Как решается тема суда в пьесе гроза

Обновлено: 24.04.2024

Персонажи Островского постоянно находятся перед нравственным и безумным выбором. Катерина идет на измену, которую непросто объяснить и понять. Одни видят в этом поступке бунт и вызов, другие – попытку обрести счастье. Образ Катерины неоднозначный, тем не менее ее греховные действия нельзя отрицать. Неверность в брачном союзе недопустима и порицается религией. Поэтому, Катерина и боится божьей кары, ведь она нарушила запрет.

Любовь к Борису становится тем самым запретом для героини, хоть она и пытается противостоять своим чувствам.

В свои шестнадцать лет Катерина вынуждена существовать с нелюбимым мужем и его матерью. Этот брак обесценивает жизнь героини, а любовь к Борису вдохновляет на будущее. Девушка чувствует жизнь и питает надежду на счастливое будущее.

Но попытка стать счастливой не оправдалась. Катерина не выносит свою вину и в качестве наказания, совершает самоубийство. Гроза является символом кары в пьесе.

В произведении Катерина предстает юной девушкой и покладистым характером. Она постоянно слышит упреки со стороны своего мужа – Тихона и его матери. О любви девушка могла только мечтать. И все же, она влюбляется в другого.

Это чувство не отпускает ее. Ей совестно и в тоже время, Катерина чувствует себя живой и свободной.

После измены, девушка долго мучается, сознаться ли ей мужу и свекрови или сохранить свою тайну. Не в силах нести это груз, Катерина признается Тихону в измене. Муж и свекровь упрекают и ругают девушку. А Борис, боясь огласки, уезжает в Сибирь.

Эта ситуация подталкивает девушку на роковой шаг – самоубийство.

Она не страшиться этого греха, ведь она смирилась с самым страшным – невозможность быть счастливой. У неё был один выбор – угождать свекрови и стать рабыней своему мужу. Катерина выбрала смерть, которая стала для неё спасеньем.

Можно долго размышлять о том, какой могла бы быть главной героини. Возможно, вернулся бы Борис и они были бы счастливы. Или Тихон пересмотрел бы свои отношения с матерью и по-настоящему полюбил бы свою жену. И все же, жизнь ставит героиню перед выбором, который она должна сделать здесь или сейчас. И в сложившихся условиях, Катерину непросто осуждать. Особенно, когда трагичный конец – единственный путь к спасению.

Другие темы: ← Самодуры в Грозе↑ ОстровскийАвторское определение жанра Грозы →

Популярные сочинения

– определить тематику и проблематику пьесы;

– формировать аналитические умения у учащихся, умения работать с текстом;

– воспитывать интерес к русской литературе и культуре, помочь учащимся осознать такую категорию нравственности как совесть.

Оборудование:

компьютер, колонки, текст пьесы.

1.
Оргмомент
(1м.)

2.
Вступительное слово
(1м.)

Произведение практически изучено, прочитаны и проанализированы статьи Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, А.А. Григорьева. Но мы всё ещё не нашли ответа на вопрос, почему натура Катерины так противоречива.

Мы помним, что её не понимали герои драмы (Варвара, Тихон), до сих пор ведут споры об этой героине литературоведы.

Именно эта неисчерпаемость и глубина созданных образов и делает произведение истинным произведением искусства, актуальным на все времена.

3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала

– Ребята, на уроках мы с вами постоянно говорим, что литературные тексты учат нас нравственности, конечно, драма Островского не исключение.

– Вспомните, что такое нравственность. (Учащиеся говорят, что нравственность – это система ценностей, которым следует человек, руководствуясь внутренними побуждениями).

4. Объяснение нового материала

– Обратимся к понятию совесть. На ваших столах лежат различные высказывания мыслителей о совести. Прежде чем читать высказывания, посмотрите на авторов, все ли они вам знакомы (учитель спрашивает, кому принадлежат фамилии, чтобы убедиться, что ученики знают, в какой сфере деятельности работали данные люди).

Теперь работаем в парах (на работу – 7м.)

Высказывания:

1. Совесть есть воспоминание о Боге (Николай Бердяев)

2. Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце (А.С. Пушкин)

4. Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы (А. Эйнштейн)

5. Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью (Л.Н. Толстой).

6. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае (А.В. Суворов)

После прочтения учитель спрашивает 3-4 пары в зависимости от времени, подводя учеников к мысли о том, что если обобщить все высказывания, совесть – это голос Бога в душе человека, или внутренний голос.

– А чем же заглушают они свою совесть? Почему не слышат её? (Учащиеся: Дикой – власть денег, Кабаниха – боится потерять власть, держится за традиции, остальные приспосабливаются к этому)

– Итак, значит большинство людей, живущих в г. Калинов, верили в спасительное значение одного лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе, без осознания и понимания их смысла.

– Так ли учит нас православная вера? (Учитель подводит учеников к мысли о том, что Православие мыслит человека свободным, наделенным даром свободной воли: человек сам избирает путь праведности или греха, но, согрешив, может победить свой грех духовным усилием, нравственным борением).

В обществе возникают вопросы о новой нравственности: рубеж двух эпох, рушится крепостничество, рождаются новые идеи. А Островский отвечает: нет никакой новой нравственности, есть одна, единственная, вечная, потому что душа живет по вечным законам. Итак, значит, что конфликт в пьесе не только социальный, но и нравственный, он находится в душе Катерины.

Послушаем музыкальную композицию

– Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас эта музыка? (Учащиеся: тревожные перестукивания создают ощущение тревоги, а усиление – осуждение поступка народа косными жителями г. Калинов).

– Хорошо, наверное, мы можем сказать, что в этой композиции ассоциативно возможно проследить жизнь Катерины, давайте вспомним, как она жила, и подумаем, почему всё-таки произошла трагедия.

(Поскольку до этого рассматривался образ Катерины учащиеся могут проанализировать и рассказать об образе подробно: Катерина жила вольно у своих родителей, а после замужества попала в совершенно другую семью, деспотичную. Её душа жаждет счастья, любви. И вот она встречается с человеком, ни на кого не похожим в г. Калинов, Борисом.

Полюбив его, Катерина согрешила, но и Борис оказывается слабым человеком, он не может помочь Катерине, и героиня принимает страшное решение).

Хорошо, посмотрим, как всё начиналось, откройте монолог Катерины, когда она соглашается взять ключ.

(Один из учеников зачитывает монолог).

– Какие черты характера героини здесь прослеживаются? (Учащиеся, дополняя друг друга, должны прийти к мысли: жизнь Катерины основана не на разуме, с детства она не приучена размышлять.

– Итак, мы видим колебания Катерины, это значит, она чувствует, что идёт на грех и что не может противостоять себе. Как разворачиваются события дальше? И когда просыпается её совесть? (Учащиеся: одна встреча с Борисом повлекла за собой другую, третью и т.д.; совесть Катерины просыпается только после приезда мужа).

– Катерина, следуя своим желаниям, думала, что её жизнь управляется судьбой, поэтому и предоставлялась воле случая. Но она не понимала, что человек сам делает выбор.

Осознав свой грех, Катерина поняла, что перед ней теперь два пути: упасть в пропасть греха или раскаяться. Любовь ее огромна, она открыла ей счастье, но это измена долгу жены, русской женщины, что является большим грехом.

А возвращение в семью, к мужу – это измена любви.

– Читаем дальше. Найдите эпизод с полоумной барыней. Зачитайте. (Читается эпизод).

«Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцев поджидаете, кавалеров? Красота- то ваша вас радует? Не радуйтесь, все в огне будете гореть неугасимом!

– Как можно теперь охарактеризовать состояние Катерины? (Учащиеся: каждое внешнее впечатление потрясает весь её организм, потому что чувствует свою вину, в отличие от Варвары, которая равнодушна к словам барыни, более того, услышав гром, Катерина ужасно пугается, воспринимая это как гнев Бога).

– Героиня не выдерживает такого напряжения, но признавшись при всех в измене, она не может спокойно жить дальше. Так, почему же Катерина не может вернуться в дом Кабанихи, ведь она уже призналась в грехе? Почему не может убежать, как Варвара, ведь мы уже наблюдали, насколько порывиста и сильна её натура. (Учащихся необходимо подвести к тому, что ответ кроется в последнем монологе Катерины).

5. Итог урока

– Уже было сказано, что пьеса Островского актуальна на все времена, а как вы считаете, возможно ли повторение подобной психологической драмы в наши дни?(Учащиеся: возможно, но трагедия совести не должна решаться таким образом, необходимо находить иные выходы, могут предложить: посетить психолога, молиться, трудиться и т.п.)

– А был ли выход для Катерины? Предположите. (Учащиеся: дети, помощь бедным и т.п.)

– Катерина религиозна, она переживает свой грех как вселенскую катастрофу. Согрешить для нее – значит предать Бога, веру, саму себя, но грех разрушил ее душу и довел до отчаяния.

6.
Домашнее задание
(2м.)

Подготовить по рядам презентации:

1 ряд – интерпретация образа Катерины актрисой Г.Н. Федотовой.

2 ряд – интерпретация образа Катерины актрисой П. Стрепетовой.

Александр Николаевич Островский — это не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Пьесы его привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. Его персонажи — люди своей эпохи, и вместе с тем многое в них нам близко. Они совершают добрые и дурные поступки, они радуются и страдают, любят и изменяют, живут некоторые честно, некоторые безнравственно. Знакомясь с ними, мы должны задуматься и о своей жизни, о жизни наших близких, друзей, о нашей морали. Ведь грех в широком понимании этого слова — нарушение каких-то принципов общечеловеческой нравственности.

Создается впечатление, что Калинов отгорожен от всего мира высочайшим забором и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что это уникальный русский городок, что в других местах жизнь совсем другая, без греха и невежества? Нет, это типичная картина русской провинциальной действительности, драматург сконцентрировал внимание на самом главном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта. Что же так сдерживает его развитие? Почему здесь нет места новому, свежему?

Потому что вся эта жизнь основана на привычных, устаревших законах, которые представляются совершенно нелепыми. Цепляться за старое, устоявшееся, регламентирующее все стороны бытия (экономику, быт, семью, нравственность), — это страшный тормоз в развитии любого города, народа, государства. Это стояние на месте. Застой. Последствия его страшны и порой непредсказуемы. Он прежде всего бьет по человеку, либо отупляя его, превращая в бездумного исполнителя, либо заставляя его ловчить, приспосабливаться, грешить, либо вызывая в нем чувство протеста. Застой тогда возможен, когда он поддерживается людьми, имеющими власть. Таковыми в Калинове являются Дикой и Кабанова.

Подобное отношение к силам природы присуще всем: калиновцам, в том числе и Катерине, наделенной обостренным чувством совести. Как воспринимает Катерина грозу? Как божью кару, которой ей не избежать, потому что даже думы о Борисе — это, по ее взглядам, грех.

Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. Она является антиподом Катерины.

Правда, их обеих объединяет самое серьезное отношение к домостроевским порядкам и бескомпромиссность. Кажется, ее искренне огорчает падение нравственности среди молодого поколения, неуважительное отношение к законам, которым она сама подчинялась безоговорочно. Она ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно лишь при соблюдении правил, предписанных домостроем. Любое отступление от них — страшный грех. Себя Марфа Игнатьевна считает порядочной, безгрешной женщиной. Привечая странниц, она уверена, что совершает богоугодное дело. Но их славословие, этот елей, что льют они на душу Кабанихи, восторгаясь ею и ее порядками, — это тоже грех. Гордыня и ханжество — вот пороки, присущие этой властной и себялюбивой женщине. Самый страшный грех Марфы Игнатьевны — это то, что она между делом, походя, разрушает людские судьбы, диктуя им свою волю, определяя их поведение, их отношение к миру и друг к другу. Она погубила Катерину, калечила жизнь Тихону, покушается на судьбу Варвары. И все это совершается под видом благочестия, с именем Бога на устах.

Сын Тихон женат. До сих пор он жил только ее, матери, умом, был ее собственностью, никогда и ни в чем ей не перечил. В результате из него вырос человек, лишенный самостоятельности, твердости, умения постоять за себя. Безвольный, робкий, страдающий от материнского крутого нрава, он ищет забвения в пьянстве, в этом греховном пороке. И жена ему попалась какая-то чудная, какая-то сама не своя, не как все. Да и любит он Катерину, не может и не хочет держать ее в страхе, не требует от нее почитания. Мать чувствует, что постепенно сын уходит из-под ее власти, что у него появляется своя жизнь, что к жене он относится не как хозяин, а по-своему тянется к ней.

Искренность, непосредственность, эмоциональность Катерины не могут встретить понимания в мире лжи и деспотизма. Душе ее тесно и тяжело в атмосфере каба-новского дома. Все обернулось против Катерины.

Женщина гордая, волевая, она отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества и лжи, жестоких законов, полюбила бескрылого и несамостоятельного Бориса. Свободолюбивая, она постоянно испытывает домашний гнет, вынуждена сносить бесконечные и несправедливые попреки свекрови. Любящая детей, она лишена радости материнства. Ей очень одиноко в Калинове.

В воспоминаниях она поэтизирует свое детство, свою жизнь в родительском доме. И все же ее характер сформировался именно в патриархально-купеческой среде. В этом тоже истоки ее трагедии. Там ее выдали замуж за сына Кабановой, там, конечно, никогда бы не поняли ее чувства к Борису.

Катерина в мечтах создала какой-то особый образ, совершенно не похожий на настоящего Бориса, и полюбила его, таинственного, благородного, необычного мужчину, оказавшегося на самом деле прозаичным и слабым.

Вялый и неинтересный, он в наших глазах (но не Катерины!) проигрывает в сравнении с Тихоном, в котором есть нечто живое и доброе. В основе образа Бориса -бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров, четких нравственных принципов, чувства собственного достоинства. Как известно, ради сестры он терпит издевательства дяди, будучи заранее уверенным, что ни он, ни его сестра не получат от Дикого ни копейки. Общение с Катериной не возвысило, не окрылило его, а оказалось лишь новым бременем, усугубило его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не закаляют, а сильнее пригибают к земле.

Катерина же любит сильно, глубоко, самозабвенно; честная, светлая, тонко чувствующая, решительная натура, она всегда верна себе. Прощание с Борисом словно подвело черту. Возвращение домой означает для нее духовную смерть, продолжение бесконечной пытки. В смерти, мысль о которой все более овладевает Катериной, она мечтает обрести подлинную жизнь — в пении птиц, в цветении трав. Поэтому кончина рисуется в ее воображении светлыми, а не мрачными красками.

Пьеса по сей день задает нам много вопросов. Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук созести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни купеческой семьи и лишается высокого трагедийного накала. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной. Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, не казнила за грехи, истинные и мнимые, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина — Катериной. И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, поступает в соответствии со своими принципами, руководствуется своими взглядами на грех и добродетель.

Прочитав пьесу, мы можем соглашаться или не соглашаться с Катериной, принимать или нет ее мировоззрение, понимать или осуждать ее поступки, но каждый непременно должен задуматься о том, что есть добро и зло, жизнь и смерть, грех и искупление.

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание


Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА


Слайд 3

Обобщение материала по образу Катерины

Жизнь Катерины в родительском доме: Сердечное отношение родных. Посещение церкви. Рассказы странниц, богомолок. Свобода Сформировавшиеся черты характера: Болезненная впечатлительность. Романтическое отношение к жизни. Моральная чистота. Страстность натуры, стремление к свободе. Жизнь Катерины в доме Кабановых: Жестокое отношение Кабанихи. Постоянный духовный бунт. Непонимание ее натуры со стороны мужа. Влияние жизни у Кабановых на Катерину: Осознание своей обреченности. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.


Слайд 4

РЕЛИГИОЗНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ


Слайд 5

Божественные заповеди

Я, господь- Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме меня. Не сотвори себе кумира. Не произноси имя господа напрасно. Почитай отца и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не лжесвидетельствуй. Не желай жены ближнего своего.


Слайд 6

ДВА СУДА

? Как вы понимаете Суд внутренний? То есть это суд совести, осознание совершенного греха. ? Как вы понимаете Суд внешний? Можно сказать, что это суд людской.


Слайд 7

Этапы развития внутреннего суда Катерины

Сцена с ключом; Встречи с Борисом во время отъезда мужа; Неожиданный приезд Тихона; Приближение грозы, удар грома; Разговор Кабанихи о предполагаемых грехах; Монолог сумасшедшей барыни.


Слайд 8

Сцена с ключом( 2 действие, явление 10)

Возмущение; Размышление о нелегкой женской доле; Размышление о своей судьбе; Видит причину своих бед в свекрови; Рассуждение о ключе; Пугается воображаемых шагов и прячет ключ в карман; Убеждает себя в том, что нет греха, если она разок посмотрит на любимого; Ключ от садовой калитки становится ей дороже всего на свете.


Слайд 9

Встречи Катерины с Борисом?


Слайд 10

Случайна ли гибель Катерины?Можно ли было ее избежать?

Катерина Духовно богатая поэтически возвышенная натура Обладает обостренным чувством справедливости. Не идет на сделку с совестью Испытывает отвращение ко лжи и обману. Жаждет свободы и счастья. Катерина Пугается силы и глубины своего чувства. Сомневается в правильности своих поступков. Ощущает страх перед своеволием чувства любви. Переживает чувство вины перед Тихоном. Боится суда божьего, олицетворением которого является гроза


Слайд 11

Таким образом, трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над темным царством.

Герои пьес Островского находятся в условиях выбора, граничащего с безрассудством и нравственным падением, в котором, однако, открывается подлинная трагедия жизни. Катерина совершает нравственное падение, которому восприимчивый читатель вот уже полтора века пытается найти объяснение, воспринимая её измену, как попытку бунта, поиск счастья или проявление духовной неустойчивости. Образ Катерины принято оценивать по-разному, тем не менее, греховность в поступке героини отрицать невозможно. Эта женщина глубоко религиозна, но вера ее основана на страхе. Исходя из религиозных соображений, узы брака невозможно разорвать. Брачный союз двух людей нерушим, а прелюбодеяние есть грех. Неудивительно, что Катерина страшится божьей кары, ведь она нарушает запрет, позволив себе искренний, но незаконный порыв. Любовь к Борису для нее становится грехом, которому она пытается противостоять. Но жажда подлинной жизни, неограниченной запретами и традициями дремучего Калинова, берет вверх над страхом справедливого по сути наказания.

Любовь становится для Катерины причиной падения и гибели, с одной стороны, с другой — сознанием безграничных возможностей собственной личности. Шестнадцатилетняя девушка, лишенная возможности самовыражения, но чувствительная и порывистая по натуре, вынуждена вести жалкое существование в унижении и смирении, с нелюбимым мужем, под строгим надзором свекрови. Брак с Тихоном обесценивает жизнь Катерины, а вот измена дает стимул жить, ведь героиня пытается обрести законное счастье с Борисом. Когда попытка проваливается, Катерина готова понести наказание за содеянное, выбирая самоубийство как способ покаяния, а может, и освобождения. Гроза становится символом Божьей кары за измену и самоубийство.

Трагическая развязка пьесы во многом указывает на невозможность счастья, построенного на грехе, но это только одна из возможных трактовок финала. Гибель Катерины – это гибель героя-противоборца, оказавшегося бессильным перед торжествующей в мире косностью.

Автор: Валерия Пронина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема греха, возмездия п покаянии в пьесе А. Н. Островского “Гроза”

Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как “Очарованный странник” НС. Лескова, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А.
Некрасова, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского и многие другие.

Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно – это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века.

Эту же тему развивает в своей социальнопсихологической драме “Гроза” и А. Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии. Драма “Гроза”, написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды.

героиня, Катерина, – жена купца Тихона Кабанова. Она представляет собой незаурядную личность – искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную.

Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой.

Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды.

Страшно то, “что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми”, – признается Катерина Варваре.

Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает “страшным грехом”, пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа, заставляя взять с нее “страшную клятву”, чтоб она и думать ни о ком не смела.

Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки.

Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что “загубила” свою душу, и для нее это самая страшная трагедия.

В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам – Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное – тайна, чтоб все было “шито да крыто”, чтоб “никто и не узнал” об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация – все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души.

“Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” – говорит она Борису.

Поэтому “Гроза” – это не столько трагедия любви, как трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная – это разные вещи, как показывает нам автор.

И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала неладное.

В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий.

Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни – все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе.

, Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне – доказать свою правоту.

Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают “на каждом слове”.

Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: “Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет”. Так же слаб и Борис Григорьич, не способный защитить Катерину.

Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: “уж душу свою я ведь погубила”. И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что “жить нельзя”.

Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев “темного царства” (Н. А. Добролюбов), и как просто глупость (Д. И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места.

Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью.

Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: “Маменька, вы ее погубили…” Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в “Грозе” явственно ощущается “что-то освежающее и ободряющее” (Н. А. Добролюбов).

Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из ярчайших характеров русской драмы и вызывает симпатию читателей, даже несмотря на то, что героиня – грешная, заблудшая душа.

Сочинение Тема греха и покаяния в пьесе Гроза Островского

Грех, для каждого он свой. Нет однозначного понятия греха. Каждый человек, хоть единожды, но совершал его. Ведь люди не безгрешны. Когда человек, обижает другого, он тоже совершает грех. Он испытывает чувство вины и угрызение совести. Искупление вины – покаяние.

Измена, что же она значит и что может повлечь за ней? Для Катерины она оказалась губительна и грешна. Что по итогу, она не смогла пережить, и лишиться жизни.

По жизни Катерина светлая и добрая девушка, которая не смогла совладать с собой. Но у нее были на то свои причины. Замуж она вышла совсем юной девочкой. Свекровь была не самой лояльной женщиной, невестку она не уважала и считала собственностью своего сына, будто она просто вещь в их доме.

Возможно ли осудить Катерину за такой порыв души, который посетил ее сердце. Она просто хотела чувства полноправия в этой истории c Борисом. Она понимала, что содеянное – это грех, который она не сможет себе простить. А ведь просилась она поехать вместе с Тихоном, не хотела она оставаться. Понимала, что может совершиться грех.

Катерина так сильно пыталась не кинуться в беспамятную пропасть страсти, которая преобладала над ней. Но любовь, которая и была этой пропастью стала настоящим грехом для юной девушки.

В семейной жизни, она была словно в клетке. А с Борисом она смогла почувствовать себя живой и свободной. Любящей и любимой. Ведь ее душе была так необходима эта гармония и любовь.

Но как бы это не было хорошо для Катерины, она все таки совершила грех. Он гложил ее и тянул, как груз, все ниже и ниже.

Найдя один выход, видя в грозе, кару небесную, она решает покаяться, но после признания ее все отвергли и презирали. Хотя имели ли они на это право? Возможно даже с таким грехом, она была бы намного чище тех, кто больше всего ее осуждал.

Не видя другого выхода, она решается на еще один грех, который даже не сравнится с предыдущим. Она в агонии бросается в волгу, намерено лишая себя жизни.

В конце драмы погибает вместе с Катериной, с той, которая осмелилась броситься в отчаяние своей жизни, которое приносило ей любовь и свободу, но совершая грех. но еще и гибнет окружение того мира, который не понимал, что такая любовь и свобода не боится даже греха и губительного покаяния.

Грех в Грозе Островского

В произведении поднимается тема греха и покаяния. Данная тема сохраняет свою актуальность и по сей день.

Ведь жизнь человека полна разочарований, когда ему приходится смириться с чем-нибудь, принять тот факт, что нужно жить дальше. Но иногда это сделать очень непросто.

Ситуации, в которых оказывается человек, могут быть совершенно разными. Но все они зависят от одного: какое решение примет человек-пойдет на отчаянный шаг или смирится.

Главной героиней произведения является Катерина, молодая девушка, супруга Тихона. Она имеет покладистый характер, воспитана в патриархальных порядках. Но судьба девушки, чей образ предстает нам чистым и светлым, очень тяжелая. Положение, в котором оказалась Катерина, потрясает.

Но проблем не становится меньше- муки совести не дают покоя девушке. Она постоянно задается вопросом о том, стоит ли сознаться мужу. И все-таки Катерина не может более утаивать свой грех и рассказывает все свекрови и мужу.

Это вызывает упреки и ругань свекрови, которая дает наставления сыну побить жену… Даже Борис, который, как думала девушка, сможет избавить ее от мучений, уезжать в Сибирь, боясь огласки людей. Все это заставляет героиню принять роковое решение-броситься в Волгу.

Ее не страшит, что это грех, ведь она не может смириться со своей судьбой, принять тот факт, что она не будет счастлива, хотя она могла, постоянно угождать свекрови, сделаться рабою мужа. Единственным спасением для нее оказывается смерть.

В заключение хочется сказать, что иногда выбор человека зависит от того, в какой ситуации он оказался. В данном произведении проявляется тема отчаяния и смирения. Судьба несчастной девушки Катерины и ее трагический конец подтверждают, что смириться с чем-либо может быть очень сложно и иногда отчаянный поступок может оказаться единственным выходом.

← Купечество в Грозе← По пьесе Бесприданница↑ ОстровскийОбраз бесприданницы в пьесе Островского →Смысл пьесы Гроза →

Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним “с неба упала”.

Среди действующих лиц пьесы почти нет тех, кто не принадлежал бы калиновскому миру. Бойкие и кроткие, властные и забитые, купцы и конторщики, странницы и даже старая сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, – все они вращаются в замкнутой патриархальной сфере. Лишь один человек не принадлежит калиновскому

миру по рождению и воспитанию. Он не похож на других жителей города обликом и манерами – это Борис, молодой человек, приехавший к дяде, чтобы получить свою долю наследства.

Эта новизна и привлекла внимание главной героини – Катерины – к Борису.
Она, уставшая от подавления собственной свободы и независимости, не видящая любви от мужа и свекрови, вдруг открывает в себе новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине: “Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное.

Точно я снова жить начинаю или…уж

и не знаю”.
Это чувство, которое Катерина не может объяснить, – просыпающееся чувство личности.
Но Островский, следуя своей манере выражать социальные вопросы через нравственные проблемы, не придает “чуду” формы общественного протеста, а наделяет героиню чувством влюбленности.
В Катерине рождается и растет страсть, но эта страсть одухотворенная, далекая от бездумного стремления к тайным радостям. Она пытается бороться с ней, потому что это проснувшееся и заговорившее со всей силой чувство любви воспринимается героиней как страшный, несмываемый грех, так как любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего высокого смысла.

Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична, бескомпромиссна. Осознав свою любовь к Борису, героиня изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе: “А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх!

Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”.
И действительно, вокруг нее все уже рушится. Призыв Катерины к Тихону, последняя надежда опереться на любовь мужа остаются невостребованными. Он оставляет ее, стремясь вырваться из-под тягостной опеки матери.
Изнемогая в борьбе со страстью к Борису, в отчаянии от приближающегося и неминуемого поражения в этой борьбе, она просит Тихона взять ее с собой в поездку. Но Тихон совершенно не понимает, что происходит в душе жены: ему кажется, что это пустые женские страхи, и мысль связать себя семейной поездкой представляется ему совершенной нелепостью. Только что глубоко обиженная наказом, который ей дал Тихон под диктовку матери, Катерина хватается за последнее средство – обряд и принуждение.

Она просит взять с нее страшную клятву: “Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…”
Но он не дает ей договорить и тем самым лишает ее последнего шанса защититься от вспыхнувшего чувства.
Осознав в себе грешную страсть, но оставаясь очень религиозной, Катерина не может молиться, как прежде: слишком далека она от неискренности перед Богом. Это тоже подрывает в ней способность к противостоянию завладевшему ею чувству.
Подхваченная вихрем страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости, решившись не отступать, не жалеть себя, она ничего не хочет скрывать. “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!” – говорит она Борису. Но это как раз и предвещает дальнейшее развитие драмы – гибель Катерины.
Сознание греха живет в ней и в счастье, которое с огромной силой овладевает ею, и тогда, когда счастье кончилось. Она не боится людского суда, ей страшен Божий суд. Во время грозы, увидев “геенну огненную”, Катерина прилюдно кается, так как ее внутренние переживания дошли до такого накала, что она уже не могла скрывать свою неверность. Покаяние ее отвергнуто.

Полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство – грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали.
Смерть героини является кульминацией ее внутренних волнений. Смерть – это конец ее внутреннему возмездию и… успокоение.
Катерина хотела жить по чувству, не подчиняясь общему правилу: любовь и брак – вещи несовместимые. Ей не позволили.
Катерина не может больше терпеть нападок свекрови, муж ей “постыл, ласка-то его мне хуже побоев”, и она уходит из дома. Но куда она пойдет? Она же “мужняя жена”.

У нее остаются только два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее, тем самым бросив вызов деспотизму и невежеству “самодуров”. Катерина своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.
Благодаря этому, по словам Добролюбова, “самодурство, как мы видим, потеряло свою самоуверенность, лишилось и твердости в действиях, утратило и значительную долю той силы, которая заключалась для него в наведении страха на всех”.
Поэтому смерть Катерины, по-моему, является виной калиновского мира – мира без милосердия, где присутствует только пустая оболочка Закона. И еще, мне кажется, что гибель героини является не только виной, но и возмездием самодурам: в финале, вслед за признанием Катерины, следует опять-таки открытый, при людях, бунт сына Кабанихи, то есть вместе со смертью Катерины приходит и крушение Кабановой. “Протест против них не заглушается уже”, – сказал Добролюбов.

Читайте также: