Как называется суд мусульман

Обновлено: 10.05.2024

Ответ:
Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к уверовавшим в
День Суда!

Адвокатская деятельность – это представление в суде интересов доверителя с
целью восстановления нарушенного права либо для устранения беззакония, а
адвокат – это доверенное другим человеком лицо.

Судопроизводство бывает либо шариатским, либо нешариатским.

Необходимо знать, что не всегда запрещается одной из сторон судебного
разбирательства принимать в своё владение всё то, что присуждено этой
стороне при рассмотрении дела светским (не шариатским) судом. Если этой
стороне известно, что право принадлежит именно ей, то ей позволительно
получать его. Стороне запрещается это в том случае, если она знает, что право
ей на самом деле не принадлежит.

Обращение в тот суд, который не опирается на шариат Аллаха – это избрание
Тагута в качестве суда и следование за заблуждением и страстью.

Вместе с тем, если решение будет вынесено на основе выдуманного закона, то
следует согласиться с этим решение. Не оттого что это правомочное,
легитимное решение, а просто потому что право в этом случае достигло своего
правообладателя. Оно подобно тем постановлениям, которые принимались на
основе общепризнанных норм и обычаев доисламского периода и
удовлетворяли людей в качестве решения их спора. Когда пришел Ислам, он ٤
утвердил те доисламские обычаи, которые были похвальными, а всё остальное
отменил.

Если тот, кто задаёт вопрос, находится в стране, где судопроизводство
осуществляется и по вымышленным законам и по шариату, то он обязан
обращаться только в шариатский суд и ни в какой иной, и только в этом суде
ему позволительно работать. Если же в этой стране не найдётся иной формы
осуществления правосудия, кроме как основанного на выдуманных законах
(светских), то будет хорошо, если стороны найдут возможность избежать такого
суда посредством мирового соглашения.

Если человек всё же будет вынужден обратиться в нешариатский суд, то в этом
не будет ничего плохого, при том условии, что он не возьмёт больше, чем ему
положено, если ему присудят то, на что он не имеет право, или присудят больше
того, на что он имеет право.

Что касается адвоката, то ему не разрешается врать или искажать в суде факты и
доказательства в пользу доверителя. А что касается работы в адвокатском бюро,
то в этом нет греха, – инша Аллах! – так как основа в таких вещах – это
дозволенность. Адвокат впадает в грех только в том случае, если он обращается
в суд с ложными требованиями.

А Аллах же знает лучше!

حكم العمل في المحاماة

Постановление о дозволенности работать адвокатом.

Вопрос:
Работая адвокатом сам адвокат может столкнуться с тем, что будет помогать злу или защищать его, т.к. адвокат хочет доказать невиновность того, кого он защищает, может быть даже и виновного в том или ином деле. По этой причине будет ли его заработок дозволенным и есть ли какие-то условия для того, чтобы можно было заниматься этим делом ?

Ответ:
Хвала Аллаху.
Адвокатская деятельность, адвокатура (المحاماة) взято от слова защита (الحماية), и если же защита будет защитой зла, то нет сомнения в том, что это запретно, т.к. это будет совершением того, что запретил Аллах Всевышний сказав:
وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ

Не помогайте друг другу в грехе и вражде

(сура аль-Маида, 2)

Если же адвокатская деятельность будет направлена на защиту добра, то это будет дозволенным и похвальным делом, кот. приказал Всевышний Аллах сказав:
تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى

Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности

(сура аль-Маида, 2)

И исходя из этого, тому, кто решил заняться этим, ему следует обязательно, прежде чем зайти в конкретное судейское дело, изучить судейство и изучить дело того, кто обратился к нему за помощью. И если будет истина с тем кто обратился к нему, то он должен начать содействовать ему в истине и защищать его. Однако если истина будет не с тем, кто обратился к нему, то он всё равно должен зайти в это дело с целью обратной, т.е. сделать так, чтобы не зашёл тот, кто обратился к нему в грех перед Аллахом ! Это потому, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
انصر أخاك ظالما أو مظلوما. فقال رجل يا رسول الله أنصره إذا كان مظلوما أفرأيت إذا كان ظالما كيف أنصره ؟ قال تحجزه أو تمنعه من الظلم فإن ذلك نصره

И если известно адвокату, что тот, кто просит его помощи, не на истине, то адвокат обязан сделать ему наставление, предостеречь его от последствий, предостеречь его от того, чтобы он заходил в этот процесс, и так же разъяснить ему весь вред последствий и ложность его просьбы, до тех пор, пока он не оставит это.

هل يجوز العمل في مهنة المحاماة ؟

Разрешено ли работать адвокатом ?

Ответ:
Хвала Аллаху !
Во-первых: мы просим Аллаха, чтобы он освободил вас от забот, и дал вам большую награду. Ответ на вопрос об адвокате был дан 9496 (первый вопрос).
Сама по себе профессия не является запретной, т.к. там нет того, что противоречило бы законам Аллаха, скорее всего адвокат является опорой для того, кто обратился к нему и он содействует ему, является представитель в разногласиях между клиентом и оппонентом.
Однако адвокат прежде должен проверить и разобраться в том, куда он вовлекается. И если в этом деле выяснится, что истина за тем, кто обратился к нему, и что необходимо отвести от него угрозу и несправедливость, то тогда дозволено ему защитить его, т.е. участвовать в этом, с целью вернуть подопечному его права. И это заходит в содействие в благом и в богобоязненности.
Если же в этом деле будут ущемлены права других людей и это дело будет против них, тогда не дозволено содействие в этом, т.к. это содействие будет в грехе и вражде.
Аллах Всевышний сказал:
تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности и не помогайте друг другу в грехе и вражде, бойтесь Аллаха, поистине Аллах силён в наказании !

(сура аль-Маида, 2)

И чтобы добавить тебе спокойствия и уверенности мы предоставим тебе фетвы обладающих знанием в этом вопросе:

1. Спросили шейха ‘абдуль-‘Азиза ибн База, да помилует его Аллах:

Вопрос: Какое постановление шариата относительно работы адвокатом ?

2. Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах:

Вопрос: Какого ваше видение в работе адвокатом, чтобы защитить людей и торговлю, кот. вовлечены в риба ?

Ответ:
«Нет ничего плохого в том, чтобы человек выступал в качестве защитника интересов какого-то человека в споре, но это зависит от типа спора:
1 – это случай, когда адвокат знает о деле, и знает, что в нём нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено.
2 – это случай, когда идёт защита лжи, или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено.
Аллах Всевышний сказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
وَلا تَكُنْ لِلْخَائِنِينَ خَصِيمًا

Не будь заступником для изменников (обманывающих)

(сура ан-Ниса, 105)

И мы знаем, что если в этом деле не будет лжесвидетельства и обмана, и будет отстаивания истины, то тогда это будет дозволенным. Особенно, если тот, кто обращается за защитой, будет слабым и не сможет отстоять сам свою правоту. И защита слабого тому кто сильнее его является дозволенной в шариате.
Аллах Всевышний сказал:
فَإِنْ كَانَ الَّذِي عَلَيْهِ الْحَقُّ سَفِيهًا أَوْ ضَعِيفًا أَوْ لَا يَسْتَطِيعُ أَنْ يُمِلَّ هُوَ فَلْيُمْلِلْ وَلِيُّهُ بِالْعَدْلِ

И если тот, кто берёт в долг, будет слабоумным или немощным, и не может сам диктовать, то пусть диктует его доверенный по справедливости

(сура аль-Бакара, 282)

ОБРАЩЕНИЕ В СУДЫ ТАГУТА

Шейха аль-Альбани спросили о дозволенности обращение в кафирский суд в случае получения своего права, которое невозможно получить иным путем, он ответил, что если человек убежден, что решение суда, которое будет в его пользу, не противоречит шариату, то можно, а в противном случае нельзя. И также он говорил, что это нельзя, кроме как при вынужденности, и в том, что не противоречит шариату, как например, чтобы не получить свыше того, что ему полагается. Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 337, 624.

Слова ученых Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом, которые говорили: "Не дозволено мусульманину обращаться на суд к выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда нет шариатского суда. А если в его пользу будет вынесено не правильное решение (кафирским судом), то нельзя ему это присваивать!" См. "Фатауа аль-Ляджна" 23/502.

Подобное говорил и шейх Ибн 'Усаймин, отвечая на вопрос относительно открытия юридической конторы: "Что касается изучения человеком выдуманных законов, то если он делает это, чтобы с помощью истины отвергнуть ложь, то нет в этом проблем. Но если он изучает его, чтобы следовать тому, что противоречит шариату, то это харам! И если адвокат (юрист) желает вернуть человеку его право, то нет проблем использовать эту профессию". См. "Ликъа Баб аль-мафтух" 6/33.

هل يجوز التحاكم إلى محاكم الكفار في دول غير إسلامية؟
هل يكون كفرا؟ هل يعتبر من نواقض الإسلام؟

1. Ранний имам об обращении мусульманина в неисламский суд (тагута) за своим правом

Как видно из описания, мусульманин и вероотступник обратились на суд к правителю-немусульманину, и после этого имам аш-Шайбани продолжил называть первого мусульманином и ни в чем его не осудил.

فكما وصف الإمام: المسلم والمرتد تحاكما إلى السلطان الكافر وبعد ذلك استمر الإمام في تسمية الأول مسلما ولم يعقب فعله بالإنكار، ثم نقل كلامه الإمام محمد بن أحمد السرخسي الحنفي ( ت. 490 هـ ) وبين تعليل الحكم ولم ينكر على المسلم ولم يخرجه من الإسلام.

2. Современные исламские ученые об обращении в суд неверующих (неверных)

2.1. Постоянный комитет по фатвам в Саудовской Аравии

Вопрос: Каково положение обращения за решениями в американский суд для решения конфликтов, возникших между мусульманами, как, например, в вопросах развода, торговли и др.?

Ответ: Не разрешено мусульманину обращаться за судом в судебные учреждения, судящие по выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда отсутствуют шариатские суды. И если такой суд вынес решение в его пользу в то время как у него нет права на то, что присуждено ему, то не разрешается ему брать это.

Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам.
Председатель: Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз.
Заместитель: Абдульазиз ибн Абдуллах али аш-Шейх.
Член: Салих ибн Фаузан Аль-Фаузан.
Член: Бакр Абу Зейд.

السؤال الثالث عشر والخامس عشر من الفتوى رقم 19504
س 13 : ما حكم تحكيم القضاء الأمريكي في النزاع بين المسلمين، أمور الطلاق والتجارة وغيرها من الأمور؟
ج 13 : لا يجوز للمسلم التحاكم إلى المحاكم الوضعية إلا عند الضرورة إذا لم توجد محاكم شرعية، وإذا قضي له بغير حق له فلا يحل له أخذه.

اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء
الرئيس: عبد العزيز بن عبد الله بن باز
نائب الرئيس: عبد العزيز بن عبد الله آل الشيخ
عضو: صالح بن فوزان الفوزان
عضو: بكر بن عبد الله أبو زيد
انظر (فتاوى اللجنة) 23/ 502

2.2. Муфтият Арабской Республики Египет

Отдел фатв опубликовал под номером 4195 от 03.01.2017 г. развернутый ответ своего видения по этому вопросу, который подытоживался словами:

ورد إلى دار الإفتاء المصرية السؤال التالي: هل يجوز للمسلمين التحاكم إلى القوانين الوضعية كالقانون الدولي؟

فأجابت أمانة الفتوى على موقع دار الإفتاء الرسمي بجواب موسع تحت رقم 4195 عن تاريخ 03.01.2017 ، تعبر فيه عن رؤيتها، وختمته بالخلاصة:

2.3. Сирийский исламский совет

Под фатвой подписались: шейх Ахмад Хаммадейн аль-Ахмад, шейх Ахмад Хауа, шейх Усама ар-Рифаи, шейх Айман Харуш, шейх Таджуддин Таджи, шейх Сафван Дауди, шейх Абдуррахман Бакур, шейх Абдульазиз аль-Хатыб, шейх Абдульалим Абдуллах, шейх Абдульмаджид аль-Баянуни, шейх Али Наййиф аш-Шаххуд, шейх Имадуддин Хити, шейх Аммар аль-Иса, шейх Файз ас-Салях, шейх Маджд Макки, шейх Мухаммад аз-Зухейли, шейх Мухаммад Джамиль Мустафа. шейх Мухаммад Закария Масуд, шейх Мухаммад Файз Иуад, шейх Мухаммад Муаз аль-Хан, шейх Мамдух Джунейд, шейх Муса аль-Ибрахим, шейх Муваффак аль-Умар, шейх Ясир аль-Джабир.

وأصدر المجلس الإسلامي السوري الفتوى برقم 10 في خصوص التقاضي لمحاكم غير إسلامية في قضايا الطلاق، وجاء فيها:

وقد وقع على الفتوى من أعضاء المجلس السادة العلماء:

1ــ الشيخ أحمد حمادين الأحمد 2ــ الشيخ أحمد حوى 3ــ الشيخ أسامة الرفاعي 4ــ الشيخ أيمن هاروش 5ــ الشيخ تاج الدين تاجي 6ــ الشيخ صفوان داوودي 7ــ الشيخ عبد الرحمن بكور 8ــ الشيخ عبد العزيز الخطيب 9ــ الشيخ عبد العليم عبد الله 10ــ الشيخ عبد المجيد البيانوني 11ــ الشيخ علي نايف الشحود 12ــ الشيخ عماد الدين خيتي 13ــ الشيخ عمار العيسى 14ــ الشيخ فايز الصلاح 15ــ الشيخ مجد مكي 16- الشيخ محمد الزحيلي 17- الشيخ محمد جميل مصطفى 18ــ الشيخ محمد زكريا مسعود 19ــ الشيخ محمد فايز عوض 20ــ الشيخ محمد معاذ الخن 21ــ الشيخ ممدوح جنيد 22ــ الشيخ موسى الإبراهيم 23ــ الشيخ موفق العمر 24ــ الشيخ ياسر الجابر

2.4. Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин

Ответ: «Если мы не имеем суда, который бы выносил решения согласно шариату, и имущественные права человека нарушаются, то мы обращаемся в те суды. Не исходя из того, что их решение и есть шариат (истинный закон), а относя их к положению ответственных за поддержание порядка (полиция), при содействии которых мы можем восстановить свои права. Обрати внимание на это условие: мы обращаемся к ним за судом, не исходя из того, что их решение и есть истинный закон, а относя их к положению ответственных за поддержание порядка (полиция), которые восстановят нарушенное право. Таким образом, нет проблемы в том, чтобы он обратился в их суд для того, чтобы восстановить свое право.

Но если они присудят в его пользу то, получение чего с точки зрения шариата будет для него незаконным, то это ему забирать не разрешено.

سئل الشيخ ابن عثيمين: بالنسبة للأحكام الوضعية، هناك بلدان كثيرة تحكم بهذه الأحكام كما هو معروف، السؤال: معروف أن الإنسان مكره، قد يكره على القبول بحكم وضعي، لكن الحال فيمن له حقوق عند الناس ضرب وأخذ ماله وغير ذلك فهو حتى يحصل على هذا المال يحتاج إلى أن يتحاكم إلى الحكم الوضعي، وقد يكون في هذا الحكم الوضعي ما هو مخالف -وهو كثير- للأحكام الشرعية، فهل هناك إطلاق للتحاكم؟

2.5. Шейх Абдуррахман аль-Баррак

Вопрос №188900 на сайте шейха аль-Мунаджида: «Разрешено ли в немусульманской стране звонить в полицию, чтобы сообщить о торговцах гашишем, о которых я не знаю, связаны с ними какие-нибудь мусульмане или нет? И если среди них есть мусульмане, отличается ли правовое положение? И если не разрешено звонить в полицию, то что тогда можно сделать? Особенно, учитывая то, что я знаю, что наставление в этом не поможет, а их торговля не вредит мне непосредственным образом, однако, она, вне сомнений, наносит вред другим людям. И если бы подобная ситуация сложилась в исламском государстве, разрешено ли было бы тогда звонить в полицию?

188900 : لا حرج في التبليغ عن المجرمين ولو في دول غير إسلامية
السؤال :
هل يجوز الاتصال بالشرطة في بلد غير إسلامي للتبليغ عن بعض تجار الحشيشة ممن لا أدري إن كان في المنخرطين معهم بعض المسلمين أم لا ؟
وإذا كان فيهم من هو مسلم فهل يختلف الحكم ؟
وإذا كان لا يجوز الاتصال بالشرطة فما الذي يمكن فعله إذاً ؟ لا سيما وأني أعلم أن النصيحة لا تُجدي فيه ، وأن تجارتهم هذه لا تضرني بشكل مباشر ، لكنها ولا شك تضر أناساً آخرين .
وماذا لو حدث نفس هذا المثال لكن في دولة إسلامية ، هل يجوز حينئذٍ الاتصال بالشرطة ؟ لقد حاولت إيجاد إجابة لهذا السؤال على موقعكم لكن على ما يبدو أنكم ترون عدم جواز العمل لدى الشرطة في البلدان غير المسلمة ؛ لأنهم لا يحكّمون شرع الله .
وعليه لا يجوز الاتصال بهم في مثل هذه الحالة أو في غيرها ، فهل فهمي هذا صحيح أم لا ؟

تم النشر بتاريخ: 2013-04-15
:الجواب
الحمد لله
:عرضنا السؤال على سماحة الشيخ عبد الرحمن بن ناصر البراك ، حفظه الله ، فأفاد في جوابه
ترويج الحشيش منكر بكل المقاييس الشرعية والعقلية ؛ فلأجل ذلك يشرع التبليغ عن مثل هذا ، كما يشرع التبليغ عن المجرمين ، من القتلة والسراق ومنتهكي الأعراض ؛ ما دمنا متفقين على أن الترويج للحشيش فساد وضرر .
وإذا كان مروج الحشيش مسلما ؛ فهو مفسد في الأرض ، وهو الجاني على نفسه ، وهو الذي جعل للكافرين سبيلا على نفسه ، أن يحكموا عليه بغير شريعة الإسلام ، ويعاقبوه بغير ما أنزل الله ؛ وأما التبليغ عنه : فهو من مقاومة الشر والفساد .
!وما عندي في هذا إشكال أبدا

الله أعلم
موقع الإسلام سؤال وجواب

2.6. Шейх аль-Альбани

كلام الشيخ الألباني في مسألة التحاكم إلى المحاكم الوضعية:

Вопрос: Если между двумя сложилась спорная ситуация, разрешено ли одному из них обратиться в суд, который из числа кафирских судебных учреждений, чтобы восстановить свои права, которые невозможно восстановить, кроме как этим путем?

Ответ: Если он убежден, что решение суда по тому вопросу, с каким он обращается — по этому вопросу не противоречит шариату, то ему это разрешено. А если нет, то нет.

Духовные звания в исламе — звания, которые даются мусульманам в зависимости от их рода деятельности (правоведы), совершённых поступков (хаджи, шахид), принадлежности к направлению (школе) ислама и статуса (шиитские звания, суфийские ранги) и т. д.

Авлия

Вали (араб. ولي ‎‎ — покровитель, святой), Авлия (араб. أولياء ‎‎) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения.

Аятолла

Великий аятолла

Великий аятолла (араб. آية الله العظمى ‎‎) — шиитский религиозный титул. Данный титул носят исламские ученые, достигшие больших высот в исламском праве (фикхе) и методологии (усуле), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам).

Имам (шиизм)

Согласно теологии Двенадцати, основному течению в шиизме, имамы были прямыми духовными наследниками пророка Мухаммеда. Первым имамом был его зять Али, бывший четвёртым халифом.

Ишаны

Ишан (узб. Эшон , чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов [2] . Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда [3] .

Кади (араб. قاضٍ ‎‎ — [qɑːd̪iː]) — шариатский судья, выносящий решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны. В Османской империи кади выполнял также нотариальные и некоторые административные функции на территории округа, называвшегося кадилык или каза. От кади произошел средневековый испанско-португальский титул Алкайд.

Мавлави

Молдо

Молдо — слово, присоединяемое до революции в Киргизии в качестве составной части к именам мужчин, получивших мусульманское образование. Молдо — мулла, грамотный человек.

Муджаддид

Муджаддид (араб. مجدد ‎‎ — обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда ﷺ каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять Ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абд аль-Азиз, Имам аш-Шафи’и, Имам аль-Ашари, Имам аль-Газали, Имам ар-Рази, Ибн Дакик Ид, Имам ас-Суюти и другие.

Муджахид

Муджахид, Моджахед (араб. مجاهد ‎‎ — борец, совершающий усилие), Гази (араб. غازي ‎‎) — участник джихада, а также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада.

Муджтахид

Муджтахид (араб. المجتهد ‎‎ — усердствующий) — учёный, достигший уровня иджтихада.

Мулла

У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры.

Мударрис

Мударрис — факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама. [4]

Муфассир

Муфассир (араб. مُفس ‎‎ — толкователь) — толкователь (комментатор) Корана, автор тафсира.

Муфтий

Мухаддис

Мухаддис (араб. محدث ‎‎ —) — учёный, глубоко изучивший науку о хадисах.

Мухтасиб

Мухтасиб — служащий специальной организации, руководствовающийся законами шариата и следящий за претворением в жизнь исламских моральных норм. Мухтасибы также обладали правом налагать за провинности различные виды наказания (тазир), а также выполняли полицейские функции. Составной частью работы мухтасибы была профилактика правонарушений, для чего они проводили компанию просвещения населения. В завасимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать, либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками [5]

Муэдзин

Муэдзин (араб. مؤذن ‎‎; также — азанчей) — в исламе: служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву. Первым муэдзином был Биляль ибн Рибаха.

Наиб (араб. نائب ‎‎ — заместитель, уполномоченный, наместник), в средневековых мусульманских государствах (Арабском халифате, Золотой Орде и др.) правитель округа или провинции, в азербайджанских ханствах — управляющий магалом (округом, провинцией).

В имамате Шамиля — его уполномоченный, осуществлявший военно-административную власть на определённой территории. В некоторых современных мусульманских странах Востока — заместитель какого-либо начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины. В Османской империи — судья шариатского суда, заместитель верховного судьи, помощник кадия.

Праведные халифы

Праведные халифы — в суннитском исламе — четыре первых халифа (правителя мусульман), при которых ислам осуществлял активную внешнюю экспансию и халифат увеличивался в размерах.

Повелитель правоверных

Повелитель мусульман

Факих

Факих (араб. فقيه ‎‎ — юрист) — учёный в области мусульманского права.

Хаджи

Хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего хадж — паломничество в Мекку.

Хазрат

Халиф

Халиф, Халифа (араб. خليفة ‎‎ — наместник, заместитель) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными. Во всех своих распоряжениях, решениях и делах в интересах уммы халиф ограничен законами шариата. Также в системе Халифата нет наследования в правлении, а наоборот байат (присяга) является методом для избрания халифа [7] . Хариджиты называли халифом выборного правителя, ограниченного волей мусульманской общины [8] .

Хафиз

Хафиз (араб. حافظ ‎‎ — учащий наизусть,охранитель) — хранитель Корана, запоминающий его наизусть. Мусульманин, причисляемый к духовному сословию ввиду знания всего Корана наизусть.

Худжат аль-ислам

Худжат аль-ислам (араб. حجة الإسلام ‎‎) — шиитский религиозный титул, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.

Шахид

Шахид (араб. شَهيد ‎‎ — свидетель) — мусульманин павший за веру, мученик.

Шейх мн.ч.- шуюх,(араб. شيخ ‎‎) — почётное название видного богослова в Исламе.

  • Духовный наставник, ишан, глава тариката.
  • Учитель, руководитель религиозной группы.
  • Руководитель группы паломников, совершающих зиярет к святому месту, организующий ритуал.
  • Человек, живущий при святом месте и помогающий паломникам совершить зиярет.
  • Вождь племени арабов на Аравийском полуострове.
  • Любой человек, являющийся Эмиром именуется Шейхом.

Среднеазиатские кишлаки, расположенные около святых мест и занимающиеся только обслуживанием паломников, называются кишлаками шейхов. Иногда шейхами провозглашают лидеров исламских организаций.

Шейх-уль-ислам

Шейх-уль-ислам (тур. Şeyhülislam ) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств. В ряде исламских обществ титул шейх-уль-ислама обозначал должность верховного судьи (верховного кадия).

Суфийские ранги

В суфизме существуют следующие ранги:

Содержание: А И К М Н П У Ф Х Ш Суфийские ранги

Ссылки

  • А. Колодин, Исламское духовенство // Словарь по исламу.
  • И. Л. Алексеев, Исламское духовенство // Религиоведение / Энциклопедический словарь. -М.: Академический проект, 2006. // НИИ социальных систем при МГУ им М. В. Ломоносова

Примечания

Абрар | Авлия | Автад | Ариф | Ахйар | Дервиш | Ишан | Кутб | Мурид | Муршид | Нуджаба | Нукаба | Пир | Устаз | Факир | Эфенди

  • Духовные звания в исламе
  • Титулы
  • Шариат
  • Юридические должности и профессии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Духовные звания в исламе" в других словарях:

Шахид — Категории людей в исламе Мусульмане … Википедия

Праведные халифы — Исламские завоевания при праведных халифах. I территория, контролируемая мусульманами на момент смерти пророка Мухаммеда; II завоевания при Абу Бакре; III завоевания при Умаре; IV завоевания при Усмане Праведные халифы в … Википедия

Муджаддид — (араб. مجدد‎‎ реформатор, обновитель) обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять Ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абдул Азиз, Имам аш… … Википедия

Имам — ведет в молитве прихожан. Каир, Египет, 1865 год. Имам (араб … Википедия

Муэдзин — Жан Леон Жером. Муэдзин призывает верующих на молитву с вершины минарета (1879) Муэдзин (араб … Википедия

Шейх — Ислам Столпы Ислама … Википедия

Мурабит — Марабут. Гравюра, 1890 год Мурабит (араб. مُرابِط‎‎ [murābiṭ] или مَربوط‎ [marbūṭ]) мусульманский святой, точнее, человек, живущий в рибате или посвящающий … Википедия

Ишан (ислам) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ишан. Ишан (узб. Эшон, чагат. išаn) титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов[1]. Кроме того, в Средней Азии ишанами также… … Википедия

Ответ:
Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к уверовавшим в
День Суда!

Адвокатская деятельность – это представление в суде интересов доверителя с
целью восстановления нарушенного права либо для устранения беззакония, а
адвокат – это доверенное другим человеком лицо.

Судопроизводство бывает либо шариатским, либо нешариатским.

Необходимо знать, что не всегда запрещается одной из сторон судебного
разбирательства принимать в своё владение всё то, что присуждено этой
стороне при рассмотрении дела светским (не шариатским) судом. Если этой
стороне известно, что право принадлежит именно ей, то ей позволительно
получать его. Стороне запрещается это в том случае, если она знает, что право
ей на самом деле не принадлежит.

Обращение в тот суд, который не опирается на шариат Аллаха – это избрание
Тагута в качестве суда и следование за заблуждением и страстью.

Вместе с тем, если решение будет вынесено на основе выдуманного закона, то
следует согласиться с этим решение. Не оттого что это правомочное,
легитимное решение, а просто потому что право в этом случае достигло своего
правообладателя. Оно подобно тем постановлениям, которые принимались на
основе общепризнанных норм и обычаев доисламского периода и
удовлетворяли людей в качестве решения их спора. Когда пришел Ислам, он ٤
утвердил те доисламские обычаи, которые были похвальными, а всё остальное
отменил.

Если тот, кто задаёт вопрос, находится в стране, где судопроизводство
осуществляется и по вымышленным законам и по шариату, то он обязан
обращаться только в шариатский суд и ни в какой иной, и только в этом суде
ему позволительно работать. Если же в этой стране не найдётся иной формы
осуществления правосудия, кроме как основанного на выдуманных законах
(светских), то будет хорошо, если стороны найдут возможность избежать такого
суда посредством мирового соглашения.

Если человек всё же будет вынужден обратиться в нешариатский суд, то в этом
не будет ничего плохого, при том условии, что он не возьмёт больше, чем ему
положено, если ему присудят то, на что он не имеет право, или присудят больше
того, на что он имеет право.

Что касается адвоката, то ему не разрешается врать или искажать в суде факты и
доказательства в пользу доверителя. А что касается работы в адвокатском бюро,
то в этом нет греха, – инша Аллах! – так как основа в таких вещах – это
дозволенность. Адвокат впадает в грех только в том случае, если он обращается
в суд с ложными требованиями.

А Аллах же знает лучше!

حكم العمل في المحاماة

Постановление о дозволенности работать адвокатом.

Вопрос:
Работая адвокатом сам адвокат может столкнуться с тем, что будет помогать злу или защищать его, т.к. адвокат хочет доказать невиновность того, кого он защищает, может быть даже и виновного в том или ином деле. По этой причине будет ли его заработок дозволенным и есть ли какие-то условия для того, чтобы можно было заниматься этим делом ?

Ответ:
Хвала Аллаху.
Адвокатская деятельность, адвокатура (المحاماة) взято от слова защита (الحماية), и если же защита будет защитой зла, то нет сомнения в том, что это запретно, т.к. это будет совершением того, что запретил Аллах Всевышний сказав:
وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ

Не помогайте друг другу в грехе и вражде

(сура аль-Маида, 2)

Если же адвокатская деятельность будет направлена на защиту добра, то это будет дозволенным и похвальным делом, кот. приказал Всевышний Аллах сказав:
تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى

Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности

(сура аль-Маида, 2)

И исходя из этого, тому, кто решил заняться этим, ему следует обязательно, прежде чем зайти в конкретное судейское дело, изучить судейство и изучить дело того, кто обратился к нему за помощью. И если будет истина с тем кто обратился к нему, то он должен начать содействовать ему в истине и защищать его. Однако если истина будет не с тем, кто обратился к нему, то он всё равно должен зайти в это дело с целью обратной, т.е. сделать так, чтобы не зашёл тот, кто обратился к нему в грех перед Аллахом ! Это потому, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
انصر أخاك ظالما أو مظلوما. فقال رجل يا رسول الله أنصره إذا كان مظلوما أفرأيت إذا كان ظالما كيف أنصره ؟ قال تحجزه أو تمنعه من الظلم فإن ذلك نصره

И если известно адвокату, что тот, кто просит его помощи, не на истине, то адвокат обязан сделать ему наставление, предостеречь его от последствий, предостеречь его от того, чтобы он заходил в этот процесс, и так же разъяснить ему весь вред последствий и ложность его просьбы, до тех пор, пока он не оставит это.

هل يجوز العمل في مهنة المحاماة ؟

Разрешено ли работать адвокатом ?

Ответ:
Хвала Аллаху !
Во-первых: мы просим Аллаха, чтобы он освободил вас от забот, и дал вам большую награду. Ответ на вопрос об адвокате был дан 9496 (первый вопрос).
Сама по себе профессия не является запретной, т.к. там нет того, что противоречило бы законам Аллаха, скорее всего адвокат является опорой для того, кто обратился к нему и он содействует ему, является представитель в разногласиях между клиентом и оппонентом.
Однако адвокат прежде должен проверить и разобраться в том, куда он вовлекается. И если в этом деле выяснится, что истина за тем, кто обратился к нему, и что необходимо отвести от него угрозу и несправедливость, то тогда дозволено ему защитить его, т.е. участвовать в этом, с целью вернуть подопечному его права. И это заходит в содействие в благом и в богобоязненности.
Если же в этом деле будут ущемлены права других людей и это дело будет против них, тогда не дозволено содействие в этом, т.к. это содействие будет в грехе и вражде.
Аллах Всевышний сказал:
تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности и не помогайте друг другу в грехе и вражде, бойтесь Аллаха, поистине Аллах силён в наказании !

(сура аль-Маида, 2)

И чтобы добавить тебе спокойствия и уверенности мы предоставим тебе фетвы обладающих знанием в этом вопросе:

1. Спросили шейха ‘абдуль-‘Азиза ибн База, да помилует его Аллах:

Вопрос: Какое постановление шариата относительно работы адвокатом ?

2. Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах:

Вопрос: Какого ваше видение в работе адвокатом, чтобы защитить людей и торговлю, кот. вовлечены в риба ?

Ответ:
«Нет ничего плохого в том, чтобы человек выступал в качестве защитника интересов какого-то человека в споре, но это зависит от типа спора:
1 – это случай, когда адвокат знает о деле, и знает, что в нём нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено.
2 – это случай, когда идёт защита лжи, или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено.
Аллах Всевышний сказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
وَلا تَكُنْ لِلْخَائِنِينَ خَصِيمًا

Не будь заступником для изменников (обманывающих)

(сура ан-Ниса, 105)

И мы знаем, что если в этом деле не будет лжесвидетельства и обмана, и будет отстаивания истины, то тогда это будет дозволенным. Особенно, если тот, кто обращается за защитой, будет слабым и не сможет отстоять сам свою правоту. И защита слабого тому кто сильнее его является дозволенной в шариате.
Аллах Всевышний сказал:
فَإِنْ كَانَ الَّذِي عَلَيْهِ الْحَقُّ سَفِيهًا أَوْ ضَعِيفًا أَوْ لَا يَسْتَطِيعُ أَنْ يُمِلَّ هُوَ فَلْيُمْلِلْ وَلِيُّهُ بِالْعَدْلِ

И если тот, кто берёт в долг, будет слабоумным или немощным, и не может сам диктовать, то пусть диктует его доверенный по справедливости

(сура аль-Бакара, 282)

ОБРАЩЕНИЕ В СУДЫ ТАГУТА

Шейха аль-Альбани спросили о дозволенности обращение в кафирский суд в случае получения своего права, которое невозможно получить иным путем, он ответил, что если человек убежден, что решение суда, которое будет в его пользу, не противоречит шариату, то можно, а в противном случае нельзя. И также он говорил, что это нельзя, кроме как при вынужденности, и в том, что не противоречит шариату, как например, чтобы не получить свыше того, что ему полагается. Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 337, 624.

Слова ученых Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом, которые говорили: "Не дозволено мусульманину обращаться на суд к выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда нет шариатского суда. А если в его пользу будет вынесено не правильное решение (кафирским судом), то нельзя ему это присваивать!" См. "Фатауа аль-Ляджна" 23/502.

Подобное говорил и шейх Ибн 'Усаймин, отвечая на вопрос относительно открытия юридической конторы: "Что касается изучения человеком выдуманных законов, то если он делает это, чтобы с помощью истины отвергнуть ложь, то нет в этом проблем. Но если он изучает его, чтобы следовать тому, что противоречит шариату, то это харам! И если адвокат (юрист) желает вернуть человеку его право, то нет проблем использовать эту профессию". См. "Ликъа Баб аль-мафтух" 6/33.

Читайте также: