России

Воеводский суд и суды полковых судей по существу были прообразом военных судов в России. Однако эти суды нельзя было назвать судами по существовавшим тогда в Европе юридическим понятиям.

Вместе с тем можно сделать вывод, что зарождение военных судов обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий.

В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно с развитием других государственных органов и армии. Особенно значимые изменения в системе военных судов произошли в годы правления Петра I.

Это были суровые, в духе времени, законы. Достаточно сказать, что смертная казнь предусматривалась Уложением в 52 случаях, а Кратким артикулом — в 65. Жестоко каралась трусость: за побег с поля боя виновного, независимо от чина, разрешалось убивать без суда. Как преступление рассматривалось пьянство офицеров.

Согласно Уставу были предусмотрены коллегиальные военные суды (кригсрехты) трех видов:

— высший (генеральный кригсрехт) суд в составе председателя — фельдмаршала или старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двух полковников. Ему были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями;

— низший (полковой кригсрехт) суд в составе председателя полковника и шести офицеров, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение;

— скорорешительный суд — для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматривать все дела, подсудные полковому суду.

Руководство учрежденными в 1720 г. Петром I военными и военно-морскими судами первоначально осуществляли главные военно-административные органы — Военная (Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии, а в дальнейшем их структурные подразделения, части, которые не единожды императорскими указами переименовывались — Аудиторский департамент, Генерал-Аудиториат, Главный военный и Главный военно-морской суды. Судебную компетенцию этих высших военно-судебных учреждении составляли следующие основные полномочия:

— конфирмация приговоров (утверждение приговоров, с правом изменения их сути),

Правомочием действовать в качестве суда первой инстанции они не наделялись.

В 1711 г. был учрежден Сенат как высшая судебная инстанция государства, подсудность которого распространялась и на чинов военного ведомства. Например, дела о казнокрадстве военнослужащих рассматривались с участием представителей от Военной коллегии.

Так, датой учреждения в Москве постоянного нижнего военного суда в соответствии с гл. 50 Воинского устава следует считать Указ Петра I от 15 февраля 1723 г.

Военный суд был образован в 1723 г. и в Санкт-Петербурге, однако вскоре был ликвидирован. В качестве постоянно действующего органа 16 августа 1724 г. в северной столице начала функционировать постоянная военно-судебная комиссия во главе с Петербургским комендантом, исполнявшим обязанности ее президента, т.е. председателя.

В 1867 г. в контексте знаменитых реформ Александра II был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым стала создаваться новая военно-судебная система. В нее входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями — в Сибири и на Кавказе.

Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны быть офицерами и иметь юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя.

Суд присяжных, учрежденный в системе общих судов, в армии не вводился.

Данная система военных судов просуществовала до 1917 г.

Полковой командир имел право осуществлять надзор над про­изводством в полковом суде и разрешал жалобы на его действия и решения, а также утверждал приговоры суда.

В то же время сложная политическая обстановка, условия гражданской войны требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособности Красной Армии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские же судебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не обеспечивали оперативного разрешения дел, особенно в условиях боевых действий, судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы. Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 г. стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате их преобразования называться военными трибуналами.

Для организации единого управления разрозненно создававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики 14 октября 1918 г. учредил в своем составе Революционный военный трибунал Республики (РВТР).

Революционные военные трибуналы в период гражданской войны находились в политическом и организационном подчинении у политических органов и военного командования.

И первые годы после Октябрьской революции революционные военные трибуналы действовали на основании принятых о них положений от 4 февраля 1919 г., 20 ноября 1919 г.

Высшим звеном системы военных трибуналов являлся Революционный военный трибунал при Революционном Военном Совете Республики. Нижестоящими звеньями системы военных трибуналов были революционные военные трибуналы фронтов, армий и их отделения в дивизиях.

После гражданской войны в правовом положении военных трибуналов произошли изменения. В июне 1921 г. был учрежден Верховный трибунал в качестве кассационно-надзорного органа для всех трибуналов. В его составе была образована Военная коллегия, которая в январе 1923 г. была включена в состав Верховного Суда РСФСР, а в апреле 1924 г., с образованием Верховного Суда СССР, Военная коллегия включена в его состав и все воен­ные трибуналы стали судами Союза ССР.

По Положению о судоустройстве РСФСР 1922 г. (ст. 86) военно-судебные учреждения состояли: при революционных военных советах военных округов и фронтов — военные трибуналы военных округов и фронтов; при корпусах — военные трибуналы корпусов; при дивизиях — дивизионные отделы окружных военных трибуналов. Они фактически превратились в специализированные судебные органы для осуществления правосудия в вооруженных силах.

В последующем задачи, компетенция и система военных трибуналов определились общесоюзными Положениями о военных трибуналах 1926 г., а затем 1958 г. и 1980 г.

Общее руководство деятельностью военных трибуналов принадлежало Верховному Суду СССР, а непосредственное руководство и управление военными трибуналами осуществляла Военная коллегия Верховного Суда СССР.

По Закону о судоустройстве СССР 1938 г. военные трибуналы относились к специальным судам и рассматривали дела о воинских преступлениях и некоторых других преступлениях, отнесенных к их подсудности (ст. 58).

В связи с возникновением угрозы войны произошло расширение подсудности уголовных дел военным трибуналам. Им стали подсудны дела обо всех преступлениях военнослужащих и военнообязанных во время прохождения последними учебных сборов. Это положение о подсудности дел военным судам сохранено в законодательстве до сего времени.

В период войны военные трибуналы действовали при военных округах, фронтах и военно-морских флотах, при армиях, корпусах и иных воинских соединениях и военизированных учреждениях,

В связи с объявлением в г. Москве осадного положения постановлением Государственного Комитета Обороны от 20 октября 1941 г. все гражданские суды, как и органы прокуратуры, столицы были переформированы в военные трибуналы и военные прокуратуры.

Основные усилия военных трибуналов были направлены на борьбу с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями и другими опасными преступниками. В отношении лиц, совершивших менее опасные преступления, широко применялось законодательство об отсрочке исполнения приговора с направлением в действующую армию.

После окончания Великой Отечественной войны все военные трибуналы стали применять законодательство мирного времени. С принятием в 1957 г. Положения о Верховном Суде СССР, а в 1958 г. нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция военных трибуналов, которая стала строго определяться общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на безопасность и боеготовность Вооруженных Сил СССР.

Закон СССР от 25 июня 1980 г. утвердил новую редакцию Положения о военных трибуналах. Система военных трибуналов состояла из военных трибуналов видов войск (военный трибунал Ракетных войск стратегического назначения), военных округов (флотов) и военных трибуналов гарнизонов.

Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов осуществляла Военная коллегия Верховного Суда СССР, а организационное руководство осуществлялось Министерством юстиции СССР и его Управлением военных трибуналов, которые были созданы в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1971 г. Сохранялась определенная зависимость военных трибуналов от Министерства обороны СССР. Так, установление структуры и штатов военных трибуналов находилось и совместном ведении Министерства юстиции и Министерства обороны, личный состав военных трибуналов и Военной коллегии входил в штатную численность Вооруженных Сил и обеспечивался всеми видами довольствия наравне с личным составом частей и учреждений Министерства обороны. Через соответствующие органы этого министерства осуществлялось также материально- техническое снабжение военных трибуналов, их финанси­рование, обеспечение транспортом, средствами связи и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте дореформенный период развития российской судебной системы.

2. Какова сущность преобразований в судебной системе, осуществившихся в 60-х гг. XIX в.?

3. В чем, по вашему мнению, заключаются основные итоги судебной реформы 1864 г.?

4. Какие преобразования претерпела российская судебная система в послеоктябрьский период?

5. Охарактеризуйте основные черты судебной системы Российской Федерации на рубеже XX и XXI вв.

6. Как происходило становление и развитие института военных судов в России?

7. Какие факторы влияли на формирование института военных судов в России?

[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 93.

[2] Байчурин И. Есть такой факультет — православной культуры // Ориентир. 1997. № 3. с. 29-30.

[3] См.: Челъцов-Бебутов М. А. Курс советского уголовно-процессуального права. М., 1957. Т. 1. С. 627. Другого мнения придерживался Б. Сыромятников, который считал, что основным судом рассматриваемого периода был суд самой общины (см.: Очерк суда древней и новой России // Судебная реформа : сб. / под ред. Н. Давыдова и Н. Полянского. М., 1915. С. 47.

[4] Юшков С. В. История государства и права. М.: Юриздат, 1947. Ч. 1. С. 121.

[5] См.: Чельцов-Бебутов М. А. Указ. соч. С. 648.

[6] См.: Очерки истории СССР. XIV-XV вв. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. Т. 2. С. 59.

[7] См.: Чельцов-Бебутов М. А. Указ соч. С. 649.

[8] См.: Там же. С. 656.

[10] См.: Ключевский В. О. Курс русской истории. 4-е изд. М., 1911. Ч. 2. С. 433.

[12] См.: Хрестоматия по истории СССР. М„ 1940. Т. 1. С. 380-385

[13] См.: Гуценко К. Ф. Ковалев М. А. Правоохранительные органы : учебник. М„ 1997. С. 236.

[14] См.: Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. М., 1997. С. 206; Аксаков И. С. Соч. М., 1887. Т.4. С. 525: Кони А. Ф. Собр. соч. В 8 т. М„ 1967. Т. 4. С. 320.

[15] Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 2003. С. 34.

[16] Чельцов-Бебутов М. A. Kvpc советского уголовно-процессуального права. М., 1957. Т. 1.С. 744-745.

[17] Джаншиев Г. А. Основы судебной реформы. М., 2004. С. 40.

[18] Середонин С. М. Исторический обзор деятельности комитета министров // Судебная власть России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М.: Мысль, 2003. М., 2003. Т. 3. С. 239.

[19] Победоносцев К. Юридические заметки и вопросы // Судебная власть России. История. Документы. С. 265.

[20] Кони А. Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Судебная власть России. История. Документы. С. 159.

[21] Джаншиев Г. А. Указ соч. С. 40.

[22] См.: Кони А. Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Судебная власть в России. История. Документы. С. 158.

[23] Бочкарев В. Дореформенный суд // Судебная власть в России. История. Документы. С. 165—166.

[24] Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. С. 34.

[25] См.: Кони А. Ф. История развития уголовно-процессуального законодательства в России // Судебная власть России. История. Документы. С. 158.

[26] См:. Джаншиев Г. А. Указ. соч. С. 43.

[27] См.: Челъцов-Бебутов М. А. Курс советского уголовно-процессуального права. М„ 1957. Т. 1. С. 743.

[28] См.: Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. С. 34.

[29] Цит. по: Бочкарев В. Указ. соч. С. 162—163.

[30] Победоносцев К. Указ соч. С. 267.

[31] Бочкарев В. Дореформенный суд // Судебная власть в России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М.: Мысль, 2003. Т. 3. С. 162-163.

[32] Джаншиев Г. А. Указ. соч. С. 44.

[33] Колмаков Н. М. Старый суд // Судебная власть в России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М. :Мысль, 2003. Т. 3. С. 241.

[34] Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 2003. С. 33—34.

[35] Колмаков Н. М. Старый суд // Судебная власть в России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М. : Мысль, 2003. Т. 3. С. 240-243.

[36] Джаншиев Г. А. Указ. соч. С. 42, 44.

[37] Чичерин Б. Несколько современных вопросов // Судебная власть России. История. Документы. С. 268.

[38] См.: Калинин Ю. А. Производство по уголовным делам в окружных судах Российской империи. М„ 2009. С. 24.

[39] Судебные уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений, на коих они основаны. СПб., 1867. Ч. III. С. 13-252.

[40] Подробнее см.: Петухов Н. А. История военных судов России : монографии / под ред. В. М. Лебедева. М„ 2003. 352 с.

[41] См.: Судебная власть в России. История. Документы / под общ. ред. О. Е. Кутафина, В. М. Лебедева, Г. Ю. Семигина. М.: Мысль, 2003. Т. 3. С. 398,416.

Читайте также: