Как суд выбирает экспертную организацию

Обновлено: 19.05.2024

Что такое судебная экспертиза, кто ее назначает, кто проводит и что делать, если выводы экспертизы кажутся сомнительными - все это в нашем обзоре.

Понятие судебной экспертизы

Судебная экспертиза представляет собой самостоятельную и специфическую разновидность исследования в ходе судебного разбирательствах.

Официальное определение следующее: судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Основания для назначения судебной экспертизы

Правом назначения судебной экспертизы в гражданском процессе обладают в гражданском процессе и арбитражном процессе – судьи, в уголовном процессе – судьи, следователи, дознаватели.
Признав необходимым проведение экспертизы, соответствующее лицо выносит постановление либо определение о ее назначении судебной экспертизы, которое имеет обычную структуру и состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указывается дата и место вынесения постановления (определения), кем вынесено, по какому делу. В наименовании документа должен быть назван вид (род) экспертизы, особо оговорено, если она является дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной. В описательной части приводятся основания назначения экспертизы, т.е. кратко излагается сущность дела и указывается, для установления каких обстоятельств и какие именно специальные знания требуются. Если экспертиза является дополнительной или повторной, то это тоже должно быть аргументировано.

В определении о назначении экспертизы суд должен мотивировать выбор эксперта (экспертного учреждения), в том числе указать причины, по которым суд отклоняет кандидатуры экспертов или экспертных учреждений, предложенные лицами, участвующими в деле, а также указать обстоятельства, подтверждающие (документально) наличие у назначаемого эксперта специальных знаний по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, а если экспертиза будет проводиться в судебно-экспертном учреждении - наличие в этом учреждении необходимых для проведения назначенной экспертизы специалистов и условий.

В резолютивной части фиксируется решение о назначении экспертизы, указывается, кому она поручается, и приводятся вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта. Вопросы должны быть сформулированы четко и недвусмысленно, в соответствии с принятыми рекомендациями. В этой же части постановления называются также материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (объекты исследований).

Методы судебной экспертизы

  • по степени общности и субординации (в иерархическом порядке);
  • по целевому назначению и результатам;
  • по характеру получаемой информации (по изучаемым свойствам, признакам объектов экспертизы);
  • по стадиям экспертного исследования, для которых они предназначены (предварительная стадия, раздельная стадия, сравнительная стадия, стадия оценки и формирования выводов).
  • объем выявляемой информации и её значимость для решения поставленной задачи;
  • возможность сохранения объекта для дальнейших исследований, т.е. недеструктивность метода;
  • чувствительность метода и объем необходимых для проведения исследования материалов (например, расходных, дефицитных, ценных);
  • универсальность (возможность проведения качественного и количественного анализов и получение разнокачественной полезной информации);
  • надежность метода: возможность получения достоверных и воспроизводимых результатов при многократном его применении.

Судебно-техническая экспертиза

Назначение и производство судебной экспертизы

  • основания для назначения экспертизы,
  • фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза,
  • вопросы, поставленные перед экспертом,
  • перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта,
  • запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей,
  • предупреждение об ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения.
  • представлять свои вопросы;
  • знакомиться с определением (постановлением) о назначении;
  • обжаловать определение (постановление);
  • ходатайствовать о проведении экспертизы в конкретной организации;
  • предлагать и отклонять кандидатуры экспертов;
  • присутствовать при экспертизе;
  • знакомиться с выводами экспертов.

По данной причине целесообразно перед постановкой вопросов эксперту проконсультироваться со специалистом в соответствующей области научных знаний.

Итоговый круг вопросов формулирует судья. При этом он вправе отклонить вопросы сторон, поставить свои вопросы, перефразировать вопросы сторон.
После вынесения определения о назначении экспертизы суд, как правило, приостанавливает производство по делу, в этом случае лица, участвующие в деле, и суд не вправе совершать каких-либо процессуальных действий, не связанных с проведением данной экспертизы; все ожидают заключения эксперта.

Порядок проведения судебной экспертизы

Экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом. Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании. Как правило, избирается второй путь, что позволяет эксперту более качественно подойти к составлению текста экспертного заключения. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения.

Вознаграждение за выполнение экспертизы выплачивается либо стороной, которая ходатайствовала о её проведении, либо из бюджета, если экспертиза была назначена по инициативе суда.

Эксперт

Заключение эксперта

  • время и место производства судебной экспертизы;
  • основания производства судебной экспертизы;
  • сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
  • сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
  • предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
  • сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
  • содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
  • оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

В случае выявления нарушений требований закона, заключение эксперта признаётся недопустимым доказательством и не используется при аргументации тех или иных обстоятельств.

Дополнительная экспертиза

  • недостаточной ясности заключения эксперта (экспертов);
  • недостаточной полноты выводов, изложенных в заключении эксперта (экспертов);
  • возникновения новых вопросов по ранее исследованным обстоятельствам судебного дела.

Производство дополнительной судебной экспертизы поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза

  • возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта;
  • наличия противоречий в выводах эксперта (экспертов).

Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

В определение (постановление) о назначении повторной судебной экспертизы включаются те вопросы, которые были предметом первоначальной экспертизы, но их решение вызвало сомнение, а также другие дополнительные вопросы, возникшие к моменту назначения такой экспертизы в отношении тех же объектов исследования (например, о правильности и научной обоснованности конкретного метода исследования; о несоответствии исходных данных и выводов эксперта и т.п.).

В случаях, если сомнение в обоснованности и правильности вызывают лишь некоторые выводы эксперта, то на разрешение повторной экспертизы нет необходимости ставить все ранее поставленные вопросы.

Земляницина Дарья

В конце 2019 г. член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Калашников представил на обсуждение проект поправок в ГПК и АПК РФ (в части порядка назначения и проведения судебных экспертиз).

Из пояснительной записки к документу следует, что целями его разработки являются распространение принципа состязательности судебного процесса и на экспертизу, а также запрет суду отказывать противоположной стороне спора в ходатайстве о проведении параллельной либо повторной экспертизы.

Предлагаемые изменения направлены на совершенствование норм о назначении экспертизы и приводят их в соответствие с принципом состязательности.

Во-первых, суд, назначая экспертизу по ходатайству участвующего в деле лица, не вправе отклонить предложенную этим лицом кандидатуру эксперта или экспертную организацию, а в случае возражений со стороны оппонентов должен назначить комиссионную экспертизу с привлечением названных другой стороной экспертов.

Во-вторых, суд не вправе отказать в назначении дополнительной или повторной экспертизы, если об этом ходатайствует лицо, не согласное с заключением эксперта. Однако он правомочен отказать в удовлетворении ходатайства лица, по ходатайству которого ранее уже была назначена и проведена судебная экспертиза с тем же предметом исследования либо если она была проведена комиссионно с участием эксперта, предложенного данным лицом.

Кроме того, в законопроекте предусмотрено, что в случае назначения экспертизы по ходатайству участвующего в деле лица независимо от круга и содержания вопросов, определенных судом, последний должен поставить перед экспертом все вопросы, о которых ходатайствует процессуальная сторона в предложенных ею формулировках.

На мой взгляд, вопрос о совершенствовании законодательства в части проведения и назначения судом экспертиз назрел давно и требует кардинальных решений, так как с момента принятия ГПК и АПК РФ (в 2002 г.) в них не вносились соответствующие изменения.

Любой практикующий юрист или адвокат хотя бы раз сталкивался с делами, разрешение которых невозможно без привлечения эксперта – лица, обладающего специальными познаниями в различных областях науки, техники, искусства, ремесла и т.д.

Приведу пример из собственной адвокатской практики. Мой доверитель оспаривал признание факта его выхода из состава участников ООО несостоявшимся. Основным документом являлось заявление о выходе из общества, которое мой доверитель не составлял, не подписывал и не направлял – его подпись была сфальсифицирована.

Чтобы доказать фальсификацию, доверитель ходатайствовал о проведении судебной экспертизы. Суд удовлетворил ходатайство, но назначил экспертизу не в том учреждении, где просил истец, а том, на котором настаивал процессуальный оппонент. Кроме того, суд отклонил ряд наших вопросов, касающихся технической стороны подделки подписи.

У нас были сомнения в качестве проведенной экспертизы, поскольку эксперт на допросе в судебном заседании призналась, что в ее учреждении нет необходимого оборудования. Тем не менее она смогла сделать категоричный вывод о том, что подпись не была подделана и принадлежит моему доверителю.

В назначении повторной и дополнительной экспертизы суд отказал, несмотря на представленные нами альтернативные экспертные исследования, рецензии на заключение эксперта и другие доказательства, указывающие на существенные нарушения при проведении экспертизы, которые могли повлиять на результат.

В итоге мой доверитель так и не смог доказать свою правоту.

К сожалению, это не единичный случай, когда суды отказывают в назначении экспертизы в том учреждении, о котором ходатайствует сторона процесса, не ставят перед экспертом все вопросы, о которых она просит, отказывают в проведении повторной и (или) дополнительной экспертизы.

Практика показывает, что суды не любят назначать повторные и (или) дополнительные исследования, так как это увеличивает срок рассмотрения дела, судебные расходы и создает дополнительные сложности для суда – когда есть одно заключение эксперта, не нужно дополнительно мотивировать свои выводы.

Возможно, в том числе поэтому суду проблематично обосновать, что экспертиза проведена с нарушениями, а эксперт не ответил на вопросы в полном объеме, если ни суд, ни стороны дела не являются экспертами в исследуемой области и не полностью понимают то, о чем им говорит эксперт.

Если в гражданском процессе к участию в деле еще возможно привлечь специалиста в качестве представителя стороны для допроса эксперта по его заключению, то недавние изменения АПК РФ (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ), касающиеся представительства (ст. 59), сделали это нереализуемым.

Ни суд, ни стороны дела не являются специалистами или экспертами в исследуемом вопросе и не могут разговаривать с экспертом на равных, поэтому последний может выдавать желаемое за действительное, а суд в итоге вынесет неправосудное решение.

Кроме того, действующие процессуальные нормы о назначении экспертиз позволяют суду не только выбирать экспертное учреждение, но и ставить перед экспертом по своему усмотрению вопросы, отличные от тех, о которых ходатайствуют стороны.

На мой взгляд, для суда не должно быть принципиально, кто будет проводить экспертизу и какие вопросы будут поставлены перед экспертом. Суд – это арбитр, и его обязанность – оценить представленные сторонами доказательства и вынести основанное на законе решение.

Стороны спора, в свою очередь, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются, всеми возможными способами.

Если сторона полагает, что какой-либо из предлагаемых ею вопросов будет иметь значение для дела и поможет в доказывании, суд не может лишать ее данного права, иначе будут нарушены фундаментальные принципы судопроизводства.

Позволю себе не согласиться с данными выводами.

Проект N 306504-6

О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - судебно-экспертная деятельность) и порядок ее осуществления в конституционном, гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) валидация - оценка пригодности использования методических материалов по производству судебной экспертизы;

2) заключение эксперта - письменный документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, отражающий ход и результаты судебно-экспертного исследования (далее - исследование);

3) научно-методическое обеспечение судебной экспертизы - один из видов обеспечения судебно-экспертной деятельности, включающий методические материалы по производству судебной экспертизы, методы и средства судебной экспертизы, программы профессионального обучения в области судебной экспертизы;

4) органы или лица, имеющие право назначать судебную экспертизу:

орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении;

5) повреждение (уничтожение) объекта исследования (его части) - изменение свойств и состояния объекта исследования при производстве судебной экспертизы, в результате которых невозможно дальнейшее проведение повторных или дополнительных экспертных исследований;

6) профиль государственной судебно-экспертной организации или экспертного подразделения (далее - государственная судебно-экспертная организация (подразделение) - перечень обязательных к производству экспертиз, устанавливаемый федеральным органом государственной власти, к компетенции которого относится осуществление судебно-экспертной деятельности (далее - федеральные органы государственной власти, уполномоченные в области судебно-экспертной деятельности), для подведомственной государственной судебно-экспертной организации (подразделения);

7) сертификация научно-методического обеспечения судебной экспертизы - подтверждение его соответствия требованиям, предъявляемым к специфическому целевому использованию методик, методов и средств в области судебной экспертизы;

8) сертификация компетентности - установление соответствия компетентности физического лица требованиям, предъявляемым при проведении определенного вида судебно-экспертных исследований и определение уровня его квалификации для осуществления надлежащим образом конкретных действий при производстве судебной экспертизы;

9) сертификат компетентности - документ, подтверждающий квалификацию физического лица для проведения судебно-экспертных исследований;

11) судебный эксперт - физическое лицо, обладающее специальными знаниями и соответствующее требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, которому в процессе судопроизводства в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, поручено производство судебной экспертизы;

12) экспертная специальность - комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных лицом, имеющим профессиональное образование, путем целенаправленного профессионального обучения.

Статья 2. Судебно-экспертная деятельность

Судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства, состоит из организации, производства судебной экспертизы и ее научно-методического обеспечения.

Статья 3. Правовая основа судебно-экспертной деятельности

1. Правовой основой судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы и ее научно-методическое обеспечение.

2. В случае, если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судебной экспертизе, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Основная задача судебно-экспертных организаций

Статья 5. Содержание судебно-экспертной деятельности

Содержание судебно-экспертной деятельности включает:

1) производство судебной экспертизы при расследовании уголовных дел, административном расследовании, а также по делам, рассматриваемым Конституционным судом Российской Федерации, арбитражными судами и судами общей юрисдикции;

3) организацию научных исследований в области судебной экспертизы, научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы, подбор кадров, их профессиональное обучение, профессиональное образование, подтверждение компетентности в области судебной экспертизы, повышение квалификации судебных экспертов.

Статья 6. Принципы судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах:

2) соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц;

3) независимости судебного эксперта;

4) научной обоснованности, объективности, всесторонности и полноты судебно-экспертных исследований;

5) научно обоснованного использования при проведении судебно-экспертных исследований научно-технических средств и методических материалов по производству судебной экспертизы;

6) соблюдения профессиональной этики судебного эксперта.

Статья 7. Законность при осуществлении судебно-экспертной деятельности

1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии исполнения требований нормативных правовых актов, составляющих правовую основу указанной деятельности.

2. Нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 8. Соблюдение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц при осуществлении судебно-экспертной деятельности

1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, а также иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина либо прав и законных интересов юридических лиц согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

2. Судебно-экспертные исследования, требующие временного ограничения свободы лица или нарушения его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

3. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) руководителя судебно-экспертной организации (подразделения) или эксперта привели к ограничению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина либо прав и законных интересов юридических лиц, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Независимость судебного эксперта

1. При производстве судебной экспертизы эксперт независим, не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Эксперт самостоятелен в выборе средств, методов и методик исследования. При этом выбранные экспертом средства, методы и методики не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

2. Не допускается воздействие на эксперта со стороны органов или лиц, имеющих право назначать судебные экспертизы, государственных органов, организаций и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

3. Органы или лица, имеющие право назначать судебные экспертизы, вправе обращаться к судебному эксперту только в связи с порученной ему судебной экспертизой и данным им заключением.

4. Судебный эксперт может быть допрошен по данному им заключению и лично проведенным исследованиям в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации. Допрос судебного эксперта по существу проводимых исследований до дачи им заключения запрещается.

5. Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10 Научная обоснованность, объективность, всесторонность и полнота экспертных исследований. Научно обоснованное использование методов при проведении судебно-экспертных исследований научно-технических средств и методических материалов по производству судебной экспертизы

1. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей экспертной специальности, всесторонне и в полном объеме.

2. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить научную обоснованность и достоверность сделанных выводов.

3. Методические материалы по производству судебной экспертизы применяются, если отвечают принципам законности, требованиям безопасности, научно обоснованы, эффективны, в отношении них проведена валидация и (или) сертификация научно-методического обеспечения судебной экспертизы, порядок проведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. В заключении эксперта приводится научное обоснование пригодности используемых методических материалов по производству судебной экспертизы, если они не прошли процедуры, предусмотренные частью 3 настоящей статьи.

Статья 11. Соблюдение профессиональной этики судебного эксперта

Эксперт обязан выполнять этические нормы, правила профессионального поведения и взаимоотношений экспертов для добросовестного выполнения своих обязанностей.

Статья 12. Объекты исследований

1. Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы (представительные части образца, характеризующие объект исследования), трупы и их части, образцы, пробы, технологии, информационные массивы, а также образцы или пробы для сравнительного исследования и другие материалы, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения эксперта. Экспертные исследования также проводятся в отношении живых лиц.

2. При проведении исследований объекты исследований с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены (уничтожены) или использованы в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо в соответствующем письме.

Повреждение (уничтожение) объектов исследований, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику судебно-экспертной организацией (подразделением) или экспертом.

Повреждение (уничтожение) объекта (его части) при исследовании в отношении живых лиц не допускается.

3. В случае, если транспортировка объекта исследования в судебно-экспертную организацию невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к указанному объекту и возможность его исследования.

Статья 13. Судебно-экспертные организации

1. Государственными судебно-экспертными организациями являются специализированные организации и экспертные подразделения федеральных органов государственной власти, уполномоченных в области судебно-экспертной деятельности, созданные для организации производства судебной экспертизы.

2. Негосударственными судебно-экспертными организациями являются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к основным видам деятельности которых относится судебно-экспертная деятельность, осуществляемая в соответствии с установленными требованиями к производству судебной экспертизы.

В штате негосударственной судебно-экспертной организации должно состоять не менее одного работника, квалификация которого должна быть подтверждена сертификатом компетентности и для которого данное место работы является основным. Иные работники вправе осуществлять судебно-экспертную деятельность в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 настоящего Федерального закона.

3. Судебно-экспертные организации (подразделения) создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

4. Судебно-экспертные организации (подразделения) осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы, основываясь на теории судебной экспертизы, едином научно-методическом подходе к экспертной практике, профессиональному обучению и специализации экспертов.

Как назначается экспертиза по гражданским делам

К примеру, в случае с делом о залитии квартиры, необходимо определить сумму, которую необходимо потратить на ремонт и приведение квартиры в пригодное состояние. В деле о признании человека недееспособным, нужно определить в состоянии ли человек контролировать свои действия, и осознает ли он их.

Как назначается экспертиза по гражданским делам

В первом случае необходимо провести экспертную оценку, во втором провести исследование психического состояния человека. В обоих случаях необходимы специалисты, обладающие нужными знаниями.

Судья вправе не соглашаться выводами эксперта, мотивируя это в решении, если они противоречит другим материалам дела (показаниям, документам и т.д.), но такое несогласие происходит крайне редко.

Как назначается судебная экспертиза по гражданским делам?

Назначение экспертизы проходит в суде. В ст. 79 ГПК говорится, что проведение исследования может назначить суд, об этом могут просить стороны (истец, ответчик). В случае с недееспособностью, экспертизу назначает только суд, но только при условии, что имеются данные, дающие основания утверждать, что человек неадекватен (болеет длительное время психической болезнью, поведение показывает необходимость опеки посторонних людей).

Обычно с вопросами определяется судья, но он должен дать сторонам возможность поставить вопросы эксперту. Обычно их не бывает, но если есть, то они или должны вноситься в определение о назначение экспертизы или отклоняться. Отклонение должно мотивироваться в определении суда. Стороны вправе выбирать учреждение или человека, который будет проводить исследование.

Особенность судебной экспертизы в порядке её назначения.

В некоторых случаях, люди самостоятельно нанимают специалистов для проведения исследований. Например, оценщика для расчета ущерба. Однако такие исследования не будут приравниваться к экспертизе, но могут быть использованы при её проведении.

Но как поступить в том случае, когда экспертизу нужно провести быстро, но нет возможности ждать открытия дела, назначения заседания?

В любом случае нотариус лично не проводит экспертизы, а назначает это экспертной организации, поэтому рекомендуем обратится в нашу независимую экспертную напрямую, так будет быстрее.

Обращение к нотариусу возможно до момента направления иска по делу в суд. Если материалы уже направлены, обращение к нотариусу невозможно, а его действия будут незаконны, и результаты такой экспертизы не могут быть учтены.

Обязательным элементом назначения экспертизы является предупреждение эксперта об уголовной ответственности за дачу ложного заключения. Получив заключение эксперта, можно писать на его основе иск в суд.

Виды экспертиз по гражданским делам

Экспертиза может проводиться одним специалистом или несколькими. Несколькими экспертами в одной области проводится комиссионная экспертиза (например, психиатрическая экспертиза). Комплексная же предполагает исследования в двух или более разных областях (например, судебно-техническая экспертиза проверки подлинности подписи человека и времени её совершения т.е. почерковедческая экспертиза и экспертиза давности подписи).

Повторная экспертиза назначается, когда материалы исследования явно противоречат друг другу (например, в материалах психиатрической экспертизы один эксперт говорит об адекватности исследуемого лица, а второй эксперт имеет противоположное мнение).

Кто занимается проведением экспертиз по гражданским делам?

Проведением экспертиз занимаются либо отдельные лица, имеющие лицензию либо организации, в которых работают аттестованные эксперты. Для проведения экспертизы, эксперт должен иметь допуск: специальное разрешение на проведение одного или нескольких видов экспертиз.

Наша компания имеет все необходимые документы для проведения экспертизы в гражданском процессе, все лицензии, сертификаты и допуски прикладываются к экспертному заключению, также наш эксперт может выезжать в суд и давать разъяснения судье об экспертном заключении

При проведении экспертизы обязательно сохранение образцов и объектов, их уничтожение должно оговариваться заранее. Эксперт не может самостоятельно собирать материал, если его недостаточно эксперт должен сообщить об этом судье. В случае исследования почерка материал отбирается в судебном заседании с оформлением протокола. В остальных случаях суд может обязать стороны предоставить необходимый материал при наличии просьбы эксперта. Эксперт, считая нужным, вправе использовать материалы дела. В судебном заседании эксперт вправе задавать вопросы, но также может быть подвергнут судом или сторонами допросу.

Если эксперт не может провести исследование по вопросам, поставленным судьей, он должен сообщить об этом в суд. В этом случае суд принимает решение о назначении новой экспертизы, возможно комплексной.

Последствия уклонения от проведения экспертизы или её оплаты

Стороны обязаны оплачивать проведение экспертизы. Их отказ не остановит её проведение, просто расходы после возмещаются проигравшей стороной или пропорционально истцом и ответчиком после разрешения дела.

В случае препятствования проведению экспертизы путем личного уклонения от проведения, не предоставлением материалов, суд может отказаться от назначения экспертизы, но в таком случае будет считаться установленным или наоборот опровергнутым вывод или факт, который был бы невыгоден уклоняющейся стороне.


Вопрос о том, как выбрать наиболее компетентную экспертную организацию, достаточно сложный. На рынке экспертных услуг достаточно много учреждений, специализирующихся на оценочной деятельности. Согласно законодательству, застройщик для ряда объектов вправе самостоятельно выбрать, в какую экспертизу (государственную или негосударственную) ему обратиться. Заключения, выданные организацией, аккредитованной на проведение негосударственной экспертизы, имеют равную юридическую силу с заключениями государственной экспертизы. Тем не менее, к вопросу выбора организации нужно подходить тщательно.

Прежде всего, следует знать, что негосударственную экспертизу (заключение которой необходимо для получения разрешения на строительство) имеет право проводить только аккредитованная организация. Структурой, занимающейся аккредитацией, является Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) – организация, подведомственная Минэкономразвития России. В функции Росаккредитации, помимо формирования единой национальной системы аккредитации, входит также контроль над деятельностью аккредитованных организаций.

Требования к аккредитации юридических лиц

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1070 юридическое лицо может быть аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации, негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий или на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации (далее – ЭПД) и результатов инженерных изысканий (далее – РИИ). Соответственно, и проводить организация может только те виды экспертиз, в отношении которых она имеет аккредитацию. В части 2 статьи 50 Градостроительного кодекса РФ содержатся требования к юридическим лицам, имеющим намерение получить аккредитацию. Помимо таких очевидных условий, как наличие сайта в сети Интернет, и регламента проведения негосударственной экспертизы, есть и такие существенные требования, как наличие в штате аттестованных экспертов. Это связано с тем, что негосударственную экспертизу могут проводить только аттестованные эксперты. Итак, одним из требований к юридическим лицам является наличие в штате не менее 5 сотрудников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, или не менее 5 сотрудников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы результатов инженерных изысканий.

Сведения об аккредитованных организациях вносятся в государственный реестр юридических лиц с присвоением регистрационного номера. Сведения реестра являются открытыми. Информация размещена на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в сети Интернет и может быть предоставлена по запросу заинтересованных лиц без взимания платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 327.

На что нужно обратить внимание при выборе экспертной организации?

В вопросах получения разрешения на строительство есть немало подводных камней, с которыми могут столкнуться застройщики. В данной статье мы затронем основные тонкости, которые нужно знать, прежде чем выбрать экспертную организацию. Перечислим основные вопросы, ответы на которые желательно знать до начала выстраивания договорных отношений.

Прежде всего, чтобы избежать дальнейших недоразумений, необходимо проверить статус аккредитации. Аккредитация организации на момент выдачи заключения экспертизы является принципиальным вопросом. Судебная практика показала, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство или его отмены, в случае если оно было выдано, является отсутствие у организации, выдавшей заключение, действующей на тот момент аккредитации (вне зависимости от того, аккредитация приостановлена или отозвана). А вот если свидетельство об аккредитации приостановлено после выдачи заключения экспертизы, то это уже не является поводом для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Стоит отметить, что при отзыве свидетельства или приостановлении действия аккредитации на момент договорных отношений организации с заказчиком, последний вправе расторгнуть договор на проведение негосударственной экспертизы с возвратом аванса (в случае его уплаты).

    1. По каким направлениям организация имеет аккредитацию?

    Как показала практика, бывают случаи, когда экспертная организация, имеющая право на проведение экспертизы проекта, проводит экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Разумеется, что заключение, выданное неуполномоченной организацией, будет основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае же возведения объекта на основании такого разрешения, в соответствии с действующими нормами он будет считаться самовольной постройкой со всеми вытекающими юридическими последствиями.

    Другой вопрос, связанный с выдачей разрешения на строительство, касается перечня необходимых для его получения документов. Все дело в том, что одного положительного заключения экспертизы проектной документации, выданного уполномоченной организацией, недостаточно. В любом случае нужно еще и заключение по результатам инженерных изысканий.

    Как мы уже упоминали, аккредитацию организация может получить в случае, если в ее штате есть не менее 5 сотрудников, аттестованных на право подготовки заключений ЭПД или не менее 5 сотрудников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы результатов инженерных изысканий. На практике нередки случаи, когда в заключении экспертизы (в описательной ее части) указываются не все разделы проекта, что является нарушением, связанным с несоблюдением формы заключения. Объясняется это просто. Эксперты должны одинаково хорошо разбираться сразу во многих разделах проектной документации. Когда в организации один проект ведут несколько компетентных сотрудников, что, как правило, и происходит на практике, при работе с крупными проектами капитального строительства, когда, например, необходима экспертиза 12 разделов проекта или же 10 для линейных ОКС, проблем не возникает.

    Итак, на что нужно обратить внимание при выборе экспертной организации:

    - наличие свидетельства/свидетельств по аккредитации как на ЭПД, так и на РИИ (может быть указано в одном свидетельстве или в двух отдельных свидетельствах);

    - наличие минимального необходимого количества экспертов в штате (5+5 и более);

    - наличие исполнения требований, указанных в ст. 50 ГРК, предъявляемых к экспертным организациям (сайт в сети Интернет, реестр и иное).

    Забегая вперед, хочется отметить, что в сфере законодательства предусматривается ряд изменений для организаций, проводящих негосударственную экспертизу проектной документации, а именно введение электронного документооборота (Постановление Правительства РФ от 12.06.2017 N 699) с использованием личного кабинета на сайте организации. С 1 января 2018 года проектная документация объектов капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, а также иные необходимые документы должны будут предоставляться в электронном виде в обязательном порядке.

    При выборе юридического лица можно обратить внимание и на количество регионов, которые охватывают объекты в реестре организации. Широкий географический охват по ним может свидетельствовать о большом опыте экспертов данной компании. Кроме того, это подтверждает и факт высокой оценки заключений, выданных экспертной организацией, как органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство, так и органами строительного надзора.

    Хорошим аргументом в пользу экспертной организации может быть наличие у нее широкой сети филиалов. Подразумевается, что в такой компании имеются специалисты на местах, учитывающие все особенности региона.

    ООО МИНЭКС - межрегиональный институт экспертизы, имеющий широкую сеть филиалов по всей территории Российской Федерации. ООО МИНЭКС имеет аккредитацию на проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В штат компании входят 140 аттестованных по разным направлениям деятельности экспертов.

    РОСС RU.0001.610206 – на право проведения экспертизы проектной документации

    РОСС RU.0001.610160 – на право проведения экспертизы результатов инженерных изысканий


    Заключения негосударственной экспертизы в формате XML

    Работа ООО

    Работа ООО "МИНЭКС" в режиме карантина


    Минстрой опубликовал перечень документов, необходимых для подтверждения стажа инженера для внесения сведений в НРС

    База знаний


    Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение

    Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 - 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08


    Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?


    Срок давности результатов инженерных изысканий

    Задать вопрос эксперту

    Подпишитесь на рассылку экспертных материалов

    Мы в соцсетях:

    Похожие материалы


    Государственная и негосударственная экспертиза: результаты 2016 года


    Правила формирования ЕГРЗ: что изменится с 1 января 2018 года


    Необходимость экспертизы проектов проектной документации

    Читайте также: