Как царь соломон понял кто из пришедших на суд женщин является матерью ребенка

Обновлено: 02.05.2024

Притчи Соломона

О Соломоне — царе иудейском и его кольце с мудрой надписью мы говорили совсем недавно здесь. Сегодня будут другие не менее мудрые Соломоновы притчи. До нас дошло много его притч, самая известная о двух женщинах-матерях, претендующих на одного ребёнка. Помните? Напомню, кто забыл.

Суд Соломона (притча о том, как царь разрешил спор двух спорящих женщин-матерей)

Притчи Соломона

Суть притчи в следующем. Один из двух младенцев умирает и обе женщины-матери стали претендовать на живого дитя. Установить материнство не представлялось возможным.

И лишь Соломон вынес мудрое решение: рассечь мечом младенца на две половины, чтоб каждой женщине досталась доля. Настоящая мать взмолилась не делать этого, отдать её сына другой, пусть и не матери. На что и рассчитывал судья. Он вынес верное решение: отдать дитя настоящей матери — той женщине, которая проявила милосердие и жалость.

Однако, если выжать из всего объёма суть, то получится концентрированная мудрость, напоминающая 10 библейских заповедей. Вот они изложенные кратко.

Притчи Соломона

Каждое утро царь Соломон спускался с вершины горы, где встречал восход Солнца. Его и в этот раз, как всегда, ждали люди, жаждущие познать истину. Они начали наперебой задавать вопросы царю о смысле жизни, счастье и горе, гармонии и совершенстве. Ответы царя были краткими и несли в себе основную суть жизни каждого.

Скажи нам, кто есть мы?

— Вы — мира свет. Свет звёзд — это вы. Храм истины — это тоже вы. Задумайтесь и спросите сердце, что такое любовь? Тот, кто познал любовь — тот познал язык Бога.

В чём смысл жизни? Зачем мы явились сюда и зачем живём?

— Жизнь – это танец любви. А ваше предназначение – расцвести. Быть – это великий дар миру. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь – это только настоящее. А смысл настоящего – быть в этом настоящем.

Почему мы так много вокруг несчастливых людей?

— Что посеешь — то и соберёшь. Несчастья – это ваш выбор. Бедность – творение человеческое. Обвиняя, вы теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не познал себя. А не нашедшие внутри себя Царство Божие – бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. И не будет богатство вашим проклятием.

Как нам преодолеть невзгоды?

— Не судите себя, ибо вы божественны. Не разделяйте, не сравнивайте и не завидуйте. Благодарите за всё. Радуйтесь, ибо это и есть смысл жизни. Радость творит чудеса. Любите себя, ибо того, кто сам себя любит, будут любить все. Пробудитесь. Слушайте голос Бога, ибо счастливы те, кто выполняет своё предназначение. Ищите гармонии, как реки ищут своё русло. Счастлив будет тот, кто готов принять это счастье. Осознайте себя, любите жизнь и созидайте. Тогда будет вам счастье.

В чём секрет изобилия?

— Жизнь — и есть изобилие. Это высшая драгоценность для Него. В вашем сердце богатство неизмеримо. Вокруг вас неистощимое богатство. Богатства в мире столько,чтобы каждого сделать богатым. Не бойтесь-чем больше дадите, тем больше получите. Вы только откройтесь изобилию,оно у порога. Блаженны те, кто найдёт сокровища в себе.

Как жить на этом свете?

— Живите каждым мгновением. Помните, что внутри, то и снаружи. Если кругом мрак мира,то это мрак вашего сердца. Восход Солнца — это счастье. Просветление — это сияние тысячи Солнц. Счастлива ищущие света.

Как нам обрести гармонию?

— Живите достойно и просто.Не завидуйте, не желайте никому зла. Сомнения ваши должны приносить очищение, а не бессилие. Творите ради души, а не ради признания. К ближнему относитесь, как к себе самому. Забудьте прошлое,его уже нет. Несите миру новое. Несите миру любовь. Ибо где любовь — там Бог.

Как стать совершенным в жизни?

— Несчастные — это рабы, ибо счастье любит свободу. Открываясь миру, мир открывается вам. Откажитесь от противостояния и станете владыкой мира.

Глубоко и мудро! Как видите, где-то притчи перекликаются с библейскими заповедями.


Скульптура, подаренная Пьетро Ламберти или Нанни ди Бартоло [ оно ] . Он стоит на углу Дворца Дожей в Венеции (Италия), рядом с Порта делла Карта.

Суд Соломона является история из Библии на иврите , в котором Соломон управлял между двумя женщинами , как утверждают, что мать ребенка. Соломон раскрыл их истинные чувства и отношение к ребенку, предложив разрезать ребенка пополам, чтобы каждая женщина получала половину. С помощью этой стратегии он смог различить не-мать как женщину, которая полностью одобрила это предложение, в то время как настоящая мать умоляла, чтобы меч можно было вложить в ножны, а ребенка отдать на попечение ее соперницы. Некоторые считают такой подход к правосудию типичным примером беспристрастного судьи, проявляющего мудрость при вынесении решения.

СОДЕРЖАНИЕ

Библейское повествование


Король объявил вторую женщину настоящей матерью, поскольку мать даже откажется от своего ребенка, если это необходимо для спасения его жизни, и предоставил ей опеку. Этот приговор стал известен во всем Израиле и считался примером глубокой мудрости.

Классификация и параллели


Общий мотив в этих параллельных версиях состоит в том, что мудрый судья объявляет абсурдную процедуру, которая в некотором роде разумна и разумна: разделение ребенка по принципу компромисса; или перетягивание каната, в котором можно предположить, что настоящая мать будет побуждена тянуть сильнее. Но на самом деле процедура представляет собой скрытый эмоциональный тест, призванный заставить каждую женщину выбрать между ее состраданием к ребенку и ее волей к победе.

Ученые отмечают, что рассказ напоминает жанр современного детектива . И царь Соломон, и читатель сталкиваются с какой-то юридически-детективной загадкой. Меир Штернберг отмечает, что в рассказе сливаются два жанра: загадка и испытание; юридическая дилемма, которая является загадкой, также представляет собой испытание для молодого царя: если он сможет решить ее, он будет признан обладающим божественной мудростью. Стюарт Ласин классифицирует эту историю как загадку для суда.

По словам Рэймонда Уэстбрука , рассказ - это, по сути, гипотетическая проблема, представленная получателю как чисто интеллектуальный вызов, а не как конкретный юридический случай. В таких задачах обычно опускаются ненужные детали, поэтому персонажи рассказа не имеют отличительных характеристик. Описание дела исключает возможность получения косвенных доказательств, тем самым вынуждая получателя напрямую столкнуться с дилеммой и не искать косвенные пути ее решения.

Источник

Эта история имеет ряд параллелей в сказках разных культур. Все известные параллели, в том числе несколько из Индии , были записаны в более поздние периоды, чем библейская история; тем не менее, неясно, отражают ли они более ранние или более поздние традиции. Герман Гункель исключает возможность того, что такой сложный мотив развился независимо в разных местах. Некоторые ученые считают, что источник этой истории невозможно отследить.

Композиция и редакционное оформление

Рассказ считается буквально единым, без значительного вмешательства редакции. Окончание рассказа, в котором отмечается мудрость Соломона, считается девтерономическим дополнением к тексту.

Ученые отмечают, что эта история связана с предыдущим рассказом о сне Соломона в Гаваоне по общему образцу пророческого сна и его последующего исполнения. Некоторые думают, что эта близость историй - результат работы редактора . Другие, такие как Саул Залевски, считают, что эти два счета неразделимы и образуют буквально единое целое.

Анализ

Общее описание

Рассказ можно разделить на две части, одинаковые по длине, в соответствии с последовательностью судебного разбирательства. В первой части (стихи 16–22) описывается случай: две женщины представляют свои аргументы, и на этом этапе никакого ответа от царя не записано. Во второй части (23–28) описывается решение: король - главный оратор и тот, кто направляет сюжет. Помимо этого четкого двойного разделения, были высказаны предположения относительно сюжетной и литературной структуры рассказа и его внутренних отношений.

Как указывалось ранее, большая часть истории передается прямой речью женщин и Соломона с несколькими предложениями и глаголами произнесения рассказчиком. Диалоги продвигают сюжет вперед. Противоречивые показания женщин создают первоначальный конфликт, необходимый для создания драматической напряженности . Просьба царя принести ему меч усиливает напряжение, так как читатель задается вопросом, зачем он нужен. История достигает своей кульминации с шокирующим королевским приказом вырезать мальчика, который на мгновение ставит под сомнение решение короля. Но то, что кажется вердиктом, оказывается хитрой уловкой, которая достигает своей цели и приводит к признанию истинной матери и решению.


Главная открытая цель повествования о правлении Соломона, которому принадлежит Суд над Соломоном, как указано выше, - прославить царя Соломона, и его мудрость является одной из доминирующих тем повествования. Исключениями являются: первые две главы (3-я Царств 1-2), которые, по мнению многих ученых, изображают сомнительный образ Соломона и, как указано выше, иногда приписываются отдельному произведению; и последняя глава в отчете (11), которая описывает грехи Соломона в его преклонном возрасте. Тем не менее, многие ученые указывают на элементы в повествовании, критикующие Соломона, ожидая его падения в главе 11.

В своем непосредственном контексте история следует за рассказом о сне Соломона в Гаваоне , в котором ему было обещано Богом, что ему будет дана беспрецедентная мудрость. Большинство ученых читают эту историю за чистую монету и приходят к выводу, что ее главная цель - продемонстрировать исполнение божественного обещания и проиллюстрировать мудрость Соломона, выраженную в юридической форме. Другие ученые также признают в этой истории, как и в других частях повествования о правлении Соломона, иронические элементы, которые не согласуются с явной целью этой истории прославить Соломона.

Некоторые ученые предполагают, как уже упоминалось, что история существовала независимо до того, как она была интегрирована в текущий контекст. Виллем Бёкен считает, что первоначальный рассказ был не о мудрости царя (заключительное замечание о мудрости Соломона считается второстепенным), а о женщине, которая, прислушиваясь к своему материнскому инстинкту, помогла королю выйти из юридического тупика. Бекен отмечает дополнительные библейские истории, которые разделяют мотив женщины, оказавшей влияние на царя: Вирсавия , женщина из Фекои , и иностранные жены Соломона, соблазнившие его идолопоклонством. Бекен заключает, что истинная мать олицетворяет библейский тип характера мудрой женщины. Он предлагает анализ литературной структуры рассказа, согласно которому раздел, в котором отмечается сострадание истинной матери (стих 26b), составляет один из двух кульминационных моментов рассказа, наряду с разделом, провозглашающим божественную мудрость Соломона (стих 28b). Согласно этому анализу, история в ее текущем контексте придает равное значение состраданию истинной матери и божественной мудрости, которая руководила Соломоном в испытании.

Согласно Марвину Суини , в своем первоначальном контексте, как часть девтерономической истории , эта история превозносила Соломона как мудрого правителя и представляла его образцом для Езекии . Позже повествовательный контекст истории подвергся еще одной девтерономической редакции, которая подорвала фигуру Соломона по сравнению с Иосией . В своем текущем контексте история неявно критикует Соломона за нарушение библейского закона, который ставит священников и левитов на вершину судебной иерархии (Второзаконие 17: 8–13).

Внутрибиблейские намеки

Несколько историй в еврейской Библии имеют сходство с Судом Соломона, и, по мнению ученых, они ссылаются на него.

Наиболее похожая история - это история двух матерей-каннибалов в 4 Царств 6: 24–33, которая является частью цикла Елисея . На заднем плане - голод в Самарии , вызванный осадой города. Когда король проезжает через город, женщина зовет его и просит принять решение в ссоре между ней и другой женщиной. Женщины согласились приготовить и съесть сына одной женщины, а на другой день сделать то же самое с сыном другой женщины; но после того, как они съели сына первой женщины, другая женщина спрятала своего собственного сына. Король, потрясенный описанием случая, разорвал свою королевскую одежду и показал, что под ней была вретище. Он обвинил Елисея в сложившихся обстоятельствах и продолжил преследовать его.

Женские персонажи

Как и многие другие женщины в еврейской Библии, две женщины в этой истории анонимны. Предполагается, что их имена не упоминались, чтобы не затмить мудрость Соломона, которая является главной темой истории. Женщины кажутся бедными. Они живут одни в общем доме, без слуг. Женщины были определены как проститутки. Как проститутки, они лишены мужского покровительства и должны заботиться о себе в патриархальном обществе.

Сравнение с детективной литературой

Еврейское толкование


Согласно Мидрашу , эти две женщины были свекровью и невесткой, обе родили сыновей и чьи мужья умерли. Лежащая невестка была обязана по законам Йиббума выйти замуж за своего зятя, если только не была освобождена от договоренности через формальную церемонию. Поскольку ее зять был живым ребенком, она была обязана выйти за него замуж, когда он достигнет совершеннолетия, или подождать столько же времени, прежде чем выйти на свободу и снова выйти замуж. Когда Соломон предложил разделить младенца пополам, лежащая женщина, желая избежать ограничений Йиббума в глазах Бога, согласилась. Таким образом Соломон смог узнать, кем была настоящая мать.

Представления в искусстве

Если вышеупомянутая помпейская фреска действительно изображает Суд над Соломоном, это первая известная картина библейской истории (в настоящее время перемещена в Национальный музей в Неаполе ).

Эта тема давно стала популярной у художников и часто выбирается для украшения зданий судов. В Нидерландах многие здания судов 17-го века ( залы Вершаара ) содержат картину или рельеф с этой сценой. Известные примеры в других странах Европы:

  • Фреска Рафаэля
  • Суд Соломона от Уильяма Блейка
  • Офорт Гюстава Доре
  • Ксилография школы Михаэля Вольгемута в Нюрнбергских хрониках
  • Картины Андреа Мантенья , Пуссена и Франца Кауцига
  • Рельефная скульптура на Дворце дожей в Венеции работы неизвестного художника (возле выхода на площадь Сан-Марко)
  • Витраж Жана Шастелена в церкви Сен-Жерве и Сен-Проте в Париже

Музыка

Марк-Антуан Шарпантье : Judicium Salomonis H.422 , Оратория для солистов, хора, деревянных духовых, струнных и континуо. (1702)

Джакомо Кариссими : Judicium Salomonis, Оратория для 3 хоров, 2 скрипок и органа.

Другие СМИ

Хирургическая техника, которая включает разделение плаценты с помощью лазера в качестве лечения синдрома переливания крови между двумя близнецами, называется техникой Соломона .

Идиоматическое употребление


Читайте также: