Какая судебная инстанция возглавляет судебную систему японии по конституции 1946

Обновлено: 15.05.2024

Действующая Конституция Японии формально является серией поправок в Конституцию Мэйдзи, однако традиционно считается отдельной Конституцией. Конституция Японии вступила в силу 3 мая 1947 года и с тех пор не изменялась ни разу.

Действующая Конституция была создана на основе прежней Конституции Японии и требований американских оккупационных властей, которых возглавлял генерал Мак-Артур.

В тексте Конституции были учтены ошибки, приведшие страну к поражению во Второй мировой войне.

Русский перевод к статьям конституции дается общий, а не дословный.

Нажми мышкой на в нужном поле и, после выделения ссылки, выбери пункт - "копировать"

Конституция Японии: Раздел 6 - Судебная власть

Ниже приведен текст конституции Японии на японском языке.

Дан примерный перевод на русский язык

Уровень сложности - для продвинутых

  • Текст на японском языке
  • На русском языке

Статья 76. Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и таким судам низших инстанций, которые будут учреждены законом. Не могут учреждаться никакие особые суды. Административные органы не могут осуществлять судебную власть с правом вынесения окончательного решения. Все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести; они связаны только настоящей Конституцией и законами.

Статья 77. Верховный суд наделен властью устанавливать правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами. Прокуроры должны следовать правилам, устанавливаемым Верховным судом, Верховный суд может делегировать судам низших инстанций право устанавливать правила своей работы.

Статья 78. Судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Административные органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыскания.

Статья 79. Верховный суд состоит из главного судьи и такого числа судей, которое устанавливается законом; все судьи, за исключением главного судьи, назначаются Кабинетом. Назначение судей Верховного суда подлежит пересмотру народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторному пересмотру - при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии десяти лет; эта процедура повторяется в дальнейшем в таком же порядке. Если в случаях, упомянутых в предыдущем абзаце, большинство избирателей высказывается за смещение какого-либо судьи, этот судья смещается. Все вопросы, относящиеся к пересмотру, решаются законом. Судьи Верховного суда выходят в отставку по достижении возраста, установленного законом. Судьи Верховного суда в установленные сроки получают определенное вознаграждение. Размер вознаграждения не может быть уменьшен в период пребывания судьи в должности.

Статья 80. Судьи судов низших инстанций назначаются Кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным судом. Все такие судьи занимают должность в течение десяти лет и могут затем быть назначены вторично. Однако по достижении возраста, установленного законом, они выходят в отставку.

Судьи судов низших инстанций в установленные сроки получают определенное вознаграждение. Размер вознаграждения не может быть уменьшен в период пребывания судьи в должности.

Статья 81. Верховный суд является судом высшей инстанции, полномочным решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта.

Статья 82. Разбирательство дел в судах и объявление решений производится в открытых заседаниях.

Если суд единогласно решает, что гласность представляет опасность для публичного порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях. При этом дела о политических преступлениях) о преступлениях, связанных с печатью, или дела, в которых затрагиваются права граждан, гарантированные главой III настоящей Конституции, всегда должны разбираться в открытых заседаниях.


Верховный суд Японии (яп. 最高裁判所 Сайко-Сайбансё ? ) находится на вершине судебной системы Японии. Существует с 1875 года, реформирован в 1947 году.

Содержание

Полномочия

Суд заседает либо в Большой коллегии (пленарное заседание, все 15 судей) или в одной из Малых (по 5 судей). Только Большая коллегия имеет полномочия конституционного суда отменять любые законодательные нормы как противоречащие Конституции. На практике она пользуется этим правилом (и вообще собирается) редко. К 2009 году, за 60 с лишним лет после реформирования, суд отменил как неконституционные лишь 8 актов. Суд избегает рассматривать политически острые вопросы. [1]

Состав

Состоит из председателя и четырнадцати судей. Председатель назначается Императором по представлению Кабинета (ст. 6/2 Конституции), остальных судей назначает Кабинет (ст. 79 Конституции). Фактически, однако, Кабинет лишь утверждает кандидатуры, предлагаемые ему самим же Судом.

С 1960-х годов суд составляется следующим образом:

  • шесть — от нижестоящих судебных инстанций,
  • четверо — от адвокатов,
  • четверо — от бюрократии, включая прокуроров,
  • один академический правовед.

Вакансиями по квоте от адвокатов занимается Японская федерация адвокатов, предоставляющая Верховному суду на выбор несколько кандидатов.

Обычно судьи занимают свой пост в возрасте примерно 60-70 лет (отставка в 70 лет требуется законом).

Здание находится в Токио, в центральном районе Тиёда (там же, где дворец Императора, Парламент и другие важные учреждения).

Примечания

  1. ↑ David S. Law The Anatomy of a Conservative Court: Judicial Review in JapanTexas Law Review, Vol. 87, p. 1545, 2009

См. также

Ссылки

  • Верховные суды
  • Государственное устройство Японии
  • Конституционные суды
  • Суды Японии
  • Суды по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Верховный суд Японии" в других словарях:

Верховный суд — Верховный суд высшее судебное учреждение государства, в компетенцию которого входит, как правило, разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т. п.); рассмотрение дел о… … Википедия

Верховный Суд — Верховный суд высшее судебное учреждение государства, в компетенцию которого входит, как правило, разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т. п.); рассмотрение дел о преступлениях… … Википедия

ВЕРХОВНЫЙ СУД — высшее судебное учреждение государства (в федерации иногда также ее субъектов), возглавляющее систему общих судов или судебную систему в целом. В компетенцию B.C. входит рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц и дел о наиболее… … Энциклопедия юриста

Верховный суд Нидерландов — Здание Верховного суда Нидерландов в Гааге Верховный суд Нидерландов, дословно Высший совет ( … Википедия

Государственный строй Японии — Политическая структура Японии существует в рамках парламентской представительной демократии, где премьер министр Японии является главой правительства, при этом Япония является конституционной монархией … Википедия

Политическая структура Японии — существует в рамках парламентской представительной демократии, где премьер министр Японии является главой правительства, при этом Япония является конституционной монархией … Википедия

КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ 1947 — утверждена парламентом в 1946, вступила в действие в 1947. Конституция Японии закрепила либерально демократические преобразования в области государственного строя. Ее главные положения разрабатывались американской администрацией в Японии, на их… … Энциклопедический словарь

Конституция Японии — Вступившая в действие 3 мая 1947 г. Конституция Японии хотя и наследовала некоторые позиции Конституции Мэйдзи, носила принципиально новый характер, который определялся сложившейся в стране ситуацией. Потерпев поражение во второй мировой войне,… … Вся Япония

Правовая система Японии — Японское право является одной из составных частей дальневосточного права (право стран Дальнего Востока) и состоит из современных правовых понятий с элементами, взятыми из глубокой древности. Базовыми понятиями японской правовой науки являются… … Википедия

Судебная система Японии — Высшим судебным учреждением Японии является Верховный суд, обладающий, согласно Конституции, всей полнотой судебной власти. Верховный суд состоит из главного судьи и 14 судей. Главный судья назначается императором по представлению кабинета… … Вся Япония

Оккупация Японии американскими войсками во главе с генералом Дугласом Маккартуром.


  • демобилизация японской армии, роспуск милитаристских организаций - демилитаризация Японии;

  • установление демократических порядков;

  • разработка новой Конституции Японии

  1. палаты представителей - избирается на 4 года;

  2. палаты советников - избирается на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года.

Судебная система Японии носила разветвленный характер. В 20-е гг. ХХ в. основными органами общей юстиции стали местные и районные суды, рассматривавшие основную массу гражданских и уголовных дел. Местный судья единолично решал незначительные дела, в основном гражданские с небольшой суммой иска. В районных судах дела решались коллегиально, кроме того, районные суды выступали как суды второй инстанции в отношении местных судов. Незначительные правонарушения разбирали низовые полицейские суды. Существовали окружные апелляционные суды, где дела рассматривались только в порядке обжалования. Во главе судебной системы находился Верховный суд. В нем разбирались обвинения в государственной измене, выступления против членов императорской династии и др.

Особую систему составляли суды по семейным делам. Они действовали при окружных судах и рассматривали споры о наследстве, споры, связанные с семейным правом, выполняли посреднические функции по семейным делам. В 1921 г. был создан арбитраж по коммерческим спорам. С принятием новой Конституции Японии была реформирована и судебная система. Конституция установила полную самостоятельность судебной ветви власти, несменяемость судей, гласность и открытость судопроизводства. Новая судебная организация была установлена Законом о судоустройстве 1947 г. В соответствии с ним была сформирована четырехуровневая система судов, единых для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Упразднялись особые и административные суды. Основная масса дел разбиралась в так называемых суммарных (в стране было учреждено около 600 таких судов) и районных судах. Председатели всех судов назначались от имени императора, судьи — министерством юстиции. Действовали Высокие суды, рассматривавшие апелляции на решения низовых органов юстиции. Верховный суд помимо апелляционных функций был наделен полномочиями конституционного надзора и управления судебными делами. В 1949 г. усовершенствованию подверглись и семейные суды, которые стали частью общей юстиции. Суды были образованы повсеместно и решали вопросы об ответственности несовершеннолетних с учетом мнения органов социальной защиты и воспитательных учреждений. Сегодня судебную ветвь власти Японии возглавляет Верховный суд, который состоит из главного судьи и 14 судей. Он состоит из трех отделений (по пять судей). Верховный суд осуществляет конституционный контроль, а также является высшей инстанцией для рассмотрения других дел. Он окончательно рассматривает дела о преступлениях против государства. Верховный суд осуществляет полномочия судебного управления, издает руководящие указания для нижестоящих судов, обобщает судебную практику. Существуют окружные суды, которые рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел. Они являются также апелляционной инстанцией для так называемых дисциплинарных судов — низшего звена всей судебной системы.

В дисциплинарных судах слушаются мелкие уголовные дела и гражданские дела с определенной ценой иска. Дела рассматриваются единолично судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование. Сам процесс судопроизводства содержит как рецепированные романо-германские модели, так и традиционные нормы, сложившиеся в прошлом1. Современное японское право наряду с судебной процедурой предоставляет возможность выбрать специальную, примирительную процедуру. Согласно этой процедуре, компетентный суд создает по заявлению одной из сторон специальный арбитражный комитет в составе двух-трех неспециалистов и под председательством назначаемого в большинстве случаев профессионального судьи. Этот комитет вызывает и выслушивает спорящие стороны, а затем пытается склонить их к мировому соглашению. В случае неудачи такой попытки иск может быть подан в судебном порядке. На практике согласительные процедуры имеют большое значение, тем более что суды зачастую пользуются возможностью приостановить рассмотрение дела и передать его в арбитражный комитет2. Данное явление в японском судопроизводстве не стоит переоценивать. В последние годы значительно возросло число судебных процессов, особенно касающихся защиты окружающей среды и ответственности за качество производимой продукции. С подобными исками выступают тысячи истцов. Говоря о будущем японского права, Р. Давид справедливо утверждает, что даже если японские правовые институты будут полностью вестернизированы, а юридическая техника модернизирована, применение права все равно будет ощущать на себе живучесть и действенность традиционных принципов этой страны1. Несмотря на определенную схожесть японской и западной систем права и судопроизводства, правовая система Японии характеризуется рядом институтов, выработанных собственно японской практикой. Традиционное начало выражается прежде всего в особенностях правопонимания в японской культуре. Японцев сегодня отличают высокая степень корпоративизма и верноподданничества, равнодушие к свободе личности и человеческому достоинству, когда дело касается их лично. Японцы стараются по возможности избегать судебных разбирательств, предпочитают посредничество третьих лиц в разрешении различных коллизионных ситуаций. Им свойственна высокая степень ответственности при исполнении обязательств. Обращение в суд с точки зрения японской этики — поступок, достойный порицания, поскольку любой спор можно решить полюбовно2. Именно это наделяет особым значением деятельность участкового полицейского, который является частым и желанным гостем в домах, всегда готов уладить возникающие проблемы. Японская полиция наделяется правом самостоятельно принимать меры в отношении малозначительных преступлений. Такие полномочия, предоставляемые полицейским, помимо прочего позволяют значительно сократить нагрузку на органы уголовной юстиции, что позволяет последним сосредоточить свои усилия на рассмотрении серьезных преступлений. По данным японской статистики, число лиц, в отношении которых была применена указанная система, составило около 40% всех взрослых, задержанных полицией по подозрению в совершении преступлений. В связи с совершением малозначительных преступлений (кражи, укрывательства краденого, мошенничества и др.) и с причинением незначительного ущерба дела этих лиц были разрешены полицией путем вынесения им официальных предостережений. Надзор за правильностью применения процедуры принятия мер по малозначительным делам осуществляет прокурор.

(1 В Новейшее время в процесс судопроизводства постоянно вносились изменения. Так, в 1926—1929 гг. был принят Гражданско-процессуальный кодекс, установивший новый порядок разбора дел (в день можно было заслушивать лишь одного свидетеля, и любое дело растягивалось на месяц-полтора). Действовал институт присяжных заседателей. Представителями государства в процессах выступали прокуроры. Новый Уголовно-процессуальный кодекс (1947 г.) существенно демократизировал уголовный процесс, отменив важное ранее предварительное слушание, основанное на презумпции виновности обвиняемого. В 1949 г. был принят Закон об адвокатуре. В последующий период эти документы дополнялись в соответствии с изменяющимися условиями, а также принимались новые законы.)

1. Конституция Японии.

История Конституции.
Ныне действующая Конституция Японии 1946 г. является второй конституцией в истории страны. Первая Конституция 1889 г. (так называемая Конституция Мэйдзи) закрепила в качестве формы правления дуалистическую монархию с широкими полномочиями императора, установила весьма несущественный перечень прав и свобод, преимущественно личных. Она действовала до поражения Японии в 1945 г. во Второй мировой войне и ее оккупации войсками США. Тогда возникла необходимость принятия новой конституции, демократически ориентированной как с точки зрения организации власти, так и с позиции правового статуса личности.

Проект Конституции Японии 1946 г. был фактически подготовлен в штабе оккупационных войск американскими юристами, хотя использовались и материалы, подготовленные японскими правоведами. Японское правительство, находясь в зависимости от оккупационной администрации, вынуждено было представить в парламент этот проект. Конституция была принята парламентом, промульгирована императором 3 ноября 1946 г. и вступила в силу согласно ст. 100 через шесть месяцев после промульгации - 3 мая 1947 г.

Основные особенности Конституции .
Одна из важнейших особенностей Конституции заключается в том, что, формально являясь монархией, согласно Конституции Япония сохраняет монархические атрибуты чисто номинально, по существу став республикой. Император согласно его статусу, установленному в Конституции, не имеет никаких властных полномочий, даже "скрытых", в отличие от монарха в Великобритании. В частности, в ст. 4 Конституции прямо указано, что Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Таким образом, он не может рассматриваться как глава государства. В ст. 1 Конституции определено, что император является символом государства и единства народа; в этом, собственно, и состоит его конституционная функция. "Действия, относящиеся к делам государства" а именно: объявление всеобщих парламентских выборов, созыв парламента, пожалование наград, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов и т. д. он осуществляет от имени народа (ст. 7), которому принадлежит суверенная власть, в том числе по определению статуса императора. Таким образом, в Конституции нашел закрепление принцип народного суверенитета. Любые, даже самые формальные, действия император осуществляет не самостоятельно, а по инициативе ("по совету и с одобрения") Кабинета министров, а назначение премьер-министра - по представлению Парламента. Императорская семья лишена даже права без согласия парламента получать какое-либо имущество (ст. 8).

Престол наследуется по салической системе: трон передается старшему сыну, а женщины ни при каких обстоятельствах не могут наследовать престол. За соблюдением порядка наследования наблюдает Совет императорского двора, в состав которого входят два члена императорской фамилии, а также ряд высших должностных лиц по должности. При канцелярии премьер-министра создано Управление императорского двора, которое занимается обеспечением нужд императорской фамилии и деятельности императора. На нужды императорской фамилии выделяются денежные средства из бюджета.

Вторая особенность Конституции Японии обусловлена временем ее принятия -- после поражения в войне, что и определило заметные миролюбивые ноты. В Преамбуле Конституции указано, что народ Японии желает вечного мира, "полагается на справедливость и честь миролюбивых народов мира", "хочет занять почетное место в международном сообществе", "убежден, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами". В главе II провозглашен отказ от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы, от права на ведение государством войны. Более того, закреплен отказ от создания армии. Вместо нее тем не менее в Японии были созданы "силы самообороны" по существу мало чем от армии отличающиеся. Конституция Японии также закрепляет запрет военным быть премьер-министром или другими государственными министрами (часть вторая ст. 66).

Порядок изменения Конституции .
Авторы Конституции, закрепив в ней демократические принципы и принципы мирного сосуществования с другими странами, по всей видимости, опасались, что в дальнейшем соответствующие положения могут быть пересмотрены в антидемократическом, милитаристском русле. Поэтому они посчитали необходимым закрепить гарантии от изменения этих положений. Конституцию Японии можно отнести к сверхжестким. Поправки к ней могут вноситься только по инициативе самого парламента и должны быть одобрены 2/3 общего числа членов обеих палат.

Современная судебная система Японии сложилась в результате послеконституционных реформ 1947-1948 гг. Она включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды.

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми нижестоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Его правилам обязаны следовать и прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14 членов суда. Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из 5 судей. К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела (существует несколько видов обжалования судебных постановлений в зависимости от характера обжалуемого решения, уровня вынесшей его судебной инстанции и др.). Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает необходимость толковать Конституцию или внести в нее изменения либо требуется изменить прежние решения самого Верховного суда.

Высшие суды (их 8, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают, главным образом, в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе и на решения, вынесенные по второй инстанции. Кроме того, в коллегиях из 5 судей они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях. Верховный суд может в случае необходимости учредить еще 1-2 отделения (филиала) каждого из высших судов.

Важнейшее звено судебной системы Японии - территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел - все дела, за исключением отнесенных к компетенции высших и первичных судов (полномочия некоторых отделений территориальных судов с учетом их категории несколько ограничены). Эти же суды могут разбирать жалобы на решения и постановления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из 3 судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше 1 года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.

Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входит разбирательство споров имущественного и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве, а также дел о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет (в случае совершения теми серьезного преступления дело после проверки обоснованности обвинения передается в территориальный суд). Дело в семейном суде разбирает, как правило, единоличный судья, и лишь в отдельных случаях - коллегия из 3 судей. Нередко эти суды прибегают к примирительной процедуре.

Первичные суды - низшая судебная инстанция (их около 600) рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды вправе приговорить не более чем к 3 годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судьи. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей.

В 1923 г. суды присяжных были учреждены в законодательном порядке, однако оказалось, что 99% лиц, имевших право на рассмотрение их дела с участием присяжных, отказывались воспользоваться им, поскольку вынесенный судом присяжных приговор, согласно установленному правилу, нельзя было обжаловать в вышестоящий суд. Конституция 1946 г. и последующие законодательные акты не содержат упоминаний о суде присяжных.

Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным, но и нижестоящими судами; некоторые из них неоднократно выносили весьма прогрессивные решения о неконституционности важнейших правительственных постановлений внутри - и внешнеполитического характера.

С 1947 г. в Японии отсутствует система административной юстиции, и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Японии предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур.

Прокуратура в Японии входит в систему Министерства юстиции, являющегося одним из важнейших (оно ведает и тюремными заведениями, а также контролирует иммиграционные службы и "подрывные организации"). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, но структура ее приспособлена прежде всего к судебной системе: имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных и других судах. Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследованием, проводимым полицией по всем остальным делам, за исполнением уголовных наказаний. Они возбуждают уголовное преследование, составляют обвинительное заключение, передают его в суд и поддерживают там обвинение, а также защищают "публичные интересы" при судебном разбирательстве гражданских дел.

По действующим правилам судопроизводства прокурор не только не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении, но и может скрывать доказательства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, в том числе и подтверждающие его алиби. Прокурор не обязан знакомить со всеми материалами дела (до судебного разбирательства) и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо других документов.

Согласно Конституции защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом, либо выбранным самостоятельно, либо назначенным государством, если у обвиняемого нет средств оплачивать юридические услуги. В гражданском процессе малоимущим также может оказываться материальная помощь, но она сводится либо к отсрочке уплаты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи (ассоциация выделяет адвоката, если имеется перспектива выигрыша процесса).

Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Назначения осуществляет Кабинет министров, обычно на основании списка кандидатов, составленного Верховным судом (председатель Верховного суда назначается императором). Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно, и так до тех пор, пока он не достигнет возраста, установленного законом для выхода в отставку (65 или 70 лет). Конституция предусматривает ряд мер, направленных на повышение судейского авторитета. В частности, назначение в члены Верховного суда подлежит так называемому "пересмотру народом" при проведении очередных выборов в Палату представителей. Если большинство избирателей высказывается за смещение какого-либо судьи, он лишается своей должности. Такая процедура повторяется каждые 10 лет. Несмотря на внешнюю эффектность этих положений, их целесообразность вызывает серьезные сомнения у японских государствоведов, поскольку большинство избирателей плохо знает членов Верховного суда. Судьи всех судов могут быть отстранены от должности только в результате публичного разбирательства в соответствии с процедурой импичмента, которая предусматривает разбирательство обвинений в адрес судьи специальными органами Парламента.

Для занятия должности судьи, а также для того, чтобы стать прокурором или адвокатом, установлены строгие правила отбора. Выпускники юридических факультетов японских университетов, желающие посвятить себя практической деятельности в одном из указанных направлений, обязаны пройти экзамены, которые ежегодно устраиваются специальной комиссией Министерства юстиции. Требования, предъявляемые этой комиссией, столь высоки, что их выдерживает не более 2-3% экзаменующихся. Они зачисляются на двухгодичные курсы подготовки работников юстиции при Верховном суде, в программу которых входят не только теоретические занятия, но и практика в судах (8 месяцев), а также в прокуратуре и адвокатуре (по 4 месяца). Лишь после окончания курсов и сдачи новых экзаменов претенденты могут начать избранную ими карьеру, если получат соответствующее назначение. В Японии корпорации профессиональных юристов сознательно ограничивают число своих коллег: в стране с населением свыше 120 млн. человек насчитывается примерно 2000 судей, 2100 прокуроров и около 12 тыс. адвокатов, что значительно меньше, чем в других капиталистических странах. При этом сквозь фильтр курсов подготовки работников юстиции - основного источника новых кадров - ежегодно проходит не более 500 человек.

Вагацума С., Ариидзуми Т. Гражданское право Японии. Книга первая. М., 1983.

Еремин В. Н. Политическая система современного японского общества. М., 1992.

Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии. Общая часть. М., 1991.

Уголовный кодекс Японии / Под ред. А.И. Коробеева. Владивосток, 2000.

Цунэо Инако. Современное право Японии. М., 1981.

Henderson D. F. Law and Legal Process in Japan. Washington, 1978.

Hoadley M. C. Introduction to Japanese Law. Tucson, 1981.

Noda Y. Introduction to Japanese Law. Translated and ed. by A. H. Angelo. University of Tokyo Press, Forest Grove, Oregon, 1975.

Читайте также: