Как назывались античные суда

Обновлено: 17.05.2024

Римский флот
Конструкция и типы кораблей

Рис 1. Трирема. Вид в разрезе

Рис 2-3. Либурна. Вид сверху-сзади

Рис 3. Трирема с форкастлем

Рис 4. Квадрирема

Рис 5. Квинкверема

Рис 5-2. Другой вариант квинкверемы

Рис 8. Децемрема

По своей конструкции римские боевые корабли принципиально не отличаются от кораблей Греции и эллинистических государств Малой Азии. У римлян мы встречаем те же десятки и сотни весел в качестве основного движителя судна, ту же многоярусную компоновку, приблизительно ту же эстетику фор- и ахтерштевней.

Все то же – но на новом витке эволюции. Корабли становятся крупнее. Они обзаводятся артиллерией (лат.tormenta), постоянной партией морской пехоты (лат.manipularii или liburnarii), оснащаются штурмовыми трапами-"воронами" и боевыми башнями ( рис.1).

По римской классификации все боевые корабли назывались naves longae, "длинные корабли", за счет своих сравнительно узких корпусов, выдерживающих пропорцию ширины к длине 1:6 и больше. Противоположностью боевым кораблям были транспортные (naves rotundae, "круглые корабли").

Боевые корабли делились по признаку наличия/отсутствия тарана на naves rostrae (с тараном) и все прочие, "просто" корабли. Также, поскольку иногда корабли с одним, а то и с двумя рядами весел не имели палубы, то существовало разделение на корабли открытые, naves apertae (у греков – афракты), и корабли закрытые, naves constratae (у греков – катафракты).

Основной, наиболее точной и распространенной классификацией является деление античных боевых кораблей в зависимости от количества рядов весел.

Корабли с одним рядом весел (по вертикали) назывались монеры (moneris) или униремы, а в современной литературе часто именуются просто галерами,

с двумя – биремы или либурны,

с тремя – триеры или триремы,

с четырьмя – тетреры или квадриремы,

с пятью – пентеры или квинкверемы,

с шестью – гексеры.

Однако дальше четкая классификация "смазывается". В античной литературе можно встретить упоминания гептер/септер, октер, эннер, децемрем (десятирядных?) и так вплоть до седецимрем (шестнадцатирядных кораблей!). Также известен рассказ Афинея из Навкратиса о тессераконтере ("сорокаряднике"). Если понимать под этим количество гребных ярусов, то получится полная чушь. Как с точки зрения технической, так и военной.

Единственно представимое смысловое наполнение этих названий – общее количество гребцов на одном борту по одному срезу (секции) во всех ярусах. То есть, например, если в нижнем ряду на одно весло имеем одного гребца, в следующем – двух, в третьем – трех и т.д., то тогда суммарно в пяти ярусах получим 1+2+3+4+5 = 15 гребцов. Такой корабль, в принципе, можно назвать квиндецимремой.

В любом случае, вопрос об архитектуре римских (а также карфагенских, эллинистических и др.) боевых кораблей крупнее триремы пока что остается открытым.

Римские корабли были в среднем больше аналогичных по классу греческих или карфагенских. При попутном ветре на корабле устанавливали мачты (до трех на квинкверемах и гексерах) и подымали на них паруса. Большие корабли иногда бронировались бронзовыми пластинами и почти всегда завешивались перед боем смоченными в воде воловьими шкурами для защиты от зажигательных снарядов.

Также, накануне столкновения с противником паруса скатывали и помещали в чехлы, а мачты укладывали на палубу. Подавляющее большинство римских боевых кораблей, в отличие, например, от египетских, вообще не имели стационарных, не-съемных, мачт.

Римские корабли, как и греческие, были оптимизированы для ведения прибрежных морских сражений, а не для длительных рейдов в открытом море. Обеспечить хорошую обитаемость среднего корабля для полутора сотен гребцов, двух-трех десятков матросов и центурии морской пехоты было невозможно. Поэтому вечером флот стремился пристать к берегу. Экипажи, гребцы и большая часть морских пехотинцев сходила с кораблей и ночевала в палатках. Утром плыли дальше.

Корабли строились быстро. За 40-60 дней римляне могли построить квинкверему и полностью ввести ее в строй. Этим объясняются внушительные размеры римских флотов во время Пунических войн. Например, по моим подсчетам (осторожным и оттого наверняка заниженным), во время Первой Пунической войны (264-241 гг. до н.э.) римляне ввели в строй более тысячи боевых кораблей первого класса: от триремы до квинкверемы. (То есть не считая унирем и бирем.)

Корабли имели относительно низкую мореходность и в случае сильного внезапного шторма флот рисковал погибнуть едва ли не в полном составе. В частности, во время той же Первой Пунической войны из-за штормов и бурь римляне потеряли по меньшей мере 200 кораблей первого класса. С другой стороны, за счет достаточно прогрессивных технологий (и, похоже, не без помощи искушенных римских магов), если корабль не погибал от ненастья или в бою с врагом, он служил удивительно долго. Нормальным сроком службы считались 25-30 лет. (Для сравнения: английский линейный корабль "Дредноут" (1906 г.) морально устарел через восемь лет после постройки, а американские авианосцы типа "Эссекс" были выведены в резерв через 10-15 лет после начала эксплуатации.)

Поскольку на парусах ходили только при попутном ветре, а все остальное время пользовались исключительно мускульной силой гребцов, то скорость кораблей оставляла желать лучшего. Более тяжелые римские корабли были еще медленнее греческих. "Быстроходным" считался корабль, способный выжать 7-8 узлов (14 км/ч), а для квинкверем вполне пристойной считалась крейсерская скорость в 3-4 узла.

Экипаж корабля по подобию римской сухопутной армии назывался "центурией". На корабле было два главных должностных лица: капитан ("триерарх"), ответственный за собственно плавание и навигацию, и центурион, ответственный за ведение боевых действий. Последний командовал несколькими десятками морских пехотинцев.

Командовали флотом первоначально два "военно-морских дуумвира" (duoviri navales). Впоследствии появились префекты (praefecti) флота, приблизительно эквивалентные по статусу современным адмиралам. Отдельными соединениями от нескольких до нескольких десятков кораблей в реальной боевой обстановке иногда распоряжались сухопутные командиры войск, перевозимых на кораблях данного соединения.

Биремы и либурны

Биремы представляли собой двухъярусные гребные суда, а либурны могли строиться как в двух-, так и в одноярусном варианте. Обычное число гребцов на биреме – 50-80, количество морских пехотинцев – 30-50. Для того, чтобы повысить вместимость, даже небольшие биремы и либурны нередко комплектовались закрытой палубой, чего обычно не делалось на судах аналогичного класса в других флотах.



Рис. 2. Римская бирема (поставлены артемон и основной парус, второй ряд весел убран)


Уже в ходе Первой Пунической войны выяснилось, что биремы не могут эффективно бороться против карфагенских квадрирем с высоким бортом, защищенным от таранного удара множеством весел. Для борьбы с карфагенскими кораблями римляне начали строить квинкверемы. Биремы и либурны на протяжении следующих веков использовались преимущественно для дозорной, посыльной и разведывательной службы, либо для боевых действий на мелководье. Также биремы могли эффективно применяться против торговых и боевых однорядных галер (как правило, пиратских), по сравнению с которыми были куда лучше вооружены и защищены.

Однако, во время битвы при Акции (Акциуме, 31 г. до н.э.) именно легкие биремы Октавиана смогли взять верх над крупными кораблями Антония (триремы, квинкверемы и даже децемремы, согласно некоторым источникам) благодаря высокой маневренности и, вероятно, широкому использованию зажигательных снарядов.

Рис. 2-2. Либурны. Мореходная (слева) и речная (справа)

Наряду с мореходными либурнами римляне строили много различных типов речных либурн, которые использовались в боевых действиях и при патрулировании Рейна, Дуная, Нила. Если учитывать, что 20 даже не очень крупных либурн способны принять на борт полную когорту римской армии (600 человек), то станет ясно, что соединения маневренных либурн и бирем представляли собой идеальное тактическое средство быстрого реагирования в речных, лагунных и шхерных районах при действиях против пиратов, неприятельских фуражиров и в беспорядке переправляющихся через водные преграды варварских отрядов.

Рис. 2-3. Либурна-монера (вид сверху-сзади)

Интересные подробности о технологии изготовления либурн можно обнаружить у Вегеция (IV, 32 и след.).

Экипаж типовой триремы состоял из 150 гребцов, 12 моряков, приблизительно 80 морских пехотинцев и нескольких офицеров. Транспортная вместимость составляла при необходимости 200-250 легионеров.

Трирема (см. также рис.1) была более быстроходным кораблем по сравнению с квадри- и квинкверемами, и более мощным по сравнению с биремами и либурнами. При этом размеры триремы позволяли в случае необходимости разместить на ней метательные машины.

Трирема являлась своего рода "золотой серединой", многофункциональным крейсером античного флота. По этой причине триремы строились сотнями и представляли собой наиболее распространенный тип универсального боевого корабля Средиземноморья.

Рис. 3. Трирема с форкастлем (носовой боевой башней)

Квадриремы и более крупные боевые корабли тоже не были редкостью, однако массово они строились только непосредственно в ходе крупных военных кампаний. Преимущественно, во время Пунических, Сирийских и Македонских войн, т.е. в III-II вв. до н.э. Собственно, первые квадри- и квинкверемы были улучшенными копиями карфагенских кораблей подобных классов, впервые встреченных римлянами во время Первой Пунической войны.

Рис. 4. Квадрирема

Такие корабли именуются у античных авторов пентерами или квинкверемами. В старых переводах римских текстов можно также встретить термины "пятипалубник" и "пятиярусник".

За короткое время римляне ввели в строй 100 пентер и 20 трирем. И это при том, что до этого у римлян не было никакого опыта постройки крупных кораблей. В начале войны римляне пользовались триерами, которые были любезно предоставлены им греческими колониями в Италии (Тарент и др.).

Рис. 5. Квинкверема

Всего за время Первой Пунической войны римлянами было построено свыше 500 квинкверем. Во время той же войны были построены и первые гексеры (в переводе "Всемирной истории" Полибия Ф.Г.Мищенко – "шестипалубники").

Один из вероятных вариантов расположения весел и гребцов на большом римском военном корабле (в данном случае – на квадриреме) приведен на иллюстрации справа.

Также уместно упомянуть и о принципиально другой версии квинкверемы. Многие историки указывают на несообразности, которые возникают при трактовке квинкверемы как корабля с пятью расположенными друг над другом ярусами весел. В частности, длина и масса весел самого верхнего ряда получаются критически большими, а их эффективность вызывает серьезные сомнения. В качестве альтернативной конструкции квинкверемы выдвигается своеобразная "двух-с-половиной-рема", имеющая шахматное расположение весел (см. рис.5-2). При этом предполагается, что на каждом весле квинкверемы находились 2-3 гребца, а не один, как, например, на триремах.

Рис. 5-2. Квинкверема

Есть свидетельства, что римляне строили и более чем пятиярусные корабли. Так, когда в 117 г. н.э. легионеры Адриана достигли Персидского залива и Красного моря, они построили флот, флагманом которого якобы являлась гексера (см. рисунок). Впрочем, уже во время битвы с карфагенским флотом при Экноме (Первая Пуническая война) флагманскими кораблями римского флота были две гексеры ("шестипалубника").

Согласно некоторым расчетам, самым большим кораблем, построенным по античным технологиям, мог быть семиярусный корабль длиной до 300 футов (ок.90 м). Корабль большей длины со всей неизбежностью сломался бы на волнах.

Рис. 6. Гексера, супердредноут Античности

К ним относятся септеры, эннеры и децимремы. И первые, и вторые никогда не строились массово. Античная историография содержит лишь несколько скупых упоминаний этих левиафанов. Очевидно, что эннеры и децимремы были весьма тихоходны и не могли выдерживать эскадренную скорость наравне с триремами и квинкверемами. По этой причине их использовали в качестве броненосцев береговой обороны для охраны своих гаваней, либо для обложения неприятельских морских крепостей как передвижные платформы для осады башен, телескопических штурмовых лестниц (самбука) и тяжелой артиллерии. В линейном сражении применить децимремы пытался Марк Антоний (31 г. до н.э., битва при Акциуме), однако они были сожжены быстроходными кораблями Октавиана Августа.

Эннера, еще один супердредноут Античности. Представляет собой 3-4 ярусный боевой корабль, на каждом весле которого сидят по 2-3 гребца. (вооружение – до 12 метательных машин)

Рис. 8. Децемрема

Децемрема (ок. 41 г. до н.э.). Представляет собой 2-3 ярусный боевой корабль, на каждом весле которого сидят по 3-4 гребца. (вооружение – до 12 метательных машин).

Первые крупные лодки использовались 5000 – 3500 лет до н.э. в Египте. Папирус собирали в тугие связки, из которых крепили изогнутый толстый мат с поднятыми к верху концами. Их удерживал трос из папируса, протянутый от носа к корме. Конечно такие суда были далеко не идеальными.

Египетское тростниковое судно

Суда из дерева начали строиться в Египте в период , который назывался Древним царством ( времена I—VIII династий, а точнее 3200—2240 гг. до н. э.). Хотя повнешнему виду они походили на лодки додинастического периода.

Суда Нового царства

Дошедшие до нас источники утверждают, что корабли нового царства, сильно отличались от своих предшественников. их корпуса стали прочнее. В профиль суда стали гораздо острее, корма и нос немного выше. Чтобы избежать изгиба вдоль корпуса по-прежнему натягивали канат

Деревянное египетское судно

Толстая мачта несла невысокий 4-х угольный, но при этом довольно широкий парус, укреплявшийся на сплоченной рее. Весла оборудовались уключинами. На кормовых опорах опорах устанавливали два больших весла, которые имели рукоятки для управления, и служили рулями .

Финикийцы и греки

Финикийцы слыли большими мастерами судостроения древности и хорошими мореплавателями. По-видимому, они первыми строили суда с обшивкой на шпангоутах и килем , а под палубой, в них располагались помещения для груза . Расцвет судостроительной эпохи финикийцев пришелся на 1200—700 гг. до н. э.

В эпоху Древней Греции

(V—IVв. до н. э.) уже начинает проявляться разница между торговым и военным флотом.

Униремы — античные боевые корабли, имевшие один ряд вёсел, от 12 до 25 на каждой стороне длиной от 30 до 35 м. Обычно имели таран, приподнятую палубу в носовой части и одну мачту, которая несла, четырехугольный парус.
Середина корпуса была невысокой, весла на обеих сторонах устанавливались на своеобразные выстрелы, а два больших наклонных весла на корме служили рулями. Вообще — то, это были еще относительно легкие суда. Их можно было переносить по берегу.
Со временем этот тип судна менялся, но основные его черты просматриваются до сих пор. Так, вследствие установки большего числа весел, появились

биремы — гребные военные корабли, которые имели два ряда вёсел, распологавшихся друг над другом. Биремы могли иметь боевую башню, а также большой блок , предназначенный для разрушения корпуса неприятельского корабля. Позднее в основу средиземноморских флотилий легло судно античной эпохи — знаменитая трирема. Триремы назывались так из-за трёх рядов вёсел, располагавшихся одно над другим в шахматном порядке; одним веслом управлял один гребец. В Греции такое судно называлось триерой. Трирема несла то одной до четырех мачт. Позднее в Коринфе строят военные суда, которые назывались катафракты (от одноименного названия тяжело вооруженного конного воина в крепких доспехах). сведения об этих судах до нас дошли скудные. Считается, что по бортам корпус их имел броню для защиты от вражеских судов.

Карфаген

Флот Карфагена (III в. до н. э.) включал в себя в основном большие кинкеремы,

или квинквиремы (суда , имевшие пять рядов весел). Эти корабли защищали суда торговых караванов, ходивших по Средиземноморью.

Римская галера

который был изобретен Гаем Дуилиусом. Галеры (пентеры: суда, имевшие по пять рядов весел и до пяти гребцов на каждом), строившиеся по образцу карфагенских кинкерем, а также триремы, были вооружены катапультами. Их основной задачей была защита грузовых судов Римской Империи в Средиземном море и океане.

Либурны могли строиться в одноярусном варианте. Многие знатоки судостроения видят в них прототип средиземноморской галеры, который просуществовал вплоть до XVIII в

Примерно в VIII—IX вв.

в районе Средиземного моря входит в употребление вид паруса, называвшегося латинским (latina vela). Он получил довольно широкое распространение, потому что позволял идти под острым углом к ветру.

Византийцы

Кроме этих судов, на византийских верфях строились еще и памфилы (так назывались иногда суда для прогулок по морю), а так же селандии (в переводе с греческого— черепахи) — небольшие, по размеру, вспомогательные суда. Акатии — довольно длинные суда, несущие одну или две мачты с четырехугольными парусами, которые назывались acato. Чуть позже появились тариды , маленькие суда с двумя боковыми рулями и, несущие одну мачту с латинским парусом, и усиеры — достаточно вместительные грузовые, двухмачтовые суда с латинскими парусами и двумя палубами .

Европа

В странах Северной Европы развился тип судна, обшивка которого состояла в основном из досок, накладываемых друг на друга краями(внакрой). В VIII—XI вв. северные моря находились под контролем смелых и воинственных викингов.
Историки установили, что ладьи викингов снабжались килем с, прикрепленными к нему шпангоутами. У этих судов была обшивка внакрой; она крепилась к шпангоутам ее с помощью штырей, при этом сами доски обшивки соединялись между собой металлическими гвоздями. Верхняя часть обшивки имела отверстия — уключины, сквозь которые просовывались весла. Шпор мачты крепился к короткому кильсону, который изготавливался из цельного бруска и имел характерную форму. Единственный рей снаряжали четырехугольным парусом. Функцию руля исполняло большое весло, крепившееся стропом сбоку ахтерштевня . Такие ладьи получили название драккары (драконы).

В Северной части Европе в это же время начали строить когги — купеческие суда имевшие круглый корпус , который обшивался внакрой . Они были снабжены одной мачтой, несшей парус. Кватердек и бак на этих судах использовались в качестве боевых площадок. На этих площадках располагались воины защищавшие корабль от пиратов.

На судах ходивших по акватории Средиземного моря впервые стали использовать руль, крепившийся к ахтерштевню. По причине этого высоту кватердека пришлось уменьшить, а румпель, при помощи которого управляли самим рулем, стали пропускать через кормовое отверстие.

MegaRexx MegaBronc — семиместный Ford F-250 в костюме Bronco

MegaRexx MegaBronc — семиместный Ford F-250 в костюме Bronco

Пейзажи Аляски

Нарушитель границы скрылся в неизвестном направлении

Нарушитель границы скрылся в неизвестном направлении

Большой мальчик случайно сделал Санте больно

Случится же такое под Новый Год

В убийстве Джона Кеннеди виновата ЭВМ?

Экстремал установил мировой рекорд, пройдя между воздушными шарами на высоте 1800 метров

Экстремал установил мировой рекорд, пройдя между воздушными шарами на высоте 1800 метров

Мужчина принёс несколько десятков бокалов пива за один раз

Мужчина принёс несколько десятков бокалов пива за один раз

Про турецкое отношение к братьям нашим меньшим

Дождётся ли подарочков ребятня? Всё зависит от вас

Капля лимонного сока на губах спящей девушки

Разгон дрона до 200 км/ч за секунду

Рудковская на марафоне за полмиллиона учит есть из тарелки за 14 тысяч (6 фото)

Рудковская на марафоне за полмиллиона учит есть из тарелки за 14 тысяч (6 фото)

В Тверской области пешеходы чудом не пострадали из-за ДТП на перекрёстке

В Тверской области пешеходы чудом не пострадали из-за ДТП на перекрёстке

Оказалась доброй

15 удивительных вещей, которые сделали актеры для погружения в образ

15 удивительных вещей, которые сделали актеры для погружения в образ

Медведева или Гаврилина? Тайны личной жизни Дани Милохина (8 фото + 8 видео)

Медведева или Гаврилина? Тайны личной жизни Дани Милохина (8 фото + 8 видео)

Винтажные снимки голливудских пар во время медового месяца

Винтажные снимки голливудских пар во время медового месяца

Джордж Клуни отказался от рекламного контракта за $35 миллионов

Джордж Клуни отказался от рекламного контракта за $35 миллионов

В Черногории мужчина ворвался в отделение банка и пригрозил его взорвать

В Черногории мужчина ворвался в отделение банка и пригрозил его взорвать

Прокуратура проверяет видео с

Прокуратура проверяет видео с "пьяным" капитаном заглохшего парома

В Ставрополье врач-анестезиолог устроил стрельбу в больнице

В Ставрополье врач-анестезиолог устроил стрельбу в больнице

Виды динозавров, открытые за 2021 год

В Махачкале полиция разгоняла участников массовой драки выстрелами

В Махачкале полиция разгоняла участников массовой драки выстрелами

Россия в картинах наших соотечественников

Мао Цзэдун и то, как он подставил стоматологов

Пассажир самолета заподозрил, что соседка держит у груди вовсе не ребенка

Пассажир самолета заподозрил, что соседка держит у груди вовсе не ребенка

Самолет на радиоуправлении

Трансформеры уже не те

В колонию на 4 года — таков приговор горе-матери, истязавшей своих детей

В колонию на 4 года — таков приговор горе-матери, истязавшей своих детей

Идеальное сходство

Доверяют ли руководители российских компаний своим подчиненным? Опрос

Доверяют ли руководители российских компаний своим подчиненным? Опрос

Трейлер фильма

Четкие и опасные: брутальные ребята, которых боятся в Росгвардии (наверное)

Четкие и опасные: брутальные ребята, которых боятся в Росгвардии (наверное)

2021 год за 35 кадров: от взятия Капитолия до первого кино в космосе

2021 год за 35 кадров: от взятия Капитолия до первого кино в космосе

Отличная мышеловка

30 забавных и необычных подарков, которыми поделились пользователи сети

30 забавных и необычных подарков, которыми поделились пользователи сети

20 любопытных идей и изобретений, которые облегчают жизнь

20 любопытных идей и изобретений, которые облегчают жизнь

В пьедестале статуи генерала нашли письмо из 19 века

В пьедестале статуи генерала нашли письмо из 19 века

Зачем NASA совет священников и кто наблюдает за НЛО в США

Зачем NASA совет священников и кто наблюдает за НЛО в США

Дороже самого грузовика: на 60-летний ГАЗ-53 всё ещё можно купить новую кабину

Дороже самого грузовика: на 60-летний ГАЗ-53 всё ещё можно купить новую кабину

Джаред Лето в свой 50-летний юбилей показался в образе вампира

Джаред Лето в свой 50-летний юбилей показался в образе вампира

Человек-паук отдыхает от супергеройских дел

Как не выглядеть в 30 лет как рухлядь: какие привычки ускоряют ваше старение

Как не выглядеть в 30 лет как рухлядь: какие привычки ускоряют ваше старение

В Кузбассе российских военных обложили данью бандиты

В Кузбассе российских военных обложили данью бандиты

Короткие сериалы, чтобы улыбнуться и подумать о хорошем

Короткие сериалы, чтобы улыбнуться и подумать о хорошем

Необычная вакансия открылась в Москве

Российского чиновника приговорили к условному сроку за взятку в полтора миллиона

Российского чиновника приговорили к условному сроку за взятку в полтора миллиона


"А это точно тюрьма?": 10 самых комфортабельных тюрем в мире

Самолет на радиоуправлении

Актеры, которые воплотили на экране роли исторических личностей в фильмах последних лет

Актеры, которые воплотили на экране роли исторических личностей в фильмах последних лет

Под Ижевском при обследовании нефтепровода разбился Ми-2

Под Ижевском при обследовании нефтепровода разбился Ми-2

Мы с вами свяжемся: пост для тех, кто знает значение аббревиатуры BDSM

Мы с вами свяжемся: пост для тех, кто знает значение аббревиатуры BDSM


"Куда вы нас посылаете?": украинки возмутились новым приказом Минобороны о постановке женщин на.

Случится же такое под Новый Год


В Краснодаре коммунальщик напал на старушку из-за сделанного замечания

В Краснодаре коммунальщик напал на старушку из-за сделанного замечания

Porsche 911 от ателье Strosek — собственный взгляд на дизайн автомобиля

Porsche 911 от ателье Strosek — собственный взгляд на дизайн автомобиля

Дождётся ли подарочков ребятня? Всё зависит от вас

Подборка автомобильного юмора

11 случаев, когда фигуристы в своих выступлениях вдохновлялись известными фильмами

11 случаев, когда фигуристы в своих выступлениях вдохновлялись известными фильмами

Рудковская на марафоне за полмиллиона учит есть из тарелки за 14 тысяч (6 фото)

Рудковская на марафоне за полмиллиона учит есть из тарелки за 14 тысяч (6 фото)

Mercedes 500SL Mini от Lorinser — коллекционный детский автомобиль из 80-х

Mercedes 500SL Mini от Lorinser — коллекционный детский автомобиль из 80-х

Следуй за мной: пёс привел домой нового жильца

Спорный спорт: почему шахматы принято считать спортом?

Спорный спорт: почему шахматы принято считать спортом?

Джордж Клуни отказался от рекламного контракта за $35 миллионов

Джордж Клуни отказался от рекламного контракта за $35 миллионов

Медведева или Гаврилина? Тайны личной жизни Дани Милохина (8 фото + 8 видео)

Медведева или Гаврилина? Тайны личной жизни Дани Милохина (8 фото + 8 видео)

Сказ про то, как ворон и пёс деда делили

Как легендарный советский разведчик был приговорен к 42 годам, но сбежал из британской тюрьмы

Как легендарный советский разведчик был приговорен к 42 годам, но сбежал из британской тюрьмы

В Новосибирске родственница случайно обнаружила у 80-летней старушки целый арсенал оружия

В Новосибирске родственница случайно обнаружила у 80-летней старушки целый арсенал оружия

8 самых странных исчезновений людей

Маска - это удобно, полезно и практично!

Парень взлетел вместе с воздушным змеем из-за сильного ветра

Парень взлетел вместе с воздушным змеем из-за сильного ветра

Мужчина отомстил жене за развод, убив всю семью

В Британии обнаружили кладбище мамонтов

Любящий муж Иван встречает жену с работы

Хомяк алкаш - горе в семье

Российского чиновника приговорили к условному сроку за взятку в полтора миллиона

Российского чиновника приговорили к условному сроку за взятку в полтора миллиона

В Красноярске водители собрали одну из самых больших автоёлок

В Красноярске водители собрали одну из самых больших автоёлок


"А это точно тюрьма?": 10 самых комфортабельных тюрем в мире

Сколько мяса получал советский человек по одному талону

Сколько мяса получал советский человек по одному талону

Деды Морозы с автоматами замечены в Кемерово

Николай Дроздов поздравляет с Новым 2022 годом!

Беспечные рыбаки обругали проплывший мимо них катер МЧС

Беспечные рыбаки обругали проплывший мимо них катер МЧС

AVE Mizar — автомобиль-самолет из Ford Pinto от калифорнийской компании

AVE Mizar — автомобиль-самолет из Ford Pinto от калифорнийской компании

Тест по фильму

17 печальных фото, как в 2021 году бушевала стихия во всех уголках земного шара

17 печальных фото, как в 2021 году бушевала стихия во всех уголках земного шара

Про турецкое отношение к братьям нашим меньшим

Собачницы покусали друг друга из-за собаки

Прокуратура проверяет видео с

Прокуратура проверяет видео с "пьяным" капитаном заглохшего парома

ОМОН в Ростове-на-Дону разогнал гей-вечеринку, а суд наказал ее организатора

ОМОН в Ростове-на-Дону разогнал гей-вечеринку, а суд наказал ее организатора

Читайте также: