Как подать заявление в суд на страховую компанию альфастрахование

Обновлено: 11.05.2024

1. Новый Федеральный закон от 27.12.2019 N 483-ФЗ

В целях защиты таких заемщиков-страхователей (или застрахованных) с 01 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 483-ФЗ, который внес поправки в закон "О потребительском кредите (займе)".

Соответственно новые правила применяются только к тем договорам страхования, которые заключены после 01 сентября 2020 года.

Если ваши договора заключены ДО 01 сентября 2020 года, или вы не подпадаете под условия возврата страховки по закону № 483-ФЗ, о других способах ее возврата при досрочном погашении кредита читайте мою другую статью по ссылке .

Законом в числе прочего установлен ряд условий для возврата страховой премии за неистекший период страхования:

  • полное досрочное погашение кредита;
  • страхование является обеспечением исполнения кредита (займа) в понимании п. 2.4. ст. 7 закона "О потребительском кредите (займе)";
  • отсутствуют события, имеющие признаки страхового случая;
  • наличие заявительного порядка для возврата премии.

(см.: п. 10 и 12 ст. 11 закона "О потребительском кредите (займе)")

Установлен и срок возврата страховки – 7 рабочих дней.

Журналисты во всех СМИ поспешили порадовать, что теперь-то можно вернуть любую страховку если кредит досрочно погашен. Однако не спешите радоваться.

2. Плохая новость

Законом введено понятие "договора страхования, заключенного в целях обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа)" (ч.2.4. ст.7 закона "О потребительском кредите", Письмо ЦБ РФ от 30.09.2020 г. № 31-5-1/2286).

Договор страхования считается заключенным в целях обеспечения займа, если:

  • в зависимости от заключения заемщиком такого договора страхования банк предлагает разные условия кредита (в части срока возврата, его полной стоимости, процентной ставки и т.д.);
  • если выгодоприобретателем по страховке является банк, который получает страховую выплату при невозможности гашения кредита заемщиком и данная выплата подлежит пересчету соразмерно долгу по кредиту.

Так вот вернуть можно будет не любую страховку, а только ту, которая является обеспечением исполнения займа. Вот тут и кроется весь подвох. Не каждая страховка подпадает под это определение. Не каждую страховку можно квалифицировать как заключенную в целях обеспечения займа.

За 1,5 года действия закона 483-ФЗ видно как банки и страховые компании пробуют пользоваться лазейкой закона, чтобы не возвращать страховку при полном досрочном погашении кредита даже после 01 сентября 2020 года. Они зашифровывают условия договоров так, чтобы невозможно было идентифицировать договор страхования, как заключенный в целях обеспечения исполнения обязательств по кредиту.

К сожалению, на их сторону пока становится Центральный банк и Финансовый уполномоченный. Суды выносят решения как в пользу потребителей, так и в пользу страховых компаний. Хоть с момента действия закона 483-ФЗ прошло больше года, но судебная практика окончательно не сформирована. Причина – введение длительной досудебной процедуры.

3. Хорошая новость

К счастью, переломить ситуацию в пользу заемщика удается в суде. Не все суды соглашаются с мнением страховых компаний и финансового уполномоченного. Стали появляться положительные прецеденты.

После изучения договора страхования выяснилось, что формально ни по каким признакам он не подпадает под страховку, заключенную в целях обеспечения займа. Но мы нашли зацепки.

В претензионном порядке страховая компания отказала в возврате страховой премии. Центральный банк встал на их сторону указав, что страховка не является обеспечением кредита (см.: документ по ссылке ). Такого же мнения был и Финансовый уполномоченный (см.: документ по ссылке ).

Но в суде нам удалось доказать, что страховка, является обеспечением займа и, следовательно, подлежит возврату при полном досрочном погашении кредита (см.: первую и последнюю страницы решения суда ).

Положительных судебных прецедентов появляется все больше. Вывод пока таков: хотите вернуть страховку – обращайтесь в суд .

4. Как выиграть дело в суде?

Мы применяем универсальный лайфхак – полную стоимость кредита (ПСК). Она является одним из самостоятельных способов идентификации договора страхования как заключенного в целях обеспечения займа. ПСК — это все расходы, связанные с кредитом, которые несет кредитозаемщик. Она определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении и указывается в квадратных рамках в правом верхнем углу первой страницы кредитного договора перед таблицей с индивидуальными условиями. Исходными данными для расчета ПСК является сама сумма кредита (ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите").

В 99 % случаев страховка входит в тело кредита. Соответственно если страховая премия по договору страхования входит в общую сумму кредита, то увеличивается также полная стоимость кредита(в денежном выражении) и наоборот, если страховая премия не входит в тело кредита, ПСК уменьшается. Таким образом страховка напрямую влияет на условия кредита в части его полной стоимости, следовательно, является заключенной в целях обеспечения его исполнения .

В целом очевидно, что чем больше сумма (тело) кредита, тем больше и переплата процентов по нему (ПСК в денежном выражении) и наоборот, чем меньше сумма (тело) кредита, тем меньше переплата процентов по нему (ПСК в денежном выражении).

Не стоит пугаться этой страшной формулы определения полной стоимости кредита. Она применяется лишь для расчета ПСК, определяемой в процентах годовых (п. 2 ст.6 закона "О потребительском кредите").

Нас интересует ПСК, определяемая в денежном выражении . Она рассчитывается путем простого суммирования ряда платежей заемщика (п. 4.1. ст.6 закона "О потребительском кредите (займе)"). Как правило ПСК соответствует сумме всех процентов по кредиту, являющихся частью каждого из аннуитетных платежей. Эту цифру вы найдете также в графике платежей по кредиту.

5. А если вернули только часть страховки?

Другая хорошая новость – Центробанк стал учитывать интересы потребителей.

Ситуация : заемщик получил кредит и страховку по нескольким страховым рискам (на случай смерти, инвалидности, нетрудоспособности, потери работы и т.д.). Затем он полностью досрочно погасил кредит, обратился в страховую компанию с требованием вернуть страховку за неистекший период по всем рискам. Но страховая компания возвращает страховку не по всем, а по отдельным страховым рискам, которые, по ее мнению, служат целям обеспечения кредита. От возврата остальной части премии – отказывается. Возникает вопрос: почему не вернули страховку по другим рискам?

В июле 2021 г. вышло письмо Центробанка, в котором он разъяснил, что закон не выделяет риски, служащие целям обеспечения кредита, и риски, не преследующие такую цель. Поэтому сообщает о недопустимости частичного возврата страховок по причине наличия в договоре страхования различных рисков, и необходимости исключения из деятельности страховых организаций подобных практик. Иное, по мнению Банка России, может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов потребителей (см.: Информационное письмо Банка России от 13.07.2021 № ИН-06-59/50 "О возврате части уплаченной страховой премии по отдельным страховым рискам при досрочном исполнении заемщиком обязательств по договору потребительского кредита (займа)").

Идею ЦБ начали подхватывать Финансовый уполномоченный и суды (см.: апелл. определение Мосгорсуда от 26.10.2021 № 33-43111/2021 ).

6. Досудебная процедура и Финансовый уполномоченный

Этап 1 : обращение в страховую компанию с заявлением о возврате страховки. Срок рассмотрения – обозначен в Правилах страхования, но не более 30 дней.

Этап 2 : повторное обращение в страховую компанию с заявлением-претензией в порядке ст. 16 Закона № 123-ФЗ. Срок рассмотрения: от 15 рабочих дней до 30 календарных дней со дня получения (в зависимости от электронной или обычной формы).

Этап 3 : обращение к Финансовому уполномоченному. Он в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомляет о принятии документов к рассмотрению либо об отказе в этом. Общий срок рассмотрения: 15 рабочих дней. По итогам как правило выносится Решение, которое вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после подписания.

И только потом можно подавать иск в суд ( Этап 4 ).

С 28 ноября 2019 года потребитель финансовых услуг вправе судиться со страховщиком только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению (ч.2 ст.25 и ч.6 ст.32 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", п. 4 "Обзора практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита", утв. Президиумом ВС РФ 05.06.2019).

При этом если Решение ФинУпола не устраивает, вам дается всего 30 дней чтобы подать иск в суд к страховой компании. Данный срок является процессуальным и исчисляется без учета нерабочих дней (с применением ч. 3 ст. 107 ГПК РФ, "Разъяснения по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ", утв. Президиумом ВС РФ 18.03.2020).

Не у каждого получается пройти эти этапы с первого раза. Неопытным потребителям или юристам тот или иной этап приходится повторять дважды и даже трижды .

Рекомендую делать все обращения по форме, утвержденной Советом службы финансового уполномоченного. Скрупулезное и последовательное заполнение всех необходимых сведений в заявлениях, выдержка сроков их рассмотрения – залог успешного прохождения всех этапов с 1-ого раза. Или доверьте эту работу профессионалам.

Клиенты нас часто спрашивают, почему до сих пор не наработана судебная практика по этим делам? Ответ банален: для прохождения всех 4 этапов порой уходит до 7 месяцев. Но для закрепления практики положительные прецеденты должны пройти и через Верховный Суд РФ. Для этого потребуется еще несколько месяцев (пройти апелляцию, потом 2 кассации, т.е. еще 3 этапа).

7. Расчет страховой премии за неистекший период страхования

Как уже упоминалось, при полном досрочном погашении кредита возврату подлежит только страховая премия за неистекший период страхования, т.е. за вычетом части денежных средств, исчисляемой пропорционально времени действия страховки (п.10 и п.12 ст.11 закона "О потребительском кредите").

Договор страхования заключен на 60 мес.: с 00:00 часов 08.09.2020 по 07.09.2025 года, что составляет 1825 дней.

Страховка действовала 35 дней: с 08.09.2020 по 13.10.2020 года (до полного досрочного погашения кредита).

- с 01.01.2018 года – он составляет 14 календарных дней со дня заключения договора.

9. Гарантии закона 483-ФЗ

Законом №483-ФЗ прописан ряд гарантий.

В обоих случаях срок возврата денег – 7 рабочих дней. Также в обоих случаях условием возврата является отсутствие событий, имеющих признаки страхового случая.

Ранее Указанием Банка России от 20.11.2015 № 3854-У было указано лишь о возврате страховой премии, и срок возврата был дольше – 10 рабочих дней.

Гарантии по информированию.

Теперь, когда заемщику предоставляется услуга страхования, как способ обеспечения кредита, в обязательном порядке предоставляется информация:

- о содержании этой услуги;

- о соотношении страховой премии и размера иных платежей по услуге (платы за присоединение, комиссии банка и т.д.) либо о максимальном размере платежа заемщика, включающего премию и иные платежи, из которых формируется стоимость услуги;

- о праве заемщика отказаться от этой услуги в течение 14 календарных дней посредством подачи кредитору или третьему лицу, действовавшему в интересах кредитора, заявления об исключении его из числа застрахованных лиц.

(ч.2.1. ст.7 закона "О потребительском кредите").

Гарантии предоставления кредита без страховки

Пунктом 2.2. ст.7 закона "О потребительском кредите" закреплено: если законом не предусмотрено обязательное личное страхование, банк обязан выдать кредит без страховки, но с увеличенной процентной ставкой.

Страхование заемщиком своей жизни и здоровья может быть условием получения кредита, если это согласовано сторонами кредитного договора и заемщик письменно выразил свое согласие на страховку в заявлении о предоставлении потребительского кредита (ч.18 ст.5, ч.2 ст.7 Закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ; п. 1 Информации Банка России; п. 3.1 Информации Банка России; Информация Роспотребнадзора от 21.04.2015; Информационное письмо Банка России от 26.07.2019 № ИН-06-59/65). Но и в этом случае страховка остается добровольной.

Для клиентов этой организации создан специальный сайт, содержащий типовые образцы заявлений. Следует разобраться, какие бланки находятся в открытом доступе и могут быть загружены пользователем.

Компания представляет услуги страхования в разнообразных сферах: путешествия, имущество, автомобили, жизнь и здоровье. В связи с этим на сайте организации можно найти разные бланки заявлений.

Для скачивания доступны следующие документы (для удобства они разделены на категории):

макс страховая компания осаго онлайн

абсолют страхование каско

Абсолют страхование страховой случай

купить мед страховку

страховка осаго онлайн макс

личный кабинет ОСАГО абсолют


макс купить полис осаго онлайн

Загруженные документы можно распечатать, после чего заполнить отведенные поля. Перед подачей заявления придется собрать дополнительные бумаги.

Каждый поданный документ следует заполнить правильно. В зависимости от характера обращения заполняется бланк заявления, который подтверждается подписью и расшифровкой. По итогам заполнения на каждом бланке ставится дата.

Стандартного списка, который распространялся бы на все программы, нет. Все зависит от конкретного случая, страхового продукта, травм, полученных застрахованным лицом. Следует привести несколько примеров.

  • Срок рассчитывается с момента выплаты страховой премии.
  • Если в течение 14 дней наступил страховой случай, отказаться от полиса будет невозможно.

Заполняя заявление, следует указать:

  • ФИО;
  • адрес регистрации;
  • номер контактного телефона и email при наличии;
  • номер договора страхования;
  • реквизиты для получения неиспользованной части страховой премии;
  • какие документы являются неотъемлемой частью заявления.

Вместе с заявлением необходимо иметь при себе:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • страховой полис;
  • квитанции, свидетельствующие в пользу оплаты пошлины.

Предоставление этих бумаг ускорит процедуру возврата утраченных сумм. Максимальный срок рассмотрения запроса клиента и перевода средств на его счет – не более 10 дней.

Все документы необходимо предъявить в оригинале. По итогам визита у каждого клиента должна остаться копия бланка, с отметкой о принятии. Копия заявления пригодится, если страховая компания по каким либо причинам затянет выплату или откажет в перечисление денег.

Важно! При расторжении договора ОСАГО дополнительно указывается причина. В рамках закона возврат предусмотрен только в случае продажи ТС, утилизации, смерти собственника.

Физические граждане и юридические лица могут застраховать как личное, так и коммерческое имущество. На страхование принимаются квартиры, дома, нежилые строения, гаражи и дачи.

Сразу после наступления страхового события следует обратиться в офис страховой с заявлением, в котором указать:

  • кто выступал страхователем по полису, с указанием личных и паспортных сведений;
  • адрес регистрации;
  • адрес, в рамках которого оформлена защита;
  • характер страхового события;
  • кем и когда производился осмотр;
  • реквизиты для перечисления компенсационной выплаты, для проведения ремонтных работ.

При наступлении страхового случая, связанного с жильем, нужно собрать следующие бумаги:

  • Заявление, ссылка на бланк которого размещена выше.
  • Свидетельство о страховании.
  • Паспорт или любой другой документ, удостоверяющий личность заявителя.
  • Бумаги, указывающие, что у заявителя есть право собственности на пострадавшие жилые помещения.
  • Чек, квитанция либо иной документ, доказывающий, что страховой взнос был оплачен.

Каждый гражданин может застраховать самое ценное, что у него есть – это его жизнь. При этом в рамках программы происходит накопительное страхование, благодаря которому можно заработать. Проценты начисляются на страховую сумму по договору инвестиционного страхования жизни.

Бланк заявления по всем программам единый. В бланке следует указать:

  • личные данные застрахованного лица;
  • размер страховой суммы;
  • номер договора;
  • телефон и адрес электронной почты;
  • характер страхового события;
  • данные получателя платежа и реквизиты личного счета;
  • документы, которые являются неотъемлемой часть заявления.

Бланки заявлений в рамках программы:

Временная утрата трудоспособности или травма владельца программы Денежные средства выплачиваются в течение срока, пока клиент не может выполнять трудовые обязательства и получать доход.
Увольнение с основного места работы Выплата полагается, если сотрудник потерял доход по вине работодателя. В бланке следует указать аналогичные данные, что и в заявление на временную утрату нетрудоспособности.
Инвалидность владельца программы Выплата предусмотрена в случае получения любой группы инвалидности.
Смертельно опасное заболевание Компенсация предусмотрена, если в течение срока действия договора у застрахованного лица выявится опасное заболевание.
Смерть владельца полиса В данном случае выплата предусмотрена выгодоприобретателю по полису. Если он не установлен, то в рамках закона компенсация выплачивается наследнику по закону.

Для получения бесплатной медицинской помощи каждый гражданин РФ обязан оформить бесплатный бланк ОМС. Благодаря нему можно воспользоваться всеми услугами государственных медицинских учреждений.

Для получения помощи по ОМС, собирать какие-либо документы не нужно. Достаточно предоставить в медицинском учреждении сам полис. Если же речь идет об оформлении этого документа, потребуется собрать следующие бумаги:

  • СНИЛС.
  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность заявителя.
  • Документы на ребенка (свидетельство о рождении и т. п.).
  • Удостоверение беженца (для лиц, имеющих такой статус).
  • Иностранный паспорт, трудовой договор (для граждан других государств, работающих на территории России).
  • Вид на жительство.

При получении бланка потребуется заполнить заявление:

  • личные данные;
  • пол;
  • компанию, при наличии, в которой был ранее оформлен договор;
  • номер ранее заключенного бланка, если есть;
  • какой полис ОМС запрашивается: бумажный или пластиковый.
  • личные данные;
  • наименование страховой компании;
  • какой бланк желает получить клиент: бумажный или пластиковый;
  • категорию застрахованного лица: трудоустроенный, или нет;
  • пол;
  • дату и место рождения;
  • паспортные сведения;
  • адрес регистрации;
  • координаты для связи;
  • номер СНИЛС.
  • город и дату составления доверенности;
  • личные и паспортные данные доверителя и доверенного лица;
  • на какой период куплен бланк;
  • полномочия.
  • паспортные и личные данные ребенка, доверенного лица;
  • адрес регистрации обеих сторон;
  • полномочия.

Если оформлением ОМС занимается представитель гражданина, придется также подготовить доверенность. Последняя должна быть составлена на имя заявителя.

Офисы могут быть отображены в виде списка с адресами и текущим статусом (открыт/закрыт), на карте либо по схеме метро. Для выбора метода отображения необходимо воспользоваться соответствующей ссылкой.

Страхование жизни и здоровья — распространенная услуга, позволяющая при возникновении непредвиденной ситуации рассчитывать на материальную помощь. Несмотря на пользу такого договора, иногда возникает необходимость отказаться от него, вернув при этом потраченные финансы. В ряде случаев это действительно можно сделать, но требуется учитывать нюансы данной процедуры.

При каких условиях можно отказаться от договора страхования жизни?

Каждый клиент имеет на это свои причины:

  • ухудшение материального положения;
  • необдуманное принятие решения;
  • невнимательное изучение условий;
  • подписание бумаг под давлением менеджера и т. д.

Расторжение соглашения возможно только при отсутствии страхового случая.

Как отказаться от полиса по кредиту?

Для отказа от ненужного полиса клиент должен известить страховую компанию о своем намерении расторгнуть договор, направив соответствующее заявление. Форма этой бумаги законодательством не установлена, но многие организации, в том числе и Альфаcтрахование, размещают стандартные бланки на своих сайтах.

Помимо основных данных, в нем указывается тип страхования:

  • кредитное;
  • инвестиционное;
  • накопительное.

Что делать после составления заявления?

Когда все данные будут внесены, на сайте сгенерируется документ. Отправлять сканы бумаг по электронной почте нельзя, потому что такой вариант передачи заявления не предусмотрен внутренним регламентом компании.

После того как заявление заполнено, его требуется распечатать. Один экземпляр следует оставить себе, а другой передать банку. Это позволит в случае необходимости подтвердить, что сроки не были упущены.

Чтобы повысить шанс на выплату финансов требуется приложить к заявлению следующие бумаги:

  • ксерокопию договора, заключенного со страховой компанией;
  • копию страниц паспорта или другого документа, идентифицирующего личность;
  • документ, подтверждающий, что страховой взнос был уплачен.

Также можно предоставить другие бумаги, подтверждающие правоту заявителя.

Относить заявление в офис страховщика юристы не рекомендуют в связи с тем, что многим клиентам при передаче бумаг не удается получить подпись об их принятии в работу. Менеджеры, которые общаются с посетителями не обладают данными полномочиями. Рассмотрением заявления будет заниматься другой отдел.

Чтобы не допустить просрочки и финансовых потерь желательно пользоваться только почтой. В этом случае факт своевременного получения бумаг Управлением клиентского сервиса будет оперативно подтвержден уведомлением.

При одобрении заявки финансы перечисляются на указанные реквизиты в течение 10 дней с момента получения документов страховщиком.

Как избежать оформления полиса?

Согласно ст. 426 ГК РФ договор страхования считается публичным. В связи с этим по ч. 2 ст. 935 ГК физическое лицо нельзя обязать его заключать. Несмотря на это, клиентов часто ставят перед выбором – оформить полис или остаться без кредита. К счастью, после получения займа есть возможность вернуть потраченные на страховку деньги на законных основаниях.

Условия и сроки возврата

Возможность отказа от страховки предусмотрена для защиты клиентов банка от лишних трат в том случае, если приобретение полиса было им навязано при оформлении кредита. Подобные действия сотрудников финансовых организаций являются противоправными, так как условием использования одной услуги не может быть приобретение другой.

Вернуть полис можно в течение 14 дней с момента начала его действия. Как указано на официальном сайте Альфастрахование, после этого срока компенсация потраченных финансов не производится.

Справка! Согласно ст. 958 ГК РФ получить выплаты также можно при досрочном погашении кредита. Однако этот вариант должен быть предусмотрен условиями договора.

Больше о том, можно ли вернуть страховку по кредиту при досрочном погашении и как осуществить возврат денег, читайте тут.

При добровольном заключении кредитного и страхового договоров, имеющих одинаковые сроки действия, выплата компенсации не предусмотрена, если иное не прописано в договоре. Поэтому тем, кто хочет получить финансы назад, придется доказать, что оформление полиса было принудительным.

При возврате страховки по кредиту важно учитывать, что процентная ставка может увеличиться. Российское законодательство не запрещает банкам изменять условия договора в зависимости от наличия у клиента страховки, если это прописано в документации. Поэтому при оформлении займа следует внимательно изучать все бумаги, чтобы не пропустить этот пункт.

Возможность возврата страховки по кредиту предусмотрена ГК РФ и Указанием Банка России от 20.11.2015 №3854-У. При отказе от страховки в первые 14 дней с момента начала ее действия можно получить всю сумму полностью. Но необходимо помнить о том, что текущие условия кредитования актуальны только для застрахованных клиентов, вероятность того, что ставка станет невыгодной, увеличивается.

Внимание. Как указано в абз. 2 ч. 3 ст. 958 ГК РФ, если заключенный между страхователем и страховщиком договор не предусматривает возврат финансов, потраченные деньги не компенсируются.

Но можно получить назад сумму, пропорциональную количеству неиспользованных дней действия полиса.

Удержание части средств связано с тем, что застрахованному лицу была предоставлена возможность получить компенсацию по полису при наступлении страхового случая. То есть страховая компания честно выполняла свои обязательства перед клиентом в течение определенного периода.

Что делать, если страховая не платит?

При недостижении согласия между сторонами в течение десятидневного срока вопрос можно решить через суд или контролирующие органы.

Обращение в суд

Важно. Согласно п. 12 Правил, подать иск в суд на компанию Альфастрахование можно в течение общепринятого срока исковой давности. В ч.1 ст. 196 ГК РФ пояснено, что этот период составляет 3 года с момента неправомерного отказа в компенсации расходов.

В соответствии со ст. 131 Гражданского процессуального кодекса России, в иске должны быть указаны такие данные:

  • сведения об истце;
  • сведения об ответчике, то есть страховой компании;
  • подробное описание требований;
  • сумма запрашиваемой компенсации.

Претензии должны сопровождаться отсылками к актуальному законодательству.

Если условия договора не предусматривают возможность выплаты, писать жалобу бессмысленно, так как клиент уже подписал документацию, тем самым выразив согласие с ее положениями.

Жалоба в контролирующие органы

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

При получении кредита у партнеров СК АльфаСтрахование-Жизнь заемщикам часто продают дорогую дополнительную услугу в виде страхования жизни и здоровья. К сожалению, не все заемщики знают, что от страховки можно отказаться на этапе оформления кредита. Отказ от страхования не повлияет на решение Банка об одобрении заявки на кредит.

Основные вопросы, которые беспокоят заемщиков при отказе от страховки, следующие:

  • Изменяются ли условия кредита, если откажусь от договора страхования?
  • Как подготовить документы для возврата оплаченных денег?
  • Как и куда подать заявление на отказ от страховки?

Для того чтобы ответить на вышеуказанные вопросы, необходимо ознакомиться с договорами займа и страхования.

Инструкция по возврату денег за страховку подойдет для потребительских кредитов и автокредитов с любым Банком.

Законодательная база

Изучаем кредитный договор (на примере Альфа Банка)

Основная причина детального изучения кредитного договора – это условие Банка об увеличении процентной ставки в случае отказа от страховки заемщиком.

Что необходимо проверить: пункты 4, 9,10. Это главные пункты в кредитных договорах, в которых Банки предусматривают какие-либо последствия для заемщика при расторжении договора страхования.

Пункт 4. Процентная ставка по кредиту

АльфаСтрахование возврат страховки по кредиту: пошаговая инструкция 2021 года

В п. 4 процентная ставка согласно договору, из примера составляет 16,99%, однако если заемщик оформит договор страхования Банк предоставит заемщику кредит со льготной ставкой по кредиту в размере 12,99% годовых.

В нашем пример заемщику была оформлена страховка, поэтому ставка по кредиту равна 12,99%, при отказе от страховки ставка по кредиту увеличится автоматически.

Банки могут ежедневно менять это условие в своих договорах, поэтому обязательно изучите п. 4 в кредитном договоре.

Пункт 9 и 10. Обязанности заемщика

АльфаСтрахование возврат страховки по кредиту: пошаговая инструкция 2021 года

В пункте 9 заемщик обязан заключить договор о комплексном банковском обслуживании физ лиц, про страховку нет ни слова.

Именно в этом примере нет ни одного слова об обязательстве заключить договор страхования, поэтому осталось только проверить договор страхования.

Пункт 19. Договоры, которые не являются обязательными

Т.к. в п. 4 кредитного договора есть отсылка к п. 19, проверяем, есть ли какие-то требования Банка к заемщику зависящие от договора страхования.

АльфаСтрахование возврат страховки по кредиту: пошаговая инструкция 2021 года

Как видим, в этом пункте Банк указывает какие риски должны быть застрахованы заемщиком, чтобы получить льготную процентную ставку по кредиту.

Таким образом, как видим из примера при отказе от договора страхования Банк автоматически поднимет процентную ставку по кредиту, других последствий со стороны Банка не предусмотрено.

Для правильного возврата страховой премии потребителю следует обратить внимание в договоре страхование на следующие моменты:

1. Кто в договоре является Страховщиком;

Важно об этом знать для того, чтобы понимать куда именно отправлять претензию на возврат страховки в Банк или в страховую.

2. Кто в договоре указан в качестве страхователя (застрахованного лица);

Если в договоре указаны Ваши ФИО и остальные данные, то это означает, что страховка индивидуальная, а не коллективная, поэтому вернуть такой вид страхового полиса намного проще.

3. Дата оформления полиса;

Обычно прописывается в конце договора страхования.

Именно с даты оформления договора страхования начинается исчисление периода охлаждения (14 календарных дней) при этом течение этого срока начинается на следующий день после оформления договора.

При оформлении кредита заемщику было продано два полиса страхования.

АльфаСтрахование возврат страховки по кредиту: пошаговая инструкция 2021 года

Страховка в нашем случае является индивидуальной, заявление нужно отправлять в страховую компанию.

АльфаСтрахование возврат страховки по кредиту: пошаговая инструкция 2021 года

Стоимость страховки — это страховая премия, именно ее списали с кредитного счета заемщика при оформлении договора страхования. Эта сумма уплачивается единовременно за весь срок страхования.

Страхования премия в данном полисе страхования составила 13 720,81 рублей.

Памятка к договору страхования

АльфаСтрахование возврат страховки по кредиту: пошаговая инструкция 2021 года

В памятке указаны общие аспекты, не противоречащие законодательству РФ:

  • вернуть деньги в полном объеме за страховку можно в течение первых 14 дней с момента оформления кредита;
  • возврат осуществляется в течение 10 дней с момента получения заявления от заемщика (в 2021 году срок возврата уменьшен до 7 рабочих дней);
  • заявление следует подавать в письменном виде.

Подробнее об условиях возврата страховки можно узнать на официальном сайте страховой.

АльфаСтрахование возврат страховки по кредиту: пошаговая инструкция 2021 года

АльфаСтрахование возврат страховки по кредиту: пошаговая инструкция 2021 года

Страховая премия во втором полисе разбита на две части по риска Смерть и инвалидность — 63 579,54 руб., риск от потери работы — 28 987,64 руб.

Также есть строка: страховая премия Итого — 92 567,18 руб. (это и есть та сумма, которую заемщик оплатил по этому договору страхования).

Памятка к договору прилагается идентичная, что и у первого Полиса.

Итак, при анализе документов по страхованию, было выяснено, что Страховщик один, значит заявление можно написать одно, стоимость страховок составляет 13 720 руб. и 92 567 руб., что достаточно дорого. Расторгнуть оба Полиса не сложно, главное правильно подготовить документы для возврата денег, в противном случае, Страховщик приостановит возврат денежных средств до получения всех необходимых документов от заемщика.

Не нашли ответ на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии: 8 (800) 555-67-55 доб. 761. Это БЕСПЛАТНО!

Альфастрахование жизнь заявление на возврат страховки: образец заполнения + бланк

  1. Наименование Страховой компании и ее адрес.
  2. Указываем ФИО полностью заемщика, адрес и телефон.
  3. Ставим дату оформления кредита, ФИО заемщика, наименование Банка в котором оформлен кредит, номер кредитного договора, сумму кредита прописью (см. Кредитный договор),
  4. Пишем дату оформления договора страхования, ФИО заемщика, номер договора страхования. (см. Договор страхования).
  5. Указываем размер страховой премии (см. Договор страхования).

Пункт 4.1 и 5.1 заполняются в том случае, если Вам продали две-три страховки, если страховка одна эти абзацы можно удалить.

АльфаСтрахование возврат страховки по кредиту: пошаговая инструкция 2021 года

6. Пишем номер договора страхования, дату оформления и размер страховой премии полностью (см. Договор страхования).

7. Указываем реквизиты для перечисления денежных средств за страховку (реквизиты могут быть любого Банка).

  1. Копию кредитного договора;
  2. Копию договора страхования;
  3. Копию Паспорта заемщика (главную страницу и прописку);
  4. Реквизиты счета для перечисления денежных средств за страховку.

Обязательно проверьте наличие подписи заемщика в кредитном договоре и договоре страхования, везде где должна быть Ваша подпись, в противном случае страховая может отказать в возврате страховой премии.

Возврат страховой премии происходит в течение 7 рабочих дней после получения заявления Страховщиком.

Сохраняйте почтовую квитанцию и опись до момента получения денег за страховку, в противном случае она будет служить доказательством в суде, что Вы в срок воспользовались своим правом на возврат страховой премии.

Читайте также: