Как односельчане прозвали судно ломоносова отца

Обновлено: 02.05.2024

Чем отличался Ломоносов в 10 лет? Любознательностью. Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повёрнута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берётся северное сияние.

Кто такой Ломоносов и чем он знаменит?

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как:астрономия, геология, приборостроение, география и многие другие.

Почему Ломоносов великий ученый?

Открытия Ломоносова в области химии, физики, астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых. Он развил атомно‑молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести.

Как прозвали судно Ломоносова односельчане?

Что открыл М В Ломоносов в географии?

сформулировал принципы залегания полезных ископаемых; положил начало геоморфологии – учении о рельефе; ввел в научный язык такие понятия, как средняя высота и средняя глубина, а также понятие относительной высоты; ввел понятие “экономическая география”.

Сколько лет было Ломоносову когда он покинул родительский дом?

Получив паспорт, заняв у соседа Фомы Шубного три рубля, в декабре 1730 года девятнадцатилетний Ломоносов тайно покинул родительский дом и отправился с рыбным обозом в столицу. Через три недели будущий ученый прибыл в Москву.

Сколько лет было Ломоносову когда он пошел в школу?

Ломоносов открыл атмосферу на Марсе. Михаил начал учиться в 11 - 12 лет.

Кто великий русский ученый?

Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики.

Кем на самом деле был Ломоносов?

300 лет назад, 19 ноября 1711 года, родился Михаил Ломоносов - первый русский академик, основатель Московского университета, человек энциклопедических познаний, который, по выражению Пушкина, "сам был нашим первым университетом".

Чему посвятил жизнь Ломоносов?

Юбилею своего основателя Московский университет посвятил экспедицию по маршруту, повторяющему легендарный путь Ломоносова с рыбным обозом.

Что заканчивал Ломоносов?

1731—1734 — учёба в Славяно-греко-латинской академии: 1731 — класс пиитики, 1732 — класс риторики, 1734 — класс философии. . 1735 — возвратился из Киева назад в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, заканчивать своё образование.

Какой семье родился Ломоносов?

Выдающийся русский ученый, первый русский академик, поэт, реформатор русского языка, художник и историк Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина‑помора .

Какие достижения принадлежат Ломоносову?

Михаил Васильевич Ломоносов/Изобретения

Что говорил Ломоносов о Сибири 5 класс?

В 1763 году Ломоносов сказал несколько иное: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. И на самом деле, при царях и Советской власти так оно и было. Сибирь осваивалась, заселялась, строились города и заводы, прокладывались дороги.

Какой вклад в развитие науки внес Ломоносов?

Московский университет – крупнейший в мире – не случайно носит имя Ломоносова. Этот человек впервые в России создал лаборатории физики и химии, внёс заметный вклад в развитие металлургии, геологии и географии. Его молекулярно-кинетическая теория во многом опередила своё время.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

-Сегодня наш урок будет посвящён великому человеку- Михаилу Васильевичу Ломоносову. Мы узнаем, какой вклад он внес этот в развитие русского языка и литературы.

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям!
А.С. Пушкин

3. Основная часть.

1. Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5.

Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.

Слайд 6

Слайд 7

В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову - книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.

Слайд 8

В 1730 году, скрыв своё крестьянское происхождение и выдав себя за холмогорского дворянина, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию

Слайд 9

В течение шести лет Ломоносов с усердием изучал различные науки и дисциплины и стал одним из лучших студентов академии

Слайд 10

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

Слайд 11

Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.

Слайд 12

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.

Слайд 13

2. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского языка и литературы

Слайд 14

Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".

Теория "трех штилей" имела демократический характер:

  • она ограничила употребление старославянских слов,
  • приблизила литературный язык к разговорному.

Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

1) Теория трёх стилей

Слайды 15-17

Задание: составить конспект статьи, заполнив таблицу (Левая часть заполнена учителем, правую заполняют учащиеся) Таблица начерчена на доске.

ВОПРОСЫ ПЛАНА ТЕЗИСЫ ПРИМЕЧАНИЕ
1. Какие три штиля и на каком основании выделяет в книжной речи М.В.Ломоносов. Высокий, посредственный и низкий – в соответствии с количеством употребляемых в тексте церковнославянских слов.
2. Высокий штиль. Особенности языка. Рекомендуемые жанры. Высокий штиль “составляется из речевых славяно-российских и из славянских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых.” Жанры: героические поэмы, оды, речи о важных материях.
3. Средний штиль. Особенности языка. Жанры. Средний штиль использует общеупотребительные слова. “Речения словенские” и “низкие слова” употреблять осторожно. Жанры: дружеские письма, сатиры, элегии, описания для “достопамятных и учений осторожных”.
4. Низкий штиль. Жанры. Особенности языка. “Речения, которых нет в славянском диалекте”. “Простонародные низкие слова…..по рассмотрению”. Жанры: комедия, эпиграмма, дружеские письма, описания обыкновенных дел.

3) Работа в группах

2 группа. Составьте небольшой словарь устаревших слов и подумайте, какие из них и при каких обстоятельствах могут быть использованы сегодня:

  • Вертел-
  • Слыл-
  • Дерзать-
  • Сомкнуть-
  • Уязвить-
  • Крушиться-

4 группа. Определите слова в соответствии стилю:

  • Рука, слава, ныне, дерзайте, восторг.
  • Отверзаю, взымаю.
  • Пока, говорю, лишь, ручей.

5 группа. На примере одной - двух строф покажите, как Ломоносов достигает торжественности стиля оды, какова в этом роль церковно – славянских слов и выражений.

4) Реформа стихосложения

Слайд 18

Ломоносов предложил использовать определённые стопы и дал им наименования

Слайд 19

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.

М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

Слайд 20

М.В.Ломоносов , опираясь на разнообразие ударных слогов в русском языке , выступает за чередование мужской и женской рифм.

В своей поэтической практике Ломоносов использовал четырёхстопный ямб, ставший в дальнейшем надолго самым распространённым размером в русской поэзии.

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди ,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков ни едка древность

Слайд 21

Михаил Васильевич Ломоносов – автор многочисленных художественных произведений.

Им созданы: 33 похвальные оды, 12 од духовные, 2 – традиции , героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений

3. Память о Ломоносове

Слайд 22

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры

Слайд 23

- прочитайте высказывания А.С.Пушкина и В.Г.Белинского о Ломоносове, как вы понимаете их смысл?

Слайды 24-25.

-Каким изображен М.В.Ломоносов на различных памятниках? Почему ?

- Если бы вы были скульптором, как вы изобразили бы Ломоносова? Почему?

Слайд 26

-За какие заслуги перед Отечеством награждают этим орденом?

-Как вы думаете, почему?

4. Подведём итоги.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что ещё хотели бы узнать?

-Над чем вы задумались, уходя с урока?

5. Домашнее задание.

Обязательно:

-повторить определение оды,

По желанию:

-подобрать высказывания известных людей о Ломоносове

Учитель

Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы Россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.

История человечества знает много разносторонне одарённых людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить Михаила Васильевича Ломоносова. Вот те области, в которых он оставил след: оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия.

Русский север – край отважных, трудолюбивых, предприимчивых людей. Здесь в 1711 году неподалёку от города Холмогоры, что недалеко от города Архангельска, родился один из величайших людей России – Михаил Ломоносов или Михайло (именно так звали Ломоносова с детства, так он любил называть себя сам).

Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич - занимался хлебопашеством, морским рыбным и зверобойным промыслом. Мать –Елена Ивановна -занималась домом. Это от неё Ломоносов унаследовал тонкий художественный вкус,поэтическое восприятие мира, добросердечность и отзывчивость. Чем старше становился сынишка, тем больше слышал от матери сказок и былин. Родители Михайло были хлебосольными хозяевами и охотно принимали у себя гостей. И ни один праздник не обходился без лирических песен, остроумных прибауток, пословиц и загадок.

Против воли отца в морозную декабрьскую ночь 1730 года с рыбным обозом отправился в Москву. В ту пору ему было 19 лет. Путь предстоял трудный, долгий, около месяца, но он дошёл. И не только дошёл, но и сумел поступить в единственную тогда школу в Москве, которая называлась Славяно-греко-латинская академия.

Чтобы поступить пришлось пойти на обман, назвавшись сыном дворянина, иначе бы не приняли. В 19 лет впервые сев за парту, попал в самый младший класс, где учились дети 10-11 лет. Они потешались над ним и высмеивали его.

1ученик – Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

2ученик – Ну и здоровый!

3ученик – Дядь, достань воробушка!

1ученик – Да он лучше учителей знает!

2ученик – Посмотри, как говорит!

Ломоносов так учился, что за 1 год прошёл 3 класса Академии. Он научился читать, писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. За короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам.

Ломоносов с великим прилежанием и интересом взялся за учёбу, сразу выделился среди учеников своими исключительными способностями. Не хватало и денег на жизнь. Но талантливый трудолюбивый юноша упорно постигал науки. Эту академию он закончил за 5 лет, хотя в ней учились 12 лет. Как одного из лучших учеников, отправили его на учёбу в Петербург, затем в Германию. По возвращении на Родину началась его работа в Петербургской академии наук. В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова.

Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк. Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы. И с помощью изобретённых им приборов, он обнаружил атмосферу на Венере, которая плотнее, чем земная.

Великий ученый много сделал для развития образования в России. По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который по праву носит имя Ломоносова. Это его стараниями, настойчивыми требованиями, прошениями удалось добиться открытия в России первого университета. В который принимали не только детей дворян, но и всех сословий. Учёный уверен, "…что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать", а университет будет этому способствовать. Правда, на торжественное открытие университета сам Михайло Васильевич не был приглашён. Но ничего, главное – университет создан, он есть!

Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке.

Улица Ломоносова в городе Северодвинске.

Ломоносовский мост в Санкт-Петербурге.

Ломоносовский проспект в Москве.

По Волге ходит судно Михаил Ломоносов.

Вот таким человеком, который оставил яркий след в разных областях науки, техники, литературы и искусства был М.Ломоносов. Смерть Ломоносова была невосполнимой утратой для русской науки, ему не удалось полностью реализовать свои научные замыслы, но того, что он сделал оказалось достаточно, чтобы обеспечить ему славу на века.

Эх! Не успел достичь всего!Но навсегда его ученьяНам будут символом того,Что с нами на земле жил ГЕНИЙ!

Могила М.В.Ломоносову в Александро-Невской лавре. (Санкт-Петербург)

Легенды о Ломоносове.

Ломоносов был сильным и крепким человеком. Однажды он в одиночку обратил в бегство трёх вооружённых разбойников, которые пытались его ограбить.

За оду, в честь годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, Ломоносова наградили 2000 рублями. В казне в то время были только медные деньги. Чтобы доставить этот подарок потребовалось 2 обоза.

О Михаиле Васильевиче Ломоносове

Классный час во 2 классе. Составила Ткачёва С.И.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке Карточка 1

Почему России нужен был флот?

Расскажите о детстве Петра I.

Чем царь Петр I отличался от других европейских правителей?

Какие главные перемены произошли в России при Петре I?

(Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек.)

1721г. Город на Неве Санкт-Петербург Главная улица Петербурга

Невский проспект Самое высокое здание в России в XVII в. Петропавловский собор Построена в честь Александра Невского

Александро-Невская лавра Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость Празднование Нового города 1 января

Дедушка русского флота Ботик Россия стала империей

(Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.)

3. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 6 на с. 34—35 рабочей тетради. Чем воспользуемся для проверки? (Учебником.)

(Ученики рассказывают о Петре I.)

III. Самоопределение к деятельности

— По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью.

ДНСКЙ НВСКЙ ПТР ЛМНСВ

(Донской, Невский, Петр, Ломоносов.)

— Какое из этих слов лишнее? Почему? (Лишнее слово Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили.)

— Что вы уже о нем знаете?

— Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

— Пользуясь текстом учебника, составьте план рассказа о М. В. Ломоносове.

(Ученики работают в парах. Заслушать рассказы 2—3 пар.)

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Работа в группах

— Восстановите деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

В Петербургской академии наук.

Учеба в Петербургской академии.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Работа в парах.)

— Если вы внимательно читали текст, то вам легко будет разгадать кроссворд на с. 36. (По горизонтали: 2. Компас. 7. Ломоносов. 8. Астрономия. 9. Баренцево. 10. Университет.По вертикали: 1. Холмогоры. 3. Академия. 4. Венера. 5. Латинский. 6. Москва. 9. Белое.)

— В каком веке был открыт Московский университет? (ВXVIII.)

— В каком веке было изобретено книгопечатание? (ВXV.)

— В каком веке в России произошло открытие Академии наук? (ВXVIII.)

— Запишите эти ответы, выполняя задание 2 на с. 37.

(Учитель задает вопросы по рядам. За правильный ответ ряд получает очко.)

1. В каком году и где родился М. В. Ломоносов? (В 1711 г. неподалеку от города Холмогоры.)

2. Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком.)

4. Чем отличался Ломоносов в 10 лет? (Любознательностью. Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повернута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)

5. Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (В 11-12 лет.)

6. Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви.)

9. Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.)

10. Сколько лет ему тогда было? (19лет.)

11. Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греко-латинскую академию.)

12. Какой язык был международным языком науки в то время? (Латынь.)

13. Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним потешались одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.)

14. Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Петербург, потом в Германию.)

15. Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук.)

16. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)

17. Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.)

18. Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.)

19. Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.)

20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль имени М. В. Ломоносова.)

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

— Что для вас было самым интересным на уроке?

— О чем захотелось еще узнать?

— Что было трудным?

— Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?

Прочитать текст на с. 101—104 учебника.

Детство Ломоносова.

Родился М. В. Ломоносов в 1711 г. в Архангельской губернии. Отец Василий Дорофеевич Ломоносов был умным, предприимчивым, первым в том крае построил и оснастил по-европейски на реке Двине парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Мать Елена Ивановна умерла очень рано.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Годы учебы. В декабре 1730 г. Михайло, имевший максимально возможное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Москву. В январе 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов и в декабре 1731 г. был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он академию в 1735 г. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности,на 3 копейки в день: 1 копейка — на хлеб, 1 копейка — на квас, 1 копейка — на обувь, одежду и все остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.

В Петербурге. В ноябре 1735 г. в числе 12 лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 г. трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.

Возвращение в Россию. В Россию вернулся в 1741 г. сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 г. адъюнктом физики — это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 г. получил звание профессора химии.

На угоре собирается большая толпа. Женщины громко причитают, как на похоронах. Поморы сумрачно прощаются. Не слышно ни громких песен, ни веселого смеха. Люди едут на трудное дело.

Вся жизнь на Двине тянется к морю, дышит морем. Да и до моря отсюда, по-здешнему, — рукой подать. Что стоило дойти до него из Холмогор по полой вешней воде вместе с последними уплывающими в море льдинами! Или после бурного и опасного морского перехода пробежать летом на серокрылом судне по тихой, словно устланной разноцветными шелками реке в оранжевых отсветах догорающей белой ночи!

На Двине вдоль обрывистых глинистых берегов с глубокими оврагами и темными полями рассыпаны редкие деревеньки, и она словно обезлюдела после оживленных и пестрых островов холмогорской луки. И только у самого Архангельска снова закипает жизнь на берегах.

Посредине реки тянулись плоты с хлебом, скотом, пенькой, шли сколоченные из тонких бревен вед?лы, на которых перевозили смолу. Тянулись вереницы сплоченного строевого леса. По всем направлениям вдоль и поперек реки мерно стучали веслами карбасы и всевозможные другие лодки и лодчонки.

Отсюда было недалеко и до Соломбалы. Под этим общим названием известны три низких болотистых острова, которые отделял от Архангельска проток Северной Двины — Кузнечиху, а с другой стороны материка протекала речка Маймакса.

Когда Ломоносов в первый раз проходил с отцом в море мимо Архангельска, на Соломбальских верфях еще продолжалась работа. Но скоро жизнь здесь замерла. С 1722 года прекратилось судостроение, и некогда шумная и веселая Соломбала запустела. Ветшали и чернели от непогоды покинутые мастерские. Поморы толковали о былых временах и вспоминали Петра. Но стоило пройти еще верст двадцать по Двине мимо песчаных, поросших чахлым кустарником берегов, как их встречало новое напоминание о Петре, На пути к рыбачьему селению Лапоминка открывался небольшой, залитый водой Марков остров.

На постройку крепости со всех двинских крестьян было собрано по рублю с каждого двора. Каждый помор, проходивший на своем корабле мимо крепости, мог с гордостью сказать, что в ней заложена и его копейка.

Увидев, что их хитрость раскрыта, шведы стали понуждать лоцманов провести их как можно скорее мимо крепости к Архангельску. Иван Рябов и Дмитрий Борисов, сразу же поняв друг друга, завели фрегат в прилук крепости и посадили его на мель. Вслед за фрегатом села на мель и яхта. На крепостной башне взвился боевой сигнал, и грянули пушки. Головной фрегат и яхта были разбиты, а у фрегата, оставшегося на вольной воде, оторвало руль. Двинские солдаты на карбасах атаковали фрегат и яхту и захватили их.

Рассказы поморов о том, как Беломорский север готовился отразить нападение шведов, о патриотическом подвиге лодейного кормщика Ивана Рябова, сам внешний вид крепости и постоянное живое напоминание о Петре волновали юношу Ломоносова.

Полторы или две тысячи крючков, навешанных на ярус, преграждают путь прожорливым стаям трески, появляющимся у берегов и жадно хватающим на лету все, что им подвернется. Наживкой обычно служит мойва, сайка и всякая другая мелкая морская рыбешка, а то и кусочек самой трески или палтуса.

Новоманерный гукор Ломоносовых доставлял на промысел соль и служил для перевозки сухой и соленой рыбы, заготовленной промышленниками. Василий Дорофеевич Ломоносов, несомненно, и сам участвовал своим трудом в промысле, вступая в котляну, объединявшую несколько судов и артелей. Он из года в год направлялся на одно и то же становище в Кеккурах и возвращался оттуда только в самом конце промыслового сезона.

Соловецкий монастырь, основанный в 1436 году, представлял собой огромную вотчину с разбросанным по всему Поморью обширным и разнообразным хозяйством. Соловецкий монастырь был важным форпостом Московского государства на Белом море. В течение десяти лет — с 1584 по 1594 год — под руководством монаха Трифона, который слыл человеком искусным в военном деле, монастырь был обнесен надежной каменной стеной. Эти меры были крайне необходимы, так как иноземные корабли стали все чаще появляться на Белом море.

После подавления восстания Соловецкий монастырь пришел в упадок, но скоро оправился. Петр I оценил хозяйственное и военно-стратегическое значение обители и оказывал ей поддержку. Он дважды посетил Соловецкие острова: впервые в 1694 году, после бури у Унских рогов, и 10 августа 1702 года, когда неожиданно прибыл вместе с царевичем Алексеем на тринадцати кораблях, готовясь к своему походу на Нюхчу и Повенец.

Предания о соловецком бунте и рассказы о посещении Петром Соловков были живы в памяти поморов в ту пору, когда юноша Ломоносов впервые увидал Соловки.

Летом на тишине, среди моря, усеянного солнечными дрожащими бликами, неожиданно выступали зеленые острова, изрезанные извилистыми заливами и бесчисленным множеством сверкающих озер. Некоторые из островов гористы и покрыты рослым плечистым лесом. Другие устланы болотами, поросли мхом, чахлым кустарником и низенькими, словно вымерзшими, елочками и сами вместе с ними словно плывут по морю.

На большом острове в удобной и глубокой губе открываются сложенные из огромных валунов серые стены и круглые башни монастыря.

Такие же лабиринты есть и на острове Анзере, и на Большом Заяцком острове, принадлежащем к числу Соловецких, и на Поное, и в различных местах Кольского полуострова[10].

В. Д. Ломоносов доставлял казенные хлебные запасы в Кольский острог, укрывшийся за скалистыми кряжами, обступившими его со всех сторон. Деревянный острог с рублеными массивными башнями защищал бухту. Посреди острога высился огромный собор, сложенный в 1696 году из необыкновенно толстых бревен[11]. Девятнадцать серых чешуйчатых глав придавали ему величавую легкость. Гарнизон, сидевший в остроге, насчитывал до пятисот человек. Для них-то и завозили казенный провиант на всю зиму.

В. Д. Ломоносов принимал участие в таких перевозках регулярно.

Северные плавучие льды, словно теряющиеся в беспредельном пространстве, оставляют неизгладимое впечатление. Море и небо отражают друг друга, и в нежных переливах основных цветов светятся и мерцают ледяные кристаллы, словно впитывающие в себя все разнообразие постоянно сменяющихся оттенков.

Судно Ломоносовых проходило мимо одиноких северных островов, о которые разбивались огромные пенистые волны. Трехпалые чайки, кайры и альки унизывали отвесные высокие скалы, цепко прилепляясь к скользким уступам, кишели и гнездились в расселинах, на маленьких площадках и по карнизам. Трепещущими тучами поднимались они в воздух, подчас заглушая своими резкими и хриплыми криками даже шум моря. Но затем птицы быстро успокаивались. Самки с доверчивой глупостью продолжали сидеть на гнездах даже при приближении человека. Они лишь вытягивали шеи, норовя клюнуть пущенный в них, но пролетевший мимо камень. Даже выстрелы не особенно смущали их, и они только раздраженно покряхтывали, не обращая внимания на подстреленных подруг, срывающихся в бушующее море.

Плавания с отцом развили в юноше Ломоносове отвагу и неустрашимость, выносливость и находчивость, огромную физическую силу, уверенность в себе и наблюдательность. Он любил суровый север — ледяной ветер в лицо и непокорное море. Впоследствии в звучных стихах Ломоносов убежденно доказывал преимущества северной природы, которая бодрит и закаляет человека:

Опасен вихрей бег, но тишина страшнее,

Что портит в жилах кровь, свирепых ядов злее,

Лишает долгой зной здоровья и ума,

А стужа в севере ничтожит вред сама…

Ломоносов глубоко понимал жизнь на море. Переживания помора, возвращающегося из долгого и тревожного плавания, много лет спустя нашли поэтическое отражение в одной из его од:

Когда по глубине неверной

К неведомым брегам пловец

Спешит по дальности безмерной;

И не является конец;

Прилежно смотрит птиц полеты,

В воде и в воздухе приметы.

И как уж томную главу

На брег желанный полагает,

В слезах от радости лобзает

Песок и мягкую траву.

Трудные морские переходы не только физически закаляли Ломоносова, но и развивали его ум, обогатив его большим числом самых различных впечатлений.

Ломоносов жил общей жизнью с поморами, узнал их труды и опасности, жадно прислушивался к их рассказам, встречался со множеством сильных и смелых людей, ходивших по морям, лесам и топям, сметливых и зорких, знающих повадки лесного зверя и морской птицы, бесстрашных охотников и зверобоев, опытных лоцманов и навигаторов, различавших малейшее изменение погоды и ветра и умевших провести любое судно через все мели и коварные встречные течения.

Молодой Ломоносов не упустил из внимания даже такой местный промысел, как ловля жемчуга.

Могучая северная природа и неустанный человеческий труд составили первые и самые яркие впечатления детства и юности Ломоносова. В нем рано пробудились острая наблюдательность и пытливость, нетерпеливое желание постичь и объяснить окружающий его мир. Еще мальчиком он научился подмечать многие замечательные явления природы, которые так ярко запечатлелись в его памяти, что спустя много лет он мог с поразительной точностью описать свои наблюдения в научных трудах.

С юных лет Ломоносову представилась возможность наблюдать природу в гигантских масштабах и чрезвычайном разнообразии ее проявлений — от лесистых двинских берегов до полных дикого величия ландшафтов Арктики. Он бродил по изумрудным заливным лугам, пестреющим яркими цветами, вдоль течения Двины и ее рукавов. И он видел бескрайные ледяные просторы, голубые тени на снегу и грозную темноту полярной ночи, прорезанную оранжевыми отсветами недосягаемого солнца. Он видел холмогорские и пинежские леса, исполинские корабельные рощи, гордо поднимающиеся к небу сосны и лиственницы и низкие, цепкие, прижавшиеся к земле, будто крадущиеся по ней, корявые деревца и кустарники на рубеже тундры. Постоянное общение с природой будило в нем сильное художественное чувство и беспокоило его острый разум. Его поражало медлительное, незаходящее солнце над хрустальной тишиной моря летом:

Достигло дневное до полночи светило,

Но в глубине лица горящаго не скрыло,

Как пламенна гора казалось меж валов,

И простирало блеск багровой из-за льдов.

Среди пречудныя при ясном солнце ночи

Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.

И его манил к себе нежный зеленоватый свет, таинственно озаряющий суровое северное небо, вздрагивающие и набегающие друг на друга светлые столбы, то вспыхивающие на горизонте, то повисающие неровной завесой посреди неба. Спустя много лет с пытливой страстью, владевшей им с юности, Ломоносов спрашивает в звучных стихах:

Читайте также: