Как называется судебный орган южноафриканского сообщества развития

Обновлено: 18.04.2024

ЮАР является членом ООН и ряда её специализированных учреждений, Африканского союза, Движения неприсоединения, МБРР, МВФ, ВТО, КОМЕСА (Общий рынок Восточной и Южной Африки), САДК (Сообщество развития Юга Африки), Африканского банка развития.

Внешняя политика современной ЮАР осуществляется на трёх уровнях: региональном, континентальном и глобальном.

На первом из них республика, располагая не только значительным военно-политическим, но и крупнейшим в Африке экономическим потенциалом, может считаться практически безальтернативным претендентом на лидерство. ЮАР является локомотивом САДК и привлекает трудовые ресурсы из всех приграничных стран, не имеющих столь развитой промышленности и не отличающихся столь же высоким по региональным меркам уровнем заработной платы.

Во второй половине 1990-х годов в рамках САДК сохранялась весьма острая конкуренция за политическое лидерство между новой правящей элитой ЮАР, которая пришла к власти позже всех прочих африканских элит (включая правительство большинства в Намибии, долгое время фактически являвшейся колонией ЮАР) и немедленно начала претендовать на ведущие позиции в региональных делах, и руководством Зимбабве во главе с Робертом Мугабе.

Последний почти за 15 лет до демонтажа апартеида в ЮАР добился у себя на родине такой же победы, что впоследствии и Нельсон Мандела, сумев отстранить от власти белое меньшинство. Кроме того, Мугабе содействовал АНК, поддерживал правительство Мозамбика в борьбе с группировкой РЕНАМО, которую снабжал режим апартеида, и вполне обоснованно считал себя морально-политическим лидером Южной Африки, болезненно воспринимая новые амбиции Манделы и его сторонников.

Удачным поводом подорвать нарастающее влияние ЮАР стали события второй гражданской войны в Демократической Республике Конго (1998–2003 годы). Тогда глава Зимбабве, занимая пост председателя Органа САДК по вопросам политики, обороны и безопасности, предложил прийти на помощь правительству Лорана Кабилы (ДРК также состояла в САДК) в борьбе с интервенцией Руанды и Уганды, однако столкнулся с сопротивлением ЮАР, руководство которой считало подобные решения преждевременными до того момента, пока не будет утверждён уставной документ Органа (при этом ЮАР вела ограниченную торговлю оружием с некоторыми участниками конфликта).

Мугабе осудил Манделу за невмешательство и вместе с Анголой и Намибией осуществил военную поддержку властей ДРК, получив одобрение САДК позже. Экспертами отмечается, что позиция ЮАР, в тот момент председательствовавшей в САДК, изменилась на фоне необходимости вмешательства южноафриканских и ботсванских войск в события в Лесото.

В дальнейшем руководство ЮАР сыграло важную роль в формировании миротворческих сил для ДРК, однако значимость последних в глазах властей Конго имеет несравнимо меньшее значение (особенно с учётом общей неэффективности миротворцев в ДРК), чем помощь Зимбабве и прочих стран, пришедших на помощь в самый критический момент войны. Вместе с тем, получив от властей ДРК доступ к природным богатствам страны в благодарность за помощь, Мугабе сильно истощил экономический потенциал собственного государства, для которого военная кампания стала дополнительным тяжёлым бременем.

Углубление экономического кризиса в Зимбабве и резкое снижение популярности Мугабе в итоге сделали его таким же внешнеполитическим клиентом ЮАР, каким в своё время была расовая олигархия Родезии (ныне Зимбабве). Режим Мугабе остро зависит от благосклонной позиции ЮАР, поскольку отказ последней от идеи сохранения Мугабе у власти лишит президента Зимбабве важнейшего сторонника не только в регионе, но и в мире. В 2008–2009 годах, стремясь не допустить дополнительного роста нестабильности в соседнем государстве, ЮАР выступила в качестве посредника между официальным Хараре и зимбабвийской оппозицией, предложив обеим силам взаимовыгодный компромисс. Политический диалог и фактическая поддержка ЮАР легитимности Мугабе вызвала недовольство у некоторых партнёров по САДК и западных стран. Тем не менее в результате настойчивости Претории и государств — членов САДК зимбабвийские стороны заключили 15 сентября 2008 года политическое соглашение, а в феврале 2009 года, после внесения соответствующих поправок в конституцию страны, сформировали коалиционное правительство, лидер оппозиции М. Цвангиран занял пост премьер-министра. Такое развитие событий открыло перспективу урегулирования политического кризиса в Зимбабве и стало значительным успехом южноафриканской дипломатии.

Единственным конкурентом ЮАР в регионе может считаться только Ангола. Несмотря на то что экономика этой страны развита в гораздо меньшей степени, чем южноафриканская, Ангола располагает значительными запасами нефти (позволяющими ей конкурировать за влияние и с Нигерией) и хорошо оснащёнными вооружёнными силами, неоднократно успешно проецировавшими её влияние на соседние страны. Как лузофонная страна, Ангола может претендовать на более тесное партнёрство с Бразилией и вместе с ней занять ведущие позиции в экономике Намибии, к которой Бразилия уже начинает проявлять интерес.

Континентальное измерение внешнеполитической стратегии страны связано с намерением распространить влияние, которым ЮАР пользуется на региональном уровне, в масштабах всей Африки. Подобные планы сталкиваются как с сопротивлением других претендентов на такое лидерство, так и с трудностями более объективного свойства, поскольку в настоящее время ресурсов ЮАР недостаточно для проецирования влияния на столь крупный и неоднородный политический массив.

Отношения ЮАР и Нигерии отличаются некоторой амбивалентностью. ЮАР является для Нигерии ведущим экономическим партнёром в Африке, однако одновременно оба государства претендуют на лидерство (по меньшей мере моральное) в масштабах всего континента. Используя терминологию времён Римской империи, некоторые исследователи называют зоны принципиального влияния ЮАР (на юге Африки) и Нигерии (на западе) Pax Praetoriana и Рах Nigeriana соответственно.

Характерной особенностью данной геополитический конфигурации является то, что оба ареала географически не соприкасаются и не пересекаются, причём ни ЮАР, ни Нигерия пока не могут распространить ощутимое (экономическое и военно-политическое) влияние в сферы интересов друг друга, а также в центр и на восток континента. В настоящее время только ЮАР имеет потенциальную возможность усилить присутствие в Восточной Африке через постепенное амальгамирование САКУ, САДК и КОМЕСА (Общий рынок Восточной и Южной Африки).

ЮАР имеет значительный опыт (не всегда однозначно позитивный) урегулирования вооружённых конфликтов в Африке (в частности, в Бурунди и Кот д’Ивуаре) и одобряет участие развитых стран в разрешении проблем, если таковое не ставит под сомнение суверенитет соответствующих африканских государств. Так, в случае с Суданом ЮАР призывает к усилению контингента ООН — АС в Дарфуре, а также выступает против привлечения президента страны Омара Башира к уголовной ответственности в Международном суде ООН.

Последняя тенденция предполагает как экономическое, так и политическое сплочение ведущих развивающихся государств (в первую очередь, КНР, Индии, Бразилии, самой ЮАР и некоторых других стран с меньшим потенциалом) с целью более эффективного представительства и защиты интересов третьего мира в мировой политике. Одним из наиболее значимых направлений скоординированной деятельности становится форматирование системы мировой торговли в рамках ВТО и связанных с этим процессом региональных диалогов (ЕС — развивающиеся страны и пр.).

ЮАР и её партнёры (Индия и Бразилия), имеющие крупный и уязвимый аграрный сектор собственной экономики и претендующие на артикуляцию устремлений третьего мира, остро зависящего от режима торговли сельскохозяйственной продукцией, выступают за более справедливые условия таковой.

Связи ЮАР и Индии имеют и дополнительное стратегическое измерение, поскольку ЮАР представляет собой потенциально важный компонент концепции безопасности в зоне Индийского океана, постепенно набирающей влияние во внешней политике Индии. В соответствии с ней вокруг Индии будет постепенно создаваться своеобразный периметр стабильности, главные задачи которого на данный момент видятся в обеспечении беспрепятственного движения морского транспорта, доставляющего в Индию грузы стратегического значения (в первую очередь, нефть из стран Персидского залива, а также Судана и Египта), и контроле за региональной активностью КНР, также интенсивно развивающей разносторонние (в том числе военные) отношения со странами бассейна Индийского океана.

Юго-западный фланг Индийского океана, которым является Южная Африка, уже начинает ощущать проникновение Индии в сфере стратегического взаимодействия (создание наблюдательной станции индийского ВМФ на Мадагаскаре и пр.). ЮАР постепенно развивает военное сотрудничество с Индией (в том числе в форме учений).

ЮАР уже является членом АРСИО (Ассоциация регионального сотрудничества стран Индийского океана. Её участниками являются также Индия, Австралия, Танзания, Мозамбик, Шри-Ланка, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Йемен, Маврикий, Оман, Мадагаскар, Бангладеш, Иран, Таиланд, ОАЭ), которая рассматривается как прообраз будущей системы международного взаимодействия в регионе, хотя в настоящее время непосредственные проблемы безопасности не входят в сферу интересов данной организации.

С учётом проникновения на южноафриканский рынок и китайских, и индийских предпринимателей китайско-индийская конкуренция приобретёт для ЮАР и экономическое, и военно-политическое измерение. Потенциальный конфликт приобретает ещё более сложную конфигурацию, если дополнительно принять во внимание интересы США.

Отношения ЮАР с ведущими государствами Запада следует охарактеризовать как весьма хорошие в политической сфере и взаимовыгодные в области экономики. Республика гораздо реже подвергается критике за неудачи в процессе формирования гражданского общества и в борьбе с коррупцией, тогда как озвучиваемые претензии не ставят под сомнение способность национальных властей самостоятельно решать стоящие перед ними задачи и, соответственно, не вызывают вопросов о пределах суверенитета страны, что периодически происходит в случае с другими африканскими государствами.

Некоторыми наблюдателями отмечается, что ЮАР, сочетающая черты развитой и развивающейся страны, использует эту особенность при формировании своего внешнеполитического имиджа и позиционирует себя как посредника между развитым Севером и развивающимся Югом.

Соглашение между ЮАР и ЕС от 2004 года устанавливает между ними зону свободной торговли. Вместе с тем ЮАР была подключена и к переговорам по Соглашениям об экономическом партнёрстве, которые ведутся ЕС с прочими странами САДК и САКУ, что должно привести к гармонизации режимов торговли.

Важной вехой в истории внешней политики двух стран стало решение президента Франции Н. Саркози о всемерном укреплении связей с ЮАР, говорящее о стремлении французского руководства выйти за рамки франкофонной Африки и обеспечить своё присутствие и в других частях континента. В лице Франции ЮАР получает важного союзника в деле развития отношений с ЕС.

Если для ЮАР времён апартеида единственным партнёром на Ближнем и Среднем Востоке был Израиль (и до исламской революции 1979 года — шахский Иран), то после 1994 года ситуация кардинально изменилась. Ближневосточные рынки открылись для южноафриканской продукции (в первую очередь, оружия), а ЮАР получила возможность закупать углеводородное топливо в арабских странах и Иране. Монархии Персидского залива проявляют растущий интерес к Африканскому континенту и имеют все основания считаться крайне перспективными инвесторами.

Особое место в ближневосточной повестке дня для ЮАР занимает палестинская проблема. До прихода к власти АНК находился примерно в таком же положении, что и ООП, продолжающая бороться за предоставление Палестине полноценного государственного статуса, и представители старших поколений нынешней политической элиты ЮАР традиционно сопереживали делу Я. Арафата и его преемников. Ещё со времён холодной войны в исследовательских и публицистических материалах встречаются попытки сопоставить практику апартеида и нынешнее положение палестинцев, изолированных от Израиля различными барьерами.


Южно-Африканская Республика (ЮАР) является наиболее развитой страной в Африке. Ее площадь равняется 1 221 037 км², а население — 57 398 000 человек (на 2018 г.). Большинство занятого населения работает в сфере услуг — 71,2 % (на 2018 г.) [1]. Высшим законом страны является Конституция, которая была принята 8 мая 1996 г. Конституционным Собранием, обнародована 18 декабря 1996 г. и вступила в силу 4 февраля 1997 г. В Конституцию неоднократно вносились поправки (последняя — на данный момент — в 2012 г.) [2].

Согласно Конституции Южно-Африканская Республика является единым, суверенным, демократическим государством. Под правительством Республики Конституция понимает систему органов государства. Каждый орган действует в рамках одной из трех сфер правительства: национальной, провинциальной или местной.

Законодательная власть в Республике принадлежит: Парламенту (в национальной сфере), провинциальным легислатурам (в провинциальной сфере) и муниципальным советам (в местной сфере).

Главой государства и главой национальной исполнительной власти является Президент. Исполнительной властью в провинции наделяется ее премьер. Местная сфера правительства состоит из муниципалитетов, которые учреждаются на всей территории Республики. Исполнительная власть муниципалитета принадлежит муниципальному совету.

Судебная власть Республики вручается судам, независимым и подчиняющимся только Конституции и закону. Главный Судья является главой судебной власти и несет ответственность за установление и контроль норм и стандартов для осуществления судебных функций всеми судами. Судебная система включает в себя следующие суды:

a) Конституционный Суд;

b) Верховный Суд Апелляции;

c) Высокий Суд Южной Африки, и любой высокий суд апелляции, который может быть учрежден актом Парламента для заслушивания апелляций из любого суда, имеющего статус, аналогичный Высокому Суду Южной Африки;

d) суды магистратов;

e) любой другой суд, учрежденный или признанный согласно положениям акта Парламента, включая любой суд, имеющий статус, аналогичный либо Высокому Суду Южной Африки, либо судам магистратов.

Как мы уже сказали выше, в национальной сфере правительства законодательная власть принадлежит Парламенту. Он состоит из двух палат: Национального Собрания и Национального Совета Провинций. Обе палаты принимают участие в законодательном процессе в том порядке, который установлен в Конституции. Национальное Собрание избирается для того, чтобы представлять народ и гарантировать правление народа согласно Конституции. Оно выполняет эти функции путем избрания Президента, предоставления национального форума для публичного обсуждения вопросов, принятия законодательства, а также изучения и надзора за исполнительной деятельностью. Национальный Совет Провинций представляет провинции для того, чтобы гарантировать учет провинциальных интересов в национальной сфере правительства. Он выполняет эту функцию главным образом путем участия в национальном законодательном процессе и предоставления национального форума для публичного обсуждения вопросов, затрагивающих провинции.

Национальное Собрание состоит из не менее чем 350 и не более чем 400 членов. Актом Парламента предусматривается формула для определения числа членов Национального Собрания. При определении результатов выборов в Национальное Собрание применяется пропорциональная система. Национальное Собрание избирается на пять лет. Оно может быть распущено до истечения пятилетнего срока.

Национальный Совет Провинций состоит из делегаций провинций (всего — 9). Каждая делегация включает в себя десятерых делегатов, а именно:

(i) четырех специальных делегатов, которыми являются:

– премьер провинции (он может назначить вместо себя любого члена провинциальной легислатуры либо для участия во всех делах, либо только в специальных);

– три других специальных делегата;

(ii) шестерых постоянных делегатов, назначенных согласно положениям подраздела (2) раздела 61 Конституции.

Законодательная власть провинции принадлежит провинциальной легислатуре, которая может включать в себя от 30 до 80 членов. Точное число членов легислатуры конкретной провинции определяется по формуле, предусмотренной национальным законодательством. При определении результатов выборов в провинциальную легислатуру применяется пропорциональная система. Провинциальная легислатура избирается на пять лет. Она может быть распущена до истечения пятилетнего срока.

В рамках местной сферы правительства законодательная власть, как и исполнительная, принадлежит муниципальным советам. Срок полномочий муниципальных советов не может быть более пяти лет. В состав муниципальных советов могут входить как избираемые члены, так и назначаемые. В некоторых случаях муниципальный совет может быть распущен досрочно.

Президент находится во главе государства. Ему же принадлежит исполнительная власть Республики, которую он осуществляет вместе с другими членами Кабинета: Заместителем Президента и министрами. Выборы Президента проводятся на первом заседании вновь избранного Национального Собрания из числа его членов. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков. Президент производит отбор Заместителя Президента и любого числа министров среди членов Национального Собрания. При этом он может отобрать не более чем двух министров не из состава Национального Собрания.

Президент может быть отрешен от должности путем резолюции Национального Собрания, поддержанной голосами по крайней мере двух третей его членов, только вследствие:

a) серьезного нарушения Конституции или закона;

b) серьезного проступка;

c) неспособности выполнять функции должности.

Национальное Собрание может голосами большинства членов выразить вотум недоверия либо Кабинету, исключая Президента, либо Президенту. В первом случае, Президент производит перестановки в Кабинете. Во втором случае, все члены Кабинета, включая Президента, уходят в отставку.

Исполнительная власть провинции принадлежит ее премьеру. Он осуществляет ее вместе с другими членами исполнительного совета. Выборы премьера провинции проводятся на первом заседании вновь избранной провинциальной легислатуры из числа ее членов. Одно и то же лицо не может занимать должность премьера более двух сроков. Исполнительный совет провинции состоит из премьера и 5–10 членов, назначаемых премьером из числа членов провинциальной легислатуры. Вопросы, касающиеся отрешения премьера от должности, вотума недоверия исполнительному совету и премьеру, разрешаются в порядке, аналогичном тому, который установлен для Президента и Кабинета.

Как мы уже сказали выше, судебная система ЮАР включает в себя ряд судов. Одним из них является Конституционный Суд, состоящий из Главного Судьи Южной Африки, Заместителя Главного Судьи и девяти других судей. Конституционный Суд именуется в Конституции высшим судом Республики.

Верховный Суд Апелляции включает в себя Председателя, Заместителя Председателя и предусмотренное согласно положениям акта Парламента число судей апелляции.

Высокий Суд Южной Африки может разрешать:

a) любой конституционный вопрос, исключая вопрос, который:

– Конституционный Суд согласился непосредственно заслушать согласно положениям пункта (а) подраздела (6) раздела 167 Конституции;

– передан актом Парламента другому суду, имеющему статус, аналогичный Высокому Суду Южной Африки;

b) любой другой вопрос, не переданный другому суду актом Парламента.

Данный орган состоит из определяемых актом Парламента отделов. Акт Парламента предусматривает:

a) а) учреждение отделов с одним или двумя дополнительными местами в отделе;

b) b) передачу юрисдикции отделу или места от отдела.

Каждый отдел Высокого Суда Южной Африки:

a) имеет судью-председателя;

b) может иметь одного или более заместителей судьи-председателя;

c) имеет определяемое согласно положениям национального законодательства число других судей.

Все другие суды могут разрешать любые дела, определенные актом Парламента. При этом, однако, суд, статус которого ниже Высокого Суда Южной Африки, не может рассматривать или разрешать вопросы, касающиеся конституционности любого законодательства или любых действий Президента.

Президент, в качестве главы национальной исполнительной власти, после консультаций с Комиссией по судебной службе и лидерами партий, представленных в Национальном Собрании, назначает Главного Судью и Заместителя Главного Судьи, а также, после консультаций с Комиссией по судебной службе, назначает Председателя и Заместителя Председателя Верховного Суда Апелляции.

Другие судьи Конституционного Суда назначаются Президентом, как главой национальной исполнительной власти, после консультаций с Главным Судьей и лидерами партий, представленных в Национальном Собрании, в соответствии со следующей процедурой:

a) Комиссия по судебной службе должна подготовить список кандидатур, превышающий на три имени число требуемых назначений, и представить список Президенту;

b) Президент может произвести назначения из списка, и должен сообщить Комиссии по судебной службе о неприемлемости одной из кандидатур (с указанием причин), если таковая имеется, и о необходимости совершить любое другое назначение;

c) Комиссия по судебной службе должна дополнить список новыми кандидатурами, и Президент должен сделать оставшиеся назначения из дополнительного списка.

Президент назначает судей всех других судов по рекомендации Комиссии по судебной службе.

Судья Конституционного Суда занимает должность в течение двенадцатилетнего не возобновляемого срока или пока не достигнет возраста 70 лет (в зависимости от того, что наступит раньше), исключая случай продления срока его полномочий актом Парламента.

Другие судьи занимают должность до тех пор, пока не будут отстранены от действительной службы согласно положениям акта Парламента.

Судья может быть отстранен от должности только, если:

a) Комиссия по судебной службе находит, что судья является недееспособным, крайне некомпетентным или виновным в совершении грубого проступка;

b) Национальное Собрание требует отстранить судью путем резолюции, поддержанной голосами по крайней мере двух третей его членов.

Президент должен отстранить судью от должности после принятия резолюции, требующей отстранения судьи.

Президент может, по рекомендации Комиссии по судебной службе, временно отстранить судью, который подвергается процедуре согласно положениям пунктов (а) и (b) подраздела (1) раздела 177 Конституции.

Организация государственной власти вЮАР: по вертикали ипо горизонтали

ЮАР является членом ООН и ряда её специализированных учреждений, Африканского союза, Движения неприсоединения, МБРР, МВФ, ВТО, КОМЕСА (Общий рынок Восточной и Южной Африки), САДК (Сообщество развития Юга Африки), Африканского банка развития.

Внешняя политика современной ЮАР осуществляется на трёх уровнях: региональном, континентальном и глобальном.

На первом из них республика, располагая не только значительным военно-политическим, но и крупнейшим в Африке экономическим потенциалом, может считаться практически безальтернативным претендентом на лидерство. ЮАР является локомотивом САДК и привлекает трудовые ресурсы из всех приграничных стран, не имеющих столь развитой промышленности и не отличающихся столь же высоким по региональным меркам уровнем заработной платы.

Во второй половине 1990-х годов в рамках САДК сохранялась весьма острая конкуренция за политическое лидерство между новой правящей элитой ЮАР, которая пришла к власти позже всех прочих африканских элит (включая правительство большинства в Намибии, долгое время фактически являвшейся колонией ЮАР) и немедленно начала претендовать на ведущие позиции в региональных делах, и руководством Зимбабве во главе с Робертом Мугабе.

Последний почти за 15 лет до демонтажа апартеида в ЮАР добился у себя на родине такой же победы, что впоследствии и Нельсон Мандела, сумев отстранить от власти белое меньшинство. Кроме того, Мугабе содействовал АНК, поддерживал правительство Мозамбика в борьбе с группировкой РЕНАМО, которую снабжал режим апартеида, и вполне обоснованно считал себя морально-политическим лидером Южной Африки, болезненно воспринимая новые амбиции Манделы и его сторонников.

Удачным поводом подорвать нарастающее влияние ЮАР стали события второй гражданской войны в Демократической Республике Конго (1998–2003 годы). Тогда глава Зимбабве, занимая пост председателя Органа САДК по вопросам политики, обороны и безопасности, предложил прийти на помощь правительству Лорана Кабилы (ДРК также состояла в САДК) в борьбе с интервенцией Руанды и Уганды, однако столкнулся с сопротивлением ЮАР, руководство которой считало подобные решения преждевременными до того момента, пока не будет утверждён уставной документ Органа (при этом ЮАР вела ограниченную торговлю оружием с некоторыми участниками конфликта).

Мугабе осудил Манделу за невмешательство и вместе с Анголой и Намибией осуществил военную поддержку властей ДРК, получив одобрение САДК позже. Экспертами отмечается, что позиция ЮАР, в тот момент председательствовавшей в САДК, изменилась на фоне необходимости вмешательства южноафриканских и ботсванских войск в события в Лесото.

В дальнейшем руководство ЮАР сыграло важную роль в формировании миротворческих сил для ДРК, однако значимость последних в глазах властей Конго имеет несравнимо меньшее значение (особенно с учётом общей неэффективности миротворцев в ДРК), чем помощь Зимбабве и прочих стран, пришедших на помощь в самый критический момент войны. Вместе с тем, получив от властей ДРК доступ к природным богатствам страны в благодарность за помощь, Мугабе сильно истощил экономический потенциал собственного государства, для которого военная кампания стала дополнительным тяжёлым бременем.

Углубление экономического кризиса в Зимбабве и резкое снижение популярности Мугабе в итоге сделали его таким же внешнеполитическим клиентом ЮАР, каким в своё время была расовая олигархия Родезии (ныне Зимбабве). Режим Мугабе остро зависит от благосклонной позиции ЮАР, поскольку отказ последней от идеи сохранения Мугабе у власти лишит президента Зимбабве важнейшего сторонника не только в регионе, но и в мире. В 2008–2009 годах, стремясь не допустить дополнительного роста нестабильности в соседнем государстве, ЮАР выступила в качестве посредника между официальным Хараре и зимбабвийской оппозицией, предложив обеим силам взаимовыгодный компромисс. Политический диалог и фактическая поддержка ЮАР легитимности Мугабе вызвала недовольство у некоторых партнёров по САДК и западных стран. Тем не менее в результате настойчивости Претории и государств — членов САДК зимбабвийские стороны заключили 15 сентября 2008 года политическое соглашение, а в феврале 2009 года, после внесения соответствующих поправок в конституцию страны, сформировали коалиционное правительство, лидер оппозиции М. Цвангиран занял пост премьер-министра. Такое развитие событий открыло перспективу урегулирования политического кризиса в Зимбабве и стало значительным успехом южноафриканской дипломатии.

Единственным конкурентом ЮАР в регионе может считаться только Ангола. Несмотря на то что экономика этой страны развита в гораздо меньшей степени, чем южноафриканская, Ангола располагает значительными запасами нефти (позволяющими ей конкурировать за влияние и с Нигерией) и хорошо оснащёнными вооружёнными силами, неоднократно успешно проецировавшими её влияние на соседние страны. Как лузофонная страна, Ангола может претендовать на более тесное партнёрство с Бразилией и вместе с ней занять ведущие позиции в экономике Намибии, к которой Бразилия уже начинает проявлять интерес.

Континентальное измерение внешнеполитической стратегии страны связано с намерением распространить влияние, которым ЮАР пользуется на региональном уровне, в масштабах всей Африки. Подобные планы сталкиваются как с сопротивлением других претендентов на такое лидерство, так и с трудностями более объективного свойства, поскольку в настоящее время ресурсов ЮАР недостаточно для проецирования влияния на столь крупный и неоднородный политический массив.

Отношения ЮАР и Нигерии отличаются некоторой амбивалентностью. ЮАР является для Нигерии ведущим экономическим партнёром в Африке, однако одновременно оба государства претендуют на лидерство (по меньшей мере моральное) в масштабах всего континента. Используя терминологию времён Римской империи, некоторые исследователи называют зоны принципиального влияния ЮАР (на юге Африки) и Нигерии (на западе) Pax Praetoriana и Рах Nigeriana соответственно.

Характерной особенностью данной геополитический конфигурации является то, что оба ареала географически не соприкасаются и не пересекаются, причём ни ЮАР, ни Нигерия пока не могут распространить ощутимое (экономическое и военно-политическое) влияние в сферы интересов друг друга, а также в центр и на восток континента. В настоящее время только ЮАР имеет потенциальную возможность усилить присутствие в Восточной Африке через постепенное амальгамирование САКУ, САДК и КОМЕСА (Общий рынок Восточной и Южной Африки).

ЮАР имеет значительный опыт (не всегда однозначно позитивный) урегулирования вооружённых конфликтов в Африке (в частности, в Бурунди и Кот д’Ивуаре) и одобряет участие развитых стран в разрешении проблем, если таковое не ставит под сомнение суверенитет соответствующих африканских государств. Так, в случае с Суданом ЮАР призывает к усилению контингента ООН — АС в Дарфуре, а также выступает против привлечения президента страны Омара Башира к уголовной ответственности в Международном суде ООН.

Последняя тенденция предполагает как экономическое, так и политическое сплочение ведущих развивающихся государств (в первую очередь, КНР, Индии, Бразилии, самой ЮАР и некоторых других стран с меньшим потенциалом) с целью более эффективного представительства и защиты интересов третьего мира в мировой политике. Одним из наиболее значимых направлений скоординированной деятельности становится форматирование системы мировой торговли в рамках ВТО и связанных с этим процессом региональных диалогов (ЕС — развивающиеся страны и пр.).

ЮАР и её партнёры (Индия и Бразилия), имеющие крупный и уязвимый аграрный сектор собственной экономики и претендующие на артикуляцию устремлений третьего мира, остро зависящего от режима торговли сельскохозяйственной продукцией, выступают за более справедливые условия таковой.

Связи ЮАР и Индии имеют и дополнительное стратегическое измерение, поскольку ЮАР представляет собой потенциально важный компонент концепции безопасности в зоне Индийского океана, постепенно набирающей влияние во внешней политике Индии. В соответствии с ней вокруг Индии будет постепенно создаваться своеобразный периметр стабильности, главные задачи которого на данный момент видятся в обеспечении беспрепятственного движения морского транспорта, доставляющего в Индию грузы стратегического значения (в первую очередь, нефть из стран Персидского залива, а также Судана и Египта), и контроле за региональной активностью КНР, также интенсивно развивающей разносторонние (в том числе военные) отношения со странами бассейна Индийского океана.

Юго-западный фланг Индийского океана, которым является Южная Африка, уже начинает ощущать проникновение Индии в сфере стратегического взаимодействия (создание наблюдательной станции индийского ВМФ на Мадагаскаре и пр.). ЮАР постепенно развивает военное сотрудничество с Индией (в том числе в форме учений).

ЮАР уже является членом АРСИО (Ассоциация регионального сотрудничества стран Индийского океана. Её участниками являются также Индия, Австралия, Танзания, Мозамбик, Шри-Ланка, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Йемен, Маврикий, Оман, Мадагаскар, Бангладеш, Иран, Таиланд, ОАЭ), которая рассматривается как прообраз будущей системы международного взаимодействия в регионе, хотя в настоящее время непосредственные проблемы безопасности не входят в сферу интересов данной организации.

С учётом проникновения на южноафриканский рынок и китайских, и индийских предпринимателей китайско-индийская конкуренция приобретёт для ЮАР и экономическое, и военно-политическое измерение. Потенциальный конфликт приобретает ещё более сложную конфигурацию, если дополнительно принять во внимание интересы США.

Отношения ЮАР с ведущими государствами Запада следует охарактеризовать как весьма хорошие в политической сфере и взаимовыгодные в области экономики. Республика гораздо реже подвергается критике за неудачи в процессе формирования гражданского общества и в борьбе с коррупцией, тогда как озвучиваемые претензии не ставят под сомнение способность национальных властей самостоятельно решать стоящие перед ними задачи и, соответственно, не вызывают вопросов о пределах суверенитета страны, что периодически происходит в случае с другими африканскими государствами.

Некоторыми наблюдателями отмечается, что ЮАР, сочетающая черты развитой и развивающейся страны, использует эту особенность при формировании своего внешнеполитического имиджа и позиционирует себя как посредника между развитым Севером и развивающимся Югом.

Соглашение между ЮАР и ЕС от 2004 года устанавливает между ними зону свободной торговли. Вместе с тем ЮАР была подключена и к переговорам по Соглашениям об экономическом партнёрстве, которые ведутся ЕС с прочими странами САДК и САКУ, что должно привести к гармонизации режимов торговли.

Важной вехой в истории внешней политики двух стран стало решение президента Франции Н. Саркози о всемерном укреплении связей с ЮАР, говорящее о стремлении французского руководства выйти за рамки франкофонной Африки и обеспечить своё присутствие и в других частях континента. В лице Франции ЮАР получает важного союзника в деле развития отношений с ЕС.

Если для ЮАР времён апартеида единственным партнёром на Ближнем и Среднем Востоке был Израиль (и до исламской революции 1979 года — шахский Иран), то после 1994 года ситуация кардинально изменилась. Ближневосточные рынки открылись для южноафриканской продукции (в первую очередь, оружия), а ЮАР получила возможность закупать углеводородное топливо в арабских странах и Иране. Монархии Персидского залива проявляют растущий интерес к Африканскому континенту и имеют все основания считаться крайне перспективными инвесторами.

Особое место в ближневосточной повестке дня для ЮАР занимает палестинская проблема. До прихода к власти АНК находился примерно в таком же положении, что и ООП, продолжающая бороться за предоставление Палестине полноценного государственного статуса, и представители старших поколений нынешней политической элиты ЮАР традиционно сопереживали делу Я. Арафата и его преемников. Ещё со времён холодной войны в исследовательских и публицистических материалах встречаются попытки сопоставить практику апартеида и нынешнее положение палестинцев, изолированных от Израиля различными барьерами.

Telegram
Facebook
Instagram
Twitter
Vkontakte
RSS
Yandex.Dzen

Люди, даже в самой Африке, редко отдают себе отчет в том, насколько она велика. Площадь континента – 30 млн кв. км, что больше территорий США, Западной Европы, Индии, Китая и Аргентины вместе взятых. Там живет около миллиарда человек, и взрывной рост населения продолжается.

В апреле 2011 г. – с присоединением Южной Африки – БРИК превратился в БРИКС. У России, равно как и у Бразилии, Индии и Китая, появился новый партнер и союзник. Но много ли мы знаем о нем, кроме нескольких историй, почерпнутых из авантюрных романов Луи Буссенара, или того, что в ЮАР состоялся чемпионат мира по футболу 2010 года?

Лидер африканской экономики: сильные и слабые стороны

Своим опережающим развитием ЮАР во многом обязана природным ресурсам. Разведанные запасы оцениваются в 2,5 трлн долларов, и хватит их больше чем на столетие. Для разработки стратегического сырья учреждена Государственная добывающая компания. Больше 30% экспорта приходится на горнодобывающую промышленность, в которой занято 2,9% экономически активного населения. Активно добываются марганец, металлы платиновой группы, золото, хромиты, алюминоглюкаты, ванадий, цирконий. На территории страны сосредоточены крупные запасы алмазов (все еще не растраченные), асбеста, никеля, свинца, урана, угля. В стоимостном выражении главный экспортный продукт – платина. Основные статьи импорта – нефть, продовольствие, продукция химической промышленности. Высокие цены на сырье подняли в посткризисные годы добывающую промышленность, как и всю экономику. Южная Африка на 39-м месте в рейтинге журнала Forbes по удобству ведения бизнеса (Россия – на 86-м), хотя в ЮАР установлен относительно высокий подоходный налог (до 40% в зависимости от уровня дохода). Непрестанные слухи о возможной национализации предприятий отрасли и усилении ее регулирования государством притормаживают поступление новых инвестиций. Торговый баланс сводится с небольшим дефицитом.

Уровень социального расслоения в ЮАР – один из самых высоких в мире. Около 15% жителей абсолютно ни в чем себе не отказывают. Огромные поместья и плантации, роскошные виллы на океанском побережье. При этом половина населения – в основном чернокожие – живут в полной нищете. Либо в первобытных условиях бушей, голой пустыни. Либо в грязных тауншипах – скоплениях жестяных коробок, которые подбираются к границам крупных городов. Впрочем, для вырвавшихся из бушей людей тауншипы, куда проведены бесплатные вода и электричество, являют собой мощнейшие социальные лифты. У их обитателей появляется возможность найти работу в городе, а значит вырваться из нищеты.

Очень высок уровень преступности, особенно в бедных районах. К тауншипам приближаться настоятельно не рекомендуется. В больших городах гулять по улицам сравнительно безопасно, не в последнюю очередь из-за обилия полицейских постов и патрулей. Остро встала проблема нелегальной миграции – из Зимбабве, Анголы, Мозамбика и других стран Восточной Африки. Всего в ЮАР, по оценкам различных экспертов, проживают от 5 до 8 млн незаконных переселенцев, конфликты с которыми – в порядке вещей. Претензии к ним стандартны: отбирают рабочие места, соглашаясь работать за более низкую зарплату, плодят преступность.

Эпидемия СПИДа поразила ЮАР едва ли не сильнее, чем любую другую страну мира (хуже было только в Свазиленде, Ботсване и Лесото). Количество зараженных достигало 18% взрослого населения, а после принятых серьезных медицинских мер стабилизировалось на отметке в 10%. Средняя продолжительность жизни в стране – 49 лет, что заметно выше, чем в 2000 г., когда она составляла 43 года (нетипичный демографический факт: у женщин она меньше – 48 лет). Не в последнюю очередь увеличению продолжительности жизни способствовало создание медицинских пунктов в деревнях.

Для достижения этих целей созданы: фонд занятости, который истратит 9 млрд рандов за три года, корпорация промышленного развития с бюджетом в 10 млрд рандов на 5 лет, предусмотрены налоговые льготы промышленным предприятиям на 20 миллиардов. Национальная комиссия по планированию в программе развития до 2030 г. предложила решить две основные задачи: избавиться от нищеты и резко снизить уровень неравенства. Это предполагает сокращение числа лиц, живущих ниже официально установленного прожиточного минимума – 418 рандов в месяц – с 39% до нуля, а также уменьшение коэффициента Джини с 0,7 до 0,6.

Социальное самочувствие зависит не только от экономики. Точками мощнейшего национального подъема становились двукратные победы ЮАР на Кубках мира по регби. И, конечно, подлинным триумфом национального духа явился чемпионат мира по футболу 2010 года. Весь мир услышал теперь уже легендарные вувузелы. Чемпионат был организован на самом высоком уровне, хотя основные прибыли, как водится, получила ФИФА. Ведущие же города страны, где прошли главные матчи, прикидывали, как закрыть бюджетные дыры, оставленные строительством спортивных и других объектов, а также возросшими в период чемпионата требованиями о повышении заработной платы, которые дружно выдвинули все крупнейшие профсоюзы работников государственного и муниципального секторов (в ту минуту никто не посмел им отказать).

Дипломатия убунту

Уникальный мирный переход ЮАР от десятилетий апартеида к полноценной демократии в середине 1990-х гг. стал началом тяжелой работы по строительству в Южной Африке новой национальной и политической идентичности. Главную сложность составляет исключительная неоднородность, разнообразие южноафриканского общества, где соседствуют не только расы, культуры, религии и языки, но и разные исторические эпохи и уклады.

  • бороться с мнением, будто Африка отличается от других континентов и уступает им в развитии;
  • доказывать, что Африка может меняться и возрождать африканское достоинство;
  • демонстрировать, что африканцы берут ответственность в свои руки, признают ошибки и работают над их исправлением;
  • изживать позорящие Африку явления, как, например, проявления геноцида, наподобие того, что случился в Руанде;
  • вновь почувствовать душу Африки;
  • сделать реальной связь между Африкой и правами человека;
  • показывать гордость африканским наследием, но и способность к модернизации.

К числу фирменных знаков южноафриканской внешней политики следует отнести озабоченность проблемами борьбы с расовой дискриминацией в глобальном масштабе. Ее принципы, как считают в ЮАР, наиболее полно изложены в Дурбанской декларации и программе действий, принятой в 2001 г. по итогам Всемирной конференции против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. Кейптаун проявляет также повышенную заинтересованность в решении вопросов охраны окружающей среды и изменения климата, выступает за заключение юридически обязывающего соглашения в этой области. В конце 2011 г. Южная Африка принимала у себя XVII Конференцию сторон в рамках конвенции ООН по изменению климата.

Приоритетом внешней политики ЮАР, безусловно, является африканский континент, где страна претендует примерно на такие же лидирующие позиции, какими Германия располагает в Европейском союзе. ЮАР подчеркивает свою неразрывную связь со стабильностью, единством и процветанием континента, равно как и ведущую роль в его экономике. Южноафриканское руководство приложило немалые усилия для реализации амбициозной инициативы Нового партнерства для развития Африки и превращения Организации африканского единства в Африканский союз (9 июля 2002 г.), который выдвигается на роль главного интеграционного звена на континенте. Помимо этого были предложены к подписанию соглашения о зоне свободной торговли между региональными интеграционными группировками – Южно-Африканским сообществом развития, Общего рынка Восточной и Южной Африки, Восточно-Африканского сообщества, – которые рассматриваются как элементы для будущей панафриканской интеграционной системы. Республика координирует усилия по созданию новой трансконтинентальной инфраструктуры – проект транспортного коридора Юг-Север.

Существует понимание, что международный вес ЮАР будет зависеть от того, насколько она окажется способна выступить в роли лидера и интегратора континента. Крупным успехом стало избрание в 2012 г. генеральным секретарем Комиссии Африканского союза Нкосазаны Дламини-Зумы, известного южноафриканского политика, занимавшего министерские посты при разных президентах. Она – бывшая жена Джейкоба Зумы, мать его четырех детей.

Оппозиция и западные страны критикуют руководство ЮАР за поддержку национально-освободительных движений и их вождей даже в тех случаях, когда последние превращаются в единоличных лидеров или диктаторов. Не всем понравилось, что Южная Африка пыталась выступить посредником в недавнем ливийском конфликте. Предложенная Зумой от имени Африканского союза дорожная карта предполагала прекращение военных действий со всех сторон, проведение Муаммаром Каддафи политических реформ и инклюзивный диалог между участниками конфликта. Каддафи южноафриканские условия принял, оппозиция – нет. В итоге бомбардировщики НАТО возобладали над дипломатией убунту.

Именно претензии на африканское лидерство требуют укрепления оборонных возможностей. Военный бюджет на 2011–2012 гг. составляет 30,7 млрд рандов, на следующие два финансовых года запланированы цифры в 33,9 и 36,4 миллиардов. Численность вооруженных сил на 2010 г. – 62 тыс. человек, из них 37,1 тыс. – в армии, 6,2 тыс. – на флоте, 10,7 тыс. – в ВВС и 8 тыс. – в рядах военно-медицинской службы. В последние годы Южно-Африканские национальные силы обороны участвовали в миротворческих и восстановительных миссиях в Бурунди, Кот д’Ивуаре, Демократической Республике Конго (ДРК), Эфиопии, Эритрее, Непале и Судане, а также в операциях по поддержанию порядка во время выборов на Коморских островах, в ДРК, на Мадагаскаре и в Лесото. В 2011 г. южноафриканские военные также осуществляли вспомогательные операции в Центрально-Африканской Республике и помогали Мозамбику бороться с пиратством в Мозамбикском проливе.

Второе по значимости внешнеполитическое направление – отношения по линии Юг–Юг. Здесь наибольшее внимание уделяется сотрудничеству в форматах ИБСА (Индия, Бразилия, Южная Африка), Группы стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, стран Британского Содружества (членство в Содружестве было восстановлено в 1994 г.), расположенных в Южном полушарии. Именно в ЮАР прошел очередной – пятый по счету – саммит ИБСА в 2011 году.

На азиатском направлении южноафриканская дипломатия выделяет Китай, Индию и Японию, они являются ведущими инвесторами в экономику ЮАР, одними из крупнейших торговых партнеров. Активные связи поддерживаются со странами АСЕАН, особенно с Индонезией, Малайзией и Вьетнамом, а также с Южной Кореей.

Читайте также: