Как классифицируются суда по числу корпусов

Обновлено: 18.05.2024

Признаки архитектурно-конструктивного типа судна: наличие и протяжённость надстроек; количество палуб; расположение машинного отделения; раскрытие палуб; форма носа и кормы; минимальный или избыточный надводный борт; число корпусов.

Надстройкой называется прочная водонепроницаемая конструкция на верхней палубе, простирающаяся от борта до борта судна. Рубкой называется конструкция, которая не доходит до бортов (на верхней палубе) более 4% ширины судна.

Надстройки увеличивают объём надводной части судна – запас плавучести, уменьшают заливаемость палубы при ходе на волнении, в надстройках размещаются жилые, общественные, служебные и другие помещения. По количеству и расположению надстроек различают следующие архитектурные типы судов (рис.1.14):

гладкопалубные суда, которые имеют только рубки;

трехостровные, имеющие три надстройки: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют);

двухостровные, имеющие две надстройки: бак и ют, бак и среднюю надстройку, ют и среднюю надстройку;

одноостровные, имеющие одну из надстроек.

Если бак сливается со средней надстройкой, то говорят, что судно с удлиненным баком, если средняя надстройка сливается с ютом, то это судно с удлиненным ютом. Если надстройка простирается по всей длине, то это судно со сплошной надстройкой (т.н.шельтердечное).

Палубой судна называется горизонтальная конструкция , простирающаяся по всей длине судна (в отличие от палубы платформа располагается на части длины судна). В зависимости от назначения и размеров суда могут иметь одну, две … 10 и более палуб (однопалубное судно, двухпалубное судно …). Верхняя палуба замыкает водонепроницаемый контур судна, а палубы, расположенные ниже, служат для горизонтального разделения внутри корпусного объёма.

Архитектурно-конструктивный тип судна определяется также расположением машинного отделения (МО). Современные суда обычно имеют кормовое, смещенное в корму (промежуточное) или среднее расположение МО (рис.1.15). В последние годы чаще встречаются суда с кормовым или промежуточным расположением МО, так как такое расположение МО позволяет выделить для груза наиболее удобные для грузовых операций судовые помещения.


Рис. 1.14.Типы судов в зависимости от числа и расположения надстроек:

а- гладкопалубное судно, б-трёхостровное судно с баком, ютом и средней надстройкой,в – двухостровное,г– двухостровное с удлиненным баком,д-двух островное с удлиненным ютом,е– одноостровное с баком,ж– одноостровное с ютом,з– со сплошной надстройкой (шельтердек),и- квартердечное

К признакам, характеризующим архитектурно-конструктивный тип грузовых судов, относится также степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Увеличение раскрытия ускоряет грузовые операции на судне. Суда, у которых раскрытие палубы более 60-70% площади над грузовым помещением (люки до 70-85% ширины судна), называются судами открытого типа.


Рис. 1.15. Варианты расположения машинного отделения по длине судна:

а– среднее расположение МО,

б– промежуточное расположение МО,в– кормовое расположение МО

Форма носа и кормы является также признаком, определяющим тип судна. Наиболее часто встречаются следующие формы носовой оконечности (рис.1.16): прямой наклонный форштевень (а), нос судна ледового плавания (б), нос ледокола (в), клиперский нос с бульбом пассажирских судов (г), бульбообразный нос (д), цилиндрический нос супертанкера (е), ложкообразный нос малого судна (ж). В последние годы чаще встречаются суда с бульбовой формой носа, которая уменьшает сопротивление воды движению судна, а также облегчает загрузку судна без дифферента на нос.


Рис. 1.16.Формы носовой оконечности судов

Наиболее древняя форма кормовой оконечности эллиптическая или обычная (рис.1.17.б). Она характеризуется обтекаемой (двоякой кривизны) подводной частью корпуса и конической надводной частью (образующая – прямая, на рисунке видна линия перехода). Крейсерская форма кормы (рис.1.17.а) характерна для судов довоенной постройки (пассажирские суда, крейсеры…). Эта форма улучшает внешний вид судна, но достаточно сложна в постройке (двоякая кривизна обшивки). Транцевая форма кормы характерна для судов послевоенной постройки (рис.1.17.в). Эта форма кормы упрощает технологию постройки, позволяет улучшить расположение швартовного оборудования и облегчить швартовку в кормовой части судна.


Рис.1.17.Формы кормовой оконечности

Минимальный надводный борт, который определяет минимальный запас плавучести, устанавливается в соответствии с Международной конвенцией о грузовой марке. Если судно перевозит легкий груз (с малым удельным объемом), то может оказаться недостаточно объёма грузовых помещений для загрузки судна по минимальный надводный борт. В этом случае назначается судну больший минимального - избыточный надводный борт (суда с избыточным надводным бортом: сухогрузы, ролкеры, пассажирские суда). Суда с минимальным надводным бортом: рудовозы, навалочники (балкеры), танкеры ….

В зависимости от числа корпусов различают: однокорпусные суда, двухкорпусные суда – катамараны, трехкорпусные суда – трисеки.

В современной морской индустрии эксплуатируются сотни типов плавучих сооружений, начиная с крупнотоннажных судов (сapesize vessels) и заканчивая скромными несамоходными лихтерами (lighters). Их число и признаки классификации увеличиваются ежегодно. Основой классификации типов судов служат их эксплуатационные, конструктивные и экономические признаки. В настоящее время часто используется следующая терминология, применяемая при эксплуатации судов.

1. Типы судов в зависимости от их назначения

По назначению гражданские суда часто подразделяются на сухогрузные суда (dry cargo ships), наливные суда (tankers), пассажирские суда (passenger ships), рыболовные суда (fishing vessels), морские объекты нефтегазового комплекса (floating offshore oil-and-gas production units), высокоскоростные суда (high speed craft), суда обеспечения (supply ships) и другие.

2. Типы судов в зависимости от их дедвейта, размеров и возможных ограничений в эксплуатации

Размеры судна предопределяют возможность (или невозможность) его использования в портах Азии, Африки, в прибрежных районах, в реках и озерах для прохода через проливы и каналы. Классификация судов по дедвейту размерам и возможным ограничениям привела к таким характеристикам судов как панамакс, суэцмакс, супертанкер, крупнотоннажный танкер, кэпсайз, сиуэймакс, малакамакс, хэндимакс, хэнди сайз.

3. Типы судов в зависимости от способов обработки груза.

Классификация судов по способу обработки груза привела к таким типам судов как накатные суда (ро-ро, Ro-Ro ship), судам, работающим по принципу подъем/спуск (ли-ли, Li-Li ship), суда с обработкой груза наплывом (фло-фло, Flo-Flo ship) и другим. Термины, применяемые для судов в зависимости от способов обработки груза, приведены ниже.

4. Типы судов в зависимости от принципов поддержания на воде

Проектирование судов с динамическими принципами поддержания, разработка высокоскоростных судов привели к появлению судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке, экранопланов. Они могут переходить из водоизмещающего состояния на динамические принципы поддержания.

Кроме терминов для вышеперечисленных типов судов в морской практике используется терминология, связанная с конструктивными особенностями судов, с типом движителей и двигателей, материалом корпуса, в связи с применением международных конвенций, кодексов и резолюций ИМО.

ТИПЫ МОРСКИХ СУДОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ДЕДВЕЙТА И ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ / SEA-GOING SHIP TYPES SUBJECT TO THEIR DEADWEIGHT AND OPERATIONAL LIMITS

Наиболее часто меняющимися определениями типов морских судов являются определения по главным размерениям судов и возможности их эксплуатации в океанах, в каналах, проливах, портах. К ним относятся такие определения, как панамакс, суэцмакс, супер-танкер, крупнотоннажный танкер, кэпсайз, сиуэймакс, малакамакс, хэндимакс, хэнди сайз, река-море. Изменения предопределены ростом размеров судов, периодическим углублением проливов, модернизацией каналов, конструктивными изменениями судов. Классификационные общества не дают определений указанных терминов, но используют их в своей работе. В качестве примера их применения можно привести выдержки из таблицы представленной в 2007 году для греческих судовладельцев президентом ABS Chris Wiernicki. Для удобства английские термины переведены на русский язык.


Следует учитывать, что определения типов судов в зависимости от их размерений в экономических определениях и в разных классификационных обществах имеют различия. Нижеприведенные определения носят ориентировочный характер. По мере возможности указываются различия в определениях или их альтернативные значения.

Супертанкер (ULCC), сверхкрупный перевозчик сырой нефти – танкер для перевозки сырой нефти дедвейтом больше 300000 тдв. По определению AFRA (Average Freight Rate Assessment) ULCC – танкер дедвейтом больше 320000 тдв. / Ultra Large Crude Carrier (ULCC) is a crude oil tanker of 300,000 to 800,000 dwt. According AFRA (Average Freight Rate Assessment) definition – ULCC is a crude oil tanker 320,000 dwt and above.

Крупнотоннажный танкер для перевозки сырой нефти (VLCC) – танкер для перевозки сырой нефти дедвейтом 150000 – 300000 тдв. По определению AFRA – танкер дедвейтом 160000 – 319999 тдв. / Very Large Crude Carrier (VLCC) is a crude oil tanker of 150,000 to 300,000 dwt. According AFRA definition VLCC is a crude oil tanker of 160,000-319,999 dwt.

Крупнотоннажное судно – судно с размерениями, не позволяющими проходить через Панамский канал. Обычно дедвейт такого судна составляет 80000тдв – 170000 тдв. Альтернатива: 80001 тдв – 199000 тдв. / Capesize vessel is a vessel that is too large to transit the Panama Canal. Typically from 80,000 dwt – 170,000 dwt. Alternate: 80,001 dwt – 199,000 dwt

Хэнди сайз – балкер (иногда танкер продуктовоз) дедвейтом от 15000 до 35000 тдв. Альтернатива: балкеры 10000 тдв – 30000 тдв. / Handysize is a bulk carrier (some time product tanker) of about 15000 to 35 000 tonnes deadweight. Alternate: Bulk Carriers Size: 10,000 – 30,000 dwt.

Хэнди макс – балкер или танкер дедвейтом от 30000 до 50000 тдв. Указанный тип является увеличенной версией популярных судов хэнди сайз / Handymax is a bulk or oil tanker vessel of 30,001 to 50,000 dwt that is a larger version of the popular Handysize vessel.

Панамакс – морские грузовые суда имеющие предельно допустимые размерения для прохода шлюзов Панамского Канала. Их ширина не должна быть более 32,2 м, а длина и осадка не должны не превышать 275 м и 12.04м соответственно. Обычно их дедвейт составляет 55000-70000 тдв / Panamax is an ocean-going cargo vessel of the maximum size possible to pass through the locks of the Panama Canal, which are 275m long by 32,2m wide and 12,04m deep. These vessels are typically of 55,000 to 70,000 dwt.

Суэцмакс – морские грузовые суда имеющие предельно допустимые размерения не превышающие ограничений для прохода шлюзов Суэцкого Канала. Их ширина не должна быть более 48 м, а длина не должна превышать 270 м. Их дедвейт может доходить до 150000 тдв -160000 тдв / Suezmax is an ocean-going cargo vessel of the maximum size possible to pass through the locks of the Suez Canal which are 270m long by 48m wide. These vessels are typically of 150,000 to 160,000 dwt.

Крупнотоннажный рудовоз – рудовоз с дедвейтом более 200000 тдв / Very Large Ore Carrier (VL Ore Carrier) is an ore carrier of 200,000+ dwt.

Танкер прибрежного плавания – танкер с дедвейтом 3001 – 10000 тдв / Coastal Tanker is tanker vessel of 3,001 dwt – 10,000 dwt.

Малый танкер – танкер с дедвейтом 10001 – 19000 тдв / Small Tanker is tanker vessel of 10,001 dwt – 19,000 dwt.

Танкеры диапазона LR1 - танкер с дедвейтом 45 001 – 70 000 тдв. Альтернатива: 45 000 – 79 999 тдв / Large/Long Range One (LRI) is tanker vessel of 45,001 – 70,000 dwt. Alternate: 45,000 to 79,999

Танкеры диапазона LRII - танкер с дедвейтом 70 001- 100 000 тдв. Альтернатива: 80 000 – 159 999 тдв / Large/Long Range Two (LRII) is tanker vessel of 70 001-100,000 dwt. Alternate: 80,000 – 159,999.

Для судов дедвейтом менее 16500 тдв, приспособленных для работы в прибрежных районах, озерах и реках применяют следующие термины: судно прибрежного плавания ( сoastal vessel ), речное судно ( river ship ) и озерное судно ( lake ship ). Имеется еще один важный класс судов, которые сами не перевозят грузы, но выполняют ряд задач, весьма важных для регулярной работы обычных судов: это ледоколы ( icebreakers ), буксиры ( tugs ), дноуглубительные снаряды ( dredge ), плаву чие маяки ( lightship ) и т. д.

Литература

Термины, применяемые в морской индустрии. Флот, Контейнеры. Том 1,2 - Н.А. Решетов, С.С. Кощий, В.А. Яковлев [2010]


Настоящий курс, представляет собой учебное пособие для подготовки судоводителей яхт, катеров и гидроциклов для сдачи экзамена на право управления маломерным судном в ГИМС МЧС Российской Федерации. Цель курса – помочь начинающему судоводителю получить базовые знания о судах и реках, правилах плавания на внутренних водных путях РФ, безопасности движения по воде и подготовиться к экзаменам на право самостоятельного управления судном. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся возможностью безопасного и приятного отдыха на воде и желающих получить право самостоятельного управления речными маломерными судами. В формате pdf.a4 сохранен издательский макет.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Классификация маломерных судов
  • ГЛАВА 2. Устройство судна

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс подготовки судоводителей маломерных судов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Классификация маломерных судов

Вообще судном называется сооружение, способное перемещаться по воде, неся на себе определенные грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав военного флота, принято называть кораблями.

Мы не будем углубляться в законодательные определения, а рассмотрим те маломерные суда, которые, собственно, и являются предметом нашего обучения, а именно моторную лодку, катер, водный мотоцикл гидроцикл, водный скутер, яхту и бот.

1. К моторным лодкам (мотолодкам) следует относить мало мерные суда, приводимые в движение маломощными подвесными и стационарными двигателями обычно в режиме плавания. Как правило, мотолодки имеют сравнительно плавные обводы корпуса, без плоских глиссирующих поверхностей, нормальную седловатость линии борта.


Примеры маломерных судов: 1 — моторная лодка (мотолодка); 2 — катер; 3 — гидроцикл; 4 — парусная яхта

2. К катерам (от англ. cutter) относятся построенные и эксплуатируемые маломерные суда для движения в режиме глиссирования или в переходном к нему. Для этой цели катера имеют сравнительно мощные двигатели. Длина катера от 1,5 до 40 м, ширина до 7 м, водоизмещение от нескольких десятков кг до 150 m, скорость хода от 3 до 70 узлов (5,5—130 км/ч). Катера, как правило, имеют глиссирующие плоские поверхности на днище, прямолинейную линию борта, возвышающуюся к носу, корму с транцем и наименьшим надводным бортом на нем. Катера имеют палубу в носовой части, кокпит, оборудованный съемным тентом и ветровым стеклом, а также могут иметь надстройку.

3. Мореходные моторные лодки с шлюпочными (видоизменяющимися) обводами, предназначенные для плавания на от крытых водных пространствах и в устьях больших рек длиной более 7—8 м, называют ботами или моторными ботами.

4. Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель.

5. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами.

6. Под термином яхты подразумеваются в первую очередь парусные, а также моторные, моторнопарусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторнопарусная, парусномоторная и просто парусная.

7. Глиссер моторное судно, имеющее реданы поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называются скутерами.

8. Гидроцикл бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой.

9. Скутер (англ scooter, от scoot мчаться), одноместное спортивное гоночное судно с подвесным двигателем внутреннего сгорания. Имеет в плане форму треугольника или четырёхугольника, днище плоское с реданом, при движении скутер глиссирует. На тихой воде развивает скорость до 80 км/ч и более. По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются по достаточно большому количеству признаков: по способу передвижения, по назначению, по режиму движения, по району плавания, по об водам корпуса и его материалам, по двигателю, движителю и, наконец, по конструкции набора корпуса.

Рассмотрим их вкратце.

Одним из главных эксплуатационных признаков судов является назначение. По этим, общепринятым для морских и речных судов, признакам маломерные суда делятся на:

• прогулочные суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д..). Более 90% из маломерных прогулочных судов являются судами индивидуального пользования (любительскими);

• производственные (хозяйственные, коммерческие) суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д..);

• специальные (служебные) суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).

РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ

По режиму движения маломерные суда делятся на:

• суда с режимом плавания водоизмещающие, т.е. вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости;

• суда с режимом глиссирования, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды;

• суда с переходным режимом с плавания на глиссирование;

• суда режимом движения на подводных крыльях и с режимом движения на воздушной подушке.

СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Способ передвижения определяется тем, каким образом, с помощью чего судно движется. Отсюда самоходные (это суда, приводимые в движение механическими установками) и несамоходные (всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (понтоны, дебаркадеры и т. д.).

РАЙОН ПЛАВАНИЯ

Разделение маломерных судов на классы по районам плавания связано с тем, что условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.

Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.

Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.

Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках — минимальная осадка.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется ГИМС России (см. выше), в зависимости от своих конструктивных данных, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.

Сами же районы плавания подразделяются на:

морские (МП) бассейны, в которых установлен морской режим плавания(судоходства);

внутренние (ВВП) бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей;

несудоходные (ВП) внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.

МАТЕРИАЛ КОРПУСА

По материалу корпуса маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, корпус которых состоит из нескольких материалов, например, корпус деревянный, а набор металлический, называются композитными судами.

РОД ДВИГАТЕЛЯ

Принято следующее подразделение судов по роду двигателя: с подвесным мотором (например, мотолодка) и со стационарным двигателем (например, катер).

ТИПЫ ДВИЖИТЕЛЕЙ

Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт, но могут иметь воздушный винт, водометный движитель, газовый реактивный двигатель-движитель.

КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА

Что касается конструкции набора корпуса, то она бывает с поперечным набором, с продольным набором, со смешанным набором, безнаборная. К этому мы ещё вернёмся в отдельной главе.

ОБВОДЫ КОРПУСА

И, в заключение различие маломерных судов по обводам корпуса. Обводы корпуса маломерных судов могут иметь различные формы. Основные два типа обводов подводной части корпуса — это круглоскулый и остроскулый.

• Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

• Остроскулыми называются обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви в бортовой. Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

• Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного.

• Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

• Плоскокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов (всех или за исключением одного-двух-носовых) образованы прямыми линиями.

• Изогнутокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов образованы плавно изогнутой S-образной линией.

• Смешанными называются обводы, при которых часть шпангоутов остроскулая, а часть круглоскулая.

Как показывает опыт, экономичность эксплуатации малого моторного судна определяется правильным выбором двигателя, мощность которого должна соответствовать обводам и размерениям корпуса и нагрузки лодки, подбором элементов гребного винта и обеспечением оптимального ходового дифферента. В случае не правильного подхода к этим вопросам иногда до 30% горючего затрачивается не на движение судна вперёд, а вхолостую на перемешивание больших масс воды за кормой.

Боевые морские судна имеют определенную классификацию, согласно которой их отличают друг от друга. В определяющие критерии входит водоизмещение, круг решаемых задач, вооружение и другие факторы. Чтобы выяснить отличия между корветом, фрегатом, эсминцем, крейсером и линкором, необходимо изучить технические характеристики боевых кораблей и их особенности. Однако необходимо помнить, что у каждой страны существует своя классификация такой техники.

Классификация и определение

Классификация, технические характеристики и краткое описание боевых кораблей помогут определить различия между такой военной техникой.

Корвет

В новейшей истории Российского военного флота такая боевая единица, как корвет, только начинает свое усиленное развитие, несмотря на то, что первые представители этого класса появились еще в 17-м веке. В то время корветом называли трехмачтовое судно, на котором имелось прямое парусное вооружение и 20-30 орудий, расположенных на верхней палубе. Функция такой военной техники заключалась в разведке и перевозе секретной почты.

Водоизмещение первых корветов составляло от 460 тонн и выше. В середине 20-го века появились колесные и парусно-винтовые модели. С началом развития ракетного оружия корабли стали оборудоваться ракетными установками.

Задача современных корветов, находящихся на вооружении многих стран мира, заключается в противолодочной обороне конвоя либо берегового объекта стратегического назначения. В конце 80-х годов прошлого века такие боевые единицы стали оснащать гидроакустическими станциями и торпедными аппаратами. Водоизмещение современных корветов возросло до 1200-1500 тонн. Также вооружение кораблей было дополнено легкими вертолетами, использующимися для целеуказания противокорабельным ракетам.

Эсминец

По военно-морской терминологии эсминцем называют маневренный и быстрый боевой корабль, характеризующийся высокой прочностью. Предназначение такой боевой единицы — сопровождение и защита конвоя, крупных судов флота или боевых групп от мощных атак, имеющих ближний радиус действия.

Первые единицы таких боевых кораблей были разработаны в последнем десятилетии 19-го века. Конструктором эсминцев стал испанец Фернандо Вильяамиль. Техника предназначалась для защиты испанского военно-морского и торгового флота от торпедных катеров. На момент начала русско-японской войны такие корабли были быстрыми, мощными и хорошо вооруженными боевыми единицами, которые использовались для уничтожения торпедных катеров противника.

Эсминцы имеют более компактные размеры, чем линкоры, как правило, корабли вооружены одной пушкой и множеством ракет, в том числе противокорабельных. Современные боевые единицы часто оснащаются вертолетной площадкой, что позволяет более эффективно вести противолодочную войну. Водоизмещение современных эсминцев колеблется от 3000 до 10 000 тонн.

Фрегат

В России первые корабли, именующиеся фрегатами, появились во времена правления Петра I. Причем этим словом называли все морские единицы, выполняющие крейсерские функции, независимо от наличия или отсутствия парусного вооружения.

С началом Второй мировой войны произошло изменение классификации боевых кораблей. Для сопровождения конвоев начали использовать специально сконструированные боевые единицы, которые в разных странах именовали по-разному — фрегаты, эскортные эсминцы, сторожевые корабли или корабли сопровождения. По своему водоизмещению такие суда занимали промежуточное место между корветами и эскадренными миноносцами. Военная техника оснащалась противолодочным, мощным пушечным и зенитным оружием.

Сегодня на вооружении ВМС Росси есть два типа сторожевых кораблей, которые относятся к фрегатам. Они предназначены для охраны боевого флота и конвоя от легких надводных сил, а также подводных и воздушных сил противника в дальней морской зоне. Таким образом, согласно российской классификации, фрегатами называют бывшие большие противолодочные и сторожевые корабли дальней морской зоны, а также универсальные сторожевые единицы.

Крейсер

Современный крейсер — дорогостоящий продукт, который создается с помощью кораблестроительных, электронных и ракетных технологий. Такие корабли могут позволить себе только крупные государства, сегодня такая боевая единица есть только на вооружении России и США. Используются суда для борьбы с легкими силами флота противника и торговыми кораблями, а также в качестве обороны боевых соединений и конвоев.

Линкоры

Линкор, или линейный корабль — это класс наиболее мощных бронированных артиллерийских боевых единиц, находящихся на вооружении разных стран в 20-м веке. До начала ВМВ такие боевые корабли считались символом могущества морских держав, а также средством обеспечения господства на море. Их водоизмещение могло превышать 80 000 тонн.

Линкоры использовались для уничтожения судов противника и в качестве артиллерийской поддержки сухопутных операций. Перед началом Второй мировой войны такие боевые единицы имелись в составе флотов всех крупных морских держав, однако во время проведения операций ВМВ не оправдали возложенных на них надежд. Дело в том, что линейные корабли оказались уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок. Из-за этого в конце 40-х годов их производство полностью прекратилось. Сегодня в составе флотов мира такие боевые единицы отсутствуют.


Авианосцы

Такой класс боевых кораблей, как авианосцы, предназначены для базирования в порту и боевого применения в акваториях. Можно сказать, что такой корабль представляет собой авиабазу, которая действует в открытом море. Основное отличие авианосцев от других боевых судов заключается в том, что они оснащены полетной палубой и другими средствами, облегчающими взлет, посадку и базирование боевых самолетов и вертолетов.

В качестве оборонительного вооружения авианосцы оборудованы зенитной артиллерией малых и средних калибров, а также управляемым ракетным вооружением. Однако во второй половине 20-го века, в связи с развитием ракетного оружия, стратегическая значимость этих кораблей значительно снизилась.

В задачу авианосцев входят такие моменты:

  • противолодочная и противовоздушная защита морских соединений;
  • воздушная поддержка сухопутных операций, проходящих в прибрежной зоне;
  • завоевание локального превосходства в воздухе и разрушение противовоздушной обороны противника.

Всего существует три класса авианосцев: легкие, средние и тяжелые. Водоизмещение кораблей (в зависимости от класса) составляет от 30 000 до 100 000 тонн.

Сравнительная таблица отличий

Чтобы понять, чем отличаются морские боевые единицы друг от друга, стоит изучить таблицу, где указаны их основные характеристики и предназначение.

Боевая единица Водоизмещение Скорость Задачи
Корвет От 1200 до 1500 тонн От 30 до 40 км/ч Противолодочная оборона конвоя или берегового объекта
Эсминец От 3000 до 10 000 тонн Около 60 км/ч Сопровождение и защита конвоя от атак ближнего радиуса действия
Фрегат До 4000 тонн От 55 до 60 км/ч Поиск и уничтожение подводных лодок противника, противоракетная и противовоздушная оборона кораблей
Крейсер Около 10 000 тонн До 60 км/ч Оборона боевых соединений и конвоев, уничтожение легких сил противника
Линкор От 20 000 до 80 000 тонн От 20 до 25 км/ч Уничтожение кораблей противника, артиллерийская поддержка сухопутных операций
Авианосец От 30 000 до 100 000 тонн От 45 до 55 км/ч Защита морских соединений, поддержка сухопутных операций, разрушение противовоздушной обороны противника

В чем разница

Изучив технические характеристики кораблей, можно сделать вывод, что самыми большими и мощными являются авианосцы.

Если сравнивать фрегат и корвет и определять, что больше, то ответ зависит от конструктивных особенностей каждой боевой единицы. В среднем, фрегаты немного больше корветов и имеют более внушительную скорость.

Читайте также: