Как назывались морские парусные суда нового типа на которых отправлялись в плавание моряки в период

Обновлено: 16.05.2024

Да, ситуация к примеру в Ройал Неви выглядела гораздо лучше испанской – там была солонина и лимонный сок. Однако специально для гурманов предлагаю посидеть на такой диете хотя бы неделю. Кто не взвоет – будем считать – готов к службе в Королевском Флоте. Да, кстати, - а закусывать по рецептуре того времени лучше сухарями. Короче – диета еще та..))

Третья причина – климат колоний. Попробуйте съездить на ту же Кубу без прививок. Да что там Куба, там медики хорошие – откачают, давайте уж сразу – в какой-нибудь Суринам. С учетом совершенной неприспособленности организма к тамошним условиям – вероятность помереть велика как никогда. К примеру на Мартинику в 1701 году пришла эскадра французского адмирала Кэтлогона. В ноябре того же года эскадра экстренно вынуждена была отплыть на Родину – потери от болезней в экипажах составили 450 человек, или экипаж одного корабля! По пути обратно еще 200 человек умерло.

Четвертая причина – телесные наказания. Прибавьте ко всему вышесказанному порку, протаскивание под килем и т.п. Ну что? Кто-нибудь еще хочет пойти в матросы Нового Времени? Охоту не отбило?
А теперь подумайте – и в таких условиях, с такими проблемами матросы, офицеры и адмиралы исполняли свой долг, побеждали, месяцами (а то и годами) не бывали на суше, не мылись (вот вам еще и телесные паразиты). И несмотря на это проводились целые операции флотов, назначались рандеву, и т.д.
Вообще перед нашими предками стоит снять шляпу. Мы – только бледная их тень, визжащая от любого неудобства.

ЗЗЗЫ
>"сухари двойной или тройной закалки"

Закалка сухаря - уже подсушеный около пяти суток на воздухе испеченный хлеб (сухарь простой) - помещали на специальных лотках в раскаленную печь (около 140-160 градусов по цельсию) на определенное время - это процесс "закалки" - получали сухарь ДВОЙНОЙ закалки - потом сухарь "досушивали" пару суток получая и еще раз калили в печи - тройная закалка . Тройная - в смысле одна сушка и две закалки.

В Кронштадте до сих пор сохранилось самое крупное в Европе здание производства "Морских сухарей" - Сухарный завод Кронштадтского Военного порта. Там теперь молокозавод (ул Мануильского, 20). Это производство выпускало 700 кг сухарей тройной закалки в сутки (это сотвествует примерно 1,5 тонны свежего хлеба в сутки)

Сухари "закаленые" кстати стали причиной так и не потушенного пожара на крейсере Варяг во время боя в Чемульпо - пожар в "броткамере" сухарей и муки в ходе боя потушить так и не удалось - все сухое и горит отменно - а пожарные шланги перебило осколками.

Тройную закалку вы сможете проделать дома при помощи тостера - вам надо прожаривать на тостере кусочек хлеба пару-тройку раз - с промежутком в несколько суток

И рецепт для гурманов - мурцовка флотская - в крепко заваренный черный чай крошат подсоленый репчатый лук и "тройные" сухари и густо заливают подсолнечным маслом. Приятного тык скыть аппетита.

МОрская солонина и рецептики из нее - это отдельная пестня пестней. Тут даже в один пост не уложишься - там тонкость на хитрости.

В общем как по Пратчету - боевая кулинария форева, не гномскими булочками едино ---

А нидерландские морские сыры - ими ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можно было стрелять вместо ядер. (Правда сыры швейцарских солдат образца века так 16 от них сильно не отставали - другой разве что была форма - этакий мельничный жернов (что бы носить за спиной на палке) вместо иммитации 12-18 фунтового ядра.

А австрийские военные хлеба - пайковые "краюхи" - одна на 3е суток - этакая почти в 4 кг дура? В битве при Садовой (1866) были солдаты у которых в этих краюхах приторченных за спиной сверху к ранцу реально застревали пули, спасая тем самым солдатам жизнь (иначе пуля бы попала в голову или шею).

А как разок "на полуострове" в Наполеоновскую эпоху британские саперы починили мостик португальской сушеной треской (бакала) вместо бревен - двухметровые рыбины высущенные до полного одеревенения выдержали якобы даже пушки.

Русский Север

Коч — мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное XI—XIX веков. Кочи первоначально строились без применения металлов. Оснащался мачтой, навесным рулём и вёслами. Также известны и двухмачтовые судна.

Русский Север

Основным достоинством судна коч была способность плавать в битом льду, поскольку подводная часть корпуса имела яйцевидную форму, и при сжатии льдами коч выдавливало вверх. Такие суда годились и для перетаскивания волоком по суше. Это была продуманная и сбалансированная конструкция судна.

В XII веке Поморье становится центром русского судостроения – этому способствует развитие морских и речных промыслов. Там строились самые совершенные по тем временам суда, предназначенные для ледового плавания. Это были корабли разных типов: ладьи морские и обыкновенные, раньшины, шняки, карбасы. Развитие морских и речных промыслов требовало от поморов создания грузоподъемных и устойчивых судов, приспособленных к местным условиям плавания. Так родилась идея нового промыслового судна – коча. По мнению историков, кочи появились в XIII веке.

Русский Север

На судне имелось два якоря по четыре с половиной пуда каждый, иногда встречались и двухпудовые якоря. Поморы использовали якорь и при волоке: если судно находилось в ледяных полях и не могло идти под парусом или на веслах, мореходы спускались на лед, вставляли лапу якоря в вырубленную лунку, а затем выбирали якорный канат и протягивали судно. Точно так же они могли перетаскивать судно через ледяные перемычки.

На коче находились по две небольшие лодки с полозьями. Они служили для перевозки добытых животных и прочих нужд. Учитывая простоту конструкции и их надежность, срок службы коча определялся до 30 лет. Корабелы помещали на каждом судне закладную доску с изображением его схемы, что было необходимо при ремонтах, которые выполнялись даже в походах.

Русский Север

Контуры судна мастер намечал палкой на песке. Постройка коча начиналась с днища: оно больше всего страдало от контакта со льдом, поэтому его делали особенно прочным. Киль большого коча имел длину около 21,6 метра и состоял из нескольких деталей. От повреждения при волоке или посадке на мель эту конструкцию предохранял фальшкиль. Если же он разрушался, крепили новый – ремонт занимал немного времени. Это изобретение поморов впоследствии позаимствовали зарубежные мастера; оно применялось на протяжении всей истории деревянного судостроения.

От днища требовалась особая прочность, потому что оно служило несущей конструкцией для всего корпуса и, кроме того, больше всего подвергалось разрушению (при посадке на мель, ударе о камень или льдину и т. д.).

Килевой балкой служил древесный ствол, расположенный вдоль днища. К концам этого ствола крепили штевни, а перпендикулярно килевой балке — кокоры, то есть стволы дерева вместе с корнем, расположенным под прямым углом к стволу. Кокоры заготовляли весьма оригинальным способом. В лесу оголяли корни подходящего дерева, выбирали лучший из корней, а остальные обрубали. Затем дерево валили, оберегая облюбованный корень, и из сваленного дерева вырезали кряж, который обрабатывали. Кокоры укладывали на киль таким образом, чтобы древесный ствол образовал днищевую ветвь шпангоутной рамки (то, что теперь называется флор), а корень - бортовую ветвь (то есть шпангоут). Сверху концы кокор соединяли перешвами (современными бимсами). На одно судно уходило по нескольку десятков таких кокор.

К кокорам крепились доски наружной обшивки, поморы называли их набоями, или обшивинами. На уровне ватерлинии располагались порубни — распиленные вдоль на две части стволы, они своими концами крепились у штевней. Порубни выполняли роль ледового пояса, хорошо защищая участок переменной ватерлинии корпуса от натиска льдов.

Русский Север

Ровная палуба также была особенностью конструкции коча – нахлынувшая штормовая волна свободно стекала за борт. А на европейских судах борта палубы заканчивались ступенькой. Ширина коча доходила до 6,4 метра. Малое соотношение ширины и длины – один к трем или к четырем – делало судно рыскливым, что устранялось за счет увеличенной площади руля.

Для изготовления большого паруса требовалось до 120 кв. метров оленьей шкуры, на которую нашивали накладки из тонкой замши - с нее легко удалялся намерзшие снег и лед. Парусное вооружение коча было прямым. На грот-мачте поднимали грот и грот-брамсель, на бушприте треугольный кливер и бом-кливер, стаксель над палубой. Бизань мачта не была стационарной, ее можно было убрать, поэтому поморы часто ставили парус - шпрюйт - простой и удобный в работе.
__________________________
Недостатком коча была отсутствие оснащение, которое позволяло плыть при встречном ветре. При попутном ветре на море деревянному судну удавалось проходить до 250 миль в сутки. Отважные мореходы открыли новую историю в обследовании побережья Северного Ледовитого Океана, хотя сами об этом не знали.

Русский Север

Корма коча по ватерлинии имела заострение около 60°. Выше ватерлинии кормовое заострение закруглялось. Такая конструкция впервые появилась именно у поморов. Корма делалась почти отвесной, нос – сильно наклоненным. Максимальная осадка коча была 1,5-1,75 метра. Малая осадка и наклонный форштевень свидетельствуют о приспособленности коча к плаванию на мелководье, битом льду и волоку.

Корпус делился на отсеки поперечными переборками. В носовом отсеке выкладывалась печь, там располагался кубрик для экипажа. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика, а средняя часть судна отводилась под трюм для грузов; люк трюма закрывался герметично.

В зависимости от условий плавания незначительно изменялись конструкция и размеры кочей. Для морских околобереговых, речных и волоковых участков строили кочи грузоподъемностью 500-1600 пудов (малые кочи), а для морских и речных путей, не требовавших прохождения по сухим волокам, – до 2500 пудов (большие кочи). К началу XVII века большой коч являлся основным судном в сибирском морском и речном плавании.

Русский Север

Автор

В мире осталось не так много больших парусных судов, и только часть из них принимают на борт практикантов. Хотим познакомить вас поближе с самыми большими учебными парусниками. Мы включили в наш список как действующие, так и те судна, которые были уже переоборудованы и стоят на приколе в портах как музеи.


В 2017 году барк передан Калининградскому техническому университету и сменил порт приписки Мурманск на Калининград.

  • Длина с бушпритом 117,5 метров.
  • Ширина 14,66 метров.
  • Осадка 7,5 метров (с грузом)
  • Площадь парусов 4192 м²

Барк Седов занесен в в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейший учебный парусник, доживший до наших дней.


  • Длина габаритная 114,5 м
  • Ширина габаритная 14,04 м
  • Осадка по летнюю ватерлинию 6,27 м
  • Высота борта 8,48 м
  • Площадь парусов 3722 м²
  • Высота мачты 55 м над палубой

Парусник совершил два кругосветных плавания. Первое в 1995–1996 гг. было посвящено 300-летию Российского флота. Второе кругосветное плавание прошло в 2005–2006 гг, посвящено 60-летию Победы в ВОВ.


  • Длина 113 метров
  • Ширина 13,11 метра
  • Высота 48,5 метра
  • Осадка 7,0 метров
  • Скорость хода (мах) под двигателем мощностью 1500 л.с 13 узлов
  • Скорость хода (мах)под парусами 17,5 узлов
  • Экипаж 300 моряков, 90 учеников
  • 4 мачты, 21 парус (общей площадью 2870 м²)

Парусник неоднократно ходил в кругосветные путешествия. Постоянно совершает учебные походы с заходом в порты разных стран. Каждое лето учебное судно принимает участие в шестимесячном походе для обучения будущих военно-морских офицеров судоходству и мореплаванию.

  • Длина парусника 113 метров
  • Ширина корпуса 6 метров
  • Осадка составляет 6,5 метров
  • Высота до клотика грот-мачты 48,5 метров
  • Площадь парусов 2870 м²
  • Экипаж 300 моряков и 90 курсантов


В 1963 году корабль пересёк Атлантический океан за 6 дней и 21 час, развив среднюю скорость 15 узлов и наибольшую скорость под парусами — 18 узлов. В 1966 году корабль установил мировой рекорд для трансатлантических плаваний под парусами между Cape Race (Канада) и Dursey Island (Ирландия) — 1741,4 морских миль за 6 дней и 4 часа.

  • Длина с бушпритом 103,75 м
  • Ширина 14,31 м
  • Осадка 6,60 м
  • Экипаж 370 чел, в том числе 150 морских кадетов
  • Площадь парусов 2652 м²


Барк был подвержен переоснастке и обрел вторую жизнь в 1952 году: возобновил регулярные учебные походы и участвовал в международных парусных соревнованиях.



  • Водоизмещение 1813 тонн
  • Длина 82,1 метра
  • Ширина 12 метров
  • Максимальная осадка 5,3 метра
  • Скорость под парусами 17 узлов, под дизелем 10 узлов
  • Площадь парусов 1983 м²
  • Экипаж 56 человек
  • Количество мест для курсантов 175

23 января 2014 года вернулся в портовый город Нью-Лондон, штат Коннектикут, США, после ремонта, проведенного на верфи береговой охраны в Балтиморе. Барк пробыл на верфи три с половиной месяца. За это время было проведено техническое обслуживание барка, а также капитальный ремонт фок-мачты.


  • Длина между перпендикулярами 98 м
  • Ширина 12 м
  • Осадка 5,2 м
  • Площадь парусов 2026 м²

После окончания Первой мировой войны барк стал трофеем британской армии.

В 1921 году по инициативе бывшего члена кабинета министров Норвегии, директора судоходного общества города Бергена Кристофера Лемкуля парусник был куплен Норвежским судоходным союзом. В знак благодарности Кристоферу Лемкулю за его работу по продвижению дела учебного парусника на правительственном уровне судно было переименовано в Statsraad Lehmkuhl.

В 1967 году парусник купил судовладелец и магнат Хилмар Рекстен, который через 11 лет передал барк в специально созданный Парусный Фонд имени Кристофера Лемкуля. С тех пор эта организация является собственником судна.


Особенностью парусника была форма форштевня с фигурой адмирала на балконе, расцветка, характерная для военных кораблей первой половины XIX века, и множество старомодных элементов конструкции, таких как гигантские кошки-балки для адмиралтейских якорей, деревянные паруса, множество открытых сверху лодок. Все паруса сделаны из натурального холста, канаты — из манильской пеньки без лавсана и других синтетических материалов.

  • Длина 100,5 м
  • Ширина 15,5 м
  • Осадка 7,5 м
  • Водоизмещение 4146 тонн
  • Площадь парусов 2635 м²

Хотя победить в гонках ему не удавалось ни разу, корабль неизменно привлекает всеобщее внимание на парадах и смотрах. В особо торжественных случаях на его корме устанавливают уникальные позолоченные фонари, изготовленные в ХVII веке, что само по себе имеет огромную историческую ценность.


  • Длина 118 метров
  • Ширина 13,9 метров
  • Водоизмещение 6300 тонн
  • Площадь парусов 3690 м 2

Барк участвовал в нескольких крупных Зерновых гонках (неофициальное название ежегодного сезона парусного спорта парусников-винджаммеров) от Виктории (Австралия), до Фалмута, Корнуолл (Англия). И даже выиграл Зерновые гонки 1948 года.


  • Длина с бушпритом 109,2 м
  • Ширина 14 м
  • Осадка 6,6 м
  • Высота мачты 49,5 м
  • Площадь парусов 3 015 м 2
  • Число парусов 26
  • Экипаж 176 человек, в том числе 120 практикантов


  • Длина с бушпритом 108,6 м
  • Ширина 14,0 м
  • Максимальная осадка 6,6 м
  • Площадь парусов 3000 м²


  • Длина наибольшая (с бушпритом) 108,6 м
  • Ширина наибольшая 14 м
  • Максимальная осадка 7 м
  • Порожнее водоизмещение 2247,3 т
  • Высота грот мачты 49,5 м
  • Площадь парусов 2771 м²


В 1997 году парусник обогнул мыс Горн только под парусами. Это пока никто не смог повторить. Крупные парусники для прохождения пролива Дрейка вынуждены включать двигатели.

  • Длина с бушпритом 108,6 м
  • Ширина 14,0 м
  • Максимальная осадка 7,3 м
  • Высота грот мачты 51 м
  • Площадь парусов 2771 м²


Назван в честь фрегата русского военного флота, который в 1852—1855 годах совершил плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский и Тихий океаны к берегам Японии под командованием капитана И. С. Унковского.

Фрегат имеет 26 парусов, которые управляются исключительно вручную. В настоящее время парусник используется для учебных и научно-исследовательских целей при обучении курсантов Дальрыбвтуза, а также курсантов и практикантов других учреждений и организаций.

  • Длина с бушпритом 108,6 м
  • Ширина 14,0 м
  • Максимальная осадка 6,6 м
  • Водоизмещение 2 284 т
  • Высота грот-мачты 49,5 м
  • Количество парусов 26
  • Площадь парусов 2771 м²
  • Экипаж 51 чел
  • Количество мест для практикантов 144

В 2011 году парусник совершил Международную транстихоокеанскую экспедицию, посвященную 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина и 270-летию открытия Русской Америки российскими мореплавателями.

В 2019–2020 года парусник совершил кругосветное плавание, посвященное 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне


Читайте также: