Иски источника выбросов что это

Обновлено: 03.05.2024

С 1 октября 2019 года вступили в силу изменения в процессуальное законодательство, связанные с институтом групповых исков. Федеральный закон от 18 июля 2019 г. № 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в главу 28.2. Арбитражного процессуального кодекса (далее АПК) и главу 22.3 Гражданского процессуального кодекса (далее- ГПК). В частности в ГПК рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц появилось впервые.

В случае нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, появилось право обратиться в суды, что дает возможность получить более эффективную защиту своих интересов.

Однако, право на обращение в суд с групповым иском не освобождает от необходимости доказывания факта причинения вреда, доказывания причинно-следственной связи, необходимости активно отставить свои права и представлять доказательства.

Что полезно, знать об изменениях в законодательстве гражданам для защиты права на благоприятную окружающую среду и здоровую экологическую обстановку.

Что такое групповой иск?

Групповой иск это одна из форм судебного процесса, в которой группа людей коллективно подаёт иск в суд к ответчику.

Признаки, при наличии которых может быть подан групповой иск: единый ответчик; общие или однородные требования; схожие фактические обстоятельства; одинаковый способ защиты прав (устранить причиненный вред, произвести компенсацию за потерю здоровья).

Минимум 5 заявителей в при обращении в Арбитражный суд или 20 заявителей с Суд общей юрисдикции. Сроки рассмотрения таких дел составляют до 8 месяцев.

Подавать иск необходимо по месту нахождения причинителя вреда. Если это юридическое лицо, то сведения о его регистрации содержат публичные источники.

Можно ли присоединиться к уже поданному группой иску?

Присоединиться к группе можно направив в письменной форме заявление о присоединении к требованию лица, подавшему исковое заявление. Либо обратиться с заявлением о присоединении к требованиям лиц непосредственно в суд, где рассматривается дело. Либо подать в электронном виде путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.

Важно знать, что присоединение к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц возможно до перехода суда к прениям.

Порядок участия в деле по групповому иску

В связи с тем, что для данной категории дел не предполагается участие всех членов группы, соистцы делегируют задачу представлять интересы группы одному из своих членов.

При этом, каждый член группы имеет право: ознакомиться с материалами дела, сделать выписки, снимать копии; подавать ходатайства в суде о замене лица, которое ведет дело в интересах группы лиц; присутствовать в судебных заседаниях, в том числе если оно объявлено закрытым; отказаться от поданного им заявления о присоединении к требованию.

В групповых исках отсутствует необходимость в нотариальном удостоверении доверенности на представление интересов, достаточно наличие заявления доверителей. К представителю группы не предъявляется никаких квалификационных требований (таких как наличие высшего юридического образования или ученой степени по юриспруденции).

Кто понесет судебные расходы?

По общим правилам судебные расходы, в том числе госпошлину должен оплачивать тот, кто представляет всю группу. Также имеется возможность заключить соглашение о судебных расходах и предусмотреть, что все расходы истцы несут пропорционально.

Можно ли подать отдельный иск, при наличии группового?

Производство по делу лица, обратившееся с самостоятельным иском, не воспользовавшегося правом присоединиться к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, приостанавливается судом до вступления в законную силу решения суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц. В зависимости от решения, принятого по групповому иску, суд по самостоятельному иску либо отказывает, либо удовлетворяет требования заявителя.

Что нужно указать в заявлении?

По экологическим правонарушения предметом исковых требований являются отдельные объекты окружающей среды – вода, земля, леса и иная растительность, животный мир, недра, атмосферный воздух, которым был причинен вред.

Виды совершаемых экологических правонарушений: загрязнение окружающей среды; нерациональное использование природных ресурсов; порча, повреждение, уничтожение природных объектов; причинение вреда животному миру, угроза и причинение вреда здоровью; истощение природных ресурсов; деятельность, подвергаемая опасности людей и животный мир.

Предмет доказывания и основания для иска.

Наличие вреда окружающей среде, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственная связь между такими действиями и возникновением вреда у заявителя.

В качестве основания для иска можно привести такие как сокрытие информации либо предоставление несвоевременной и недостоверной информации о состоянии окружающей среды; отказ в предоставлении такой информации, повлекший ущерб имуществу и здоровью потерпевшего.

Что в итоге?

Возмещение вреда, может осуществляться с учетом утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенных расходов, вызванных потерей здоровью, повреждения имущества, в том числе расходов на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств и других расходов.

Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан, причиненный в результате деятельности оказывающей негативное воздействие на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Право на моральный вред

Вред, причиненный здоровью граждан в вызванный в результате негативного воздействия на окружающую среду, является основанием для компенсации морального вреда.

Разрешая вопрос о компенсации морального вреда, необходимо привести доказательства причинения вреда потерпевшему, какими действиями (бездействиями) ответчика ущерб был нанесен, также нужно указать какие нравственные и физические страдания были понесены потерпевшим, в какой сумме потерпевший оценивает их компенсацию.

Установление судом степени нравственных и физических страданий основывается на фактических обстоятельствах дела и индивидуальных особенностях потерпевшего (статья 1100 ГК РФ).

Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - обязательная процедура определения и систематизации данных о выбросах в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта (предприятия или организации).

Инвентаризация является базовым понятием системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и служит основой для множества других работ: определения категории объекта НВОС, проекта ПДВ, мероприятий в период НМУ, проекта СЗЗ и др.

1. Максимально коротко об инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ атмосферу.

В соответствии с требованиями законодательства проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является обязанностью для всех предприятий и организаций, имеющих выбросы в атмосферный воздух.

Необходимость проведения инвентаризации не зависит от количества и состава источников выбросов, а также от отнесения к категории объектов НВОС!


В процессе проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу определяется количественный и качественный состав выбросов, но не проводится расчет рассеивания выбросов в атмосферном воздухе. Указанный расчет выполняется в проекте ПДВ и в ряде других работ, выполняемых на основе материалов инвентаризации.

Для определения показателей выбросов используются преимущественно инструментальные методы (замеры на источниках выбросов), при использовании расчетных методов требуется обязательное обоснование.

В связи с выходом Приказа Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, определяющим новые требования к порядку инвентаризации, все юридические лица и индивидуальные предприниматели после 26.04.2020 г. обязаны иметь отчет об инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выполненный по новой форме!

Передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу также необходимо инвентаризировать, но результаты инвентаризации рекомендуется оформлять отдельным отчетом.

В случае невыполнения требований по проведению инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможен административный штраф до 100 тысяч руб. в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований) и до 80 тысяч руб. по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации).

Согласование отчета по инвентаризации в органах надзора не требуется, однако при некорректной инвентаризации в ходе контрольно-надзорных мероприятий под сомнение может быть поставлена большая часть природоохранной документации предприятия или организации.

2. Нормативные основания для проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.


Необходимо учитывать отсутствие взаимосвязи обязанности по проведению инвентаризации и присвоенной категории НВОС. Исходя из формулировок, указанных в Федеральном законе от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, требование о проведении инвентаризации в равной степени относится к любому предприятию или организации, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Такими источниками могут быть:

  • дымоотводящие трубы (котельные, печи, топливосжигающее технологическое оборудование и т.д.);
  • системы вытяжной или общеобменной вентиляции (посты окрашивания, посты ремонта и обслуживания автотранспорта, экструзионные установки и т.д.);
  • места перегрузки и хранения сыпучих материалов;
  • технологические установки, оборудованные системами очистки газа и пыли;
  • неплотности технологического оборудования, через которые загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух;
  • оборудование, работающее на открытых площадках (пилорамы, сварочные посты и т.д.).

С 1 ноября 2019 г. Федеральным законом от 26.07.2019 г. № 195-ФЗ были внесены изменения в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, что сделало обязательным также проведение инвентаризации передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха.

Основными передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются:

  • автомобильный транспорт;
  • железнодорожный транспорт;
  • строительная, сельскохозяйственная и иная техника.

Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ для объектов, вводимых в эксплуатацию, инвентаризация проводится не позднее чем через 2 года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Вместе с тем, рекомендуется выполнить инвентаризацию как можно раньше, так как ее материалы служат основой для постановки на учет объектов НВОС. Предельный срок для постановки на учет объектов НВОС составляет 6 месяцев с момента начала эксплуатации.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352.

Начало действия Приказа Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 - 26.04.2019 г.

3. Состав инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В связи с тем, что инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ранее выполнялась совместно с проектом ПДВ, важно понимать, какие именно работы входят в состав инвентаризации, а какие - нет.


В составе работ по инвентаризации выполняются:

  • анализ ранее разработанных документов;
  • анализ технологии, составление пояснительной записки;
  • детальное описание источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе координат;
  • подготовка картографических материалов;
  • инструментальные замеры на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • формирование таблиц параметров и состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • составление отчета.

При этом в состав инвентаризации не выходят следующие работы:

  • проведение расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
  • расчет нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • разработка мероприятий в период НМУ;
  • определение плана-графика контроля для ПЭК;
  • получение экспертного, санитарно-эпидемиологического заключений;
  • получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В связи с переходным периодом по внедрению новых норм законодательства рекомендуем выполнять проект ПДВ, в процессе разработки которого не только проводится инвентаризация с составлением отчета по новой форме, но и осуществляются расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

4. Применение инструментальных и расчетных методов определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В соответствии с п. 17 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы.

В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.

Область применения расчетных методов (п. 25-27 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды от 07.08.2018 г. № 352):


  • отсутствие аттестованных методик измерения загрязняющего вещества;
  • отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику);
  • неорганизованные и линейные стационарные источники;
  • ограниченное количество технологических процессов, с использованием результатов измерения отдельных характеристик источника выброса.

5. В каких случаях необходима корректировка отчета по инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?

Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ изменение требований к порядку проведения инвентаризации является основанием для корректировки данных инвентаризации. При этом п. 45 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, установлена обязанность корректировки данных инвентаризации не позднее 1 года с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

Таким образом, после 26.04.2020 г. все объекты, имеющие на своем балансе стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны иметь отчет по инвентаризации, выполненный по форме, установленной Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352.

Важно учитывать, что указанное требование не зависит от необходимости или отсутствия необходимости нормирования выбросов в атмосферный воздух для конкретного объекта НВОС, наличия или отсутствия проекта ПДВ.

Другими основаниями для корректировки инвентаризации, в соответствии с п. 42, 43 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, являются:

  • изменение технологических процессов и режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
  • изменение объемов производства;
  • реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и массы выбросов;
  • изменение максимально разовых выбросов более чем на 25% или валовых выбросов более чем на 10%.


В случае возникновения указанных обстоятельств материалы инвентаризации также должны быть откорректированы в течение 1 года.

6. Учет передвижных источников в материалах инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В соответствии со п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны проводить инвентаризацию источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая выбросы от стационарных и передвижных источников.

Вместе с тем, на данный момент вопрос учета передвижных источников в законодательстве не определен.

Порядок, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, распространяет свое действие исключительно на стационарные источники, в связи с чем учет передвижных источников в общем отчете по инвентаризации будет являться нарушением установленной формы.

7. Возможные штрафные санкции.

За несоблюдение требований по проведению инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможны административные штрафы по следующим статьям КоАП РФ:


Важно понимать, что в случае неправильно проведенной инвентаризации под сомнение могут быть поставлены множество других обязательных природоохранных документов.

В этом случае штрафы могут исчисляться сотнями тысяч рублей.

9. Частые проблемы, возникающие при проведении инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в сторонних организациях.

Наиболее частая проблема в сфере инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, с которой приходится в последнее время сталкиваться заказчикам работ, - это отказ проектной организации от замеров в пользу применения расчетных методов.

Действительно, инструментальные исследования повышают трудоемкость выполнения работ, а для проектной организации, не имеющей собственной лаборатории, подчас делают невозможными исполнение работы как с организационной, так и с экономической точек зрения.

Также необходимо отметить отличительную особенность отчета по инвентаризации. Данный отчет не требует согласования с надзорными структурами и утверждается руководителем предприятия или организации. Пользуясь этим, отдельные проектные организации сдают заведомо некорректную работу, а после подписания акта приема-передачи перестают выходить на связь.

Минимизируйте риски!

3. При разработке проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов I , II , также III категории (при наличии загрязняющих веществ 1,2 класса опасности).

4. Для определения фактического объема выбросов для целей учёта, отчетности ( отчет 2-ТП воздух ) и расчёта платы за негативное воздействие на атмосферный воздух ( расчет платы за НВОС ).

5. При разработке проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

6. При подготовке с 01.01.2019 комплексного экологического заключения на выброс (сброс) загрязняющих веществ (для объектов I категории), Декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории),

До получения комплексного экологического заключения на выброс (сброс) загрязняющих веществ (для объектов I категории), Декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории), в порядке, установленным Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом, допускается переоформление или выдача разрешений на выброс (сброс) загрязняющих веществ.

В этом случае устанавливаются лимиты на выброс (сброс)с загрязняющих веществ до поэтапного достижения нормативов - при наличии планов снижения выбросов или сбросов.

7. По требованию государственного органа.

2. Виды источников НВОС, по которым необходимо проводить инвентаризацию

3. Перечень документов, которые должны быть у юридического лица, индивидуального предпринимателя по результатам инвентаризации источника загрязняющих веществ и выбросов загрязняющих веществ

Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

- пункт 2 Правил от 16.05.2016 № 422: разрабатывает ЮЛ, ИП и физические лица;

- пункт 4 Правил от 16.05.2016 № 422: содержание методики;

- пункты 5, 6 Правил от 16.05.2016 № 422: должно быть обоснование применимости методики и ее сравнение с методиками в сопоставимой области применения, включенными в Перечень методик расчета (ведет Минприроды России);

- пункты 1-22 Порядка от 31.07.2018 № 341: описание Порядка ведения Перечня методик расчета;

- пункт 15 Правил от 16.05.2016 № 422 применение методики допускается после ее включения в Перечень методик расчета (ведет Минприроды России).

Документы по инвентаризации источников загрязняющих веществ и выбросов

Решение (приказ и т.д.) о проведении инвентаризации с назначением должностного лица, ответственного за проведение инвентаризации

Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта выбросов

Карта-схема с размещением источников и иных объектов рядом с источниками

Протоколы инструментальных измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Документы об организации, производившей измерения, ее аккредитации с указанием срока действия и области аккредитации

Решение (приказ и т.д.) об определении места хранения результатов инвентаризации выбросов и о назначении должностного лица, ответственного за хранение данных инвентаризации выбросов.

- раздел 1 пункта 2 Порядка от 07.08.2018 № 352 : инвентаризация проводится ЮЛ и ИП, в деятельности которых есть источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- раздел 2 пункта 2 Порядка от 07.08.2018 № 352: решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.

- раздел 3 пункта 2 Порядка от 07.08.2018 № 352 : инвентаризация проводится не позднее чем через 2 года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта НВОС;

- пункт 3 Порядка от 07.08.2018 № 352 : цель инвентаризации – выявление и учет всех источников выбросов, установление их характеристик, определение количественных и качественных показателей выбросов, систематизация и документирование результатов;

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ:

(пункты 3-4 Порядка от 07.08.2018 № 352)

- выявляются и учитываются все источники, их характеристики, количественные и качественные показатели выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются, систематизируются и документируются результаты;

- виды источников: загрязняющие вещества из ненаправленных потоков газа: места загрузки, выгрузки и хранения сырья, материалов, продукции, негерметичности технологического оборудования, отходы на территории (хвостохранилища, карьеры и другие неорганизованные источники); из установленных отверстий (точечные, организованные источники); из установленной линии значительной протяженности (аэрозольные фонари и другие линейные источники); с установленной ограниченной поверхности (площадные и иные неорганизованные источники);

- пункты 11-15 Порядка от 07.08.2018 № 352: систематизация сведений по каждому источнику путем определения координат, присвоения порядковых номеров (с № 0001 с возрастанием), подготовки карты-схемы (масштаб 1:500 или 1: 1000; все источники с указанием их номеров, границы территории, СЗЗ, ближайшей жилой застройки, зоны с особыми условиями, в том числе объекты образовательного, медицинского, спортивного рекреационного назначения, объекты отдыха детей, дачные хозяйства); где более 50 источников – составляется ситуационный план;

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ВЫБРОСОВ

( пункты 5-10 Порядка от 07.08.2018 № 352)

- при проведении инвентаризации выбросов обследуется территория источника, анализируется проектная документация источника, виды деятельности (технология производства), данные предыдущей инвентаризации, результаты производственного контроля и государственного экологического надзора; определяются оборудование, технологические и иные процессы, являющиеся источниками выделения загрязняющих веществ; установление типов источников (организованный, неорганизованный), их видов (точечный, линейный, площадной), наименований (труба, вентшахта, аэрозольный фонарь и т.д.), геометрических характеристик (длина, ширина, высота, при наличии устья – вид и размер устья источника); систематизируются сведения о пространственном размещение источника загрязнения на объекте путем определения координат стационарных источников, присвоения порядковых номеров, подготовка карты-схемы по каждому источнику; определяются показатели выбросов, их качественный и количественный состав, в том числе скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность;

- установление характеристик источника и показателей выбросов осуществляются по каждому источнику и в целом, при всех режимах работы источника с наибольшей допустимой нагрузкой, в том числе при нестационарности выбросов (сезон, загруженность сырьем и топливом, расход сырья, продолжительность работы и т.д.); разделы 4, 5 пункта 9; приложение 1 Порядка от 07.08.2018 № 352;

- пункты 16-31 Порядка от 07.08.2018 № 352: определение показателей выбросов двумя методами: инструментальным и расчетным; в основном применяется инструментальный метод; при применении расчетного метода – его обоснование указывается в отчете о результатах инвентаризации;

основные показатели – максимальные разовые выбросы в граммах в секунду и суммарные годовые (валовые) выбросы в тоннах в год; при инструментальном методе получение данных о выбросах производится с помощью приборов на источнике, в том числе автоматического контроля выбросов, либо путем анализа проб в специально оборудованных местах источника; в протоколах инструментальных измерений указываются методики (методы) измерений и средства измерения, расчет показателей выбросов, сведения об организации, производившей измерения, ее аккредитации с указанием срока действия и области аккредитации; результаты документируются в виде таблиц, изложенных в приложении № 2 с приложением расчетов, актов отбора проб и протоколов количественного определения массовой концентрации загрязняющих веществ и их параметров

допускается в случаях: отсутствия аттестованных методик измерения загрязняющих веществ, возможности забора проб инструментальным методом в соответствии с требованиями национальных стандартов, проведения инструментальных измерений (высокая температура, скорость, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, доступа к источнику); для неорганизованных или линейных источников, в том числе при топливосжигающей установке не более 50 мВт, при нанесении металлопокрытий гальваническим путем, механической обработке металлов, сварочных, окрасочных, взрывных, погрузочно-разгрузочных работах; от инфраструктуры транспортных объектов, дизельных установок, бензоэлектростанций, бензопил; от источников открытого хранения топлива, сырья, веществ, отходов, открытых поверхностей испарений; от карьеров добычи полезных ископаемых; от оборудования и технологических процессов на открытом воздухе или в производственных помещениях, не оборудованных вентиляционными установками; для получения данных о показателях выбросов проектируемых, строящихся и реконструируемых источниках;

для определения показателей выбросов применяются методики расчеты выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов, который формируется и ведется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ

(пункты 32-41 Порядка от 07.08.2018 № 352)

- документирование и хранение данных, полученных в результате инвентаризации выбросов: по результатам инвентаризации составляется отчет, утверждаемый хозяйствующим субъектом, с указанием даты утверждения; в отчет включаются результаты инвентаризации выбросов, описание проведенных работ с указанием нормативно-методических документов, перечень использованных методик измерения показателей выбросов и расчетного определения показателей; к отчеты прилагается карта-схема в соответствии с пунктом 15 Порядка от 07.08.2018 № 352; отчет должен содержать аналитические, инструментальные и расчетные данные, в том числе данные о характеристиках источников, показателях качественного и количественного состава выбросов, разового (в г/с) и валового (в т/ год) значений выбросов; результаты выявления источников, их характеристик, показателей качественного и количественного состава выбросов документируются в виде таблиц, изложенных в приложении № 3 Порядка от 07.08.2018 № 352;

- данные о результатах инвентаризации выбросов, ее корректировки хранятся хозяйствующим субъектом в бумажном и электронном виде и подлежат постоянному хранению;

хозяйствующий субъект определяет место хранения, а также назначает должностное лицо, ответственное за хранение данных инвентаризации выбросов.

Семинар Новые требования к сбросу сточных вод в ЦСВ в 2021 год

Письмо Минприроды РФ № 12-50/10552-ОГ от 28 июля 2021 г. О системе автоматического контроля выбросов или сбросов загрязняющих веществ

Минприроды России рассмотрело обращение по вопросу создания системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ.

Важное из письма Минприроды:

  • В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Федерального закона №7 от 10 января 2002 "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.
  • В соответствии с пунктом 3.1 статьи 67 ФЗ №7 программа ПЭК для объектов I категории, указанных в пункте 9 статьи 67 ФЗ №7, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с ФЗ №7.
  • Согласно пункту 9 статьи 67 Закона №7 на объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учёта показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.
  • Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учёта показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.
  • Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 262 от 13 марта 2019 г. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от №263 13 марта 2019 г.
  • Обязательных требований об оснащении объектов II, III категории автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. На предприятиях, вне зависимости от их категорий по уровню негативного воздействия на окружающую среду, широко распространена автоматизация процессов контроля и учёта выбросов и сбросов.
  • По мнению Минприроды России, при использовании в ходе проведения ПЭК автоматических и автоматизированных средств контроля выбросов или сбросов, соответствующая информация отображается в разделе Программы ПЭК "Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений". Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, применении средств измерений, методик (методов) измерений регулируются Федеральным законом № 102 от 26 июня 2008 г. "Об обеспечении единства измерений". Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению единства измерений, является Росстандарт.

Список документации, которая должна быть в наличии на каждом предприятии, включает в себя десятки наименований. Раньше для того, чтобы эти документы всегда были в наличии, компаниям приходилось открывать специальную штатную единицу — инженер по охране окружающей среды. Но теперь есть более действенный способ — воспользоваться нашими услугами.

Читайте также: