Как конституция сша способствует независимости судебной власти

Обновлено: 19.05.2024

2. Конституция США 1787 г. Правовое положение различных ветвей власти.

3. Билль о правах 1791 г.

США как независимое государство возникли в результате войны 1775-1783 гг. английских колонистов против метрополии. Активное развитие борьбы против колониального господства Англии относится к 60-м годам XVIII в. В те годы вопрос об отделении от метрополии еще не ставился. Колонисты ограничивались тогда требованиями уравнения политико-правового режима в колониях с режимом, существовавшим в Англии. Эти требования теоретически обосновывались принципами английского общего права и конституционности, оформившейся с завершением английской буржуазной революции. С 70-х годов требования колонистов радикализуются и в обоснование их берется естественно-правовая доктрина, разработанная к тому времени в Западной Европе.

Решающее воздействие на формирование политической и правовой мысли в колониях оказала передовая в то время естественно-правовая теория в трактовках Гоббса, Мильтона, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо. Наиболее крупными представителями политической и правовой идеологии США этого времени были активные участники освободительного движения в колониях Томас Пейн, Томас Джефферсон и Александр Гамильтон. По направленности их политических взглядов они и принадлежали к различным течениям, однако, в своей цели они были едины.

Первая английская колония была основана на атлантическом побережье Северной Америки в начале XVII в. В последующее время (XVII -XVIII вв.) было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней части побережья Северной Америки. Колонисты захватывали земли индейцев, которых оттесняли в глубь материка или беспощадно уничтожали. В колониях использовался труд рабов-африканцев, насильственно вывезенных с их родины. Рабство особенно широко использовалось на плантациях сахарного тростника, хлопка, табака южной группы колоний.

Многие из них переселились в Америку во время английской революции. На севере руководящее положение занимали мануфактуристы, а основную часть населения составляли фермеры и ремесленники. Немалое их число покинуло Англию, спасаясь от революционных гонений реставраторов монархии. К 70-м годам XVIII в. население колоний достигло 3,5 млн. человек, включая 500 тыс. рабов.

Тогда в мае 1775 г. собрался 2-ой Континентальный конгресс. Он констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее главнокомандующий был назначен Д. Вашингтон. (Он родился в семье плантатора-рабовладельца, участвовал в качестве офицера в Колониальных войсках, придерживался в основном прогрессивных взглядов). Началась война за независимость. Каждая колония объявляет себя независимой республикой-штатом. К этому времени американское общество, несмотря на все препоны, чинимые метрополией, значительно подвинулось вперед в своем социально-экономическом развитии.

Промышленность и сельское хозяйство в основном удовлетворяли потребность страны. Создавался единый национальный рынок, формировалась нация североамериканцев. Во многом благодаря Д. Адамсу, Т. Джефферсону, А. Гамильтону и другим руководителям и идеологам национально-освободительной борьбы были сформулированы основные принципы идейно-теоретического обоснования борьбы за независимость. Убедившись в безуспешность попыток защитить права американцев - подданных короны, ссылаясь на свободы английской конституции, они обращаются к идеям естественного права.

Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и такой организации власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасность и счастью.

Далее следовали перечень злоупотреблений и нарушений прав, совершенных английским правительством. На основании естественно-правовой теории провозглашался принцип национального суверенитета, т.е. полновластие нации, включая обладание ею реальной возможностью отделения и образования самостоятельного государства. И, что не менее важно, при наличии вышеназванных обстоятельств за народом признавалось право на революцию.

Каждый штат сохранял свою независимость, равно как и все права, которые передавались конфедерации в лице ее органов.

Для ведения общих дел Соединенных штатов учреждался Конгресс, комплектуемый из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате в количестве 2-7 человек. При этом каждый штат при решении вопросов в Конгрессе должен был иметь один голос. Предусматривалась свобода слова и прений в Конгрессе, а также неприкосновенность депутатов.

Конгрессу представлялось право:

- заключать международные договоры;

- решать вопросы войны и мира;

- распоряжаться средствами, собранными штатом, для военных расходов;

-утверждать назначения основной части командного состава армии;

- ему поручалось рассматривать возможные конфликты между штатами.

Но большинство решений по этим вопросам приобретали законную силу только после одобрения их не менее чем 9-ю штатами. Вне рамок названной компетенции конгресс не мог рассматривать внутренние дела штатов.

В период между сессиями Конгресса, которые не могли превышать 6 месяцев, выполнение некоторых из его правомочий возлагалось на Комитет штатов, составленный из делегатов (по одному от каждого штата). Постановления Конгресса должны были выполнять исполнительные власти отдельных штатов.

Таким образом, предусматривалось создание не единого государства, а государственно-правовое упорядочение союза государств - конфедерации. Учреждение конфедерации содействовало дальнейшему объединению сил страны в войне за независимость и в немалой степени обеспечило ее победоносное окончание.

В 1783 г. был подписан мирный договор, по которому признавалась полная независимость США.

После окончания войны государственная власть в штатах оказалась в руках политических группировок, которые в конечном итоге выражали интересы мануфактуристов, купцов в северных штатах и рабовладельцев-плантаторов в южных. Между тем бедствия прошедшей войны основной своей тяжестью легли на плечи рядовых граждан. Многие ветераны войны нашли свои семьи бедствующими, опутанными долгами. В стране не прекращались волнения, нередко перераставшие в вооруженные выступления. Особенно значительным было вооруженное выступление под руководством отставного капитана Д. Шейса. И хотя это восстание, как и многие другие, было подавлено, оно, тем не менее, в немалой степени способствовало изменению в умонастроении правящих кругов относительно будущего государственного устройства США.

Осознавалась необходимость создания более прочного государственного единства, чем конфедерация. Этому способствовали и другие обстоятельства, каждое из которых было равнозначно важным:

- упрочение экономических связей;

- потребность в усилении военной мощи государства;

- необходимой для обороны, равно как и захвата новых земель;

- окончательного порабощения индейцев.

Таким образом, в результате продолжительной идеологической, политической и вооруженной борьбы за независимость на американском континенте сформировалось самостоятельное государство, на демократической основе в форме конфедерации. Был созданы аппарат государственной власти и управления на принципе разделения властей.

Конституция США 1787 г. Правовое положение различных ветвей власти.

В 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент, состоящий из 55 делегатов от 12 штатов (штат Род-Айленд делегатов не прислал). Почти все делегаты имели большой опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли политические деятели и юристы А. Гамильтон, Д. Вашингтон, Д. Мэдисон. Э. Рандольф, Д. Уилсон и некоторые другие. Результаты работы проделанной учредителями свидетельствует о высокой их теоретической подготовки, творческом подходе к трудам выдающихся европейских ученых-конституционалистов, умение рационально применять общетеоретические установки к конкретно-историческим условиях их страны.

Итогом 4-х месячной тщательной и всесторонней работы явилась конституция, которая в главных своих положениях функционирует и ныне. Одним из определяющих начал, положенных в основу этого документа, явилось разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Учение о разделении властей было разработано в своих первоначальных очертаниях еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.) и наиболее полно сформировано в XVIII в. французским ученым Ш. Монтескье, как система предотвращения авторитарности государственной власти, путем учреждения относительно независимых (функционально и организационно) друг от друга, неоднозначно формирующихся ветвей государственной власти.

А) Конгресс

Законодательная власть вручалась Конгрессу состоящему из 2-х палат: сената и палаты представителей. Его важнейшей прерогативой было законодательство и, прежде всего финансовое (бюджет, налоги и т.д.). В этой области обе палаты наделялись равными правами, за некоторым исключением: относительно налогов должны были исходить от палаты представителей, законопроекты мог предлагать поправки сенат.

Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней (по истечении этого срока закон считался принятым). Если президент отклонял законопроект, Конгресс мог добиться его утверждения, повторно одобрив 2/3 голосов в обеих палатах, т.е. предусматривалось отлагательное вето или суспензивное вето - возвращение законопроектов парламента для пересмотра.

Введение двухпалатной системы (бикамерализма) обусловленное многими причинами, предполагало вместе с тем известную конкуренцию палат, предотвращала узурпацию законодательной власти одной палатой. Конституция предусматривала неоднозначность формирования государственных властей. Депутаты палаты представителей выбираются по штатам (1 депутат от 30 тыс. граждан, удовлетворяющих множеству цензов). Сенат составляется из выборных членов законодательных собраний штатов (2 сенатора от штата).

Б) Президент

В) Верховный суд

Третья власть была представлена суду. Общефедеральную судебную

систему возглавлял Верховный Суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных.

В этом случае палата представителей возбуждает дело и формулирует обвинение, асенатрассматривает дело под председательством главного судьи Верховного суда США. Для признания подсудимого виновным требуется 2/3 голосов присутствующих сенаторов. В свою очередь Президент, используя право отлагательного вето, мог замедлить принятие закона, а при поддержке части конгрессменов добиться снятия его с обсуждения.

Конституция вводила федеративное устройство. Соответственно разграничивались правомочия между общефедеральными властями и властями отдельных штатов.

Федерация надеялась правом:

- объявлять войну и заключать мирные договоры (в более широком плане ведения внешней политики);

- регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами;

- чеканить монету (регулировать денежную систему страны);

- устанавливать единую меру норм для мер и весов;

- набирать, содержать и управлять армией и флотом.

Остальное, с учетом некоторых условий, составляло компетенцию штатов. Подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.

Верхняя палата неизбежно становилась, таким образом, более последовательным выразителем интересов штатов (особенно малонаселенных).

Таким образом, первая КонституцияСША определила основные принципы федерализма, разделение властей, систему издержек и противовесов.

Билль о правах 1791 г.

Введение конституции, ограниченной только изложением государственного строя и обходившей молчанием провозглашенные в Декларациях права человека, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов она была принята незначительным числом голосов и, главным образом, под условием включения в конституцию дополнений о демократических правах и свободах граждан. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции, прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы.

Из этого исходил и Д. Мэдисон, внесший решающий вклад в подготовку конституционных поправок к собраниям штатов в 1789 г. и утверждены ими в 1789 - 1791 гг., ставшие известны как Билль о правах:

- принципиальной идеей, положенной в их основу явилось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободу граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний, права обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений (ст. I);

- провозглашалось право иметь у себя и носить оружие (ст. 2);

- запрещался в мирное время постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3);

- признавалось недопустимым задержание лиц, обыск, выемка вещей и бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицом законно обоснованных разрешений (ст. 4);

- никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии;

- никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и тоже преступление, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст. 5);

- уголовные дела должны рассматриваться судом присяжных. Обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызывать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката (ст. 6);

- запрещались жесткие и необычные наказания (ст. 8);

В сочетании с этими положениями Конституция США приобрела еще большую прогрессивную направленность. Был создан, как показала последующая история, наиболее оптимальный вариант государственного строя для США.

Билль о правах 1791 г. явился одним из первых поправок к Конституции США, сделал огромный сдвиг в развитии демократических институтов буржуазного государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вместе с тем прогрессивное, демократическое значение конституции во многом умалялось сохранением старой избирательной системы, отягченной великим множеством цензов, лишавших значительную часть населения права участвовать в легальной политической жизни: выбирать и быть избранным в органы власти и управления. В южных штатах сохранялось рабство. В итоге введенная демократия во многом носила элитарный характер.

Таким образом, дальнейшее развитие США проходило еще более сложно и противоречиво.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.016)

Под первоначальной юрисдикцией подразумевается право суда рассматривать и выносить решения по делу прежде, чем оно буде заслушано и принято по нему решение любым судом нижестоящей инстанции. Иными словами, суд имеет право рассмотреть и вынести решение по делу до рассмотрения апелляции.

Верховный суд США – история, функции, порядок назначения судей

Немного об истории Верховного суда США

В период становления страны имело место непонимание по ряду важнейших вопросов о структуре. Баталии между федералистами и антифедералистами вызывали разного рода опасения. Определяя судьбу США, непосредственно после принятия Конституции первый Конгресс утвердил закон в 1789 году, согласно которому была создана трехзвенная судебная система.

В 1792 году было принято первое решение Верховного суда, как главы системы правопорядка. Однако, первоначально, большого влияния на дела государственного масштаба Верховный суд не оказывал. Все изменилось после 1803 года, когда Суд вынес решение по делу Марбери против Мэдисон. Судьи смогли доказать, что вправе оспаривать законы, противоречащие Конституции. Инстанции получили большие полномочия и право осуществлять контроль над всей государственной системой.

Местонахождения менялось. Изначально суд находился в Нью-Йорке, затем в Филадельфии, имеющей репутацию колыбели независимости США. В настоящее время Верховный суд США размещается в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия). Инстанция находится в монументальном здании, построенном в классическом стиле.


Со временем, Верховный суд стал пользоваться заслуженным авторитетом в сфере права. Однако, истории известны примеры, когда его решения были отклонены Конгрессом, заручившимся одобрением со стороны штатов. Надо сказать, что были подвергнуты жесткой критике и впоследствии аннулированы некоторые решения (к примеру, рабам-афроамериканцам запрещалось иметь американское гражданство). Перемены в составе судей передавали суть процессов и настроений, происходящих в обществе. До 1835 года, в судейский состав входили исключительно мужчины-протестанты. Со временем в инстанции появились женщины, афроамериканцы, иудеи и выходцы из Латинской Америки.

Функции Верховного суда США

Основной функцией инстанции стал контроль за исполнением положений Конституции. Постановления, имеющие связь с исполнением законности тех либо иных действий исполнительной власти, получили большой резонанс, что послужило приобретению авторитета и известности суда.

Помимо проверки и контроля судебных разбирательств, он является первой инстанцией по слушанию других дел. К примеру, таких, которые имеют отношение к работе консулов и послов. Он рассматривает спорные дела, в которых одной из сторон выступает штат (не участвуя в территориальных спорах). Главное направление — это апелляция.

Доктрины Верховного суда США

Правообразующие обязанности предоставили возможность инстанции адаптировать нормы Конституции и Закона к периодически изменяющимся условиям в политической жизни страны, а также в социальной и экономической сфере. Надо сказать, что судебно-конституционные принципы суда повлияли не только на жизнедеятельность американских граждан, но также оказали воздействие на мировую общественность.

Концепция представила обоснование праву на Новый Свет. Земля находится в собственности государства, граждане которого открыли новую территорию. Аборигены, не имеющие должного образования и интеллектуальных способностей, не смогли оказать сопротивления белым поселенцам. Джон Маршалл явно не был сторонником данной теории, однако применил эту точку зрения для принятия решений. На основании данной концепции открытия в 1830 году был принят закон, принуждающий индейцев к переселению. Таким образом, было утверждено окончательное решение в спорах относительно земли и началась эра геноцида в отношении коренных жителей.

Порядок создания Верховного суда США

Кандидаты проходят серьезный отбор. На должность судьи выдвигаются люди, имеющие безупречную репутацию, обладающие огромным опытом в сфере деятельности судебной системы. Именно на судью возложена ответственность за надежность действующей системы, он обязательно должен иметь большой стаж, отличные рекомендации и соответствующее образование.

Серьезный отбор в Верховный суд США объясняется необходимостью соблюдения законности и правопорядка.

Под контролем Верховного суда находятся нижестоящие инстанции, поэтому его решения должны быть безупречными. Компетентность судьи никто не должен ставить под сомнение.

Тот факт, что поменять судей Верховного суда практически невозможно нередко критикуется, однако изменить систему не удалось даже Рузвельту, имеющему огромное влияние и популярность среди народа. Четыре президентских срока говорят сами за себя. Верховный суд не поддержал его экономические реформы, вызвав тем самым, жесткое противостояние. Президент не получил поддержки от Конгресса и пожизненный срок был сохранен.

Система Верховного суда США

Известно, что формирование судебной системы происходило во времена перемен. Новое государство объявило себя независимым. Прежде, когда Новый свет являлся колонией Англии, назначением на должности судей занимался Лондон. Надо сказать, что именно с этим фактом связывают определение основателей предоставлять пожизненные полномочия. На сегодня, судейский состав Верховного суда состоит из 9 судей, в том числе и председателя.

Количество членов суда

Верховный суд возглавляет систему. Первоначально, в состав входил главный судья и пять ассоциированных. Впоследствии число судей менялось и варьировалось от 7 до 10. В 1869 году американский Конгресс утвердил количество судей и на сегодняшний день их всего 9. Данное количество утверждено законодательно и в ближайшем будущем останется неизменным.

В 1937 году Рузвельт предпринял попытку расширить состав с целью ввода своих людей, однако, его инициатива осталась без внимания.

Количество членов суда

Порядок назначения судей

Членов Верховного суда назначает американский Президент, однако, все кандидатуры должны быть согласованы с сенатом. Исходя из того, что должность пожизненная, президент старается внедрить своих людей, поэтому любое назначение бурно обсуждается и оспаривается в обществе.

В этом смысле Дональда Трампа можно считать лидером, при нем было назначено три судьи, что дало возможность сформировать в высшей судебной инстанции надежное консервативное большинство.

Утверждение судей

Из истории видно, что Сенат в редких случаях не поддерживает выдвинутую кандидатуру. Однако, процедура весьма неоднозначна, так как кандидату предстоит пройти собеседование в Сенатском Комитете и только после этого ему будет дана рекомендация.

Утверждение возможно при наборе большинства голосов сенаторов. Нередко голосование откладывается, воздействуя на претендентов, чтобы они сами отказывались от продвижения. В случае одобрения кандидатуры сенатом, Президент подписывает указ, и новый судья приступает к своим обязанностям.

Верховный суд США: решение о выборах президента 2020 года

В результате выборов 2020 года произошел раскол в обществе — происходящее в Белом доме, вызвало волну осуждения. Трамп отказывался покидать президентский пост, ссылаясь на подтасовку голосов в сторону Байдена. Штат Техас полностью поддержал Трампа. Однако, в аннулировании результатов голосования в таких штатах как Пенсильвания, Мичиган, Джорджия и Висконсин, о чем было изложено в иске, было отказано.

Эта ситуация, спровоцированная позицией Верховного суда, вызвала немало споров. В состав суда входит 3 ставленника бывшего президента и 6 остальных судей являются консерваторами. Однако, ожидания Трампа не увенчались успехом, и высшая инстанция выбрала нейтральную позицию, тем самым оправдав доверие американцев.

Исторически в Америке сложилась судебная система, которая состоит из нескольких уровней и предполагает, что в каждом штате будут присутствовать федеральные суды и суды данного штата.

Конституцией Америки были заложены основы единой централизованной федеральной судебной системы, состоящей и 3 звеньев:

  • районные суды;
  • окружные суды;
  • Верховный суд.

Судьи в данные инстанции должны назначаться непосредственно Президентом Соединенных Штатов Америки и одобряться сенатом. Помимо этого, в системе федеральных судов можно наблюдать такой орган, как специализированный суд, который имеет отдельную компетенцию и право выносить приговоры и решения (налоговые суды, суды по делам военнослужащих, суды по таможенным и патентным делам, претензионные суды).

В районных судах могут рассматриваться уголовные и гражданские дела, как в суде первой инстанции. Апелляционными (окружными) судами осуществляется проверка решений, вынесенных районными судами и рассматриваются жалобы на решения некоторый административных (квазисудебных) органов (к примеру, Национальное управление трудовых отношений).

Верховный суд – это высшая судебная и апелляционная инстанция в США, в состав которого входят 9 судей. Как суд первой инстанции данный суд может выступать по всем спорам, который совершаются между двумя и более штатами, между Союзом и штатом, в делах, которые возбуждаются одним штатом против граждан другого или иностранцев. Также суд проверяет решения и приговоры, вынесенные нижестоящими судами.

В Верховном Суде зачастую применяется письменная процедура рассмотрения дела, которая не требует, чтобы присутствовали стороны, свидетели и другие обязательные для судебной процедуры действия.

Верховным Судом был внесен огромный вклад в дело по защите гражданских прав, в ликвидацию расовой дискриминации.

Судебная система штатов

Судебная система членов Федерации является довольно разнообразной, так как в каждом из штатов она может определяться, основываясь на собственной конституции и местных законах. Компетенция судов штатов распространяется на все виды гражданских дел и дел о преступлениях, которые нарушают закон каждого из штатов.

В состав судебной системы США входят три или четыре инстанции:

  • низовый суд (мировой суд, полицейский суд и другие), который занимается рассмотрением мелких уголовных и гражданских дел;
  • суд первой инстанции (суд графства, округа, городской суд и другие), которые занимаются рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел;
  • апелляционный суд, которым осуществляется надзорная функция нижестоящих судов, его решения являются окончательными;
  • высший (верховный) суд, высшая судебная инстанция штата, который имеет апелляционную юрисдикцию по решениям нижестоящего суда, а также им осуществляется предварительный конституционный надзор.

Помимо этого, в судебную систему штатов включены специальные суды штатов (по делам наследства, опеки и семейным делам).

Особенности федерализма США

В Американскую федерацию входят 50 штатов и федеральный округ Колумбия. Суверенитет США распространяется на зависимые территории, которые обладают особым статусом.

Во время проведения анализа федерализма США должен учитываться императивный характер каждого принципа и требования, которые обеспечивают эффективное функционирование данной формы государственного строя. Такими традиционными чертами являются:

  • наличие безусловного приоритета федеральной Конституции и федеральных законов над правовым установлением штатов;
  • два уровня управления (Федерация и ее субъекты), распределение для каждого из данных уровней финансовых годовых доходов;
  • наличие одинакового равноправного конституционного статуса субъектов Федерации штатов (отсутствует классификация штатов на основании национального состава);
  • наличие четкого разграничения полномочий Союза и штатов (законодательная сфера, в которой компетенция Федерация имеет четкую формулировку, состоящую из полномочий конгресса). У иных полномочий Федерации имеется исключительный характер, а у полномочий штатов – остаточный: вопросы, которые касаются принятия индивидуальной конституции, определения региональной система органов гос. власти, административное деление, вопросы уголовного права, избирательное законодательство. Предметы исключительного ведения штатов не перечислены в Конституции преднамеренно, это вопросы, которые напрямую не относятся к ведению Федерации. Конституцией Америки предполагается правовая возможность посредством издания обычных законов конгрессом влиять на расширение конституционно установленного круга предметов, которые находятся в исключительном ведении на основании 8 раздела 1 статьи, что на постоянной основе может использоваться в политической практике США;
  • наличие конституционных гарантий территориальной целостности Федерации (в Конституции отсутствует право на сецессию, другими словами выход штата из Федерации), которое подтверждено на основании нескольких решений Верховного Суда Америки; все вопросы, которые касаются защиты целостности государство от посягательства от внешнего и внутреннего врага, относятся только к юрисдикции Федерации: у американского конгресса есть исключительное право набора и содержание армии, флота, издания правил управления и организации вооруженных сил, объявление войны, определения порядка призыва на службу в правоохранительные органы для того, чтобы обеспечивать законы Союза, подавление восстаний и отражение вторжения на его территорию противников.

Государственное устройство США на основании различных факторов

Помимо основного разделения государственного устройства Америки, также существуют его особенности на историческом, географическом, этническом и других уровнях:

Помимо всего этого, устанавливается особый статус для территорий, которые инкорпорированы (Пуэрто-Рико, Гуам, Федеративные Штаты Микронезии, Виргинские острова, Восточное Самоа и т.д.). При этом необходимо учитывать тот факт, что при наличии статуса ассоциированных государств, в Конституции Америки они не определены в качестве субъектов Федерации: они являются примыкающими территориями, которые имеют совещательный голос и при желании могут прекратить или приостановить действие привилегированных отношений с Вашингтоном.

Конституция США

Конституция США была принята 17 сентября 1787 года специальным конвентом в Филадельфии. Она вступила в силу 4 марта 1789 года. Следовательно, она относится к самым старым в мире. При этом 90% американцев находятся в полной уверенности, что их основной документ соответствует духу современности.

Конституция США

С 2005 года в Америке ежегодно 17 сентября празднуется День Конституции. Хотя по размаху он сильно уступает Дню Независимости который празднуют 4 июля. Вернуться к оглавлению

История создания и принятие

Основной американский закон был написан 30 людьми приблизительно за 100 рабочих дней. Он был продиктован требованиями того времени. Создавалось новое государство.

Только что закончилась война за независимость колонии от британской монархии. Таким образом, местное правительство хотело закрепить права на автономию. Следовательно, нужно в срочном порядке написать и принять новые законы, создать и усилить правительство.

Конституция США 1787 года

В конце 18 века Америка представляла собой 13 независимых штатов. У каждого из них были свои интересы. Федеральное правительство на тот момент не отличалось авторитетом. Существовали все предпосылки для распада на несколько мелких государств.

Конституция США 1787 г. стала исправленной версией Договора об образовании конфедерации тринадцати штатов США 1781 г.

Самая первая Конституция Конфедерации не предусматривала множество нюансов. Она давала слишком много власти каждому штату в отдельности.

Разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную усиливало федеральное правительство. В итоге можно установить систему противовесов, которые помогут держать под контролем все уровни власти.

Александр Гамильтон, юрист из Нью-Йорка, стал первым, кто призвал создать централизованное управление страной. Тогда от каждого из 13 штатов в Филадельфию приехали делегаты для обсуждения будущего Америки.

Конституционный конвент в Филадельфии

Филадельфия – это особый город для американцев со своей уникальной историей. Индепенденс-Холл считается сакральным местом, где и родилась американская государственность.

Многие материалы с конвента засекречены. Журналисты не допускались на собрания. Зато известно, что Мэдисон и его коллеги в создании нового основного закона брали во внимание идеи философов. Получается, то они создавали совершенно инновационный документ.

У них было крайне мало образцов для подражания. Исследователи уверены, что в американской Конституции четко просматриваются идеи Монтескье, Джона Локка, Жан-Жака Руссо и других деятелей эпохи Просвещения.

Принятие Конституции США

В принятии Конституции США существовали свои сложности. Каждый независимый штат должен был одобрить документ большинством голосов. Ратификация заняла 2,5 года.

Интересный факт: разрыв голосов между сторонниками и противниками оказался минимальным. Например, Нью-Йорк проголосовал 30 против 27, а Род-Айленд — 34 против 32 в пользу Конституции.

Структура Конституции США

Конституция США укрепила власть. Это самый лаконичный и ясно построенный из подобных документов. Семь статей и 27 поправок – это всего лишь 4400 слов. Преамбула состоит из политических прокламаций. По этой причине вступление не считается правовой частью.

Структура Конституции США

Каждый штат получил право на местное самоуправление. Но с условием признания главенства федерального правительства

Принцип разделения власти на три уровня укрепил государство с правовой точки зрения. Всем американцам гарантировали соблюдение их прав. Хотя в этой части есть свои оговорки, продиктованные временем.

Права человека в конституции США

Конституция США гарантирует права и свободу для народа от монархии. По большей части основной документ направлен против британской короны. Впервые официально власть признает, что у любого человека вне зависимости от происхождения есть свои естественные права.

С другой стороны, не нужно забывать про рабовладельцев. Большинство крупных плантаторов не собирались лишаться рабов. В тексте нет положений о социальных, политических и экономических правах человека. Следовательно, она лишала женщин права голоса, а рабов оставляла у своих хозяев.

билль о правах

Ситуацию частично исправил Билль о правах.

Освобождение рабов произошло намного позже. А индейцы и женщины смогли голосовать только в 20 веке.

Билль о правах

После ратификации остались вопросы. Чтобы разрешить противоречия и не принимать новый главный документ, Джеймс Мэдисон предложил внести поправки. Первые 10 поправок стали Биллем о правах. Он закрепил основные права и свободы американцев. Также Билль обеспечил их реализацию. Документ вступил в силу 15 декабря 1791 года.

Президент

Президент – это выборная должность и представитель исполнительной власти. Установлена система противовесов. Документ провозглашал создание президентской республики.

  • Назначение президента происходит путем голосования выборщиков.
  • Срок правления – 4 года.
  • Избираться один человек может не больше 2 раз.

Конституция США дает президенту широкие полномочия. Он имеет право назначать людей на высшие государственные должности, обращаться к Конгрессу с посланиями, регламентировать принятие законов, накладывать вето и т.п.

Законодательная власть

Первая статья посвящена Конгрессу – это законодательная власть Америки. Конгресс состоит из Палаты представителей и Сената. Конституция регламентирует процедуру выбора и список требований к конгрессменам. С 1923 года 17 поправка разрешила прямые выборы сенаторов.

Исполнительная власть

Вторая статья предоставляет президенту исполнительную власть. Здесь указаны требования к кандидатам, порядок голосования, полномочия и вписана клятва. Кроме этого, статья вводит такое понятие, как вице-президента. Он избирается вместе с президентом.

Судебная власть

Третья статья посвящена судебной власти.

Первая инстанция – это Верховный суд. Но он рассматривает строго определенные вопросы и занимается пересмотром уже вынесенных судебных решений нижестоящих инстанций. Несменяемость верховных судей до сих пор считается спорным вопросом.

Нижестоящие суды учреждаются Конгрессом. Судьи также несменяемы. Кроме того, в конституции закреплено право на рассмотрение уголовных дел судом присяжных.

Равенство штатов

Четвертая статья регламентирует отношения между федеральной и местной властью в штатах. Кроме того, в конституции запрещена дискриминация граждан соседних штатов. Местные власти обязали уважать законы своих соседей и подчиняться федерации.

Статья гарантирует республиканскую форму правления и устанавливает создание новых штатов. Кроме того, в конституции включена обязанность федеральной власти защищать каждый штат от беспорядков и вторжения внешних врагов.

Поправки к Конституции

Пятая статья предусматривает внесение поправок. Поправки к Конституции США принимаются непосредственно самим Конгрессом. Но у штатов также есть право требовать проведение Национального конвента.

Соотношение законодательства федерации и штатов

Шестая статья регламентирует правовое взаимодействие штатов с центральной властью. Чтобы не допустить хаоса и анархии, установлен приоритет. Законы какого-либо штата не должны противоречить Конституции, федеральным актам и международным договорам, которые Америка заключает с другими странами.

В седьмой статье оставлены указания для принятия непосредственно самой Конституции.

Судебное толкование Конституции США

Конституционное законодательство постоянно подвергается тщательному анализу. Им занимается Верховный суд. В момент создания невозможно было предусмотреть все нюансы, возникающие с течением времени. Отцы-основатели оставили формулировки, которые помогли решить очень спорные вопросы.

За два столетия работы Верховного суда накопилось больше 500 томов судебных решений и толкований основного документа страны. Кроме того, в конституции США есть упоминание о боге.

История поправок к Конституции

Конституция США для года своего создания была очень прогрессивным документом. Главный документ никто не переписывал, но существенные изменения все-таки были. За 200 лет приняли 27 поправок, которые дополнили и расширили Конституцию Америки. Это вполне закономерный процесс. Каждая эпоха ставила новые цели и давала возможности для развития страны.

В Билле о правах очень важную роль играет первая поправка. Она гарантирует свободу вероисповедания. Правительству запрещено принимать государственную религию. Кроме того, каким-либо образом влиять на принятие определенной веры.

Каждый американец имеет право на свободу слова. Он может жаловаться и обращаться к правительству с петициями. Нельзя запрещать проводить собрания и ограничивать журналистские расследования.

Интересно, но американцы не могут перечислить все свои права, гарантированные Первой поправкой. В 2006 году проводился опрос. Правильный ответ дал только примерно 1 американец из 1000. Некоторые из неверно ответивших респондентов искренне считали, например, что эта поправка дает им право владеть автомобилем.

История Конституции в XX веке

Законотворчество тоже не стояло на месте в 20-ом веке. К Конституции были принятые следующие поправки:

  • 16 – Конгресс получил право собирать налоги в бюджет;
  • 17 – прямые выборы сенаторов;
  • 18 установила печально известный Сухой закон;
  • 19 дала женщинам избирательное право;
  • 20 снизила срок между властью Конгресса и Президента предыдущего и последующего созывов;
  • 21 отменила Сухой закон, по сути, она аннулировала 18 поправку;
  • 22 ограничила президента двумя сроками;
  • 23 дает возможность баллотироваться в Коллегию избирателей;
  • 24 запрещает неплательщикам налогов выдвигать свою кандидатуру на выборы;
  • 25 предусматривает взаимозаменяемость президента и вице-президента в экстренных случаях;
  • 26 допускает к участию в выборах с 18 лет;
  • 27 запрещает менять размер заработной платы государственных представителей, пока не прошли их выборы.

Действующее законодательство направлено на сохранение порядка и решение новых проблем. Одни правила устаревают, другие нужно трансформировать под современный запрос. Таким образом, поправки позволяют Конституции оставаться главным документом даже в 21 веке.

Нератифицированные поправки

Рассмотрением поправок сначала занимается специальный комитет Конгресса. Всего за время существования Конституции было предложено больше 10 000 проектов. Большинство предложений не смогли пройти даже первую инстанцию.

Если же какая-то поправка доходила до рассмотрения легислатурами, то она должна быть ратифицирована ¾ голосов от всего количества штатов.

Оценка и критика

Несмотря на вариативность толкования и предоставленные возможности для вынесения судебных решений, Конституция подвергается критике. Например, историк Чарльз Берд в 1913 написал книгу. В ней Чарльз Берд сделал вывод о том, что документ направлен на защиту интересов богатых граждан Америки. Для составления целостного представления следует рассмотреть сильные и слабые стороны документа.

Сильные стороны

  • Введен принцип разделения власти с ограничением привилегий президента. Ему могут объявить импичмент. Классический пример: отстранение Ричарда Никсона после Уотергейтского скандала.
  • Часть общества может функционировать без контроля со стороны государства.
  • Выделены основные человеческие права и свободы. Каждый американец имеет возможность высказать свое мнение без оглядки на вышестоящие инстанции.
  • Гарантия единообразия правосудия для всех без учета должности, титула и статуса в обществе.
  • В Конституцию можно вносить поправки.
  • Принцип демократии во всех сферах американской жизни. Должностные лица выбираются путем голосования среди подчиненных.
  • Лаконичность формулировок позволяет ее прочитать любому человеку.

Показателем свободы слова является то, что Дональда Трампа часто критиковали за его решения. Ни за одну новость или карикатуру не было предпринято каких-либо серьезных действий.

Слабые стороны

В итоге, несмотря на недостатки, главный документ остается в силе. Правительство довольно быстро реагирует на запросы со стороны общественности. Благодаря гласности, Америка считается демократичной страной. Слабые стороны Конституции не помешали построить сильное государство и дать американцам гарантию соблюдения их прав и свобод.

Как известно, Конституция США 1787 года является первой писаной конституцией, которая во многом заложила основы построения конституций других стран, базовый круг вопросов, которые относятся к конституционному регулированию (в настоящее время с каждой новой волной конституций он постепенно расширяется), способы их изложения.

Учитывая указанное значение Конституции США, в настоящем разделе нами будут рассмотрены те общемировые тенденции правового регулирования права на судебную защиту, которые были сформированы в Конституции США, а также будут выделены основные особенности, которые предопределяют объем реализации права на судебную защиту в Соединенных Штатах.

Конституция США уделяет достаточно большое внимание регламентации принципов судоустройства и судопроизводства (статья 3, поправки V, VI - VII, XIV), которые составляют основу механизма судебной защиты прав и свобод. В них заложены своеобразные правила, исходя из которых, государство в лице судебной власти принимает обращения лиц, рассматривает их, принимает по ним решения и претворяет такие решения в жизнь, восстанавливая, таким образом, основное право, на защиту которого было направлено обращение к судебной защите. Уже само по себе закрепление данных принципов в Конституции является первой тенденцией, заложенной в Соединенных Штатах, и нашедшей отражение в большинстве других стран мира (в частности, статьи 97, 101, 102, 103, 104 Основного закона ФРГ 1949 года, статьи 27, 111 Конституции Италии 1947 года).

Ряд общемировых тенденций можно отметить и в порядке регламентации принципов судоустройства и судопроизводства.

1. Регулируя судебную систему, Конституция США не называет все судебные инстанции, она прямо упоминает только Верховный суд США и указывает, что Конгресс, по мере необходимости, также может учреждать иные суды.

В указанной норме сформулированы сразу несколько важных идей.

С одной стороны, упоминание уже в тексте Конституции высшей судебной инстанции и наличия у Конгресса возможности создавать иные нижестоящие суды закладывает основы механизма судебной защиты. Как нами отмечалось ранее, одной из предпосылок возможности реализации судебной защиты прав является наличие специального органа - суда, соответственно, упоминание Верховного суда в самом тексте Конституции является важной юридической гарантией права на судебную защиту. С другой стороны, упоминание только высшей судебной инстанции позволяет сохранять устойчивость Конституции, не пренебрегая при этом правом на судебную защиту. Так с развитием государства и общества усложняются и отношения между людьми, что неизбежно влечет за собой необходимость постоянного усовершенствования, изменения судебной системы, введения новых специализированных судов, либо промежуточных судебных инстанций, которые могли бы разгрузить высшую судебную инстанцию, дабы позволить ей формировать практику по наиболее важным вопросам. В случае если бы вся судебная система была закреплена на уровне Конституции, реализация указанных процессов была бы замедлена усложненной процедурой изменения Конституции, что негативно бы сказывалось на уровне судебной защиты.

Указанный подход к конституционно-правовому регулированию судебной системы вслед за Конституцией США, в частности, можно проследить в Основном законе ФРГ 1949 года, Конституции Японии 1947 года, Конституции Швеции 1974 года.

2. Среди иных принципов судоустройства и судопроизводства уже в самом тексте Конституции США закреплены основные положения, входящие в принцип независимости суда. Так согласно статье III Конституции США судьи сохраняют свои должности неограниченное количество времени при условии безупречного поведения, и их вознаграждение не может быть уменьшено в течение всего срока их нахождения в должности. Особое внимание к принципу независимости суда обусловлено его главенствующим значением в области защиты прав и свобод, ведь именно судебная власть призвана защитить лицо от произвола государства, в связи с чем, только ее полная самостоятельность и неподконтрольность двум другим ветвям власти позволяет выносить справедливые решения, отвечающие интересам личности, а не государства.

Вслед за Конституцией США закрепление принципа независимости непосредственно в тексте конституций можно проследить, в частности, на примере статьи 97 Основного закона ФРГ, статьи 76 Конституции Японии, статьи 178 Конституции Польской республики 1997 года.

3. Конституция США определила тот примерный круг основных гарантий гражданского и уголовного процесса, которые в дальнейшем, в том или ином объеме, были заимствованы конституциями других стран. В частности, это презумпция невиновности, право на суд присяжных, доступность правосудия, недопустимость двойного наказания за одно и то же преступление, право на адвоката, право не свидетельствовать против себя, и целый ряд иных гарантий.

Дополнительно следует отметить IX поправку к Конституции США, которая устанавливает, что перечисление отдельных прав в Конституции не умаляет существование иных прав. Данное положение в условиях постоянного развития общества является важной основой для наличия у лица возможности обратиться за судебной защитой, поскольку процесс закрепления новых прав в текущим законодательстве неизбежно отстает от потребности лиц в их защите.

Отдельно хотелось бы остановиться на том вкладе, который оказало США на становление и развитие института адвокатуры, как одного из наиболее значимых институтов для реализации права на судебную защиту. В условиях строгой состязательности американского процесса и высокого уровня сложности американского права, обращение к помощи адвокатов является, пожалуй, единственным способом для лица, чтобы эффективно реализовать свое право на судебную защиту.

Рассматривая институт адвокатуры в США, можно выделить следующие группы адвокатов / адвокатских образований:

- Индивидуально практикующие адвокаты, малые и средние адвокатские фирмы

Как правило, количество адвокатов в таких фирмах насчитывает от 1 до 10 человек в малых фирмах и от 10 до 50 в средних. Часто они не образуют фирму, как таковую, а представляют собой сообщество индивидуально практикующих адвокатов.

- Крупные адвокатские фирмы

В связи с ростом экономики и развитием бизнеса количество крупных адвокатских фирм в США постоянно растет. Если 1949 году только пять фирм имели более 50 адвокатов, в 1989 их количество увеличилось до 287,то к 2000-м гг. их количество составляет уже порядка 250, из них более, чем в 50 фирмах работает свыше 500 адвокатов в каждой . Средняя ставка адвоката в такой фирме составляет 500 $ в час [68] [69] . Основной деятельностью таких фирм является представление интересов предпринимательских корпораций.

В этой связи крупные адвокатские фирмы состоят из многочисленных департаментов, специализирующихся в области налогового, антимонопольного, банковского права, законодательства в области интеллектуальной собственности и т.д.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что постепенно, с осознанием американским обществом того значения, которое играет качественная юридическая помощь для реализации прав свобод личности и конституционного строя, в крупных адвокатских фирмах получило развитие такое направление, как ведение небольшого количества бесплатных дел для широкого круга лиц, которые не могут позволить себе оплатить услуги адвоката (так называемая, помощь pro bono). Ведение дел pro bono, в некоторой мере позволяет компенсировать тот перевес в качестве юридических услуг на стороне крупных корпораций, по сравнению с отдельным индивидом, который образуется именно благодаря деятельности крупных юридических фирм.

Помимо изложенного также следует отметить сильное влияние, которое имеют партнеры крупных юридических фирм в жизни государства и общества. Они регулярно занимают государственные должности, их избирают на посты специальных советников Президента США, независимого прокурора, они имеют высокие шансы занять пост судьи любого уровня.

- Юридическая помощь малообеспеченным слоям населения

Отдельно следует отметить деятельность адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи обвиняемым по уголовным делам в рамках VI поправки к Конституции США. Изначально для ведения таких дел государство назначало адвокатов из числа членов ассоциации юристов (American bar association) на разовой основе. Со временем данный подход показал свою несостоятельность, в связи в чем, в настоящее время государством создано специальное ведомство публичных защитников (public defenders) с собственными адвокатами, специализирующимися на данной категории дел и получающих фиксированную плату за рассмотрение подобных дел от государства.

Частные организации и группы, занимающиеся судебными делами в интересах общества

В рамках движения за право владения оружием были созданы такие организации, как Национальная стрелковая ассоциация (National Rifle Association, NRA), Американские владельцы оружием (Gun Owners of America), Фонд Второй Поправки (Second Amendment Foundation) и др., в рамках этнических организаций помимо NAACP также действуют Мексико- Американская политическая ассоциация, Американский еврейский конгресс, Национальный конгресс американских индейцев и др., в рамках общей защиты конституционных прав действуют Американский союз гражданских свобод, Центр конституционных прав, Международная амнистия США и др.

Количество таких организаций, финансируемых различными группами населения, правительством и организациями, позволяет прийти к выводу о высоком уровне развития правовой культуры и юридической защищенности населения, где широкий круг лиц имеет возможность реализовать свое право на судебную защиту с квалифицированной юридической помощью, оказываемой специализированными благотворительными организациями.

NAACP и аналогичные ей ассоциации в других областях специально находят наиболее перспективное дело, в котором затрагивается тот или иной вопрос, имеющий конституционную важность, и который позволяет изменить

1) Существенное дробление судебной власти между различными юрисдикциями.

M.W. McCann. Taking reform seriously. Perspective on public reform liberalism. London. 1986. P.63.

2) Конкуренция юрисдикций.

На практике данная концепция проявляется в виде противостояния федерации и штатов в отстаивании конкурирующих главенствующих интересов. Например, таких как право собственности, с одной стороны, и право на равную защиту со стороны закона, с другой (Dred Scott v. Sandford (1857)); свобода договора и социальные права трудящихся (Lochner v. New York (1905 г.)); свобода слова и общественная безопасность (Gitlow v. New York (1925)). Данное противостояние провоцирует постоянное движение и изменение законодательства и судебной практики. С одной стороны, отсутствие единых правил может способствовать произволу со стороны штатов в области установления стандартов правовой защиты, с другой стороны, штаты наоборот могут пойти по пути более прогрессивного регулирования. Указанное противоречие несет в себе определенный риск для судебной защиты субъективных прав, но и одновременно способствует обновлению законодательства и судебной практики, становлению новых подходов правового регулирования и судебной защиты, которые, в конечном счете, способствуют развитию государства и права.

3) Тесная связь принципа независимости суда с политизированностью

4) Возможность отказа в судебной защите права вследствие неконституционности закона; возможность защиты права путем признания закона неконституционным.

Более подробному анализу указанных особенностей и их влиянию на реализацию конституционного права на судебную защиту посвящена вторая глава настоящей работы, каждый из разделов которой посвящен одному из трех базовых принципов американского конституционализма (разделение властей, федерализм, конституционный контроль) и их влиянию на конституционное право на судебную защиту в США.

Обобщая изложенное в настоящем разделе, можно сделать следующие выводы.

1. Являясь первой писаной конституцией, Конституция США заложила общемировые тенденции регулирования права на судебную защиту, а именно: включение в конституцию основных принципов судоустройства и судопроизводства; отдельное описание в конституции принципа независимости суда; упоминание в тексте конституции только высшей судебной инстанции, оставляя вопрос о построении судебной системы для регулирования на уровне законодательства и подзаконных актов.

2. Основными особенностями конституционного регулирования права на судебную защиту в США является сильнейшее влияние на реализацию данного права трех принципов американского конституционализма: разделения властей, федерализма, конституционного контроля.

Глава 2. Принципы американского конституционализма - юридический фундамент механизма реализации права на

В рамках выбранной темы исследования (конституционные основы права на судебную защиту) в первой главе нами было сформулировано понятие конституционных основ права на судебную защиту - те базовые элементы построения государства и права, благодаря которым становится возможным фактическая реализация права на судебную защиту, приведение процессуальных гарантий в действие, их применение для защиты прав и свобод индивида.

Читайте также: