Как происходит суд божий на 40 день

Обновлено: 25.04.2024

Где же душа тотчас по разлучении с телом? Что же значат 3-й, 9-й и 40-й дни? В какое же время, день душа проходит воздушные мытарства и когда по разлучении с телом совершается частный суд?

Святой Макарий Александрийский передает нам следующее ангельское откровение о состоянии душ умерших в первые сорок дней по разделении их от тел своих.

Когда совершится таинство смерти и душа отделится от тела, она —душа — в течение первых двух дней пребывает на земле и в сопровождении ангелов посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду, скитается около дома, в котором разлучилась со своим телом, а иногда пребывает и около гроба, в котором покоится ее тело. В третий же день, в подражание воскресению Христову, происшедшему в третий день, повелевается всякой христианской душе вознестись на небеса для поклонения

Богу всяческих. Вот причина, почему Святая Церковь имеет благое обыкновение в третий день совершать приношение и молитву за душу умершего.

Третий день по смерти человека называют и третинами и поминают усопшего, принося о нем Богу молитвы — служат панихиду. Сей день для почившего и для нас, еще живых, имеет прямое духовное соотношение к воскресению Начальника жизни нашей, положившего начало нашему (следовательно, и твоего усопшего) блаженному воскресению. В третий день покойника хоронят. Предавая земле дорогое нашему сердцу тело, обратим ум и сердце к Победителю смерти, даровавшему торжество жизни над смертию — торжество наше, а следовательно, и твоего усопшего торжество, совершившееся в воскресении Христовом. Церковь торжественно уверяет нас, своих чад, что Христос воскрес из мертвых и сущим во гробах живот даровал. И твоему покойнику — слышишь ли? — дарованы жизнь и воскресение только чрез Христа.

В третий день тело предается земле, а душа должна вознестись на небо: "И возвратится персть в землю, яко же бе; и дух возвратится к Богу, Иже даде его" (Еккл. 12, 7).

Неизмеримое пространство между небом и землею, или между Церквами торжествующею и воинствующею, это пространство в обыкновенном разговорном языке человеческом, и в Священном Писании, и в писаниях святых отцов называется воздухом. Итак, здесь воздухом называется не тонкое эфирное вещество, окружающее землю, а самое пространство.

Это пространство наполняют отверженные, падшие ангелы, которых вся деятельность состоит в том, чтобы отклонять человека от спасения, делая его орудием неправды. Они хитро и враждебно действуют на нашу внутреннюю и внешнюю деятельность, чтобы и нас сделать общниками их погибели: "иский кого поглотити", — свидетельствует о диаволе апостол Петр (1 Пет. 5, 8). Что воздушное пространство есть жилище злых духов, о том свидетельствуют избранные сосуды Святаго Духа, и мы веруем сей истине.

С того самого момента, как последовало падение наших прародителей и изгнание из рая сладости, к древу жизни был поставлен херувим (Быт. 3, 24), но и другой, падший ангел, в свою очередь стал на пути к раю, чтобы пресечь человеку вход. Врата небесные заключились для человека, и князь мира и века сего с сего времени не пропустил к раю ни одной души человеческой, разлучившейся с телом. И праведники, кроме Илий и Еноха, и грешники нисходили во ад.

Первым безбедно прошел сей непроходимый путь к раю Победитель смерти, Разрушитель ада; и двери райские с сего времени отверзлись. За Господом безбедно прошел и благоразумный разбойник, и все ветхозаветные праведники, из ада Господом изведенные. Святые проходят сей путь безбедно, или, если и терпят иногда бесовские остановки, но добродетели их покрывают падения.

Если мы, будучи уже просвещены светом Христовым и имея свободное произволение делать правое или неправое, постоянно делаемся пленниками их, делателями неправды, исполнителями их гнусной воли, то тем более не оставят они душу, когда она отлучится от тела и должна будет идти к Богу чрез воздушное пространство. Разумеется, они представят душе все права на обладание ею как верною исполнительницею их внушений (мыслей, желаний и чувствований).

Бесы ей представляют ее греховную деятельность во всей полноте, и душа сознает справедливость сего показания.

Христиане, проводящие земную жизнь не без грехов, не получают прямо блаженной вечности. Необходимо, чтобы сии недостатки, падения, уклонения были взвешены и оценены.

Ежели душа не познала себя, не сознала себя совершенно здесь, на земле, то как существо духовно-нравственное должна по необходимости сознать себя за гробом; сознать, что выработала себе, к чему приспособилась, к какой привыкла сфере, что составляло для нее пищу и удовольствие. Сознать себя и таким образом самой произнести над собою суд прежде суда Божия; этого хочет небесное правосудие. Бог не хотел и не хочет смерти, но сам человек ее пожелал. Здесь, на земле, душа при помощи благодати может придти в сознание и принести истинное покаяние и получить от Бога отпущение грехов. Но за гробом же для приведения души к сознанию своей греховности употребляются падшие духи, которые, быв наставниками всякого зла на земле, теперь и представят душе ее греховную деятельность, напомнив все обстоятельства, при которых совершалось зло. Душа сознает свои грехи. Сознав свою греховность, она предупреждает уже и суд Божий над нею; так что суд Божий как бы уже определяет то, что сама душа произнесла над собою.

Покаянием соделанные грехи уничтожаются и уже нигде не поминаются — ни на мытарствах, ни на суде.

Ангелы добрые на мытарствах со своей стороны представляют добрые дела души.

Все пространство от земли до неба представляет двадцать отделений, или судилищ, на которых проходящая душа обличается басами в грехах. Каждое судилище или, как называется в отеческих писаниях, мытарство, а злые духи — мытарями, соответствует группе известного рода грехов.

Мытари не только уличают душу в соделанных ею грехах, но и в таких, которым никогда не подвергалась, как свидетельствует святой Иоанн Лествичник (Лествица, степень 7-я).

Порядок, в котором следуют мытарства одно за другим, заимствуем из повествования о них преподобной Феодоры. На пути к небу, направленном к востоку, душа встречает первое мытарство, на котором злые духи, остановив душу, сопровождаемую добрыми ангелами, представляют ей ее грехи словом (многоглаголание, пустословие, празднословие, сквернословие, насмешки, кощунства, пение песен и страстных гимнов, бесчинные восклицания, смех, хохот и тому подобное). Второе мытарство — лжи (всякая ложь, клятвопреступление, призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов, данных Богу, утаение грехов пред духовником на исповеди). Третье мытарство — клеветы (оклеветание ближнего, осуждение, уничижение, обесслав-ление его, ругательство, насмешки при забвении собственных согрешений и недостатков, при невнимании к ним). Четвертое мытарство — чревоугодия (объедение, пьянство, безвременное и тайное едение, едение без молитвы, нарушение постов, сластолюбие, пресыщение, пирование, словом — все роды угождения чреву). Пятое мытарство — лености (леность и нерадение в служении Богу, уныние, оставление церковных и келейных молитвословий, тунеядство, наемники, исполняющие свою обязанность с небрежением). Шестое мытарство — воровство (всякого рода похищение и воровство грубое и благовидное, явное и тайное). Седьмое мытарство — сребролюбия и скупости. Восьмое — лихвы (ростовщики, лихоимцы и присвоители чужого). Девятое мытарство — неправды (неправедные: суд, мера, вес и все прочие неправды). Десятое мытарство — зависти. Одиннадцатое — гордости (гордость, тщеславие, самомнение, презорство, величание, невоздаяние должной чести родителям, духовным и гражданским властям, неповиновение им и ослушание их). Двенадцатое — ярости и гнева; тринадцатое — памятозлобия; четырнадцатое — убийства; пятнадцатое — волхвования (чародейство, обаяние, составление отравлений, наговоры, шепоты, чародейное призывание бесов). Шестнадцатое мытарство — блудное (все, что относится к этой скверне: мыслями, желаниями и самыми делами; блуд лиц, не связанных Таинством брака, мечтание греха блудного, умедление в этом мечтании, соизволение на грех, услаждение грехом, сладострастные воззрения, скверные осязания и прикосновения). Семнадцатое — прелюбодеяние (несохранение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу). Восемнадцатое мытарство — содомское (противоестественные блудные грехи и кровосмешение). Девятнадцатое мытарство — ересей (ложное мудрование о вере, сомнение в вере, отступничество от православной веры, богохульство) и, наконец, последнее, двадцатое мытарство — немилосердия (немилосердие и жестокость). Следовательно, прохождение мытарств бывает в третий день.

Преосвященный Макарий пишет: "Непрерывное, всегдашнее и повсеместное употребление в Церкви учения о мытарствах, особливо же между учителями четвертого века, непререкаемо свидетельствует, что оно передано им от учителей предшествовавших веков и основывается на предании апостольском" (Православное догматическое богословие, т. 5, с. 85-86).

Зная загробное состояние души, то есть прохождение мытарств и явление к Богу для поклонения, соответствующее третьему дню, Церковь и родственники, желая доказать, что помнят и любят почившего, молят Господа о безбедном прохождении душою воздушных мытарств и о прощении ей ее согрешений. Освобождение души от грехов составляет для нее воскрешение для жизни блаженной, вечной. Итак, по примеру Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых в третий день, служится панихида по усопшему, дабы и он воскрес в третий день для бесконечной, славной жизни со Христом.

После поклонения Богу повелевается показать душе различные обители святых и красоту рая. Хождение и рассматривание райских обителей продолжается шесть дней. Душа удивляется и прославляет Создателя всего — Бога. Созерцая же все сие, она изменяется и забывает скорбь свою, которую имела, будучи в теле. Но, если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь в беспечности и не послужила Богу, как должно. По рассмотрении рая душа в 9-й день (от своего разлучения с телом) опять возносится на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, что приносит приношение и молитвы в 9-й день за умершего.

Зная загробное состояние почившей души, соответствующее девятому дню на земле, в которое происходит второе поклонение Богу, Церковь и родственники молят Бога о причислении представившейся души к девяти ликам ангельским.

После второго поклонения Владыка повелевает показать душе ад со всеми его муками. Водимая душа видит повсюду мучения грешников, слышит плач, стон, скрежет зубов. В продолжение 30-ти дней душа водится по адским отделениям, трепеща, чтобы и самой не быть осужденною на заключение в оных. Наконец, в 40-й день по разлучении с телом, душа в третий уже раз возносится на поклонение Богу. Теперь-то, то есть в 40-й день по смерти, праведный Судия определяет душе приличное, по ее делам и земной жизни, местопребывание. Значит, частный суд над душою происходит в 40-й день по ее исходе из тела. Итак, правильно Святая Церковь совершает поминовение по умершему в 40-й день.

Сороковой день, или сорочина, от разрешения души от тела — есть день определения участи души в загробной жизни. Это частный суд Христов, определяющий судьбу души только до времени Страшного всеобщего суда. Это загробное состояние души, соответственное нравственной жизни на земле, не есть окончательное и может измениться.

Господь наш Иисус Христос в сороковой день от Своего воскресения превознес человеческое естество, воспринятое Им в Свою Личность, в состояние славы — воссе-дание на престоле Его Божества "одесную Отца" (Мф. 22, 44); так, по этому первообразу, умершие в сороковой день по смерти своей входят своими душами в определенное, соответственное своему нравственному достоинству, состояние.

Как Господь, совершив дело нашего спасения, Своею жизнию и смертию увенчал оное Своим Вознесением в 40-й день, так и души усопших, совершив свое жизненное поприще, в 40-й день по смерти получают воздаяние — свой загробный жребий.

Как Господь, в 40-й день вознесшись, всегда сидит одесную Бога Отца, ожидая, дондеже положатся враги Его подножию ног Его (Евр. 10, 12-13), так и души усопших, получив по частному суду Христову свой загробный жребий, остаются в нем (хотя и не без возможности перемены) до всеобщего суда Христова (Слово о поминовении усопших арх. Феодора, с. 37-38).

Это соответствие (параллель) между Христовыми состояниями и состояниями душ усопших признается словом Божиим (Евр. 9, 27-28).

Итак, сетующая душа о смерти близкого твоему сердцу, в сороковой день его возведи с верою ум и сердце к восшедшему в 40-й день по Воскресении Начальнику жизни нашей, "ныне да явится лицу Божию за нас", живых и усопших (Евр. 9, 24). Откажет ли всещедрый Отец Ему в этом ходатайстве, имея пред Собою Своего возлюбленного Сына в крестных за нас язвах? Держись же верою крепко такой любви Господа, и в славе Своей занятого вечною судьбою нашею, судьбою твоею и твоего покойника, и умоляй Его за усопшего, да благодатию Своею немощное в отшедшей душе уврачует, оскудевающее — восполнит, все согрешения простит и очистит и вчинит ее в жребий помилованных. Твоя вера и молитва, споспешествуемая Святою Церковью, много поможет усопшему при определении участи его до Страшного суда на частном суде Христовом.

Зная загробное состояние почившей души, соответствующее на земле сороковому дню, в которое, хотя не окончательно еще, решается участь почившего или для блаженства, или для мучения, Церковь и родственники опять спешат на помощь почившему. Служится в сей день панихида, чтобы, сколько зависит от нас, умилостивить всеблагого Бога относительно почившего.

Итак, из предыдущего видно, что душа по разлучении с телом два дня бывает на земле и в третий возносится к Богу на поклонение; затем в следующие шесть дней бывает в раю и, наконец, далее следующие тридцать дней бывает в аду; и в сороковой день она уже на месте, в состоянии, еще не окончательно решенном. Окончательное решение душа получит в день всеобщего суда.

Дни: годовой, а в следующие годы уже он будет день кончины, дни именин, рождения — для добрых христиан остаются навсегда памятными днями. Желая доказать, что смерть не расторгла духовного союза и отношения между живыми и умершими, они служат панихиду и молят Того, в Ком наше спасение и жизнь; молят Того, Кто Сам сказал нам: "Я. жизнь" (Ин. 11, 25).

Мы молим и надеемся несомненно на Его обещание услышать молящихся: просите и дастся вам; ибо Я не хочу смерти грешника, за которого пострадал, пролил Свою кровь и которому теперь дарую жизнь. "только веруй"! (Мк. 5, 36).

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Человека всегда интересовало и страшило неведомое, особенно всё, что связано со смертью. Как и где живёт душа после смерти физического тела? Почему в религии так важны третий, девятый и сороковой дни после кончины человека? Что в эти дни испытывает душа?

Посмертный опыт

Напрасно говорят, что Оттуда ещё никто не возвращался. Таких людей немало, правда, возвращались лишь те, которых Господь посчитал неготовыми для вечной жизни, поскольку они ещё не выполнили предначертанного. Срок их клинической смерти был недолог. Тем не менее о посмертном опыте можно рассказать многое.

Люди, пережившие клиническую смерть, рассказывают о двух ангелов, которые сопровождают душу в сторону яркого ослепительного света. Кто-то даже смог увидеть Христа, от которого исходила удивительная любовь. И абсолютно все чувствовали тепло, благодать и блаженство – уходить из этого нового мира уже не хотелось. Всё земное уходило куда-то на второй план.


А затем человеку показывают всю его жизнь, все его поступки. И становится страшно от показанного, страшно, что жизнь потрачена впустую. Разочарование, огорчение и скорбь охватывает душу. После этого многих возвращают в физический мир, может быть, как раз для того, чтобы они изменили себя и свою жизнь.

Но это опыт людей, которые совсем на короткое время расстались с телом, а потом вернулись. Они лишь соприкоснулись с чем-то великим и необъятным, заглянули краешком глаза. И этот опыт у каждого индивидуальный.

Библейское значение поминальных дней

Третий, девятый и сороковой дни установлены для того, чтобы живущие не забывали поминать усопших. Природа человека такова, что если нам не определить конкретные даты, то мы просто забудем про почившего близкого.



Но и эти дни нельзя называть условностями. Святой Макарий Александрийский напоминал, что в третий день воскрес Господь, и это главная победа над смертью, торжество Воскресения. Раньше отпевание совершали на третий день, кстати, священнослужители должны быть в белых облачениях. Человек праведный, который истово верил в Господа, после своей смерти возрадуется на третий день вместе с Христом, ведь жизнь скорбная, земная осталась позади.

Девятый день выбран в честь девяти ангельских чинов. Если умерший вёл жизнь добродетельную, то он уподоблялся ангелам, а значит и возрадуется вместе с ангелами.


Сороковой день – это вознесение Господа от земли до неба, где Спаситель сел одесную Бога-отца. Если душа старалась в земной жизни возвышаться, то в сороковой день она приобщается к Божественной славе.

Откровения святого Макария

Святому Макарию Александрийскому, жившему в четвёртом веке, были приоткрыты тайны восхождения души. Он писал, что в течение трёх дней душа умершего находится вместе со своими родными. Разлучение с телом происходит постепенно. И до определённого момента душа может вернуться в тело. Именно поэтому раньше старались предавать земле уже по прошествии трёх дней. В православии есть немало случаев, когда святые ещё при жизни покидали тело ради духовных созерцания, а затем возвращались.



Макарий Александрийский говорил, что душа приземлённого человека, не одухотворённого находится на уровне земного. Там она скитается и пребывает рядом со своим телом. Души праведные тянет к святыням, потому что при жизни для них самым ценным был Божий храм и Благодать Божья. Поэтому они и посещают святые места, те, где им было хорошо в духовном плане.

На третий день ангелы возводят душу к престолу Божьему для поклонения. Господь даёт этой душе возможность увидеть райские обители и геенну огненную. То есть душа познаёт всю картину мира.


Когда душа расстаётся с телом, её везде сопровождает ангел-хранитель. Если душа праведная, то подключаются другие ангелы и сопровождают до небесной обители.

Учения о мытарствах

Святая блаженная Феодора Цареградская рассказывала о своём видении. По её словам, души почивших проходят некие препятствия. У каждого они свои. Вознесению к небесной обители препятствуют бесы. Они видят все грехи и страсти, которым был подвергнут человек при жизни.

Суть мытарств заключается в том, что бесы пытаются подтянуть к себе душу по тому греховному пути, который стал родственным для человека. Если человек привык клеветать на других, осуждать, это стало его второй натурой, то бесы как магнитом подтянут душу именно за ложь.


Трудно указать конкретные дни, в какие и когда душа проходит определённые мытарства. Блаженная Феодора просто описала свой опыт прохождения через мытарства, потом ей показали обители рая и ада. Во многом этот опыт индивидуален, но всё заканчивается именно на сороковой день.



И здесь очень важна молитва родственников, которая помогает вымаливать почивших, дабы отпустил им Господь все грехи их – вольные и невольные. Но это не значит, что молиться нужно лишь до сорокового дня. Ежедневная молитва об ушедших грешниках приближает их к Царствию Небесному. Об этом нужно помнить всегда – молитва, она всегда вовремя, потому что в вечности нет времени.Источник: "Разговор по душам"


Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

немного о страшном суде

Страшный суд

Иудаизм

В иудаизме явление страшного суда заключается в воскресении из мёртвых в конце дней, то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены во плоти. О воскресении из мёртвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит следующее:

И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.

Христианство


В христианстве догмат о всеобщем воскрешении, Судном дне и воздаянии является одним из основополагающих. В числе прочих он входит в Никео-Царьградский Символ веры и в предшествовавший ему древний Апостольский Символ веры.

В Новом Завете картина Судного дня и Страшного суда описывается следующим образом.

Ислам

Кия́мат (араб. ‎ — день стояния‎) — в исламской эсхатологии день Божьего суда, когда все люди получат воздаяние за свои дела. Вера в Последний День является одним из неотъемлемых элементов исламского вероубеждения.

Киямат начнётся с двух трубных гласов (сур) со стороны ангела Исрафила. Первый возвестит об уничтожении всех творений Аллаха, а второй — о воскрешении человечества и начале Божьего суда. В день киямата все творения предстанут перед Аллахом и будут отвечать за совершенные ими деяния. О киямате много говорится в Коране и сунне пророка Мухаммада.

Что христианство знает о Страшном Суде?

Первое, что испытывает любой человек, услышав о любом суде, а тем более, о Суде Божием — это страх и трепет. Почему? Потому что каждый из нас на самом деле знает, что в жизни своей совершает множество грехов. И даже самый последний атеист все равно смутно понимает, что некое возмездие есть, и это пугает.


Христианство говорит о том, что Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека — попадет ли тот в рай, или же будет низвергнут в ад. Случится это после Второго пришествия Господа, которое совершится во всей Его славе в конце времен (т.е. когда будет конец света). Тогда люди воскреснут своими телами, и Господь вынесет окончательный вердикт о каждом из нас.

Важно! Свой грядущий и настоящий ад или рай человек создает своими руками в земной жизни. Господь дает нам все возможности, чтобы мы могли вкусить все Его величие, но Господь не может заставить человека следовать Его Воле.

Единственное, что каждый человек сможет забрать с собой после смерти — это свои деяния. Это означает, что если мы верим в Господа, пытаемся соблюдать Его Заповеди — мы имеем шанс на спасение своей вечной души. Люди же, которые сознательно выбирают жизнь, противную Богу, сами лишают себя спасения.

Пожалуй, это один из самых важных вероучительных моментов — не Бог лишает человека рая, а сам человек своими делами лишает себя спасения на Страшном Суде. Мы не знаем достоверно, как именно это происходит, но некоторые богословы высказывают мысль, что на Страшном Суде человек будет уже лишен своей воли. И к чему он привык в своей обычной земной жизни, к тому и потянется душа в вечности.

События, предшествующие Страшному суду

О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников (козлищ).

В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

Смерть как встреча с Богом

Первые христиане ранних веков ожидали последние времена скорее с радостью, чем со страхом. Эти люди жили в постоянной готовности в любой момент умереть за Христа, ведь вплоть до IV века христиан гнали и казнили за веру. Поэтому окончательный приход Мессии рассматривался ими как освобождение от земных мучений и встреча с Богом.


Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека

Люди, которые уже в своей земной жизни вкусили радость единения с Господом, не видят так много ужасного в грядущем. Познав радость Христа в этой жизни, они знают, что в будущем их ждет еще большая радость. Многие святые подвижники с радостью шли к своей смерти, потому что знали, что за ее порогом их встретит Любящий Отец.

Конечно, для простого человека, живущего суетливой современной жизнью в миру, очень сложно достичь таких духовных высот. Но как минимум, мы все должны стремиться к тому, чтобы не забывать о самом главном в жизни — о Господе.

Важно! По совету святых отцов, помнить о Боге помогает память смертная.

Современные люди живут так, как будто они никогда не умрут, никогда не предстанут перед Господом на Суде. Люди занимаются чем угодно, но только не спасением своей души. Именно поэтому тема смерти в обществе табуирована, страшна и непривлекательна. Люди предпочитают вообще не думать о смерти, тогда как именно воспоминания о ней способно повернуть человека к Богу.

Как бы нам ни хотелось, но рано или поздно умрет каждый человек. Но смерть может быть очень разной. Она может стать вечным ужасом и болью, а может стать только лишь переходом в другое, более совершенное состояние. И именно на Страшном Суде окончательно решается исход физической смерти каждого человека.

Как пройдет Страшный Суд?

Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.


Что говорит о Страшном Суде Евангелие

Наиболее полно суть грядущего раскрывает нам апостол Матфей в 25 главе. Христос детально описывает признаки Своего пришествия, которое в этот раз будет совершенно иным, в славе и с силой. Если о первом приходе Мессии в мир первыми узнали только лишь пастухи, то второе пришествие будет сразу для всех народов, и невозможно будет не увидеть происходящего.


Притча о Страшном суде записана в Евангелии от Матфея

Страшный Суд начнется с того, что все люди, когда-либо жившие на Земле, воскреснут в новом обновленном теле и предстанут пред Господом. Те же, кто физически доживет до этих времен — переменятся, ибо невозможно будет в тленном страстном теле предстоять перед величием Божьей Славы.

Господь взойдет во всей Своей Славе, а Ангелы небесные соберут на Его суд все породы земные. Праведников он отделит и поставит от Себя с правой стороны, а грешников — с левой. И скажет Господь праведникам, чтобы они шли в чертоги Отца Небесного, поскольку накормили Христа, когда Он был голоден, напоили, когда хотел пить и одели, когда Он в этом нуждался.

Возникнет неподдельное удивление — когда, Господи, мы накормили Тебя, когда одели? И Господь объяснит, что все, что вы сделали милостивого для каждого человека, вы сделали для Меня. Когда подали нищему — подали Мне. Когда приютили странника — приютили Меня. Когда помогли вдове или сироте — помогли Мне. Так идите теперь и наследуйте Царство Небесное. Так говорит Евангелие об участи праведников.

Далее Господь обращает свое внимание на тех, кто стоит по левую руку. Им Он скажет — а вы отказали Мне, когда Я был голоден и хотел пить. Вы не помогли Мне и бросили Меня. Идите теперь прочь во тьму вечную и мучение!

И те, кто стоял по левую руку, с удивлением будут спрашивать — а когда это мы видели Тебя, и не помогли? Когда не дали есть и пить, когда Ты нуждался? И Господь объяснит им, что когда отказали в помощи ближнему, когда прошли мимо нуждающегося, когда не накормили голодного — вот тогда оттолкнули от себя Самого Господа.

Так, с помощью языка притч, Господь показывает своим ученикам, насколько важны добрые дела и милосердие для спасения человеческой души.

Важно! Можно сказать, что на Страшном Суде будет оцениваться общая направленность человеческой души — повернут ли был человек в земной жизни к добру, или же ко злу.

Если человек всю свою жизнь жил нечестиво, не соблюдал Заповеди, не каялся — то и после своей смерти он просто не сможет вынести света Славы Господа.

Как спастись человеку до Страшного суда?

В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

Помогли мы ближнему, даже самому ничтожному – помогли Ему. Пусть память о Страшном суде будет не ужасом, отягчающим душу, а доказательством Высшего милосердия, любви и терпения.

Что нам не поможет на Страшном Суде

Божий суд будет проходить совсем по иным законам, нежели привычный суд человеческий. И если в обычной жизни мы можем прибегнуть к помощи адвокатов, юристов и многих других специалистов, то на суде Божьем у нас не будет таких помощников. Исходя из того, что христианство говорит о грядущем Страшном Суде, совершенно бесполезными будут такие действия:

Подобных соображений можно привести еще большое количество. Нужно помнить, что человеческий разум не может противостоять Божественному. И если мы хотим спасти свою душу — мы должны об этом заботиться прямо сегодня, прямо сейчас.


На Страшном Суде окончательно решается участь каждого человека

Утешением для каждого из нас является тот факт, что Господь не справедлив, а милостив. Если бы Бог воздавал каждому из нас по справедливости, т.е. именно так, как мы заслужили — ни один бы человек не мог надеяться на вечное спасение. Но Господь милостив, и воздавать нам будет по Своей великой милости. Задача человека — эту милость заслужить.

Каким образом можно заслужить милость? Только лишь одним инструментом — покаянием и признанием своей греховности, т. е. виновности. Невозможно помиловать человека, который не считает себя виноватым. Такие люди могут думать, что имеют право за какие-то там свои заслуги получить от Бога место в раю. Но в рай невозможно попасть с гордо поднятой головой, как имеющий право.

В рай попасть можно только через покаяние, через понимание своей совершенной неготовности. Когда человек понимает, что сам по себе, без Бога, он вообще ничего не представляет — тогда и рождается смирение. Только через смирение, через полную покорность Воле Божьей и с надеждой на Его милость можно спасти свою душу.

А пока человек думает, что он не так уж плох и, в общем-то, имеет право на спасение — он грешит. Именно такими были фарисеи и саддукеи из Евангелия. И не было грешников на земле, которых более, чем этих, обличал Христос.

Проповедь о Страшном Суде и его отличии от суда земного. Протоиерей Андрей Ткачев

Кто присутствует на Страшном суде?

Во время принятие решения человек не будет находиться с Господом наедине, поскольку действо будет открытым и мировым. Страшный суд будет проводить вся Пресвятая Троица, но она будет развернута только ипостасью Божьего Сына в лице Христа. Что касается Отца и Святого духа, но они будут принимать участие в процессе, но с пассивной стороны. Когда наступит день Страшного суда Божия, каждый будет нести ответственность вместе со своими ангелами-хранителями и близкими умершими и живыми родственниками.

страшный суд

Литература

Что будет с грешниками после Страшного суда?

Слово Божие изображает несколько видов мучений, которым будут подвержены люди, ведущие грешную жизнь.

  1. Грешники будут удалены от Господа и прокляты им, что и будет страшным наказанием. В результате они будут мучиться от жажды своей души приблизиться к Богу.
  2. Выясняя, что ждет людей после Страшного суда, стоит указать, что грешники будут лишены всех благ царства небесного.
  3. Люди, которые совершали плохие поступки, будут отправлены в бездну – место, которое боятся демоны.
  4. Грешники будут постоянно терзаться от воспоминаний о своей жизни, которую они погубили собственными словами. Их будет мучить совесть и сожаления о том, что нельзя ничего изменить.
  5. В святом Писании представлены описания внешних мучений в виде червя, который не умирает, и неугасающего огня. Грешников ждет плачь, скрежет зубов и отчаяние.

Притча о Страшном суде

Иисус Христос говорил верующим о Страшном суде, чтобы те знали, что их ожидает, если отступить от праведного пути.

  1. Когда Божий Сын придет на землю со святыми ангелами, он сядет на престол собственной славы. Соберутся перед ним все народы и Иисус проведет отделение хороших людей от плохих.
  2. В ночь Страшного суда Сын Божий спросит за каждый поступок, утверждая, что все плохие действия, совершенные по отношению к другим людям, были сделаны ему.
  3. После этого судья поинтересуется, почему они не помогли нуждающимся, когда те, требовали поддержки, и грешники будут наказаны.
  4. Хорошие люди, которые вели праведную жизнь, будут отправлены в Рай.

Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 32881
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Что происходит с душой на 3, 9, 40 день после смерти?

К сожалению, человеческая жизнь имеет свои границы, которые начинаются рождением и заканчиваются смертью. Но умирает только тело, плоть. Душа же продолжает жить. Поэтому умершего человека просто нет в земной жизни, рядом с его родственниками и друзьями. Скорбя, они должны понимать, что душа усопшего еще не покинула землю в течение двух первых дней после смерти. Что же с ней происходит на 3, 9 и 40 день? Что особенного в этих трех случаях?

  • 1. Восприятие смерти
  • 2. Третий день после смерти
  • 3. Девятый день после смерти
  • 4. Сороковой день после смерти
  • 5. Правильное поминание
  • 6. Почему сороковой день?
  • 7. Душа ребенка и человека, убившего себя
  • 8. Стоит ли думать о смерти?

Восприятие смерти

Что происходит с душой на 3, 9, 40 день после смерти?

В православии смерть не несет в себе окончания жизни, это лишь переход из одного состояния в другое, из земной жизни в жизнь за ее пределами. Рождаясь, человек начинает свой путь, но со смертью не заканчивает его, потому что душа бессмертна. Поэтому важно наполнить ее хорошими и праведными поступками, чтобы дать душе шанс оказаться в вечности в раю, а не в аду. Учение Христово уверяет верующих не бояться смерти, а ожидать ее смиренно, подчиняясь воле Божьей – сколько уготовано Богом прожить на земле, столько и хватит. Получается, что конца нет, а земная жизнь – всего лишь миг по сравнению с вечностью, которую душа проведет после смерти бренной плоти .

Третий день после смерти

Что происходит с душой на 3, 9, 40 день после смерти?

Третий, девятый и сорокой день считаются поминками. К ним относится и годовщина. Согласно учению Церкви, душа человека не покидает землю первые два дня после смерти. Что она делает? Она находится вблизи своего тела. Может витать около дома, посещать дорогие ей места, в которых человек находился при жизни. Но делает она это не одна – ее сопровождает Ангел. Такие скитания можно назвать прощаем с земной жизнью, со всем, что было с ней связано. Места, которые она посещает, могут быть связаны не только с радостными событиями, но и с печальными. Душа некогда доброго человека летает там, где творила много добра – оказывала помощь нуждающимся, ухаживала за кем-то. Чаще всего она находится возле своего тела или дома.

Первые два дня она похожа на птицу, которая летает в поисках собственного гнезда. Душа может посетить несколько мест, а может находиться исключительно неподалеку от умершей плоти. При наступлении третьего дня она оставляет землю и предстает перед Господом, навсегда покидая земную жизнь и свое тело. Теперь ей предстоит увидеть Бога и все то, что захотят показать ей Ангелы. Поэтому в третий день родственники умершего молятся о нем, чтобы душе беспрепятственно покинуть землю и достигнуть неба.

Что происходит дальше? Душа оказывается в Божьей обители. Она наслаждается красотой, созерцает всего прекрасного, что есть там. Так будет шесть последующих дней. Конечно, за это время, находясь среди несказанной красоты и умиротворения, она забывает обо всех своих земных скорбях – болезнях, проблемах, разочарованиях. Ей не нужно думать о том, чем заняты умы людей, живущих на земле. Но так происходит только в том случае, если душа безгрешна. Если же на ней много грехов, она не может наслаждаться. Эти шесть дней душа видит, как радуются окружающей их красотой безгрешные души, и начинает сожалеть о том, что прожила свою жизнь праздно, совершила много ошибок и грехов, в которых не раскаялась при жизни. Она с трепетом ожидает девятого дня .

Девятый день после смерти

Что происходит с душой на 3, 9, 40 день после смерти?

С его наступлением Бог повелевает Ангелам привести душу на поклонение Ему, после которого Господь будет судить ее. Суд будет производиться согласно тому, что написано в Слове Божьем – соответствовала ли жизнь человека тому, что написано в Библии. В ней написано, что Слово будет судить. У каждого человека при земной жизни много раз предоставляется возможность покаяться в своих грехах и начать изучать Писание для того, чтобы следовать ему и привести свою жизни и мысли в согласие с тем, что в нем написано. В этот день родственники усопшего особо усиленно молятся за него, прося Бога о милосердии и прощении для души их родственника, чтобы ей водвориться в рай.

Но в этот день судьба души еще не решится. Ее участь будет не понятна еще до сорокового дня. В этот промежуток времени важно не только молиться, но и вспоминать об усопшем только с хорошей стороны. Можно накрыть стол, но без спиртного. Не веселиться, сидя за ним, а понимать, что сейчас решается участь души их близкого человека. В это время она вспоминает все то плохое, что натворила, раскаивается, надеется на милосердие. Если вспоминать ее плохим словом, то ей будет еще больнее.

В промежуток между девятым и сороковым днем Ангелы показывают душей ад, чтобы та посмотрела на мучения тех, кто отказался раскаяться, признать Иисуса Христа сыном Божьим и принять Его жертву за свои грехи, чтобы они не лежали тяжелым грузом на ней и не влияли на Божий вердикт. Все эти дни душа находится в аду, потому родственники на земле, должны вести себя спокойно и кротко.

В это время душа умершего, согласно церковным представлениям, должна пройти 20 мытарств, которые сродни 20-ти смертным грехам. Только после этого станет ясно, достойна ли она того, чтобы пребывать в раю. Чтобы облегчить мучения, родственники должны не только молиться, но и поститься, чтобы помочь этим душе усопшего. Мытарства имеют уровни, от менее тяжелого к более мучительному:

Молитва Ангелу Хранителю на все случаи жизни

  • Страсть к чрезмерной болтовне и пустым ловам (празднословие).
  • Обман окружающих для того, чтобы получить для себя выгоду (ложь).
  • Распускание слухов и ложной информации о людях (клевета).
  • Чрезмерное употребление пищи (чревоугодие).
  • Постоянное бездействие и лень (праздность).
  • Присвоение себе чужого имущества (воровство).
  • Чрезмерная любовь к материальным ценностям (сребролюбие).
  • Использование нечестного пути для добывания ценностей (лихоимство).
  • Желание поступать нечестно (неправда в делах и поступках).
  • Стремление владеть тем, что есть у других (зависть).
  • Почитание себя умнее и выше других (гордыня).
  • Нежелание сдерживать свой гнев и раздражительность (гнев и ярость).
  • Жажда отомстить обидчику (злопамятство).
  • Лишение жизни другого человека (убийство).
  • Тяга к магии (чародейство).
  • Половые связи, осуществляемые беспорядочно (блуд).
  • Измена мужу (прелюбодеяние).
  • Желание иметь близость с человеком такого же пола (содомия).
  • Отрицание того, что Бог есть (ересь).
  • Сердце, которое не восприимчиво к чужому горю (жестокость).

Только миновав эти мытарства и раскаявшись в них, можно надеяться на то, что душа обретет покой в раю. Считается, что испытание, которое душа не прошла, будет постоянно мучить ее в аду. Бесы будут терзать ее вечность .

Сороковой день после смерти

Что происходит с душой на 3, 9, 40 день после смерти?

На 40 день неприкаянная душа наконец-то знает, куда попадет – в ад или в рай. Она уже ничего не вспоминает, ни о чем не сокрушается, потому что вечно будет находиться там, где предопределил ей обитать Господь. После принятия Божьей воли наступает забвение и умиротворение. Так происходит в том случае, если душа попадает в рай. Попав же в ад, она больше никогда не сможет успокоиться, шанса покаяться перед Господом больше не будет. Останется лишь терпеть нескончаемые муки и сокрушаться о том, что земная жизнь прошла и не была подвластна Богу.

Поминки на сороковой день важны – необходимо со всей серьезностью отнестись к их проведению, нельзя радоваться и веселиться. Потому что Бог в этот день выбирает ту вечность, в которой окажется душа после суда .

Правильное поминание

Молитва Отче наш: текст на русском языке

Зная то, что душа человека в 9 и в 40 день предстает перед Богом, родственникам усопшего необходимо знать, как правильно поминать умершего родственник – что можно делать, а что категорически запрещено. Нужно с состраданием отнестись к душе, которая ожидает своей участи, облегчить ее ношу, помочь ей. Для этого необходимо знать:

  • На похоронах не нужно припадать к гробу умершего или его могиле с воплями и рыданиями. Делая так, люди не понимают, что доставляют душе еще больше терзаний и мук. Скорбеть лучше в мыслях, пребывая в сокрушение и молясь о том, чтобы Бог был милостив к душе, которая скоро увидит Его.
  • Так как 9 день является началом Божьего пути, а 40 – его концом, когда Господь определяет место, где она будет пребывать вечность, на поминках нельзя сквернословить человека, говорить о нем плохо, припоминать его грехи. Застолье должно быть скромным и вдумчивым.
  • Во время этого категорически запрещается распивать спиртные напитки – это не время для веселья. И на могиле оставлять стопку водки с кусочком хлеба тоже не стоит, потому что это привлекает внимание бродяг.

Почему сороковой день?

Молитва Отче наш: текст на русском языке

Многим верующим не дает покоя вопрос, который касается сорокового дня поминок. Почему именно этот день? О чем говорит число 40? Почему этот день выбран днем определения судьбы души и ее участи? Ответы на эти вопросы нужно искать в Библии:

  • На сороковой день Иисус был вознесен к Отцу после того, как пришел к своим ученикам и сказал Фоме, чтобы тот посмотрел на Его раны и убедился, что Господь жив (до этого события Фома не верил этому и спорил с теми учениками, которые утверждали, что Иисус Христос воскрес);
  • Моисей в сорокалетнем возрасте был призван Господом для того, чтобы избавить свой народ от египетского рабства, где его заставляли много работать, возводя здания и города. До этого времени Моисей являлся принцем Египта и не помышлял о том, что окажется по другую сторону от своей приемной матери-египтянки.

Это лишь большие события, связанные с цифрой 40, но если читать Писание внимательно, можно обнаружить еще массу дополнительных примеров .

Душа ребенка и человека, убившего себя

Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу

Считается, что ребенок до 14 лет не может нести ответственности за свои поступки, поэтому после смерти его душа попадает на небо, где ей не нужно пребывать в аду, видеть мучения грешников и ждать Божьего предопределения для нее. На небе такого ребенка встречается один из его родственников. Если ребенок слишком мал, то первые два дня, пока он еще находится на земле, он не понимает, почему его кончина приносит родителям и родственникам столько горя. Ведь он просто возвращается туда, откуда пришел. Душа ребенка, который скончался в материнской утробе (тяжелые роды, выкидыш, аборт), не мучается и не страдает, как полагают многие. Некоторые верующие считают, что пока женщина, сделавшая аборт, не покается в убийстве своего младенца, его душа пребывает в мучении и ожидании этого раскаяния. Но это не так. Младенец не несет ответственности за грех своей мамы, поэтому его душа сразу же попадает в рай.

Относительно самоубийц, Бог не позволяет человеку лишать себя жизни, потому что не он даровал ее себе. Бог создал человека и только Ему решать, когда призывать свое творение на суд. Бытует мнение о том, что самоубийцы сразу же попадают в ад. Это ошибочно. Душа, отделившись от тела, стремиться попасть на небо, но врата его закрыты. После чего она желает вернуться в тело, но и это, к сожалению, невозможно. Тогда ей ничего не остается, как ожидать времени своей кончины, которая случилась бы по Божьей воле. До этого времени может пройти несколько десятилетий. Такое подвешенное состояние мучительно для души, потому что она не может найти покоя .

Стоит ли думать о смерти?

Мысли о смерти не являются греховными. И готовиться к отхождению в иной мир нужно, особенно тем, кто чувствует, что ему осталось немного времени. Обычно это пожилые люди. В современное время организация похорон доставляет немало хлопот и финансовых затрат, поэтому подготовиться к ним заранее нужно. В этом вопросе важно одно – не предугадывать день смерти, не обращаться к гадалкам для того, чтобы узнать дату последнего дня жизни. Это считается мерзостью для Бога. В Писании четко говорится о том, чтобы не обращаться к чародеям и не слушать их.

Итак, в 3 день душа покидает землю и предстает перед Богом. Шесть последующих дней она наслаждается небом и неземной красотой. На 9 день душа снова предстает перед Богом и отправляется Им в ад для того, чтобы протии через 20 мытарств. После чего Господь определяет – в раю ли будет пребывать вечность душа или же в аду.

Читайте также: